а) происхождение каждого из них со всеми обстоятельствами;    б) употребление в Церкви, также со всеми обстоятельствами, и наконец -    в) подробное содержание каждого Символа, с изъяснением, где нужно, терминов и выражений, в нём встречающихся, равно и того, откуда они заимствованы, почему в состав Символа вошли преимущественно такие, а не другие догматы, и какое отношение его к прежним и последовавшим Символам.    В разделении своём на периоды эта наука историческая, как частная отрасль общей истории Церкви, может последовать тому же порядку, какой принят для последней, и, следовательно, явиться в следующем виде:    1) Обозрение Символов трёх первых веков Христианства до вселенских Соборов, или до появления Никео-цареградского Символа:    а) Символы, употреблявшиеся в частных церквах: Римской, Антиохийской и других;    б) Символы частных пастырей, но принятые вселенской Церковью, каков Символ св. Григория Чудотворца;    в) Символы и исповедания, составленные на поместных Соборах: например, Символ Собора Антиохийского, бывшего против Павла Самосатского около 266 года;    г) Соборные послания·. например, послание того же Антиохийского Собора к Павлу Самосатскому.    2) Обозрение Символов, явившихся в период вселенских Соборов — до последнего, торжественного утверждения Никео-цареградского Символа на Соборе восьмом вселенском при Фотие (в 867 г.), или до отпадения Римской Церкви от вселенской:    а) Символы и вообще вероопределения всех вселенских и поместных Соборов, принимаемых православной Церковью;    б) Исповедания веры частных учителей, но читанные и одобренные на Соборах: например, анафематизмы св. Кирилла Александрийского;    в) Символы, и не читанные на Соборах, но принятые всей Церковью: каков Символ св. Афанасия.    3) Обозрение исповеданий, появившихся в последующее время в Церкви Православной до настоящих дней:    а) Исповедания и вероопределения, составленные на поместных Соборах: таковы одиннадцать глав Собора Константинопольского (около 1080 года) против ложной философии, по случаю заблуждений Иоанна Италийского, и изложение веры, составленное на Иерусалимском Соборе в 1672 году против Кальвинистов;

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3599...

В 1805 г., когда Снетогорский монастырь был обращен в загородный архиерейский дом, третьеклассная архимандрия и все монастырское движимое имущества были переведены из него в Елеазаров. После нашествия французов по прошению псковских граждан Елеазаровский монастырь был возведен в достоинство второклассного высочайшим указом от 15 января 1813 г. и учреждено в нем архимандритство. Согласно ведомости Елеазаровского монастыря за 1813 г., по штату в монастыре положено было быть 16 служителям, а с настоятелем - 17. Настоятельский деревянный одноэтажный дом на каменном фундаменте был построен в 1814 г. при настоятеле архимандрите Афанасии, впоследствии архиепископе Новгородском. В 1831 г. был построен каменный двухэтажный братский корпус на 27 келий, с двумя мастерскими: портняжной и сапожной. Корпус был выстроен за казенный счет при настоятеле архимандрите Мелхиседеке. При въезде в обитель находилась старая деревянная на каменном фундаменте гостиница для богомольцев, построенная в 1834 г. при настоятеле архимандрите Серафиме. При Спасо-Елеазаровском мужском монастыре состояло пять часовен. Первая - Спасова каменная у святых ворот с куполообразным верхом, покрытая листовым железом, была построена в 1865 г. на том месте, где была встречена при перенесении из Великопустынского монастыря в Елеазарову обитель чудотворная икона Всемилостивого Спаса. Вторая - Ефросиновская часовня также была построена в 1865 г. из булыжника при архимандрите Иллиодоре. Отличалась от Спасовой часовни формой крыши и располагалась в роще за кладбищенской церковью. Однопрестольная кладбищенская церковь, расположенная в 100 саженях от монастыря на севере, современна преподобному Ефросину и первоначально была посвящена памяти преподобного Онуфрия Великого. Третья - Богородицкая часовня Цареградской Божьей Матери деревянная находилась у источника в версте от монастыря. Построена часовня в память встречи Ефросином чудотворной иконы Цареградской Божьей Матери. Четвертая - крестовая деревянная часовня, открытая со всех сторон и имеющая вид сени на столбах с небольшой главой и крестом, была сооружена вблизи обители на восточной стороне, на месте погребения защитников обители, павших в бою при нашествии польского короля Стефана Батория на г. Псков в 1581 г. и погребенных игуменом Савватием. Зосимо-Савватиевская часовня, находящаяся на пасеке в 1, 5 версте от монастыря, была построена игуменом Иувеналием в 1909 г. в честь преподобных Зосимы и Савватия - Соловецких чудотворцев, покровителей пчеловодства. В 1867 г. над папертью Преполовенской церкви вместо бывшей звонницы на столбах устроили каменную шатровую колокольню. На нее поместили пять колоколов, из них большой весом 30 пудов был пожертвован в том же году генерал-майором Тималовским, а остальные колокола мелкие без обозначения веса.

