Рака свт. Афанасия III Пателлария. Литография. 1868 г. (РГБ) Рака свт. Афанасия III Пателлария. Литография. 1868 г. (РГБ) В 1672 г. известие об обретении нетленных мощей А. П. и о происходивших от них чудотворениях было получено в Москве. Для проведения расследования царь Алексей Михайлович немедленно отправил на Украину подьячего М. Савина. Встретив в Батурине игум. Лубенского мон-ря Макария (Русановича), Савин узнал от него о посмертной судьбе А. П. и о 4 случаях чудотворений, все это Савин описал в донесении царю (АЮЗР. Т. 9. С. 600-606). В XVIII в. в Лубенском мон-ре хранились рукописные житие святителя и канон, ему служились молебны. В 1818 г. Полтавский еп. Мефодий (Пишнячевский) ходатайствовал перед Святейшим Синодом о канонизации А. П. (внесении его памяти в месяцесловы и публикации жития и канона). Ходатайство Полтавского архиерея было отклонено, однако почитание святителя и запись происходивших по молитвам к нему чудес продолжались. В 60-х гг. XIX в. А. Н. Муравьёв составил новое житие А. П. с указанием чудес, совершавшихся при мощах. Окончательно почитание А. П. было принято в РПЦ в кон. XIX в. после работ Е. Е. Голубинского, к-рый доказал, что почитание святого было впервые установлено между 1672 и 1676 гг. митр. Киевским Иосифом (Нелюбовичем-Тукальским). Служба святителю была напечатана в Синодальной типографии в 1901 г. В 30-х гг. ХХ в., после упразднения Мгарского Преображенского мон-ря, мощи А. П. были перевезены в Харьков и с тех пор покоятся в харьковском Благовещенском кафедральном соборе. С именем А. П. связана чудотворная икона Пресвятой Богородицы «В скорбех и печалех утешение». Лит.: Муравьев А. Н. Житие святителя Афанасия, Патриарха Цареградского, Лубенского чудотворца. СПб., 1863; Пичета И. , свящ. Святой патриарх Афанасий Пателарий, Лубенский чудотворец, и современное ему состояние Церкви Константинопольской//Полтавские ЕВ. 1883. 21. С. 1018-1044; 22. С. 1075-1095; 23. С. 1121-1145; Каптерев Н. Ф. Приезд бывшего Константинопольского Патриарха Афанасия Пателара в Москву в 1653 г.//ЧОЛДП. 1889. 10. С. 358-385; Историко-статистический очерк Лубенского Мгарского Преображенского мон-ря. Од., 1894; Ильминский Я. Святитель Христов Афанасий сидящий, патриарх Константинопольский, Лубенский чудотворец. Полтава, 1913; он же. Свт. Афанасий III, Патриарх Константинопольский, Пателарий: Ист.-биогр. исслед. К., 1915; Hofmann G. Griechische Patriarchen und Römische Päpste, II 2: Patr. Athanasios Patellaros//Och. 1938. T. 19; Ammann A. M. Athanase III Patellaros, Patriarche de Constantinople, ex-catholique et saint russe//Revue des Etudes Slaves. 1951. Vol. 28. P. 7-16; Афанасий Пателар в Москве и на Украине//Греческие документы и рукописи, иконы и памятники прикладного искусства московских собраний. М., 1995. С. 24-29.

