5) В первых печатных общероссийских святцах с тропарями и кондаками, изданных в 1646 году на Московском печатном дворе тиражом тысяча двести экземпляров, под 23 декабря слово в слово повторяется запись о преставлении митрополита Филиппа (а не о его убиении) из Коряжемских святцев 1621 года, и он также именуется новым исповедником , а не мучеником и страстотерпцем, как именуются в этих же святцах князья Борис и Глеб, Михаил Черниговский, Михаил Тверской, об убиении которых с определёнными подробностями сообщают эти первые печатные русские святцы. В Приложении 2 приводится дословно цитата из этих святцев с тропарями и кондаками святителю. Особенно важно, что память святителя Филиппа в изданных святцах, наряду со службами ему от 1636 года свидетельствует о его общероссийском почитании задолго до перенесения в 1652 году его мощей из Соловков в Москву по инициативе благоверного Царя Алексея Михайловича и будущего Патриарха Никона. 6) 3 сентября 1653 года Царь Алексей Михайлович в письме ближайшему боярину князю Никите Ивановичу Одоевскому (по поводу перенесения мощей Святителя Филиппа из Соловецкого монастыря в Москву) пишет о гонителях святителя Филиппа, ложно осудивших его на Соборе 1568 года, и в первую очередь об архиепископе Пимене: «А как принесли его [свт. Филиппа], света, в соборную и апостольскую церковь и поставили на престоле его прежебывшем, кто не подивится сему, кто не прославит и кто не прослезится, изгонимаго вспять возвращающася и зело с честию приемлема? Где гонимый и где ложный совет, где облавники и где соблазнители, где мздоослепленныя очи, где хотящий власти восприяти гонимаго ради? Не все ли зле погибоша; не все ли изчезоша во веки; не все ли здесь месть восприяли от прадеда моего Царя и Великого Князя Ивана Василиевича всеа России, и тамо месть вечную примут, аще не покаялися?» . Естественно, ни Царь, ни Малюта Скуратов не собирались «власти восприяти» митрополита Филиппа. Такие намерения мог иметь архиепископ Пимен, либо кто-то из других епископов. Это явно свидетельствует о невиновности Царя Иоанна в смерти митрополита Филиппа, по мнению Царя Алексея Михайловича.

http://ruskline.ru/analitika/2021/11/07/...

Житие митрополита Филиппа Подготовка текста, перевод и комментарии И. А. Лобаковой Личность митрополита Филиппа оставила яркий след в истории России. Уже его строительная деятельность в Соловецком монастыре свидетельствует о блестящих организаторских способностях и широте технических взглядов Филиппа и должна была сохранить его имя потомкам. Но едва ли не более значительна роль Филиппа в утверждении нравственных законов, нарушение которых не может быть оправдано ни обстоятельствами, ни страхом смерти, ни политической целесообразностью. Справедливо считая эпоху Ивана Грозного одной из самых кровавых, жестоких и безнравственных, мы не можем не видеть, что и тогда были люди, которые привносили в жизнь смысл, красоту и незыблемость нравственных начал: это и Ермолай-Еразм с его убеждением, что «все чюдотворения меньше есть любви», и архиепископ Герман Казанский, и епископ Иосиф Коломенский, открыто выступавшие против опричнины, пыток и казней. Наиболее яркой личностью в этом ряду является, бесспорно, митрополит Филипп. Филипп (в миру – Федор Степанович Колычев) принадлежал к родовитому боярству: он вел свой род от Андрея Кобылы, к которому возводили свои родословные Романовы, Шереметевы, Епанчины, Боборыкины, Сухово-Кобылины, Неплюевы, Коновницыны. Мать Федора (по предположению М. Л. Боде-Колычева, издавшего в 1886 г. исследование «Боярский род Колычевых» под литерами Б. М. Л. Б. К.) была новгородкой: когда новгородцы молили Филиппа, направлявшегося в Москву, покровительствовать Новгороду, то просили его заступиться за «свое отечество». Хотя имя Филиппа упоминается во многих исторических источниках (Новгородские летописи, Соловецкий летописец, грамоты), литературно-публицистических сочинениях авторов самой различной ориентации – от Андрея Курбского до опричников-иноземцев Таубе, Крузе и Штадена, но