Киев, 1905. С. 235–239; Его же. Слово о целомудрии//Творения. Киев, 1905. С. 304–305; Его же. Слово о том, как человек приходит в чувство, и познает полезное//Творения. Киев, 1905. С. 323–342), свт. Григория Паламы (Григорий Палама, свт. Антирретики против Акиндина. Краснодар: «Текст», 2010), свт. Симеона Блаженного, архиеп. Фессалоникийского (Симеон Блаженный, архиеп. Фессалоникийский, свт. Сочинения. СПб., 1856) и некоторых других Святых Отцов, упомянутых в Древнем патерике (Древний патерик. М., 1899), Достопамятных сказаниях (Достопамятные сказания), «Лавсаике» (Палладий, еп. Еленопольский. Лавсаик или повествование о жизни святых и блаженных отцов. СПб., 1873), Добротолюбии (Добротолюбие. В 5 тт. СТСЛ, 1993) и Огечнике свт. Игнатия (Брянчанинова) (Игнатий (Брянчанинов), свт. Огечник//Полное собрание творений. Т. 6. М.: «Паломник», 2004. С. 5–494); см.: Основы. Т. 1. С. 14–348; Т. 2. 7–314; Т. 3. С. 7–357; Т. 4. С. 7–277. 126 См.: Основы. Т. 1. С. 95, 305, 355, 375, 380, 387, 396–399, 403, 405–408, 421, 423; Т. 2. С. 318, 328–330, 342, 348–350, 372, 393, 395, 397, 400, 404, 405, 408; Т. 3. С. 167, 168, 297, 307, 348, 356, 357, 369, 390, 391, 395–399, 401, 404, 406, 411–413, 416, 417,423, 427, 441, 448, 456, 459, 461, 464–466, 468, 470–472; Т. 4. С. 285, 287, 288, 297–299, 305, 307, 308, 312, 315, 320, 321, 335, 336, 338, 345, 347, 349, 350, 367. 128 Димитрий Ростовский , свт. Богодухновенное наставление христианское//Творения. , «Второе приуготовление», «Исповедание грехов генеральное», «Зерцало православного исповедания», «Слово в субботу четвертой недели Великого Поста», «Слово о страхе Божии, какой той имети всякому человеку», «Поучение ко иереем», «Розыск о раскольнической брынской вере»//Творения. В 2 частях. СПб., 1910. 129 См.: Основы. Т. 1. С. 21–28, 84, 86, 209, 211, 302, 323; Т. 2. С. 105, 109, 173, 194, 228, 243, 245, 275, 313; Т. 3. С. 45, 102, 136, 168, 170, 171, 186, 191, 207, 209, 210, 224, 231, 343, 344, 354; Т. 4. С. 106, 120, 164, 167, 174, 204, 205, 212, 214, 215.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Крест обратил вселенную, изгнал заблуждение, явил Истину, землю сделал Небом, людей превратил в Ангелов. Святитель Иоанн Златоуст (46, 822). Крест Христов-учение Христово. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (108, 355). Крест-знамение будущего бессмертия Крест-знамение будущего бессмертия. Преподобный авва Исаия (66, 338). Видишь ли, чем диавол победил, тем и сам побежден; он через древо одолел Адама, и Христос древом же победил его. То древо низвело нас в ад, а это и низверженных в ад извело оттуда. То древо скрыло нагого пленника, а это обнаженного на высоком месте явило победителем. Та смерть пала и на потомков, а эта воскресила и бывших прежде Христа. Кто возвестит силы Господни? Из мертвых мы сделались бессмертными. Таковы действия Креста. Святитель Иоанн Златоуст (116, 597). Все, что совершилось на древе крестном, было врачеванием нашей немощи, возвращающим ветхого Адама туда, откуда он ниспал, и приводящим к древу жизни, от которого удалил нас плод древа познания, безвременно и неблагоразумно вкушенный. Поэтому древо за древо и руки за руку, руки, мужественно распростертые,- за руку, невоздержанно протянутую, руки пригвожденные-за руку, извергнувшую Адама. Поэтому вознесение на Крест-за падение, желчь-за вкушение, терновый венец-за худое владычество, смерть-за смерть, тьма-за