...Нет греха человеческого, которого бы не могла омыть Кровь Господа Бога Спасителя нашего Иисуса Христа (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 466). ...Святое причащение с верою всегда спасительно и плодотворно (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 111). Приготовление ко причащению Если хочешь причаститься Тела Христова, то блюдись, чтобы не было в сердце твоем гнева или ненависти против кого... (прп. авва Исаия , 59, 205). С каким намерением должно есть Тело и пить Кровь Господню? В воспоминание Господня послушания даже до смерти, чтобы живущие жили уже не для себя, но для Умершего за них и Воскресшего (свт. Василий Великий , 7, 332). Источник. Что свойственно тем, которые едят Хлеб и пиют Чашу Господню? – Соблюдать непрестанное памятование об Умершем за нас и Воскресшем... Жить к тому не себе, но Умершему за них и Воскресшему (свт. Василий Великий , 7, 418). Источник. ...Мужи и жены, богатые и бедные, рабы и свободные, старцы и юноши, со тщанием притекайте к Божественной литургии, принеся Господу от трудов рук своих на благословение дому и всем в доме. И стойте с великим страхом и трепетом, ни с кем не разговаривая, но... проливая слезы, воздыхая, молясь, от всего сердца взывая, прося, чтобы не оказался кто недостойным приятия Божественных Тайн... (прп. Ефрем Сирин , 32, 23). Будь простодушно верным; со всею верою причащайся Пречистого Тела Владычнего, в полном убеждении, что истинно вкушаешь Самого Агнца. Тайны Христовы – бессмертный огонь. Посему не будь пытлив, чтобы не опалиться тебе в причащении Тайн (прп. Ефрем Сирин , 32, 384). Источник. ...Надобно чистою душою принимать в себя свыше сходящую Пищу, которую не сеяние при помощи земледелия произрастило нам, но которая есть готовый несеяный и неоранный Хлеб, сходящий свыше, обретаемый же на земле (свт. Григорий Нисский , 18, 305). Источник. Если прикасающиеся к краю одежды Его привлекали на себя чудодейственную силу, то не гораздо ли в большей мере привлекут ее приемлющие в себя всего Христа? Приступить же с верою значит не только принять предложенное , но прикоснуться к нему с чистым сердцем, с таким расположением, как бы приступали к Самому Христу (свт. Иоанн Златоуст , 50, 520).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Также он подчеркивает, что различие ипостасей, образующих «богатство» в Боге, обнаруживается не в «голых именах», но на деле 326 . Греческое слово «πλοτος», употребляемое святителем, означает «богатство», «обилие» и подразумевает полноту бытия Бога, образуемую различием Составляющих эту полноту. Инаковость, отличность ипостасей, делает возможным применение к Богу таких понятий, как «порядок», «устроение» и «число» 327 , а также именование ипостасей как личными именами, соответствующими реальности различия ипостасей в Троице, так и общими, например: «Божество», «Творец» и т. д. 328 Личные имена, отражающие ипостасные свойства, как указывает св. Богослов, обладают исключительностью и уникальностью. Так, если человек может быть одновременно сыном и отцом, то в Боге подобное сочетание исключено 329 . Как и свт. Василий Великий , свт. Григорий Богослов говорит об «общении наименований» при одновременном сохранении равночестности по природе и ипостасного различия 330 . Он четко дифференцирует именования ипостасей на общие, согласно общим для Троицы сущности и энергии, и на собственные, различающие их, согласно отношениям между ними 331 . Тема познания одного из Троицы через другого также связана с инаковостью и порядком ипостасей: в Сыне познается Отец, а в Духе – Сын 332 . При этом свт. Григорий Богослов настаивает на действительности различия познаваемых ипостасей. Они познаются именно как разные, отличные друг от друга. Разность проявления ипостасей производит и разницу их наименований, одновременно указуя на их взаимное соотношение 333 . Отсюда возникает взаимосвязь