...Дух Святый подкрепляет христиан, поддерживая и руководствуя душу в чувстве (прп. Макарий Египетский , 67, 302). Источник. ...В том особенный дар Божий, что Он верным рабам, в их лишении, дарует более, чем можно надеяться (свт. Григорий Нисский , 25, 249). ...Будем непрестанно прибегать к Богу и во всякой печали искать Его утешения, во всяком несчастии – Его избавления, Его милости, во всяком искушении – Его помощи (свт. Иоанн Златоуст , 45, 341). Источник. Пусть возделывают люди землю... и прилагают большую заботливость, пусть в воздухе будет благорастворение... Если не будет соизволения Владыки, все тщетно и напрасно, и от множества трудов и усилий не последует никакого успеха... (свт. Иоанн Златоуст , 45, 341). Источник. Но как можем мы привлечь к себе помощь Духа и расположить Его пребывать в нас? – Добрыми делами и хорошей жизнию (свт. Иоанн Златоуст , 46, 281). ...Если Он увидит, что мы обращаемся (к добру), делаемся скромны и вообще полагаем хотя некоторое начало (добродетельной жизни), то и со Своей стороны окажет нам помощь, соделывая для нас все легким и удобным и не давая нам даже и почувствовать (тяжесть) подвигов добродетели (свт. Иоанн Златоуст , 47, 290). ...Божии распоряжения – они чудны и необычайны! Когда люди начинают уже отчаиваться в своих делах, тогда-то Бог и являет непреоборимую во всем силу Свою (свт. Иоанн Златоуст , 47, 350). Источник. ...Ведущий сокровенные помышления наши, как скоро видит, что мы являем в себе здравый ум и усердно подвизаемся в добродетели, немедленно и от Себя подает помощь, облегчая для нас труды, укрепляя немощь нашего естества... (свт. Иоанн Златоуст , 47, 460). Зная слабость человеческой природы, Он , чтобы мы не падали духом в тяжких трудах, часто среди трудов подает нам и помощь, и награды, – и труд наш облегчая, и ревность усиливая (свт. Иоанн Златоуст , 47, 463). Мановению Божию все повинуется и покоряется, и тогда трудное становится легким, и невозможное – возможным. Только бы мы имели твердую веру в Него и, взирая на величие силы Его, становились выше всего человеческого (свт. Иоанн Златоуст , 47, 510).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Гомер (Homerus) 109, 109 2 Горский А. В., прот. 101 143 Грегори К. (Gregory С. R.) 66 56 , 86, 86 126 Григорий Великий (Двоеслов) , свт. (Gregorius Magnus) 165 38 , 236, 236 13 Григорий Нисский , свт. (Gregorius Nyssenus) 337, 337 62 Гримм В. (Grimm W.) 234 10 , 366 133 Гримм К. (Grimm С. L. W.) 54, 55 12 Грисбах И. И. (Griesbach J. J.) 54, 55 12 , 84, 84 122 , 156, 188, 188 313 Гуг И, (Hug J. L.) 150 16, 18, 19 , 165 40 , 178, 195, 195 98 , 202 100 , 203 101 ,249 54 Д Давид, царь, прор. 110, 171, 175, 210, 258, 263, 275, 277, 280, 284, 296–298, 353, 373 Дальман Г. (Dalman G.) 248 50–53 , 249 54 , 261 93 , 316 28 Дамас, папа Римский 78 Даниил, прор. 121 41 , 352 106 Дейсман Г. А. 54, 55, 55 13 Делич Ф. (Delitzsch F. J.) 246, 248 48 , 274 114 Дидон Г. (Didon Η.) 171 50 , 227, 227 1 Диодор Сицилийский (Diodorus Siculus) 109 7 , 133, 134 59 Диодор Тарсийский, еп. 105 152 Диоклетиан 61 Дионисий Ареопагит 220 Добшютц Э., фон (Dobschütz, Е. von) 69 64 , 75 84 ,78 11 , 336 60 Дэвидсон С. (Davidson S.) 330 51 , ЗЗЗ 