Kourtesidou, 62, line 1461). Ср. выражение Григория Назианзина , с которым свт. Филофей естественным образом сопоставляет Паламу (см. сн. 14): «Бог есть высший Свет, недостижимый и неизреченный...; второй свет (δετερον φς) есть ангел» (Слово 40.5; ed. Moreschini C. Paris, 1990. P. 204 [Sources Chrétiennes; 358]). Возможно, Коккин ознакомился с этим учением самостоятельно, прочтя труды свт. Григория Богослова , а также прп. Иоанна Дамаскина : «Они являются вторыми умными Светами (φτα δετερα νοερ), получающими освящение от того первого, безначального Света» ( Иоанн Дамаскин , прп. Точное изложение 2.3; ed. Kotter B. Berlin, 1973. P. 46 [Patristische Texte und Studien; 12]). Ср.: Октоих, глас 1, понедельник (Последование бесплотным силам), Вечерня, тропарь 1 на «Господи, воззвах». 40 Григорий Назианзин , свт. Слово 40.5 (SC 358:204). 41 Григорий Палама , свт. Триады 1.3.9 (ed. Chrestou 1:419, lines 1–3). 42 Утреня, песнь 9, тропарь 1 третьего канона (ed. Kourtesidou, 44, line 1270); ср. стихи на помазание елеем от лампады святого, тропарь 4 (ed. Kourtesidou, 51, line 1442). 43 Григорий Назианзин , свт. Слово 28.31 (ed. Gallay P. Paris, 1978. P. 172 [SC; 250]). 44 Утреня, песнь 3, тропарь 4 третьего канона (ed. Kourtesidou, 20, lines 551–52). 45 Небесная иерархия 13.3 (ed. Aland K. and Mühlenberg E. Berlin, 1991. P. 46, lines 5–11 [Patristishe Texte und Studien; 36]). 46 Утреня, песнь 3, тропарь 4 третьего канона (ed. Kourtesidou, 20, lines 549–554). 47 Утреня, песнь 9, тропарь 1 третьего канона (ed. Kourtesidou, 45, lines 1275–76). 48 Коккин. Канон всем святым, песнь 3, тропарь 5 (ed. Kourtesidou, 60, lines 53–54). Этот язык внутреннего присутствия и даже изоляции имеет сильные отзвуки идеи Воплощения. Именно Дева Мария Первой стала Божественной «свыше» par excellence (см. напр.: Коккин. Канон просительный к Иисусу Христу и Богородице, песнь 8, тропарь 4 [ed. Kourtesidou, 155, line 161–63]; Молитва Богородице I [ed. Kourtesidou, 251, line 7]; Молитва Богородице II [ed.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

При имп. Валенте , покровительствовавшем арианам (см. ст. Арианство ), Г., как и мн. др. правосл. епископы, подвергся гонениям ( Greg. Nyss. De vita Macr. 21). В кон. 375 г., по прибытии в Каппадокию нового наместника Понта Демосфена, к-рого свт. Василий называл «покровителем еретиков» ( Basil. Magn. Ep. 237. 2), в Анкире был созван Собор, состоявший из арианских епископов (омиев), на к-ром Г. был обвинен неким Филохаром в растрате церковных денег и незаконном рукоположении ( Basil. Magn. Ep. 225. 1; 237. 2). По приказу Демосфена он был арестован и под охраной отправлен в Анкиру. Святители Василий Великий, Григорий Нисский и Григорий Богослов. Миниатюра из Гомилий Григория Богослова. 880-886 гг. (Parisin. gr. 510. Fol. 71v) Святители Василий Великий, Григорий Нисский и Григорий Богослов. Миниатюра из Гомилий Григория Богослова. 880-886 гг. (Parisin. gr. 510. Fol. 71v) Дорогой Г. очень страдал от грубости солдат и болезни; но в конце концов ему удалось бежать и скрыться в безопасное место ( Basil. Magn. Ep. 225. 1), что отсрочило его осуждение. Однако весной 376 г. в Ниссе был созван новый Собор епископов Понта и Галатии, принявший решение о его низложении заочно, в результате чего он был сослан, а его кафедра передана человеку, к-рого, по словам свт. Василия, можно было «купить за несколько оболов» ( Idem. Ep. 237. 2; 239. 1). После этого в течение почти 3 лет Г. вел скитальческую жизнь, порой даже вне пределов Каппадокии, поддерживая в разных местах православных в их противостоянии арианам ( Idem. Ep. 231. 1; 232. 1). В это время он глубоко проникся церковными идеалами свт. Василия и начал помогать ему, в частности в деле распространения монашества в Каппадокии. Однако свт. Василий, хорошо зная неопытность брата в церковных делах, в 376 г. отклонил предложение нек-рых епископов включить его в число членов посольства в Рим к папе Дамасу I ( Basil. Magn. Ep. 215. 1). Приговор о ссылке был отменен имп. Валентом осенью 377 г. ( Maraval. 1990. P. 22) или после его смерти (9 авг. 378 г.) имп. Грацианом, и Г. смог вернуться на кафедру в Ниссу, где он был торжественно встречен паствой ( Greg. Nyss. Ep. 6. 8-11). Однако вскоре эта радость была омрачена печальным событием - кончиной свт. Василия Великого ( Idem. De vita Macr. 14), узнав о к-рой, Г. отправился в Кесарию, чтобы проститься с братом ( Greg. Nazianz. Ep. 76. 2).

