19. Василий Великий , свт. Беседы//Творения. Ч. IV. М.: Типография Августа Семена, 1846. Репринт: М.: Паломник, 1993. 20. Василий (Родзянко) , еп. Теория распада вселенной и вера отцов. М., 1996. 21. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление//Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988. 22. Вигуру Ф. Руководство к изучению Библии. Т. I. Рус. перевод. М., 1897. 23. Владимир Киевский, свщмч. Где истинное счастье: в вере или неверии? М., 1998. 24. «Вся премудростию сотворил еси…» Труды семинара ПСТГУ «Наука и вера». Выпуск 1. М.: Изд-во ПСТГУ, 2011. 25. Григорий Богослов , свт. Творения. Т. 1–2. Троице-Сергиева Лавра, 1994. 26. Григорий Нисский , свт. Об устроении человека. СПб.: Аксиома, 1995. 27. Григорий Нисский , свт. Творения. М., 1862. 28. Григорий Палама , свт. Беседы (омилии). Ч. 1, 2. М.: Паломник, 1993. 29. Григорий Палама , свт. Триады в защиту священно-безмолвствующих. М.: Канон, 1995. 30. Дамаскин (Христенсен), иером. Не от мира сего. Жизнь и труды о. Серафима (Роуза) Платинского//М., 2001. 31. Данилевский Н.Я. Дарвинизм. Критическое исследование. Т. I. Ч. 1. СПб., 1885. 32. Дарвин Ч. Происхождение видов. М.: Гос. изд-во с.-х. лит., 1952. 33. Дарвин Ч. Происхождение человека и половой отбор. М., 1953. 34. Деяния Вселенских Соборов. Казань, 1909. 35. Димитрий Ростовский , свт. Летопись. М., 1998. 36. Дионисий Ареопагит , сщмч. Божественные имена//Мистическое богословие. Киев., 1991. 37. Дионисий Ареопагит , сщмч. О божественных именах. СПб., 1994. 38. Добротолюбие. Т. 1–5, М., 1895. 39. Догматические послания православных иерархов XVII–XIX веков о православной вере. М., 1900. 40. Дорофей авва, прп. Душеполезные поучения. Изд-во СвятоУспенского Псково-Печерского монастыря, 1994. 41. Евангелие от Марка с беседами прот. Алексея Уминского. М.: Никея, 2013. 42. Ефрем Сирин , прп. Толкование на книгу Бытия//Творения. Т. 6. Сергиев Посад, 1901//Репринт: М., 1995. 43. Ефрем Сирин , прп. Творения. Т. 2. Сергиев Посад, 1901//Репринт: М., 1995. 44. Ефрем Филофейский. Моя жизнь со старцем Иосифом. Москва–Ахтырка: Ахтырский Свято-Троицкий монастырь, 2012.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

24 Там же, PG 75, 104A. 25 Иустин Философ (псевдэпиграф), Quaestiones Christianorum ad gentiles, 1, 3, PG 6, 1432. 26 Там же, 2, 6, PG 6, 1433. 27 Там же. 28 См.: Григорий Нисский, К Авлавию о том, что не три бога, PG 45, 124D-125A. Свт. Григорий Палама вместо цитаты дает здесь вольный пересказ мысли св. Григория Нисского. 29 Там же. 30 Там же, PG 45, 128В. 31 Максим Исповедник, Главы о богословии и о домостроительстве воплощения Сына Божия, 2, 2; 2, 3, PG 90, 1125CD. 32 Т. е. отрешенное — свободное от связи с чем-либо иным, мыслимым им. 33 Там же, 3. 34 Там же, 2 35 Там же. 36 Он же, Επιστολ τιρς Ιωαννην Κουβικουλαριον , PG 91, 485C. 37 См.: он же, Πρς Μαρινον , PG 91, 200С. 38 Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры, 15 (59)/De Gruyter (ed.) Die Schriften des Johannes von Damaskos, vol. 2, Berlin, 1973 (Patristische Texte und Studien, 12), 59, 132—134. 39 Максим Исповедник, Εξγησις τς κινσεως , 8, PG 90, 121C. 40 Он же, Πρς Μαρινον , PG 91, 200В. 41 Он же, Πρς Νικανδρον , PG 91, 96В. 42 Иустин Философ (псевдэпиграф), Ερωτσεις χριστιανικαι προς ελληνας , 3, PG 6, 1428D. 43 Там же, PG 6, 1429А. 44 Император Юлиан, Εις τν βασιλα H λιον πρς σ αλοστιον , 20, Lacombrade, С. (editor), L " empereur Julien. Oeuvres complutes, vol. 2. 2, Paris, 1964, p. 17. 45 Максим Исповедник, О недоумениях к Иоанну, 77 (15), PG 91, 1237В. 46 Он же, Диспут с Пирром, PG 91, 341 А. 47 Он же, Πρς Μαρινον , PG 91, 200А. 48 Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры, 3, 17, op. Cit., 61, 16—21. 49 Имеется в виду VI Вселенский собор 681—682 г. 50 См.: Октоих, канон Троичен 2-го гласа, песнь 5. 51 Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 12, PG 96, 564B. 52 См.: Минея, Месяца августа в шестый день на утрени по полиелеи седален вторый на Слава, и ныне: «Сокровенную молнию… существа Твоего, Христе, и божественнаго благолепия на святей показал еси горе» Кол. 2 53 Т. е. что он, не будучи безначальным, впервые возник на Фаворской горе. 54 Василий Великий, О Святом Духе, 9, 22, PG 32, 108С.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3129...

