«Закон, изложенный в Новом Завете,., изложен в Ветхом в образах и иносказаниях» (Сочинения еп. Игнатия (Брянчанинова) , т. 5, СПб., 1905, с. 266). Вслед за святыми Отцами лучшие умы человечества тоже пытались толковать Писание. И тоже высказывали мысли о его приточной форме. Приведем лишь два примера. Великий русский ученый и христианин-мыслитель Ломоносов писал: «Священное Писание не должно всегда разуметь грамматически, но нередко и риторским разумом. Пример подает святой Василий Великий , как оное с натурой согласуется, и, в беседах своих на Шестодневник, ясно показывает, каким образом в подобных местах библейские слова толковать должно» (М. В. Ломоносов. Избранные философские произведения. М., Госполитиздат. 1950, с. 355). Один из крупнейших мыслителей средневековья кардинал Николай Кузанский писал: «Там, где Моисей по-человечески выражает способ, каким Бог это сотворил, я считаю, что он применил искусство и выразил его тем способом, каким истина может восприниматься человеком» (Николай Кузанский. Сочинения. АН СССР, Институт философии, «Мысль», М., 1979, т. 1, с. 344). При внимательном чтении первых четырех глав Книги Бытия мы действительно увидим, что они написаны приточным и символическим языком образов и иносказаний и что, поэтому, их невозможно понимать в буквальном смысле, а лишь как образы, притчи и символы. Из истории мы знаем, что лучшим способом передачи многозначного контекста для слушателей-простецов служит форма притчи или символов, которой, кстати, пользовался и Иисус Христос , чтобы разъяснить непостижимые для человеческого ума тайны Царствия Божия, которые необходимо было понять простому человеку. Господь всегда излагал их в форме притчей, в которых на примере события, происшедшего с одним или несколькими лицами, показывалось, как Отец Небесный поступит со всеми, представшими перед Ним на Страшном Суде. Простому человеку было не по силам представить в своем сознании отношение Творца ко всему человечеству на протяжении всей исторической действительности. А пример, как Он поступит с одним человеком, взятый из знакомой окружающей жизни, был всегда понятен.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

е. не как полное уничтожение человеческой личности или ее растворение в Абсолюте), а в смысле постоянного добровольного согласия на волю Божию при сохранении потенциальной возможности (но не наклонности!) к автономному бытию. Человек не делается пассивен, не теряет формальной способности желать – но желает он теперь всегда только того, чтобы совершалась воля Божия. В своем внутреннем самоощущении человек стремится умалиться, как бы действительно раствориться в Божественной воле в желании ее исполнить и ей покориться, стремится как бы исчезнуть перед Божиим определением – но делает он это всегда добровольно. Свою свободу он постоянно отдает в руки Божии и при этом никогда не подвергается насилию. Свобода человека здесь не уничтожается, говорит сам свт. Феофан, «а существует, ибо самопредание не есть окончательный, утвержденный акт, а непрестанно повторяемый» (см.: Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. С. 351, 355). Исполнение этого условия – путь к постоянному пребыванию в Богообщении, к усвоению друг другу Бога и человека. «Пребывай в общении с Богом деятельным исполнением Его святой воли», – резюмирует святитель, выводя из догматических предпосылок аскетический принцип ( Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. С. 68, 69). См.: Там же. С. 351-352. Свт. Феофан различает между крестом борьбы со страстями и крестом всецелой преданности в волю Божию; последний есть уже крест совершенных христиан (см.: Феофан Затворник, свт. О покаянии, исповеди, причащении Святых Христовых Тайн и исправлении жизни. М.: Сретенский монастырь, 2010. С. 252). Ср.: «Когда вступите на путь истинной христианской жизни и самым делом начнете исполнять заповеди Христовы, тогда поминутно будете распинать себя ради Господа, или спасительно сораспинаться Христу Спасителю. Все указанное прежде есть только приготовление к сему. А как и почему сия жизнь есть сораспятие Господу, уразумеете на первых порах. Сами ощутите, как при исполнении христианских добродетелей то пригвождаются руки и ноги, то поражается сердце, то глава увенчивается тернием, то все тело естества нашего покрывается ранами» (Там же.