http://pravenc.ru/text/166529.html

...Ему приятны не столько многоценные приношения, сколько нелицемерные жертвы от чистого сердца (свт. Иоанн Златоуст , 55, 941). Два вида благочестия... Первый самый святой и божественный – в душе; потому что прекраснейшая и самая угодная Богу жертва – иметь чистое сердце, представлять в уме Божие присутствие, твердо и постоянно хранить оное во святилище души. Другой вид – в чистоте тела. В ком нет сих двух видов, тот, если принесет в дар самые редкие драгоценности суши и моря... не угодит Богу (прп. Исидор Пелусиот , 62, 205–206). Источник. ...Любителю того, что угодно Богу, по справедливости даруется упоение обилием небесных благ (свт. Кирилл Александрийский , (36, 11). Источник. Если желаем воистину угодить Богу и блаженнейшею возлюблены быть от Него любовью, представим Богу ум наш нагим, ничего от века сего не влекущим с собою и в себе, ни искусства, ни знания, ни софистического мудрования, хотя бы мы изучили всю премудрость мирскую. Ибо Бог отвращается от того, кто приступает с самомнительным нравом, упитан тщеславием и надмен (прп. Иоанн Карпафский , 91, 89). ...Как никто из произведших множество изделий не может сказать, что произвел их ночью и без света, так и тот, кто ведет жизнь Богу угодную, не может сказать, что ведет ее без Умного Света. Если дерзнет кто сказать это, то явный он лжец и сын диавола. Таковый никогда не познавал себя и немощи своей, и совсем не вступал на путь Божий (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 165). Источник. ...Какими делами угодили Богу удалявшиеся в горы и жившие в пещерах? Никакими, кроме дел покаяния с верою и любовью. Оставя мир весь, они последовали Христу, и прияв Его в себя, упокоивали, насыщали и напояли Его в себе, посредством покаяния и слез (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 189–190). ...Устранимся, братие, молю, от Богу ненавистных дел и слов, чтобы со дерзновением называть Бога Отцом. Обратимся к Нему в истине, дабы и Он обратился к нам и очистил нас от всякого греха и сделал достойными Его божественной благодати. Ибо таким образом и во веки мы будем торжествовать и праздновать богодухновенно и духовно исполнение Божественного обетования – пришествие Всесвятаго Духа к людям и почивание Его на них, результат и исполнение блаженной надежды, в Самом Христе Господе нашем... (свт. Григорий Палама , 26, 247).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Ибо как обыкновенную одежду, когда она запятнается и испачкается, нельзя убелить иначе, как полосканием в воде и трением руками и ногами, так и одеяние души, когда она запятнается и осквернится грехами, нельзя иначе очистить, как многими слезами и терпением искушений и скорбей (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 196–197). Источник. Если кто из нас не познает, что он есть Адам, тот, который согрешил перед Богом в раю, то как может он признать и думать, что нисшествие Сына и Слова Божия было для него? Такой уж по падении установился закон, что как каждый из нас бывает Адамом, т. е. человеком тленным и смертным, не по причине собственного своего греха, а по причине преслушания прародителя нашего Адама, от семени которого происходим; так опять каждый из нас бывает Христом, нетленным и бессмертным, не ради добродетелей своих, но ради послушания Второго Адама, Который есть Христос, Господь наш, сошедший с неба, соделываясь кость от костей Его и плоть от плоти Его. И как тление и смерть из рода в род переходят от ветхого Адама, так нетление и бессмертие переходят в христиан от Нового Адама. Как то, что мы причастники естества праотца Адама, падшего, познаем мы по тому признаку, что и мы грешим и преступаем заповеди Божии; так и то, что мы бываем причастниками Божественной благодати второго родоначальника нашего Христа Господа, познаем по тому признаку, что не грешим более, коль скоро получаем Божественную благодать сию. Мы почерпаем от полноты Христовой, подобно тому как из какого-либо источника огня возжигались бы мириады лампад, и чем больше бы возжигались, тем более он изобиловал бы огнем и источал его из себя; ибо Христос, как Бог, преисполнен всяким добром (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 316). ...Когда и ты, оставив греховный навык, не будешь противоречить презирающим тебя за грехи и поносящим, но вместе с ними осудишь себя, признав себя действительно достойным сего, и в сокрушении, путем молитвы притечешь к единой милости Божией, то знай, что ты спасен, хотя бы и был мытарем (свт. Григорий Палама , 26, 28). На познании и сознании немощи зиждется все здание спасения (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 532). ...Ревнуя о спасении, все внимание должно обращать на устроение сердца или на впечатление в нем истинно христианских чувств и расположений... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 88, 5). Источник. Спасение грешников