порядка богословия (τξιν θεολογας), непосредственно касающегося отношения ипостасей в Троице, и постепенность озарения богопознанием 334 . Эту мысль развивает и брат свт. Григория – св. Кесарий, указывая на то, что Св. Писание многократно различает Божественные действия трехчастным образом, в соответствии с тремя ипостасями в Троице 335 . Свт. Григорий также проводит четкое различение и во внутри-тринитарном бытии между Произволяющим и произволением, Рождающим и рождением. Различие это соответствует разнице между субъектом действия и самим актом или действием, а значит – между ипостасью и ее природным движением и энергией 336 . Впрочем, мысль святителя идет дальше, подчеркивая, что произволение в Боге есть уже и само действие, причем олицетворенное. То есть произволение и действие в Боге обладают ипостасностью. Так, «Произносящий Слово» есть ипостась Отца, а произносимое Слово – ипостась Бога Сына. Понятие «ипостась» в христологии свт. Григория Богослова

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

11. Василий Великий , свт. Письмо 226 (234)//Творения. М.: «Сибирская благозвонница», 2008. Т. 1. С. 815–816. 12. Василий Великий , свт. Против Евномия//Творения. М.: «Сибирская благозвонница», 2008. Т. 1. С. 169–318. 13. Григорий Богослов , свт. Слово 27. Против евномиан и о богословии первое, или предварительное//Творения. М.: «Сибирская благозвонница», 2010. Т. 1. С. 327–332. 14. Григорий Нисский , свт. Опровержение Евномия: в 2–х тт. Краснодар: «Глагол», 2003. 15. Евномий//Православная энциклопедия. М., 2008. Т. 17. С .181–183. 16. Иларион (Алфеев) , игум. Имя Божие в Священном Писании// Церковь и время. 2001. (15). С. 135–169. 17. Иларион (Алфеев) , игум. Основные вехи развития патристического учения об именах Божиих// Церковь и время. 2001. С. 118–209. 18. Иларион (Алфеев) , митр. Вероучение. Гл. 1–2.//Православие. М.: Изд–во Сретенского монастыря, 2012. Т. 1. С. 337– 473. 19. Иоанн Златоуст , свт. Против аномеев//Полное собрание творений в 12 томах. Т. 1. Свято–Успенская Почаевская Лавра, 2005. С. 589–715. 20. Карфикова Л. Имена и вещи согласно Евномию Кизическому и Григорию Нисскому //ΕΙΝΑΙ: Проблемы философии и теологии. СПб., 2012. 1 (001). 21 .Михайлов П. Б. Богословская гносеология Василия Великого //Альфа и Омега. 2010. (58). С. 92–103. 22.Михайлов П. Б. Языковой аргумент в полемике святителя Василия против Евномия//Альфа и Омега. 2005. 1 (42). С. 101–117. 23.Несмелов В.И. Догматическая система святого Григория Нисского . Казань, 1887 г. 650с. 24. Отто Д. А. Экзегетическая методика святителя Амвросия Медиоланского в сравнении с экзегезой Филона Александрийского и Оригена // Церковь и время. 2014. 68. С. 39–62. 25.Спасский A.A., проф. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов. Т. 1. Сергиев Посад, 1914. С .347–410. 26. Троицкий С. В. Об именах Божиих и имябожниках: Учение св. Григория Нисского об именах Божиих и имябожники. СПб.: Синод, тип., 1914. 237 с. 27. Феофан (Быстров) , архим. Тетраграмма, или ветхозаветное Божественное имя. К.: Пролог, 2004. 360 с.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Автор 25 книг, нескольких десятков статей как научного, так и публицистического, миссионерского характера. С конца 1980-х гг. вместе с отцом, диаконом Георгием Малковым, активно занимается сбором исторических материалов и устных свидетельств о псково-печерских старцах ХХ столетия . Basilius Magnus. Ejusdem sermo asceticus//PG. 31. Col. 632CD. Рус. пер: Василий Великий, свт. Слово подвижническое и увещание об отречении от мира и о духовном совершенстве//Василий Великий, свт. Творения. Т. 2. СПб., 1911. С. 308-309. Ioannes Cassianus. Collatio II, 15//PL. 49. Col. 549. По данным «Послужного списка иеросхимонаха Симеона за 1953 год»; в дневнике игумена Павла (Горшкова) за 1927 год указывается иная дата пострига — 4-я неделя Великого поста, пришедшаяся в том году на 3 апреля по н. ст. Малков Георгий, диак., Малков П. «Истина всегда проста». Преподобный Симеон Псково-Печерский. