1516 Письмо 8: 4 (Него). Немного позже, однако, Акиндин критиковал Варлаама, в частности, и за его богословские мнения (см. ниже). 1520 Григорий Акиндин. Речь к Иоанну Калеке: 38–46 (Nadal Canellas), цит. по изд.: Успенский Ф. И. Очерки по истории византийской образованности//Он же, Очерки по истории византийской образованности. История крестовых походов. М., 2001. С. 269. В «Малом опровержении» (414: 35–46 (Nadal Canellas)) Акиндина также идет речь о том, что он не соглашался с мнением Варлаама о природе Божественного света и писал против Варлаама опровержения. 1521 К этому письму прилагалась записка от Акиндина к Паламе, которое представляет собой письмо 11 в собрании писем Акиндина. 1523 Сомнения Акиндина относительно позиции свт. Григория Паламы находят свое выражение и в его письме, написанном к Давиду Дисипату (вероятно, уже после получения третьего письма Паламы), в котором он отмечает, что Палама дал Варлааму действительный повод для обвинений, и говорит, что необходимо участие друзей (к которым он относит и себя с Дисипатом), чтобы помочь Паламе отказаться от его заблуждений (Письмо 12: 39–48 (Него)). 1526 См. издание в: Meyendotff J. Le Tome synodal de 1347//Зборник радова. Византинолошки институт. 8:1, 1963. Сс. 209–227. 1529 См.: Него А. С. Irene-Eulogia Choumnaina Palaiologina, Abbess of the Convent of Philanthropos Soter in Constantinople//Byzantinische Forschungen. 9, 1985. P. 141. 1532 Издание: Gregorius Acindynus. Refutationes duae opens Gregorii Palamae cui titulus Dialogus inter Orthodoxum et Barlaamitam//Nunc primum editae curante Juan Nadal Canellas. Turnhout, Leuven, 1995. (Corpus Christianorum. Series graeca 31). Перевод на фр. язык и исследование: Nadal Canellas J. La resistance d’Akindynos a Gregoire Palamas. Enquete historique, avec trad, et commentaire de quatre traites edites recemment. Т. I-II. Louvain, 2006. (Spicilegium Sacrum Lovaniense. Etudes et documents 50–51). 1533 «Диалог православного с варлаамитом» свт. Григория имеег две редакции – первоначальную и вторую редакцию, в которой первая версия была несколько переработана. Цитаты из «Диалога» в «Малом опровержении» Акиндина позволяют восстановить первоначальное чтение «Диалога».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

35. Ср.: Там же. 1,14. С.41. 36. Ср.: Он же. К Варлааму I,21//Соч. Т.1. С.236. 37. Ср.: [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 1,15//Соч. Т.1. С.44. 38. [Григорий Палама, свт.]. К Акиндину 1,3//Соч. Т.1. С.205; Аподиктические слова, 1,13//Соч. Т.1. С.40. 39. Он же. Аподиктические слова, 2,32-33//Соч. Т.1. С.107-108. 40. Он же. К Акиндину I,4//Соч. Т.1. С.206. 41. Там же. 42. Там же. 7. С.209; Аподиктические слова, 1,14//Соч. Т.1. С.43. 43. Василий Великий, свт. Против Евномия, 5//PG 29,712А; ср.: [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 1,7//Соч. Т.1. С.210. 44. [Григорий Палама, свт.]. К Акиндину 1,7//Соч. Т.1. С.210; Аподиктические слова, 1,15//Соч. Т.1. С.43. 45. Там же. С.43-44. Ср.: Там же. 1,7. С.34. См. также: Христу П. Введение. С.17. 46. Ср.: [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 1,18//Соч. Т.1. С.46. 47. См.: [Григорий Палама, свт. Аподиктические слова], 1,23//Соч. Т.1. С.52; Григорий Богослов, свт. Слово 42,15//PG 36,476. 48. [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 1,28//Соч. Т.1. С.53-54. 49. Там же. 1,23. С.53. 