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

, проф. Св. Григорий Двоеслов – его проповеди и гомилетические правила Докторская диссертация. Киев, 1871. С. 130 (далее – Певницкий. Св. Григорий Двоеслов) ; Bittkau G. Pfarramtskunde. Lpz., 1897. S. 22 (далее – Bittkau. Pfarramtskunde). Такая проповедь может иметь смысл и значение или в исключительные эпохи, или для исключительных личностей. 962 См.: Probst. Katechese… S. 135. Греч. μαρτυς в Новом Завете и у христианских писателей имеет два значения: «свидетель» (вестник истины вообще) и «мученик» (запечатлевший кровью свое свидетельство о христианской истине). См.: Свт. Григорий Богослов . Слово 4//Свт. Григорий Богослов. Творения. Т. 1. С. 80, примеч. 1. 963 Не будем судить по нашему времени о проповедях отвлеченно-догматического характера. На современных нам слушателей догматические проповеди большей частью наводят скуку, не представляя для них никакого интереса, а для современников вселенских учителей догматические темы были наиболее желательными. См. актовую речь профессора Говорова: Говоров А. , проф. Основной принцип церковной проповеди и вытекающие из него предмет и задачи церковного красноречия//Православный собеседник. 1895. 3. С. 380–381 (далее – Говоров. Основной принцип церковной проповеди). 965 См.: Realencyklopädie für protest. Theologie und Kirche Begr. von J. J. Herzog. 3. Bd. 15. S. 633. 966 Необходимо иметь в виду, что до нас дошла незначительная часть учительных трудов святого отца. См.: Антоний, архиеп. Финляндский. Из истории христианской проповеди. СПб., 1895. С. 75–76 (далее – Антоний, архиеп. Финляндский. Из истории христианской проповеди). О количестве Бесед и Слов, сохранившихся и признаваемых подлинными, см. с. 58 и 96, а также: Bardenhewer Otto. Patrologie. Freiburg im Bresgau, 1894. S. 255–257 (далее – Bardenchewer. Patrologie.) 967 См.: Herzogs RE 2 II, 120. RE 3 XV, 633; Антоний, архиеп. Финляндский. Из истории христианской проповеди. С. 130–134. 968 О распространении ересей и могуществе еретиков, во главе которых был сам император Валент, св. Василий свидетельствует в письме своем к епископу Асхолию. См.: Свт. Василий Великий . Письмо 164//Свт. Василий Великий. Творения. Т. 2. С. 680. 970 Например, в Беседе «На день святого мученика Маманта» (Свт. Василий Великий . Беседа 23//Там же. Т. 1. С. 1069–1074) после прославления памяти святого проповедник обращается к опровержению лжеучения Ария; в одном из своих писем св. Василий свидетельствует, что в его время «ересь, давно посеянная врагом истины, Арием, снова ныне возникла с бесстыдством» (Свт. Василий Великий . Письмо 70//Там же. Т. 2. С. 564).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Действительно, читатель найдет в этой главе описание эстетической трансформации, происходившей в византийском обществе под западноевропейским влиянием, базирующееся на пересказе советских авторов 60-70-х гг. Здесь же и первая цитата из свт. Григория Паламы (стр. 64). Из западных авторов упоминается работа Андре де Аллё (на нее ссылается и о. И. Мейендорф), остальные авторы упоминаются без работ. А не найдет читатель отзывов современников, которые цитировались бы напрямую, а не в пересказах, не найдет и рассмотрения современных западных концепций Ренессанса как такового и «палеологовского возрождения» в частности. Содержание этой главы отображает состояние советской византологии до начала 80-х годов прошлого столетия. Третья глава (стр. 73-100) – «Роль и значение свт. Григория Паламы в раскрытии святоотеческого учения исихазма» – посвящена причинам «конфликта, вызвавшего т. н. исихастские споры, поразившие византийское общество…». Читатель найдет здесь определение архим. Киприана (Керна) понятия «мистика», приводимое В. Н. Лосским, и «исихазм» (без указания на первоисточник) (стр. 75), далее следует несколько абзацев о преп. Никифоре Подвижнике (стр. 76-78), и снова подается определение понятия «исихазм» по о. И. Мейендорфу (стр. 79-80), после чего следует изложение биографии свт. Григория Паламы. На стр. 83 архим. Гавриил вскользь («формат данной работы не позволяет тщательно рассмотреть исторические эпизоды знаменитого спора») упоминает о споре святителя с Варлаамом Калабрийским и переходит к жизнеописанию последнего с описанием спора. Впрочем, без единой ссылки на сочинения обоих его участников. Да и зачем, если об этом на русском языке со ссылками подробно можно прочитать и у о. И. Мейендорфа, 5 и у еп. Василия (Кривошеина). 6 На стр. 89 впервые в этой главе мы встречаемся сразу с четырьмя цитатами из «Триад» Григория Паламы с обличением языческой философии. А со стр. 90 продолжается описание противостояния святителя Григория и Варлаама, разрешающееся упоминанием двух константинопольских соборов 1341 года, осудивших Варлаама и Григория Акиндина. Архим. Гавриил приходит к смелому выводу: «осудив Варлаама, Православная Церковь осудила дух Возрождения, набиравший в это время силу» (стр. 92-93). Со стр. 94 описываются политические обстоятельства деятельности Акиндина и продолжается биография святителя. А на стр. 97 приводится цитата из свят. Григория Паламы, отсутствующая на указанной странице.

