Фундуш заменный Яна Литавура Хребтовича//Национальный исторический архив Беларуси. Ф. 147. Оп. 2. Д. 175. Л. 234а. Вводный акт с обмежеванием земель, принадлежащих Лавришовскому монастырю, данный митрополиту Ипатию Потею//Акты издаваемые Виленскою археографическою комиссиею. Т.11. Вильна: Типография А.В. Сырнина, 1880. С. 66 – 70. Вкладная грамота Ивашко Сухака Беликовича в Лаврашев монастырь//Национальный исторический архив Беларуси. Ф. 147. Оп. 2. Д. 175. Л. 1399 – 1399об. Копия этого документа, записанная латиницей: Копия вкладной грамоты Ивашко Сухака Беликовича в Лаврашев монастырь//Национальный исторический архив Беларуси. Ф. 147. Оп. 2. Д. 175. Л. 1227 - 1227об. Как предполагается, прославление преп. Елисея состоялось на соборе в г. Вильно в 1514 году при митрополите Киевском и всея Руси Иосифе II Солтане. См.: Котельников А., свящ. К вопросу об основателе Лавришевского монастыря. URL: http://www.bogoslov.ru/text/2488869.html . (дата обращения 29.03.2012). Речь идет о Федоре Богдановиче Хребтовиче, в конце XV века – дворном подскарбии, владельце имения Сенно, полученного от короля в 1494 г. В начале XVI века Феодор Хребтович занимает дожность уже земского подскарбия. См.: Wolff J. Senatorowie i dygnitarze Wielkiego Ksi stwa Litewskiego 1386—1795. Krakó w, 1885. S. 191. Вкладная грамота Федко Хрептовича в Лаврашев монастырь//Национальный исторический архив Беларуси. Ф. 147. Оп. 2. Д. 175. Л. 1699-1699об. Фундушовая запись от Онуфрия Витонизскаго Лавишовскому монастырю на две уволоки сенокосной земли в Щорсовской пуще//Акты издаваемые Виленскою археографическою комиссиею. Т.11. Вильна: Типография А.В. Сырнина, 1880. С. 11-12. Вклад Оношко Витонизкого и его детей Андрея и Феодора в Лавришевский монастырь//Национальный исторический архив Беларуси. Ф. 147. Оп. 2. Д. 175. Л. 1666 – 1666об. Письмо короля Казимира наместнику Новогородскому Петру Монтигирдовичу//Национальный исторический архив Беларуси. Ф. 147. Оп. 2. Д. 175. Л. 1261 – 1261об. Письмо короля Казимира наместнику Новогородскому Юшко Ганцевичу//Национальный исторический архив Беларуси. Ф. 147. Оп. 2. Д. 175. Л. 1264 – 1264об.

http://bogoslov.ru/article/2973415

В 371 г. имп. Валент разделил Каппадокию на две области, в связи с чем прежде подчинявшийся свт. Василию Великому епископ города Тианы Анфим, не замеченный в стойкой приверженности никейству, стал митрополитом и вышел из подчинения свт. Василию. Чтобы противодействовать этому, свт. Василий решил создать новые епископские кафедры на территории, формально входящей в ведомство Анфима, и поставить туда своих сторонников. Одну из таких кафедр свт. Василий создал при городе Сасимы, и в 372 г. поставил туда епископом свт. Григория. К этому времени свт. Григорий имел опыт фактического управления назианзской епархией; данный шаг свт. Василия привел к невозможности для свт. Григория стать епископом Назианза, поскольку епископ одного города, согласно 15-му правилу I Вселенского собора, не может принять управление другим городом. Несмотря на то, что сначала свт. Григорий согласился быть епископом Сасим, в конце концов он не был согласен с тем, что ради церковной политики свт. Василия ему нужно было принимать епископский сан в Сасимах. Фактически он был епископом в Сасимах только номинально, не служил там служб и не рукополагал клириков. В 379 г. на императорском престоле Валента