Святой Григорий Палама, моли Бога о нас грешных! Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь! о. Сергий 26 ноября 2013, 21:26 Насчет Аристотеля. Более верной кажется мысль архим. Киприана Керна: «поколения аскетов и созерцателей выработали свое учение о человеке, основанное больше на внутреннем самоуглублении, на изучении своего сокровенного мира души, чем на богословской диалектике и предпосылках античной философии» (Архимандрит Киприан (Керн) Антропология свт. Григория Паламы Антропология Пустыни). Вот так. Агния 13 сентября 2013, 08:06 О. Андрей, Вы подспудно внушаете людям свою трактовку пророческ=тва преподобного Серафима Саровского. Ни единожды звучит у Вас мысль, что " преподобный Серафим предсказывал, что при ПЕРЕНОСЕ его мощей Пасху будут праздновать летом " . Кто сказал, что Перенос? Кто сказал, что это пророчество уже сбылось? (Вы говорите о нем в прошедшем времени). Я полагаю, Вы ошибаетесь. «Мне , убогому Серафиму, от Господа ПОЛОЖЕНО ЖИТЬ ГОРАЗДО БОЛЕЕ СТА ЛЕТ. (Преподобный отошел ко Господу, прожив 73 года, 5 месяцев и один день - Сост.) К тому времени архиереи русские так онечестивятся , что даже и важнейшему догмату Христовой Веры - Воскресению Христову и всеобщему Воскресению веровать не будут, то посему Господу Богу угодно до времени меня, убогого Серафима, от сея превременныя жизни взять и затем во утверждение догмата воскресения, ВОСКРЕСИТЬ МЕНЯ, и воскрешение мое будет, яко воскрешение седми отроков в пещере Охлонской ПО ВОСКРЕШЕНИИ ЖЕ МОЕМ Я ПЕРЕЙДУ из Сарова в Дивеево, где буду проповедовать всемирное покаяние.» «По обетованию Господню воскреснет на некоторое время и восстанет из гроба Великий Старец Серафим и пешком перейдет из Саровской пустыни в село Дивеево " С.Нилус Ирина 31 марта 2013, 15:35 Спасибо, о. Андрей! Хоть и задним числом читаю, но слава Богу, что просвещаюсь понемногу. Живу во Франции несколько лет. По поводу того, что " Запад ожирел " , как считают некоторые ваши комментаторы, спорный вопрос. Но вы совершенно правы, что здесь кругом одна логика. Рассудочность.

