Память перенесения нетленных и чудотворных мощей святителя Филиппа сохранена праздником, установленным в том же году 3 июля. Это день, в который честные мощи угодника Божия Филиппа встречены были жителями Москвы 1602 . Со времени перенесения нетленных мощей его установлено празднование, как в день преставления св. Филиппа, 9 япваря, так и в день перенесения мощей святителя, 3 июля, и имя его стали произносить при богослужении и иных случаях вместе со св. Петром, Алексием и Ионой, митрополитами Всероссийскими. На день перенесения мощей св. Филиппа написан особый канон около 1657 года 1603 . Церковь нарицает священномученика и святителя Филиппа преемником первопрестольников, столпом Православия, поборником истины, новым исповедником, положившим душу за паству 1604 . При богослужении во дни, посвященные памяти св. митрополита Филиппа, паримии произносятся те же, какие в день св. Алексия митрополита, 12 февраля; Евангелие утреннее то же, какое в день св. Алексия митрополита произносится на литургии; чтение Апостольское на литургии во днн св. Филиппа то же, какое во дни св. Алексия, и Евангельское на литургии то же, что в день св. Алексия, митрополита Всероссийского, на утрене. Дни российских св. отцов и пастырей, называемых только по имени своих епархий Со времени учреждения патриаршества в России Московским Собором определено быть в некоторых городах нашего отечества митрополитам, в иных – архиепископам, а в других – епископам. Из сих святителей особенно прославились святостью жизни своей: Димитрий, митрополит Ростовский, Митрофан и Тихон, епископы Воронежские, и им Церковь празднует преимущественно. День св. Димитрия, митрополита Ростовского 21 сентября (4 октября) Святитель Димитрий 1605 (1701–1709) родился в 1651 году в Киевской губернии, в местечке Макарове, в 50 верстах от Киева, от родителей благочестивых – полкового сотника Саввы и Марии; до иночества назывался Даниилом. Наученный грамоте в доме родителей, Даниил поступил в братское училище при Богоявленской церкви в Киеве и показал отличные успехи в науках и примерное благонравие. На 18-м году своего возраста Даниил, следуя влечению своего сердца, оставил мир, принял иноческое пострижение в киевском Кирилловском монастыре, где отец его был ктитором, с именем Димитрия, и с лишком 30 лет провел в разных обителях благочестивого уединения, восходя по степеням духовного сана и совершенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

6. Ряд римских богословов открывает Ап. от 70-ти, сщмч. Климент, папа рим., далее следуют мч. Иустин Философ, сщмчч. Ириней Лионский, Ипполит Римский, Киприан Карфагенский, свт. Амвросий Медиоланский, блжж. Иероним Стридонский и Августин Иппонийский, прп. Иоанн Кассиан Римлянин, свтт. Лев Великий и Григорий Двоеслов, папы римские. Прп. Иоанн Кассиан Римлянин и блж. Иероним Стридонский только по происхождению и месту служения своего относится к Риму, но образованием и духовным устроением были обязаны многолетнему пребыванию в монастырях христианского Востока. 7. Расцвет византийского богословия начался в кон. IV в. по всей восточной части Римской империи. Из богословских школ духовное просвещение перешло в многочисленные монастыри Египта, Палестины и Малой Азии, где подвизались в V-XI вв. прпп. Исаия Нитрийский, Марк Подвижник, Варсонофий Великий, авва Дорофей, Иоанн Лествичник, авва Фалассий Ливийский, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин, Феодор Студит, Симеон Новый Богослов, Никита Стифат Для многочисленных трудов этих св. отцов, кроме обычного круга вопросов (обличение ересей, монашеские правила, толкование Священного Писания, гимнография), - характерны и антропологические проблемы: внутренний мир человека, его духовное возрастание, смысл и цель человеческой жизни, т.е. приложение сложившегося христианского вероучения к христианской жизни. 8. Из знаменитой александрийской или новоалександрийской школы, процветавшей в IV-V вв., вышли свтт Александр Александрийский, Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Кирилл Александрийский. Их объединяло глубокое знание античной философии и использование ее для раскрытия христианских истин. Созерцательное направление богословия александрийцев проявилось в аллегорически-таинственном толковании Священного Писания. И.В.Киреевский не упоминает зд. еще об одной богословской школе - антиохийской; ее известнейшие представители: свтт. Кирилл Иерусалимский, Иоанн Златоуст, прп. Исидор Пелусиот, еп. Феодорит Кирский - дополняли умозрительный взгляд на христианское вероучение александрийцев простым и логически выстроенным толкованием Священного Писания и достижениями гуманитарных наук, в перв. очередь археологии и филологии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/292/...