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2014. С. 29. Там же. С. 29-30. Галаева С. Добрая традиция//Ветеран. 1989. 48 (100). Тихон (Секретарев), архим. Врата небесные. Печоры, 2006. С. 115. Малков Ю.Г., диак., Малков П. Ю. «Мы всегда под крылом Божиим». Жизнь и поучения архимандрита Серафима (Розенберга). М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2015. С. 60-63. Малков Георгий, диак., Малков П. «Истина всегда проста». С. 206. Там же. С. 193-194. Там же. С. 331. Там же. С. 294. Там же. С. 311. Там же. С. 323. Там же. С. 337. Там же. С. 297. Там же. С. 339. Там же. С. 348. Там же. Там же. Там же. Там же. Там же. Там же. С. 344. См.: Там же. С. 350. Там же. С. 285. Там же. С. 320. Там же. С. 325. Там же. С. 284. Там же. С. 310. Там же. С. 330. Там же. С. 310. Там же. С. 314. Там же. С. 308. Там же. С. 315. Там же. С. 350. Там же. С. 332. Там же. С. 336-337. Малков Ю. Г., диак. Малков П. Ю. «Мы всегда под крылом Божиим». С. 183-185. Там же. С. 212. Малков Георгий, диак., Малков П. Ю. «Любовь покрывает всё...» Жизнь и поучения иеросхимонаха Михаила (Питкевича). М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010. С. 281-282. Божий инок: К 100-летию со дня рождения архимандрита Иоанна (Крестьянкина), 1910–2010 гг./сост. Т.С. Смирнова. Псков: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2009. С. 190. Там же. С. 190–191. Ильюнина Л. Живое предание. Старец Иоанн (Крестьянкин). Красногорск: Успенский храм, 2011. С. 68.

http://radonezh.ru/2023/09/04/bozhie-bla...

Духовное влияние на В. В. оказал сщмч. Евсевий Самосатский ( Pouchet. 1984). Сохранилась обширная переписка В. В. с Евсевием 368-378 гг. ( Basil. Magn. Ep. 18, 27, 30, 34, 48, 95, 98, 100, 127, 136, 138, 141, 145, 162, 198, 237, 239, 241, 268). Куртонн полагает, что святитель любил Евсевия более всех своих современников ( Courtonne// St. Basile. Lettres. Vol. 2. P. 117). В. В. называет его великим подвижником благочестия (Ep. 168). После ссылки Евсевия по приказу имп. Валента во Фракию (374) общение святителей стало менее интенсивным. Свт. Василий Великий. Мозаика Софийского собора в Киеве. 1037-1045 гг. Свт. Василий Великий. Мозаика Софийского собора в Киеве. 1037-1045 гг. Еще будучи начинающим богословом, В. В. переписывался со своим старшим современником Аполлинарием, еп. Лаодикийским ( Basil. Magn. Ep. 361-364; Prestige; Riedmatten; Weijenborg; Drecoll. 1996. S. 332-333; Vogt. 1995), к-рый в то время находился на «православной ступени развития своего богословия» ( Спасский. 1895. С. 458-460). А. Гарнак высказывает мысль, что Аполлинарий был учителем каппадокийцев ( Harnack. 1887. Bd. 2. S. 285; см. также: Dr ä seke. 1892), но это мнение доказательно опровергает Спасский ( Спасский. 1895. С. VIII-IX, 43). В. В. писал к Аполлинарию не о содержании веры (Ep. 226. 4), но испрашивал совет по вопросу троической терминологии: можно ли употреблять формулы «подобный без какого-либо различия» (παραλλκτως μοιος) или «точно подобный по сущности» (μοιος κατ οσαν κριβς κα παραλλκτως) как равнозначные никейскому понятию «единосущный» (μοοσιος) (Ep. 361; ср.: Ep. 9. 3; Болотов. Т. 4. С. 139-141; Simonetti. 1983. P. 175-176). В. В. долгое время сохранял уважительное отношение к Аполлинарию ( Basil. Magn. Ep. 244. 3), но когда тот сформулировал еретические взгляды о двух природах во Христе, святитель определенно высказал свое неприятие этих взглядов и потребовал решительного пресечения их распространения (Ep. 263. 4; 265. 2). Приблизительно в то же время сторонники Евстафия Севастийского распространили подложные письма В. В. к Аполлинарию, порочащие святителя, подлинность к-рых ему приходилось многократно опровергать (Ep. 129. 1; 131; 224. 2; 226. 1; 244. 2).

http://pravenc.ru/text/ВАСИЛИЙ ...