http://pravoslavie.ru/52083.html

8 Епифаний Кипрский, свт. Панарий (=Против ересей). Vol. 2. P. 180:14-18. 9 Григорий Богослов, свт. Богословские послания. 102, 26; 27. Ср. ту же мысль: Иоанн VI Кантакузен. Против магометанской секты апологии. IV. 3, 10:513-518. 10 Григорий Богослов, свт. На святое крещение (Слово 40)//PG. 36, 405:43-48. 11 Иоанн Златоуст, свт. На Марфу, Марию и Лазаря [Sp.]//PG. 61. Col. 706:59-62. 12 Василий Великий, свт. Гомилия на Лазаря. 11:1-4. 13 Григорий Палама, свт. Гомилии I-XX. 15, 6:6-8. 14 Иоанн Златоуст, свт. На четверодневного Лазаря (=Против Аномеев, Гомилия 9) [Sp.]//PG. 48. Col. 784. Ср. то же по смыслу:  Василий Селевкийский. Слово XLI//Col. 145:50-148:4. 15 См.: «Я ищу одного мертвого, не приходите все; еще не настал срок того мановения» (Иоанн Златоуст, свт. На Лазаря (Гомилия 1) [Sp.]//PG. 62. Col. 775:31-32). 16 См.: Иоанн Златоуст, свт. На четверодневного Лазаря (=Против Аномеев, Гомилия 9) [Sp.]//PG. 48. Col. 784:15-18, особо L. 18. 17 Там же. Col. 784:3-7. 18 Иоанн Златоуст, свт. На четверодневного Лазаря//PG. 50. Col. 643:49-54. 19 Там же. Col. 643:54-57. 20 Иоанн Златоуст, свт. На Марфу, Марию и Лазаря [Sp.]//PG. 61. Col. 706:41-46, особо L. 43. 21 См.: Иоанн Златоуст, свт. На Лазаря (Гомилия 2) [Sp.]//PG. 62. Col. 778:32-37. 22 Исихий Иерусалимский, прп. Гомилия II на святого Лазаря (Гомилия 12). 3:4-9. 23 Амфилохий Иконийский. На Лазаря (Беседа 3)//TLG on-line (текст). L. 129-133. 24 Никифор Каллист Ксанфопул. Церковная история. 1, 25:38-39. 25 Иоанн Златоуст, свт. На Лазаря (Гомилия 3) [Sp.]//PG. 62. Col. 778:54. 26 Амфилохий Иконийский. На Лазаря (Беседа 3)//TLG on-line (текст). L. 120-124. 27 Василий Селевкийский. Гомилия на Лазаря. 9:1-3. 28 См.: Дидим Слепец. Толкования на Псалмы 35-39//Codex. P. 270:20-22. 29 См.: Ипполит Римский. На Евангелие от Иоанна и о воскресении Лазаря [Dub.]//PG. 226:16-21. 30 См.: «А каков глас? Лазарь, изыди вон. Когда он был услышан, весь народ мертвых окрылился…» (Исихий Иерусалимский, прп. Гомилия I на святого Лазаря (Гомилия 11). 2:9-13).

http://patriarchia.ru/db/text/5801964.ht...

8 Епифаний Кипрский, свт. Панарий (=Против ересей). Vol. 2. P. 180:14-18. 9 Григорий Богослов, свт. Богословские послания. 102, 26; 27. Ср. ту же мысль: Иоанн VI Кантакузен. Против магометанской секты апологии. IV. 3, 10:513-518. 10 Григорий Богослов, свт. На святое крещение (Слово 40)//PG. 36, 405:43-48. 11 Иоанн Златоуст, свт. На Марфу, Марию и Лазаря [Sp.]//PG. 61. Col. 706:59-62. 12 Василий Великий, свт. Гомилия на Лазаря. 11:1-4. 13 Григорий Палама, свт. Гомилии I-XX. 15, 6:6-8. 14 Иоанн Златоуст, свт. На четверодневного Лазаря (=Против Аномеев, Гомилия 9) [Sp.]//PG. 48. Col. 784. Ср. то же по смыслу: Василий Селевкийский. Слово XLI//Col. 145:50-148:4. 15 См.: «Я ищу одного мертвого, не приходите все; еще не настал срок того мановения» (Иоанн Златоуст, свт. На Лазаря (Гомилия 1) [Sp.]//PG. 62. Col. 775:31-32). 16 См.: Иоанн Златоуст, свт. На четверодневного Лазаря (=Против Аномеев, Гомилия 9) [Sp.]//PG. 48. Col. 784:15-18, особо L. 18. 17 Там же. Col. 784:3-7. 18 Иоанн Златоуст, свт. На четверодневного Лазаря//PG. 50. Col. 643:49-54. 19 Там же. Col. 643:54-57. 20 Иоанн Златоуст, свт. На Марфу, Марию и Лазаря [Sp.]//PG. 61. Col. 706:41-46, особо L. 43. 21 См.: Иоанн Златоуст, свт. На Лазаря (Гомилия 2) [Sp.]//PG. 62. Col. 778:32-37. 22 Исихий Иерусалимский, прп. Гомилия II на святого Лазаря (Гомилия 12). 3:4-9. 23 Амфилохий Иконийский. На Лазаря (Беседа 3)//TLG on-line (текст). L. 129-133. 24 Никифор Каллист Ксанфопул. Церковная история. 1, 25:38-39. 25 Иоанн Златоуст, свт. На Лазаря (Гомилия 3) [Sp.]//PG. 62. Col. 778:54. 26 Амфилохий Иконийский. На Лазаря (Беседа 3)//TLG on-line (текст). L. 120-124. 27 Василий Селевкийский. Гомилия на Лазаря. 9:1-3. 28 См.: Дидим Слепец. Толкования на Псалмы 35-39//Codex. P. 270:20-22. 29 См.: Ипполит Римский. На Евангелие от Иоанна и о воскресении Лазаря [Dub.]//PG. 226:16-21. 30 См.: «А каков глас? Лазарь, изыди вон. Когда он был услышан, весь народ мертвых окрылился…» (Исихий Иерусалимский, прп. Гомилия I на святого Лазаря (Гомилия 11). 2:9-13).