http://sobory.ru/article/?object=00280

Афанасий же, «стоя перед Спасовым образом», заверял царя, что в Москву Мелетий писал ложно, а грамоту от вселенских патриархов он якобы написал сам 278 . Через неделю, 30 мая, в Москву из Константинополя возвратился иеродьякон Мелетий Грек (вместе с амасийским митрополитом Козьмой – племянником иерусалимского патриарха Нектария). Мелетий представил государю следующие документы: два свитка ответов восточных патриархов о власти царской и патриршей (25 глав с эпилогом), два письма александрийского патриарха к цареградскому, одну грамоту константинопольского патриарха Дионисия к боярам и московскому Собору о разрешении хиротонисать и поставить московского патриарха 279 , книги деяний вселенских соборов, письмо от хартофилакса цареградской церкви к Мелетию. Для перевода документы отданы газскому митрополиту Паисию 280 . На следующий день, 31 мая, иконийский митрополит Афанасий заявил, что подписи на греческих грамотах ненастоящие, и вновь просил царя примириться с патриархом Никоном 281 . Для прочтения и освидетельствования подписей на привезенных документах московское и греческое духовенство было собрано у царя 1 июня 282 . У греков были отобраны показания об иконийском митрополите: амасийский митрополит Козьма сообщил, что Афанасий не был послан в Москву от константинопольского патриарха Дионисия, как утверждал Афанасий, а приехал сам, он также рассказал, что Афанасий писал Дионисию, чтобы тот опасался дьякона Мелетия; грек Степан Юрьев, который сопровождал Афанасия в Москву за милостыней, показал, что Афанасий оставил свою епархию и он не является племянником патриарха Дионисия, а только состоит с ним в дальнем родстве 283 . Собор признал, что подписи на греческих документах настоящие, но Афанасий Иконийский продолжал отвергать их подлинность. Несмотря на это, 12 июня последовал царский указ боярину Петру Михайловичу Салтыкову об отдаче привезенных Мелетием Греком документов «к собранию Собора о патриархе Никоне » 284 . 3 июня 1665 г. греком Анастасием Юрьевым в Москву доставлено и тогда же переведено письмо иерусалимского архимандрита Иоасафа к царю Алексею Михайловичу от 7 апреля 1665 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

15.10 Священноисповедника Афанасия, епископа Ковровскаго Тропарь, глас 4: Славы Божия ревнителя/и благолепия церковнаго блюстителя,/тесным житием и многими подвиги/великому иерарху Александрийскому подобника,/святителя Афанасия, исповедника Российскаго,/усердно восхвалим, вернии./Сей бо присно молится/о спасении земнаго Отечества своего/и о всех живущих в нем,/велегласно с любовию взывая:/Русь святая,/храни веру православную,//в нейже тебе утверждение. Кондак, глас 3: Днесь Афанасий святитель,/Христов исповедник и праведник,/в невечернем Царстве Славы/светло ликует/и в сонме всех Русских святых,/всесоставным гласом победную песнь воспевая,/прилежно молит о нас//Превечнаго Триединаго Бога. Священноисповедник Афанасий, епископ Ковровский В миру – Сергей Григорьевич Сахаров, родился 2 июля 1887 года в Тамбовской губернии в семье чиновника. Когда мальчику было два года, умер его отец. Мать, Матрона Андреевна, воспитывала сына в благочестии, оберегая от всего дурного. Сергей Сахаров окончил Шуйское духовное училище, Владимирскую духовную семинарию и Московскую духовную академию. В 1912 году он был пострижен в монашество и наречен в честь святителя Афанасия, Патриарха Цареградского, Лубенского чудотворца (†1654, память 2 мая). Ректор академии епископ Феодор (Поздеевский , †1937) рукоположил монаха Афанасия во иеродиакона, а затем во иеромонаха. Отец Афанасий преподавал пастырское богословие, гомилетику и литургику сначала