В § 3.3 рассмотрено воззрение на христианскую Пасху представителей Каппадокийской богословской школы – свтт. Григория Богослова , Григория Нисского и Василия Великого . Они, как и александрийские богословы, исходят из признания Христоцентризма и «сродства» ветхозаветной и новозаветной Пасхи. Наше спасение также мыслится в соработничестве Бога и человека. Свтт. Григорий Богослов и Григорий Нисский увязывают пасхальную тему и освещение трех аспектов Пасхи с домостроительством Божиим, Творением мира и человека. В раскрытии этой связи вполне проявились Триадологические и Христологические воззрения, характерные для всего богословия «каппадокийского синтеза». Свт. Григорий Богослов видит цель Божиего домостроительства в обожении человека, которое достигается стремлением человека к Богу. Свт. Григорий Нисский богословски истолковывает смерть и воскресение нашего Господа. Они мыслятся как итог процессов, имеющих временное протяжение и названных святителем – «разделение» и «соединение» Человеческих Души и Тела, воспринятых Господом нашим Иисусом Христом. Рассуждая о причине и трехдневном сроке пребывания Господа во аде, святитель отмечает, что Истинная Премудрость посещает сердце земли для того, чтобы смертное было поглощено жизнью, а зло обратилось в ничтожество. Начало трехдневного срока пребывания Господа во аде положено Самим Спасителем на Тайной вечери. Время окончания пребывания Господа в сердце земли – вечер субботний, в час Воскресения. О неразрывной связи воскресного дня, первого при Творении мира, с Пасхой нынешнего века и с днем всеобщего Воскресения мертвых рассуждает свт. Василий Великий , однако, тема Пасхи в его трудах подробно не освещается. В § 3.4 исследовано осмысление христианской Пасхи представителями Западной богословской школы – свтт. Амвросием Медиоланским и Львом Великим , Папой Римским. Их осмысление христианской Пасхи глубоко Христоцентрично. Благодаря их трудам, в конце IV–V вв. сохранялось единство Вселенского православия. Ими была заложена основа в богословское осмысление христианской Пасхи для принятия Западной Церковью воззрения Восточной Церкви на Пасху и для одновременного празднования этого Святого дня всей Вселенской Церковью. В связи с пасхальными спорами о Пасхе (387 г.) свт. Амвросий Медиоланский богословски осмысливает время празднования Пасхи. Он отмечает сакральность этого дня: его избрал Сам Господь, когда совершал Пасху. В выборе дня Святой Пасхи не должен действовать человеческий произвол: все попытки искать нормы определения времени Пасхи вне единства Церкви, небесной и земной, не в Священном Писании и не в Божием Законе, неминуемо приведут к мудрованию по стихиям мира сего преходящего.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bo...

Иконы с изображением сразу двух московских митрополитов, своими прижизненными деяниями возвышавших авторитет духовной власти, изготавливались по особым заказам; иногда изображения этих святых заполняли поля богородичных образов. Так, 26 июня 1657 г. по заказу самого патриарха Никона иконописцем Афанасием Фоминым были написаны «образ Пречистыя Богородицы с четырьмя святители московскими чюдотворцы, образ четырех святителей московских чудотворцов, образ Петра митрополита, образ Алексея митрополита, образ Ионы митрополита, образ Филиппа митрополита» 587 . Возможно, патриарху Никону была известна и написанная в 1572 г. по заказу Григория Бельского (Малюты Скуратова) икона «Богоматери Владимирской» с образами митрополитов Петра и Ионы на боковых полях: этот вариант иконографии Богоматери получил наименование «Богоматери Волоколамской» по названию монастыря, где в местном ряду иконостаса Успенского собора она была помещена 588 . На этой иконе митрополиты изображены в святительских одеждах с книгами Священного Писания в руках; различаются иерархи по своему внешнему виду, важной приметой которого является борода: у митрополита Ионы она довольно длинная и чуть продолговатая, в отличие от бороды первого московского святителя, имеющей короткую и округлую форму 589 . Во-вторых, эти митрополиты были особо чтимыми на Руси святыми иерархами: их церковная политика содействовала укреплению власти московских князей. Особо почитал их и патриарх Никон . В честь митрополитов Петра, Ионы и Филиппа назван основанный Никоном Иверский монастырь; частицы мощей святых иерархов привевезены Никоном на Валдай в феврале 1654 г., а позже частицы мощей этих святых иерархов помешены Никоном в отдельные ковчежцы Кийского креста-мощевика 590 . На воскрылиях одного из клобуков, выполненных по заказу царя Алексея Михайловича специально