http://pravoslavie.ru/138888.html

Итак, Житие прп. Петра, составленное свт. Григорием Паламой , органично вписывалось в тенденцию возрождения и нового расцвета почитания святого, которая отчетливо обозначилась на рубеже XIII и XIV вв. Из других источников известно, что прп. Петра особо почитали в Лавре. Безусловно, он составлял славу монастыря, поскольку, по преданию, его пещера находилась в окрестностях Лавры. На наш взгляд, весьма показательно то обстоятельство, что свт. Григорий Палама работал над Житием Петра именно в период пребывания в скиту св. Саввы (Халда), неподалеку от Лавры. Чтобы установить время написания Жития, нам следует обратиться к сведениям, упомянутым патриархом Филофеем Коккиным в его Энкомии Паламе. Свт. Григорий, вернувшись на Афон из Верии в 1330 г. 24 , остановился в скиту св. Саввы в окрестностях Лавры 25 и на третий год пребывания в этом скиту 26 начал литературную деятельность. Таким образом, первое его произведение, Житие прп. Петра, относится к 1332 г. 27 Составленное Паламой Житие прп. Петра не сообщает никаких новых сведений по сравнению с более древним Житием на котором, собственно, оно и основывается вплоть до того, что сохраняет последовательность изложения событий. 28 В отдельных случаях сам свт. Григорий дает скрытые отсылки к древнему Житию 29 . По сути, труд Паламы является не житием, а энкомием – сочинением риторическим по своему замыслу и характеру, – который был обращен к монашеской братии и, вероятно, прочитан в день памяти прп. Петра (12 июня) 30 . Если произведение Николая, как мы могли заметить 31 , лишено временной привязки и каких бы то ни было отсылок к исторической действительности, то Палама вычеркивает даже те скудные хронологические и географические указания, которые все-таки содержались в исходном образце. Так, Житие Николая рассказывает, что Петр был солдатом в V схоле ( σχολ), сражался в Сирии и был узником в Самарре 32 , Палама же упоминает (в самом общем виде) о войне с арабами и пленении Петра 33 . Точно так же обитель св. Климента, упомянутая в древнем Житии 34 , превратилась в некий безымянный монастырь ( σεμνεου δ τινος ντικρας) 35 . Единственный сохранившийся топоним – Фотокумис (или Фотокомис), местечко во Фракии, где находятся мощи святого 36 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

