См.: Свт. Григорий Нисский. Об устроении человека. XIV: PG. 44. Col. 176B. Свт. Григорий Нисский. Об устроении человека. XIV: PG. 44. Col. 176A. Ср.: S. Maximus Confessor. Ambigua. 7//PG. 91. Col. 1100AB. Ср.: Meyendorff J. Initiation a la theologie byzantine. P. 190–191. Свт. Григорий Богослов употребляет выражение — “владычественный ум” (Oratio 39. 7//PG. 36. Col. 341B; цит. по: Григорий Богослов, свт. Собрание творений. Т. 1. С. 535). Свт. Афанасий Великий. Слово на язычников. 32: PG. 25. Col. 64-65А. Свт. Григорий Нисский. О душе и воскресении: PG. 46. Col. 76–77. См., например: Немесий Эмесский. О природе человека. 22; Прп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. 2. 12: PG. 94. Col. 928BC. Немесий Эмесский. О природе человека. 3: PG. 40. Col. 597A. См.: Свт. Афанасий Великий. Слово на язычников. 33. Там же (рус. пер.: Афанасий Великий, свт. Творения: В 4 т. ТСЛ, 1902–1903 (репринт: М., 1994). Т. 1. С. 169). Ср.: Немесий Эмесский. О природе человека. 3: PG. 40. Col. 597A. Свт. Афанасий Великий. Слово на язычников. 33 (рус. пер.: он же. Творения. Т 1. С. 169). S. Gregorius Palamas. Capita CL physica, theologica, moralia et practice. 31–32//PG. 150. Col. 1141AB. См.: Свт. Григорий Нисский. Об устроении человека. XII: PG. 44. Col. 156D; Сщмч. Мефодий Патарский. Пир десяти дев. V. 5–6; Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. Собеседования египетских подвижников. 7. 12; Блж. Феодорит Кирский. Десять слов о Промысле. VI: PG. 83. Col. 652B. См.: Vie de S. Athanase 1’Athonite. 30; S. Barsanuphe. Lettres. 483. (В русском переводе нумерация ответов другая, см.: Ответ 480//Преподобных отцев Варсанофия Великого и Иоанна Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников. Изд. 4е. СПб., 1905 (репринт: М., 1993). С. 311. Далее нумерация дается по этому изданию, при ссылке на него принято сокращение: Прпп. Варсонофий Великий и Иоанн. Руководство к духовной жизни. — Ред.) Немесий Эмесский. О природе человека. 13. Свт. Григорий Нисский ссылается здесь на галеновскую традицию.

http://azbyka.ru/zdorovie/iscelenie-psix...

(С. кон.76–79) Во время императорского посольства в г. Серры в августе 1363 г. патриарх Каллист скончался, и патриарший престол стал вакантным. После ряда встреч между свт. Филофеем и имп. Иоанном V постоянный синод совместно с императором вновь назначили свт. Филофея (Коккина) на патриаршую кафедру осенью 1364 г. В прим. 288 на С. 76 М. Митреа приводит сведения из «Истории» Иоанна Кантакузина , где говорится, что встреч между святителем и императором было как минимум 2: во дворце и монастыре Акаталипт, – а в одном из своих писем свт. Филофею Димитрий Кидонис напоминает ему, что тот перед своим повторным избранием дал клятву не притеснять тех, кто не желает принимать богословие свт. Григория Паламы и исихастских соборов 1341, 1347 и 1351 гг. Таким образом, свт. Филофей вступил на престол на следующие 12 лет, согласно Византийской хронике (см. прим. 289 на С. 77) это произошло 11 октября. Как показывают Акты Константинопольского патриархата, свт. Филофей на протяжении своего 2 срока на патриаршем престоле поддерживал, согласовывал и укреплял власть, юрисдикцию и связи Константинопольского патриархата с Православными Церквами. Кажется, снова в несколько негативном тоне М. Митреа выражется по поводу ведения дел святителем по отношению к Русской Церкови: «Он [свт. Филофей] часто вмешивался или, как отмечает Мейендорф , «наслаждался свободой действий» в политических и церковных делах Московской Руси» (С. 77, строки 6–8). В 1369 г. имп. Иоанн V перешел в латинскую веру. И хотя свт. Филофей не был латинофилом, но все же стремился созвать Вселенский собор в Константинополе, пытаясь двигаться на пути к сближению Православной и Католической Церквей. Во 2 сроке патриаршего служения святитель продолжал дело распространения исихазма. Так, например, он отправил послание монахам Великой Лавры, в котором позволял им почитать свт. Григория Паламу как святого. Далее, между концом февраля и 4 марта 1368 г. он выпустил синодальное решение, которое уже официально закрепляло день празднования и ежегодное поминовение Паламы в Великой Церкви Константинополя. Наконец, в апреле 1368 г. Константинопольский Синод канонизировал свт. Григория Паламу и осудил Прохора Кидониса, томос этого собора был написан самим свт. Филофеем (Коккиным).

