89 Галисий (Γαλσιον, ныне Аламандаг, Турция) – гора к северу от Ефеса. Здесь в XI в. подвизался знаменитый столпник прп. Лазарь Галисийский (память 7 ноября), благодаря которому в этой местности образовался ряд монастырей. В XIII в. крупный монашеский центр с богатой библиотекой и скрипторием; См.: Talbot A.-M. Galesios, Mount//ODB. T. 2. P. 817. 90 Монастырь Святого Воскресения (γας ναστσεως) в Константинополе, куда позже перешли монахи с горы Галисий из-за набегов тюрок, завоёвывавших в это время Малую Азию. 93 Святой получил послушание экклесиарха (κκλησιρχης), в обязанности которого входило наблюдение за порядком в храме и распоряжение церковной службой в монастыре; См.: Talbot A.-M. Ekklesiarches//ODB. T. 1. P. 682. 95 Сравнение чтения книг со сбором мёда пчёлами – популярная византийская метафора. Например, свт. Василий Великий наставляет юношей: «.. .как для других наслаждение цветами ограничивается благовонием и пестротою красок, а пчелы сбирают с них и мёд, так и здесь, кто гоняется не за одною сладостию и приятностию сочинений, тот может из них запастись некоторою пользою для души. Поэтому, во всем уподобляясь пчёлам, должны вы изучать сии сочинения. Ибо и пчелы не на все цветы равно садятся, и с тех, на какие сядут, не всё стараются унести, но, взяв, что пригодно на их дело, прочее оставляют нетронутым. И мы, если целомудренны, собрав из сих произведений, что нам свойственно и сродно истиною, остальное будем проходить мимо. И как срывая цветы с розового куста, избегаем шипов, так и в сих сочинениях, воспользовавшись полезным, будем остерегаться вредного» (Basilius Caesariensis. Sermo 22: De legendis libris gentilium 3//PG. 31. Col. 569CD. Рус. пер.: Василий Великий , свт. Беседы. М., 2001. С. 330). 97 Выражение «тень дыма» (καπνο σκι) означает нечто очень тонкое, слабое (Suda. Lexicon κ. 344). 98 δες δος («нестрашный страх») – поговорка «о боящихся напрасно» (Paroemiae. Diogeniani. Centuria I. 16//Op. cit. Vol. 1. P. 183). 99 Т. е. латинян, именуемых так за Filioque – учение об исхождении Святого Духа «и от Сына», что рассматривалось православными богословами как умаление Святого Духа и сопоставлялось ими с древней духоборческой ересью Македония, осуждённой на II Вселенском Соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Le Crucifix des Origines au Concile de Trente, Nantes. 1959. Idem. p. 15 Idem. Assemani A.A., Acta Sanctorum S. martyrum, II, Rome, 1748, 125; на фр.: Les Actes des martires d’Orient, Paris 1852, p. 240. Святитель Василий Великий, Письмо к Неокесарийскому клиру, 63 (207). Tristan F. Les Premières Images Chrétiennes. Fayard. 1996, p. 553. Марк Диакон, Жизнь Порфирия, III, 19-20. Евсевий Памфил. Жизнь Константина, кн. 2, 12,14. Сократ Схоластик, Церковная История, кн. I, 18. Ермий Созомен. История церкви, кн. I, гл. 8. Евсевий Памфил. Жизнь Константина, кн. 2, гл. 6. Idem. 2, 8. Сократ Схоластик, Церковная История, кн. VI, 8.. Евсевий Памфил, Жизнь Константина, кн. 1, 28. Jacques de Landsberg. L’Art en Croix. Le thème de la crucifixion dans l’histoire de l’art. La Renaissance du Livre, Tournai, 2001, p. 11. Tristan F. Les Premières Images Chrétiennes. Fayard. 1996, p. 553. См. об этом: Croix et crucifixion. Tristan F. Les Premières Images Chrétiennes. Fayard. 1996, p. 552. См. Caius Silius Italicus , Punicorum, Libri II, 344. Свт. Игнатий Богоносец. Послания к Поликарпу. 6.1, TLG 1443.002,8.6.1.1-2.3. Тертуллиан. Апология 1 (В обеих версиях) Гл. XXXIX, 2. Ориген. Комментарии на евангелие от Иоанна 6. 32, TLG 2042.005,6.6.32.1-4. Свт. Лев Великий. Послания. PL 54: 611B. Прп. Ефрем Сирин. Слово на Честный и Животворящий Крест и на Второе Пришествие Господа, а также о любви и милостыне. Апокрифическое Евангелие от Никодима гл. XXIV. Прп. Ефрем Сирин. Слово на Честный и Животворящий Крест и на Второе Пришествие Господа, а также о любви и милостыне. Eucherius episcopus Lugdunensis, Passio Acaunensium Martyrium. Samuel Ball Platner. A Topographical Dictionary of Ancient Rome , London: Oxford University Press, 1929, см.: triumphus – θριαμβος. Macrobius, Saturnalia I, 15. См.: Triumph, Dictionary of Greek and Roman Antiquities. Smith W, London, 1848. См.: Triumpus (θριαμβοσ), Dictionnaire des Antiquités Romaines et Grecques, Rich Anthony, 2004. См.: Triumph, The Oxford Doctionary of Byzantium, volume 3, New-York – Oxford, 1991.