50. Ср.: Там же. 1,34. С.64. 51. Ср.: Там же. 1,25. С.52-53; там же, 2,58. С.131. См.: Григорий Нисский, свт. Большое огласительное слово, 2//PG 45,17В; Иоанн Дамаскин, св. Точное изложение православной веры, 1,7//PG 94,805В. 52. Здесь св. Григорий Палама объясняет упомянутые в предыдущей сноске тексты святых Григория Нисского и Иоанна Дамаскина. См. также: [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 2,75//Соч. Т.1. С.146. 53. Там же. 2,75. С.146; 2,56. С.129; 2,57. С.120. Ср.: Аподиктические слова, 1,23. С.52. См.: Григорий Нисский, свт.//PG 45,133В. [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 2,51//Соч. Т.1. С.125. 54. См. об этом: Агуридис С. Filioque. Περι Αγου Πνεματος. Εξηγσεις. θηναι [Филиокве. О Святом Духе. Экзегетические исследования. Афины], 1971. С.34-35. 55. [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 1,32//Соч. Т.1. С.60. 56. Там же. 1,33. С.61. 57. Там же. 58. См.: Там же; также: 1,36. С.67. [Григорий Палама, свт.]. Возражения на избранные места Иоанна Векка, 4//Соч. Т.1. С.166.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

37. Ср.: [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 1,15//Соч. Т.1. С.44. 38. [Григорий Палама, свт.]. К Акиндину 1,3//Соч. Т.1. С.205; Аподиктические слова, 1,13//Соч. Т.1. С.40. 39. Он же. Аподиктические слова, 2,32-33//Соч. Т.1. С.107-108. 40. Он же. К Акиндину I,4//Соч. Т.1. С.206. 41. Там же. 42. Там же. 7. С.209; Аподиктические слова, 1,14//Соч. Т.1. С.43. 43. Василий Великий, свт. Против Евномия, 5//PG 29,712А; ср.: [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 1,7//Соч. Т.1. С.210. 44. [Григорий Палама, свт.]. К Акиндину 1,7//Соч. Т.1. С.210; Аподиктические слова, 1,15//Соч. Т.1. С.43. 45. Там же. С.43-44. Ср.: Там же. 1,7. С.34. См. также: Христу П. Введение. С.17. 46. Ср.: [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 1,18//Соч. Т.1. С.46. 47. См.: [Григорий Палама, свт. Аподиктические слова], 1,23//Соч. Т.1. С.52; Григорий Богослов, свт. Слово 42,15//PG 36,476. 48. [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 1,28//Соч. Т.1. С.53-54. 49. Там же. 1,23. С.53. 50. Ср.: Там же. 1,34. С.64. 51. Ср.: Там же. 1,25. С.52-53; там же, 2,58. С.131. См.: Григорий Нисский, свт. Большое огласительное слово, 2//PG 45,17В; Иоанн Дамаскин, св. Точное изложение православной веры, 1,7//PG 94,805В. 52. Здесь св. Григорий Палама объясняет упомянутые в предыдущей сноске тексты святых Григория Нисского и Иоанна Дамаскина. См. также: [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 2,75//Соч. Т.1. С.146. 53. Там же. 2,75. С.146; 2,56. С.129; 2,57. С.120. Ср.: Аподиктические слова, 1,23. С.52. См.: Григорий Нисский, свт.//PG 45,133В. [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 2,51//Соч. Т.1. С.125. 54. См. об этом: Агуридис С. Filioque. ε ου εο. Εε. [Филиокве. О Святом Духе. Экзегетические исследования. Афины], 1971. С.34-35. 55. [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 1,32//Соч. Т.1. С.60. 56. Там же. 1,33. С.61. 57. Там же. 58. См.: Там же; также: 1,36. С.67. [Григорий Палама, свт.]. Возражения на избранные места Иоанна Векка, 4//Соч. Т.1. С.166. 59. Василий Великий, свт. Против Евномия, 1,20//PG 29,587АВ; См.: [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 1,33//Соч. Т.1. С.62.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/158/...