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

156 Cyrillus Alexandrinus. Apologia XII anathematismorum contra Theodoretum 75//ACO. T. 1. Vol. 1. Pars 6. P. 139:18–23. Англ. пер.: St. Cyril of Alexandria. Three Christological Treatises. P. 123. Ср. рус. пер.: Деяния Вселенских Соборов. Т. 2. Казань, 2 1892. С. 76–77. 158 Cyrillus Alexandrinus. Commentarius in XII prophetas. In Oseam IV (Os. 7:2)//Op. cit. Vol. 1. P. 153. Англ. пер.: St. Cyril of Alexandria. Commentary on the Twelve Prophets/trans. R. Ch. Hill. Wa shing ton, D. C., 2007. Vol. 1 P. 152. (The Fathers of the Church: A New Translation; vol. 115). В «Творениях святых отцов» σθ’ τε оставлено здесь без перевода. См.: Творения св. Кирилла Александрийского . М., 1892. (Творения святых отцов, в русском переводе, издаваемые при Московской духовной академии; т. 58). Ч. 9. С. 192. 161 Свт. Кирилл используеттермин σθ’ τε намного чаще любого другого автора, представленного в TLG. Из общего числа 3340 найденных совпадений (http://stephanus.tlg.uci.edu/) 540 найдены в сочинениях свт. Кирилла: 515 в корпусе его творений (TLG 4090 (Cyrillus Alexandrinus)) с поправкой для «spuria» и дублированных упоминаний в «Пасхальных посланиях» (по PG и SC) и 25 в деяниях Эфесского Собора (TLG 5000 (Concilia Oecumenica, ACO), work=1:2). Следующий по числу совпадений, 339 – Basilica (собрание юридических текстов). Далее следуют Гален (96 случаев), Ориген (94 случая, из них 12 в «dubia») и Tipukeites (другое собрание юридических текстов, 76 случаев). Среди других Отцов Церкви IV–V вв. σθ’ τε встречается менее пяти раз: свт. Афанасий Великий : 4 случая (из которых 2 в «spuria»); свт. Василий Великий : 2 случая (из которых один в «dubia»); свт. Григорий Богослов : ни одного; свт. Григорий Нисский : 5 случаев (из них один среди «spuria»); свт. Иоанн Златоуст : 7 случаев (из которых 5 в «spuria»); блж. Феодорит Кирский : 1 случай. Возможно, стоило бы исследовать, какие значения придаёт свт. Кирилл Александрийский термину σθ’ τε. 162 Cyrillus Alexandrinus. Oratio ad Pulcheriam et Eudociam augustas de fide 44//ACO. T. 1. Vol. 1. Pars 5. P. 58:35–59:3. В «Богословском вестнике» σθ’ τε переведено здесь: «временами». См.: Кирилл Александрийский , свт. О правой вере к царицам/пер. с др.-греч. иер. В. Дмитриева; ред. пер. и вступ. ст. иерод. Феодора (Юлаева) //БВ. 2009. 8–9. С. 137. Перевод «иногда» здесь также возможен, но я думаю, что «в это время» подходит лучше. Нечто подобное применимо и здесь: Cyrillus Alexandrinus. Commentarii in Iohannem III, 1 ( Jn. 5, 36–37 )//Op. cit. Vol. 1. P. 374.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

