768 Еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. T. V, гл. 44. С. 339. 769 Еп. Феофан. Что есть духовная жизнь. Письмо 58. С. 209. 770 Преп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. Ч. II, гл. 53. Дело молитвы о невидимой брани. С. 214—215. См. также: Преп. Нил Сорский. Устав скитский. Отдел III, гл. 1. О молитве к Богу и призывании Его помощи на помыслы; преп. Максим Исповедник наставляет вооружаться на блудные помыслы молитвою, заимствуя слова из Псалтири: «Радосте моя, избави мя от обышедших мя» (Пс.31:7); преп. Ефрем Сирин//Творения. Изд. 5-е. Ч. I. В подражание притчам. С. 143—144. 771 Еп. Феофан пишет: «Врага должно преследовать (молитвой) до тех пор, пока и следов его не останется; иначе даже простой помысл, оставленный в сердце, как злое семя, принесет свой плод в неприметном склонении к себе души» (Путь ко спасению. Изд. 8-е. С. 282). 772 Еп. Феофан. Что есть духовная жизнь. Письмо 58. С. 212. См. также: Душеполезное чтение. 1896. T. II С. 477. 773 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 21, § 7. Ср.: Достопамятн. сказания о подвижн. свв. отцов. Изречения аввы Пимена; § 146, преп. Исаак Сирин. Творения. Слово 30. С. 137; преп. Исихий Иерусалимский. Слово о трезвении. § 39; преп. Нил Сорский. Устав скитский. М., 1892. С. 73—75. 774 Преп. Варсонофий Великий. Отв. 301, 421. 775 Преп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. Ч. II, гл. 53. С. 215. 776 Еп. Игнатий Брянчанинов. Отечник. § 8. С. 262. 777 Еп. Игнатий Брянчанинов. Отечник. §§ 52, 84. С. 355, 361, Древний Патерик. Гл. 5, § 19. С. 73. 778 Древний Патерик. Гл. 5, § 35. С. 82—83. 779 Преп. Варсонофий Великий. Отв. 255. Ср.: с отв. 252. 780 Преп. Нил Сорский. Устав скитский. Слово 8. Ср.: Преп. Иоанн Лествичник. Слово 7, § 31. 781 Преп. Исихий, пресвитер Иерусалимский. Слово о трезвении и молитве. Изд. 8-е. М., 1912. § 22. С. 11. 782 Там же. § 98. С. 31. О порядке борьбы с помыслами — см. у него §§ 105 и 145. 783 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, § 80. Ср. § 81. 784 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа 55 на Евангелие от Матф. Ср.: Преп. Исидор Пелусиот. 278-е письмо к Филохристу епископу. А также: Преп. Нил Синайский. Добротолюбие. Т. II, § 25. С. 236.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Зачем нужен страх Божий? Начало мудрости – страх Господень... В страхе пред Господом – надежда твердая, и сынам Своим Он прибежище... Страх Господень отводит от зла. ( Притч. 1:7, 14:26, 16:6 ). Будем ходить в страхе Господнем, так как нам предписано со страхом и трепетом соделовать свое спасение ( Флп. 2:12 ). Страх Господень искореняет из души все лукавства и грехи. Кто же не боится Бога, тот впадает во многая злая. Страх Господень хранит человека и бережет, пока не сбросит он с себя этого тела. Преподобный Антоний Великий (251–355). Кто боится Господа, тот выше всякого греха. Далек он от всякой болезни, и никакой трепет не приблизится к нему. Даже смерть боится приблизится к нему и приходит только тогда, когда повелено ей разлучить душу его с телом. Бойся Господа, и обретешь благодать, ибо страх Господень производит такие нравы и обычаи, которыми образуются в нас добродетели. Преподобный Ефрем Сирин (IV век). Страх законополагается нам, как средство существенно нужное, необходимое для нас. Страх очищает человека, предуготовляет для любви: мы бываем рабами для того, чтобы законно соделаться чадами. По мере очищения покаянием, начинаем ощущать присутствие Божие; от ощущения присутствия Божия является святое ощущение страха. Опыт открывает высоту чувствования. Высоко и вожделенно ощущение страха Божия! Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807–1867). Поселите поглубже в себе страх Божий, и он, взяв в руки бразды правления вашего внутреннего человека, устремит вас вслед Господа, для стяжания светлой славы, нам обетованной, подгоняя бичами смертной памяти и памяти суда… Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815–1894). Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

335. Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил? (1 Кор 4. 7). 336. От всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут (Лк. 12. 48). 337. Пс. 15. 8. 338. Господь повелел ему злословить Давида. Что мне и вам, сыны Саруины? оставьте его, пусть он злословит… Оставьте его, пусть злословит, ибо Господь повелел ему; может быть, Господь призрит на уничижение мое (2 Цар. 16. 10, 12). 339. Искуси меня, Господи, и испытай меня: расплавь внутренности мои и сердце мое (Пс. 25. 2). 340. Преподобный Макарий Великий. Беседа 37, гл. 2 и 4. 341. Этот общежительный монастырь находится в Орловской епархии, между городами Севском и Дмитровском, в 40 верстах от каждого. 342. Лествица. Слово 4, гл. 60. 343. Пс. 141. 2. 344. Пс. 142. 1. 345. Пс. 141. 7. 346. Пс. 141. 8. 347. Пс. 141. 8. 348. Пс. 141. 7. 349. Уныл во мне дух мой, онемело во мне сердце мое (Пс. 142. 4). 350. Пс. 114. 3. 351. Пс. 114. 8. 352. Пс. 15. 5. 353. Вокруг меня соберутся праведные, когда Ты явишь мне благодеяние (Пс. 141. 8). 354. …под покровом лица Твоего от мятежей людских… под сенью от пререкания языков (Пс. 30. 21). 355. Пс. 41. 5. 356. Пс. 55. 12. 357. Лк. 16. 29. 358. Лк. 16. 31. 359. Алфавитный патерик, буквы Π и А 360. Блажен человек, который обрел у Тебя защиту; восхождение к Богу замыслил он в сердце своем, в долине плача , в месте пред назначенном, ибо его благословит Творец закона. Возрастать будут в силе ; явится им Бог богов на Сионе (Пс. 83. 6–8). 361. Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью. С плачем несущий семена возвратится с радостью, неся снопы свои (Пс. 125, 5–6). 362. Это мнение читаем в диалогах Севера Сулпиция, помещенных в библиотеке Галланда и в полном курсе Патрологии. 363. Лествица. Слово 7. Преподобный Нил Сорский. Слово 8. 364. Из глаз моих текут потоки вод оттого, что не хранят Закона Твоего (Пс. 118. 136). 365. Мф. 5. 3–4. 366. Преподобных Варсанофия и Иоанна ответ 282. 367. Слово 30. 368. Ты дал мне землю полуденную, дай мне и источники воды (Суд 1. 15).

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

Для свидетельства о богоустановленности монашеского подвига приводят также слова, сказанные Христом богатому юноше: «...если же хочешь войти в жизнь [вечную], соблюди заповеди... если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» ( Мф.19:17,21 ) 353 . Здесь «Спаситель мира указал два пути, два образа жизни для верующих в Него: путь... доставляющий спасение, и путь... доставляющий совершенство» 354 . Для спасения необходимо исполнение евангельских постановлений, хранимых в должной целости Святою Православною Церковью, а для снискания христианского совершенства требуется отречение от мира. Спасение возможно для каждого христианина, живущего посреди окружающего его мира, оно необходимо для всех; снискание совершенства предоставлено произволяющим: «если хочешь быть совершенным» ( Мф.19:21 ) 355 . Иноческая жизнь есть удел только немногих избранных, имеющих «призвание», то есть непреодолимое внутреннее желание всецело посвятить себя на служение Богу. «Кто может вместить, да вместит», – сказал об этом Господь ( Мф.19:12 ). «Два суть чина и состояния в жизни,– пишет свт. Афанасий, – одно – обыкновенное и свойственное человеческой жизни, т. е. супружество; другое – ангельское и апостольское, выше которого быть не может, т. е. девство или состояние иноческое» 356 . Монахи, – по словам святителя Игнатия Брянчанинова , – суть те христиане, которые оставляют все по возможности земные занятия для занятия молитвой, – добродетелью, выше всех добродетелей, чтоб посредством ее соединиться воедино с Богом. А как молитва заимствует свою силу из всех прочих добродетелей и из всего учения Христова, то монахи прилагают особенное тщание к исполнению евангельских заповедей, присовокупляя к исполнению заповедей, обязательному для всех христиан, исполнение двух советов Христовых: совета о нестяжании и совета о безбрачии 357 . Жительством своим они стремятся уподобиться жительству на земле Богочеловека, по этой причине святых иноков именуют преподобными 358 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Таково назначение тела человеческого. Родится оно зараженным смертью и грехом, родится оно в смерть по образу того тела, каким сделалось тело первого, сотворенного из персти