Афанасий, епископ Александрийский: 83. 86. LXXXVI. 89. 144. 145. 151. 170. 233. 234. 235. Афанасий, епископ Долихийский: 247. 249. Афанасий, епископ Верийский: 147. Афанасий, оратор: 19. 20. 22. Афиний, епископ: 147. Афины, Афиняне: 72. 202. Богородица Приснодева Мария: 16. 83. 110. 149 . 151. 146.. 264. 266. Вавилон: 145. Валаам: 246. Валентин (еретик): 81. 82. 104. 125. 145. 147. 151. Варадат, Кирский подвижник: 253. Вардесан (еретик): 104. 125. 145. 151. Василид (еретик): 104. 145. Василий в., епископ Кесарие-Каппадокийской: 83. 89. 145. 146. 151. 170. Василий, пресвитер: 256. Верия, город: 178. 238. Виталий (западный епископ, низложенный Дамасом): 170. Вифинийцы: 170. «Восток», область (префектура): 83. 94. 95. 101. 104. 113. 117. 118. 147. 165. 168. 170. Вромий (? Евномий, языч. божество): 194. Галатийский народ, галаты: 52. 77. 248. Германикия, город: 261. Геронтий: 214. Геронтий, иподиакон: 10. Гиндар, город: 221. 253. Григорий Богослов : 83. 89. 145. 151. 170. Григорий, епископ Нисский: 151. Давид, царь и пророк: 16. 26. 83. 113. 116. 130. 137. 145. 151. 162. 181. 240. 252. Давид, епископ: 248. 250. Дамас, епископ Римский: 144. 145. 151. 170. Дамиан, мученик: 249. Даниил, пресвитер: 179. 217. Даниил, ветхоз. пророк: 145. Дексиан, епископ Селевкийский (в Исаврии): 268. Дельфы: 72. Демосфен: 21. 193. Диоген, епископ: 110. Диоген, епископ Селевковила: 268. Диодор, епископ Тарсийский: 16. Дионисий: 23. 199. Дионисий, епископ: 235. Дионисий, мученик: 144. Диоскор, епископ Александрийский: 86. LXXXVI. 112. 113. CXIII. 138. 147. Долихия, город: 249. Дометиан, пресвитер: 225. Домитиан, квестор: 256. Домнин, епископ Кесарийский: 110. Домн, епископ Антиохийский: 43. 81. 83. 92. 93. 111. 147. Донат, пресвитер: 255. 256. Дорофей, епископ Маркианопольский: 231. Евдемон: 70. Евзоий, епископ Антиохийский, арианин: 112. Евномий (? Вромий, языч. божество): 194. Евномий, еретик: 21. 81. 83. 104. 113. 143. 145. 151. 152. 153. 167. 168. 170. 177. 194. Еврикиан: 214 . Еврикиан, трибун: 253.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о человеке. С. 30. См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Поучение 2-е в неделю мытаря и фарисея. О молитве и покаянии//Сочинения. Т. 4: Аскетическая проповедь и письма к мирянам. С. 31; Поучение в неделю жен-мироносиц. О мертвости духа человеческого//Там же. С. 155. См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Поучение в субботу тридесять второй недели. О молитве//Сочинения. Т. 4: Аскетическая проповедь и письма к мирянам. С. 353. – Ср.: Дух молитвы новоначального 8//Творения. Т. 2. С. 161. См., напр.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Плач инока о брате его, впадшем в искушение греховное. Введение//Приношение современному монашеству. С. 375; О слезах//Творения. Т. 1. С. 193; О евангельских блаженствах//Там же. С. 521. См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о человеке. С. 10, 12. Мф. 12:43; Лк. 11:24. – См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о человеке. С. 10. Там же. С. 57. – Ср. в аскетическом контексте: «В сердечный храм, оставленный Духом Божиим, входят лукавые духи...» ( Игнатий (Брянчанинов), свт. Плач инока. Статья II//Приношение современному монашеству. М.: Изд. им. свт. Игнатия Ставропольского, 2001. С. 423). Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о смерти//Творения: в 7 т. Т. 3. М.: Правило веры, 1993. С. 134. См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о человеке. С. 55. Там же. С. 58. Ср., напр.