http://bogoslov.ru/article/2252585

Syméon le Nouveau Théologien», Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата , р. 75-76, 151-170= Studia Patristica , 1975, 13/2, р. 210-226]. Григорий Нисский, свт. (1999) О жизни Моисея Законодателя, пер. с древнегреч. А. С. Десницкого, М. Григорий Нисский, свт. (2006) Догматические сочинения: в 2 т. , т. 2, Краснодар. Григорий Палама, свт. (2003) Триады в защиту священно-безмолвствующих, пер., посл. и комм. В. Вениаминова [В. В. Бибихина], М. Григорий Палама, свт. (2007) Трактаты , пер. архим. Нектария (Яшунского), Краснодар. Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник (2002) Дионисий Ареопагит. Сочинения. Максим Исповедник. Толкования, пер. Г. М. Прохорова, СПб. (Библиотека христианской мысли). Иоанн Дамаскин, прп. (1893) Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения , пер. А. А. Бронзова, СПб. Иоанн Дамаскин (2002) Творения преподобного Иоанна Дамаскина. Источник знания, пер. и комм. Д. Е. Афиногенова, А. А. Бронзова, А. И. Сагарды, Н. И. Сагарды, М. Каждан А. П. (1976) « " Корабль в бурном море " : К вопросу о соотношении образной системы и исторических взглядов двух византийских писателей», Из истории культуры средних веков и Возрождения , М. Лосев А. Ф. (1993) Очерки античного символизма и мифологии , М. [¹1930]. Лурье В. М. (при участии В. А. Баранова) (2006) История византийской философии. Формативный период, СПб. Лурье В. М. (2009) «Луч света в темном веке: Симеон Новый Богослов и догматика византийских Dark Ages». [В печати]. Максим Исповедник (1993) Творения преподобного Максима Исповедника. Кн. I . Богословские и аскетические трактаты , пер., вступ. статья и комм. А. И. Сидорова, М. Максим Исповедник, прп. (2006) . О различных недоумениях у святых Григория и Дионисия (Амбигвы) , пер. с греч. и прим. архим. Нектария (Яшунского), М. Максим Исповедник (2007) Максим Исповедник: полемика с оригенизмом и моноэнергизмом , сост. Г. И. Беневич, Д. С. Бирюков, А.   М. Шуфрин, СПб. Медведев И. П. (1997) Византийский гуманизм XIV - XV вв ., СПб.