http://bogoslov.ru/article/6194948

Автор 25 книг, нескольких десятков статей как научного, так и публицистического, миссионерского характера. С конца 1980-х гг. вместе с отцом, диаконом Георгием Малковым, активно занимается сбором исторических материалов и устных свидетельств о псково-печерских старцах ХХ столетия .  Basilius Magnus. Ejusdem sermo asceticus//PG. 31. Col. 632CD. Рус. пер: Василий Великий, свт. Слово подвижническое и увещание об отречении от мира и о духовном совершенстве//Василий Великий, свт. Творения. Т. 2. СПб., 1911. С. 308-309. Cassianus. Collatio II, 15//PL. 49. Col. 549. данным «Послужного списка иеросхимонаха Симеона за 1953 год»; в дневнике игумена Павла (Горшкова) за 1927 год указывается иная дата пострига — 4-я неделя Великого поста, пришедшаяся в том году на 3 апреля по н. ст. Георгий, диак., Малков П. «Истина всегда проста». Преподобный Симеон Псково-Печерский. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2014. С. 29. же. С. 29-30. С. Добрая традиция//Ветеран. 1989. 48 (100). (Секретарев), архим. Врата небесные. Печоры, 2006. С. 115. Ю.Г., диак., Малков П. Ю. «Мы всегда под крылом Божиим». Жизнь и поучения архимандрита Серафима (Розенберга). М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2015. С. 60-63. Георгий, диак., Малков П. «Истина всегда проста». С. 206. же. С. 193-194. же. С. 331. Там же. С. 294. же. С. 311. же. С. 323. же. С. 337. же. С. 297. же. С. 339. же. С. 348. же. же. же. Там же. же. же. С. 344. Там же. С. 350. же. С. 285. же. С. 320. же. С. 325. же. С. 284. же. С. 310. же. С. 330. же. С. 310. же. С. 314. же. С. 308. же. С. 315. же. С. 350. же. С. 332. же. С. 336-337. Ю. Г., диак. Малков П. Ю. «Мы всегда под крылом Божиим». С. 183-185. же. С. 212. Георгий, диак., Малков П. Ю. «Любовь покрывает всё...» Жизнь и поучения иеросхимонаха Михаила (Питкевича). М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010. С. 281-282. инок: К 100-летию со дня рождения архимандрита Иоанна (Крестьянкина), 1910–2010 гг./сост. Т.С. Смирнова. Псков: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2009. С. 190. же. С. 190–191. Л. Живое предание. Старец Иоанн (Крестьянкин). Красногорск: Успенский храм, 2011. С. 68. Петр Малков «Церковный вестник» /Патриархия.ru Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6055881...