59. Василий Великий, свт. Против Евномия, 1,20//PG 29,587АВ; См.: [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 1,33//Соч. Т.1. С.62. 60. [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 1,33//Соч. Т.1. С.62. Ср.: Он же. Возражения на избранные места Иоанна Векка, 4//Соч. T.I. С.166. 61. [Григорий Палама, свт.]. К Афанасию Кизическому, 18//Соч. Т.2. С.429; К Асакису, 2//Соч. С.372; Возражения на избранные места Иоанна Векка, 4//Соч. T.I. С.166. 62. Ср.: [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 1//Соч. Т.1. С.32-33,61-64. См.: Лосский В. A 1 " image et a la ressemblance de Dieu. С.75. 63. [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 1,33//Соч. Т.1. С.63. 64. Там же. 1,34. С.66. 65. Там же. 1,35. С.66. 66. См.: Там же. В. Лосский в упомянутом сочинении (A 1 " image... С.75) в связи с изложенным говорит следующее, очень характерное: " Здесь мысль останавливается перед невозможностью определить личное бытие в его абсолютном различии: она должна оперировать лишь отрицанием и утверждать, что безначальный (αναρχος) Отец не есть ни Сын, ни Дух Святой, что Рожденный Сын не есть ни Святой Дух, ни Отец, что Дух Святой, исходящий от Отца, не есть ни Отец, ни Сын " . Ср.: Григорий Богослов, свт. Слово 53,9//PG 36,141D-144A. 67. [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 2,73//Соч. Т.1.С.144. 68. Там же. 2,30. С.105. 69. [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 2,48//Соч. Т.1.С.122; 16. С.93. 70. [Григорий Палама, свт.]. Против Акиндина 1,7,26//Соч. Т.3. С.59; 20. С.54. См. также: Аподиктические слова, 2,6-7,10-11,18//Соч. Т.1. С.82-84, 95. Кл. Журнэ в критике книги И. Мейендорфа правильно отмечает, что различие между Ипостасью Духа и Его благодатью - " центральный узел паламизма как такового " . И действительно, это различие вводит в самую суть разницы между православной и латинской триадологией. См.: Gournet Cl. Palamisme et Thomisme. A propos d " un livre recent//Revue thomiste [Журнэ Кл. Паламизм и томизм. По поводу одной недавней книги//Томистское обозрение]. 1960. 60. Р.430-452.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

60. [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 1,33//Соч. Т.1. С.62. Ср.: Он же. Возражения на избранные места Иоанна Векка, 4//Соч. T.I. С.166. 61. [Григорий Палама, свт.]. К Афанасию Кизическому, 18//Соч. Т.2. С.429; К Асакису, 2//Соч. С.372; Возражения на избранные места Иоанна Векка, 4//Соч. T.I. С.166. 62. Ср.: [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 1//Соч. Т.1. С.32-33,61-64. См.: Лосский В. A 1 " image et a la ressemblance de Dieu. С.75. 63. [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 1,33//Соч. Т.1. С.63. 64. Там же. 1,34. С.66. 65. Там же. 1,35. С.66. 66. См.: Там же. В. Лосский в упомянутом сочинении (A 1 " image... С.75) в связи с изложенным говорит следующее, очень характерное: " Здесь мысль останавливается перед невозможностью определить личное бытие в его абсолютном различии: она должна оперировать лишь отрицанием и утверждать, что безначальный (ο) Отец не есть ни Сын, ни Дух Святой, что Рожденный Сын не есть ни Святой Дух, ни Отец, что Дух Святой, исходящий от Отца, не есть ни Отец, ни Сын " . Ср.: Григорий Богослов, свт. Слово 53,9//PG 36,141D-144A. 67. [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 2,73//Соч. Т.1.С.144. 68. Там же. 2,30. С.105. 69. [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 2,48//Соч. Т.1.С.122; 16. С.93. 70. [Григорий Палама, свт.]. Против Акиндина 1,7,26//Соч. Т.3. С.59; 20. С.54. См. также: Аподиктические слова, 2,6-7,10-11,18//Соч. Т.1. С.82-84, 95. Кл. Журнэ в критике книги И. Мейендорфа правильно отмечает, что различие между Ипостасью Духа и Его благодатью - " центральный узел паламизма как такового " . И действительно, это различие вводит в самую суть разницы между православной и латинской триадологией. См.: Gournet Cl. Palamisme et Thomisme. A propos d " un livre recent//Revue thomiste [Журнэ Кл. Паламизм и томизм. По поводу одной недавней книги//Томистское обозрение]. 1960. 60. Р.430-452. 71. [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 2,6//Соч. Т.1. С.83. 72. Там же. 73. Там же. 2,10. С.856. Ср. также: 2,9. С.85-86.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/158/...