53,54 Е Евмен II, царь 61 Еврипид (Euripides) 244 38 , 314 27 Евсевий Памфил , еп. Кесарийский (Eusebius Caesariensis) 61 35 , 69, 69 63 , 76, 76 90 , 77 91 , 80 108 , 100, 100 141, 142 , 103, 103 147, 148 , 130, 130 51 , 139 70, 72 , 145, 145 3 , 146 6 , 165 37 , 182, 182 68 , 183, 188 81 , 194 94, 95 , 209 106 , 214 113 , 239 2 3, 25, 26 , 242, 242 30 , 243 37 , 250, 250 58 , 251, 251 60, 61 , 252, 252 65 , 254, 254 71 , 72, 74 , 255, 255 78 , 261 94 , 266, 267 100 , 268 101 , 271 106 , 272, 272 108 , 112 , 275 115 , 304 4 , 309 16 , 17 , 310, 310 22 , 312, 313 25 , 26 , 322 39, 40 , 329, 329 50 , 337, 337 61 , 64 , 338, 338 67 , 341 77 , 78 ,342, 344 86 ,345, 345 87 , 346, 346 88 , 91 , 348, 350, 351 98 , 356 , 356 113, 114, 116 , 356 117 , 358–359, 359 122 Евстафий, еп. Фессалоникийский (Eustathius, ер. Thessalonicensis) 109, 109 3 , 134 59 Евтихий Александрийский (Eutychius Alexandrinus) 310, 310 18 Евфалий Александрийский 69, 70 64 Евфимий Зигабен (Euthymius Zigabenus) 269, 269 103 , 272, 272 110 , 338

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

247 Ibid., V, 23, 2: «In ipsa itaque die mortui sunt, in qua et manducaverunt, et debitores facti sunt mortis, quoniam conditionis dies unus» [Итак, они умерли в тот самый день, в который вкусили и сделались должниками смерти, потому что день творения один] (ed. Harvey II, 386–388). 248 Свт. Афанасий Великий . De incam., 4–5: «Как помыслили, так и растлились – и воцарившаяся смерть овладела ими... ибо, будучи некогда ничто по природе, призваны они в бытие присутствием и человеколюбием Слова; поэтому следовало, чтобы, с истощанием в них понятия о Боге, истощилось и продолжающееся навсегда бытие; это и значит: разрешившись, оставаться в смерти и тлении» (PG 25:104); ср. Adv. gent., 41, PG 25, 81–84. Ср. Попов И. В. Религиозный идеал св. Афанасия//Богословский вестник. 1904, март. 249 Свт. Григорий Нисский . Or. cat., 6: ς ν συνεπαρθεη τ θε τ γηνον κα μα τις κατ τ μτιμον δια πσης τς κτσεως χρις δικοι, τς κτω φσεως πρς τν περκσμιον συγκιρναμνης (ed. Srawley, р. 81). 252 Ср. Свт. Григорий Нисский . Or. cat., 8: «С естества бессловесных перенесена мертвенность на естество, сотворенное для бессмертия, – возможность умирать, которая была отличием естества бессловесного» – τν πρς τ νεκροσθαι δναμιν τς λγο φσεως ξαρετος ν (ed. Srawley, рр. 43–44); ер. De anima et resurr.: «Что к естеству человеческому примешалось от жизни бессловесных» – σχμα τς λγο φσεως (PG 46:148); De opif. homin., 18: «Чем бессловесная жизнь ограждена для самосохранения, то, будучи перенесено в жизнь человеческую, стало страстью» (PG 44:192). С этим связано понимание «кожаных риз» библейского повествования как смертности, как мертвенности тела (не как самой телесности, в отличие от Оригена ). Ср. Симч. Мефодий Олимпский. De resurr. 1, 38, 5; 39, 5–7; 40, 6: νεκροτητι (τιν) περιβαλν ατν [облекши его некоей мертвенностью] (ed. Bonwetsch, SS. 281–285). См. еще у свт. Григория Богослова : Or. 38, 12, PG 36,324. 253 Мысль о нераздельном единстве психофизического состава человека была основной предпосылкой древнецерковной полемики как против докетов, так и против аполлинаристов.