для патриарха Никона , шиты попарные изображения трех вселенских святителей Григория Богослова , Василия Великого , Иоанна Златоуста и четырех московских святителей Петра, Ионы, Алексия, Филиппа 591 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Принятое синагогой и христианской Церковью историческое понимание книги имеет для себя следующие непоколебимые основания в слове Божием. Как выше было сказано, личность Ионы вполне исторична и время его жизни свящ. историком относится к царствованию Иеровоама II ( 4Цар.14:25 ). В других ветхозаветных книгах также упоминаются пророк Иона и его пророчества, как действительные лицо и события. В книге Товит сказано: пророк Иона предсказал, что разрушена будет Ниневия (14:4)… и непременно исполнится то, что говорил пророк Иона (14:8). В 3 Маккавейской книге сказано: Ты, Господи, и Иону, когда он безнадежно томился во чреве кита, невредимым показал всем его присным ( 3Мак.6:6 ). В 3 Ездры Иона упоминается в числе всех других малых пророков, данных Богом «вождей Израиля» (1:39). Таким образом, ветхозаветные писатели упоминают, как о пророческом служении Ионы и его предсказании, так и о главном чудесном событии в его жизни, наиболее смущавшем маловерующих ученых. Иосиф Флавий (Древн. XI, 9) и талмудисты (Einsemenger. Entdecktes Iudentum. §724), Трифон иудей (у св. Иустина. Разгов. 323–324 стр.). признавали всю книгу историей. Но в глазах христиан еще более неопровержимое значение имеет неоднократное свидетельство Господа Иисуса Христа о пророке Ионе. Так, в Евангелии Матфея читаем: Он (т. е. Иисус Христос) отвещав рече им: род лукав и прелюбодей знамения ищет и знамение не дастся ему, токмо знамение Ионы пророка. Якоже бо бе Иона во чреве китове три дни и три нощи: тако будет и Сын человеческий в сердцы земли три дни и три нощи. Мужие Ниневитстии востанут на суд с родом сим и осудят его, яко покаяшася про-поведию Иониною, и се боле Ионы зде ( Мф.12:39–41 ). По поводу аналогичного фарисейского искушения, Иисус Христос и в другой раз, по свидетельству того же евангелиста, говорил: род лукав и прелюбодейный знамения ищет и знамение не дастся ему, токмо знамение Ионы пророка ( Мф.16:4 ). Трудно определить, о тех же ли или о других еще событиях повествует евангелист Лука: народом собирающимся начат (т. е. Иисус Христос) глаголати: род сей лукав есть: знамения ищет и знамение не дастся ему, токмо знамение Ионы пророка. Якоже бо бысть Иона знамение Ниневитом, тако будет и Сын человеческий роду сему… Мужие Ниневитстии востанут на суд с родом сим и осудят и, яко покаяшася проповедию Иониною, и се множае Ионы зде ( Лк.11:29–32 ). Из всех евангельских свидетельств несомненно, что Господь Иисус Христос признавал вполне историчными все события книги Ионы: его пророческое служение, посольство в Ниневию с проповедью о покаянии, низвержение с корабля, пребывание в чреве кита три дня и три ночи, спасение оттуда, проповедь в Ниневии и покаяние ниневитян. Следовательно, все эти события не должны подлежать никакому сомнению.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Св. писатель выразительными штрихами рисует характер Ионы: порывистый, страстный, упорный. Урок, преподанный ему Богом, содержится в приведенных выше словах книги: Господь любит все народы и даже врагам Израиля, ниневитянам, желает спасения. Эта великая проповедь универсализма и призыв к миссионерству прозвучали в то время, когда иудеи начали рассеиваться между народами. Несколько позднее он нашел свое выражение в словах Кн. Товита: Сыны Израилевы! Прославляйте Его пред язычниками, ибо Он рассеял нас между ними. Там возвещайте величие Его, превозносите Его пред всем живущим. (13,3–4) Христос Спаситель, обличая упорство фарисеев, говорит: «Ниневитяне восстанут на суд с родом сим» (Мф 12,41), то есть обращение язычников постыдит упорствующих среди Израиля. Свое трехдневное пребывание во гробе Христос символически назовет «знамением Ионы пророка» (Лк 11,29–32). Спасение Ионы из чрева чудовища ознаменует власть Господа над жизнью и смертью. «Сила, спасшая и обновившая Иону, есть та сила, которая во всей полноте своей явилась в Воскресении Христа, победив смерть и воздвигнув Его к новой, неумирающей жизни, над которой смерть не имеет уже никакой власти. В этом отношении спасение Ионы прообразует Воскресение Христово. Но, конечно, ни Иона, ни автор книги Ионы не могли знать заранее о Воскресении Христа. Типологическое толкование Ветхого Завета стало возможно только тогда, когда явилось новозаветное знание, позволяющее верующим, в свете их более совершенного опыта, распознавать те указания, которые Бог давал в Ветхом Завете» (прот. А. Князев). Первые христиане часто изображали историю Ионы на стенах катакомб и саркофагах. Молитва Ионы, взывающего к Богу из глубины бездны (гл. 2) положена в основу ирмосов 6–1 песни канонов. Вопросы для повторения 1. В чем заключались причины религиозного кризиса V века до Р.Х.? 2. Чем характеризуется Кн. пр. Малахии? 3. Как укреплял он надежду отчаявшихся? 4. Кто, согласно Кн. пр. Малахии, предварит приход Мессии? 5. Каковы литературные особенности Кн. Ионы?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

