Два последующих митрополита после святителя Макария занимали первосвятительскую кафедру по два года. Их объединяет также и то, что мы довольно много знаем об их домитрополичьем периоде жизни. Митрополита Филиппа следует также отнести к числу последователей митрополита Макария. В рукописном Житии святителя Филиппа говорится: «Блаженному Филиппу прилежащу о управлении благоверия всего православного християнства благий сей нрав подражая благолюбиваго Макария митрополита, усердно потщася последовати честным стопам его» 630 . Эту фразу обычно цитировали исследователи, писавшие о митрополите Макарии; те же, кто занимался Житием святителя Филиппа, об этом даже не упоминают. Условия опричнины препятствовали раскрытию богатых дарований митрополита Филиппа, и до нас не сохранилось сведений о его деятельности: в чем именно он «потщался последовать честным стопам митрополита Макария». Но по его монастырской деятельности мы знаем о его больших организаторских способностях: это почитатель святых основателей Соловецкого монастыря, богослов и создатель икон. Князь Андрей Курбский в своей «Истории о Великом князе Московском» сравнивает Московского самодержца с царем Иродом. Как тот замучил Пророка Иоанна Крестителя, так, по его мнению, Грозный – «Филиппа архиепископа» 631 . Митрополита Филиппа можно сравнить с архиепископом Кентерберийским Фомой (Томас) Бекетом (21.12.1118 – 29.12.1170), который выступал против политики короля Генриха II, стремившегося к подчинению Английской церкви светской власти, подчинению служителей церкви королевскому суду. В 1170 г. по приказу короля он был убит. На Соловках святитель Филипп почитался не только как святой, принявший страдальческую кончину, но и как устроитель обители; его многосторонняя хозяйственная деятельность отражена и в Житии, и в Сказании о Соловецком монастыре, в Написании о Соловецкой обители и Сказании о Филиппове строении – произведениях, которые, очевидно, были составлены в к. XVI – нач. XVII в. В 1596 г. 5 октября при первом Всероссийском патриархе Иове был учрежден праздник в честь трех святителей: Петра, Алексия и Ионы, а в 1875 г. при митрополите Московском Иннокентии († 1879; пам. 31 марта) к лику Московских чудотворцев был причислен и митрополит Филипп.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Но так как торжество первого праздника ослаблялось службою наступавшего сочельника перед Рождеством, то иногда оно переносилось на Рождественские праздники и на первые числа января, даже на февраль месяц 103 . Праздник в честь перенесения мощей святителя Филиппа по разным обстоятельствам тоже переносился на другие числа июля, даже на август месяц 104 . Только в 1669 г. 3 января издано было царское распоряжение о перенесении праздников в честь святителя Филиппа с 23 декабря на 9 января и с 17 июля на 3 число этого месяца, о чем тогда же объявлено на печатном дворе при исправлении следованной Псалтири 105 . Во имя святителя Филиппа патриарх Никон в 1653 г. приступает к постройке Иверского Валдайского монастыря и в нем строит особую церковь в честь Святителя — своего патрона 106 ; другую в память его церковь строит на патриаршем московском дворе вверху на сенях 107 . Имя святителя Филиппа теперь открыто выставляется наряду с именами других святых митрополитов Петра, Алексия и Ионы в царских и патриарших указах, касавшихся церковных дел в России. Что касается практического выполнения другой задачи, с которою предпринято было перенесение мощей святителя Филиппа, то есть установления добрых отношений между властью церковной и светской и достижения той государственной правды на началах христианской веры и церковных установлений, за которую ратовал митрополит Филипп, то царь Алексей Михайлович и прежде в послании к мощам этого Святителя открыто свидетельствовал об устранении всякой вражды к церковной власти в своем государстве, и при избрании патриарха Никона поклялся в повиновении его архипастырскому слову и правилам церковным и вскоре по вступлении его на патриаршество считал нужным особо напоминать воеводам о соблюдении правды в делах по управлению и полном согласовании последнего с законом христианским. В этом отношении особенную цену имеет послание государя к казанскому воеводе князю Никите Ивановичу Одоевскому, главному деятелю при издании “Соборного уложения” и устройстве монастырского приказа.

http://pravmir.ru/puteshestvie-novgorods...