достоверных и точных данных не так уж много. Филипп родился 11 февраля 1507 г., в 1537-м – ушел из Москвы, в 1539-м принял постриг, в 1545-м стал игуменом Соловецкого монастыря, 20 июля 1566 г., подписав грамоту с условием «в опришнину и в царский домовный обиход не вступаться», стал митрополитом Московским и всея Руси; не в силах оставаться безмолвным свидетелем беспредельной жестокости царя в течение двух лет борется с ней, 4 ноября 1568 г. был свержен с митрополичьего престола по наветам царского духовника и целым «книгам» оговоров, которые были будто бы привезены из Соловецкой обители (однако конкретных обвинений против Филиппа не содержится ни в одном из известных современных Филиппу источников), сослан в Тверской Отроч монастырь в заточение и 23 декабря 1569 г. был там задушен Малютой Скуратовым. Известно, что в 1591 г. его мощи были перенесены в Соловецкий монастырь, где он почитался как святой с момента гибели.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во время перенесения нетленных мощей святителя Филиппа из Соловецкого монастыря в Москву совершилось много чудесных исцелений. Торжественная встреча святых мощей в Москве состоялась 9 июля 1652 года. На месте встречи мощей святителя Филиппа московским духовенством и народом был воздвигнут крест, от которого получила свое название Крестовская застава в Москве (у Рижского вокзала). Ныне этот крест хранится в алтаре Знаменского храма. Вначале мощи святителя Филиппа поставили на Лобном месте на Красной площади, где пред ними был совершен торжественный молебен, затем их постадили в Кремле на площади у Грановитой палаты, откуда перенесли в Большой Успенский Собор. В течение многих дней мощи святителя Филиппа стояли в центре Успенского собора, и все это время не оскудевал поток приходивших к ним с молитвой верующих. Во все эти дни с утра до вечера был колокольный звон как в Пасхальную седмицу. 17 июля после торжественной службы мощи святителя Филиппа были переложены в серебряную гробницу у юго-восточной двери алтаря, возле иконостаса, где и пребывают доныне. Через три года на гробницу святителя Филиппа царь Алексей Михайлович возложил пелену, вышитую в «царицыных светлицах», замечательный памятник русского шитья. Празднование перенесения мощей святителя Филиппа вначале совершалось 17 июля. В 1669 году празднование было перенесено на 3 июля. Литература 1 . Досифей, архимандрит. Летописец Соловецкий на четыре столетия... 3-е изд. М., 1833. 2 . Леонид (Краснопевков) , епископ Дмитровский. Жизнь святого Филиппа, Митрополита Московского и всея России. – Душеполезное чтение, 1861, ч. 2, с. 21–83 и 127–194. 3 . Федотов Г. П. Святой Филипп, Митрополит Московский. Париж, 1928. 4 . Никитин В. А. Великий игумен Соловецкого монастыря. – Журнал Московской Патриархии, 1983, Святаго мученика Иакинфа ВЕЧЕР На Господи, воззвах: стихиры, глас 8. Подобен: О, преславнаго чудесе: Камень положися краеугольный, в Сионе избран,/и недвижимо основание,/на немже создашася мученик полцы,/с нимиже победоносец Иакинф/Небесною сияет светлостию./, О, неизреченнаго Твоего милосердия, Владыко!/Имже, Христе,/спаси души наша,/яко един Милосерд.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Краткая редакция Жития отличается не только отсутствием общих мест, витиеватости и риторической выспренности. В Краткой в отличие от пространных нет стремления перенести большую часть вины с Ивана Грозного на его окружение. В Краткой редакции единственно он – главная сила творимого зла: и Малюта, и Грязной, и Басманов, и Пимен – лишь покорные исполнители его воли. Именно ему нравственно противостоит Филипп, причем противостоит без злобы и ненависти, борясь с самим Иваном за доброе в его душе. Осуждающий опричнину Филипп изображен как неизменный противник крови, ненависти, беззакония (этим объясняется смещение в тексте ряда дат, наличие элементов легендарных сюжетов и т. п.). Традиционный для житийной литературы конфликт царя-мучителя и святого в «Житии митрополита Филиппа» перенесен в область