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Иероним. Возможно, толкование И. Р. было взято Оригеном за основу для составления собственного комментария. Вероятно, его использовали также свт. Амвросий Медиоланский и свт. Григорий Нисский. Наиболее полный вариант текста сохранился в грузинской версии, являющейся переводом с армянской, в основе которой лежал греческий оригинал (изд.: Марр. 1901; Garitte. Traités d " Hippolyte. 1965; Шатбердский сборник. 1979. С. 249-268). Фрагменты на греч. и др. языках собраны в: Hippolytus Werke. 1897. Bd. 1/1. S. 341-374. Существование слав. версии известно начиная с Изборника 1073 г. Она встречается в сборниках вместе с соч. «Об антихристе» и «Толкованием на Книгу пророка Даниила». Армянская версия известна по поздним рукописям (в частности, Venez. Mechit. 202. Fol. 392-394, 1637 г.; изд.: Pitra. Analecta Sacra. Vol. 2. P. 232-235 (текст)). Фрагменты сир. версии сохранились в флорилегиях ( R ü cker A. Das Syrische Florilegium Edessenum anonymum (ante 562). Münch., 1933. S. 8. (SBA; 5)). Известен также греч. парафраз ( Richard. 1964). По мнению нек-рых исследователей, в основе толкования лежит пасхальная гомилия, читавшаяся во время крещальной литургии, поскольку автор довольно часто использует прямое обращение к аудитории и призывы ( Chappuzeau. 1976). Известный ныне текст включает толкование на Песн 1. 1-3. 7. И. Р. сначала говорит о том, что вообще написал царь Соломон (при этом видит образ Троицы в его писаниях: Притчи, благодаря своей загадочности, указывают на Отца, Екклесиаст говорит о Слове, Сыне Божием, а Песнь Песней - о Св. Духе), затем объясняет последовательно текст. Согласно толкованию И. Р., царь - это Христос, невеста - Церковь или душа, окно (Песн 2. 9) - пророки, лисы (Песн 2. 15) - еретики, и т. д. И. Р. отмечает, что Марфа и Мария первыми увидели воскресшего Христа и были посланы Им к др. ученикам в качестве свидетелей ( Hipp. In Cant. 24-25). Прочие экзегетические сочинения, приписываемые И. Р., сохранились лишь во фрагментах. Начиная с Евсевия, встречаются свидетельства о том, что И.

http://pravenc.ru/text/Ипполита ...

Но когда почувствуем его нападения, должны прилагать к себе Апостольское изречение: елицы во Христа крестихомся, в смерть Его крестихомся ( Рим. 6, 3 ). Если же мы соделались сообразны смерти Его (ср.: Флп. 3, 10 ), то за тем грех в нас совершенно мертв, будучи пронзен копьем Крещения, как оный блудник ревнителем Финеесом (см.: Числ. 25, 7–8 ). Итак, беги от нас, ненавистный, ибо хочешь ограбить мертвого, древле бывшего в союзе с тобою, ныне потерявшего способность ощущать удовольствия (свт. Григорий Нисский , 25, 23). обольщает и разными способами ласкательствует, чтобы ниспровергнуть, а ниспровергши, тотчас попирает и смеется над лежащим, присоединяет к несчастью посрамление и радуется посрамлению обольщенного (свт. Григорий Нисский , 25, 249). Добродетели не пресекают устремления на нас демонов, но сохраняют нас невредимыми от них (авва Евагрий, 88, 578). С отшельниками демоны сами лично вступают в борьбу, а против тех, кои проходят добродетельную жизнь в киновиях или сотовариществах, они вооружают нерадивейших братий. Но последняя брань гораздо легче первой, потому что нельзя найти на земле людей, которые были бы горше демонов или воспринимали в себя всю их злокозненность (авва Евагрий, 88, 597). ...