34 1 Кор. 15:50. Ср.: Гал. 1:6. 35 Палама опускает сцену с предупреждением свт. Николая и представляет поведение Петра как его личную инициативу. 36 Еф. 1:10; Кол. 3:11. 37 То есть «стрелой любви к Богу». 38 Палама опускает наказ свт. Николая Петру идти в Рим (Николай Монах, I.3), поэтому остается неясно, отчего Петр идет именно в Рим. 39 У Николая Монаха (II.2) — «ночью». Палама же явно стремится к более «духовному» осмыслению сюжета. 40 За абстрактными «приметами» у Паламы скрывается сцена, когда свт. Николай показывает папе Петра. 41 Палама опускает указание Николая Монаха (II.2), что это был храм св. Петра, то есть Ватиканский. 42 Палама чрезвычайно сильно сокращает сцену с папой и Петром, вероятно, из-за своих антилатинских настроений. Возможно, его смутила сцена благословения папой Петра со словами: ««Ступай, чадо, Господь будет с тобою, и Он направит путь твой». Получается, что папа благословляет Петра поселиться на Афоне, что Паламе могло показаться неуместным в свете греко-латинских конфликтов XIII в. на Святой горе. 43 О маршруте плавания у Николая Монаха сведений нет. У Паламы же явный анахронизм: в IX в. Крит находился под властью арабов. 44 Палама переставляет местами эпизоды с исцелением семьи и явлением Богородицы, по-видимому, ради того, чтобы подчеркнуть неслучайность движения Петра к Афону. 45 Палама продолжает свою «критскую тему», восходящую, возможно, к какому-то преданию этого острова. 46 Унция — единица веса, равная примерно 29 граммам. 47 Досл. «со всех ног». 48 То есть считал причиной случившегося волю Божию. 49 Ср. Пс. 90:7. 50 Ср. Еф. 3:16. 51 Ср. Jo. Chrys., In acta Apostolorum [hom. 1-55], vol. 60, p. 250, I. 29. 52 Исх. 14:16. 53 Досл. «в священные места». Так как слово τ δυτα часто означает «алтарь», Палама указывает на то, что прп. Петр был допущен Богом в нерукотворенные алтари афонских пустынь. 54 Пс. 8:6; Евр. 2:7. 55 Далее следует аскетическое отступление Паламы, объясняющее смысл воздержания и исихии. 56 Ум здесь понимается как высшее начало души человека (так у Евагрия), что будет разъяснено Паламой ниже.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=23&iid=131...

31. Филофей, патр. ο ε ε ο ο . Ο. εου, 1857. ε.55 [Похвальное слово Григорию Паламе. Проповеди. Иерусалим, 1857. С.55]. 32. Григорий Богослов, свт. Слово 40,43//PG 36,419В; См.: [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 1,12-12//Соч. Т.1. С.39. 33. [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 1,13//Соч. Т.1. С.39. Ср.: Он же. 1 к Варлааму 14//Соч. Т.1. С.232. Надо заметить, что не случайно первое столкновение св. Григория с Варлаамом произошло именно по поводу толкования этих слов св. Григория Богослова. Толкование Варлаама в первой рецензии его полемических сочинений против латинян снова всплывает в его проекте единения и является как бы зародышем всего его богословствования. Он с самого начала оказывается не в состоянии видеть различие между богословием и домостроительством, то есть между общим началом творения и единым началом внутри-троичного бытия. Таким образом, он стоит на позиции латинского богословия. Это не могло не обратить на себя внимания св. Григория Паламы, и он не мог не увидеть опасности, которую таит в себе подобное неразличение. Поэтому его толкование слов св. Григория Богослова полагает основание всему его дальнейшему богословскому видению. См.: [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 1,13//Соч. Т.1. С.38, сноска; Giannelli С. Un progetto di Barlaam per l " unione delle chiese//Miscellanea G. Mercati III. Citta del Vaticano, 1946; Джанелли К. Варлаамов проект церковного единства//Смесь [т.е. Сборник, посвященный] Дж. Меркати, III. Ватикан, 1946; [Григорий Палама, свт.]. К Акиндину I,2//Соч. Т.1. С.204; К Варлааму I,14,16 и далее. С.232-235; 20. С.235-236; См. также: Христу П. Введение//Григорий Палама, свт. Соч. Т.1. С.18; Там же. С.183. См.: Schiro. Barlaam Calabro. Epistole grehce. Epist.I. Palermo, 1954. C.77 [Скиро. Варлаам Калабрийский. Греческие письма. Письмо I. Палермо, 1954. С.77]. 34. [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 1,13//Соч. Т.1. С.40. 35. Ср.: Там же. 1,14. С.41. 36. Ср.: Он же. К Варлааму I,21//Соч. Т.1. С.236.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/158/...

