6 июля 2005 г. по просьбе еп. Георгия на престольный праздник в О. В. м. на 1 день из запасников Нижегородского гос. историко-архитектурного музея-заповедника для поклонения была привезена чудотворная Владимирская Оранская икона Божией Матери (в 1995-2000 находилась на реставрации в Москве). В июне 2008 г. власти епархии обратились в Мин-во культуры РФ с просьбой передать икону в О. В. м. В соответствии с распоряжением министра культуры А. А. Авдеева от 21 авг. 2008 г. икона передавалась Нижегородской епархии на 3 года при условии контроля над ее состоянием со стороны музейных работников и в случае надлежащего с иконой обращения срок передачи мог быть продлен (Возвращение святыни. 2008. С. 2). 5 сент. икона перенесена в Спасский кафедральный собор Н. Новгорода, а 15 сент. прибыла в О. В. м. (Там же), где находится и в наст. время. В янв. 2006 г. на территории переданной О. В. м. бывш. больницы в с. Хвощёвка были убиты 2 трудника обители. Летом того же года возобновлена традиция ежегодного крестного хода к Н. Новгороду. 21 сент. 2011 г. архиеп. Георгий (Данилов) провел великое освящение храма в честь Рождества Пресв. Богородицы, 8 сент. 2012 г. (уже в сане митрополита) освятил собор в честь Владимирской иконы Божией Матери, 15 дек. того же года - храм свт. Афанасия, патриарха Цареградского, в цоколе собора; 12 дек. 2013 г.- домовый трапезный храм во имя апостолов Петра и Павла, а также новую, 4-ярусную колокольню высотой 75 м, построенную в 2009-2013 гг. на фундаментах ранее существовавшей колокольни. В 2014-2016 гг. возведен надвратный храм во имя прп. Нектария Киево-Печерского (архит. С. Г. Попов), освященный митр. Георгием 26 нояб. 2016 г. Силами братии расчищен и благоустроен источник Владимирской Оранской иконы Божией Матери. Проведены восстановление и обустройство братских корпусов, строительство новой каменной ограды; осуществлены восстановление хозяйственных построек и благоустройство территории. В обители установлен памятник имп. мч. Николаю II (освящен митр. Георгием 26 нояб. 2016).

http://pravenc.ru/text/2581463.html

24. Понедельник. Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Мч. Арефы и с ним 4 299 мучеников. Свт. Афанасия, патриарха Цареградского. Прп. Арефы, затворника Печерского, в Ближних пещерах. Блж. Елезвоя, царя Ефиопского. Приводим порядок совершения полиелейной службы в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры Богородицы, глас 2-й, глас 4-й и глас 8-й – 8. «Слава, и ныне» – Богородицы, глас 6-й: «Приидите, празднолюбных собори...». Вход. Прокимен дня. Паримии Богородицы – 3 . На стиховне стихиры Богородицы, глас 2-й, глас 5-й и глас 7-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – Богородицы, глас 4-й: «Призри на моления...». По Трисвятом – тропарь Богородицы (по выбору; единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь Богородицы (по выбору; дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь. Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении. Седальны Богородицы (по дважды). Полиелей. Величание Богородицы и избранный псалом. Седален Богородицы по полиелее, глас 6-й. «Слава, и ныне» – тот же седален. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен Богородицы, глас 4-й: «Помяну имя Твое во всяком роде и роде»; стих: «Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое». Евангелие – Богородицы. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами Богородицы...». Стихира Богородицы, глас 6-й: «Архангельски воспоим...». Каноны: Богородицы 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и 2-й на 8. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия «Отверзу уста моя...». По 3-й песни – седален Богородицы, глас 7-й. «Слава, и ныне» – тот же седален. По 6-й песни – кондак и икос Богородицы, глас 6-й . На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Богородицы. «Слава, и ныне» – тот же светилен. «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры Богородицы, глас 2-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – Богородицы, глас 6-й: «Днесь собори верных...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь Богородицы (по выбору; единожды). На часах – тропарь и кондак Богородицы. На Литургии блаженны Богородицы, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь храма, тропарь Богородицы. «Слава» – кондак храма, «И ныне» – кондак Богородицы. В храме Богородицы – тропарь Богородицы (иконы «Всех скорбящих Радость»). «Слава, и ныне» – кондак Богородицы (иконы «Всех скорбящих Радость»). В храме святого – тропарь Богородицы, тропарь храма. «Слава» – кондак храма, «И ныне» – кондак Богородицы. Прокимен, аллилуиарий и причастен – Богородицы. Апостол и Евангелие – дня и Богородицы. По «Изрядно...» поется «Достойно есть». 1 См., напр., в Минее 1 октября, в службе Покрова Пресвятой Богородицы. 2 В Минее ошибочно указан глас 4-й. Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/bu/2023-11-06/

24. Неделя 21-я по Пятидесятнице. Глас 4-й. Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Мч. Арефы и с ним 4 299 мучеников. Свт. Афанасия, патриарха Цареградского. Прп. Арефы, затворника Печерского, в Ближних пещерах. Блж. Елезвоя, царя Ефиопского. Приводим порядок совершения воскресной службы Октоиха в соединении с полиелейной службой в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» . На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 4-й – 4, и Богородицы, глас 2-й, глас 4-й и глас 8-й – 6. «Слава» – Богородицы, глас 6-й: «Приидите, празднолюбных собори…», «И ныне» – догматик, глас 4-й: «Иже Тебе ради…». Вход. Прокимен дня. Паримии Богородицы – 3 . На литии стихиры Богородицы, глас 8-й (см. на литии). «Слава, и ныне» – Богородицы, глас 5-й: «Вострубим трубою песней…» (см. на литии). На стиховне стихиры воскресные, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородицы, глас тот же: «Призри на моления…». По Трисвятом – тропарь Богородицы (иконы «Всех скорбящих Радость»; по выбору; трижды) . Примечание. Тропари по Трисвятом можно петь следующим образом: «Богородице Дево...» (дважды) и тропарь Богородицы (иконы «Всех скорбящих Радость»; по выбору; единожды) . На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – тропарь Богородицы (иконы «Всех скорбящих Радость»; по выбору). Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные . Полиелей. Величание Богородицы и избранный псалом. «Ангельский собор…». Ипакои гласа. Седален Богородицы, глас 5-й: «Утоли болезни…» (см. по 1-м стихословии), ин седален Богородицы, глас 6-й: «Упование мира…» (см. по 2-м стихословии). «Слава, и ныне» – седален Богородицы по полиелее, глас тот же: «Преложение скорбящих…». Степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 10-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…» (но не «Молитвами Богородицы…»). Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…». Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2 и Богородицы (Минеи два канона) на 8.

http://patriarchia.ru/bu/2022-11-06/