и возвратившегося в персть, погибшего человека, но возрождается в купели Крещения во спасение по образу тела, которое принял Небесный Человек, зачавшийся и родившийся от Духа Святого и Пречистой Девы: «все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» ( Гал. 3, 27 ). Посредством чудного Таинства Евхаристии наше тело соединяется с Телом Самого Христа – соединяется тело с Божественным Телом, кровь с Божественною Кровью. «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь,» сказал Господь, – «пребывает во мне, и Я в нем» ( Ин. 6, 56 ). Ядущий всесвятое Тело Христово и пиющий всесвятую Кровь Христову при посредстве такой полноты вкушения приходит в совершенное соединение с Богочеловеком: тело его делается Телом Богочеловека, кровь его делается Кровью Богочеловека. Истинный христианин почивает в Господе, и Господь почивает в нем; христианин облечен во Христа, и опять в христианине – Христос. Созерцая это величие христиан, апостол взывает к нам: «тела ваши суть члены Христовы» ( 1Кор. 6, 15 ). «Тело»... «для Господа и Господь для тела» ( 1Кор. 6, 13 ). «Облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти» ( Рим. 13, 14 ). «Дары Святаго Духа, – сказал некоторый великий угодник Божий, 355 – уже естественны естеству обновленному». Уже естественно телу, составляющему собой единое с Телом Христовым, быть храмом Святого Духа: где Христос, там не слитно и неразлучно со Христом и Дух Святой. Многие истинные служители Божии проявили во время земной жизни присутствие Святого Духа в телах их и тем опытно доказали, что тела христиан должны и могут быть храмом Святого Духа. Тень святого апостола Петра исцеляла больных (см. Деян. 5, 15 ); принадлежности из полотна, которые имел святой апостол Павел для своего употребления, были приносимы к больным – и больные от прикосновения к ним исцелялись, а нечистые духи оставляли мучимых ими (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

ВРЕМЯ (см. также: Вечность). Быстро летящее время уже приблизилось к грани 1847 года, скоро перелетит через эту грань и год, который мы доживаем, поступит в число лет минувших, невозвратимых. Из бесчисленных событий его некоторые запишутся на скрижалях истории на память долговременную человечеству, некоторые сохранятся в воспоминании на столетие, на полустолетие, некоторые сохранятся еще на менее продолжительное время; большая часть погрузится в бездну забвения – в ней потонут, погребутся, исчезнут. 194 . Тени земные уже проходят! Уже время престать гоняться за ними, как гоняется мальчик за мотыльком златокрылым, бегая по испещренному цветами лугу! Время подумать, подумать основательно о существенном, вечном! 197 . Наступают времена трудные в духовном отношении: они наступили уже давно, как пишет святой Тихон Воронежский, но затруднительность постоянно увеличивается, отступничество принимает огромные размеры. Это – попущение Божие, предсказанное в Слове Божием. Перед непостижимыми судьбами Божиими должно благоговеть. Что мы перед Богом? – Ничтожные червячки, призванные Его неизреченною милостью в бытие и, что выше бытия, в познание Бога, в общение с Богом. Будем прославлять Его благоволение о нас, Его милость к нам! Будем молить Его, да совершит до конца милость Свою над нами! 285 . Время страшное! Решительно оскудели живые органы Божественной благодати, в облачении их явились волки: обманывают и губят овец. Это понять необходимо, но понимают немногие. 321 . В религиозном отношении наше время очень трудно: разнообразное отступничество от православной веры приняло обширный размер и начало действовать с необыкновенной энергией и свободой. Это предсказано Словом Божиим и даже у нас совершается давно. 