– Ч. 8. – С. 1–25. Commentarium in Canticum Canticorum//PG 44, 756–1120. – Pyc. пер.: Григорий Нисский , свт. Изъяснение Песни песней Соломона. – М.: Изд-во им. свт. Игнатия Ставропольского, 1999. Oratio catechetica magna//PG 45, 9–106. – Pyc. пер.: Григорий Нисский , свт. Большое огласительное слово. – Киев: Пролог, 2003. Greg. Pal. Decalog. Ep. ad Paul. Asen. Hom. Triad. Gregorius Palamas Δεκλογος τς κατ Хριστν νομοθεσας//Συγγρμματα/πιμλεια Παν. К. Хρστου. – Θεσσαλονκη: εκδοτικς οκος Кυρομνος, 1992. – Т. 5. – Σ. 251–260; PG 150, 1089–1102. – Рус. пер.: Григорий Палама , свт. Десятословие по христианскому законоположению//Доброто- любие: в 5 т. – Т. 5. – С. 305–313. πιστολ πρς Пαλον σνην//Ibid. – Т. 5. – Σ. 245–250. – Пер. заглавия: Григорий Палама , свт. Послание к Павлу Асеню. Homiliae//PG 151, 9–550. – Рус. пер.: Григорий Палама , свт. Омилии: в 2 т. – М.: Приход храма Св. Духа сошествия, 2008. πρ τν ερς συχαζντων//Συγγρμματα. – Т. 1. – Σ. 359–694. – Рус. пер.: Григорий Палама , свт. Триады в защиту священнобезмолвствующих. – М.: Канон+, 2003. Greg. II Papa Ep. Germ. Const. Greg . presb. Vita Greg. Theologi Gregorius presbyter Vita patris nostri Gregorii Theologi//PG 35, 243–304. – Пер. заглавия: Григорий, пресвитер. Жизнь отца нашего Григория Богослова . Greg. Sin. Capita acrostich. Capita alia Gregorius Sinaita Capita valde utilia per acrostichidem disposita//PG 150, 1239–1300. – Рус. пер.: Григорий Синаит , npn. Весьма полезные главы иже во святых отца нашего Григория Синаита , расположенные акростихами//Творения. – М.: Новоспасский монастырь, 1999. – С. 6–78. Capita alia//PG 150, 1300–1304. – Рус. пер.: Григорий Синаит , npn. Его же другие главы//Там же. – С. 79–83. Greg. Thaum. In Annunt. Hieronym . Stridon . Contra Lucifer. Ep. In Is. Praefatio in Daniel. Praefatio in Paralip. Hieronymos Stridoni Dialogus contra Luciferianos//PL 23, 135–182. – Pyc. пер.: Иероним Стридонский , блж. Разговор против луцифериан//Творения: в 17 ч. – Киев, 1903. – Ч. 4. – С. 57–93. Epistulae//PL 22. – Рус. пер.: Иероним Стридонский , блж. Письма//Там же. – Киев, 1893, 1894, 1903. – Ч. 1–3; см. также: Иероним, блж. Избранные письма//Диесперов А. Блаженный Иероним и его век. – М.: Канон+, Реабилитация, 2002. – С. 119–372. Commentariorum in Isaiam prophetam libri 1–18//PL 24, 17–678. – Pyc. пер.: Иероним Стридонский , блж. Восемнадцать книг толкований на прор. Исаию//Там же. – Киев, 1882, 1883. – Ч. 7–9. Praefatio in Danielem prophetam//PL 28, 1291–1294. – Пер. заглавия: Иероним Стридонский , блж. Пролог к книге пророка Даниила. Praefatio in librum Paralipomenon//PL 28, 1323–1328. – Пер. заглавия: Иероним Стридонский , блж. Пролог к книге Паралипоменон.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

114. [Григорий Палама, свт.]. Физические и богословские главы, 37//PG 150,1145D. 115. См.: Василий Великий, свт. Послание 38. Изд. Courtome [Куртом]. Т.1. С.85. Здесь свт. Василий говорит: " По бесконечности, непостижимости, несотворенности, необъятности местом и по всему подобному в животворящей природе нет никакого изменения... но здесь созерцается некое постоянное и непрерывное общение (αδισπαστον κοινοναν) " . 116. См.: [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 2,71//Соч. Т.1. С.143; 74. С.145. 117. Ср.: Staniloae D. Viata si invatatura sfantlui Grigorie Palama [Станилое Д. Житие и учение святого Григория Паламы]. Сибиу, 1938. С.3-6; Iwanka E. von. Plato christianus [Иванка Е. фон. Христианский Платон]. Эйнзидельн, 1964. С.411; Лосский В. La theologie mygstique de l " Eglise d Orient. 118. [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 17//Соч. Т.1. С.99. Святитель в своем Слове к монахине Ксении говорит об этом следующее: " Когда день озарит и денница воссияет в сердцах наших, по слову верховного апостола, истинный человек выходит, по пророческому слову, на подлинное свое делание и, пользуясь светом, восходит путем, возводящим на вечные горы " (см.: К монахине Ксении//PG 150,1980D-1981A). 