977 Свт. Григорий здесь полемизирует с арианской доктриной, согласно которой Христос является Богом по причастию; вместе с тем в этом фрагменте, возможно, имеет место полемика с учением Оригена , который писал в «О началах» (2.6.3–6), что душа Христа всецело проникнута Божественными качествами, принимает их, и как раскаленное огнем железо само становится источником тепла и света, так же душа Христа является источником Божественного жара для прочих людей. Краткое обсуждение вопроса см. в статье: Barnes Af. Eunomius of Cizicus and Gregory of Nyssä Two traditions of Transcendental Causality//Vigiliae Christianae. 52, 1998. Pp. 76–77, n. 75. Ср. также антиарианскую аргументацию свт. Василия Великого (О Святом Духе 26.63) и свт. Кирилла Александрийского (Толкование на Евангелие от Иоанна 6.57 ), который, вероятно, опирался на свт. Григория Нисского . 978 В данном фрагменте свт. Григорий делает акцент на том, что неверно считать, что Божественная природа является причастной для всего сущего. Однако в трактате «О жизни Моисея» (2.24–25) свт. Григорий пишет, что «ничто из чувственно воспринимаемого или умопостигаемого не есть сущее, кроме все превосходящей Сущности и Причины», которая «совершенно не нуждается в другом, единственное вожделеваемое, чего все является причаствуемым ( παρ παντς μετεχμενον)». Возникает вопрос: как эти слова совмещаются с вышеуказанной позицией свт. Григория, согласно которой природе (сущности) Божией могут быть причастны только существа умной природы в зависимости от расположения воли и все тварное сущее нельзя считать причастным природе (сущности) Бога? Решение этой дилеммы может заключаться в том, что когда свт. Григорий в трактате «О жизни Моисея» говорит о все превосходящей Сущности, то здесь «Сущность» есть одно из имен Бога, денотатом которого является Бог как таковой (ср. богословский язык свт. Григория Богослова , который использует для обозначения Бога понятие «первой Сущности»: Слово 34: PG 36, 253.6–10; Слово 28. 31.9–25 (Barbel), где идет речь о Боге как первой Сущности и Причине сущего и др.), в то время как в трактате «Против Евномия» говорится не о Боге как Сущности, но о собственно Божественной сущности (как о том, чем обладают Лица Святой Троицы).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Sopko A. J. «Palamism before Palamas» and the Theology of Gregory of Cyprus/St. Vladimir’s Theological Quarterly. 23, 1979. Pp. 139–147. Паламитские споры Св. Григорий Палама Григорий Палама , архиепископ Фессалоникийский, свт. Полемика с Акиндином/Издание подготовил А. Г. Дунаев. Святая гора Афон, 2009. Григорий Палама , свт. Об исхождении Святого Духа. Краснодар, 2006. Григорий Палама, свт. Слово на житие прп. Петра Афонского/Пер. с древнегреч. А: Ю. Волчкевич и А. О. Крюковой; науч. ред. Д. А. Поспелов. Пустынь Новая Фиваида Афонского Русского Свято-Пантелеимонова монастыря, 2007. Григорий Палама , свт. Сто пятьдесят глав, посвященных вопросам естественнонаучным, богословским, нравственным и относящимся к духовному деланию, а также предназначенных к очищению от варлаамигской пагубы/Пер. и предисл. А. И. Сидорова //Богословские труды. 38, 2003. Сс. 8–73; 39, 2004. Сс. 5–60. Григорий Палама , свт. Трактаты/Пер. архим. Нектария (Яшун-ского). Краснодар, 2007. Григорий Палама , свт. Триады в защиту священнобезмолвству-ющих/Пер., поел, и комм. В. Вениаминова [В. В. Бибихина]. М., 2003. Георгий Факрасис. Диспут свт. Григория Паламы с Григорой философом. Философские и богословские аспекты паламитских споров/Пер. с древнегреч. Д. А. Поспелова; отв. ред. Д. С. Бирюков. Афон, М., 2009. Макаров А. И. Антропология и космология св. Григория Паламы (на примере гомилий). СПб., 2003. Мейендорф М., протопресв. Жизнь и труды св. Григория Паламы . Введение в изучение/Пер. Г. Н. Начинкина под ред. И. П. Медведева и В. М. Лурье. СПб., 1997 ЛаршеЖ. – К. Исихазам и Шести Васл " енски Сабор//Свети Гpu-ropnje Палама у истори]и и садашнюсти. Србин> е, 2001. С. 67–86. Святителя Григория Паламы Свято горский Томос в защиту священнобезмолвствующих, против тех, кто, не имея опыта, не веря святым, отвергает неописуемые таинственные действования (энергии) Духа, которые действуют в живущих по Духу и обнаруживают себя деятельно, а не доказываются рассуждениями/Пер. Т. А. Миллер//Альфа и Омега. 3(6), 1995. Сс. 69–76.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