... страшно соблазнять брата тем, что в нашей воле, что сказать о соблазняющих тем, что они делают или говорят запрещенное? И особливо, когда соблазняющий или оказывается имеющим в преизбытке ведение, или принадлежит к священной степени? Таковый обязан служить для других как бы правилом и образцом, и если пренебрег хотя малым чем из написанного, или сделал что запрещенное, или не выполнил предписанного, или вообще умолчал о чем подобном, за сие одно подлежит такому суду, что, как сказано, кровь согрешающего от руки его взыщется (ср.: Иез. 33, 8 ) (свт. Василий Великий , 9, 209). ...Соблазнять многих, не имея при сем в виду никакого доброго дела, почитаю небезопасным для поступающего так (свт. Василий Великий , 9, 332). Всего более остерегайся соблазнить кого-нибудь, чтобы не быть тебе исключенным из Небесного Царства вместе с творящими соблазны (прп. Ефрем Сирин , 30, 153). Источник. Не соблазняй брата и не сговаривайся с ним на грех, чтобы не прогневался на тебя Господь и не предал тебя в руки злых людей (прп. Ефрем Сирин , 30, 163). Источник. Хочешь избежать соблазнов и пересудов? Приложи дверь к устам своим о Господе и отврати очи свои, еже не видети суеты ( Пс. 118, 37 ), и избежишь того и другого: пересудов – молчанием, соблазнов – хранением очей. А если не препобедим в себе этого, то, куда ни пойдем, в себе самих будем носить врагов своих. Победи их, возлюбленный, и будешь иметь покой, где бы ты ни жил (прп. Ефрем Сирин , 31, 187). Если обольщает тебя что-нибудь запрещенное, вспомни, кто ты был и от чего погиб (свт. Григорий Богослов , 15, 146). Источник. Кто соблазняет мирян, не останется без наказания... (авва Евагрий, 89, 613). ...Когда может произойти какая-нибудь великая польза, и притом превосходящая соблазн, то не нужно обращать внимания на соблазняющихся; а когда не может быть ничего больше, кроме соблазна немощных, то, хотя бы они соблазнялись тысячу раз неосновательно, надобно щадить их; ибо и Бог осуждает на наказание тех, которые соблазняют и подвергают падению, потому что соблазнять другого без всякой пользы – дело крайне нечестивое. Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

181. Подробно о модализме см. : Болотов В. В., проф., изд. цит., сс. 309-320; Карсавин Л. П., изд. цит., сс. 81-83; Поснов М. Э., указ, соч., сс. 150-152; Спасский А., проф., указ, соч., сс. 44-59, 110-115. 182. О доктрине Ария см. : Болотов В. В., проф., изд. цит., сс. 10-16; Карсавин Л. П., изд. цит., сс. 88-94; Поснов М. Э., указ, соч., ее 332-333; Спасский А., проф., указ, соч., сс. 169-173; Карташев А. В. Вселенские соборы. М., 1994, сс. 10-20; Флоровский Г. Восточные отцы IV века…, сс. 8-12. 183. Великими Каппадокийцами называют трех выдающихся богословов и церковных деятелей IV столетия, трудами которых было создано и утверждено православное учение о Пресвятой Троице свтт. Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского. 184. О троичном богословии великих Каппадокийцев см.: Флоровский Г. Восточные отцы IV века…, сс. 74-89, 107-114, 145-152; Болотов В. В. изд. цит., сс. 89-91; Карсавин Л. Н., изд. цит., сс. 109-118; Поснов И. Э., изд. Цит., СС. 360-363; Спасский А., изд. цит., сс. 488-533; Киприан (Керн), архим. Золотой пек Святоотеческой письменности. М., 1995, сс. 74-81, 106-107, 120-123. 185. Свт. Григорий Богослов. Слово 33//Творения, т. 1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994, с. 491. 186. Александр (Семенов-Тянь-Шанский), еп., изд. цит., сс. 9-10. 187. О христианской концепции личности см.: Лосский В. Н. Богословское понятие человеческой личности//По образу и подобию. М., 1995, сс. 106-128. 188. Слово 31//. Творения, т. I, с. 448. 189. Цит. по: Арсений, архиеп. Николай, мефонский епископ XII b. и его сочинения//Христианское чтение. Ч. 1. 1883, с. 11. 190. «…все естество Божеское совершенным образом находится в каждом из Лиц Божества, все — в Отце, все — в Сыне, все — в Святом Духе». — Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение…, кн. 3, гл VI, изд. цит., с. 82 Согласно свт. Григорию Богослову, Божественные Лица «суть Три, в Которых Божество». Orat. XXXIX PG 36, col. 345d. 191. Великие Каппадокийцы понимали Божественные Лица как «способы бытия» Божественной природы. См. : Свт. Василий Великий. De Spiritu Sancti, 17. PG, 32, col. 159; Свт. Григорий Нисский. Quod non sint tres dii PG, 45, col 193.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