119. См.: Καρμρης . Τα δογματικ... Τ.Β. Εγκκλιος της εν Κωνσταντινουπλει Συνδου του 1722 προς τους ορθοδξους ντιοχεις [Кармирис И. Догматические и символические памятники... Т.2. Окружное послание Константинопольского собора 1722 г. православным антиохийцам], 6,847(922). 120. Ср.: Амфилохий (Радович) иером. τριαδολογικος χαρακτηρ της ορθοδξου πνευμονολογας. Αθηναι, 1971. Σελ.29 [Триадологический характер православной пневматологии. Афины, 1971. С.29]. 121. Ср.: [Григорий Палама, свт.]. Физические и богословские главы. 35,37//PG 150,1144D-1145AC. 122. Ср.: Dondaine H. La theologie latine de la procession du Saint Esprit//Russie et chretiente. 1950. 3-4. P.213. 123. Ср.: [Григорий Палама, свт.]. Возражения на избранные места Иоанна Векка, 2//Соч. Т.1. С.164. 124. Там же, 3. С.165.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

«Против Григоры» Палама написал 4 опровержительных слова (1 и 2 – в 1355, 1356; 3 и 4 – в 1356–1357). Григора принимал богословские тезисы Варлаама, утверждая, что благодать Божия и особенно свет Преображения был тварным. Палама опровергает аргументы Григоры и утверждает, что свет Преображения не был ни тварью, ни символом, но отблеском божественной сущности и подтверждением действительного общения между Богом и человеком. Все вышеуказанные сочинения Паламы отличаются отчетливым полемическим характером, направлены на опровержение воззрений противников. Палама выражает свои богословские утверждения с полной ясностью и в своих не столь полемичных богословских и аскетических сочинениях. В «150 богословских, нравственных и практических главах» (1349/1350 г.) он излагает, пользуясь обычным для всех аскетических писателей Востока методом, основные темы своего учения в кратких главах. В некоторых случаях он приводит целые отрывки из своих предшествующих сочинений. Систематизировав свое богословское учение, он излагает его с ясностью и полнотой, наряду со своими философскими воззрениями. Сочинение «К Ксении о страстях и добродетелях» (1345–1346 г.) адресовано монахине, занимавшейся воспитанием дочерей императора Андроника III. Это обширный аскетический трактат, посвященный борьбе со страстями и стяжанию христианских добродетелей. Во время архипастырства в Фессалониках с амвона кафедрального храма свт. Григорий Палама произнес большую часть своих 63 гомилий, подтверждающих его глубокую духовность, богословские дарования и преданность Церкви. Хотя гомилии посвящены по преимуществу аскетико-нравственной и социально-патриотической тематике, в них находится место и для умозрений о нетварном Фаворском свете (в гомилиях 34, 35 «На Преображение Господне»). Некоторые из слушателей не могли уследить за мыслями гомилий святителя Григория из-за недостатка образования. Однако он предпочитает говорить высоким стилем с тем, чтобы «лучше возводить распростертых на земле, нежели низводить из-за них пребывающих на высоте». Впрочем, любой внимательный слушатель может достаточно ясно уразуметь сказанное.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

2 . Охарактеризуйте основные особенности мистического богословия преп. Симеона. 3 . Каково учение преп. Симеона о Духе Святом? 4 . Каково учение преп. Симеона о молитве? 5.3. Свт. Григорий Палама . Его роль в исихастских спорах. Понятие «исихазм» в связи с учением свт. Григория. Учение о Божественной сущности и Божественных энергиях. Учение о Святом Духе. Космология, антропология, учение об обожении. Литература. Мейендорф И. , прот. Введение в святоотеческое богословие. Любое издание. Давыденков О. , свящ. Догматическое богословие. Любое издание. Свт. Григорий Палама . Гомилии 34 и 35 на Преображение. Вопросы для самопроверки. 