сменил Феодосий, который был расположен к сторонникам никейства. Тогда же к свт. Григорию обратилась группа православных из Константинополя, не желавших быть под началом еп. Демофила, предводителя партии омиев, с той целью, чтобы свт. Григорий возглавил православных в Константинополе. Свт. Григорий прибыл в Константинополь и начал служить в небольшом домовом храме. Противники свт. Григория всячески старались изгнать его из Константинополя; они обвиняли его в убийстве и говорили, что его учение о Троице является учением о трех богах 864 . В начале 380 г. император Феодосий начал подготовку ко II Вселенскому собору и единственным достойным кандидатом на место еп. Демофила Феодосий посчитал свт. Григория. В итоге на II Вселенском соборе свт. Григорий участвовал в качестве архиепископа Константинопольского. Немного спустя после начала собора умер его председатель свт. Мелетий Антиохийский , и свт. Григорий занял его место. После того как свт. Григория обвинили в нарушении 15-го правила I Вселенского собора за то, что он, будучи епископом Сасим, стал архиепископом в Константинополе, он попросил об отставке, каковая была принята собором и императором. Однако одной из важнейших причин сложившейся ситуации, в результате которой свт. Григорий подал в отставку на II Вселенском соборе, как он считал, является тот факт, что он настаивал на признании божественности Святого Духа 865 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Василий Великий , свт. Подвижнические уставы подвизающимся в общежитии и в отшельничестве//Там же. С. 320–376. Василий Великий , свт. Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах//Там же. С. 223–319. Василий Великий , свт. Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах//Там же. С. 149–222. Василий Великий , свт. О Крещении. М.: Сибирская Благозвонница, 2012. Гомер. Илиада/Пер. с древнегреч. Н. И. Гнедича. URL: http://www.rvb.ru/homerus/iliada/01text/23.htm (дата обращения 27. 05. 2013). Григорий Богослов , свт. Жалобы на свои страдания//Он же. Творения. В 2-х т. М.: Изд-во Сибирская благозвонница, 2007. Т. 2. С. 272–274. Григорий Богослов , свт. О воплощении (против Аполлинария)//Там же. С. 30–32. Григорий Богослов , свт. О космосе/Пер. с древнегреч. Т. Г. Сидаша//Литературно-философский альманах Александрия. URL: http://alexandria.ushmanov.ru/bogoslov.htm (дата обращения 17. 03. 2014). Григорий Богослов , свт. Письмо 171. К Палладию//Он же. Творения. Т. 2. С. 519. Григорий Богослов , свт. Плач о страданиях души своей//Там же. С. 295–302. Григорий Богослов , свт. Слово 2, к призвавшим вначале, но не встретившим св. Григория//Там же. Т. 1. С. 24–26. Григорий Богослов , свт. Слово 4, первое обличительное на царя Иулиана//Там же. С. 61–106. Григорий Богослов , свт. Слово 5, второе обличительное на царя Иулиана//Там же. С. 107–124. Григорий Богослов , свт. Слово 7, надгробное брату Кесарию//Там же. С. 137–149. Григорий Богослов , свт. Слово 14//Там же. С. 175–196. Григорий Богослов , свт. Слово 27, против евномиан и о богословии первое, или предварительное//Там же. С. 327–332. Григорий Богослов , свт. Слово 28, о богословии второе//Там же. С. 333–350. Григорий Богослов , свт. Слово 29, о богословии третье, о Боге Сыне первое//Там же. С. 351–363. Григорий Богослов , свт. Слово 30, о богословии четвертое, о Боге-Сыне второе//Там же. С. 364–375. Григорий Богослов , свт. Слово 31, о Святом Духе//Там же. С. 376–391. Григорий Богослов , свт. Слово 37, на евангельские слова: Егда сконча Иисус словеса сия и пр. ( Мф 19. 1 )//Там же. С. 432–441.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