355 . Читать далее Источник: Симфония по творениям святителя Игнатия (Брянчанинова)/под общ. ред. архимандрита Романа (Лукина). – Ставрополь : Издательский центр Ставропольской Духовной Семинарии ; ССШ, 2007. – 368 с. ISBN 978-5-93078-507-4 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Прославленная святителем Игнатием Брянчаниновым Троице-Сергиева Приморская Пустынь Москва, 27 августа 2009 г. В редакцию " Русской линии " поступило письмо от настоятеля Троице-Сергиевой Приморской Пустыни под Петербургом игумена Николая (Парамонова). Монастырь, прославленный Святителем Игнатием Брянчаниновым, вот уже шестнадцать лет восстанавливается и благоукрашается стараниями настоятеля и братии. В обители всегда много молитвенников, которые полюбили ее, благодаря особой приветливости, открытости и простоте насельников. Однако состоятельных постоянных спонсоров монастырь за эти годы не приобрел, потому сейчас в период кризиса столкнулся с серьезными экономическими проблемами. " В условиях глобального экономического кризиса наша обитель просит Вашей посильной помощи и поддержки. В прежние годы обитель отапливалась дровами из городских парков, но в этом году из-за не финансирования администрацией города активации деревьев, мы остались без отопления. В течение ряда предыдущих лет нам удалось подвести к обители газ, закупить необходимое оборудование, но оплатить работы по налаживанию газоснабжения до наступления холодов мы финансово не в состоянии сделать самостоятельно. В воскресные и праздничные дни в храм приходят много детей и пожилых людей, но их скудные лепты не смогут решить проблему газификации монастыря " , – говорится в обращении отца Николая. " К сожалению, в " городе трех революций " пока не обретается богатых и добрых лиц с духовным мышлением, способных жертвовать на богоугодное дело. Пусть Ваше имя или организация не входит в число знатных и богатых, но может быть, Ваше богатое добротой сердце подвигнется на посильную помощь детям и бабулям в предстоящую зиму " , – отмечается в обращении. Общая сумма, требуемая для восстановления пустыни, согласно смете, составляет 747 000 рублей.   Адрес обитьели: Санкт-Петербург, Санкт-Петербургское шоссе, д. 15. Тел. (812) 730-29-15. Реквизиты: Р/сч: 40703810616000000003 К/сч: 30101810600000000809 БИК: 044030809 ИНН: 7819015108 ОАО " БАНК ВЕФК СПБ " Муниц. ф-л. Доп. офис: Василеостровский Факс: (812) 355-47-37. 27 августа 2009 г. Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/31714.html

митрополит Иоанн (Снычёв) ЖИТЕЛЬСТВО С ДРУГИМИ 1. Как должен вести себя тот, кто живет единодушно с отцом или братом, или со старшими? Если кто живет единодушно с отцом или братом, тот должен хранить совет по отношению к ним и не входить в общение с кем-либо посторонним по какому-либо предмету. Во всем он должен пребывать в общении единственно с теми, с кем живет. В этом мир и повиновение. ( Авва Исаия ). Стр. 180 (217). Живя с отцом или братом, не заведи тайно от них дружбы с кем-либо, не пиши писем к кому-либо тайно от них, желая, чтоб они не знали, потому что этим можешь погубить и себя и их. ( Авва Исаия ). Стр. 180 (218). Живя с старшим тебя, не позволь себе, не спросив его прежде, оказать благодеяние нищему. Не сделай этого тайно. ( Авва Исаия ). Стр. 180 (219). 2. Как должен вести себя человек, живущий вместе с другими? Он сказал: Пребывающий с братиями своими должен быть подобным каменному истукану: подвергаясь укоризнам, он не должен гневаться; будучи прославляем, он не должен возноситься. (Авва Пимен Великий ). Стр. 355 (55). 3. Как лучше поступить, когда, живя с другими, увидишь что-либо неприличное, творимое ими: сказать ли им об этом или промолчать? Некоторый брат спросил старца: если я живу с другими братиями и вижу что-либо неприличное, должен ли я сказать им об этом? как ты посоветуешь? – Если эти братия – старшие тебя или сверстники, то найдешь большее спокойствие, если промолчишь; если поступишь так же и по отношению к младшим, – будет вернее. Брат сказал: что же делать мне, отец! возмущается во мне дух мой. Старец отвечал: если смущаешься, то предстереги их однажды со смирением. Если не послушают тебя, то повергни душевный подвиг твой пред лице Божие, и Сам Бог утешит тебя: сущность служения Богу заключается в том, чтоб повергаться с самоотвержением пред Богом и отрицаться от своей воли. Внимай себе, чтоб жительство твое было по Богу. Сколько понимаю: хорошо – молчать: в молчании – смирение. Стр. 516 (138). Читать далее Источник: ИС 11-105-0483 Ключ к Отечнику святителя Игнатия Брянчанинова/Сост. митрополит Иоанн (Снычев) — СПб.: «Царское Дело», 2014. — 656 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