1025. Ср.: Мф. 5, 8. 1026. В ΓΠΣ ссылка на Диспут с Пирром (PG 91, 341 A), однако если свт. Григорий Палама в самом деле имеет в виду это место (ср. примеч. 347), то приводит достаточно вольный пересказ. В других сочинениях прп. Максима и творениях прочих отцов такой фразы нет. 1027. Ср.: свт. Григорий Богослов. Догматические стихотворения, III (О Святом Духе), 76//PG 37, 414 A. 1028. Букв. «но это прямо [то]». Вариант перевода, предпочтенный П. К. Христу: «это совершенно противоположно». 1029. То есть громкий. Фразеологизм, восходящий к Гомеру (Илиада, V, 785). Среди поздних авторов он встречается, в частности, у Никифора Григоры. 1030. Ср.: прп. Максим Исповедник. Главы богословские и домостроительные, II, 1//PG 90, 1125 A (Изд.). Первая половина фразы среди сочинений Максима не найдена (Пер.). 1031. Ср.: свт. Григорий Богослов. Слово XXV в похвалу философа Герона 6//SC 284, p. 198: 26–27 Mossay; PG 35, 1221 B. 1032. Среди сочинений свт. Григория Нисского такой фразы нет. В ΓΠΣ неправильная ссылка на: К Авлавию о том, что не три бога//Vol. III/1, p. 46 Muller; PG 45, 124 D – 125 A. Ср. примеч. 55 и 570. 1033. Пс.-Василий Великий. Против Евномия, V//PG 29, 772 C. Подробнее см. выше, I, 4, 7–10. 1034. Свт. Григорий Богослов. Слово XL на Святое Крещение, 5//SC 358, p. 204: 9–10 Moresch ini; PG 36, 364 B. 1035. См.: I, 4, 7–10. 1036. Чтение Никео-Цареградского Символа веры. Ср., напр.: свт. Афанасий Великий. О постановлениях Никейского Собора, XXXIII, 8: 4 Opitz=Евсевий Кесарийский. Письмо к своей пастве, 3//PG 20, 1537 B. 1037. Ср.: Пс.-Афанасий Великий. О Троице//PG 28, 1605 Ä 15–16; Он же. Против ариан, IV, 3: 10 Stegmann//PG 26, 472 A (Пер.); свт. Василий Великий. Против Евномия, III, 1//PG 29, 656 A (Изд.). 1038. Ср.: свт. Григорий Богослов. Слово XXIX о Сыне (Богословское 3), 15//P. 154 Barbel; SC 250, p. 208 Gallay; PG 36, 93 B; ср. также: Слово XL на Святое Крещение, 43//SC 358, p. 298 Moresch ini; PG 36, 420 BC (Изд.). Вместо «вторичны   Их» в рукописи Р1 сохранилось, очевидно, первоначальное (гораздо менее осторожное) выражение: «вторичны и ниже, а Тот больше и выше» (τ μν δετερα κα ποβεβηκτα, τν δ μεζω κα περκεμενον) (Пер.).

http://predanie.ru/book/219899-vizantiys...

Прп. Феодосий († 1362) особенно прославился, как ревностный защитник православия против ересей богомилов и жидовствующих. 18 . Свт. Льва, Папы Римского; Агапита, еп. Синадского, и Флавиана исповедника, патр. Цареградского. 19 . Апп. Архиппа и Филимона (от 70-ти); св. Апфии, прпп. Досифея, Равулы и пресвитеров Евгения и Макария исповедников; мчч. Максима, Феодота, Исихия и Асклипиодота. 20 . Прпп. Льва, еп. Катанского, и Агафона, Папы Римского; сщмч. Садока, еп. Персидского, и с ним 128 мучеников. 21 . Прп. Тимофея, иже в Символех (пустыня в М. Азии); св. Евстафия, архиеп. Антиохийского, свт. Георгия, еп. Амастридского. 22 . Обретение честных мощей свв. мученик, иже во Евгении, мчч. Маврикия и Фотина, и 70 воинов, прпп. Фалассия, Лимнея, Варадата и Афанасия исповед. 23 . Сщмч. Поликарпа, еп. Смирнского, прпп. Иоанна, Антиоха, Антонина, Моисея, Зевина, Полихрония, Моисея другого, Дамиана и Александра, св. Горгонии. Св. Горгония († ок. 372 г.), по словам брата ее Григория Богослова , с супружеством совместила добродетели девства и тем показала, что ни девство, ни супружество не соединяет и не разделяет нас всецело с Богом или с миром. Послужив Богу и природе в немногом и сколько того требовал закон плоти, она всецело посвятила себя Богу. Самый плод тела, т.е. детей и внуков своих, она соделала плодом духа, ибо всех их очистила и приобрела Богу. Эти слова и пример св. Горгонии обличают суемудрие раскольников, известных под именем странников, которые утверждают, что для спасения души необходимо оставить попечение о жене, о чадех и удалиться в пустыню, а также и сектантов-хлыстов, которые отвергают брак, ненавидят детей. Св. Поликарп, епископ Смирнский, так же, как и св. Климент, епископ Римский и св. Игнатий Богоносец , епископ Антиохийский, был наставлен в вере Христовой самими апостолами. Он сильно вооружался против лжеучителей, посягавших на церковное единство и увлекавших многих своею философией и пустым обольщением по преданию человеческому по стихиям мира, а не по Христу ( Кол.2:8 ), в особенности против гностиков-докетов.