http://bogoslov.ru/article/6177850

Учение о спасении свидетельствует, что душа своим великолепием превосходит весь видимый мир с его прекрасным устройством и красотой, поскольку имеет в себе дыхание жизни и является храмом Святого Духа. Отсюда становится ясной первостепенная роль человека в мире. Творец является всемогущим, Он и человека наделил способностью к творческому созиданию (146, 169). «Подлинное же величие человека заключается не в превосходстве его положения среди всего сотворенного, но в том, что он имеет причастность к Божественной жизни, то есть в его богоподобной душе… Душа человеческая есть дух. Она ничем не удовлетворит свою духовную жажду и не может обрести спокойствие ни в чем, как только в своем Первообразе» (146, 169). Таким образом, человек, как свидетельствует учение о спасении, «по своему происхождению от Бога и высокому достоинству является не чем иным, как отражением славы Божией, Его образа. И потому, живя в этом мире, он должен развить все свои духовные силы, направить их к Богоуподоблению, быть постоянно в общении с Богом, прославлять Его премудрость, святость и милосердие. Вот смысл и цель жизни человека» (352, 28) (146, 169). Первозданную супружескую чету, Адама и Еву, Бог поселил в «рай сладости», который представлял собой, по мысли святителя Тихона Задонского, как бы прекраснейший царский дворец и был украшен всевозможными плодовыми деревьями и благовонными цветами, служащими для утешения и наслаждения человека (353, 329). «Оказавшись в таком прекрасном месте, человек постоянно пребывал в теснейшем единении с Творцом» (146, 170). Каковы же были свойства первозданных людей? По словам святителя Игнатия Брянчанинова , в своем естественном состоянии, по сотворении, человек – совершенное создание, существо «превосходное, исполненное многообразного достоинства, многообразной красоты» (105, 128). «В нем жило и действовало одно цельное добро», – пишет святитель (там же, 363). «Первые люди не знали еще, что такое грех, и поэтому ум их был проницателен, чист и способен к быстрому восприятию всех Божественных истин. Воля была направлена к добру, т. е. к выполнению всех Божественных назначений и целей. В сердце безраздельно царила любовь к своему Создателю (ТЗ, 170). Возлюбив человека и одарив его царственной властью над видимой природой, Господь предназначил его быть посредником между созданием и Самим Собою, «между небом и землею» (355, 34). Человек должен был охранять первобытную природу и поддерживать в ней порядок (146, 170). Таким было естественное состояние человека.

http://azbyka.ru/deti/pravoslavnoe-vospi...

митрополит Иоанн (Снычёв) БЛАГОГОВЕНИЕ ПРЕД БОГОМ Обращает ли внимание на что-либо человек, предстоящий Богу и ощущающий страх Его? Сказал авва Серапион: Как телохранители царя, предстоя ему, не могут оглядываться ни направо, ни налево, так и человек, предстоя Богу и ощущая страх Его, не может ни на что иное обращать внимание. Стр. 355 (2) Читать далее Источник: ИС 11-105-0483 Ключ к Отечнику святителя Игнатия Брянчанинова/Сост. митрополит Иоанн (Снычев) — СПб.: «Царское Дело», 2014. — 656 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

митрополит Иоанн (Снычёв) ОТРАЖЕНИЕ БЛАГОДАТНОЙ СИЛЫ ВО ВНЕШНОСТИ ПОДВИЖНИКА Отражалась ли благодатная сила великих подвижников на их лице и теле? Один из отцов рассказывал: однажды я беседовал с аввою Силуаном и внезапно увидел, что лице его и тело озарились светом, как у ангела; я пал ниц от этого видения. Стр. 354 (4). Говорили об авве Памво: как Моисей получил образ славы Адамовой, когда прославилось лицо его, так и у аввы Памво лицо сияло как молния. Таковы же были авва Силуан и авва Сисой. Стр. 355 (8). Читать далее Источник: ИС 11-105-0483 Ключ к Отечнику святителя Игнатия Брянчанинова/Сост. митрополит Иоанн (Снычев) — СПб.: «Царское Дело», 2014. — 656 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