По всей вероятности, во время 2 периода патриаршества свт. Филофей написал Хвалебное Слово трем святителям, в котором он показывает свое знакомство с их богословием и сочинениями, особенно с трудами свт. Григория Назианзина (Богослова). Рукописная традиция этого Слова описана на С. 100 (посл. строка), С. 101 (строки 1–2). Слово издано и переведено на латинский язык: Pontanus, Jacobus. Philippi Solitarii Dioptra. Ingolstadt: Sartorius, 1604. Позднее издано в Патрологии Миня: Patrologiae cursus completus. Series graeca. Ed. Jean-Paul Migne. Paris, 1857–1866, PG 154, 767A-820D. С. 101 – Также свт. Филофей посвятил длинное (более 20.000 слов) Хвалебное Слово 12 Апостолам. Текст дошел до нас в 2 рукописях (подробней о них см. С. 101, строки 6–10). М. Митреа сообщает, что занимается подготовкой критического издания этого текста, т.к. до сих пор это Слово издано не было. Свт. Филофей написал также длинное (более 14.000 слов) Слово всем святым. О рукописной традиции Слова см. на С. 101 строки 14–21. Данный текст был переведен на церковнославянский язык, вероятнее всего, в конце XIV в. или начале XV в. (см. на С. 102 строки 1–2). Слово до сих пор не было издано, автор монографии сообщает, что в ближайшее время подготовит критическое издание данного текста. М. Митреа также сообщает в прим. 443 на С. 102, что под именем свт. Филофея в рукописях содержатся: ð Слово поучительное о вмч. Феодоре Тироне. Текст издан: Acta sanctorum. Paris, 1863–1940, от 4 ноября на С. 76–80; ð Короткие гомилетические сочинения в Неделю ап. Фомы, в день памяти (13 ноября по ст.ст.) свт. Иоанна Златоуста . Данные сочинения до сих пор не изданы. О рукописной традиции см. здесь же в прим. 443. Глава 2.5 – Vitae of contemporary saints (Жития святых современников свт. Филофея (Коккина)). С. 102 – В этой главе автор монографии ведет речь о 5 житиях святых современников свт. Филофея. Как пишет М. Митреа, эти тексты составляют объемную и значительную часть литературного творчества святителя. Автором монографии указывается следующая хронологическая последовательность написания этих житий: прп. Никодиму Новому, прп. Савве Новому, патриарху Исидору, прп. Герману Марулису и свт. Григорию Паламе . Далее эти тексты будут рассмотрены также в порядке их написания.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

• 8 раз свт. Василия Великого ; • 7 раз прп. Иоанна Лествичника ; • по 6 раз блж. Исихия, пресвитера Иерусалимского и прп. Григория Синаита ; • по 4 раза свт. Иоанна Златоуста и прп. Максима Исповедника ; • 3 раза преподобных Варсонофия и Иоанна , • 2 раза преподобных Игнатия и Каллиста Ксанфопулов; • по 1 разу прп. Петра Дамаскина , блж. Феодорита, блж. Августина , Иова из «Библиотеки» свт. Фотия, Диадоха, свт. Григория Богослова , прп. Иоанна Кассиана Римлянина , Иоанникия, прп. Ефрема Сирина , прп. Симеона Нового Богослова , Никифора монаха, прп. Макария Египетского , прп. Иоанна Колова, св. Дионисия Ареопагита , прп. Нила, прп. Арсения Великого . Если прп. Никодим, как было указано выше, оставляет в своей работе некоторые католические выражения, то свт. Феофан подходит к этому вопросу более тщательно и не оставляет для них места: • опускает все выражения, сохранённые прп. Никодимом, в которых упоминается учение о «достаточной благодати»; • вместо удовлетворения за грехи свт. Феофан пишет об очищении покаянием; • удаляет упоминание о заслугах Христа и святых; • удаляет все, кроме одной (блж. Августина), цитаты из латинских отцов. Следующие главы полностью переписаны свт. Феофаном, но, несмотря на это в них нет чего-либо противоречащего тому учению, которое предлагает нам прп. Никодим 76 : • глава 13 (первой части) «О том, как надлежит воевать против бессловесной воли чувственной, и о деланиях, какие должна проходить воля, чтобы стяжать навык в добродетелях»; • глава 14 (первой части) «Как быть, когда высшая разумная воля кажется совсем будто побеждаемою волей низшею и врагами»; • глава 27 (первой части) «Воину Христову надлежит всевозможно избегать тревог и смятений сердечных, если желает добре препобеждать врагов своих» и глава 28 «Что делать, когда бываем уранены на брани»; • главу 32 «О кознях врага против тех, которые вступили на добрый путь» и главу 33 «Как враг отклоняет от добрых дел и портит их» свт. Феофан, переписывает обращая особое внимание на те искушения, с которыми сталкиваются монахи и отшельники, тогда как оригинал, оставленный без изменений прп. Никодимом, ничего не говорит о специфических монашеских искушениях;