37. Ср.: [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 1,15//Соч. Т.1. С.44. 38. [Григорий Палама, свт.]. К Акиндину 1,3//Соч. Т.1. С.205; Аподиктические слова, 1,13//Соч. Т.1. С.40. 39. Он же. Аподиктические слова, 2,32-33//Соч. Т.1. С.107-108. 40. Он же. К Акиндину I,4//Соч. Т.1. С.206. 41. Там же. 42. Там же. 7. С.209; Аподиктические слова, 1,14//Соч. Т.1. С.43. 43. Василий Великий, свт. Против Евномия, 5//PG 29,712А; ср.: [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 1,7//Соч. Т.1. С.210. 44. [Григорий Палама, свт.]. К Акиндину 1,7//Соч. Т.1. С.210; Аподиктические слова, 1,15//Соч. Т.1. С.43. 45. Там же. С.43-44. Ср.: Там же. 1,7. С.34. См. также: Христу П. Введение. С.17. 46. Ср.: [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 1,18//Соч. Т.1. С.46. 47. См.: [Григорий Палама, свт. Аподиктические слова], 1,23//Соч. Т.1. С.52; Григорий Богослов, свт. Слово 42,15//PG 36,476. 48. [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 1,28//Соч. Т.1. С.53-54. 49. Там же. 1,23. С.53. 50. Ср.: Там же. 1,34. С.64. 51. Ср.: Там же. 1,25. С.52-53; там же, 2,58. С.131. См.: Григорий Нисский, свт. Большое огласительное слово, 2//PG 45,17В; Иоанн Дамаскин, св. Точное изложение православной веры, 1,7//PG 94,805В. 52. Здесь св. Григорий Палама объясняет упомянутые в предыдущей сноске тексты святых Григория Нисского и Иоанна Дамаскина. См. также: [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 2,75//Соч. Т.1. С.146. 53. Там же. 2,75. С.146; 2,56. С.129; 2,57. С.120. Ср.: Аподиктические слова, 1,23. С.52. См.: Григорий Нисский, свт.//PG 45,133В. [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 2,51//Соч. Т.1. С.125. 54. См. об этом: Агуридис С. Filioque. ε ου εο. Εε. [Филиокве. О Святом Духе. Экзегетические исследования. Афины], 1971. С.34-35. 55. [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 1,32//Соч. Т.1. С.60. 56. Там же. 1,33. С.61. 57. Там же. 58. См.: Там же; также: 1,36. С.67. [Григорий Палама, свт.]. Возражения на избранные места Иоанна Векка, 4//Соч. Т.1. С.166. 59. Василий Великий, свт. Против Евномия, 1,20//PG 29,587АВ; См.: [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 1,33//Соч. Т.1. С.62.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/158/...

1050. Слово на святую и спасительную Пасху. С. 8891. 2017/17. In sanctum et salutare Pascha (yulgo In Christi resurrectionem oratio iv). CPG 3176. PG 46, 681684. 1051. Слово на день, называемый по местному обычаю у каппадокийцев: πισωζομνη (Эписозомени) то есть на праздник вознесения Господа нашего Иисуса Христа. С. 9297. 2017/19. In ascensionem Christi. CPG 3178. PG 46, 689693. 1052. Слово о Святом Духе. С. 98104. TLG 2017/63. De Spiritu Sancto sive In pentecosten. CPG 3191. PG 46, 696701. 1053. Похвальное слово святому первомученнику Стефану. С. 105125. —456— 2017/40. Encomium in sanctum Stephanum protomartyrem i. CPG 3186. PG 46, 701721. TCO 45. Кн. 2. 1054. Слово о жизни святого Григория Чудотворца . С. 126197. TLG 2017/69. De vita Gregorii Thaumaturgi. CPG 3184. PG 46, 893957. 1055. Похвальное слово великомученику Феодору (Тирону). С. 198212. TLG 2017/65. De sancto Theodoro. CPG 3183. PG 46, 736748. 