Григорий Палама , 26, 18). Источник. Изобретателен на зло духовный князь зла и искусен сразу же в начале, отчаянием и маловерием, ниспровергнуть тех людей, которые уже вложили в душу основания добродетели, силен же равным образом и на полпути напасть беспечностью и нерадением, на тех, которые уже воздвигли стены дома добродетели, но даже и самого того, кто уже поставил и самую кровлю добрых дел (дома своей добродетели), силен он низвергнуть путем гордости и безрассудства. Но мужайтесь! Не приходите в ужас! Потому что тот, кто бдителен, более искусен в удержании добра. И добродетель обладает гораздо большею силою в парировании со злом, обогащаясь средствами свыше и споборничеством со стороны Того, Кто силен во всем и, по благости, влагает силы во всех любителей добродетели, дабы не только она пребыла незыблемой пред лицом снаряженных, разновидных и злостных ухищрений супостата, но и павших в глубину зла пробудила и подняла, и с легкостью, путем покаяния и смирения, привела к Богу (свт. Григорий Палама , 26, 21). Источник. ...Большой подвиг необходим душе, удержанной западнями супостата и впавшей в сети греховности, чтобы возмочь чрез покаяние освободиться (свт. Григорий Палама , 26, 24). Источник. ...Лукавый обольститель диавол не сразу предлагает человеку свой собственный образ действия... и грех, но понемногу убеждает, нашептывая нам и говоря: «И ты, живя своим умом, не посещая храма Божия и не внимая учению Церкви, можешь и сам по себе видеть, что надо делать, и не удаляться от добра». Когда же он отделит кого от священных богослужений и от слушания священных учителей, тем самым отдаляет его от Божественного хранения, предав его злым делам. Бог-то везде присутствует, но единственное, что далеко от добра, это зло, в котором, оказываясь из-за греха, мы далеко отходим от Бога (свт. Григорий Палама , 26, 35). Источник. Диавол... не хочет дать человеку насытиться низменными вожделениями, поскольку в душах, склонных к изменению, насыщение обычно производит перелом в отношении к ним (свт.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

24. Григорий Богослов, свт. Oratio 40, in sanctum baptisma, 41 [Слово 40, на Святое Крещение, 41].//PG 36,417. 25. Максим Исповедник, прп. Capita theologica et oeconomica, cent. II,1 [Главы богословские и домостроительные. Сотница II,1]//PG 90,1125. 26. Свт. Василий Великий прекрасно передает эту мысль: " Мы не ведем счета, переходя от одного до множественности путем прибавления, говоря один, два, три или первый, второй, третий, ибо: " Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога " (Ис.44:6). Никогда до сего не говорили " второй Бог " , но, поклоняясь Богу от Бога, исповедуя различие Ипостасей, мы остаемся при единоначалии " (De Spiritu Sancto, 18//PG 32,149). 27. Григорий Богослов, свт. Oratio 23, tertia de pace, 10 [Слово 23, о мире третье, 10]//PG 35,1161; Oratio 45, in sanctum Pascha, 4 [Слово 45, в святую Пасху]//PG 36,628. 28. Понятие о Духе Святом как о взаимной любви между Отцом и Сыном характерно в этом смысле для триад ологии Филиокве. 29. Андрей Критский, свт. Canon magnus, od. 3,6,7 [Великий канон, песни 3,6,7]//PG 97,1345,1360,1373. 30. Григорий Богослов, свт. Oratio 23, tertia de pace, 8: " Единица приходит в движение от Своего богатства; Двоица преодолена, ибо Божество выше материи и формы; Троица замыкается в совершенстве, ибо Она первая преодолевает состав Двоицы. Таким образом, Божество не пребывает ограниченным, но и не распространяется до бесконечности " (PG 35,1160); ср.: Idem [Он же]. Oratio 29, theologica tertia, 2 [Слово 29, о богословии третье, 2]//PG 36,76. 31. Григорий Богослов, свт. Oratio 38, in Theophania, 8 [Слово 38, на Богоявление, 8]//PG 36,320. 32. См.: Деяния Константинопольских соборов 1341, 1347 и 1350 гг.//Mansi [Sacrorum conciliorum nova et amplissima collectio] 25,1147-1150; 26,105-110,127-212 [Манси. Новое и самое обширное собрание [документов] святых соборов. Т.25,1147-1150; Т.26,105-110,127-212]; также: Григорий Палама, свт. Theophanes [Феофан, или О сообщимости и несообщимости Божества и Божественного]//PG 150,909-960. 33. Таким образом, имя " Логос " в прологе Евангелия от Иоанна относится к Сыну постольку, поскольку Он проявляет природу Отца - общую природу Пресвятой Троицы. В этом смысле в имени " Логос " также содержится проявляющее дело Святого Духа (Ин.1:4: В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/316/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010