Лазарь архим. О тайных недугах души. М., 1997. Лахтин М. Ю. Бесоодержимость в современной деревне. Историко-психологическое исследование. М., 1910 (М., 1917). Левитов П. Всесовершенный характер Богочеловека. Харьков, 1910. Левитов П. Духовное совершенство, как верховный идеал человеческой жизни//Вера и разум. 1916, 8–9. Левитов П. Природа религиозной веры в отношении ее к знанию//Вера и разум. 1902, 20. Лепорский П. И. Учение св. Иоанна Златоуста о совести//Христианское чтение. 1898, 1, с.89–102. Лесгафт П. Ф. Психология нравственного и физического воспитания. М.: Ин-т практ. психологии, Воронеж: МОДЭК, 1998. Лефченко О. Т., Гальцева Р. А. «Режимбаль Ж.-П. Рок-н-ролл»//Образ человека ХХ века. Сборник. М., 1988, с.217–234. Липский Н. Психологические данные в вопросе миссионерской тактики//Вера и разум. 1910, 1, с.84–96. Лосский В. Н. Боговидение. Пер. с франц. М.: Изд-во АСТ, 2003 (переизд.: Его же. Богословие и Боговидение. М., 2000, с.112–272). Лосский В. Н. Богословие образа//Богословские труды. 14. М., 1975, с.105–113 (переизд.: Его же. Богословие и Боговидение. М., 2000, с.303–319). Лосский В. Н. Богословие света в учении свт. Григория Паламы //Его же. Богословие и Боговидение. М., 2000, с.82–111 (переизд.: Журнал Московской Патриархии. 1968, 3, с. 76–77). Лосский В. Н. Богословское понятие человеческой личности//Богословские труды. 14. М., 1975, с.114–120 (переизд.: Его же. Богословие и Боговидение. М., 2000, с.289–302). Лосский В. Н. «Мрак» и «свет» в познании Бога//Его же. Богословие и Боговидение. М., 2000, с.67–81 (переизд.: Журнал московской патриархии. 1968, 9, с.61–67). Лосский Н. О. Идея бессмертия души, как проблема теории знания//Вопросы философии и психологии. 1910, кн. 4(104), с.488–503. Лосский Н. О. Психология человеческого «я» и психология человеческого тела//Записки Рус. Нар. ин-та в Белграде. Вып. 17. 1939. Лосский Н. О. Свобода воли//Его же. Избранное. М., 1991, с.481–597. Лосский Н. О. Учение о перевоплощении//Переселение душ. Сборник. М., 1994, с.357–383.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

С. 10–17, 26–28). Флоренский даёт здесь своё первое (по времени) определение символа и (чуть ниже) раскрывает суть своего «символического» мировоззрения. Впоследствии эти взгляды Флоренского принципиально не менялись и легли в основу всех его философских и богословских концепций. Очень важна в данном случае ссылка на указание апостола Павла из Рим.1:20 , которое служит основанием для катафатическогоˆбогословия – теории и практики познания Бога из объектов и устройства видимого мира. В данном случае, ссылаясь на это место из Свящ. Писания, Флоренский не только поясняет возможность сквозь эмпирический мир – через все высшие тварные миры – видеть Самого Бога и нетварный мир Божества, но также включает и сам Божественный мир в «символическое» устройство творения. Это означает, что, оставаясь «несводимым» к тварному миру (даже к какому-либо самому высшему его уровню), пребывая трансцендентным по отношению к твари, Бог, вместе с тем, образует с миром «органически живое единство». Как представляется, введением такой «антиномии» Флоренский пытался преодолеть все «соблазны» пантеизма, которые преследовали идею «всеединства» в варианте В. Соловьёва (См.: Павлюченков Н.Н. Проблема философии «всеединства» в трудах П.А. Флоренского/Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2014. 