в Полтавской, а затем во Владимирской духовной семинарии. В 1917–1918 годах он участвовал в работе Поместного Собора Русской Православной Церкви. Собор восстановил празднование памяти Всех святых, в земле Российской просиявших. Восстановление этого праздника было связано с начавшимися гонениями на Церковь . К составлению службы Всем святым, в земле Российской просиявшим, был привлечен иеромонах Афанасий как специалист по литургике. Работу над исправлением и дополнением этой службы он продолжал всю жизнь. В 1920 году отец Афанасий по возведении в сан архимандрита был назначен наместником сначала Владимирского Рождественского монастыря, а затем Боголюбова монастыря. В1921 году состоялась его хиротония во епископа Ковровского, викария Владимирской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Преподаватель Окончив академию, Сергей Сахаров был пострижен в монашество. При постриге ему дали имя Афанасий в честь святителя Афанасия Пателария. патриарха Цареградского, Лубенского чудотворца. Это произошло 12 октября 1912 года, а еще через несколько дней он был рукоположен в иеродиакона, а затем в иеромонаха. Новый иеромонах был отправлен в Полтавскую духовную семинарию преподавателем по литургике и гомилетике. Иеромонах Афанасий прожил в Полтаве лишь год. Осенью 1913 года он узнал, что Владимирской семинарии нужен преподаватель как раз по тем дисциплинам, которые он преподавал. Прошение в Синод он отвозил лично. Об этом событии иеромонах Афанасий потом рассказывал одной из своих прихожанок. В ее воспоминаниях этот рассказ выглядит гак: «Прямо с вокзала он направился к обер-прокурору Синода В.К. Саблеру, но тот должен был куда-то ехать сопровождать Государя. Он был уже одет в парадную форму и готовился уезжать. Увидев молодого иеромонаха, Владимир Карлович спросил: «Чего вы, батенька, хотите?» Отец Афанасий изложил свою просьбу. Владимир Карлович спросил секретаря: «А что, подписано ли назначение преподавателя во Владимирскую семинарию?» Когда оказалось, что еще не подписано, Саблер тут же без всяких бюрократических проволочек приказал секретарю внести в приказ имя иеромонаха Сахарова и подписал назначение. У о. Афанасия на всю жизнь осталось теплое воспоминание о В.К. Саблере. Последний не только выполнил просьб), но и по-отечески позаботился о молодом иеромонахе, спросив: «А где вы остановились?» – «Да я прямо с вокзала!» – «Ну вот, батенька, вам в гостинице останавливаться неудобно, а я вам дам записку в Александро-Невскую Лавру, вам там будет хорошо» 16 . По всей видимости, иеромонах Афанасий был блестящим преподавателем. Много лет спустя один из его учеников посвятил своему преподавателю следующие слова: «Мне посчастливилось в богословских классах семинарии иметь тебя учителем и классным руководителем. Я хорошо помню день, когда ты, молодой, энергичный, ревнующий о славе Божией, прибыл из Полтавы в родную семинарию, чтобы занять вакантную кафедру преподавателя .литургики и гомилетики.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Не в силах будучи одолеть Афанасия правдою, Евсевий Никомидийский употребил коварство; он научил клевете непокорных ему в Египте приверженцев епископа Мелетия, осужденного еще св. Петром Александрийским , и они ложно донесли императору, будто Афанасий взимал непозволительную подать в пользу своей кафедры. Легко было ему оправдаться в первой клевете, слишком явственной; не убоялся он и лично предстать императору в Никомидию, и царский указ объявил его невинным. Скоро возник другой донос от тех же мелетиан, будто Афанасий отсек руку одному их епископу Арсению и потом умертвил его; они даже показывали у себя иссохшую руку мнимого своего мученика, который укрылся