Не всякому... правому помыслу нашему противятся демоны, но некоторым эти злые твари благоприятствуют, в надежде обмануть нас (авва Евагрий, 88, 600). Демоны – предстоятели душевных страстей, до самой смерти упорно стоят и тревожат душу, а предстоятели страстей телесных скорее отходят. Притом иные демоны, подобясь солнцу восходящему или заходящему, касаются одной какой-либо части души, а полуденный обычно всю душу охватывает, и ум потопляет. Почему отшельничество сладко после упразднения страстей: ибо тогда от них остаются одни только голые воспоминания, и, что касается до брани, тогда бывает не столько самый подвиг брани, сколько созерцание его (авва Евагрий, 88, 600–601). Кто хочет испытывать злобных демонов и приобрести навык к распознанию их козней, пусть наблюдает за помыслами и замечает, на чем настаивают они и в чем послабляют, при каком стечении обстоятельств и в какое время какой из них особенно действует, какой за каким следует и какой с каким не сходится; и ищет у Христа Господа разрешения всему этому.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Витимий, авва 141 7 Г ай, адресат Пс.- Дионисия Ареопагита 197 129 , 209 180 , 249 Геннадий Схоларий , патр. Константинопольский 304 28 , 493 Георгий Факрасис 266 439 Геракл (миф.) 172, 173 Гермий, философ 300 11 , 489 Геродот (Herodotus), историк 270 462 , 489 Гомер, поэт 80 11 , 233 281 , 489 Гонорий, папа Римский, еретик 70 12 , 73 Григорий Акиндин (Gregory Akindynos), свящ., еретик 6, 163 (2) , 164 (14) , 165−168, 172 (1) , 174, 177, 180, 181, 184 (74), 185 (80) , 187, 188, 189, 191, 192 111 , 195, 196, 198 (141) , 199, 203 (158) , 207 175 , 210 (184) , 211 (192, 194) , 213 200 , 216, 218, 219, 222, 223 (244) , 224, 226, 227, 229, 230−232, 238, 245, 247, 251 (377) , 253, 254, 255 389 , 256 392 , 257 (395, 396) , 258 402 , 259 406 , 263, 264 (428) , 265, 266 439 , 268, 270 462 , 271 469 , 274 486 , 278 (522) , 279 (528, 529) , 280532 , 533 , 283, 284, 286 561 , 290−292, 294, 296, 297 (3) , 298 7 , 299 сн. , 459, 465 32 , 493; см. также ПУ (акиндинисты) Григорий Диррахийский, митр. 207 174 Григорий Назианзин (Богослов), свт. 43 1 , 92 15 , 141 (11) , 142 12 , 148 57 , 149, 175 (21, 22) , 177 (32, 33, 36, 37), 196 (125) , 200146, 205 (168) , 221 233 , 225 250 , 228 262 , 233 279 , 234 (283, 286) , 235 (299) , 237 306 , 240 317 , 249 (370) , 250 372 , 256 (390, 391) , 258 (400) , 259 404 , 261 (414, 417) , 263 424 , 265 434 , 267 (440) , 279 529 , 281 (534, 539) , 284 (549) , 287 562 , 289 569 , 298 6 , 300 11 , 301 18 , 302 21 , 314, 328 сн., 49 , 328 47 , 383 (209) , 385 (223) , 393 252 , 394 (254) , 402 (8) , 405 31 , 473 73 , 493 Григорий Нисский , свт. 177 34, 35 , 179, 180 58 , 194 118 , 205 167 , 231 271 , 234 (284) , 238 сн. , 243 325 , 245 (338) , 256 (390, 391) , 259 (405, 406) , 263, 264 (427) , 265 (432) , 66 (437, 439) , 267 сн. , 275 (491, 492, 496, 497) , 280, 286 (557, 560) , 288, 290 (574, 575) , 291 576, 577 , 295 (603) , 296 (607, 610) , 299 8 , 300 12 , 405 31 , 459 14 , 463 27 , 464 31 , 468 (45) , 