1056. Похвальное слово 1 святым сорока мученикам. С. 213221. TLG 2017/66. Encomium in XL martyres i. CPG 3188. PG 46, 749756. 1057. Похвальное слово 2 святым сорока мученикам. С. 222238. TLG 2017/66. Encomium in XL martyres i. CPG 3188. PG 46, 757772. 1058. Похвальное слово 3 святым сорока мученикам, произнесенное во храме их. С. 239256. TLG 2017/67. Encomium in XL martyres ii. CPG 3189. PG 46, 773788. 1059. Похвальное слово преподобному отцу нашему Ефрему. С. 257293. TLG 2017/68. In sanctum Ephraim. CPG 3193. PG 46, 820849. TCO 45. Кн. 3, 4. 1060. Слово в день памяти Василия Великого , родного брата. С. 294325. 2017/48. In Basilium fratrem. CPG 3185. PG 46, 788820. 1061. О жизни преподобной Макрины, сестры Василия Великого (к Олимпию монаху). С. 326373 919 . 2017/41. Vita sanctae Macrinae. CPG 3166. PG 46, 9601000. 1062. Надгробное слово Мелетию Великому, епископу Антиохийскому. С. 374387. 2017/21. Oratio funebris in Meletium episcopum. CPG 3180. PG 46, 852864. 1063. Надгробное слово Пульхерии. С. 388402. 2017/22. Oratio consolatoria in Pulcheriam. CPG 3181. PG 46, 864877.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

3 .1.1. Свт. Афанасий Александрийский. Антиарианская полемика: триадология, учение о творении, учение о грехопадении, христология, сотериология. Агиографический труд свт. Афанасия. Литература. Флоровский Г., прот. Восточные Отцы IV столетия. Любое издание. Афанасий Великий (Александрийский)//Православная энциклопедия. Попов И. В. Патрология. Краткий курс. М., 2003. Свт. Афанасий Великий . Слово о Воплощении Бога Слова. Вопросы для самопроверки. 1 . Что такое арианство? Охарактеризуйте это учение. 2 . Что означает в триадологии свт. Афанасия термин «единосущие»? 3 . Какие творения свт. Афанасия вы знаете? 4 . Что означает в богословии свт. Афанасия выражение: «вхождение Слова во вселеную»? 5 . Охарактеризуйте учение свт. Афанасия об обожении. Учение какого другого, более древнего, чем свт. Афанасий, Святого Отца оно вам напоминает? Почему? 6 . Каков главный агиографический труд свт. Афанасия? Каково его содержание? 3 .1.2. Свт. Василий Великий. Учение о богопознании. Учение о Св. Троице и особенности учения о Св. Духе; полемика с арианством. Богословская терминология. Космология святителя Василия. Толкование Священного Писания . Св. Василий о Св. Предании и литургической жизни Церкви. Свт. Василий как автор уставов и канонов. Суждения свт. Василия об искусстве и языческой образованности. Литература. Флоровский Г., прот. Восточные Отцы IV столетия. Любое издание. Василий Великий //Православная энциклопедия. Попов И. В. Патрология. Краткий курс. М., 2003. Свт. Василий Великий . На слова «внемли себе». Вопросы для самопроверки. 1 . Охарактеризуйте учение свт. Василия о сотворении мира. Какой из методов толкования Священного Писания он в основном использует в своем «Шестодневе»? 2 . Какие произведения свт. Василия вы знаете? Кратко охарактеризуйте их. 3 . Что говорит свт. Василий о сотворении Богом ангелов? 4 . В чем особенность апологетического подхода свт. Василия к защите учения о Божестве Св. Духа? 5 . Каковы основные доводы свт. Василия в его полемике с арианством? 6 . Каково значение и содержание основных богословских терминов свт. Василия?

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/sv...