126 – 132. Богдан Кашкин руку приложил. 127 – 130. Федор Опраксин руку приложил. 128 – 139. Матвей Сомов руку пр[иложил]. 129 – 142. [С]емейко [Зеленой]. 130 – 134. Дмитреи Радцов [руку п]риложил. 131 – 133. Василей К[оробь]ин руку приложил. 132 – 145. Ондрей Вареев. 133 – 148. Бул[гак Милованов]. 134 – 106. Федор Пушкин руку приложил. 135 – 113. В Григорьева места Образцова Иван Кондыре 136 – 136. Олексей Витофтов руку приложил. 137 – 147. Иван Шевырев. 138 – 140. Ондрей Степанов руку приложил. 139 –      . Максим Титов руку [приложил]. 140 – 146. [ Александр Иванов ]. 141 – 144. [Иван Васильев]. 142 – 138. [Исак Спешнев руку приложил]. 143 – 141. [Богдан Хомутов руку приложил]. 144 – 143. [Иван Антонов]. 145 – 116. Патрекеи Насонов. 146 – 123. [Иван Козлов]. 147 – 118. [Соловой Протасьев руку приложил]. 148 – 125. [Осип Грязной руку приложил и во князь Андреево места] Далгаруко[ва]. 149 – 149. [Юрьи Редриков во князя Мироново место Шоховского руку приложил]. 150 – 150. [Федор Семенов сын Пушкин руку при]ложил. 151 – 115. Иван Бутурлин [руку приложил]. 152 – 151. [Федор Янов]. 153 – 152. [Иван Чичерин]. 154 – 153. Федор Красново 355 . 155 – 154. Никифор Греков. 156 – 155. Григорей Еуфимьев 356 . 157 – 157. Иван Кондырев руку приложил. 158 – 158. Ис Калуги Иван Бегичев руку приложил. 159 –    . Иван Селонской. 160 – 159. Из Кашина Колязина мо[на]стыря келар.[. стар... Порфирей руку приложил] 357 . 161 – 164. С Тулы выборнай дворинин Иван Матвеев сын Вельяминов в Тулин выборных дворян места в Семеново 358 места Ушькова, и в Кавылина места Ивашкина, да в Неупакоева места Писемьского, в Андреева места Маслова, в Юрьева места Иевлева, в 359 Ефимова места Есипова и в свое места руку приложил. 162 – 165. Туленин Фендрик Федоров сын Дьяков в Тулен выборных дворян, и посацких и у[е]здных всяких людей места руку приложил. 163 – 166. Бря[н]чане выбороноя дворян[е Соф]рон Мелентьев [сын Тютчев, В]оин Иванов сын Ба[лтин]. 164 – 167. [Стариче]нин 360 Семен Ондреев сын Безобразов в б[рата св]оево в Брянчанина в Ыванова м[еста] Семенова сына Безобр[азова руку пр]иложил.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Полного осуществления своих коварных замыслов Птоломею не удалось достигнуть, несмотря на удачу первого шага и предусмотрительное принятие всех других предварительных мер. Иоанн, главный соперник его, благополучно избежал несчастной участи отца и братьев и, заняв престол и первосвященство отца, продолжил славную историю Маккавейской династии. Повествованием о гибели Симона Маккавея (143–135 г. до Р. Х.) с его семейством от руки Птоломея и избежании подобной же участи Иоанном, обрывается кодекс священных Ветхозаветных книг в их хронологическом порядке, оставляя читателя в совершенном неведении почти 1 1/2 векового периода до новозаветных событий. К счастью, здесь приходит на помощь известный историк Иосиф Флавий, а потом мало-помалу и другие классики, которые более или менее обстоятельно, смотря по умелости употребления, поведают нам и то, что знать так важно и интересно за пределами книг библейских. 1Мак.16:22–24 Услышав об этом, Иоанн весьма смутился и, схватив мужей, пришедших погубить его, убил их, ибо узнал, что они искали погубить его.Прочие же дела Иоанна и войны его и мужественные подвиги его, славно совершенные, и сооружение стен, им воздвигнутых, и другие деяния его, вот, они описаны в книге дней первосвященства его, с того времени, как сделался он первосвященником после отца своего. История Иоанна, известного под именем Гиркана (Hyrkanus), только, так сказать, озаглавлена писателем, и тотчас же заменяется простою отсылкою к другим специальным источникам («книга дней первосвященства его»). К сожалению, эта драгоценная книга не только не сохранилась до нашего времени, но трудно сказать и то, использована ли она главным описателем истории Иоанна в настоящем ее виде – Иосифом Флавием. Интересующиеся этой в высшей степени поучительной историей и вообще вопросом, что происходило за 1 1/2 века до Христа Спасителя в Иудее, лучше всего удовлетворять свое похвальное любопытство, прочитав специальный отдел об этом (277–355 с.) под заглавием: «От Библии до Евангелия» в недавно вышедшем ученом труде: «История Иудейского народа по Археологии Иосифа Флавия», иеромонаха Иосифа (Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 1903 г., ц. 2 р. 50 к.). – Особенного внимания и интереса каждого просвещенного и верующего христианина требует история известного Ирода, убийцы вифлеемских младенцев, изобилующая захватывающими душу событиями и картинами (с. 323–355 в том же труде).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