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Приношение современному монашеству. Гл. 46. С. 320-321. Игнатий (Брянчанинов), свт. О молитве Иисусовой. Беседа старца с учеником. Отдел 1-й: О молитве Иисусовой вообще//Творения. Т. 1. С. 212-213. – Конечно, в христианине при молитве его могут действовать и подлинно благие помыслы и ощущения, происходящие от крещальной благодати и приносимые Ангелом Хранителем, о чём свт. Игнатий также говорит в цитируемом месте, объясняя и отличие их от помыслов и ощущений падшего естества и бесовских. См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о смерти//Творения: в 7 т. Т. 3. С. 166. См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Поучение в неделю жен-мироносиц. О мертвости духа человеческого//Сочинения. Т. 4: Аскетическая проповедь и письма к мирянам. С. 152-153, 154. – Ср.: «Вникавший в свое состояние и в состояние всего рода человеческого, зараженного грехом, подчинившегося духам тьмы, может понять таинственный ответ, данный Спасителю отцом беснующегося о времени, с которого началась болезнь сына: рече: издетска » (Мк. 9:21) ( Игнатий (Брянчанинов), свт. Размышление, заимствованное из 1-го послания святого апостола Павла к Тимофею, относящееся преимущественно к монашеской жизни//Творения. Т. 2. С. 143).

http://bogoslov.ru/article/6176871

74. Там же. 75. Там же. С.87. 76. Ср.: Там же, 2,21. С.98; 25. С.100. 77. [Григорий Палама, свт.]. Против Акиндина, 1,7,20//Соч. Т.3. С.53. 78. Он же. Аподиктические слова, 2,22//Соч. Т.1. С.99. 79. Там же, 26. С.102. 80. [Там же], 2,28//Соч. Т.1. С.103; 29. С.105; Он же. Физические и богословские главы. 36,37//PG 150,1145А-С. 81. Кирилл Александрийский, свт. Сокровище. 34//PG 75,584C. Ср.: [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 2,28-30//Соч. Т.1. С.103-105. 82. [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 2,29-32//Соч. Т.1. С.104-107. 83. Ср.: Там же, 2,30. С.105. 84. Там же, 31. С.106. 85. Иоанн Дамаскин, св. Точное изложение православной веры. 1,8//PG 94,832В-633А. См.: [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 2,32//Соч. Т.1. С.107. 86. [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 2,32//Соч. Т.1. С.107; 33-34. С.108-109; 86. С.110. 87. Ср.: Там же, 2,44. С.117. 88. Ср.: Там же. 89. Василий Великий, свт. Против Евномия, 6//PG 29,736D. См.: [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 2,46//Соч. Т.1. С.119. 90. [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 2,48//Соч. Т.1. С.122. 91. Ср.: [Григорий Палама, свт. Аподиктические слова, 2,48//Соч. Т.1. С.122]. 92. Ср.: Христу П. Введение//Григорий Палама, свт. Соч. Т.2. С.15. 93. [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 2,14//Соч. Т.1.С.92. 94. Там же, 2,65. С.137; 73. С.144. 95. Там же. 96. Там же, 2,65. С.137. 97. Ср.: Там же, 2,66. С.137-138; Возражения на избранные места Иоанна Векка, 9//Соч. Т.1. С.170. 98. Ср.: [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 2,62. С.134; Кирилл Александрийский, свт. Сокровище. 33//PG 75,568С; PG 74,716В. 99. [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 2,63//Соч. Т.1. С.135. 100. Там же. 2,64. С.136. 101. [Григорий Палама, свт. Аподиктические слова], 2,67//Соч. Т.1. С.138. 102. Ср.: Там же, 2,77. С.143; 82. С.152. 103. Как пример этого интереса напомним статью И. Мейендорфа: La procession du Saint Esprit chez les peres orientaux//Russie et chretiente. 1950. P.158-179.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/158/...