495, 496 Григорий Палама ( Γρηγ ριος Παλαμ ς), архиеп. Фессалоникийский, свт. 5, 6, 77, 78 7 , 80 12 , 98 94 , 163 (5) , 164 (9, 14) , 165 (17) , 166 (23) , 167 (25, 26) , 168−170 (38, 39) , 172 1, 3 , 175 21 , 177 33 , 179 53 , 183 68, 69 , 184 73 , 187 85 , 190 100, 104 , 192 110, 111 , 193 115 , 194 117 , 198 141 , 199 144 , 200 146, 147 , 201сн ., 149 , 202 сн. , 203 155, 158 , 205 166 , 209 182 , 210 184 , 218 (222) , 221 235 , 222 240 , 225 251 , 227 (257) , 232 276, 278 , 237 304 , 238, 239 309 , 244 329, 330 , 247 353 , 251 377 , 254 сн. , 255 (389) , 256 390, 392, 394 , 258 399, 400 , 259 406 , 260 409, 410 , 263, 264 (426, 427) , 266 436, 439 , 267 сн. , 269, 270 461, 462 , 271 464, 469 , 276 481 , 274 486, 490 , 276 503 , 277 508 , 280 532, 533 , 281 534, 538 , 285 556 , 289 569 , 291 (576) , 292 582 , 294 595 , 295 604 , 297 1, 3 , 299 сн. , 300 12, 13 , 301 18 , 302 22 , 304 28 , 310 (14) , 431 (2) , 446 (10) , 449, 456 2 , 457 3 , 459 14 , 465 32, 34 , 466 36 , 474 78 , 496, 556

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

Григорий Нисский, свт. Точное изъяснение Песни песней Соломона. Творения. Часть 3. М., 1862. С. 371. Григорий Нисский, свт. Опровержение мнений Аполлинария (антирритик). Творения. Часть 7. М. 1865. С. 124. Григорий Нисский, свт. О душе и воскресении. Указ. соч. С. 254.//Макарий (Оксиюк), митр. Указ. соч. С. 299-300. О Филоне Александрийском см. подробнее: Die Bibel und ihre Welt. Eine Enzyklopaedie zur Heiligen Schrift in zwei Baenden, herausgegeben von G. Cornfeld und G. J. Botterweck. Manfred Pawlak Verlagsgesellschaft. Herrsching, 1991. S. 628. Григорий Нисский, свт. Большое огласительное слово. Указ. соч. С. 29//Ср.: Игнатий (Брянчанинов), ств. Слово о смерти. Аскетические опыты. Т. 3. Джорданвиль, 1983. С. 74//О свт. Игнатии см.: Аскетические опыты. Т. 1. Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова. Джорданвиль, 1983. С. 7-80//Собрание писем святителя Игнатия, епископа Кавказского. М., -С П б., 1985. С 27-38. Григорий Нисский, свт. Надгробное слово Пульхерии. Творения, часть 8. М., 1866. С. 405//О Пульхерии и Плакилле см. подробнее: Величко А. Св. Феодосий 1 Великий//История Византийских императоров. Т. 1. М.: Фив, 2009. С. 250-251//Григорий Нисский, свт. Надгробное слово императрице Плакилле. Творения. Часть 8. М., 1866. С. 392, 411. Там же. С. 405.//Григорий Нисский, свт. Слово к скорбящим о преставльшихся от настоящей жизни к вечной. Творения. Часть 7. М., 1865. С. 502.//См. так же: Несмелов В. Указ. соч., с. 387-388, 389.//Григорий Нисский, свт. О душе и воскресении. Указ. соч. С. 267.//Григорий Нисский, свт. Большое огласительное слово. Указ. соч. С. 91- 92.//Киприан (Керн), архимандрит. Святотеческое учение о человеке: св. Григорий Нисский. Антропология св. Григория Паламы. М., Паломник, 1996. С. 165. См. подробнее: Макарий (Оксиюк), митр. Указ. соч. С. 286-290.//Григорий Нисский, свт. Слово к скорбящим о преставльшихся от настоящей жизни к вечной. Указ. соч. С. 522, 523, 525.//Григорий Нисский, свт. Большое огласительное слово. Указ. соч. С. 49.//Ср.: Барсов М. Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия. С П б, 1893, т. 2, с. 445-446.