погребение и возвращение в землю для света. Святитель Григорий Богослов (113, 282). Как грех вошел в мир посредством древесного плода, так и спасение-посредством древа крестного. Святитель Афанасий Великий (113, 282). Иисус Христос, истребляя то непослушание Адама, которое вначале совершилось через древо, был " послушным даже до смерти, и смерти крестной " (Флп. 2, 8). Или иначе: то преслушание, которое совершено через древо, исцелил послушанием, совершенным на древе. Святитель Ириней Лионский (116, 597). Если Иисус Христос пришел для того, чтобы понести на Себе наши смертные грехи и наше проклятие, то каким другим образом мог бы Он принять на Себя проклятие или удовлетворить Бога за наши смертные грехи, если бы не претерпел смерти, предназначенной проклятым? А это и есть Крест, ибо написано: " проклят пред Богом всякий повешенный на дереве " (Втор. 21, 22). Святитель Афанасий Великий (116, 597).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

393 Приношение современному монашеству. С. 120 394 Аскетическая проповедь. С. 47—48 395 Там же. 396 Лествица. С. 82—83 397 Слово о смерти. С. 174 398 Слово о смерти. С. 174—180 399 Наставления//Добротолюбие. Т. 2. С. 19 400 Слова//Добротолюбие. Т. 1. С. 281, 348; Отечник. С. 168 401 Нравственно-подвижнические слова. Издание Оптинской пустыни. С. 190 402 О трезвении и молитве//Добротолюбие. Т. 2. С. 160, 163, 192, 199 403 Об осьми духах зла//Добротолюбие. Т. 2. С. 246, 271 404 Сказание//Добротолюбие. Т. 3. С. 371 405 Сорок глав о трезвении//Добротолюбие. Т. 3. С. 401, 412 406 Лествица. С. 29, 82—83 407 Слова подвижнические. С. 368, 413 408 Цветы прекрасные. С. 4 409 Там же. 410 Приношение современному монашеству. С. 121 411 Аскетические опыты. Т. I. С. 383 412 Лествица. С. 129, 89 413 Отечник. С. 97 414 Деятельные главы//Добротолюбие. Т. 3. С. 331—332 415 Лествица. С. 88 416 Слово о смерти. С. 181 417 Устав скитской жизни. С. 53—54 418 Слово о смерти. С. 179—180 419 Приношение современному монашеству. С. 121 420 Лествица. С. 241, также с. 82—83, 129 421 Аскетические опыты. Т. I. С. 385 422 Слово о смерти. С. 180 423 Слово о смерти. С. 181 424 Там же. 425 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 453 426 Приношение современному монашеству. С. 118 427 Там же. 428 Там же. С. 119; Лествица. С. 221. Также Максим Исповедник, прп. Умозрительные и деятельные главы//Добторолюбие. Т. 3. С. 269 429 Там же. 430 Приношение современному монашеству. С. 118 431 Слово о человеке. С. 43 432 Слово о человеке. С. 7. Аскетическая проповедь. С. 289—290. Аскетические опыты. Т. I. С. 404—405 433 Игнатий Брянчанинов, свт. Христианский пастырь и христианин — художник.//Богословские труды. 32. М.: Изд. МП, 1996. С. 278. 434 Смотри: Антоний Великий, прп. Наставления//Добротолюбие. Т. 1. С. 72, 73, 86, 92; Марк Подвижник, прп. Нравственно-подвижнические слова. Издание Оптинской пустыни. С. 187; Максим Исповедник, прп. Умозрительные и деятельные главы//Добротолюбие. Т. 3. С. 271; Фалассий, авва. Сотни о любви//Добротолюбие. Т. 3. С. 298; Феодор, прп. Слово умозрительное " » Добротолюбие. Т. 3. С. 351, 355, 356; Феогност, прп. О деятельной и созерцательной жизни.//Добротолюбие. Т. 3. С. 386; Иоанн Лествичник, прп. Лествица. С. 214; Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические. С. 14, 17, 32—33, 99—102, 282, 300—301, 396—397

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3185...