Если же кто говорит, что два или три бога или три божества, да будет анафема (свт. Григорий Нисский , 25, 477). Источник. Не оставляй веры крещения твоего и не погубляй печати духовной, чтоб Господь пребывал с душою твоею и покрывал тебя в дни зла (авва Евагрий, 89, 613). И ты при крещении получил благодать Божию и стал причастником Духа, если и не столько, чтобы творить чудеса, то сколько нужно иметь для правильной и благоустроенной жизни... (свт. Иоанн Златоуст , 44, 146). Источник. Развратник ли кто, или блудник, или идолослужитель, или сделал какое-либо другое зло, хотя бы даже он соединил в себе все человеческие пороки, но если он войдет в водную купель, то выйдет из этих божественных струй чище лучей солнечных (свт. Иоанн Златоуст , 45, 255). Источник. ...Обрезание передается верным через посредство святого крещения, а святое крещение – образ Христова воскресения (Свт. Иоанн Златоуст , 45, 876). Источник. ...Бог взял персть от земли и сотворил человека, образовал его; пришел диавол и извратил его; пришел Сам Бог, снова взял человека, восстановил его, обновил его в крещении, и не оставил тела его глиняным, но сделал его «скудельным». Он предал глину огню Духа: Той вы крестит Духом Святым и огнем ( Мф. 3, 11 ); крестит водою, чтобы обновить, а огнем, чтобы укрепить (свт. Иоанн Златоуст , 46, 421). Крестит разве человек? Человек простирает десницу, а управляет рукою Бог (свт. Иоанн Златоуст , 46, 438). ...Если по какой-нибудь причине нужна тебе царская грамота и ты, подав прошение, получил подписанную грамоту, то ты не исследуешь, каким пером подписал ее царь, и на какой бумаге, и какими... чернилами... Так и в крещении: бумага есть совесть, перо – язык священника, рука – благодать Святаго Духа. Поэтому... чрез того, кто исполняет должность священника, пишет эта рука, мы – служители, а не виновники дела (свт. Иоанн Златоуст , 46, 438). Непозволительно тебе, возлюбленный, жить безразлично; но ты назначь себе законы и правила, чтобы делать все тщательно и обнаруживать великую осмотрительность даже и в отношении к тому, что считается безразличным (свт. Иоанн Златоуст , 46, 826). Спаситель не отменил крещения покаяния, но восполнил (призыванием Святой Троицы) и (затем) к этому крещению во имя Святой Троицы присоединил крещение Святым Духом (свт. Иоанн Златоуст , 46, 841). Не станем... назначать детям случайные... имена отцов, дедов, прадедов и людей, знаменитых родом, но имена мужей святых, просиявших добродетелью, стяжавших великое дерзновение у Бога. Впрочем, и на эти имена пусть не надеются ни родители, ни дети, получающие имена, потому что имя без добродетели не приносит никакой пользы (свт. Иоанн Златоуст , 47, 192–193).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Жизнь, братья, преисполнена большой трудности, и непременно должно и праведному и неправедному, и благочестивому и нечестивому страдать (свт. Иоанн Златоуст , 45, 943). С плачем бывает вступление в жизнь, со слезами начало ее, которыми природа предвозвещает будущие страдания (свт. Иоанн Златоуст , 46, 84). ...Не будет нам никакой выгоды от правого учения, когда жизнь будет растленна, как нет пользы от добродетельной жизни, при отсутствии здравой веры (свт. Иоанн Златоуст , 46, 293). Источник. ...Живя в богатстве, ожидай бедности; наслаждаясь благоденствием, жди голода; пользуясь славой, жди бесславия; наслаждаясь здоровьем, жди болезни (свт. Иоанн Златоуст , 46, 433). Источник. Настоящая жизнь есть ристалище, упражнение и борьба, печь, мастерская для добродетели. Как кожевник, получая кожи, сначала разминает их, растягивает, колотит, бьет о стены и камни, и через тысячи разных приспособлений делает их пригодными для окраски, и потом придает им хороший цвет... так действует и Бог в настоящей жизни: желая приготовить души к добродетели, Он и угнетает их, и удручает, и подвергает самым тяжелым испытаниям... (свт. Иоанн Златоуст , 46, 544). Хотя и тесен этот путь, но все же он – только путь, а награды за кроткое и мужественное перенесение его постоянны, бессмертны и гораздо выше его трудностей (свт. Иоанн Златоуст , 46, 657). Пусть жизнь соответствует догматам, и догматы будут глашатаями жизни (свт. Иоанн Златоуст , 47, 13). Источник. Будем же все делать так, чтобы нам и самим жить с доброю совестью, и коснеющих в заблуждении приводить нашею благородною жизнью к истине... (свт. Иоанн Златоуст , 47, 58). ...