Использованная литература: Здесь и далее выделение текста шрифтом, при сохранении исходной орфографии, производится для подчёркивания смысла наиболее важных фрагментов цитат. При такой постановке вопроса невольно и вместе с тем с особой силой обозначается задача правильно разграничить истинно христианские воззрения и воззрения тех людей и сообществ, которые лишь называются христианскими. Ключевые постулаты «классического» эволюционизма: 1) естественный отбор и борьба за существование как движущие силы эволюции, 2) развитие сложной жизни из простых элементов (неживых, становящихся живыми), 3) самопроизвольность эволюции и доминирующая роль случая в эволюции, 4) наличие общего предка (или нескольких общих предков) у всех живых существ. «Креационизм (от лат. creare - создавать, форма creatio - создаю) - философско-теистическая концепция, зародившаяся среди христианских учёных, утверждающая происхождение Вселенной, Земли, человека и всех форм жизни в результате творческого акта личного сверхприродного Абсолюта, Творца всего сущего - Бога. Своим становлением креационизм обязан священным текстам христианской религии, утверждающим генезис бытия через творческий акт Создателя, сотворившего Вселенную из небытия (ничего), а затем все виды (роды) живого в земной биосфере и человека из различных форм неживой природы» Таковыми святыми отцами являются: сщмч. Дионисий Ареопагит (+96), сщмч. Иустин Философ (+165), свт. Феофил Антиохийский (+183), свт. Ириней Лионский (+202), сщмч. Ипполит Римский (+235), сщмч. Викторин Патавский (+303), свт. Мефодий Олимпийский, еп. Патарский (+312), свт. Афанасий Великий (+373), прп. Ефрем Сирин (+373), свт. Василий Великий (+379), свт. Кирилл Иерусалимский (+386), свт. Григорий Богослов (+390), свт. Григорий Нисский (+394), свт. Амвросий Медиоланский (+397), свт. Епифаний Кипрский (+403), свт. Иоанн Златоуст (+407), блж. Августин Иппонский (+430), свт. Лев Великий, Папа Римский (+461), блж. Феодорит Кирский (+457), св. император Юстиниан (+565), свт. Исидор Севильский (+636), прп. Максим Исповедник (+662), прп. Исаак Сирин Ниневийский (+I пол. VIII в.), прп. Анастасий Синаит (+нач. VIII в.), св. Иоанн Дамаскин (+ок. 753), свт. Фотий Константинопольский (+896), прп. Симеон Новый Богослов (+1022), блж. Феофилакт Болгарский (+нач. XII в.), прп. Евфимий Зигабен (+1122), свт. Григорий Палама (+1357), прп. Епифаний Премудрый (+ок. 1420), прп. Иосиф Волоцкий (+1515), прп. Максим Грек (+1556), свт. Димитрий Ростовский (+1709), свт. Филарет Московский (+1867), свт. Игнатий (Брянчанинов) (+1867), свт. Феофан Затворник (+1894), св. прав. Иоанн Кронштадтский (+1908), сщмч. Владимир Киевский (Богоявленский) (+1918), прп. Иустин (Попович) (+1979) С. 105-121].

http://ruskline.ru/opp/2019/aprel/13/poc...

Установление нобярьской и триодной памятей святителя. Вопреки распространенным в литературе представлениям (ср.: Meyendorff J.Introduction à l " étude de Grégoire Palamas. Paris, 1959. P. 169; Les Regestes des actes du Patriarcat de Constantinople, N 2540) нет оснований считать, что патриарх Константинопольский свт. Филофей Коккин, автор первоначальных службы и Жития свт. Григория Паламы (по собственному свидетельству свт. Филофея в томосе Собора 1368 г.; см.: PG. 151. Col. 711), установил именно триодную память святого. Эти представления основаны, во-первых, на убеждении исследователей в неизменности практики литургического почитания свт. Григория Паламы; во-вторых, на атрибуции триодной службы свт. Григория Паламы свт. Филофею; в-третьих, на словах самого свт. Филофея, который в соборном томосе о замене локального почитания