нравственно-политическую: именно отсутствие нравственного начала в политике и делает Ивана Грозного в изображении автора Жития царем-мучителем. Особое значение приобретает исторический «фон»: строительство в Соловецком монастыре помогает раскрыть созидательную силу Филиппа; трагически звучит тема Новгорода (мольбы к Филиппу о заступничестве на его пути в Москву – предательство новгородским архиепископом Филиппа – гибель Филиппа, отказавшегося благословить поход на Новгород Ивана IV, который завершился гибелью самого Новгорода как центра севернорусской культуры); тема мучения и гибели людей «разделенного царства» и др. Создание Краткой редакции может быть отнесено ко времени между 1591 (временем перенесения на Соловки мощей митрополита Филиппа, о чем рассказано в Житии) и 1597 г. (датой перевода игумена Иакова, главного инициатора перенесения мощей Филиппа, из Соловецкого в Костромской Ипатьевский монастырь). То, что в Краткой редакции Жития не содержится описания чудес у гроба Филиппа, также поддерживает мысль о первичности этой редакции. Для настоящего издания текст «Жития митрополита Филиппа» приводится по Краткой редакции (рукопись 3-й четверти XVII в., хранящаяся в РНБ, Соловецкое собр., 191/191, л. 1–23 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Среди причин, по которым Патриарх Никон стремился принизить Царя Иоанна Васильевича и возвысить митрополита Филиппа, было то, что сам Никон был воспитанником Соловецкого монастыря (его Анзерского скита), где особо почитался святитель Филипп и где было составлено указанное выше его «Житие», но главное — то, что Патриарх стремился духовную власть первоиерарха Церкви (то есть, в том числе, и свою власть) поставить наравне с Царской властью или даже выше её не только в духовной сфере, но и в светских государственных делах. Покаяние и молитвы за своих предков — важнейшие деяния христианина. Православный Царь Алексей Михайлович считал Государя Иоанна Васильевича своим пращуром и внимательно исследовал его взаимоотношения с митрополитом Филиппом, наверняка располагая в XVII веке гораздо большим количеством первоисточников (в том числе из Тверского Отроча монастыря), утраченных впоследствии в пожарах и войнах или сознательно уничтоженных врагами Русского Царства. Поэтому его свидетельству о невиновности Царя Иоанна Васильевича в смерти митрополита Филиппа вполне можно доверять. На основании этих семи достоверных свидетельств, которые не были никем опровергнуты, и базируется позиция многих историков прошлого и современности, уверенно утверждающих, что ни Малюта Скуратов, ни Царь Иван Васильевич Грозный не виновны в смерти митрополита Филиппа, а гонения на святителя Филиппа осуществляли архиепископ Пимен Новгородский и Псковский, епископы Филофей Рязанский и Пафнутий Суздальский и, возможно, Алексей и Фёдор Басмановы, а также князь Афанасий Вяземский. Именно эти гонители митрополита Филиппа вскоре после его смерти, как известно из разных источников, были подвергнуты жёсткой опале. Архиепископ Пимен Новгородский, епископы Филофей Рязанский и Пафнутий Суздальский были лишены сана и отправлены в ссылку, Алексей Басманов был казнён, Фёдор Басманов отправлен в заточение, где скончался, а князь Афанасий Вяземский умер под следствием. Наказаны были и монахи Соловецкого монастыря во главе с игуменом Паисием, давшие на Соборе 1568 года ложные показания против святителя Филиппа. Они были разосланы по другим монастырям в заточение. Н аказанию подвергся и пристав Стефан Кобылин, который недосмотрел за святителем Филиппом и попустил его смерть, возможно, наступившую из-за тяжелых условий содержания в Тверском Отроче монастыре. Он бы пострижен в монахи и отправлен в Соловецкий монастырь в ссылку. Нельзя исключить и того, что противники митрополита Филиппа, обличённые в заговоре, могли быть виновниками его смерти, дабы святитель Филипп не мог обличить их перед Царём Иваном Васильевичем Грозным, как об этом пишет митрополит Иоанн (Снычев).

http://ruskline.ru/analitika/2021/11/07/...