10:10 и 19:23); «Дух Божий сошел на слуг Саула» ( 1Цар.19:20 ); «Тогда на Азарию... сошел Дух Божий» ( 2Пар.15:1 ), и т.д. О христианах же говорится, что Дух Божий живёт в них: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» ( 1Кор.3:16 ); «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа» ( 1Кор.6:19 ). Именно этот момент кардинально отличает ветхозаветных праведников от новозаветных: первые имели Духа Святого на себе (или же с собою, рядом с собой, как и говорит Христос в Ин.14:17 ), то есть, Дух был рядом с ними, но не в них – вторые же имеют Его в себе, внутри себя 355 . В этом и смысл дня Пятидесятницы: Дух Святой и прежде был среди людей и особенно близко Он был с праведниками, но только после победы Христа Он поселился в них Самой Своей Личностью . Именно поэтому христиане и называются храмом Духа Божия, как никогда не называются в Библии ветхозаветные праведники. Вот об этом и говорит Спаситель в Ин.4:23 : Богу нужно поклоняться с Духом Святым в себе , и только такое поклонение может поистине угодить Богу. Дар же Духа Святого может быть получен только в Церкви в Таинстве Миропомазания (читать об этом в гл. 14). Поэтому протестанты, находящееся вне Церкви и враждующие с Ней, не имеющие Миропомазания, никогда не поклонялись и в принципе не могут поклониться Богу в Духе Святом, ибо они не имеют Его и никогда не будут иметь, если не примут Его в Таинствах Христовой Православной Церкви. Справедливость данного толкования подтверждает и контекст речи Христа, ведь Он отвечает на вопрос не «как», а «где», то есть Он говорит не о способе , а месте поклонения Богу: «... не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу... Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине». Раньше Дух Божий пребывал сначала в скинии, а затем в иерусалимском храме (по вере же самарян – на горе Гаризим). Причём, хотя в храме и пребывал Дух Святой, приходившие туда всё же не могли поклониться Богу в Духе, ибо в них Он не вселялся и во время храмового Богослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