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Раскольники-безпоповцы утверждают, что св. муч. Гликерия (II или Ш в.) ни разу в жизни не причащалась св. тайн, так как в житии ее об этом не говорится; но в житии ее, а равно и многих других св. угодников умолчано и о крещении их: неужели следует отсюда, что она не крестилась? «Ей вси убо крестишася и вси причащахуся. Но сего ради списателие молчаша о сем, ведяще, яко не нужно есть о сих писати, еже вси человецы ведят, яко не нужно есть христианину именоватися, аще не будет крещен или не причащается св. Христовых таин» (Иос. Волоц. II о иноч. жит. стр. 495). 23. Св. ап. Иакова, брата Божия; перенесение честн. мощей св. Иакова боровичковского, новгород. чудотв.; св. Игнатия, патр. цареградского. Предание утверждает, что св. ап. Иаков, по повелению Господа, был поставлен апостолами во епископа Иерусалимской церкви. 24. Св. Афанасия, патр. царегр.; мч. Арефы; мц. Синклитикии; блаж. Елезвоя, прп. Арефы печерск.; ик. Б. М. «Всех Скорбящих Раодости». 25. Мучч. и нотарий (скорописцев) Маркиана и Мартирия; муч. Анастасия. 26. Влч. Димитрия мироточца, селунского; пр. Афанасия микидийск. Воспоминание великого и страшного трясения (землетрясения), бывш. в Константинополе в 740 г. 27. Мч. Нестора селунск., Марка; мц. Капитолины и Еротииды; прп. Нестора летописца; обр. мощей благ. кн. Андрея смоленского. Муч. Марк, не будучи священником, совершал крещение, но в крайней нужде, во время гонений, и потому раскольники-безпоповцы напрасно указывают на его пример в доказательство правильности принятой ими практики относительно совершения таинства крещения. 28. Свят. Арсения, прест. свт. Димитрия ростовского ; сеящ.-муч Кириака; мч.: Терентия, Сарвила, Фота, Фсодула, Иеракса, Нита. Вила, Африкана, Терентия, Максима, Помплия; мц. Неонилы, Евникии; вл.-мц. Параскевы (Пятницы); прп. Стефана и Иоанна, прп. Иова почаевского ; свящ.-муч. Неофита урбнисск. 29. Пр.-муч. Анастасии римлян.; пр. Авраамия затворника; преставление пр. Аврамия, ростов. чуд.; препп.: Марии и Анны; мучч.: Клавдия, Астерия, Неона и Феониллы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

184 Там же. 5. 185 Там же. 6. 186 Сщмч. Игнатий Богоносец. Послание к Поликарпу. 6. 187 Сщмч. Игнатий Богоносец. Послание к филадельфийцам. 7. 188 Сщмч. Игнатий Богоносец. Послание к магнезийцам. 7. 189 В оригинальном тексте посланий св. Игнатия: «ни крестить». «Ступать» здесь, возможно, ошибка редактора «Патрологии» Миня. 190 Сщмч. Игнатий Богоносец. Послание к смирнянам. 8—9. 191 Сщмч. Игнатий Богоносец. Послание к траллийцам. 2—3. 192 То есть левиты. 193 Дословно: «нашей митрополии». 194 Слово «Иерусалим» в греческом языке женского рода, и потому автор, олицетворяя его, говорит о «сосцах» и т. п. 195 «Пастырь Ерма». Заповеди. 7. 196 Яркое свидетельство о глубоких корнях православного исихазма еще задолго до так называемых «паламитских споров» XIV века. Здесь ясно говорится и об Иисусовой молитве, и о том, что она совершается в глубине сердца, и о надежде узреть умными очами Фаворский Свет нетварных Божественных энергий, то есть перечисляются главные положения исихастского учения. 197 Очевидно, речь идет об исихастской практике принуждения своих мыслей к сосредоточенной молитве и к тому, чтобы не рассеиваться помыслами во время нее. 198 То есть в уме. 199 Монофизитский патриарх Антиохии Афанасий I Гаммоло (погонщик верблюда) в 595—631 годах. 200 Имя «Афанасий» в переводе с греческого означает «бессмертный». 