Будем пользоваться, как должно, долготерпением Божиим и, пока есть еще время, отложив всякую леность, возлюбим добродетель и возненавидим порок (свт. Иоанн Златоуст , 47, 210). ...Должно нам... знать, что... временное удовольствие обыкновенно рождает непрестанную скорбь и нескончаемое мучение, а не обманывать самих себя и не думать, будто настоящею жизнью оканчивается наше существование (свт. Иоанн Златоуст , 47, 211).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Если ты не простил врага, то не ему нанес вред, а самому себе... (свт. Иоанн Златоуст , 45, 424). Ничего так не отвращается Бог, как человека злопамятного, как сердца надменного и раздражительного (свт. Иоанн Златоуст , 45, 429). Источник. Если ты не оставишь ближнему своему обиды, то и Отец твой Небесный не отпустит тебе грехов твоих (свт. Иоанн Златоуст , 45, 455). Что... может быть хуже злопамятства, когда оно отъемлет назад и явленное уже человеколюбие Божие... (свт. Иоанн Златоуст , 46, 14). Источник. ...Злопамятство есть двойное зло, потому что (само) никакого не имеет извинения пред Богом, да и другие грехи наши, хотя они и прощены будут, опять возобновляет и ставит против нас... (свт. Иоанн Златоуст , 46, 15). Источник. ...Победив этот грех, можем получить некоторое снисхождение, хотя у нас будет и множество грехов (свт. Иоанн Златоуст , 46, 15). Блистательная победа – та, когда ты побеждаешь зло добром, т. е. незлопамятством, оставив гнев и злопамятство (свт. Иоанн Златоуст , 46, 176). Источник. Не будь же злопамятен... мы рабы Того, Который на Кресте сказал: отпусти им: не ведят бо что творят ( Лк. 23, 34 ) (свт. Иоанн Златоуст , 46, 406). Источник. Иные изглаждают грехи свои бдениями, лежанием на земле и бесчисленными подвигами, а ты можешь уничтожить все согрешения свои гораздо более легким способом – непамятованием зла (свт. Иоанн Златоуст , 51, 261). Очистим же душу свою от памятозлобия; этого довольно будет, чтобы и нам быть услышанными... (свт. Иоанн Златоуст , 52, 325). ...Есть и другой вид неистовства, еще худший (ярости). Какой? Тот, когда не хотят оставить гнева, но питают в себе памятозлобие, как какого домашнего палача. Самих же их первых мучит памятозлобие еще и здесь, не говоря о будущем. Подумай, какое терпит мучение человек, возмущенной душою, каждый день помышляя о том, как бы отомстить врагу? Прежде всего, он мучит сам себя и томится, раздражаясь, досадуя на самого себя, разгорячаясь. Точно огонь постоянно горит в тебе, и, когда горячка усиливается до такой степени, ты не ослабляешь ее, думаешь, как бы причинить какое зло другому; а между тем терзаешь самого себя, постоянно нося в себе сильный пламень, не давая успокоиться душе своей, постоянно свирепея и содержа ум свой в тревоге и смятении.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