Тогда его противники обратились с жалобой к имп. Аврелиану. Узнав о том, что Римский и др. италийские епископы признают законным Антиохийским епископом Домна, император передал ему церковное здание ( Euseb. Hist. eccl. VII 30). Вместе с ересью Павла Самосатского Антиохийский Собор 268 г. осудил и учение о единосущии (μοοσιος) Бога Сына Богу Отцу ( Hilar. Pict. De Synod. 86; Athanas. Alex. De Synod. 45). Не вполне понятно, употреблял ли сам Павел данный термин, чтобы выразить свое учение о безыпостасном бытии Логоса, или же, напротив, приписывал его своим оппонентам. В эпоху арианских споров имена Савеллия и Павла Самосатского часто использовались в богословской полемике. Именно опасностью впасть в савеллианство Арий обосновывал свое неприятие учения свт. Александра Александрийского о Троице как о Троице в Единице ( Socr. Schol. Hist. eccl. I 5; Athanas. Alex. De Synod. 16). В кон. 20-х - 30-х гг. IV в. обвинение в савеллианстве было выдвинуто евсевианами против таких сторонников никейской веры, как свт. Евстафий Антиохийский ( Sozom. Hist. eccl. II 18) и Маркелл, еп. Анкирский ( Euseb. De eccl. theol. I 20). Приверженность Маркелла учению о единой Ипостаси в Троице ( Marcel. Ancyr. Fragm. 69; Epiph. Adv. haer. 72. 2), соотнесение имени «Сын» в первую очередь с человечеством Христа ( Marcel. Ancyr. Fragm. 36), а также утверждение о конечности Царствия Христова и наступлении Царствия Отца (Ibid. 117) давали основание подозревать его в М. Маркелл был осужден как еретик на Константинопольском Соборе 336 г., Антиохийском Соборе 341 г., Сардикийском Соборе вост. епископов 343 г., Антиохийском Соборе 344 г., но оправдан Римским Собором 340(341) г. и Сардикийским Собором зап. епископов 343 г. (см. ст. Маркелл Анкирский ). На необходимости осуждения учения Маркелла решительно настаивал свт. Василий Великий ( Basil. Magn. Ep. 69. 2; 125. 1; 263. 5, см. также: Lienhard. 1989. P. 157-167). В то же время учение об одной Ипостаси Троицы получило широкое распространение среди сторонников никейского течения.

http://pravenc.ru/text/2564098.html

   Еп. Сильвестр. Указ. соч. С. 341—344, 352.    Блж. Августин. О граде Божием. Гл. IV, § 33.    Свт. Кирилл Иерусалимский. Огласительное поучение 8-е, § 4; Свт. Иоанн Златоуст. 1 и 2 слово к Стагир.    Блж. Августин. Там же, гл. 18, § 2.    Иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Ч. I, п. 187. С. 184; игум. Антоний. Письма, п. 4. С. 5.    Алфавитный Патерик. См. также: Еп. Игнатий Брянчанинов. Отечник. Изд. 3-е. СПб., 1891, § 125. С. 27.    Преп. Исаак Сирин. Слово 51. С. 329.    Преп. Нил Синайский. Творения. Ч. III. М., 1859. С. 18.    Наставления старца Киево-Печерской Лавры иеросхм. Парфения. § 44//Старческие советы отечественных подвижников благочестия 18—19 вв. С. 479.    Иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Ч. 1. С. 184; еп. Феофан. Письма//Тамб. Епарх. Вед. 1895. 2811. С. 730.    Иеросхм. Макарий Оптинский. Собр. писем к монахам. М., 1862. С. 316—317; 43—44.    Он же. Письма к мирским особам. М., 1880. С. 179—180.    Иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Ч. I. С. 70, 64.    Иеросхм. Макарий. Там же. С. 117—118.    Еп. Феофан. Письма//Душеполезное чтение. 1894. Т. 2. С. 413; иеросхм. Макарий. Там же. С. 112, 158, 384; иеросхм. Леонид Оптинский//Историческое описание скита в Оптиной пустыни. СПб., 1852. С. 473—174.    Преп. Нил Синайский. Творения. Ч. III. С. 177.    Иеросхм. Макарий Оптинский. Указ. соч. С. 117—118, 330, 460. См. также: Жизнеописание елецкой монахини Магдалины//Странник. 1876. Т. III. С. 30.    Свт. Киприан Карфагенский. Творения. T. II. С. 166.    Игум. Антоний. Письма. С. 90.    Преп. Нил Синайский. Указ. соч. Кн. 3-я. С. 427.    Свт. Киприан Карфагенский. Там же.    Свт. Василий Великий. Творения. T. VII. М., 1854. Письмо 211 к Самосатскому клиру. С. 113—114.    Преп. Исаак Сирин. Слово 5. С. 41—42.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Письмо 61. См. также. Творения. T. III. С. 36—37.    Еп. Феофан. Письма//Душеполезное чтение. 1895. T. III. С. 101.    Блж. Феодорит. T. V, § 10. Против ересей,    Преп. Варсонофий Великий. Отв. 179, 513.    Еп. Феофан. Письма//Тамбовск. Епарх. Вед. 1895, 28. С. 730.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