   Преп. Исаак Сирин. Слово 31. С. 139—140.    Иером. Арсений. Маргарит. С. 166.    Преп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. Ч. I, гл. 43.    Свт. Василий Великий. Творения. T. I. М., 1853. С. 383, 340.    Преп. Нил Синайский. Творения. Ч. III, п. 151. С. 300—302.    Свт. Тихон Задонский. Творения. Т. V, п. 28. С. 353.    Сщмч. Киприан Карфагенский. Творения. Ч. II. Книга о смертности. С. 252—254. См.: Свт. Василий Великий. Беседа 5. О том, как мужественно переносить потери близких.    Иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мир., п. 160. С. 313.    Цветник духовный. Ч. II. С. 209—210.    Филарет, архиеп. Черниговский. Слова в речи. В 4-х частях. С. 657.    Цветник духовный. Ч. II. С. 209.    Филарет, архиеп. Черниговский. Там же. С. 660—661.    Цветник духовный. Ч. II. С. 210.    Цветник духовный. Ч. II. С. 209.    Иеросхм. Макарий. Письма к мир., п. 170. С. 331—332.    Иеросхм. Макарий. Письма к мир., п. 44. С. 91—92. «Церковные молитвы о упокоении, особенно же при бескровной жертве приносимые, много могут пособствовать душе, отошедшей отсюда, к получению милосердия Божия, также и милостыня, творимая убогим» (п. 25. С. 27).    Там же.    Свт. Тихон Задонский. Творения. T. I. О истинном христианстве, § 164. С. 224.    Иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мир., п. 27. С. 59, п. 142. С. 283—284; п. 170. С. 331—332; п. 220. С. 405—406, Игумен Антоний. Письма, п. 143. С. 170.    «Я, — пишет наш отечественный поэт-христианин В.А. Жуковский, — видел и слушал отца-христианина, когда закрылись глаза его любимой дочери. Вот слова его, сказанные им своей семье в первую минуту утраты: “Великое дело милости Божией над нами совершилось, мы своими глазами видели, как наша милая дочь перешла к Небесному Отцу своему; она принесла Ему чистую, ничем житейским не встревоженную и с Ним примиренную душу. И теперь мы знаем, что ей дано все то, чего бы никакою силою любви мы не могли ни дать, ни сохранить ей в здешней жизни. Мы знаем, что это данное ей навсегда останется, что превратности жизни для нее миновались, что для нее уже нет ничего неверного, ни страха в настоящем, ни тревоги за будущее. Мы можем только благодарить и славословить (Господа). И после такого ясного узнания неизреченной (Его) милости, не позволила себе никогда ни пожалеть, что она от нас взята, ни пожелать, чтобы она была с нами. Будем смиренны, и, чтобы наше горе никогда не пересилило нашей теперешней радости, за себя будем покорны, за нее радостны и благодарны”. Таково земное бедствие в присутствии христианства; без него оно раздавило бы душу; при нем человеческий мрак обращается в утешительный свет Божий».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

Автор 25 книг, нескольких десятков статей как научного, так и публицистического, миссионерского характера. С конца 1980-х гг. вместе с отцом, диаконом Георгием Малковым, активно занимается сбором исторических материалов и устных свидетельств о псково-печерских старцах ХХ столетия .  Basilius Magnus. Ejusdem sermo asceticus//PG. 31. Col. 632CD. Рус. пер: Василий Великий, свт. Слово подвижническое и увещание об отречении от мира и о духовном совершенстве//Василий Великий, свт. Творения. Т. 2. СПб., 1911. С. 308-309. Cassianus. Collatio II, 15//PL. 49. Col. 549. данным «Послужного списка иеросхимонаха Симеона за 1953 год»; в дневнике игумена Павла (Горшкова) за 1927 год указывается иная дата пострига — 4-я неделя Великого поста, пришедшаяся в том году на 3 апреля по н. ст. Георгий, диак., Малков П. «Истина всегда проста». Преподобный Симеон Псково-Печерский. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2014. С. 29. же. С. 29-30. С. Добрая традиция//Ветеран. 1989. 48 (100). (Секретарев), архим. Врата небесные. Печоры, 2006. С. 115. Ю.Г., диак., Малков П. Ю. «Мы всегда под крылом Божиим». Жизнь и поучения архимандрита Серафима (Розенберга). М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2015. С. 60-63. Георгий, диак., Малков П. «Истина всегда проста». С. 206. же. С. 193-194. же. С. 331. Там же. С. 294. же. С. 311. же. С. 323. же. С. 337. же. С. 297. же. С. 339. же. С. 348. же. же. же. Там же. же. же. С. 344. Там же. С. 350. же. С. 285. же. С. 320. же. С. 325. же. С. 284. же. С. 310. же. С. 330. же. С. 310. же. С. 314. же. С. 308. же. С. 315. же. С. 350. же. С. 332. же. С. 336-337. Ю. Г., диак. Малков П. Ю. «Мы всегда под крылом Божиим». С. 183-185. же. С. 212. Георгий, диак., Малков П. Ю. «Любовь покрывает всё...» Жизнь и поучения иеросхимонаха Михаила (Питкевича). М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010. С. 281-282. инок: К 100-летию со дня рождения архимандрита Иоанна (Крестьянкина), 1910–2010 гг./сост. Т.С. Смирнова. Псков: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2009. С. 190. же. С. 190–191. Л. Живое предание. Старец Иоанн (Крестьянкин). Красногорск: Успенский храм, 2011. С. 68. Петр Малков «Церковный вестник» /Патриархия.ru Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6055881...

216 Подробнее об утверждении свободы Бога в богословии великих каппадокийцев см.: Чурсанов С. А. Указ. соч. С. 62–63, 66–69. 217 Staniloae D. The Experience of God. Vol. 1: Revelation and Knowledge of the Triune God/Trans. and ed. by I. Ionita and R. Barringer. Brookline (Massachusetts), 1994. P. 131–132; Иоанн (Зизиулас), митр. Человек – священник творения: Ответ на проб­лемы экологии//Православие в современном мире. СПб., 2005. С. 159–160. 218 Zizioulas J. D. Communion and Otherness. P. 212–213 (Иоанн (Зизиулас), Общение и инаковость. С. 274–275). 220 Мейендорф Иоанн , протопр. Человечество Христа: Пасхальная тайна/Пер. с англ, иерея К. Польскова//Богословский сборник. М., 2000. Вып. V. С. 23–24; Staniloae D. Orthodox Spirituality: A Practical Guide for the Faithful and a Definitive Manual for the Scholar/Trans. from Romanian Archim. Jerome (Newville) and A. Kloos. South Canaan (Pennsylvania), 2003. P. 368–374. 225 Gregor von Nazianz. Orat. 29. S. 16: τι οτε οσας νομα πατρ... οτε νεργεας, σχεσεως δ κα το πς χει πρς τν υν πατρ, υς πρς τν πατρα. Ср.: Гри­горий Богослов, свт. Указ. собр. T. 1. С. 424. См. также: Idem. Orat. 23. S. 8. Col. 1160C; Orat. 31. S. 9 (Там же. T. 1. C. 332, 448); Basilius Cappadociae. Adversus Eunomium. Col. 517A, 557C, 588C–589A, 621В ( Василий Великий , свт. Собрание творений. Ч. 3. С. 18, 49, 74, 101); Gregorius Nyssenus. Contra Eunomium. В. 1. Ch. 1. S. 159–160, 553, 556, 557, 558–559, 560–561, 568–574; В. 3. Ch. 2. S. 158; В. 4. Ch. 1. Vol. 2. P. 319 (Гри­горий Нисский, свт. Указ. соч. Ч. 1. С. 72, 210, 211, 212, 213, 215–217, 497, 272). 226 Amphilochius Iconiensis. Fragm. 1: τ... πατρ, υς κα πνεμα τ γιον, τρπου πρξεως τουν σχσεως νματα. 227       Лосский В. Н. Догматическое богословие//Он же. Очерк мистического богосло­вия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991. С. 215–216; Он же. Богословское понятие человеческой личности//Он же. Богословие и боговидение: Сборник статей/Под общ. ред. В. Пислякова. М., 2000. С. 291; Яннарас X. Личность и эрос//Он же. Избранное: Личность и эрос/Пер. с новогреч. Г. В. Вдовиной; Под ред. А. И. Кырлежева. М., 2005. С. 353–354.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010