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

85 Цит. по: Жизнеописание епископа Игнатия Брянчанинова: Письма. С. 119, 120, 119—120. 86 Там же. С. 99. 87 См.: Свт. Иоанн Златоуст . Творения. Т. 9. С. 280. 88 Цит. по: Жизнеописание епископа Игнатия Брянчанинова: Письма. С. 119. 89 Свт. Иоанн Златоуст . Творения. Т. 10. С. 26. 90 Архиеп. Могилевский, Мстиславский и Оршанский Георгий (Конисский), еп. Смоленский и Дорогобужский Парфений (Сопковский) . Книга о должностях пресвитеров приходских… СПб., 1776. С. 70. 91 См.: Свт. Тихон Задонский . Сочинения. 2-е изд. СПб., 1825. Т. 10. С. 241. 92 Постановления апостольские. Казань, 1864. С. 256. 93 Некрасов А.А . Чтение греческого текста Святых Евангелий. С. 76. 94 Свт. Иоанн Златоуст . Творения. Т. 1. С. 425, 471. 95 См.: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четиих Миней святителя Димитрия Ростовского. 2-е изд. М., 1906. Кн. 4. С. 630—631. 96 См.: Кратиров П . Святитель Задонский Тихон как пастырь и пастыреучитель. Казань, 1897. С. 62, 70—71. 97 Некрасов А.А . Чтение греческого текста Святых Евангелий. С. 32—33. 98 Слово святого Афанасия, еже не осужати всякого согрешающего//Пролог. М., 1643. Л. 9 об.—10. 99 См.: Авва Дорофей . Душеполезные поучения и послание с присовокуплением вопросов его и ответов на оные Варсонофия Великого и Иоанна Пророка. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1900. С. 80—81. 100 Сщмч. Киприан Карфагенский . Творения. Ч. 2. С. 150. 101 Свт. Иоанн Златоуст . Творения. Т. 12. С. 277. 102 См.: Сщмч. Киприан Карфагенский . Творения. Ч. 2. С. 183—184. 103 Свт. Василий Великий . Творения. Ч. 5. С. 158. 104 См.: Сщмч. Киприан Карфагенский . Творения. Ч. 2. С. 151. 105 Свт. Григорий Богослов . Творения. Ч. 5. С. 170. 106 Свт. Иоанн Златоуст . Творения. Т. 9. С. 278. 107 Цит. по: Свт. Игнатий Брянчанинов . Отечник. 3-е изд., испр. СПб., 1891. С. 221—222. 108 Свт. Григорий Богослов . Творения. Ч. 1. С. 16; ср.: Там же. Ч. 1. С. 18, 51—53; Ч. 2. С. 148—149, 239—240. 109 См.: Прп. Нил Синайский . Подобные же мысли и увещания, извлеченные из других писаний//Добротолюбие. 2-е изд. М., 1895. Т. 2. С. 291.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4101...