В 1860 г. перелит прежний колокол, слитый в 1824 году при Игумене Амвросие и Казначее Варфоломее, имевший 318 п. 10 ф. и от времени надтреснувший; в новом вес 355 п. 10 ф., повесили на колокольню Марта 17; в тот же день повесили и второй колокол весом в 168 пудов, пожертвованный Москов. Поч. Гражданкою Матреною Ивановною Логиновою. В 1861 г. Октября 6-го Обитель посетил Преосвященный Игнатий (Брянчанинов) Епископ Кавказский, ехавший на покой в Костромский Николо-Бабаевский монастырь. В 1862 г. Апреля 15, скончалась в Москве Мария Григорьевна Александрова – благотворительница обители; 19-го числа совершилось отпевание в церкви Риз Положения, что на Донской улице, в тот же день тело повезли в Угрешский монастырь, и погребение происходило тем же порядком, как и погребение ее мужа; тело ее погребено в склепе под алтарем трапезной церкви. Мая 1-го в 12 часов ночи на верхнем пруде, что за оградою, прорвалась плотина, вода свалила башню и ограду на протяжении 12 саженей, снесла все, кирпичи, камни и промыла землю на 4 аршина глубины до самых свай. В среднем пруде плотину прорвала, на прежде бывшем нижнем пруде промыла на 16 арш. ширины и на 9 глубины и вышла за ограду вынесши с собою все что разрушила – все это совершилось в продолжении одного часа. Возобновление всего поврежденного стоило монастырю более 6000 руб. сер. Мая 21 (того же года) Всемилостивейше пожалована монастырю лесная дача в 136 десятин в Рузском уезде, называемая Богаевская, находится в 12 верстах от Одинцовской стан. Смоленской жел. дороги. В 1862 г. Августа 9, 16-го и Сентября 23-го обитель посетил преосв. Леонид, епископ Дмитровский, викарий Московский. В 1863 г. Июня 12–13, обитель посетил преосвященный Иларион митрополит Черногорский, которому обитель весьма понравилась. Июня 15 (того же года) приехал преосвященный Леонид; на следующий день, служил литургию в Николаевском соборе и трапезовал с братиею в трапезе. Июня 21 (того же года), посещена обитель преосвящ. Саввою, епископом Можайским, вторым викарием Московским (ныне епископ Полоцкий и Витебский).

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Конечно, человек может и должен действовать разумно, стараться разрешать свои затруднительные ситуации, находить правильные ответы на вопросы. В этом состоит творческое призвание человека. Но для этого надо действительно от всего сердца молиться, прося у Господа просвещения и вразумления. Кроме того, необходимо и рассуждение, и совет с опытными духовными людьми: ведь всё многообразие житейских ситуаций невозможно уместить в «прокрустово ложе» ряда ограничительных правил. И Евангельские заповеди – это всё-таки не юридические предписания, а вдохновляющий призыв к человеку, чтобы он приобщался Духу Христову, учился жить и действовать в согласии с Ним. А это предполагает и трудность выбора, иногда и ошибки даже, но главное – искреннее желание пребывать в согласии с Богом, жить по-Божески. Для этого нам дано Священное Писание, Предание Церкви, наставления святых отцов; наконец, Сам Господь Духом Святым наставляет и руководит ко спасению всякого искренне ищущего спасения человека. Просто надо быть внимательным к своей жизни и искренним – в стремлении действовать в любви по отношению к Богу и к людям. – Как вообще научиться разумно заботиться о себе? Или об этом даже думать не надо, а надо – взять крест и следовать за Ним? – Разумно заботиться о себе – это именно и означает отвергнуться себя, то есть плотского, гибнущего своего человека. Отвергнуть его, взять крест и следовать за Христом. Это и есть самое правильное и спасительное попечение о себе. А науку этого самоотвержения, несения креста, следования за Христом – мы проходим всё недолгое время нашей земной жизни. Для того она нам и дана. Рейтинг: 10 Голосов: 355 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Игорь Ковалев 15 сентября 2022, 12:16 Свт. Игнатий Брянчанинов так объясняет слова " отвергнись себя " : " Господь повелевает полное отвержение падшего естества,ненависть к его побуждениям,не только к явно злым,но и ко всем без исключения,и ко мнимо добрым.Великое бедствие — последовать правде падшего естества:с этим сопряжено отвержение Евангелия, отвержение Искупителя, отвержение спасения. " Все наши дела, мысли, чувства должны быть согласны с Евангелием, а не с естественными влечениями.