http://pravenc.ru/text/76940.html

Привлекает внимание и трехъярусное паникадило. Прямо под ним парит ангел с пальмовой ветвью и венцом в руках. В первом ярусе расположены литые скульптуры Спасителя, Иоанна Предтечи и четырех евангелистов. Высота фигур около 35 сантиметров. Во втором ярусе помещены 6 ангелов, а в третьем — шесть урн с пламенем. Венчает конструкцию стоящий на облаке ангел. Паникадило было привезено из Нюрнберга и было сделано из меди. Золотили паникадило уже в Петербурге. Деятельность прихода [ править править код ] В школе-интернате Санкт-Петербурга дважды в году, на Пасхальной седмице и после праздника Крещения, совершаются молебны. Священнослужители участвуют в праздничных днях школы. Дети старших классов посещают богослужения в соборе. В дни воспоминания трагической гибели дизельных и атомных подводных лодок «Курск» и К-19 и других в присутствии гражданских и военных властей, подводников, семей погибших моряков совершаются панихиды. Духовенство собора имеет попечение о городской больнице святителя Николая Максимилиановской больнице с геронтологическим отделением, Военно-Медицинской Академии, 1-ом Военно-морском клиническом госпитале, медицинском центре «Адмиралтейские верфи». На приходе действуют: Святыни [ править править код ] Мощевик В центральной части мощевика расположена частица древа Животворящего креста Господня, вокруг которой находятся частицы мощей: апостола и евангелиста Луки, пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, апостола Иакова (брата апостола Иоанна Богослова), апостола Иакова брата Господня, святителя Василия Великого и пророка Иеремии. Верхний ряд мощей: сщмч. Панкратия епископа Тавроменийского, свт. Иоанна Милостивого, свт. Амвросия Медиоланского , свт. Афанасия Александрийского , ап. Андрея Первозванного, свт. Софрония Иерусалимского, свт. Никифора патриарха Цареградского, свт. Павла исповедника патриарха Цареградского, свт. Тарасия патриарха Цареградского. Второй ряд мощей: свт. Аверкия еп. Иерапольского, сщмч. Елевферия, свт. Григория просветителя Армении, сщмч. Игнатия Богоносца , сщмч. Анфима Никомедийского, сщмч. Феофилакта Никомедийского, сщмч. Ермолая, вмч. Артемия.

http://azbyka.ru/palomnik/Николо-Богоявл...

2. Среда 2-й седмицы по Пасхе. Свт. Афанасия Великого, архиеп. Александрийского. Перенесение мощей блгвв. кнн. Российских Бориса и Глеба, во Святом Крещении Романа и Давида. Свт. Афанасия, патриарха Цареградского, Лубенского чудотворца. Блгв. и равноап. царя Бориса, во Святом Крещении Михаила, Крестителя Болгарии. Блж. Василия Кадомского . Служба свт. Афанасия Великого шестеричная, совершается вместе со службой Триоди (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы свв. блгвв. князей Бориса и Глеба в соединении со службой Триоди (Б) . А. На вечерне кафизма 9-я. На «Господи, воззвах» стихиры святителя, глас 4-й и глас 5-й – 6. «Слава» – святителя, глас 6-й: «Христова святителя...», «И ныне» – праздника Триоди, глас 4-й: «Господи, нестерпимым Твоего Божества блистанием...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры праздника Триоди, глас 1-й (с «Господи, воззвах») . «Слава» – святителя, глас 3-й: «Паки нам...», «И ныне» – праздника Триоди, глас 8-й: «Прикоснися, Фомо...» (см. на стиховне вечера). По Трисвятом – тропарь святителя, глас 3-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запечатану гробу...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запечатану гробу...» (дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас 3-й, «И ныне» – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запечатану гробу...». Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении. Седальны Триоди. «Воскресение Христово видевше...» (единожды). Псалом 50-й. Каноны: праздника Триоди (Антипасхи) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), и святителя на 6. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи. По 3-й песни – кондак и икос праздника Триоди (Антипасхи), глас 8-й; седален святителя, глас тот же (дважды). «Слава, и ныне» – ипакои Триоди (Антипасхи), глас 6-й: «Яко посреде учеников...». По 6-й песни – кондак и икос святителя, глас 2-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителя. «Слава» ин светилен святителя, «И ныне» – светилен праздника Триоди (по выбору).