http://bogoslov.ru/article/2698699

Об этом упоминает и сам Григор в конце своего произведения «Хвала Св. Богородице», говоря: «Я, Григор, последний из учителей и младший из поэтов, сын дочери брата отца Анании, философа, украшенного святым духом и мудрого, а по образу своей чистой жизни достохвального и преславного». Вместе с Григором в той же обители монашествовал его старший брат Иоаннес, о котором он в памятной записи своей книги отзывается с большой похвалой, а в конце «Книги скорбных песнопений» пишет: «Я, Григор, иерей–чернец, последний из поэтов и младший из учителей, при содействии брата моего достойного, по имени Иоаннес, монаха достославной и высокочтимой Нарекской обители; мы, состоя из двух тел, жили как одно тело... были не только родными (братьями. – К.А.), но и единодушными, единоверными... смотрели четырьмя глазами, но имели одни и те же мысли и намерения». Учитель братьев Анания Нарекаци жил во времена католикоса Хачика (972–991). Степанос Таронеци писал о нем: «Великий философ... он написал также книги против тондракийской секты и других ересей». Он был блестящим толкователем Св. Писания, написал ряд толкований и речей («О молитве, посте и слезах», «О раскаянии, слезах и молитвах» и др.), а также «Духовное поучение о том, как человек может мысли свои отрешить от земного, презирать эту жизнь и желать только Бога и небесного царства его». Завершив образование, Григор был пострижен в монахи и в 977 г., как следует из памятной записи к «Толкованию Песни песней», рукоположен в священники. Почти всю жизнь Григор провел в Нарекском монастыре с богатой библиотекой, где имел возможность читать труды античных философов в оригинале и труды отцов Церкви. Он обладал глубокими познаниями в области цауки, знал Библию и богословскую литературу. Благодаря подвижничеству и учености в Нарекском монастыре Григор был назначен «наставником монахов», обучающим их «божественной науке». Сам себя он называет «последним из учителей и младшим из поэтов» или же «последним из поэтов и младшим из учителей». «Других поучаю, сам же неопытен; постоянно учась, никогда не достигаю истины познания», – скромно заявлял он («Книга скорбных песнопений», песнь 71).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кроме того, в 382–386 гг. свт. Григорий Нисский играл немаловажную роль в церковных делах в Малой Азии. Так, на Пасху 383 г. он направил епископу Литойю, преемнику Отрия Мелитинского по кафедре, каноническое послание, касавшееся различных вопросов покаянной дисциплины (Epistula canonica ad Letoium). Однако, начиная с 386 г., влияние свт. Григория Нисского в церковных делах также начало постепенно падать. Он стал объектом различных нападок. Так, в 386 г. свт. Григорий Нисский был вынужден писать епископу Феофилу Александрийскому, оправдываясь от обвинений в склонности к антиохийской христологии. В 386–387 гг. свт. Григорий Нисский написал несколько малых трактатов, оправдываясь от обвинений в тритеизме. Кроме того, начиная уже с 381 г., у свт. Григория Нисского не сложились отношения со своим митрополитом Элладием Кесарийским. Помимо того факта, что они оба в равной мере были назначены хранителями Православия в Понте, что могло ущемлять честолюбие митрополита, этого властного и богатого церковного вельможи, кто-то оклеветал свт. Григория Нисского перед Элладием, который стал относиться к свт. Григорию Нисскому очень недоброжелательно. Злые языки поговаривали, что свт. Григорий Нисский был для него причиной каких-то „великих зол“ (τν μεγστων κακν) 113 и „многих обид“ (π πολλος δικμασιν) 114 , скорее всего связанных с присвоением свт. Григорию Нисскому его