http://bogoslov.ru/article/487738

Августин Иппонский, блж. О Троице. Краснодар: Глагол, 2004. Аммон, св. Наставления//Творения древних отцов-подвижников/ред. А.И. Сидоров ; вступ., коммент., пер. А.И. Сидоров. М.: Сибирская Благозвонница, 2012. С. 343–388. Василий Поляномерульский , прп. Предисловие, или предпутие, желающим читать книгу святого отца нашего Григория Синаита и не погрешать против заключенного в ней смысла//Трезвомыслие/ред. схиигум. Авраам (Рейдман) . В 2 т. Т. 1. Екатеринбург: Александро-Невский Ново-Тихвинский женский мон-рь, 2009. С. 310–322. Григорий Палама , свт. Триады в защиту священно-безмолвствующих/послесл., коммент., пер. В. Вениаминов. М.: Канон, 1995. Григорий Синаит , прп. О безмолвии и двух образах молитвы, в 15 главах// Григорий Синаит , прп. Творения. М.: Новоспасский монастырь, 1999. С. 94–112. Димитрий Ростовский , свт. Богомысленное размышление о Пресвятых страстех Господа нашего Иисуса Христа// Димитрий Ростовский , свт. Сочинения. Т. 1. СПб.: Аксион эстин, 2009. С. 244–254. Евагрий Понтийский . Слово о духовном делании, или Монах// Евагрий Понтийский . Творения. Аскетические и богословские трактаты/вступ., коммент., пер. А.И. Сидорова . М.: Мартис, 1994. С. 76–93. Игнатий (Брянчанинов) , свт. О молитве Иисусовой, беседа старца с учеником//Трезвомыслие: сборник творений русских подвижников благочестия об основах духовной жизни в молитве Иисусовой: в 2 т./ред. схиигум. Авраам (Рейдман) . Т. 1. Екатеринбург: Александро-Невский Ново-Тихвинский женский мон-рь, 2009. С. 5–116. Игнатий (Брянчанинов) , свт. Слово о молитве Иисусовой//Трезвомыслие: сборник творений русских подвижников благочестия об основах духовной жизни в молитве Иисусовой: в 2 т./ред. схиигум. Авраам (Рейдман) . Т. 1. Екатеринбург: Александро-Невский Ново-Тихвинский женский мон-рь, 2009. С. 168–265. Иоанн Кассиан Римлянин , прп. Писания/пер. с лат. еп. Петра (Екатериновского). М.: Типо- Литогр. И. Ефимова, 1892. Иоанн Лествичник , прп. Подвижнические уроки//Добротолюбие: в 5 т./пер. свт. Феофана Затворника . Т. 2. М.: Сретенский мон-рь, 2010. С. 477–540.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sovremen...