2 (Том 2). Философия. С. 76–85). Также можно показать, что именно знакомство о. Павла с богословием энергий свт. Григория Паламы и, соответственно, уяснение им необходимости понимать обожение как причастие Божественной энергии, вызвало те дополнения, которые он ввёл в своё определение символа к началу 1920-х гг. («Имяславие как философская предпосылка»): «Символ есть такая сущность, энергия которой, сращенная или, точнее срастворенная с энергией некоторой другой, более ценной в данном отношении сущности, несёт таким образом в себе эту последнюю» (Флоренский П.А. Сочинения. Т. 2. У водоразделов мысли. С. 287). Ср.: это – «онтологическая формула» символа «как сущности, несущей срощенную с её энергией энергию иной сущности, каковою энергией даётся и сама сущность, та, вторая» (Там же. С. 293).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

ввели новую дополнительную, рассчитанную на год, программу по изучению русского языка «Русский как иностранный». В 2016 г. факультет иностранных студентов переименовали в международный отдел Санкт-Петербургской духовной академии. В 2022/23 учебном году в академию вновь приехала на учебу группа африканцев. Это 11 человек из Центральноафриканской Республики, Мадагаскара, Руанды, Кении, Нигерии, Танзании. Сегодня в СПбДА на всех формах обучения учится 76 студентов из других стран, из них 37 — из ближнего зарубежья (Беларусь, Грузия, Казахстан, Литва, Молдова, Туркменистан, Украина) и 39 — из дальнего (Египет, Иордания, Польша, Финляндия, Эстония, Германия, Босния и Герцеговина, Индия, Индонезия, Иордания, Сербия, США, Филиппины, Швеция и упомянутые выше). Начиная с 1970-х гг. факультет иностранных студентов Санкт-­Петербургской духовной академии окончили: архиепископ Велайта Эфиопской Церкви Тевахедо Никодимос Элиас Абебе († 2011), викарий Варшавской епархии ( Польская Православная Церковь ) архиепископ Бельский Григорий (Харкевич), экзарх Пресвятого Гроба Господня на Кипре митрополит Вострский Тимофей (Маргаритис) и другие архипастыри и пастыри. В интервью РИА «Новости» 8 июня 2023 года Патриарший экзарх Африки митрополит Клинский Леонид рассказал, что Русская Православная Церковь де-факто имеет клириков, совершающих богослужения в 21 стране континента. В 2023 г. в африканских странах на Пасху состоялись богослужения с участием 200 с лишним священнослужителей экзархата. За последние полгода владыка Леонид рукоположил в священный сан 12 человек. Алексей Реутский «Церковный вестник» /Патриархия.ru Календарь ← 18 апреля 2024 г. (5 апреля ст.ст.) четверг Четверток Великого канона. Мчч. Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303). Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея России (1652). Прп. Пуплия Египетского (IV). Прпп. Феоны, Симеона и Форвина (IV). Прп. Марка Афинского, Фраческого (ок. 400). Прп. Платона, исп. Студийского (814). Прп. Феодоры Солунской (892). Сщмч. Алексия Кротенкова пресвитера (1930); сщмч. Николая Симо пресвитера (1931). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLII, 5–16 . На веч.: Быт. XVIII, 20–33 . Притч. XVI, 17 – XVII, 17 . Вся служба по Триоди. На утрене пение Великого канона прп. Андрея Критского («стояние Марии Египетской»). Катавасия по 3, 6, 8 и 9-й песнях канона (те же ирмосы). Читается Житие прп. Марии Египетской: 1-я часть – после кафизмы и седальнов перед 50-м псалмом; 2-я часть – после седальнов по 3-й песни канона. Поем «Честнейшую». Окончание утрени обычное великопостное. 1-й час без кафизмы. В конце утрени, часов и изобразительных по 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина. На всех часах тропари великопостные читаются; на часах и изобразительных – кондак «Душе моя...». Блаженны читаются. 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/6045986.ht...