2 глава рассказывает о поглощении Ионы «китом великим» (стр. 211, Ион. 2,1 ) (в евр. тексте «большой рыбой»), о пребывании его во чреве кита три дня и ночи, и о молитве Ионы с благодарением Богу за сохранение жизни, с прошением о спасении. Господь повелел киту извергнуть Иону на сушу. В 3 главе говорится о вторичном повелении Божием Ионе -идти в Ниневию с проповедью о покаянии и об исполнении этого повеления. На этот раз Иона не осмелился ослушаться, он идет в Ниневию и проповедует о грядущем через 40 дней (в греч. Библии через три дня разрушении). Ниневитяне во главе со своим царем, вразумленные проповедью Ионы, покаялись: наложили на себя пост, «обратились от злого пути своего», и были помилованы Богом. В 4 главе списывается, как Иона за городом под палящими лучами знойного солнца ожидает в палатке погибели Ниневии, как обрадовался он, когда «Господь произростил над ним растение» (слав. «тыква»), защищавшее его от зноя, и до смерти огорчился, когда оно внезапно засохло. Господь вразумляет пророка вопросами: «Ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого ты не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало. Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более 120 тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множества скота?» (4,10–11). 3. Прообразовательное значение книги Ионы Хотя книга пророка Ионы отличается отсутствием в ней собственно пророческих речей, она имеет пророческое (точнее – прообразовательное) значение. Сам Господь Иисус Христос свидетельствует в Евангелии, что трехдневное пребывание Ионы во чреве кита прообразовало Его трехдневное пребывание в сердце земли. «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка. Ибо, как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи. Ниневитяне восстанут на суд с родом сим, и осудят его: ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы. Царица южная восстанет на суд с родом сим, и осудит его: ибо она проходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона» ( Мф. 12, 39–42 ; ср. Лк. 11, 29–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ponjati...

Из опыта мы знаем, что и иудеи, как и Иона, с завистью и недоброжелательством к остальному миру, принявшему христианство , ожидающие своих грёз о Мессии, через отчуждение от этого мира, лишение своего отечества и рассеяние по чужим землям, через различные беды и напасти, которые обрушиваются на них со всех сторон, и через укорливое, наконец, для них благоденствие христианских народов, вразумляются и призываются Богом к принятию евангелия и не всегда тщетно. О будущей же судьбе их ап.Павел тайну вещает, что ожесточение произошло в Израиле отчасти до времени, когда войдёт (разумеется – в церковь Христову – спасётся) полное число язычников и тако весь Израиль спасётся ( Рим.11:25, 26 ); и тогда-то, говорит апостол в другом месте, будет Бог всяческая во всех ( 1Кор.15:28 ). Таким образом, конец пророческого смысла истории Ионы по апостолу должен быть таков: как некогда Иона был непослушен для того, чтобы через его непослушание, или точнее, через чудесное наказание его за это непослушание, проповедью его помилованы были за послушание этой проповеди ниневитяне, а это в свою очередь должно было раздражить и ревность самого Ионы с тем, чтобы и он был помилован; так и израильтяне и в Ветхом Завете были жестоковыйны и теперь не послушны, чтобы чрез наказание их за это непослушание, в древности пленом, а теперь бедами, привлечь к спасению и язычников, а это в свою очередь должно иметь своим концом будущее спасение и самих израильтян, после которого настанет и явление Бога, как было то и в Ветхом Завете. Сопоставляя теперь этот конец пророческого смысла книги пр.Ионы с его началом, что же мы видим? В небольшой книжке, излагающей историю проповеди пр.Ионы в Ниневии, Богу угодно было дать всем нам – и иудеям, и язычникам, и христианам – откровенное слово обо всём Своём домостроительстве. Заключая в себе историю проповеди Ионы в Ниневии о спасении путём покаяния, спасшей язычников для спасения ими иудеев, и предуказывавшей им (язычникам), что некогда и они примут участие в ожидаемом всеми мессианском спасении и примут именно от иудеев, книга пр.Ионы имела непосредственное отношение не только к язычникам, а и к иудеям.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