По Трисвятом – тропарь свт. Феофана, глас 8й. «Слава» – тропарь свт. Григория, глас 4й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1й. После пения тропарей на великой вечерне (без бдения) отверзаются царские врата . Диакон произносит: «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благословен…». Певцы: «Утверди, Боже…». Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит великий отпуст . Отпуст: «Иже во Иордане…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1й (единожды), тропарь свт. Феофана, глас 8й (единожды). «Слава» – тропарь свт. Григория, глас 4й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1й. Кафизмы 7я и 8я. Малые ектении. По 1м стихословии – седален свт. Феофана, глас 8й: «Непостижимый Свет…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 3й: «Владыка днесь…» (см. в службе свт. Григория). По 2м стихословии – седален свт. Феофана, глас 8й: «Непостижимый Свет…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 4й: «Богоявления время…» (см. в службе свт. Григория). Полиелей. Величание свт. Феофана и избранный псалом. Седален святителя по полиелее, глас 4й: «Премудрый учителю…» (дважды). «Слава, и ныне» – праздника (по выбору, см. по 1м или 2м стихословии в службе свт. Григория) или Богородичен, глас тот же: «Необоримая Предстательнице…» . Степенна – 1й антифон 4го гласа. Прокимен свт. Феофана, глас 4й: «Честна пред Господем смерть преподобных Его»; стих: «Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?». Евангелие – Ин., зач. 35 (от полу). По 50м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя Феофана…». Стихира святителя, глас 6й: «Излияся благодать…». Каноны: праздника 1й со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), свт. Феофана на 6 и свт. Григория на 4. Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия праздника: «Глубины открыл есть дно…». По 3й песни – кондак и икос праздника, глас 4й, кондак и икос свт. Григория, глас 1й, ин кондак свт. Григория, глас 2й; седален свт. Феофана, глас 8й. «Слава» – седален свт. Григория, глас 3й, «И ныне» – седален праздника, глас 1й.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

На входе – «...во Иордане крестивыйся...». По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь праздника, тропарь свт. Феофана, тропарь свт. Григория; кондак свт. Феофана, кондак свт. Григория. «Слава» – ин кондак свт. Григория, «И ныне» – кондак праздника. В храме Богородицы – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь свт. Феофана, тропарь свт. Григория; кондак праздника, кондак свт. Феофана, кондак свт. Григория. «Слава» – ин кондак свт. Григория, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь свт. Феофана, тропарь свт. Григория; кондак храма, кондак свт. Феофана, кондак свт. Григория. «Слава» – ин кондак свт. Григория, «И ныне» – кондак праздника. Поется Трисвятое. Прокимен – праздника, глас 4-й: «Благословен грядый во Имя Господне...», стих: «Исповедайтеся Господеви...»; и святителей, глас 7-й: «Честна пред Господем...». Аллилуиарий – праздника, глас 4-й: «Принесите Господеви...», и святителей, глас 2-й: «Священницы Твои облекутся...». О Крещенской отступке апостольских и евангельских чтений В 2023 году по причине Крещенской отступки: В седмицу 33-ю по Пятидесятнице (с 10 по 15 января) читаются рядовые чтения 32-й седмицы. В Неделю 33-ю по Пятидесятнице (16 января) читаются воскресные чтения 32-й Недели (о Закхее). В седмицу 34-ю по Пятидесятнице (с 17 по 22 января) читаются рядовые чтения 33-й седмицы. Апостол и Евангелие – дня, свт. Феофана (Евр., 318 зач.; Ин., 36 зач.) и свт. Григория (1 Кор., 151 зач.; Мф., 34 зач., от полу). Задостойник праздника. Причастен – праздника: «Явися благодать Божия...», и святителей: «В память вечную...». Отпуст: «Иже во Иордане...». 1 См.: Минея-Январь. Ч. 1. М., 2002. С. 615–625. 2 О порядке пения служб на повечерии см. 22 февраля, во вторник 2-й седмицы Великого поста. 3 В этом случае служба прп. Дометиана переносится на повечерие и поется вместе со службой прп. Маркиана. О порядке пения служб на повечерии см. 22 февраля, во вторник 2-й седмицы Великого поста. 4 Начало великой вечерни при полиелейной службе отличается от начала великой вечерни в составе бдения тем, что начальный возглас – «Благословен Бог наш...», а не «Слава Святей...» (иерей произносит возглас по окончании 9-го часа на амвоне, при закрытых царских вратах и открытой завесе), и тем, что 103-й псалом читается, а не поется.