201 В Слове 1. О вере. 202 Цитата из Никео-Цареградского Символа веры. Далее приводится цитата из ороса IV Вселенского Собора в Халкидоне 451 года. 203 Свт. Епифаний Кипрский в произведении «Панарий против ересей». 204 Персидский царь Хосров II (591—628). Его также именуют Антиохом Палестинским, Савваитом и даже Пандектом. Patrology. The Eastern Fathers from The Council of Chalcedon (451) to St. John of Damascus († 750)/Ed. by A. Berardino. Cambridge, 2006. P. 300. A Dictionary of Christian Biography, Literature, Sects and Doctrines Ed. by W. Smith and H. Wace. Vol. 1. London, 1877. P. 122. Василик Владимир, диакон. Антиох//Православная энциклопедия. Т. 2. М., 2001. С. 499.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

И мы его в той нужде не выдали; велим всем духовным и мирским всяким людям, со всеми его слугами, вперед и назад во всем нашем королевстве без всякаго задержания, во все места куда он захочет, пропускать и оборонять, и придти к нему на помощь вспоможением, как кому Бог на сердце возложить. Сверх сего все вы духовные, в апостольском чине в нашем государстве, в праздные дни возвещайте в церквах всему народу, чтобы порадели и помощь ему учинили, о что денег сберется, то все бы Митрополиту или его слугам отдали. Мы просим чтобы и чужеземцы, в своих государствах, в которыя он нароком или ненароком приходит, также помощь ему чинили и без всякаго насильства и задержания чрез своя государства ездить ему свободно позволили, так равно и мы всем странствующим, которые для некоторой нужды в нашем государстве будут, помогать хотим.» Писана 1624 г. Декабря 3-го и подписана рукою Английского Короля. 1631 года Декабря 10-го по указу Государей расспрашиван в посольском приказ Митрополит Харитон: кто его ставил в Митрополиты и когда? есть ли у него ставленная грамота и о нем свидетельствованные грамоты? не был ли он у Папы в Риме, и от чего нет на нем Митрополичьей панагии? И Харитон сказал: что ставил его в Митрополиты, в городе Охриде, Архиепископ Афанасий в городе Дуррахион, тому уже лет семнадцать, и настольная грамота у него есть, а с собою не привез, ибо по причине морового поветрия ее оставил и все свое платье в Швеции; Король дал ему милостыню на окуп тринадцать бочек меди, и он ту медь оставил с человеком своим в Свеях, а в Московское государство приехал только бить челом Государю и отцу его о милостыне. А у Папы в Риме он бывал, выехав из Царяграда и был в разных государствах, во Французской и в Английской и в Датской и в Свейской земле, и тех государств Королей грамоты у него для свидетельства есть; и Цареградского Патриарха Кирилла, за его Патриаршею рукою и за Митрополичьими руками у него есть же. Он подал в посольском приказе шесть грамот: одну от Патриарха Цареградского Кирилла, что он отпущен во всю вселенную для милостыни, за подписью трех Митрополитов; две Английских Королей Иакова и сына его Карла, одна Датского Короля Христиана, одна Шведского Густава Адольфа и одна Французского Короля Людовика, все о его приезде чрез их государства для милостыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Владыка Досифей спросим Максима: Подали на тебя запись, протопоп Афанасий, да протодьякон Иван Чюшка, да поп Василей, что ты здещние книги хулишь, и укоряешь, и отметаешь, а сказываешь, что здесь на Руси книг никаких нет, ни Евангелия, ни Апостола, ни Псалтыри, ни правил, ни уставов, ни отеческих, ни пророческих. И Максим с протопопом с очей на очи стал перепиратисяи и говорил он, что не говаривал того, а говорил, что здесь на Руси книги не прямы, а иные книги перевотчики перепортили, ино их надобно переводити. Владыка Досифей спросим Максима: Говорил еси многим людем, что здесь на Москве митрополит поставляется своими