В третьей главе говорится о вторичном повелении Божием Ионе – идти в Ниневию с проповедью о покаянии и об исполнении этого повеления. Иона на этот раз не осмелился ослушаться, он идёт в Ниневию и проповедует о грядущем через 40 дней (в греч.Б через три дня) разрушении. Ниневитяне во главе со своим царём, вразумленные проповедью Ионы, покаялись: наложили на себя пост, «обратились от злого пути своего», и были помилованы Богом. В четвёртой главе описывается, как Иона за городом под палящими лучами знойного солнца ожидает в палатке погибели Ниневии, как обрадовался он, когда «Господь произрастил над ним растение» (слав. «тыква»), защищавшее его от зноя, и до смерти огорчился, когда оно внезапно засохло. Господь вразумляет пророка вопросом: «Ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало: Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?» 3 . Прообразовательное значение книги пр.Ионы Хотя книга пророка Ионы отличается отсутствием в ней собственно пророческих речей, она имеет пророческое (точнее – прообразовательное) значение. Сам Господь Иисус Христос свидетельствует в Евангелии, что трёхдневное пребывание Ионы во чреве кита прообразовало Его трёхдневное пребывание в сердце земли. «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи. Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы. Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона» ( Мф.12:39–42 ; ср. Лк.11:29–32 ). Проповедь Ионы язычникам-ниневитянам прообразовала проповедь Христа среди язычников, а раскаяние ниневитян прообразовало раскаяние и обращение язычников к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Ионы. – Священный писатель, поставив имя Ионы в связь со славными победами Иеровоама II, который воцарился в Израиле в 835 г. до P.X. 17 , и царствовал 41 год ( 4Цар.14:23 ), не сказал, на какой период этого долговременного царствования падает указанное событие, было ли оно по смерти пр. Ионы или при жизни его, и, если при жизни, то, в каком возрасте его. Между тем в силу этого молчания, лишь гадательно отвечая на поставленные вопросы, можно раздвигать конечные пределы жизни пр. Ионы слишком широко и время его жизни можно отодвигать или назад, или вперёд чуть не на целое столетие, как действительно и случалось с толковниками. Так Кейль 18 , Геферник 19 , Генстенберг 20 , Филарет, Митрополит Московский 21 и мн. др. далеко вперёд простирают жизнь пр. Ионы и утверждают, что посольство его в Ниневию было во время нашествия на землю израильскую Фула, царя ассирийского, при Манаиме, который стал царём спустя 20 лет по смерти Иеровоама, или 60 лет после вступления последнего на престол; они, следовательно, предполагают, что и своё предсказание о победах Иеровоама II Иона произнёс при жизни его и даже не в самом начале его царствования, хотя, несомненно, в начале своей пророческой деятельности. Другие же 22 , напротив, думают, что царствование Иеровоама II было самым крайним и последним пределом пророческой деятельности пр. Ионы, и что начало её, а, следовательно, и начало жизни пророка было гораздо раньше царствования Иеровоама. Словом, одни утверждают, что пр.Иона жил в VIII, а другие, что в IX b. до Р.Х. и, что замечательно, на основании одной и той же библейской даты... Впрочем, решить, на стороне каких из указанных учёных правда, не особенно трудно. Расширение израильского царства до давидовских границ, предсказанное пр.Ионой, нельзя относить к концу царствования Иеровоама II; ибо война, плодом которой было это расширение пределов, началась не при Иеровоаме, а ещё со времён Ииуя и Иоахаза, царствование которых обнимает собой период в 45 лет ( 4Цар.10:32–33; 13:7 ). При этих царях война израильтян с сирийцами не была успешна.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