1 . Какие творения свт. Григория Паламы вы знаете? Охарактеризуйте их. 2 . Охарактеризуйте учение Варлаама Калабрийского. 3 . Что такое «фаворский свет» по учению свт. Григория Паламы ? 4 . Охарактеризуйте учение свт. Григорий о Божественной сущности и Божественных энергиях? Не вносит ли это учение идею сложности в бытие Божие? Почему? 5 . Чему мы можем быть причастны в Боге? Обоснуйте свой ответ на основании учения свт. Григория? 6 . Охарактеризуйте космологическое и антропологическое учение свт. Григория Паламы . 5.4. Св. Николай Кавасила как представитель «лаического исихазма». Богословие таинств. Христоцентризм. Литература. Мейендорф И. , прот. Введение в святоотеческое богословие. Любое издание. Св. Николай Кавасила . Семь слов о жизни во Христе. Слова 1, 4 Любое издание.. Вопросы для самопроверки. 1 . Что означает утверждение: св. Николай Кавасила был представителем лаического богословия? 2 . Назовите и охарактеризуйте основные творения св. Николая Кавасилы . 3 . Почему мы именуем богословие св. Николая христоцентричным? 4 . Что такое Таинство по учению св. Николая Кавасилы ? 5.5. Свт. Марк Ефесский . Борьба за православие против Флорентийской унии. Богословские доводы против различных сторон католического учения. Свт. Марк как богослов исихастской традиции. Литература. Амвросий (Погодин) , архим. Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. М., 1994.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/sv...

Νος Ελληνομνμων. В 50-х гг. XX в. протопр. И. Мейендорфом были подготовлены к изданию 1-е и 3-е письма «К Акиндину» ( Meyendorff. 1955, 1953) и «Триады в защиту священнобезмолвствующих» ( Grégoire Palamas. Défense des saints hésychastes/Introd., texte crit., trad. et notes: J. Meyendorff. Louvain, 1959, 19732. (SSL. EtDoc.; 30-31)). Эти публикации были использованы в критическом издании всех сочинений Г. П., начавшемся в 1962 г. в Фессалонике под общей ред. П. К. Христу (ΓΠΣ; опубл. 5 томов). Кроме того, в 1981-1987 гг. в серии «Греческие отцы Церкви» (Ελληνες πατρες τς Εκκλησας) было выпущено полное собрание творений Г. П. в 11 т. с параллельным новогреч. переводом (ΓΠΑΕ), в к-ром оригинальный греч. текст приводится на основе издания Христу, но без критического аппарата. После начала издания Христу С. Курусис опубликовал 4 письма Г. П. на Афон ( Κουροσης. 1963), а в 1988 г. Синкевич осуществил критическое изд. «150 глав» ( Sinkewicz. 1988; в этом издании также опубликован трактат «Выдержка из «Сокровищницы» свт. Кирилла»). Оба этих издания предшествовали выходу соответствующих томов под ред. Христу. Богословско-полемические Свт. Григорий Палама. Роспись кафоликона свт. Николая (парекклисион св. Иоанна Крестителя) мон-ря Ставроникита на Афоне. Сер. XVI в. Свт. Григорий Палама. Роспись кафоликона свт. Николая (парекклисион св. Иоанна Крестителя) мон-ря Ставроникита на Афоне. Сер. XVI в. В силу того что начиная с 1334/35 г. и до самой смерти Г. П. вел полемику поочередно с Варлаамом, Акиндином и Григорой, большую часть его творений составляют тексты богословско-полемического характера, включая письма, адресованные оппонентам. 1. 2 слова «Против латинян» (ΓΠΣ. Τ. 1. Σ. 23-77, 78-153; 1-е изд.: Μεταξς); полные заголовки: «Слово аподиктическое первое. О том, что Св. Дух не исходит также от Сына, но от одного Отца» (Λγος ποδεικτικς πρτος, τι οχ κα κ το υο λλ κ μνου το πατρς κπορεεται τ πνεμα τ γιον); «Слово второе. Об исхождении Св. Духа, что не [исходит] также от Сына, и в ответ на [цитаты] из Писания, которые предлагают Латиняне в свою защиту» (Λγος δετερος περ τς κπορεσεως το γου πνεματος, τι οχ κα κ το υο, κα πρς τ παρ Λατνων κ τς θεας γραφς ες συνηγοραν ατν δθεν προτεινμενα); 2-я пол.

http://pravenc.ru/text/168057.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010