http://pravoslavie.ru/148203.html

Ты сократил длительность жизни нашей; самый большой срок ее – семьдесят лет. Но мы грешим пред Тобою в семьдесят раз седмерицею. По милосердию Ты сократил дни наши, чтобы не удлинялся ряд грехов наших. Преподобный Ефрем Сирин ( 113, 239 ). Падением изменились и душа, и тело человека... Падение было для них вместе и смертью... смерть есть только разлучение души с телом, прежде того уже умерщвленных отступлением от них Истинной Жизни, Бога ( 110, 8 ). Смерть – великое таинство. Она – рождение человека из земной, временной жизни в вечность ( 110, 69 ). И тело продолжает существовать, хотя видим, что оно разрушается и обращается в землю, из которой взято; оно продолжает существовать в самом тлении своем, оно продолжает существовать в тлении, как семя в земле ( 110, 70 ). Смертью болезненно рассекается и раздирается человек на две части, его составляющие, и по смерти уже нет человека: отдельно существует душа его, и отдельно существует тело его ( 110, 70 ). В собственном смысле разлучение души с телом не есть смерть, оно – только следствие смерти. Есть смерть несравненно более страшная! Есть смерть – начало и источник всех болезней человека: и душевных, и телесных, и лютой болезни, исключительно именуемой у нас смертью. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 110, 113 ). И пойдут грешники в муку вечную, а праведники в вечную радость Разве не знаете, братия мои, какому страху и какому страданию мы подвергаемся в час исхода из этой жизни при разлучении души с телом?.. К душе приступают добрые Ангелы и Небесное Воинство, также и все... сопротивные силы и князи тьмы. Те и другие хотят взять душу или назначить ей место. Если душа приобрела здесь добрые качества, вела жизнь честную и была добродетельна, то в день ее отшествия добродетели эти, какие приобрела здесь, делаются добрыми Ангелами, окружающими ее, и не позволяют прикасаться к ней какой-либо сопротивной силе. В радости и веселии со святыми Ангелами берут ее и относят ко Христу, Владыке и Царю Славы, и поклоняются Ему вместе с нею и со всеми Небесными Силами. Наконец отводится душа в место упокоения, в неизглаголанную радость, в вечный свет, где нет ни печали, ни воздыхания, ни слез, ни забот, где бессмертная жизнь и вечное веселие в Царстве Небесном со всеми прочими, угодившими Богу. Если же душа в этом мире жила постыдно, предаваясь страстям бесчестия и увлекаясь плотскими удовольствиями и суетой мира сего, то в день ее исхода страсти и удовольствия, какие приобрела она в этой жизни, делаются лукавыми демонами и окружают бедную душу, и не позволяют приблизиться к ней Ангелам Божиим; но вместе с сопротивными силами, князями тьмы, берут ее, жалкую, проливающую слезы, унылую и сетующую, и отводят в темные места, мрачные и печальные, где грешники ожидают дня Суда и вечного мучения, когда низринут будет диавол со своими ангелами ( 27, 355 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Святитель Игнатий Брянчанинов также связывает отхождение от Бога с обращением к самому себе: «Самомнение и гордость, в сущности, состоят в отвержении Бога и в поклонении самому себе» 345 . Кроме того, он указывает на оставление человеком, впавшим в состояние гордости, памяти Божией: «Тщеславие является от глубокого неведения Бога или глубокого забвения Бога, от забвения вечности и небесной славы» 346 . Обобщая опыт святых отцов, основой страстей, и в частности страсти гордости, святитель Феофан называет самость (самолюбие, самоугодие, себялюбие, эгоизм) 347 . Ее развитие он описывает следующим образом: «Когда человек мыслию, сердцем, и желанием отвращается от Бога, а вследствие того и от ближних, то естественно останавливается на одном себе, – себя поставляет средоточием, к которому направляет все, не щадя ни Божественных уставов, ни блага ближних» 348 . Святитель Феофан пишет, что такой человек возлюбил бесконечною любовию, себя поставил исключительною целию, а все