5965 Молитвами Ионы во чреве китовом положена в основание 6-й песни канонов. Святая Церковь в плавании Ионы видит не одно прообразование страданий и пребывания во гробе Спасителя, но и подобие нашей жизни. Кораблю Ионы, застигнутому бурей и погруженному волнами, она уподобляет нашу душу, обуреваемую волнами житейского моря, потопляемую грехами, уловляему духовным зверем – диаволом. Спасительному берегу, на который выброшен был Иона, она уподобляет тихое пристанище, которое душа наша обретает в Боге. С этою мыслию она каждодневно на утрени в 6-й песни канона напоминает нам его покаянную песнь и, влагая ее в уста, возбуждает нас также пламенно молиться, как молился Иона во чреве китовом, чтобы Бог возвел от духовного тления жизнь нашего духа. 5967 В еврейском тексте здесь стоит слово «кикайон», что обозначает собою особое тенистое дерево, в роде плюща, или, как некоторые переводят, клещевину, которая в несколько дней вырастает до высоты тенистого дерева; но также быстро может и засохнуть, так как нередко подтачивается в самом корне своем червями. 5968 Под сим именем вероятнее разуметь детей первого возраста, и в таком случае число жителей Ниневии обыкновенно полагают в 645 000 человек. 5969 Ум. около 800 г. до Р. Х. – О последующей за проповедью жизни пророка Ионы известно лишь из преданий, из коих древнейшие повествуют, что он скончался в отечественном своем городе, где доселе указывают его гробницу и где мусульмане построили в честь его великолепную мечеть. По другому преданию, пророк остался в Ниневии, среди развалин которой около Моссула также указывают его гробницу, составляющую предмет всеобщего благоговения христиан, евреев и магометан. Первое мнение подтверждается свидетельством 3-ей книги Маккавейской, где говорится, что Бог «Иону, когда он безнадежно томился во чреве кита, обитающего во глубине моря, невредимым показал всем его присным» (3Макк.6:6). 5970 Именем пророка Ионы надписывается пятая из книг малых пророков, предметом которой служит посольство Ионы в Ниневию с проповедью покаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

4  Hillerus в Introdukt. ad.libr.proph.vet.Testamenti, D.J.H.Carpzovii. 2, Lipsiae.1851. pag. 345. 7  В Коране история Ионы упоминается четыре раза: в Суре IV, 98; VI, 86; XXXVI, 139 и LXVIII, 48. 11  Входом Емафским или входом в Емаф называлась долина между горами Ливаном и Антиливаном, составляющими водораздел между Оронтом и Литанией; носила же она это имя потому, что чрез неё лежала большая дорога к главному городу Верхней Сирии – Емафу (в настоящее время Хамаху), доселе ещё считающемуся с окружающей его местностью житницей северной Сирии. Ср. Чис. 34:6 , Нав. 13:5 и др. См. Библейский словарь А. Верховского т. 1, стр. 683. 17  По хронологии, представленной в чтении в Обществе Любителей Древней Письменности, 1874 г., ч.1, стр.388. 19  См. Handbuch der historisch – kritischen Einleitung in das A. Testament, von H. Haevernick, 2 Theil, 2 Abth. S.327. 20  См. Christologie des alt. Testament, und Commentar. über die messian. Weissagungen, 1 Band. 2 Ausg. 1854, S.467. 21  См. Пророческие книги Ветхого Завета. Из академических чтений Филарета, Митрополита Московского, стр.80. 23  Вероятно, в начале царствования Иоаса, потому что Елисей взят был пр.Илией в спутники себе от плуга, следовательно, совершеннолетним, ещё при Ахаве ( 3Цар. 19:16–21 ); а от смерти Ахава (в 903 г.) до воцарения Иоаса (в 850 г.) прошло 53 г.; следовательно, уже при воцарении Иоаса Елисею было лет 80. 25  За вероятность этого предания говорит и сходство черт характера того сына пророческого – подвижного, пылкого, неистового, как говорится в Книге Царств, с отличительными чертами характера пр. Ионы, о которых см. ниже. 28  В латинской Библии имени пр. Ионы в данном месте не поставлено, а есть лишь ссылка на общее пророческое слово о погибели Ниневии. Основанием этого опущения, вероятно, было с одной стороны то, что разрушение Ниневии, кроме пр. Ионы, весьма ясно предсказали Наум (3:7) и Софония (2:13–15), с другой – то соображение, что на пророчество-де Ионы Товит не мог ссылаться, потому что, по книге Ионы, вследствие проповеди этого пророка Ниневия не разорилась, а спаслась.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