1-й день: 3-й час – Мф., зач. 1–25 (1, 1 – 8, 13). 6-й час – Мф., зач. 26–52 (8, 14 – 13, 30). 9-й час – Мф., зач. 53–78 (13, 31 – 19, 15). 2-й день: 3-й час – Мф., зач. 79–101 (19, 16 – 24, 35). 6-й час – Мф., зач. 102–116 (24, 36 – 28, 20). 9-й час – Мк., зач. 1–39 (1, 1 – 9, 16). 3-й день: 3-й час – Мк., зач. 40–71 (9, 17 – 16, 20). 6-й час – Лк., зач. 1–21 (1, 1 – 5, 39). 9-й час – Лк., зач. 22–49 (6, 1 – 9, 62). 4-й день: 3-й час – Лк., зач. 50–76 (10, 1 – 14, 24). 6-й час – Лк., зач. 77–101 (14, 25 – 20, 26). 9-й час – Лк., зач. 102–114 (20, 27 – 24, 53). 1 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 22 октября 2015 года были утверждены и рекомендованы к общецерковному богослужебному употреблению тексты тропаря и кондака сщмч. Сергию Скворцову пресвитеру. Тексты тропаря и кондака размещены на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru ( http://www.patriarchia.ru/db/text/4251309.html ), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви ( http://nbt.rop.ru/?q=texts/tropar/341 ). 2 В современной богослужебной практике Русской Православной Церкви распространен обычай совершать в вечер четырех воскресных дней Великого поста (как правило, начиная не с Недели Торжества Православия, а со 2-й Недели – свт. Григория Паламы, за исключением тех случаев, когда на понедельник приходится Благовещение, 1-е и 2-е Обретение главы Иоанна Предтечи, память 40 мучеников, храмовый или полиелейный праздник) чинопоследование пассии (см. 19 марта). При выпадении на соответствующие понедельники Великого поста праздников Благовещения, Обретения главы Иоанна Предтечи, 40 мучеников Севастийских, а также храмового или полиелейного праздника, совершение пассий, по обычаю, начинается не с 2-й Недели поста, а с 1-й Недели – Торжества Православия, чтобы иметь возможность в течение поста совершить четыре пассии. 3 О порядке пения служб на повечерии см. 13 марта, во вторник 2-й седмицы Великого поста. 4 Евангельские чтения изъяты Уставом из всего седмичного великопостного богослужения и отсутствуют даже на Литургии Преждеосвященных Даров (кроме полиелейных праздников и дней Страстной седмицы).

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-25/

   Преп. Иоанн Карпафский. Увещательные главы. § 76//Добротолюбие. T. III. С. 96.    Преп. Исаак Сирин. Творения. Изд. 3-е. Слово 57. С. 292.    Преп. авва Дорофей. Поучение 11. О том, что должно стараться отсекать страсти прежде, нежели они обратятся в злой навык души. Ср.: Поучение 8. См.: Поучение 17 и 19.    Преп. авва Дорофей. Поучение 13. О том, что должно переносить искушение (от страстей) с благодарностью и смирением.    Сказания о св. Филимоне, § 12//Добротолюбие. Т. III.    Преп. авва Дорофей. Поучение 11—12.    Еп. Феофан. Путь ко спасению.    Термин «сердце» здесь понимается не как физиологический орган, а в нравственно-психологическом смысле как центр физической и духовной жизни.    Еп. Феофан. Начертание христианского вероучения. С. 319.    Он же. Что есть духовная жизнь. Письмо 39. С. 129—130.    Преп. Пахомий Великий. Подвижнический устав//Древние иноческие уставы. М., 1892. С. 464—467.    Еп. Феофан. Внутренняя жизнь (из слов к Тамбовской и Владимирской паствам). М., 1899. См.: Блж. Диадох. Подвижническое слово. Гл. 96.    «Помысл» (с греч. — логисмос) означает размышление, рассуждение, обсуждение, взвешивание, обдумывание в душе, т. е., главным образом, деятельность человеческого ума и сердца.    Преп. Исаак Сирин. Творения. Изд. 3-е. Слово 60. С. 329—330. Ср.: Преп. Иоанн Карпафский. Увещательные главы, § 31.    Свт. Феодор Едесский. Увещательные главы, § 14//Добротолюбие. Т. III. С. 322.    Преп. Ефрем Сирин. О добродетелях и страстях//Добротолюбие. Т. II, § 10. С. 374.    Древний Патерик. Гл. 7. § 56.    Преп. Исаак Сирин. — Цит. по кн.: Зарин С. Аскетизм. T. I. Кн. 2-я. С. 245.    Преп. Макарий Египетский. Духовные беседы, послания и слова. Изд. 4-е. Троице-Сергиева Лавра. 1904. Слово 7, гл. 4. С. 443—444.    Еп. Феофан. Путь ко спасению. С. 285—289.    Излагается по учению преп. Иоанна Лествичника, Ефрема Сирина, Филофея Синайского, Иоанна Дамаскина, Марка Подвижника, Нила Сорского и др.    Преп. Нил Сорский. Скитский Устав. Архимандрит Иустин. Преп. Нил Сорский и его Устав. Изд. 3-е. М., 1892. С. 30. Ср.: то же о страсти у преп. Ефрема Сирина, Иоанна Лествичника, свт. Григория Богослова.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

16 Свт. Иоанн Златоуст . Творения. СПб., 1903. Т. 9. С. 775. 17 Свт. Григорий Богослов . Творения. Ч. 1. С. 13. 18 Прп. Симеон Новый Богослов . Слова. М., 1890. Вып. 2. С. 461—462. 19 Певницкий В.Ф . Священство. Основные пункты в учении о пастырском служении. Киев, 1892. С. 1—2. 20 См.: Архиеп. Волынский Антоний (Храповицкий) . О православном пастырстве. С. 1. 21 Свт. Феофан Затворник . Путь ко спасению. 8-е изд. М., 1899. С. 9. 22 Там же. 23 Прп. Симеон Новый Богослов . Слова. Вып. 1. С. 111. 24 Там же. С. 111—112. 25 Там же. С. 117. 26 Прав. Иоанн Кронштадтский . Живое слово мудрости духовной. СПб., 1911. С. 75, 76. 27 Свт. Иоанн Златоуст . Творения. Т. 11. С. 770—771. 28 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий . Речь, произнесенная Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием при вручении архипастырского жезла новопоставленному епископу Петрозаводскому и Олонецкому Нектарию во Всехсвятском храме г. Москвы 29 июня 1947 г.//Журнал Московской Патриархии. М., 1947, 8. С. 9. 29 См.: Архиеп. Волынский Антоний (Храповицкий) . О православном пастырстве. С. 18. 30 Свт. Григорий Богослов . Творения. Ч. 1. С. 24, 14. 31 Свт. Феофан Затворник . Толкование Послания святого апостола Павла к Ефесянам. 2-е изд. М., 1893. С. 294—295. 32 Свт. Иоанн Златоуст . Творения. Т. 1. С. 424—425. 33 Свт. Иоанн Златоуст . Творения. Т. 1. С. 426. 34 См.: Прп. Симеон Новый Богослов . Слова. Вып. 1. С. 92—121. 35 Сщмч. Киприан Карфагенский . Творения. Киев, 1891. Ч. 1. С. 398. 36 Свт. Григорий Богослов . Творения. Ч. 1. С. 29. 37 Свт. Григорий Богослов . Творения. Ч. 1. С. 21. 38 См.: Там же. 39 См.: Свт. Иоанн Златоуст . Творения. Т. 10. С. 23. 40 Свт. Иоанн Златоуст . Творения. Т. 11. С. 768. 41 См.: Свт. Григорий Богослов . Творения. Ч. 3. С. 246. 42 Некрасов А.А . Чтение греческого текста Святых Евангелий. Казань, 1888. С. 22. 43 Некрасов А.А . Чтение греческого текста Святых Евангелий. С. 22. 44 Там же. С. 25. 45 Свт. Иоанн Златоуст . Творения. Т. 8. С. 591. 46 Там же. Т. 9. С. 138.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4101...