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-15/

Димитриевская родительская суббота. 24. Димитриевская родительская суббота. Мч. Арефы и с ним 4 299 мучеников. Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Свт. Афанасия, патриарха Цареградского. Прп. Арефы, затворника Печерского, в Ближних пещерах. Блж. Елезвоя, царя Ефиопского. В отличие от родительских суббот Мясопустной и Троицкой, имеющих общецерковное значение, о Димитриевской субботе Типикон умалчивает, поскольку эта суббота – русское благочестивое установление. Димитриевское поминовение усопших совершается в субботу перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского (26 октября ст. ст.), если с этой субботой не совпадет бденный или полиелейный праздник. При наличии такого совпадения поминовение переносится на субботу, предшествующую субботе перед днем памяти вмч. Димитрия. Служба мч. Арефы и с ним 4 299 мучеников совершается вместе с субботней службой Октоиха по 13-й главе Типикона. Примечание. В храмах (или приделах), посвященных иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость», или имеющих особо чтимую Ее икону, в этот день совершается бденная (или полиелейная) служба Пресвятой Богородице . Заупокойная служба Димитриевской родительской субботы в этом случае переносится на предшествующую субботу (17 октября). На вечерне кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: мучеников, глас 1-й – 3, и мученичны Октоиха, глас 2-й (2-й: «Иже земныя сласти…», 3-й: «Святым мучеником…», 4-й: «Лицы мученичестии…»; см. на «Господи, воззвах») – 3. «Слава» – мучеников, глас 4-й: «Песненно пастыреначальника днесь...», «И ныне» – догматик, глас 2-й: «Прейде сень законная…». Входа нет. Прокимен дня, глас 7-й: «Боже, Заступник мой еси Ты...», со стихом. На стиховне стихиры Октоиха, глас 2-й (с заупокойными припевами: «Блажени, яже избрал...», и проч.). «Слава» – мучеников, глас 8-й: «Лукавое и неверное злосоветие...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Чистая Дево…». Примечание. «На стиховне мученичен 1-й, и мертвена два кир Иоанна Дамаскина» (Типикон, гл. 13-я). По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 748–749), если совершается субботняя служба Октоиха 4-го, 5-го или 6-го гласа, где на стиховне вечерни приводится два мученична и один мертвен, нужно, следуя указаниям Устава, петь один мученичен (1-й), а мертвен повторить дважды .

http://patriarchia.ru/bu/2021-11-06/

24. Неделя 21-я по Пятидесятнице. Глас 4-й. Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Мч. Арефы и с ним 4 299 мучеников. Свт. Афанасия, патриарха Цареградского. Прп. Арефы, затворника Печерского, в Ближних пещерах. Блж. Елезвоя, царя Ефиопского. Приводим порядок совершения воскресной службы Октоиха в соединении с полиелейной службой в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» . На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 4-й – 4, и Богородицы, глас 2-й, глас 4-й и глас 8-й – 6. «Слава» – Богородицы, глас 6-й: «Приидите, празднолюбных собори…», «И ныне» – догматик, глас 4-й: «Иже Тебе ради…». Вход. Прокимен дня. Паримии Богородицы – 3 . На литии стихиры Богородицы, глас 8-й (см. на литии). «Слава, и ныне» – Богородицы, глас 5-й: «Вострубим трубою песней…» (см. на литии). На стиховне стихиры воскресные, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородицы, глас тот же: «Призри на моления…». По Трисвятом – тропарь Богородицы (иконы «Всех скорбящих Радость»; по выбору; трижды) . Примечание. Тропари по Трисвятом можно петь следующим образом: «Богородице Дево...» (дважды) и тропарь Богородицы (иконы «Всех скорбящих Радость»; по выбору; единожды) . На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – тропарь Богородицы (иконы «Всех скорбящих Радость»; по выбору). Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные . Полиелей. Величание Богородицы и избранный псалом. «Ангельский собор…». Ипакои гласа. Седален Богородицы, глас 5-й: «Утоли болезни…» (см. по 1-м стихословии), ин седален Богородицы, глас 6-й: «Упование мира…» (см. по 2-м стихословии). «Слава, и ныне» – седален Богородицы по полиелее, глас тот же: «Преложение скорбящих…». Степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 10-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…» (но не «Молитвами Богородицы…»). Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…». Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2 и Богородицы (Минеи два канона) на 8.