Глава 1 2 3 4     О книге пророка Ионы Сведения о пророке Ионе , как о большинстве ветхозаветных боговдохно­венных писателей, отличаются большою скудностью. Книга, надписываемая его именем, подробно сообщая об его деле – посольстве и проповеди в Ниневию, о нем самом ограничивается замечанием, что он был «еврей, чтитель Бога небесного, сын Амитая» (слав. Амафии). Ценное восполнение к этим сведениям дает 4-я книга Царств. Сообщая о расширении пределов Израильского царства при Иеровоаме II-oм, она замечает, что это совершилось «по глаголу Господа Бога Израилева, его же глагола рукою раба своего Ионы, сына Амафиина, пророка, иже от Гефаховера» ( 4Цар 14:25 ). Это замечание решает для нас важный вопрос о времени жизни и месте деятельности пророка Ионы. Родом из Гефаховера, он, значит, происходил из Завулонова колена, в котором был этот город ( Нав 19.13 ) и принадлежал к пророкам Израильского царства. Его имя связывается с царствованием Иеровоама II, который воцарился в 835-м г. до Р. X. и занимал израильский престол 41 год ( 4Цар 14.23 ). Войну с Сирией, результатом которой по предсказанию Ионы было расширение границ Израильского царства, следует отнести к началу царствования Иеровоама II, так как она начата была ещё его предшественниками (Иоахазом и Иоасом) и им лишь славно закончена. Отсюда и жизнь пророка Ионы нужно отодвигать к более раннему времени. Если пророчество Ионы исполнилось в начале царствования Иеровоама II, то произнесено оно было, конечно, раньше, еще в предшествующее царствование Иоаса. Этому царю пророк Елисей пред смертью предсказал, что он победит Сирийцев, только «не до скончания» ( 4Цар 13:14–20 ). Пророчество Ионы об окончательной победе над Сирией и восстановлении древних границ Израильского царства является таким образом продолжением и дополнением пророчества Елисея и произнесено было, вероятнее всего, тому же самому Иоасу в утешение. Из сказанного следует, что пророк Иона жил в половине IX в. до Р. Х.; значит по времени своего служения он был самым древним из пророков, оставивших нам свои писания.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Несколько в ином положении находится другой из указанных фактов – факт трёхдневного пребывания пр.Ионы во чреве рыбы великой. Этот факт, составляя средоточный пункт всей книги пр.Ионы, около которого группируется все остальное содержание книги, с самых древних времён служит первым и самым большим камнем преткновения для признания исторической подлинности этой книги: над ним смеялись ещё Лукиан Самосатский, Порфирий и другие язычники, считая из-за него сказкой и всю книгу пр.Ионы 342 ; он служит исходным пунктом и твёрдой опорой для современных представителей отрицательной критики в их нападениях на книгу пр.Ионы не только на западе 343 , а и у нас в России 344 . Оно и понятно. В самом деле, возможно ли, чтобы пр.Иона, брошенный корабельщиками в глубину моря, по повелению Божию, был поглощён китом великим, пробыл во чреве его три дня и три ночи живым, причём даже молился Богу, и потом снова по повелению Божию был выброшен чудовищем на землю живым и невредимым? Возможно ли допустить это явление, как действительно бывшее? Не противоречат ли оно тому закону природы, по которому для жизни человеческого организма необходимо дыхание воздухом, которого, конечно, не могло быть во чреве кита? Да и мог ли ещё попасть пр.Иона в это чрево? Вот вопросы, вызываемые рассказом о трёхдневном пребывании пророка во чреве китове, вопросы, нужно сознаться, существенной важности. Если они не будут решены в пользу утверждения факта, то нечего и думать о подлинности книги пр. Ионы, и об её пророчественно-прообразовательном значении; ибо именно этот факт имеет главным образом пророчественно-прообразовательное и нравоучительное значение. Очевидно, поэтому, на этот факт нужно обратить особенное внимание и в ответ на все поставленные неверием вопросы доказать, что факт трёхдневного пребывания пр.Ионы во чреве китове возможен и не противоречит законам природы, и что рассказ книги подлинен и несомненен. К этому побуждает, наконец и то, что его считали подлинно историческим и Сам И.Христос и всегда верно понимавшие его учение Св.Отцы и учители не только древней, а и новой православной церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010