Автор 25 книг, нескольких десятков статей как научного, так и публицистического, миссионерского характера. С конца 1980-х гг. вместе с отцом, диаконом Георгием Малковым, активно занимается сбором исторических материалов и устных свидетельств о псково-печерских старцах ХХ столетия .  Basilius Magnus. Ejusdem sermo asceticus//PG. 31. Col. 632CD. Рус. пер: Василий Великий, свт. Слово подвижническое и увещание об отречении от мира и о духовном совершенстве//Василий Великий, свт. Творения. Т. 2. СПб., 1911. С. 308-309. Cassianus. Collatio II, 15//PL. 49. Col. 549. данным «Послужного списка иеросхимонаха Симеона за 1953 год»; в дневнике игумена Павла (Горшкова) за 1927 год указывается иная дата пострига — 4-я неделя Великого поста, пришедшаяся в том году на 3 апреля по н. ст. Георгий, диак., Малков П. «Истина всегда проста». Преподобный Симеон Псково-Печерский. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2014. С. 29. же. С. 29-30. С. Добрая традиция//Ветеран. 1989. 48 (100). (Секретарев), архим. Врата небесные. Печоры, 2006. С. 115. Ю.Г., диак., Малков П. Ю. «Мы всегда под крылом Божиим». Жизнь и поучения архимандрита Серафима (Розенберга). М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2015. С. 60-63. Георгий, диак., Малков П. «Истина всегда проста». С. 206. же. С. 193-194. же. С. 331. Там же. С. 294. же. С. 311. же. С. 323. же. С. 337. же. С. 297. же. С. 339. же. С. 348. же. же. же. Там же. же. же. С. 344. Там же. С. 350. же. С. 285. же. С. 320. же. С. 325. же. С. 284. же. С. 310. же. С. 330. же. С. 310. же. С. 314. же. С. 308. же. С. 315. же. С. 350. же. С. 332. же. С. 336-337. Ю. Г., диак. Малков П. Ю. «Мы всегда под крылом Божиим». С. 183-185. же. С. 212. Георгий, диак., Малков П. Ю. «Любовь покрывает всё...» Жизнь и поучения иеросхимонаха Михаила (Питкевича). М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010. С. 281-282. инок: К 100-летию со дня рождения архимандрита Иоанна (Крестьянкина), 1910–2010 гг./сост. Т.С. Смирнова. Псков: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2009. С. 190. же. С. 190–191. Л. Живое предание. Старец Иоанн (Крестьянкин). Красногорск: Успенский храм, 2011. С. 68. Петр Малков «Церковный вестник» /Патриархия.ru Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815).

http://patriarchia.ru/db/text/6055879.ht...