прерогатив, что может подтверждаться фактом сопротивления свт. Григория Нисского избранию Геронтия – кандидата, выдвинутого Элладием на замещение должности епископа Никомедийского 115 . Не дожидаясь реакции митрополита, свт. Григорий Нисский решил сам поехать к Элладию, чтобы уладить разногласия. Возвращаясь из Севастии после первого поминовения год назад 116 умершего брата Петра, епископа Севастийского, свт. Григорий Нисский заехал в Кесарию Каппадокийскую. Под палящим солнцем свт. Григорий Нисский долго дожидался аудиенции, но Элладий отнесся к нему очень холодно, не стал слушать его объяснений и, даже не предложив отдохнуть, отослал ни с чем в обратный путь под проливным дождем 117 . Впрочем, все эти испытания не прервали неутомимой деятельности свт. Григория Нисского , но лишь придали ей новое направление. Отойдя от церковной политики и догматических споров, свт. Григорий Нисский полностью обратился к духовной жизни. В Ниссе он устроил монастырь 118 , а в своих сочинениях этого времени попытался придать малоазийскому монашеству, уже получившему внешнюю организацию трудами его брата свт. Василия, внутреннее мистическое содержание, которого ему недоставало 119 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

263 Речь идет о католикосе Ваане I Сюни (968–969). Нерсес Ламбронаци ошибочно упоминает его как современника византийских императоров Василия, Константина и васпураканского царя Сенекерима Арцруни. Эта ошибка восходит к «Хронике» Маттеоса Урхаэци, которая в данном случае служила источником для Ламбронаци (см.: М. Мкрян. Нарекаци. Ереван, 1955, с. 113: Григор Нарекаци, с. 171). 264 В другой редакции жития до этого имеется: «[Григор] был сыном Хосрова Андзеваци» (Григор Нарекаци. Книга..., с. 172). 266 Помимо Ованеса, у Григора Нарекаци был другой брат, Саак, о котором он упоминает в памятной записи к «Толкованию таинства св. литургии» Хосрова Андзеваци: «Итак, первый список этой св. книги в 399 году армянского летосчисления был сделан рукой Саака, сына владыки Хосрова, толкователя сей книги». 267 Как замечают издатели Григора Нарекаци, Нерсес Ламбронаци ошибочно полагал, что Ованеса не было в живых, когда писалась «Книга скорбных песнопеннй». Ламбронаци не обратил внимания на памятную запись Григора Нарекаци к «Книге...», где поэт восторженно говорит о выдающихся способностях брата и подчеркивает, что писал «Книгу...» при его активном участии (см.: Григор Нарекаци, с. 170–171). 268 Апаранский монастырь, или Апаранский монастырь св. Креста, находился в Мокской области. В истории упоминается с X в., в состав этого монастыря входила церковь св. Богородицы, в честь освящения которой и написал Григор Нарекаци «Историю Апаранского креста». Ныне в развалинах, в пределах Турции. 269 Яков Низибинский – почитаемый армянской церковью святой. Национальная традиция связывает его родственными узами с Григором Лусаворичем, считая Якова сыном Хосровуи, сестры Анака (отца Григора Лусаворича). Согласно другим версиям, Яков – сириец, уроженец города Низибина. Долгие годы отшельничал в Кордукских горах. По возвращении в Низибин сблизился с отшельником Маруге, или Маркелом. При Диоклетиане подвергался гонениям. Участник Никейского (325 г.) и Антиохийского соборов. Назван также Чудотворцем. Ему приписывается восхождение на гору Арарат с целью поиска Ноева ковчега. (См. Орманян М. Азгапатум, т. I, кн. I, с. 140–142). Сохранилось его житие, написанное, как явствует из памятной записи, учеником Маркела – Маруге (см.: Избранные жития и мученичества, т. II, с. 83–107). Житие имеет много общего с житием Поля Простака.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010