Все эти аргументы заслуживают внимания, но они не бесспорны: а) По мнению ряда экзегетов, метод повествования в 3-м лице имел применение у ветхозаветных писателей, пожелавших оставить свою личность в тени; из светских писателей в 3-м лице писал о себе Цезарь в сочинении «О гальской войне»; б) Арамейская окраска книги может рассматриваться по-разному, даже как признак авторства Ионы; поскольку израильское царство на севере граничило с арамеями (Сирией), язык его должен был включать арамейские слова. Селлин и Рост находят, что даже молитва Ионы (2:3–10), подлинность которой особенно оспаривалась, написана языком, который свидетельствует о древности книги; в) Идея универсальности Бога Израилева, как Бога не только евреев, но и языческих народов, наказывающего нравственные преступления как среди евреев, так и язычников, встречается у Амоса, пророка 9 в. ( Ам.1–2 ). О том, что пророческое служение распространялось и на язычников, мы читаем в повествования 3–4 Царств об Илии и Елисее; г) Выводы о написании книги после падения Ниневии из свидетельств кн.Ионы 3:3,6, весьма шаткие. Напротив, после 612 г. скорее невозможно было говорить о помиловании язычников на примере уже павшей Ниневии, такой пример был неудачным и крайне неубедительным. О трудности истолкования книги пр.Ионы свидетельствовали ещё древние отцы и учители Церкви. Св. Григорий Назианзин и бл. Феофилакт оставили сведения о том, что в их время существовало аллегорическое толкование книги Ионы, не занимая по отношению к нему полемической позиции. Исходя из изложенных выше оснований, большая часть современных экзегетов рассматривают книгу Ионы как дидактическое произведение, изложенное в форме притчи. По их мнению, Спаситель, ссылаясь на кн.Ионы, заимствовал из неё только элементы, необходимые для Своего учения и при этом ничего не возвестил об их реальности или фиктивности. Использование же этих мест книги может быть успешным независимо от того, являются ли они историческими фактами или же литературными образами. Учение Спасителя имеет одинаковую ценность не зависимо от того, преподносится ли оно в виде притчи, или же выводится из исторических фактов. Но при всём этом ряд экзегетов полагает, что в основу кн.Ионы положены реальные элементы, заимствованные из предания об Ионе. Таким образом, по их мнению, можно лучше объяснить, как писатель более позднего времени использовал Иону в качестве главной личности своей книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Между тем оппоненты Я.С. Лурье достаточно веско отвели его доводы, особенно в части, касающейся проблемы подлинности константинопольских посланий Василия II . Однако вопрос о наречении святителя Ионы до сих пор нельзя считать окончательно закрытым. Существует источник, не так давно привлеченный к полемике, но затронутый обеими сторонами лишь вскользь и не ставший убедительным аргументом ни для приверженцев точки зрения о раннем наречении митрополита Ионы, ни для ее противников. Речь идет о духовной грамоте князя Василия Васильевича Галичского . Дата наречения епископа Ионы в митрополиты неизвестна. Е.Е. Голубинский считал, что это событие произошло во второй половине 1432 года. Обосновывая данное положение, он указывал, что сразу после смерти митрополита Фотия вопрос о кандидате в митрополиты не мог быть решен, поскольку Василий II и Юрий Звенигородский оспаривали в Орде великокняжеский титул. Заняться выбором нового главы Русской Церкви стало возможным лишь после победного возвращения Василия II из Орды летом 1432 года. Начало 1433 года прошло в предсвадебных приготовлениях великого князя московского Василия, когда опять-таки не было возможности обратиться к выборам, а уже 11 марта 1433 года датируется грамота «нареченного в святейшую митрополью Рускую» епископа Ионы, посланная в нижегородский Печерский монастырь . Я.С. Лурье считал эту грамоту подделкой. Согласно его мнению, в других грамотах, связанных с именем святителя Ионы, упоминаний о наречении нет. Во-вторых, грамота помещена в сборнике (митрополичьем формулярнике – ГИМ, Син. 562) не среди близких по времени документов, а в дополнительной части, после посланий конца XV века . Появление грамоты в дополнительной части формулярника, относящейся к концу XV – началу XVI столетий, рассматривалось исследователем в контексте постепенного создания культа митрополита Ионы и обоснования автокефалии Русской Церкви. Положение Я.С. Лурье о недостоверности содержащегося в тексте грамоты указания на наречение владыки Ионы было подвергнуто справедливой критике со стороны А.И. Плигузова и Г.В. Семенченко . Приведем дополнительные соображения.