свт. Григория Паламы общецерковным проводит параллель между ней и историей прославления свт. Афанасия К-польского († после 1315), когда в неделю Торжества Православия в храм Св. Софии монахами-почитателями свт. Афанасия была торжественно внесена его икона, и только потом почитание святого было утверждено как общецерковное (PG. 151. Col. 712). Но последний из этих аргументов не может служить основанием для отождествления установленного в 1368 г. общецерковного почитания свт. Григория Паламы (см.: Rigo. 1993) с его триодной памятью — история с процессией с иконой свт. Афанасия в неделю Торжества Православия приведена свт. Филофеем лишь в качестве примера, а сам факт шествия с иконой святого в эту неделю (когда ежегодно совершалось шествие с различными иконами) вовсе не влечет за собой увязывание памяти святого с периодом Великого поста (так, память упоминаемого свт. Филофеем свт. Афанасия К-польского совершается 24 октября),— а исследование рукописей XIV–XVI вв. опровергло оба других аргумента. Во-первых,— как убедительно показал диак. (ныне прот.) Василий Волудакис в своем анализе данных греческой рукописной традиции (исследователь использовал лишь рукописи собраний Греции, но его выводы подтверждаются и на материале греческих рукописей др. собраний),— практика петь службу свт. Григорию Паламе во 2-ю неделю Великого поста возникла не ранее 2-й пол. XV в. (Boloudakes. S. 33–42; одно из наиболее ранних свидетельств о появлении этой практики, неупоминаемое Волудакисом, содержится в рукописи Vindob. Gr. Theol. 187. Fol. 72, ок. 1500 г.), тогда как ноябрьская память святого, напротив, была известна уже к последней четверти XIV в. Во-вторых, ноябрьское последование свт. Григория Паламы сохранилось уже в современных свт. Филофею рукописях и содержит в том числе 2 канона с именем Филофей в акростихе, а триодное последование свт. Григория Паламы известно по рукописям не ранее рубежа XV и XVI вв. и вместо канонов авторства Филофея, как правило, содержит другой канон — без акростиха в тропарях, но с именем Георгий в акростихе богородичнов.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204629...

См.: Св. Иустин Философ. О воскресении. Гл. 5, 6//Творения. М., 1995. С. 473–475. 1033 Свт. Иоанн Златоуст. О воскресении мертвых. Гл. 6//PG. 50, 249; На 1–е Посл. к Фес. беседа 7, 2//PG. 62, 436. 1034 Свт. Анастасий Синаит. Указ. соч. С. 160. 1035 Свт. Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные… Поучение 18. Ст. 12. М., 1991. С. 300. 1036 Св. Иустин Философ. О Воскресении. Гл. 9//Творения. М., 1995. С. 482. 1037 Свт. Анастасий Синаит. Указ. соч. С. 158–159. 1038 Татиан. Речь против эллинов. Гл. 6//Ранние отцы Церкви. Брюссель, 1988. С. 375. 1039 Свт. Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные… Поучение 18. Ст. 2–3. М., 1991. С. 294–295; См. и Правила святых Апостолов, 5 : 7, 2//ΒΕΠΕΣ. 2, 79 (12–15). 1040 Свт. Афанасии Великий. К Антиоху правителю. Вопросоотв. 114//ΒΕΠΕΣ. 35, 134–135. 1041 Свт. Иоанн Златоуст. На 1–е Посл. к Фес. беседа 7, 2–3//PG. 62, 436–440. 1042 Свт. Мефодий Олимпский. О воскресении. Ст. 40//ΒΕΠΕΣ. 18, 137 (32–37). 1043 Преп. Макарий Египетский. Духовные беседы. Беседа 1. Сергиев Посад, 1994. С. 4–12. 1044 Свт. Иоанн Златоуст. Отрывок беседы на блаж. Иова//PG. 64, 620D. 1045 П. Ν. Τρεμπελα. Δογματικ της " Ορθοδξου Καθολικς " Εκκλησας. θηναι, 1961. Τ. 3. Σ. 467. 1046 Свт. Иоанн Златоуст. На 1–е Посл. к Кор. беседа 41, 2//PG. 61, 356–357. 1047 Там же, беседа 42, 2//PG. 61, 364–365. 1048 Свт. Иоанн Златоуст. На 2–е Посл. к Кор. беседа 10, 3//PG. 61, 470. 1049 Π. Ν. Τρεμπελα. Δογματικ της " Ορθοδξου Καθολικς " Εκκλησας. θηναι, 1961. Τ. 3. Σ. 473. 