в отдаленном монастыре Фиваиды; но Афанасий, вовремя предупрежденный, заставил начальника обители выдать ему Арсения и поспешил известить о том императора, который опять признал его невинным. Не так успешно действовал другой поборник Православия, Евстафий Антиохийский , который словом обличительным возбудил ненависть обоих Евсевиев, ибо и Кесарийский раздражен был его любовью к истине. Никомидийский же епископ, испросив себе вместе с Никейским дозволение царское посетить Св. места, совещался дорогою с единомышленными ему епископами Кесарии, Скифополя, Тира, Лаодикии, и на обратном пути все они, будучи гостеприимно приняты в Антиохии Евстафием, внезапно соединились против него на соборе, нагло обвиняя старца в прелюбодеянии. Никакие свидетельства и оправдания не могли сохранить Евстафия плачущей по нем пастве, ибо враги успели предупредить против него императора новыми клеветами. Он кончил дни в изгнании, во Фракии, с несколькими пресвитерами и диаконами, разделившими его участь. Один из них, Павел, был впоследствии сам исповедником на кафедре Цареградской. Низложившие Евстафия хотели перевести на его место Евсевия Кесарийского , но он сам отказался, видя смятение Антиохийского народа. Однако же, падением Евстафия не удовольствовался Никомидийский епископ; Афанасий был постоянной целью его ненависти, и новыми клеветами возбудили императора назначить собор для его суждения, сперва в Кесарии, потом в Тире.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

По оценке святителя Филарета, архиепископа Черниговского, преподобный Афанасий в Константинополе трудился для св. Русской Церкви так, как немногие трудились в России. Плоды трудов были настолько значимы, что уже после смерти преподобного Афанасия, исключительно по признательной к нему любви соотечественников, явились причиной присвоения чуждой Высоцкому игумену, мнимой славы патриарха. О дальнейшей судьбе старца летописец Троицкий сообщает следующее: " Афанасий пребысть неколико лет во игуменстве и потом Бога ради оставль игуменство и прииде в Царьград и купи себе келью, дал 1 драфат, и там в старости преставися " . Версия Кариона Истомина о патриаршестве преподобного Афанасия в Константинополе была отвергнута такими авторитетными историками, как Н. М. Карамзин, В. О. Ключевский, святитель Филарет, архиепископ Черниговский. Современный автор архимандрит Иннокентий (Просвирнин) именование преподобного Афанасия " патриархом " толкует в значении " подвижника Цареградского " , авторитетного среди константинопольского монашества, очевидно, по силе своего подвига и мере возраста. В 1395 году от преподобного Афанасия Старшего из Константинополя доставил на Высокое греческий иеромонах Виктор посылку с иконами и утварью на радость настоятеля Афанасия Младшего с братией и ктитора обители Серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго. Выдающимся событием в русской культуре стало появление на Руси Высоцкого чина. Так именуются поныне эти иконы, шесть из которых хранятся в Третьяковской галерее в Москве и одна, образ Иоанна Предтечи в Русском музее в Санкт-Петербурге. Стараниями прп. Афанасия Высоцкого Старшего русские мастера получили великолепный для изучения образец иконописи. Последующие пять лет преподобный Афанасий посвятил завершению своего главного труда: Устава " Око церковное " и предположительно в 1401 году на чужбине, в Константинополе, отошел ко Господу, отдав все без остатка силы земной жизни на преумножение щедро данных ему Богом талантов твердой веры, непрестанной молитвы, внутреннего созерцания, глубокого знания Священного Писания, устроителя монашеского жития, пастыря, учителя, книгописца, храмоздателя и попечителя.