Преп. Симеон Новый Богослов. Слово 66, 3//Творения. Репринт. Сергиев Посад, 1993. Т. 2. С. 145–146. 126 Он же. Слово 66, 3. С. 146. 127 Преп. Симеон Новый Богослов. Указ. соч. С. 147. 128 Ν. Μ. Παπαδοπουλου. θνατος κα αι μεταθαντιοι παραστσεις κατ τα ιστορικ βιβλα της Π. Διαθκης μχρι της Βαβυλωνεου αιχμαλωσας. θηναι. 1965. Σ. 42. 129 Свт. Василий Великий. На память св. мученицы Иулитты//Творения… Ч. 4. С. 73. 130 О страшной катастрофе грехопадения человека см. нашу книгу. N. П. Βασιλειαδη. Χριστιανισμς κα Ανθρωπισμς. Αθναι, σ. α. Σ. 343–358. 131 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на кн. Бытия. 16, 3–4; 17, 3–4; 18, 2. На Евангелие от Матфея. Беседа 59, 1; 15, 2. На Евангелие от Иоанна. Беседа 9, 2. 132 Свт. Григорий Палама. Беседы. Т. 3. M., 1994. С. 76. 133 Свт. Григорий Нисский. Беседа на Песнь песней, 12//Творения. Т. 39. Ч. 3. С. 303. 134 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на 1 Кор. 42, 1//ПСТ. Т. 10. Кн. 1. С. 433; Беседа на Римл. 10, 2//ПСТ. Т. 9. С. 595. О том, что никому не должно отчаиваться. Гл. 3//ПСТ. Т. 3. Кн. 1. С. 370: «Природа греха есть привычная и подходящая пища смерти; грехом смерть порождена, укоренена и вскормлена». См.: свт. Григория Нисский. «Вкушение запретного плода стало матерью смерти для человеческого рода». Об устроении человека. Гл. 20/Пер. В. Лурье. СПб.. 1995. С. 67. 135 Свт. Василий Великий. О зависти, 6//Творения. Репринт. М., 1993. Ч. 4. С. 191–192. 136 В Послании к Римлянам: Ибо возмездие за грех — смерть. 137 Свт. Василий Великий. О том, что Бог не виновник зла, 7//Творения. Репринт. Ч. 4. С. 155. 138 Преп. Максим Исповедник. Главы о любви//Творения преп. Максима Исповедника. Кн. 1. Вторая сотница. М., 1993. С. 120. 139 B книге Бытия: Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. 140 Свт. Григорий Нисский. Об устроении человека. Гл. XIX. СПб., 1995. С. 62: его же. О блаженствах. Сл. 1//Творения св. отцов в рус. пер. Т. 38. Ч. 2. Μ., 1861. С. 363. 141 Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. Кн. IV. Гл. 4/Пер. А. Бронзова. Репринт. Μ., 1992, С. 201. 142

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

2240 «ν ν ατ ζω, τοτ στιν μονογενς το Θεο Λγος, πντων ρχ κα σστασις ρατν τε κα ορτων, πουρανων, κα πιγεων, κα καταχθονων», ibidem. 88 А. 2241 «Ποημα κα ποιητς οκ ν ποτε τς ατς εεν φσεως. Eτερον γρ τι τ ποιον, κα τερον τ ποιομενν στιν (τι οχ μοφυς τος γγλοις Υς)», Thesaurus. PG 75. 345 А. 2246 De adoratione et cultu in spiritu et veritate 68. 701. 1–3; Glaphyra in Pentateuchum 69. 441. 42–44. 2251 См., например: «ες παρξιν νεγκν τος οκ ντας ποτ» (в существование приведя не существовавшее когда-либо), PG 70. 941 D; «δχα χειρν κα λης κ το μ ντος ες τ εναι τ πντα λγ παργει» (без рук и вещества из несущего в сущее все привел словом), PG 75. 73 В; «βουληθες παραχρμα τ μ ντα δειξεν ντα» (восхотев, тотчас несущее явил сущим), ibidem. 1157 С; PG 76. 537 А; «τ τιν κα φρστ δυνμει, τ οκ ν οδ πρχον λως, ες ρχς το εναι παραγαγεν» (некоею несказанною и неизреченною силою не-сущее, совершенно не существующее в начале приводит в бытие), PG 76. 