http://patriarchia.ru/bu/2023-01-23/

Далее трактат завершается пространным рассуждением о том, что объединение феодосиан и гайянитов не соответствует ни одному из трех приведенных видов икономии и на самом деле является предательством их собственной веры, за которую они, по их словам, готовы были отдать свою жизнь. Таковы сведения о трактате, которые мы можем почерпнуть из пересказа свт. Фотия. Другой источник сведений о содержании трактата – письма прп. Феодора Студита, в которых упоминается трактат свт. Евлогия. Однако они не добавляют чего-то принципиально нового к сведениям, содержащимся в пересказе свт. Фотия. Единственно стоит отметить более точное цитирование прп. Феодором случая с Феодором Мопсуестийским, которого, согласно пересказу Фотия, якобы поминал свт. Кирилл Александрийский. В одном из писем прп. Феодора данный пример из трактата свт. Евлогия описывается так: «Впрочем, нужно возвратиться к твоим вопросам. Ты спрашиваешь, почему божественный Кирилл Александрийский соблюдал икономию, позволив не отделяться от тех, которые на востоке поминали в диптихах еретика Феодора Морпсуестийского? Потому что догматы благочестия у них соблюдались в совершенно неповрежденном и надлежащем виде. Так написано упоминающим об этом святым Евлогием, архиепископом Александрийским, в его слове «Об икономии», употребление которого мы объяснили в составленном нами особом сочинении «Об икономии вообще». Итак, разрешение дал сам рассказавший об этом. В каком-нибудь другом месте не сказано об этом, и нет нужды искать другого» . Насколько можно понять, прп. Феодор считал, что свт. Евлогий в рассматриваемом трактате первым упомянул случай с поминовением Феодора Мопсуестийского свт. Кириллом. Однако это не так. На самом деле случай с Феодором описывается в письме свт. Кирилла Александрийского к свт. Проклу, патриарху Константинопольскому . Вероятно именно это письмо и послужило источником для свт. Евлогия. В письме свт. Кирилла говорится о том, что некоторые в Константинополе требовали анафематствовать уже умершего к тому времени Феодора Мопсуестийского. Однако сам свт. Кирилл, хотя и осуждал его сочинения, считал полезным не предавать анафеме этого известного и почитаемого на востоке человека, чтобы не вводить в смущение его почитателей, которые, несмотря на преклонение перед Феодором, придерживались православного образа мысли. Таким образом, у свт. Кирилла речь шла о том, чтобы сохранить общение не с Феодором Мопсуестийским, который к тому времени уже умер, а с его почитателями на востоке. Свт. Фотий, видимо, просто перепутал в своем пересказе самого Феодора и его почитателей. Прп. Феодор же пересказывает свт. Евлогия не делая этой ошибки, хотя и показывая неосведомленность об источнике свт. Евлогия – письме свт. Кирилла к Проклу Константинопольскому.

http://bogoslov.ru/article/1598312

По Трисвятом – тропарь свт. Феофана, глас 8-й. «Слава» – тропарь свт. Григория, глас 4-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. После пения тропарей на великой вечерне (без бдения) отверзаются царские врата . Диакон произносит: «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благословен...». Певцы: «Утверди, Боже...». Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит великий отпуст . Отпуст: «Иже во Иордане...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (единожды), тропарь свт. Феофана, глас 8-й (единожды). «Слава» – тропарь свт. Григория, глас 4-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. По 1-м стихословии – седален свт. Феофана, глас 8-й: «Непостижимый Свет...» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 3-й: «Владыка днесь...» (см. в службе свт. Григория). По 2-м стихословии – седален свт. Феофана, глас 8-й: «Непостижимый Свет...» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 4-й: «Богоявления время...» (см. в службе свт. Григория). Полиелей. Величание свт. Феофана и избранный псалом. Седален святителя по полиелее, глас 4-й: «Премудрый учителю...» (дважды). «Слава, и ныне» – праздника (по выбору, см. по 1-м или 2-м стихословии в службе свт. Григория) или Богородичен, глас тот же: «Необоримая Предстательнице...» . Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен свт. Феофана, глас 4-й: «Честна пред Господем смерть преподобных Его»; стих: «Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?». Евангелие – Ин., зач. 35 (от полу). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя Феофана...». Стихира святителя, глас 6-й: «Излияся благодать...». Каноны: праздника 1-й со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), свт. Феофана на 6 и свт. Григория на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия праздника: «Глубины открыл есть дно...». По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й, кондак и икос свт. Григория, глас 1-й, ин кондак свт. Григория, глас 2-й; седален свт. Феофана, глас 8-й. «Слава» – седален свт. Григория, глас 3-й, «И ныне» – седален праздника, глас 1-й.

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-23/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010