пер. 15-е) - в мясопустную и сыропустную недели (предпоследнее и последнее воскресенья перед Великим постом) соответственно. Святители Иоанн Златоуст, Василий Великий, Николай Чудотворец, Григорий Богослов. Мозаичная икона. Нач. XIV в. Обрамление - XIV в. (ГЭ) Святители Иоанн Златоуст, Василий Великий, Николай Чудотворец, Григорий Богослов. Мозаичная икона. Нач. XIV в. Обрамление - XIV в. (ГЭ) Типикон, принятый ныне в РПЦ, предписывает читать слова, образующие литургическую коллекцию, на утренях мн. важнейших праздников (хотя эти предписания на практике чаще всего не исполняются). В нем явно указываются ([Т. 1.] С. 344, 354, 378, 395, 576; [Т. 2.] С. 934, 960, 1010) слова Г. Б. на следующие праздники: на 1-й день Пасхи (по 3-й песни канона утрени -                    ), на Кириопасху (в главе о совпадении праздника Благовещения с 1-м днем Пасхи, где по 3-й песни канона утрени указано то же 45-е слово, что и в уставе 1-го дня Пасхи, но по 6-й песни канона определено чтение еще и 1-го слова -              ), на Антипасху (по 3-й песни канона утрени -              ), на Пятидесятницу (по полиелее -      ), в Неделю святых отцов (в главе о совпадении ее с 24 дек., где по 3-й песни канона утрени указано      ), на Рождество Христово (по полиелее -              ), на памяти свт. Василия Великого (в главе о совпадении ее с воскресным днем, где по полиелее -                ) и самого Г. Б. (по кафизмах утрени    ); просто как   слова неявно указываются в др. дни, соответствующие оставшимся словам литургической коллекции. Слова Г. Б. в Византии и на Руси читались и келейно, вне церковного богослужения, но даже и в этом случае чтение считалось настолько духовным занятием, что могло - аналогично чтению, напр., Псалтири - заканчиваться особой молитвой «кончавше книгу Григория Богослова» (нач.:                                ), сохранившейся в нек-рых рукописях слов (напр.: РГБ. Троиц. (осн.) 139, сер. XVI в., и 141, XVII в.). Слова Г. Б. не только вошли в богослужение в качестве учительных чтений, но и стали важным источником для развития правосл.

http://pravenc.ru/text/Григорий ...

Разделы портала «Азбука веры» Свт. Василий Великий Правильных ответов: Ошибочных ответов: Вы неправильно ответили на следующие вопросы: Похожие тесты 1 Комментарий Популярное Сейчас в разделе 41  чел. Всего просмотров 15 млн. Всего записей 344 Подписка на рассылку ©2024 Богословие в тестах к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки × Уведомить об ошибке Фрагмент текста: На что заменить: Комментарий: Отправить Сообщить об ошибке