—125— ше превращения, 354 . Поэтому самому святому и всеблаженному множеству вышних духов было повелено, чтобы и оно вместе с нами поклонялось Ему. Согласись, что они с полным основанием могли отвергнуть поклонение Ему, и усомниться в том, воздавать ли Ему почести, видя уничижённое состояние человечества, и не удостоить славословия Того, Кто ради нас стал таким, как мы, стремясь как можно далее отойти от опасности показаться введёнными в заблуждение. Ведь и для них было ещё неведомым таинство, относящееся ко Христу. Однако Дух открыл им это и не допустил, чтобы освящённые нечествовали. Об этом-то и говорит божественный Павел: Когда же вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии ( Евр.1:6 ). А именно, превосходя всю вселенную природными свойствами и существуя вне её, 355 , Он вошёл в неё, как человек, явившись частью мироздания 356 . Однако через это Он не утратил Божественной славы. Ведь Он принимает поклонение, как Единородный, даже когда имену- —126— ется Первородным, что явно относится, как наиболее подходящее, к Его человечеству. В – Значит ли, что мы будем поклоняться Еммануилу как человеку? А – Да не будет! Вот это уже бессмыслица, обман и заблуждение. Мы ни в чём не будем отличаться от тех, кто служит твари вместо Творца и Создателя, которые, как написано, заменили истину Божию ложью (ср. Рим.1:25 ), если примем то, что сродни им, и вместе с ними непременно услышим: называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся ( Рим.1:22–23 ). Разве не станем мы равны в делах и единомысленны с упомянутыми, изменяя славу Божию в ложь, «в образ, подобный тленному человеку», если воздадим поклонение Еммануилу как простому человеку и одному из таких, как мы? 357 А – И что? Не встало ли и само множество вышних ангелов в единый строй с теми, кто дошёл до такого безумия? 358 А – И я думаю, что мы неизбежно припишем обвинение в заблуждении также словесному стаду от языков, и будет несмываема пагуба их прежних преступлений. Ведь боюсь, что и ныне они погрешают не менее, чем в древности, и не познали идущей прямо стези. Напрасно, видимо, блаженный Павел обращается к ним, говоря: Но тогда, не знав Бога, вы служили тем, которые в существе не боги. Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите ещё снова поработить себя им? ( Гал.4:8–9 ). В самом деле, какого же Бога они познали, если не Бог

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

163 Легенды о святых приводят много примеров, когда животные слушались голоса благочестивых людей; жизнь св. Франциска дает очень много случаев этого рода. Св. Сергий Радонежский заклял змей в местах, где пас скот. Св. Серафим Саровский кормил из своих рук хищного медведя 164 Цитируется по Вульгате пророчество Исаии; в русском синодальном переводе: «Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей, говорит Господь» ( Ис. 65,25 ). 165 Мартын Поляк в своей хронике (издана в Анвере в 1574 г.) приводит все необычайные обстоятельства бегства в Египет; он говорит, что драконов, вышедших из пещеры, было два; что лев, утратив всю свою свирепость, сопровождал беглецов до середины городов египетских; он не забывает и чуда склонившегося дерева. Созомен также рассказывает о нем в V книге своей Истории. По одной испанской легенде, деревом завладел демон, чтобы получать поклонение от народа; когда Иисус Христос приблизился, нечистый дух был изгнан и брошен в бездну; тогда дерево склонилось, чтобы принести благодарность Господу. В «Письмах об Исландии» Мармье есть следующая северная легенда: однажды Христос, окруженный облаками своей славы, проходил священные леса древних германцев, и все деревья склонялись перед Ним, чтобы воздать почесть Его Божественности. Один тополь в своей высокомерной гордыне остался прямым, и Христос сказал ему: «За то, что ты не хотел склониться передо Мной, ты будешь вечно нагибаться от утреннего и вечернего ветра». (Примеч. пер.) 167 Иногда есть указание на количество идолов: 355, 340 и 365; судя по числам, за ними стоят календарные подсчеты. Ср. об аналогичном событии Евангелие младенчества, гл. 10–12. 168 Пророчество пророка Исаии о Египте; в русском синодальном переводе: «Вот, Господь восседит на облаке легком, и грядет в Египет. И потрясутся от лица Его идолы Египетские, и сердце Египта растает в нем» ( Ис.19, 1 ). 169 С этой главы идет уже второй апокриф, составляющий как бы вторую часть и озаглавленный «О чудесах детства Господа нашего Иисуса Христа».

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010