584 В. 2253 «τ δημιουργεν ξ οκ ντων δνασθαι κα καλεν τ μ ντα ς ντα», De Sancta Trinitate dialogi I–VII. Aubert 644. 4–5; также см. Thesaurus de sancta consubstantiali trinitate 75. 249. 14–19. 2259 Этот фрагмент Порфирия сохранился только у свт. Кирилла: Porphyrius. Fragmenta. Volume-Jacoby#-F 2 b, 260, F fragment 14 b//TLG. 2264 Epistulae paschales sive Homiliae paschales (epist. 1–30) 77. 460. 50–51; Commentarius in Isaiam prophetam 70. 473. 19–20; Commentarii in Joannem 2. 432. 15–17. 2265 «ρρτ τιν κα αφρστ δυνμει, τ οκ ν οδ πρχον λως, ες ρχς το εναι παραγαγεν», Pro christiana Religione adversus Julianum Imperatorem II. PG 76. 584 А В. 2266 «δχα χειρν κα λης κ το μ ντος ες τ εναι τ πντα λγ παργει», Thesaurus. PG 75. 73 В. 2270 PG 76. 585 А. Что здесь разумеется под вечно-бытием, помогает уяснить фрагмент из Толкований на Евангелие от Иоанна: «Поскольку же перенесенному из небытия в бытие необходимо и разрушаться, и все имеющее начало стремится к концу – одной только Божественной и Превышающей все Природе… свойственно и не начинаться от какого-либо начала и существовать нескончаемо, то Творец некоторым образом обходит слабость (σθνειαν) в искусственно устрояемых Им существах и искусственно как бы устрояет им вечность (μηχαντα πως κ τχνης ατος τ διον). Ведь постоянные преемства каждого из существ подобных и природные переходы друг в друга бытий однородных и одновидных, всегда стремящиеся к дальнейшему (непрерывному) течению, соделывают творение всегда явным и сохраняют Создавшему Богу всегда существующим», Кирилл Александрийский , свт. Толкование на Евангелие от Иоанна//Он же. Творения. Т. 2. С. 483–484; Expositio… in Ioannis Evangelium I. PG 73. 88 В С.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Иов Многострадальный (библ.) 19, 23, 122, 145, 379 Иоиль, пророк (библ.) 191 (108) Иосиф Прекрасный (библ.) 20, 23, 122 Иосиф Калофет, мон. 207 175 Ирина (в мон. Евлогия) Хумнена, вдова Иоанна Палеолога, монахиня 165, 173 13, 14 Исаак Ангел, имп. 85 Исаак Аргир, монах, еретик 298 7 Исаак Мадитский, митр. 207 174 Исаак Сирин , прп. 78 6 , 80 12 , 100 127 , 101 сн. , 111, 112 (7) , 152 (77) , 158, 384 (215) , 402 (11) , 438, 505 Исаия, авва 85 Исаия, пророк (библ.) 221, 276, 302, 323, 406, 413 72 , 414 Исаия Газский, прп. 99 112 Исидор, авва 435 10 , 501 Исихий Синайский, прп. 49, 88, 89, 99112 Иуда Искариот (библ.) 56 Иустин Философ , мч. (также Пс.) 179 (50, 52, 54) , 184 (73) , 185 77 , 291 579 , 292 581 , 584 , 293 586, 591 , 294 592 , 412 68 , 505 К аиафа, первосвящ. (библ.) 238 Каин (библ.) 402 Каллист (из монаст. в епархии Навпакта) 307 2 Каллист (память в греч. минее 22 нояб.) 307 2 Каллист Ангеликуд (Катафигиот, Меленикиот, Тиликуд, Ликуд) 5, 6, 307 (2, 3, 5) , 308 (сн., 6, 9) , 309 (сн., 11, 13) , 310 (14−16) , 311 (17, 18) , 312 (20) , 314, 315, 316 5, 6 , 318 16 , 324 35 , 328 сн. , 49, 343 78 , 393 251 , 401 4 , 405 31 , 409 56 , 410 60 , 419 125 , 422 128 , 423, 424, 425 (2) , 426, 433, 439 Каллист II Ксанфопул, патр. Константинопольский, свт. 44 7 , 307 3 , 308 6 , 309, 310 16 , 311 18 , 312 20 , 506 Кир, царь (библ.) 