http://azbyka.ru/test/sv-vasilij-velikij

Л. Фразиер, К. А. Панченко, Б. А. Нелюбов Хронологический список Антиохийских Патриархов составлен на основе перечня, предложенного К. Каралевским и дополненного В. Грюмелем, к-рый был проверен по доступным источникам с учетом датировок архим. Порфирия (Успенского) и совр. исследователей. Даты предстоятельства для раннего периода (I-III вв.), а также для XIII в., как правило, предположительны. Принятые обозначения: «?» отмечены имена Патриархов, чье время пребывания на престоле неизвестно; - имена претендентов, оспаривавших престол; свт. - Патриархи, почитающиеся в АПЦ (дни памяти указаны только для святых, упоминаемых в совр. календаре РПЦ). св. ап. Петр (ок. 45 - ок. 53, пам. 29 и 30 июня, 16 янв.) свт. Евод (ок. 53 - ок. 68, пам. 4 янв., 7 сент.) сщмч. Игнатий Богоносец (ок. 68 - ок. 107, пам. 20 дек., 29 янв.) Ирон (? - ок. 136) Корнилий (ок. 137 - ок. 149) Ерос (ок. 150 - ок. 175) свт. Феофил (ок. 176 - ок. 188) Максимин (ок. 190 - ?) свт. Серапион (до 202 - после 211) свт. Асклипиад (ок. 227 - ок. 233) Филит (ок. 234 - ок. 235) Зевина (ок. 236 - ок. 238) сщмч. Вавила (238 - ок. 250) Фавий (251-253) свт. Димитриан (Димитрий) (ок. 255 - ок. 260?) Амфилохий (?) Павел Самосатский (ок. 260-272, низложен в 268) свт. Домн I (ок. 268 - ок. 272) Тимей (ок. 274 - ок. 279) Кирилл I (ок. 279/80-303) Тиранн (ок. 304 - ок. 314) Виталий (ок. 314 - ок. 320) свт. Филогоний (ок. 320-324) свт. Евстафий (324/25-330) Павлин Тирский (330, 6 месяцев) Евлалий (331-332) Евфроний (332-333) Флакилл (Плакент) (333-342) Стефан I (342 - лето 344) Леонтий (344-357) Евдоксий (358 - сент. 359) Аниан (Ананий) (сент. 359) свт. Мелетий (кон. 360-381, с перерывами) Евзоий (360/61-376) Павлин (362-388), глава евстафиан Виталий (375?) Дорофей (376-381?) свт. Флавиан (кон. 381 - сент. 404), глава мелетиан Евагрий (388-392/93), преемник Павлина Порфирий (404-414?), преемник Флавиана Александр I (414-424) Феодот (424-428) Иоанн I (428-441/42) Домн II (Домнин I) (441/42-450) Максим (451-455) Василий (457-458) Акакий (458-459) Мартирий (ок.

http://pravenc.ru/text/115764.html

В ответ Григора привел продолжение письма, где энергиями свт. Василий называет чудесные деяния Христа. Разгневанный император, по свидетельству Григоры, вышел тайно посовещаться со свт. Григорием Паламой и епископами, затем с сессии были удалены Арсений Тирский, представлявший Антиохийского патриарха, и на некоторое время прочие антипаламиты, чтобы их оппоненты могли посовещаться с большим удобством. После того как сторонники Григоры были вновь позваны, выступили император и епископы, бывшие на стороне свт. Григория Паламы , а также сам свт. Григорий Палама . Однако, по свидетельству Арсения Тирского, не присутствовавшего на этой части заседания, свт. Григорий не произносил речей в присутствии своих оппонентов . Когда Григора захотел ответить, сторонники Григория Паламы заглушили его речь криками . По свидетельству Григоры, после гневных слов императора, что он не потерпит, чтобы внутри его покоев выступали с речами против его воли, и угроз со стороны паламитов одни из последователей Григоры отошли от него подальше, другие молчали. Тогда Григора, у которого усилилась головная боль, покинул зал заседаний, за ним устремились его сторонники. Сначала император велел задержать выходящих, но свт. Григорий Палама уговорил его не чинить им препятствий. Согласно соборному томосу, антипаламитов отпустили, заручившись их обещанием присутствовать на следующем заседании . После их ухода последователи свт. Григория Паламы, по словам Григоры и Дексия, всячески восхваляли императора. Согласно соборному томосу, свт. Григорий Палама продолжил свою речь, сказав, в частности, что одно дело - прение о благочестии, а другое - исповедание веры и что он по примеру свт. Василия Великого не собирается спорить о точных выражениях и словах, однако согласен, что в исповедании веры необходима точность . Затем по требованию императора было зачитано исповедание веры свт. Григория , снискавшее всеобщее одобрение. Третье заседание . Состоялось 8 июня . Под давлением императора Григоре и его сторонникам пришлось присутствовать на третьем заседании (Niceph. Greg. Hist. XXI 1//Vol. 2. P. 998-999; Arsen. Tyr. Tom. Antioch. 344-346). Однако Григора уже не принимал активного участия в прениях, поэтому его повествование о Соборе должно быть дополнено из других источников .

http://drevo-info.ru/articles/13679561.h...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010