другое – средством… 349 Страсть же гордости принципиально отличается от прочих тем, что самолюбие здесь проявляется очевиднее всего 350 . И человек, самовольно оказавшись в таком состоянии самости, «с тех пор, как он к сердцу принял первую лесть змия: «будете яко бози», с тех пор, он начал возвышать себя над всеми, как Бог , – начал ставить себя выше той черты, на которой поставлен природою и обществом» 351 . Гордость, по святителю Феофану, есть «ненасытимое желание возвышения, или усильное искание предметов, через кои бы можно было стать выше всех других» 352 . Рассматривая состояние самости, святитель Феофан приводит мнения преподобных Макария Египетского , Феодора Едесского, Максима Исповедника . Он, например, указывает на слова преподобного Макария Великого , сравнившего самолюбие со змием, гнездящимся на самом дне человеческого сердца 353 . Важной для святителя Феофана оказывается мысль Феодора, епископа Едесского: «Самолюбие есть мать неизобразимых зол. Кто побеждается им, тот входит в союз и со всеми прочими страстями» 354 . По согласному мнению святых отцов, и это отмечает святитель Феофан Затворник , гордость является одним из первых производных самости. Об этом прямо говорит святой Максим Исповедник : «Блюди себе от матери злых – самолюбия. От сего бо рождаются три первых страстных помысла – чревобесие, сребролюбие и тщеславие, от которых потом разрождается и весь злых собор» 355 , так же учат и другие святые отцы 356 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf «Жить без удовольствий скучно» Сластолюбивая заживо умерла. ( 1Тим. 5:6 ). Не наслаждение – удел грешника; удел его – плач и покаяние. Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807–1867). Кто что любит и чем бывает связан в этом веке, на то, без сомнения, и обменивает Небесное Царство, а что всего хуже, то признает Богом. Преподобный Макарий Великий (IV век). Кто паче должного насладился телесными удовольствиями, тот отплатит за этот излишек сторичными болезнованиями. Преподобный Марк Подвижник (IV-V вв.) Краткая греха есть сладость, но вечная смерть последует. Святитель Тихон Задонский (1724–1783). Не наслаждайся наслаждениями мира! Иначе умрешь несчастною смертью. Человек сластолюбивый ни на какое дело не гож. Не будь сластолюбив; ибо сластолюбивых Бог не слушает. Преподобный Антоний Великий (251–355). Да для чего же, говоришь ты, со злом сопряжено великое удовольствие, а с добродетелью великий труд и тягость? Но какая же была бы тебе и благодать, или за что ж бы ты получил награду, если бы это было дело нетрудное? Скажи душе своей: ты скорбишь о том, что я лишаю тебя удовольствия; но радуйся, потому что сим я готовлю для тебя Небо. Ты трудишься не для человека, но для Бога; потерпи же немного, и ты увидишь, сколь великая произойдет от сего польза; пребудь твердой в жизни настоящей, и ты получишь неизреченную свободу. Святитель Иоанн Златоуст († 407). Печалится непохвальной печалью не улучивший плоских утех; презревший же их беспечален пребывает. Преподобный Фалассий (VII век). Каждое веселье света оканчивается печалью. Преподобный Иосиф Волоцкий († 1515). Развлечения дают забыться на минуту: а потом с большею безжалостностию предают тоске и скуке. Кто еще из желающих спасения станет говорить, что жестокое житие, скорбные лишения, трудные подвиги не нужны для спасения, что можно обойтись и без них, что если и избирали некоторые такой путь, то это зависело будто от их произвола, а не было необходимо? Такими мыслями прикрывается расслабление воли, сластолюбие сердца и самосожаление – враг всякого добра.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