http://pravicon.com/info-1844

И христиане то все терпят кротостию и смирением» 52 . Кроме отступника Мелетия на патриаршее место подкупался и адрианопольский митрополит Неофит, но не имел успеха 53 . К счастью патриарха Паисия, Афанасий Пателярий, который мог бы быть одним из сильных претендентов на его кафедру, видя смуты в патриархии, решился совсем отказаться от патриаршества, отправился в Молдавию, где он и прежде имел радушный прием, а отсюда поехал в Россию. В Москве хорошо знали о прежней деятельности Пателярия и осторожно отнеслись к полученному известию о желании его посетить русскую столицу. 27 января 1653 года в посольском приказе объявлен наказ о встрече и приеме бывшего цареградского патриарха; предписывалось встретить его у Чудова монастыря архимандриту и поместить его на подворье под строгим надзором; к нему никого из посторонних не пускать и от него никого из кельи не выпускать, а что ему нужно, спрашивать чрез дьяка. Если он будет спрашивать о московском государе, то предписывалось отвечать, что государь совершен возрастом, имеет 20 лет, красив лицом, умен, учен и добр; если он спросит о московском бунте 1648 г., когда многие восстали, разграбили и разрушили дома боярские и дворянские и многих людей побили до смерти, то отвечать, что восстали только немногие буяны, которые и были за то наказаны 54 . Афанасий Пателярий прибыл в Москву 16 апреля 1653 г. В посольском приказе записаны его показания о себе, что он не один раз занимал патриарший престол; в первый раз, видя стеснения от турок, престол этот покинул; чрез несколько времени по просьбе архиереев и христиан он опять занял престол; но когда турки опять стали его притеснять и просить податей, тогда он, призвав архиереев и на соборе пред ними объяснив свое затруднительное положение, добровольно оставил престол и ныне живет близ Дуная в Галаце, в монастыре Николая чудотворца 55 . 22 апреля состоялся прием Афанасия вместе с ахридонским архиепископом Дионисием во дворце в столовой избе, после чего им послан почетный корм 56 . Какое участие принимал Афанасий Пателярий в разъяснении церковных вопросов во время пребывания своего в Москве, подробных указаний не имеем; патриарх Никон указывал, что и цареградский патриарх Афанасий, равно как и иерусалимский Паисий «зазираху... и поношаху (ему) много в неисправлении божественнаго писания и прочих церковных винах», что это «зазирание» и подвигло его к исправлению церковной обрядности в России 57 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

Он вызвал из Кандии в Царьград, для проповеди слова Божия, знакомого ему Пателария, который славился красноречием и уже достиг, на родном своём острове, степени пресвитерской, по своим высоким добродетелям, пользуясь особенным благоволением местного архипастыря и любовью народной. Рукописное житие святителя, хранящееся в обители Лубенской, утверждает даже, будто Афанасий возведён был по общему избранию на престол митрополии Критской и, благодетельным своим влиянием перед властями Оттоманскими, спас её от неистовства врагов при завоевании острова; но покорение сие совершилось гораздо позже. Из современных актов церковных явствует, что Афанасий прямо из пресвитеров был поставлен патриархом Кириллом на первостепенную митрополию Солунскую. Патриарх Цареградский, Парфений старший, хотя и не был расположен к Афанасию Пателарию, однако в грамоте своей царю Михаилу Феодоровичу, от 12-го августа 1643 года, писал: «что во время святейшего и блаженнейшего господина и Кирилла, патриарха старого, приехал в Константинополь некий священноинок, именем Афанасий, прозванием Пателарий, острова Критского; патриарх и архиереи, видя его бедного и в нужде, восприяли с великим милосердием