Нечистому приступать к жертвоприношению значит оскорблять Бога (свт. Григорий Богослов , 15, 361). Источник. ...Нельзя священникам скрыть свои недостатки; и малые из них скоро делаются известными (свт. Иоанн Златоуст , 44, 434). Источник. Величайшее наказание заслужат те, которые, достигнув этой власти собственными усилиями, будут худо исполнять это служение или по нерадению, или по нечестию, или по неопытности (свт. Иоанн Златоуст , 44, 450). ...Если же кто осмелится недостойно захватить эту честь , то он доставляет самому себе кромешную тьму и немилостивый суд (свт. Иоанн Златоуст , 45, 919). Ничто... так не раздражает Бога, как священнослу жение недостойное (свт. Иоанн Златоуст , 50, 433). Никому нельзя следовать за Христом надлежащим образом иначе, как оставив всякую грубую и низкую заботливость. Ныне же священники Божии хлопочут и о собирании винограда, и о жатве, и о продаже, и о покупке вещей. Служившие сени были совершенно свободны от всего этого, хотя им и вручено было служение телесное; а мы, призываемые в самое святилище небес, входящие в истинное Святое Святых, принимаем опять на себя заботы, свойственные купцам и корчемникам. Отсюда и большое небрежение о Писании, и леность в молитвах, и нерадение о всем прочем. Нельзя же ведь с одинаковым старанием делить себя на то и другое (свт. Иоанн Златоуст , 50, 851). ...Бог действует и через недостойных, и благодать крещения нисколько не терпит вреда от жизни священника; иначе и приемлющий терпел бы вред (свт. Иоанн Златоуст , 53, 76). ...Благодать действует и через недостойных , не ради их, но ради ищущих пользы... (свт. Иоанн Златоуст , 54, 566). ...Тайноводствуемый в рассуждении спасительных залогов не терпит вреда, если священник и нехорошей жизни, но сам он несомненно (надлежит быть твердо уверенным в этом) воспользуется оными божественными и превосходящими всякое слово благодеяниями, а священник даст страшный отчет в собственной своей жизни, и в такой же мере увеличится его наказание, в какой воздавалась ему честь.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Вскоре после отмены (янв. 364) эдикта имп. Юлиана Отступника , запрещавшего христианам заниматься преподаванием, Г. оставил должность церковного чтеца и предпочел светскую карьеру ритора, за что его укорял свт. Григорий Богослов ( Greg. Nazianz. Ep. 11. 3-12). В письме к ритору Ливанию, написанном много позже, он красноречиво описывал свое увлечение риторическим искусством ( Greg. Nyss. Ep. 13. 4; ср.: Suda . Lex. Г 451; Socr. Schol. Hist. eccl. IV 26). В это время Г., возможно, женился, на что указывают нек-рые его высказывания ( Greg. Nyss. De virgin. 3. 1), замечания современников (напр.: Greg. Nazianz. Ep. 197. 2; 5-6) и позднейшая визант. традиция, в частности Никифор Каллист ( Niceph. Callist. Hist. eccl. XI 19) и Никита Ираклийский ( Nicet. Heracl. Schol. in hom. in laudem Basilii//SC. 119. P. 564). Его жена, по-видимому, носила имя Феосевия (Θεοσεβα). Упоминая о ней, свт. Григорий Богослов называет ее «нашей святой и блаженной сестрой», «похвалой Церкви», «украшением Христовым», «поистине святой и супругой священника, [ему] равночестной и достойной великих таинств» (Ep. 197. 2; 5-6). О детях от брака Г. и Феосевии достоверных сведений не сохранилось, хотя не раз исследователями предпринимались попытки рассматривать того или иного «сына» (υς), упоминаемого в нек-рых письмах святителя (напр.: Ep. 13. 3; 14. 9; 21. 2), не как «духовное чадо» или просто «юношу», а как сына по плоти (см.: Heyns. P. 7; Daniélou. 1956. P. 76). Как долго Г. оставался преподавателем риторики, точно не известно, однако мн. исследователи полагают, что под влиянием брата свт. Василия, сестры прп. Макрины и друга свт. Григория Богослова он скоро вернулся к церковной жизни и время от времени посещал брата и друга в их монастырском уединении, где продолжил изучение Свящ. Писания и творений отцов Церкви ( Κωνσταντνου. 1964. Σ. 755; Quasten. P. 254; Попов. С. 212; Сагарда. С. 667). Епископство Новый период в жизни Г. наступил с того времени, как его брат Василий в 370 г. был рукоположен в святительский сан ( Greg. Nyss. De vita Macr. 14). Г. входил в ближайшее окружение нового епископа; когда в 372 г. свт. Василий вступил в борьбу с еп. Анфимом Тианским за влияние в недавно разделенной пров. Каппадокия, он поставил епископами верных ему людей, в числе к-рых был и Г., к-рого свт. Василий рукоположил во епископа Ниссы, небольшого города Каппадокийской епархии, лежавшего на пути из Кесарии в Анкиру (ныне Анкара) ( Greg. Nyss. Ep. 9. 3; Basil. Magn. Ep. 100). Однако, по свидетельству свт. Василия, Г. не оправдал поначалу его ожиданий, показав полную неспособность к церковной политике ( Basil. Magn. Ep. 58-60).

http://pravenc.ru/text/166529.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010