епископы русскими без благословения патриарха Цареградскаго, а все-то за гордость не приемлют патриаршескаго благословения, ставятся собою самочинно и безчинно. Максим говорил: Пытал он, начем не ставятся митрополиты руские по прежнему и по старому обычаю, у патриарха цареградского? И сказали ему, что патриарх цареградский дал благословенную грамоту руским митрополитом поставлятися им волно своими епископы на Руси, и он много тое грамоты пытал, и сех мест не видал ея. И он молвит: Коля здесь у них грамоты нет патриарха цареградского, и они в гордости не ставятся по прежнему и по старому уставу и обычаю от патриарха цареградскаго, то есть мне тем плачем Иеремии, егда плакашеся на реце Вавилонстей, плакавшеся ни покаяния имеюща, ни прощения грехов получиша. Но аз, хощу слышать разумно ныне бо видим мятеж еретический. Вавилон бо наричется мятеж, а река Вавилонская ученье еретическое и наши греси. Мы же плачющеся в молитвах к Богу избываем еретическия рати, и раскола, и своих грехов злыя тяготы. А иже вербие в ярган и все притча вербие есть без плода. Тако и жидове без рааума и еретицы без чистыя веры. Арганы вися, висящи на вербеи и душа повешена посреди телеси нашего, не имущци плода добродетели. Тако же и мы, приемше святое крещение и держаще веру правоверную и честную и святую, но плода добра не имуще есмь. Читать далее Источник: Прение Даниила, митрополита Московского и всея Руси, с иноком Максимом Святогорцем//Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1847. 7. Отд. 2. С. 1–15.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/prenie-d...

Высокое благочестие и великая святость жизни еп. Афанасия сделались далеко известными за пределами Солунской области. Отовсюду приходили люди, желавшие увидеть и послушать знаменитого оратора и проповедника Слова Божия, твердого защитника Православия. Соотечественник св. Афанасия Патриарх Кирилл I (Лукарис) вызвал его к себе в Цареград, принял его с большой любовью, сделал своим первым советником, рукоположил его во епископа и возвел в сан митрополита Солуни с управлением Солунской областью. Великий визирь, его соотечественник и товарищ по учебному заведению, очень добросердечно и с большим расположением относился к св. Афанасию. Будучи в сане митрополита, св. Афанасий не оставлял своих строгих подвигов, всегда пребывая в посте и непрестанной молитве. На патриарха Кирилла I (Лукариса), как ревностного защитника православия, непоколебимого борца с унией и магометанской верой, было воздвигнуто гонение, как со стороны турок, так и со стороны католиков, иезуитов и еретиков. Патриарх Кирилл был третий раз низведен с патриаршего престола и заточен на остров Тенедос, а св. Афанасий, по особому Откровению Божию, был избран на кафедру Патриарха Цареградского. На него, как и на патриарха Кирилла, было воздвигнуто гонение, так как он, подобно св. Афанасию Александрийскому, был неумолимым и страшным противником еретиков, иезуитов, католиков и мусульман. С ними вел он беспощадную борьбу, обличал, опровергал ложные мнения и учения, и против заблудших отступников от православной веры и мусульман издавал печатные обличения и воззвания к пасомым. Происками своих врагов он был низведен с патриаршего престола, а Кирилл вновь возведен на кафедру Патриарха в четвертый раз. После низведения с патриаршего престола св. Афанасий посетил свою серайскую келию на Афоне, где уже образовалась маленькая обитель и подвизались старцы Афона, ищущие уединения и подвигов. Отдыхая здесь от понесенных трудов и треволнений, какие ему пришлось пережить в период управления Цареградской Патриархией, св. Афанасий всегда находился в молитве и посте.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010