http://pravoslavie.ru/3700.html

Но здесь есть некоторая неясность в известиях о ГТахомие. По рассказу упомянутого биографа Ионы, когда в Новгород приехал вел. кн. Василий и здесь в январе 1460 года совершилось над его постельником чудо преп. Варлаама, Пахомий жил уже в Новгороде у архиеп. Ионы, который поручил ему тогда написать повесть о случившемся чуде и другие сочинения. Пребывание Пахомия в Новгороде после того было непродолжительно: к началу 1462 года он вернулся в Москву. Поэтому нельзя не удивиться быстроте его пера при том количестве написанных им тогда в Новгороде сочинений, какое перечисляет биограф архиеп. Ионы. Он написал сказание о чуде преп. Варлаама в 1460 году, житие этого святого с похвальным словом и каноном, также жития блаж. княгини Ольги, преп. Саввы Вишерского и предшественника Ионы, архиеп. Евфимия, с канонами каждому из этих святых; наконец, службу св. Онуфрию, которому был посвящен храм в Отней пустыни, месте пострижения Ионы, пользовавшейся потому его особенным покровительством. По смерти митр. Ионы в марте 1461 года владыка новгородский упросил Пахомия написать службу на память этого святителя 147 . Так рассказывает жизнеописатель – современник Ионы, – ставя сказание о чуде 1460 года на первом месте в ряду новгородских трудов Пахомия. Но сам Пахомий в предисловии к житию Варлаама Хутынского пишет, что он приехал в Новгород еще при архиеп. Евфимие; следовательно, раньше марта 1458 года, и этот владыка поручил ему съездить в обитель Варлаама, чтобы собрать сведения о чудесах его. Очевидно, Евфимий желал, чтобы написано было житие Варлаама: до своего архиерейства он жил несколько времени в Хутынском монастыре; в позднейших списках жития Варлаама сохранилось известие, что он думал открыть мощи этого святого 148 . С другой стороны, выше указана книга, писанная П ахомием в 1459 году по поручению казначея Троицкого Сергиева монастыря. Остается предположить одно из двух: или Пахомий писал эту книгу, живя в Новгороде, или он приезжал сюда при архиеп. Ионе в 1459 году уже в другой раз.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Если проповедь Ионы так сильно подействовала на язычников, что они столь искренно обратились к Богу, то не должна ли была подействовать несравненно более проповедь Сына Божия на народ Божий – чад Авраама? Не более ли Он Ионы пророка? Не поучал ли Он их, яко власть имея ( Мф. 7:29 )? Не сделал ли Он такого множества чудес и знамений, исцеляя больных, воскрешая мёртвых? Не доказал ли словами и делами, что Он Сын Божий? Не дал ли Ему Отец небесный на Иордане торжественного свидетельства гласом с неба: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о немже благоволих ( Мф. 3:17 )? Сколько прекрасных притчей, сколько возвышенных, назидательных, трогательных проповедей сказал Он, в которых так нежно, так увлекательно призывал в царство небесное! Как часто звал Он к Себе, как друг, всех труждающихся и обремененных, чтобы упокоить их ( Мф. 11:28 )! Он проповедовал всецелое спасение, мир и блаженство, благодать и милость, любовь Отца, который дал Сына своего, да всяк веруяй в Него не погибнет, но имать живот вечный ( Ин. 3:16 )? Не более ли Он Ионы? Его проповедь не сильнее ли, не чувствительнее ли должна была возбуждать к покаянию, нежели проповедь Ионы, предсказывавшего одну погибель? Каждому грешнику, коль скоро видел в нём истинное раскаяние, тотчас говорил Он: «утешься, отпущаются греси твои ( Мф. 9:2 ; Мк. 2:5 ; Лк. 5:20 ); вера твоя спасе тя ( Лк. 7:50 )!» Он отдал жизнь свою за мир; Бог бе во Христе, мир примиряя Себе, и не вменил людям грехов их ( 2Кор. 5:19 )! Не более ли здесь Ионы? От силы проповеди Его не должен ли был покаяться весь мир, по крайней мере, народ иудейский, род Авраамов – несравненно скорее, нежели как покаялись ниневитяне от проповеди Ионы? А христиане – христиане, которые знают и слышат о Христе всё: и Его жизнь, страдания и смерть, Его воскресение и вознесение на небо, Его седение одесную Бога Отца, Его учение, Его Божественное Евангелие, Его таинства, Его бесценные обетования и послание Духа Святого, все милости и благословение, Его пребывание с ними до скончания века, – а христиане, все мы, не должны ли принесть несравненно большего покаяния, не должны ли всецело обратиться к Богу, когда ниневитяне сделали это вследствие проповеди Иониной? Не восстанут ли ниневитяне противу всех иудеев, противу всех христиан, слышавших о Иисусе Христе и не покаявшихся, не восстанут ли и не осудят ли их в тот день всеобщего суда, когда придёт судить Христос, который более Ионы?

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010