Согласно святому Афанасию Великому, все «очертания, признаки и приметы материального тела, благодаря которым мы здесь узнаем друг друга, там упразднятся. После Воскресения мертвых «всякий человеческий образ будет подобен образу Адама обликом, размерами, строением». А по поводу слов Господа, сказавшего саддукеям: «В воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» (Мф. 22, 30), святой отец говорит: «Как Ангелы имеют один образ и облик», так, мы веруем, произойдет и с нашей собственной природой в воскресении «через нетление» (Свт. Афанасий Великий. К Антиоху правителю. Вопросоотв. 23//ΒΕΠΕΣ. 35, 106–107). 1255 Преп. Иоанн Дамаскин. Об усопших в вере. Ст. 29–31//PG. 95, 276 А–277 А. 1256 Преп. Симеон Новый Богослов. Слово 45. Ст. 10//Творения. ТСЛ. 1993. T. 1. С. 419. 1257 Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие св. Апостола Иоанна Богослова. Беседа 44. Ст. 2. M., 1993. С. 291. 1258 Свт. Григорий Палама. Против Акиндина. Кн. 2. Гл. 15. Ст. 69. 1259 Γ. Μαντζαριδου. Μθεξις Θεου. Θεσσαλ., 1979. Σ. 248. 1260 Еретическое учение о наступлении земного тысячелетнего царства Христова, основывающееся на ложном толковании слов Апокалипсиса. Эта ересь, особенно распространенная во II b. в малоазийских церквах, в настоящее время вновь возникла в некоторых сектах. 1261 Человек имеет начало, но продолжит жить вечно в нескончаемой вечности. Святой Максим Исповедник замечает, что Бог сотворил человека по Своему образу и подобию. ««По образу» — как сущий [образ] Сущего и как присносущий [образ] Присносущего: хотя он и не безначален, но зато бесконечен. «По подобию» — как благой, [подобие] Благого и, как премудрый [подобие] Премудрого, будучи по благодати тем, чем [Бог является] по природе». (Преп. Максим Исповедник. Главы о любви. Сотница 3, 25). 1262 Преп. Симеон Новый Богослов. Слово 69//Творения. ТСЛ, 1993. Т. 2. С. 201–202. 1263 Свт. Кирилл Александрийский. Беседа 14. Об исходе души и Втором Пришествии//PG. 77, 1089. 1264 Свт. Иоанн Златоуст. На Евангелие от Матфея беседа 76. Ст. 3//ПСТ. Т. 7. Кн. 2. С. 766. 1265

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Monaci esicasti е monaci bogomili… Pp. 100–101). 1415 О Божественных энергиях и их причаствуемости 37, 39, 46. Свт. Григорий здесь ссылается и следует за прп. Максимом Исповедником , см.: amb. 25: PG 91,1137–1141. Ср. про эту тему у Григория Акиндина в данном томе, с. 503. 1419 Триады 1.3.20, 1.3.45, 2.3.48. Подробнее см. в статье: К. Е. The Concept of Spiritual Perception in Gregory Palamas. First Triad in Defense of the Holy Hesychasts//Христианский Восток. 1(7), 1999. Pp. 374–390. 1420 Триады 1.2.5. Свт. Григорий здесь имеет в виду различение, проводимое в Ареопагитском корпусе, межлу прямолинейным, круговым и спиралевидным движением ума (/Хионисий Ареопагит. О Божесгвенных именах 4.8–9). 1422 Риго А. Византийская духовность и Псевдо-Диониснй Ареопагит//Символ. 52, 2007. Pp. 75–76, ср.: 115. 1425 К сожалению, в данной статье из-за ограниченного обьема мы не смогли коснуться значимого и интересного вопроса о триадологическом учении свт. Григория и некоторых других важных гем. 1426 Текст приводится по изд.: Георгий Факрасис. Диспут свт. Григория Паламы с Григорой философом. Философские и богословские аспекты паламитских споров/Пер. с древнегреч. Д. А. Поспелова; отв. ред. Д. С. Бирюков. Афон, М.: Никея, 2009 с неб. изм. Примечания и комментарии составлены на основе материалов в том же издании. Перевод выполнен по изд.: Candal М., S./. Fuentes Palamiticas. Dialogo de Jorge Facrasi sobre el contradictorio de Palamas con Niceforo Gregoras//Orientalia Christiana Periodica. 16,1950. Pp. 303–357. 1427 Диспут между свт. Григорием Паламой и Никифором Григорой, описанный протостратором (т. е. одним из начальников императорской конницы) Георгием Факрасисом, состоялся в 1355 г. Формальной его причиной был интерес к идейным течениям в Византии, проявленный легатом Римского папы Павлом Смирнским, причиной чему явилось желание латинян понимать, как разногласия в Православной Церкви могут повлиять на замышляющиеся переговоры об унии. Павел, как и Варлаам, родом из Калабрии; он был отрицательно расположен в отношении Паламы, причиной чему, возможно, было то, что его настроил так Варлаам Калабрийский.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010