1050 Свт. Кирилл Иерусалимский. Поучение огласительное… Поучение 18. Ст. 18. М., 1991. С. 305. 1051 Преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Слово 85. 1052 Свт. Григорий Нисский. Слово к Пульхерии//PG. 46, 877 А. 1053 Свт. Иоанн Златоуст. На 1–е Посл. к Кор. беседа 41, 3//PG. 61, 359. 1054 Свт. Григорий Нисский. О тех, кого оплакивают…//PG. 46, 532. 1055 Г. Μαντζαριδου. Παλαμικ. Θεσσαλ., 1973. Σ. 260. 1056 Свт. Иоанн Златоуст. О наслаждении будущими (благами). Гл. 6//PG. 51, 352–353. 1057 Π. H. Трембелас, комментируя слова Деяний: «И собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима» (Деян. 1, 4), — приводит мнение Феофилакта Болгарского, который замечает: «После Воскресения (Господь) уже не по необходимости ел и пил, но только чтобы уверить всех в истинной природе тела, которое и добровольно пострадало, и воскресло, как подобает Богу… А то, каким образом (все это произошло), — не нам сказать. Но все это произошло некоторым необычным образом: не потому, что природа нуждалась в пище, но по снисхождению (Его) к доказательству Воскресения» (Π. Ν. Τρεμπελα. " Υπμνημα ες τας Πρξεις των Αποστλων. " Αθναι, 1955. Σ. 51–52). 1058

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Иуд. стр. 531.), тогда Иисус немедленно был пригвожден ко кресту и на оном вознесен; на Голгофе, некоторые из человеколюбия к умирающему, принесли Ему по обыкновению вино смешанное со смирною, но Его распинатели смешали оное с желчию; со креста Иисус Христос слышал новыя ругательства от врагов своих, видел воинов разделяющих Его ризы, молился о распинателях, обещал одному из сораспятых разбойников рай, поручил Иоанну свою Матерь, призвал Бога Отца, вкусил оцета смешаннаго с желчию, и возгласив совершишася, предал Богу дух свой, возвестив о сем великом событии миру и Церкви, затмением солнца, землетрясением и другими чудесами, которые заставили сказать некоторых воинов: воистинну Божий Сын бе Сей ( Мф.27:54 .). Господь, и по преданию духа Богу Отцу, был еще поруган и поруган следующим образом: у Иудеев было обыкновение, чтобы тела распятых, не оставались на крестах в день субботный; дабы ускорить их снятие со крестов, ускоряли их смерть; для сего живым из распятых пребивали голени, дабы от сего действия они тем скорее, и вместе с тем мучительнее умирали; двум разбойникам распятым со Иисусом голени были пребиты, а поскольку Он уже скончался на самом кресте, то один из воинов проколол Ему копием ребро, и из онаго чудесным и таинственным образом истекла кровь и вода. ( Ин.19:34 .) 255 Деян.1:3 . Примечание: под именем Царствия Божия или Царствия небеснаго, о котором так часто говорится в Писании, не должно разуметь только Царствие славы имеющее открыться во грядущей вечности, но и Царствие благодати, которое началось с пришествием на землю Иисуса Христа, и в котором истинно верующье постепенно приготовляются к тому, чтобы воцариться с Ним в вечности. Смот. 34 Беседу Иоан. Златоу. 299 Собор Апостольский был собран спустя 14 лет от обращения Павлова и следственно в 48 или 49 году по Рождестве Христове; на оном присутствовали, сколько известно из Писаний, Апостолы Пётр, Иаков и Иоанн и Пресвитеры; они изволением Духа Св. по довольном разсуждении, положили оставить обрезание и Моисеев закон касательно ветхозаветных обрядов; сие определение сделано потому, что кончина и исполнение закона Христос и еще потому, что закон обрядовый был токмо сению грядущих благ, и как говорит Писание, пестуном во Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-v...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010