174 Кир Александрийский, еретик 70 (12) Кирилл Александрийский , свт. 48, 179 (48) , 196 (123) , 203 157 , 230, 235 (291) , 248 (364) , 328 сн. , 457 (3) , 506, 512, 513 Клидоний, адресат свт. Григория Богослова 177 Климент Римский (Пс.) 506 Л еонтий Константинопольский, свящ. 277 507 , 504, 506 Лука, св. ап. 380, 435 8 , 454, 472 65 Лукиан Самосатский 270 462 , 489 М акарий Александрийский, прп. 25 сн. Макарий Антиохийский, еретик 70 12 Макарий Витзинский, митр. 207 174 Макарий Египетский (Великий), прп. (также Пс.) 24 68 , 28 94 , 141 7 , 155 96 , 156 102 , 264 426 , 501, 506 Македоний Константинопольский, еп., еретик 169, 216, 247 Максим Исповедник (Maxime le Confesseur), прп. (также Пс.)12 5 , 50 (сн.) , 62, 70 14 , 76 (29) , 138 40 , 151 75 , 157 115, 117 , 158 (115, 117) , 159 119 , 164, 176 (29) , 181 (60) , 182 66 , 183 (69, 71) , 184 72 , 186 84 , 187 (85–87) , 188 (91) , 193, 194 (117) , 197 128, 130, 133 , 198 137 , 200 (146, 147) ,

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

(Ер. pasch. 8, PG 77, 569:15–42; Ер. 39, ACO 1, 1, 4, 17:25 – 18:26 [Рус. пер.: Деяния 1996 . С. 542] и Schol., PG 76, 1406:6–18). – Из данного места DI невозможно заключить, имеет ли св. Кирилл в виду какую-либо ложную интерпретацию Ин.3:12–13 . Однако ещё св. Григорий Богослов обвинял аполлинаристов, что они, толкуя данное евангельское место, делали вывод о том, будто плоть Христа сошла с неба (Greg. Naz. Ер. 101, 30:1–7. TLG 2022/2 [Рус. пер.: Свт. Григорий Богослов . Творения. Т. 2. СТЛ, 1994. С. 10]). Св. Григорий Нисский разоблачает попытку Аполлинария лишить «сшедшего с небес» Христа сродства с земным человеком (Greg. Nyss. Antirr. adv. Apoll., 3, 1, 138:25 – 139:15. TLG 2017/8 [Рус. пер.: Творения св. Григория Нисского . Ч. 7. Μ., 1868. С. 69–70]). В своём позднейшем диалоге, «О том, что Христос один» (Quod unus sit Christus 723:16–22) св. Кирилл уже явно предполагает эту возможную двусмысленность и стремится её устранить: «Христос считается небесным человеком не так, будто Он принёс нам Свою плоть с неба, но потому, что Слово, будучи Богом, сошло с небес. И хотя Он обрёл сходство с нами, претерпев рождение по плоти от жены, но даже вместе с плотью Он пребывает Тем, Кем и был, то есть, конечно же, Тем, Кто свыше, с небес и превыше всяческих, как Бог» (Durand 1964. Р. 282. Примеч. 1). 402 RF: никоим образом не может умереть, если, конечно, остаётся в пределах собственной природы (69:7). 407 RF: Как это может не быть истиной? Но эти самые вчера и сего дня, о христолюбивый царь, могут указывать на настоящее и уже минувшее (68:27–29). 421 Как в этом диалоге, так и в других сочинениях (Ер. pasch. 8, PG 77, 568:34–38 и Quod unus sit Christus 726:19–21), св. Кирилл объясняет, что имя Христа подходит Слову только в силу помазания и, стало быть, относится к Воплощению. Но как и апостол Павел в цитируемом здесь стихе, он часто употребляет имя Христа в отношении Слова и до восприятия Им человечества. Так, в «Толковании на пророка Исаию» (Comm, in Is. 3, 5 , PG 70, 844:32–33 [Рус.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010