1165 . Владимир (Иким), архиеп. Душа, исполненная любви Божией: Слово о преподобном Силуане Афонском . Клин 2001. 78. 1166 . Геронимус Александр, прот. Завет старца Силуана//Правосл. Санкт-Петербург. 1999. 87. 1167 . Геронимус Александр, прот. Откровение преподобного Силуана//АО 1999. 1(19). 147–159. же: ПСиС 9 .1194). 45–63. 1168 . Горичева Т. Держать ум во аде//Христианство и русская культура. СПб. 1994. 1. 51–53. же://Она же. Христианство и современный мир. СПб. 1996. 200–205. 1169 . Гуревич А. Л. Состояние отчаяния и духовная практика (по преподобному Силуану Афонскому и архимандриту Софронию)//АО 1998. 1(15). 189–200. 1170 . Гуревич A. Л. Искание Бога в житиях и творениях православных святых и подвижников благочестия (на примере св. Иннокентия Московского и преп. Силуана Афонского )//Святитель Иннокентий, Митрополит Московский и Коломенский, Апостол Америки и Сибири и его наследие. Материалы научной конференции. М. 2000. 24–32. 1171 . Гуревич А. Л. Духовные предтечи преподобного Силуана Афонского //Правосл. летописец Санкт-Петербурга. 2000. 2. 44–54. же://ПСиС 9 .1194). 25–45. 1172 . Гуревич А. Л. Блаженный старец архимандрит Софроний (Сахаров) и его работа над книгой «Старец Силуан»//ПСиС 9 .1194). 115–139. 1173 . Гуревич А. Л., Еремина В. М. Духовное становление православного христианина у святителя Игнатия (Брянчанинова) и архимандрита Софрония (Сахарова) : сходство и различие//ПСиС 9 .1194). 213–244. 1174 . Еремина В. М. Экклезиологическое свидетельство преподобного Силуана Афонского //АО 1998. 3(17). 152–158. 1175 . Еремина В. М. Онтологический и нравственный критерий преподобного Силуана Афонского для различения добра и зла//ПСиС 9 .1194). 63–76. 1176 . Завершинский Георгий, диакон. Богословский экзистенциализм архимандрита Софрония (Сахарова) //АО 1999. 3(21). 167–180. же: ПСиС 9 .1194). 163–183. 1177 . Иларион (Алфеев) , иером. Архимандрит Софроний//Он же. Православное богословие на рубеже столетий. Статьи, доклады. М. 1999. 335–355. же: ПСиС 9 .1194). 139–162.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Стр. 216 (477). Что должно делать, чтоб ради этого делания Господь послал умиление? Еще сказал: Возлюби смирение Христово и старайся соблюдать во внимании ум твой во время молитвы; где бы ты ни был, не выказывай себя остроумным и учительным, но будь смиренномудр, и Бог дарует тебе умиление. (Авва Силуан). Стр. 355 (7). Всегда ли нуждается человек в смиренномудрии и страхе Божием? Авва Пимен сказал: человек нуждается в смиренномудрии и страхе Божием всегда, как в дыхании, входящем и исходящем ноздрями его. Стр. 335 (54). Как оценивали святые Отцы смиренномудрие? Говорил авва Исидор: Велика – высота смиренномудрия, глубока – пропасть высокоумия: и потому советую вам возлюбить первое, чтоб не впасть во второе. Стр. 244 (6). Чем доставляется прощение грехов: местом или смиренномудрием? Прощение грехов доставляется не местом, а смиренномудрием. Давид, низвергшись в согрешение прелюбодеяния и убийства, не нашел иного жертвоприношения, благоприятного Богу, кроме духа сокрушенного и смиренного. ( Авва Исаия ). Стр. 147 (69). Почему необходимо приучать себя всегда и во всякое время всем братиям и самому Богу говорить: «прости меня»? Приучись, чтоб язык твой говорил при всех встречающихся случаях, всегда, во всякое время, всем братиям и Самому Всевышнему Богу: «прости меня». Если будешь всегда говорить: прости меня, – стяжешь смирение. ( Антоний Великий ). Стр. 31 (162). Каким образом можно приучить считать себя грешнейшим всех людей? Приучи мало-помалу сердце свое говорить о каждом брате: поистине он лучше меня. Таким образом, мало-помалу приучишься считать себя грешнейшим всех человеков. Тогда Святый Дух, вселившись в тебя, начнет жить с тобою. Стр. 374 (18). Имеет ли какую силу подвиг человека без смирения? Подвиг без смирения суетен. Смирение – предтеча любви. Как Иоанн был предтечею Иисуса и всех привлекал к Иисусу, так и смирение привлекает к любви, то есть к Самому Богу, потому что Бог есть любовь. Стр. 401 (156). Почему особенно должно смиряться, когда в душе своей не ощущаешь брани?

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010