http://patriarchia.ru/bu/2022-11-06/

Игнатия Богоносца; Антипы и Харалампия; св. влм. Феодора Стратилата; части мощей свв.мучеников: Никиты; Нестора; Варлаама; Кирика; бессребренников Космы и Дамиана; Кира и Иоанна и Иоанна; Климента и Ферапонта; Петра и Афанасия; св. Авксентия; прп. Феодосия Великого;                                      св. влм. Иоакова Персиянина и Меркурия; свт. Евтихия; св. апостола и евангелиста Матфея; Патриарха Цареградского; свяшенномученика Ферапонта; св. влм. Пантелеимона; св. муч. Трифона; Патриархов Адександрийских.     ДОХИАР:   частицы мощей многих святых, в том числе, равноап. Марии Мандалины; Дионисия Ареопагита.       КАРАКАЛ:   части Животворящего Древа Креста  Господня; частицы мощей св. апостола Варфоломея; влм.Меркурия; свт. Иоанна Милостивого;  св.Иоанна Предтечи; священномученика Харалампия; мученика Ореста и равноапостольного Аверкия -  епископа        Иера- польского.       МОНАСТЫРЬ СВ. ФИЛОФЕЯ:   частицы Животворящего Древа  Креста Господня; части правой руки святителя Иоанна Златоуста.   СИМОНОПЕТР:   частица Животворящего Древа Креста Господня; часть левой руки равноапостольной Марии Магдалины; части рук мц. Евдокии и вмц.Варвары и др.       МОНАСТЫРЬ СВ. ПАВЛА   дары волхвов ( 28 золотых пластинок  различной формы размером  5 на 7 см; ладан и смирна в виде 70 – ти шариков ).     СТАВРОНИКИТА:   часть Животворящего Древа Креста Господня; частицы мощей святых: святителей Василия Великого; Иоанна Златоуста; Григория   Богослова; архидиакона Стефана; Амвросия Медиоланского; Сорока мучеников Севастийских, влм. Феодора Старилата.     КСЕНОФОНТ:   глава мч. Трифона; кровь влм. Димитрия Солунского в частице одежд его.       МОНАСТЫРЬ СВЯТОГО ГРИГОРИЯ:   части правой и левой ноги и правой руки преподобной мученицы Анастасии Римляныни; ребра священномученика Харалампия; глава св. мч. Кирика; глава св.мученицы Фотинии Самарынянини; глава св. Григория Назианзина – отца свт. Григория Богослова; часть мощей мц.Иулитты -  матери мч. Кирика; части правых рук свв. бессребреников Космы и Дамиана;

http://isihazm.ru/1/?id=1818

Подробнее о нем см.: Глубоковский Н.Н. Преосвященный Иоанн (Кратиров), бывший епископ Саратовский, ректор Санкт-Петербургской Духовной академии (1895–1899 гг.)//Христианское чтение. 1900. С. 421–440. Симонов монастырь – 1-го класса ставропигиальный необщежительный мужской монастырь, основанный в Москве в 1370 г. Феодором, учеником и племянником прп. Сергия Радонежского, впоследствии архиепископом Ростовским. Название получил от инока Симона, в миру боярина Ховрина, пожертвовавшего землю монастырю. Первоначально монастырь находился на месте современного расположения храма Рождества Богородицы (1509) в Старом Симонове. В 1379 г. монастырь перенесли на то место, где находится ныне. Секуляризация монастырей 1764 г. привела к упадку Симонова монастыря. Большинство иноков разбрелись, и во время чумы 1771 г. монастырь упразднили и превратили в чумной карантин. В 1795 г. восстановили. В начале XX в. в монастыре имелось шесть храмов: 1) соборный Успения Пресвятой Богородицы (1379–1405) с приделом Казанской иконы Божией Матери и ризницей (1834–1845); 2) трапезный Тихвинской иконы Божией Матери (1677) с пристроенными приделами (1840) во имя св. мцц. Валентины и Параскевы, св. блж. Василия Московского, прп. Сергия Радонежского, свт. Афанасия Александрийского и мц. Гликерии, прпп. Ксенофонта и Марии; 3) надвратный Спаса Всемилостивого (1593); 4) надвратный свт. Николая (1623) с позднейшими перестройками; 5) больничный прп. Александра Свирского (1700); 6) свт. Иоанна, патриарха Цареградского и блгв. кн. Александра Невского и святых, память которых празднуется Церковью 30 августа (ст. ст.), во втором ярусе колокольни, сооруженной по проекту архитектора К.А. Тона (1835–1839). Высота монастырской колокольни составляла 94,5 м, что на 13,5 м выше колокольни Ивана Великого. В начале XX в. в монастыре подвизались архимандрит, 16 монахов и 6 послушников. В 1923 г. монастырь закрыли и открыли в нем музей «оборонного зодчества». В мае 1929 г. закрыли последний храм монастыря, действовавший как приходский.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