337.  Соломон Петр Иванович — статский советник, Директор канцелярии Святейшего Синода. 338. 2 Пет. 3. 8. 339.  Аскоченский Виктор Ипатьевич (1813–1879) — редактор-издатель журнала «Домашняя беседа». 340.  Александра Васильевна Жандр — племянница святителя Игнатия. 341. Писано в ответ на предложение действовать против распространения злоучения рецензии Матвеевского чрез высшее духовное начальство. — Примеч. П. А. Брянчанинова. 342. 1 Пет. 5. 8. 343.  Не вы Меня избрали, а Я вас избрал (Ин. 15. 16). 344.  Архимандрит Иоанн ( Соколов)  — о нем см. Настоящее издание, т. 2, с. 451 и далее. 345. Племянница святителя Игнатия. 346.  Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне (Пс. 39. 2). 347.  Гнев Господень я буду нести, потому что согрешил пред Ним (Мих. 7. 9). 348. О нем см. т. 7, с. 199–200. 349. См. Настоящее издание, т. 6, с. 652. 350. Архимандрит Сергиевой пустыни Игнатий (Малышев). 351. По поводу клеветы, взведенной гласно посредством печатной статьи «Одесского Вестника», в которой П. А. Брянчанинов был обвинен несправедливо в недобросовестных действиях. 352. Возвращенный из сбора послушник — сборщик, обнаруживший неблагонадежные наклонности, — хотя по виду казался самой безукоризненной наружности. — Примеч. П. А. Брянчанинова. 353. «Земледелец», статья «Домашней Беседы», в ответ статье «Дня», нападавшей на монастыри вообще и на Сергиеву Пустыню, что близ С.-Петербурга в особенности. — Примеч. П. А. Брянчанинова. 354. Снессореву. 355. «Аскетические опыты». Т. 1. 356.  А. В. Жандр — племянница святителя Игнатия. 357. Государственный Исторический музей. Отдел письменных источников (ГИМ ОПИ). Ф. 254. (Частично были опубликованы в книге «Будущее России в руках Божественного Промысла». М., 1998.) 358.  Муравьев Александр Николаевич, брат Н. Н. Муравьева-Карского. См. о нем Настоящее издание, т. 5, с. 426. 359. А. Н. Муравьеву. 360. Муравьев Валериан Николаевич — в то время Костромской губернатор. 361.  Наталия Григорьевна — жена Н. Н. Муравьева-Карского. 362.  …неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец? (Ин. 18. 11.)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

345. См. Настоящее издание, т. 6, с. 647. 346.  Стасов В. В. А. М. Горностаев. Вестник изящных искусств. СПб., 1888. С. 460. 347. О. Дамаскин — о нем см. Настоящее издание, т. 3, с. 420. 348. Княгиня Зинаида Ивановна Юсупова пожертвовала на постройку храма 40 тысяч рублей. См.: Жизнеописание настоятеля Троице-Сергиевой пустыни Архимандрита Игнатия (Малышева). СПб., 2000. С. 37. 349.  Григорий (Г. П. Постников; 1784–1860) — Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский с 1856 г. 350. С. 499. 351. РГБ ОР. Ф. 425. К. 1. 352. С. 221. 353. РГБ ОР. Ф. 425. К. 3. 354. Жизнеописание Епископа Игнатия (Брянчанинова). СПб., 1881. С. 125. 355. РНБ PO. Ф. 446. Оп. 1. Ед. хр. 47. Публикация А. М. Любомудрова. 356. РГИА. Ф. 834. Оп. 4. Ед. хр. 823. 357.  Бортнянский Дмитрий Степанович (1751–1825) — выдающийся русский композитор. 358. РГИА. Ф. 834. Оп. 4. Д. 823. 359.  М. И. Глинка. Литературные произведения и переписка. Т. 2. Б. М. 1977. С. 95. 360.  М. И. Глинка. Литературные произведения и переписка. Т. 2. Б. М. 1977. С. 95. 361. Полное Жизнеописание святителя Игнатия Кавказского. С. 191. 362. Будущий Государь Император Александр II. 363. Это третий вариант рассказа об одном и том же событии: первый находится в Жизнеописании Святителя Игнатия, второй — в Записках М. В. Чихачева; все они дополняют друг друга. 364. По этому случаю святитель Игнатий написал статью «Благополучный день». См.: Настоящее издание, т. 4, с. 475–477. 365. Настоящее издание. Т. 5. С. 441. 366. Государь Император Александр II. 367. Государыня Императрица Мария Александровна (1824–1880), супруга Aлekcahдpa II. 368. О. Антонием — о нем см. Настоящее издание, т. 6, с. 699. 369. Иван Григорьевич Татаринов, будущий архимандрит Иустин — о нем см. с. 323–336. 370. РГБ ОР. Ф. 425. К. 2. 371. РГБ ОР. Ф. 425. К. 2. 372. Алексей Петрович Брянчанинов — племянник Святителя. 373. РГБ ОР. Ф. 425. К. 1. 374. О ней см.: Настоящее издание, т. 5, с. 487. 375. РГБ ОР. Ф. 425. К. 2. 376. Отец игумен Антоний (Бочков) — о нем см. Настоящее издание, т. 4, с. 565.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010