и любовью, и был он патриарху советником, как одной с ним страны; немного времени спустя поставил его Кирилл митрополитом Солунским, вместо блаженной памяти митрополита господина Паисия, который остался на царское имя в России». Та же участь ожидала и его преемника Афанасия, успокоившегося в гостеприимной России. Если же он был советником и соплеменником патриарха Кирилла, как утверждает сам Парфений, то конечно не действовал против него, чтобы заступить его кафедру, хотя и безуспешно было его кратковременное правление. Сам Афанасий, в грамоте своей к царю, от 24-го августа того же года, так о себе свидетельствует: «что братия его архиереи поставили его на вселенский престол, в помощь святейшему блаженнейшему Кириллу, чтобы согнать нового Кирилла Веррийского, и после того дали ему собором Солунский престол». Следственно нельзя верить позднейшим нареканиям, будто бы Афанасий, через посредство иезуитов, происками домогался Цареградского престола.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Блаженнейший митрополит Онуфрий возглавил в Харькове торжества, посвященные дню памяти святителя Афанасия Лубенского и 100-летию митрополита Никодима (Руснака) 15 мая 2021 г. 20:30 15 мая 2021 года, в день памяти святителя Афанасия, Лубенского чудотворца, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий возглавил торжества в Харькове, посвященные этому святому XVII века, а также 100-летию приснопамятного  митрополита Никодима (Руснака) , скончавшегося в 2011 году. Блаженнейший владыка совершил Божественную литургию в кафедральном соборе Харькова в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В этом храме покоятся мощи святителя Афанасия Цареградского, Лубенского чудотворца.  Его Блаженству сослужили управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский и Броварской Антоний , митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней , митрополит Николаевский и Очаковский Питирим , митрополит Харьковский и Богодуховский Онуфрий , митрополит Черновицкий и Буковинский Мелетий , митрополит Изюмский и Купянский Елисей , епископ Барышевский Виктор , епископ Белогородский Сильвестр , епископ Петропавловский Андрей , епископ Ирпенский Лавр , епископ Бородянский Марк , духовенство города и Харьковской епархии , гости торжеств в священном сане. После чтения Святого Евангелия Блаженнейший митрополит Онуфрий произнес проповедь. Предстоятель Украинской Православной Церкви рассказал пастве, в частности, о жизни святителя Афанасия, Лубенского чудотворца. Блаженнейший владыка также поделился воспоминаниями о митрополите Никодиме (Руснаке), 100-летие со дня рождения которого отмечает Украинская Православная Церковь. «Он был добрым пастырем, который полагал душу свою за овец своих, — сказал митрополит Онуфрий. — Владыка Никодим оставил после себя добрый след любви, терпения, ревности о Боге и служении, которое должен совершать священник или архиерей, стоящий у престола Божия». «Пусть Господь помогает каждому в его внутренней борьбе. Потому что каждый человек имеет свои внутренние проблемы, брань, немощи, недостатки. Христианин отличается от других людей тем, что борется с этим. У всех людей есть это, но некоторые живут этим, живут грехом, а христианин борется со своим личным грехом. Я хочу, чтобы мы в этой внутренней борьбе с собой были всегда победителями. Если мы себя победим, свои страсти и пороки, то мы победим все остальное, что встретится нам в нашей жизни», — пожелал в завершение Блаженнейший архипастырь, призвав Божие благословение на паству. Провозгласив отпуст, Блаженнейший владыка поздравил паству с праздником.

http://patriarchia.ru/db/text/5809532.ht...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010