30 апреля/13 мая 2002 г. Апостола Иакова Зеведеева. Свт. Игнатия Брянчанинова . Утром – правило, богослужение по установленному чину. Пели братия. На обеде батюшка был расстроен: утром он ездил в Александровку, там он увидел беспорядок. Сказал, что хочет, чтобы в Александровке был скит от нашего монастыря. И сестры бы там трудились и ухаживали за могилкой его мамы – схимонахини Мариамны. Вечером батюшке было плохо. 2 мая/15 мая 2002 г. Свт. Афанасия, патриарха Цареградского, Лубенского чудотворца. Сегодня впервые после большого перерыва (Великий пост, Пасхальная седмица) пели лаврским чином нараспев акафист Успению Пресвятой Богородицы. Батюшка сегодня был очень умиротворенным. На трапезе благодарил братию и сестер за мир, тишину, за то, что хорошо пели акафист. Батюшка сказал, что владыка остался очень доволен посещением нашего монастыря, что он даже назвал наш монастырь лаврой. 5 мая/18 мая 2002 г. Суббота. Иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Вечером служили всенощное бдение. Батюшка произнес проповедь примерно такого содержания: «Христос Воскресе! Радость духовная наша, веселие духовное таково, что и в нашей обители несется радость Воскресения Христова. Мы снова сопереживаем Иосифу и Никодиму, снова переживать Воскресение – духовное начало. Мы будем петь «Воскресение Твое, Христе Спасе,» в течение сорока дней будут радоваться люди. И в сегодняшний день мы празднуем... «Пребуду с вами до скончания века»... Господь всегда с вами: и в храме, и в домах ваших, и на работе. В смутные времена мы знали – Христос не оставляет нас. Не одолеют силы ада Церковь . Раскольники, сектанты не одолеют нас. Церковь сияет, как адамант в мусоре, чем больше ее разделяют (не нужен церковнославянский язык, не нужны свв. равноапостольные Кирилл и Мефодий), чем больше поливают клеветой. Как кислотой очищают золото, тем чище оно становится, начинает сиять, как бриллиант. Дай, Господи, чтобы Воскресший Господь не отступил от нас, всегда был с нами. Вот смысл духовный, наследие Царствия Небесного!

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

6 июля 2005 г. по просьбе еп. Георгия на престольный праздник в О. В. м. на 1 день из запасников Нижегородского гос. историко-архитектурного музея-заповедника для поклонения была привезена чудотворная Владимирская Оранская икона Божией Матери (в 1995-2000 находилась на реставрации в Москве). В июне 2008 г. власти епархии обратились в Мин-во культуры РФ с просьбой передать икону в О. В. м. В соответствии с распоряжением министра культуры А. А. Авдеева от 21 авг. 2008 г. икона передавалась Нижегородской епархии на 3 года при условии контроля над ее состоянием со стороны музейных работников и в случае надлежащего с иконой обращения срок передачи мог быть продлен (Возвращение святыни. 2008. С. 2). 5 сент. икона перенесена в Спасский кафедральный собор Н. Новгорода, а 15 сент. прибыла в О. В. м. (Там же), где находится и в наст. время. В янв. 2006 г. на территории переданной О. В. м. бывш. больницы в с. Хвощёвка были убиты 2 трудника обители. Летом того же года возобновлена традиция ежегодного крестного хода к Н. Новгороду. 21 сент. 2011 г. архиеп. Георгий (Данилов) провел великое освящение храма в честь Рождества Пресв. Богородицы, 8 сент. 2012 г. (уже в сане митрополита) освятил собор в честь Владимирской иконы Божией Матери, 15 дек. того же года - храм свт. Афанасия, патриарха Цареградского, в цоколе собора; 12 дек. 2013 г.- домовый трапезный храм во имя апостолов Петра и Павла, а также новую, 4-ярусную колокольню высотой 75 м, построенную в 2009-2013 гг. на фундаментах ранее существовавшей колокольни. В 2014-2016 гг. возведен надвратный храм во имя прп. Нектария Киево-Печерского (архит. С. Г. Попов), освященный митр. Георгием 26 нояб. 2016 г. Силами братии расчищен и благоустроен источник Владимирской Оранской иконы Божией Матери. Проведены восстановление и обустройство братских корпусов, строительство новой каменной ограды; осуществлены восстановление хозяйственных построек и благоустройство территории. В обители установлен памятник имп. мч. Николаю II (освящен митр. Георгием 26 нояб. 2016).

http://pravenc.ru/text/2581463.html

в обители. При этом сохранился фонд архивных материалов обители, в основном копии древних подлинников (ЦГИАК. Ф. 137). Скиты и подворья Лит.: Терещенко А. В. О пожертвованном Евангелии [изд.: М., 1681] в Лубенско-Мгарский мон-рь боярынею М. Хитровою в 1684 г.//Библиогр. зап. М., 1861. Т. 3. 8. С. 226-227; Яновский И. П. Общежительный Лубенский Спасо-Преображенский мон-рь, его святыни и достопримечательности//Полтавские ЕВ. 1886. 17. С. 627-630; 18. С. 659-662; 19. С. 683-685; Русов А. А. Мат-лы, касающиеся Густынского и Мгарского мон-рей//Сб. Харьковского ист.-филол. об-ва. 1892. Кн. 4. С. 90-112; Муравьёв А. Н. Житие свт. Афанасия, патриарха Цареградского, Лубенского чудотворца. СПб., 189813; Грановский А. Полтавская епархия в ее прошлом и настоящем. Полтава, 1901. Вып. 1; Юзефович И., свящ. Возникновение и первоначальная история мон-рей Полтавской епархии: Густынского Троицкого, Ладанского Покровского и Лубенского Мгарского Спасо-Преображенского//Полтавские ЕВ. 1901. 19. С. 886-893; 21. С. 956-964; 23/24. С. 1051-1060; 30. С. 1899-1906; 31. С. 1949-1958; 1902. 20/21. С. 910-919; 22. С. 985-993; 25. С. 1114-1122; Каманин И. М. Договоры о сооружении церквей в Малороссии в XVIII в.//Археол. летопись Южной России. К., 1903. 6. С. 367-368; Ист.-стат. очерк Лубенского Мгарского Преображенского мон-ря. Од., 1904; Модзалевский В. Л. К характеристике отношений между монахами Мгарского мон-ря и лубенскими казаками в 1649-1661 гг.//Киевская старина. 1906. 3/4. С. 61-68; он же. Будування цepkbib у Лубенському Мгарському мohacmupi в рр. 1682-1701//Наше минуле. К., 1918. Кн. 3. С. 49-80; Пархоменко В. А. Патриарх К-польский Серафим II, умерший и погребенный в Лубенском Спасо-Преображенском мон-ре//Тр. Полтавского церк. ист.-археол. комитета. 1908. Т. 2. С. 25-32; Астряб М. Г. Лубенский Мгарский Спасо-Преображенский мон-рь//Тр. Полтавской УАК. 1915. Вып. 13. С. 33-82; Волкова Е. Дело полковника Андрея Семёнова с Лубенским Мгарским мон-рем 1756 г.//Там же. С. 175-194; Бутич I. Yhibepcaлu Ibaha Виговського Лубенському Мгарському Преображенському мohacmupebi//ЗНТШ. 1993. Т. 225. С. 348-354; Толочко О. П. Hebiдoмuй список лimonucy Мгарського мон-ря//Akaдeмiя пам " яmi проф. В. Антоновича: Мат-ли. К., 1994. С. 235-239; Говденко М. М. Дbi споруди зодчого Й. Баптиста//З icmopiï украïнськоï pecmabpaцiï. К., 1996. С. 244-251; Косенко Н., Шenimьko Н. Ikohocmac Спасо-Преображенського собору Мгарського мон-ря//Там же. С. 97-100; Ульяновський В. Tpareдiя в Лубенському Мгарському мoh-pi 1919 р.//Киïвська старовина. К., 2000. 6(336). С. 102-128; Вечерський В. Bmpaчehi об " apximekmyphoï спадщини Украïни. К., 2002; Филипп (Осадченко), архиеп. Мгарский Спасо-Преображенский мон-рь: Обзор истории и миссионерства, жизнеописание выдающихся деятелей, связанных с обителью. Полтава, 2008.

http://pravenc.ru/text/2562746.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010