В это время началось землетрясение, и всех присутствовавших на судилище засыпало землей. Висящий на кресте у змеиного храма апостол Филипп молился о спасении распявших его от последствий землетрясения. Все оставшиеся в живых – и верующие, и язычники – были ужасно напуганы и с криками и слезами просили апостолов сжалиться над ними и умолить единого истинного Бога своего, чтобы земля не поглотила их. Поспешно бросились снимать с креста распятых апостолов. Святой Варфоломей был повешен невысоко и его скоро сняли. Но Филиппа не могли скоро снять с креста, потому что он был повешен высоко. Вися, таким образом, апостол Филипп молился Богу за врагов своих, чтобы Господь отпустил им грехи их и просветил разум их к познанию истины. Господь преклонился к молению его – все, кроме градоначальника и жрецов, были найдены живыми. Тогда все громким голосом исповедали и прославили силу Христову, изъявляя желание креститься. Когда хотели снять с креста апостола Филиппа, то увидели, что он уже предал Богу душу свою, и сняли его мертвым. Его сестра Мариамна погребла его тело. Апостол Варфоломей совершил над всеми уверовавшими в Господа крещение и поставил им епископом Стахия. На том месте, где истекла кровь апостола Филиппа, произросла в три дня виноградная лоза. Гробница апостола Филиппа Первоначальная гробница апостола Филиппа была устроена на месте его казни в Иераполе Фригийском. Город Иера-поль сыграл важную роль в распространении христианства после того, как здесь мученически погиб святой Филипп. После этого события город стали называть «Святым городом». Равноапостольный царь Константин сделал его столицей области Фригия и местом размещения епископской кафедры. Возведенная здесь церковь во имя святого апостола Филиппа стала одним из мест паломничества в Малой Азии. В IV веке на месте кончины апостола Филиппа был построен храм восьмиугольной формы размерами 20 × 20 метров. Храм-мартирий имел центральное помещение, где и находится гробница апостола Филиппа. Около 1210 года эта местность была завоевана турками. После этого храм был разорен и разграблен.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Монахи под руки подняли о. Алексия на ноги, но он никак не мог самостоятельно стоять. Женщины, пришедшие ко всенощной, видя, что о. Алексий сильно заболел, подняли плач. Тогда монашествующие взяли о. Алексия на руки и понесли его в келлию; женщины им помогали. Здесь о. Алексия положили на койку. Но недолго ему пришлось лежать на одре болезни. В 8 ч. 45 минут вечера он тихо, безболезненно отошёл ко Господу. Лицо его после смерти не выражало предсмертных мук: оно было ясно, мирно и спокойно. Точно уснул батюшка на время. Так тихо угас светильник веры, много лет просвещавший и согревавший всех с ним соприкасающихся людей. 17. Погребение СЕЙЧАС ЖЕ после смерти тело о. Алексия было, по обычаю, облачено во все монашеские одежды. Утром перед Литургией над усопшим была совершена в келии первая панихида. После панихиды тело о. Алексия было перенесено в церковь . По постановлению Духовного Собора Лавры, погребение о. Алексия состоялось в понедельник, 13-го марта, после Литургии Преждеосвященных Даров в Голосеевской пустыни. Несмотря на то, что весть о смерти о. Алексия ещё не успела к понедельнику облететь всего Киева, Покровская церковь , где совершалось отпевание о. Алексия, была полна молящихся. Сюда собрались люди всех званий и состояний. Здесь было и городское духовенство, и монашествующие, и прибывшие из Лавры и других пустыней, и монахи киевских монастырей, и много мирян. Всё это были духовные дети о. Алексия, прибывшие отдать последний долг дорогому своему наставнику и отцу. Все они были опечалены кончиной о. Алексия, и у весьма многих из них на глазах можно было видеть слёзы. Божественную Литургию и отпевание совершал духовный сын о. Алексия, начальник Преображенской пустыни, архимандрит Анфим в сослужении монашествующей братии. Пред началом отпевания было сказано краткое слово. Градом слёз и долго непрестающими рыданиями были встречены первые слова проповедника: «Потеряли мы, братия и сестры, дорогого своего наставника и неизменного руководителя в жизни, батюшку о. Алексия!» Несколько минут пришлось проповеднику молчать, пока слушатели не успокоились. В дальнейшей своей речи проповедник выразил приблизительно следующие мысли.

http://azbyka.ru/otechnik/books/15108-zh...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button @import url( " " );@import url( " " );@import " " #dc39d9d6e0 Закрыть «Здесь Элвис пел “Боже, Царя храни!”» Беседа с Юрием Тизяевым, ктитором храмового комплекса в честь святого Цесаревича Алексия Ирина Ахундова   22:32 15.10.2023 684 Время на чтение 14 минут 15 октября 2023 года в Санкт-Петербургской митрополии состоялся второй детско-юношеский крестный ход «От Цесаревича к Цесаревичу», посвященный дню тезоименитства Цесаревича Алексия, которое отмечается 18 октября – в день памяти святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси Чудотворца. Организатором этого и других Свято-Алексиевских крестных ходов является руководитель Общества ревнителей светлой памяти Цесаревича Алексия Владимир Знахур. Ктитор храмового комплекса в честь святого Цесаревича Алексия в Знаменской земле Петергофа Юрий Тизяев рассказывает о том, почему Знаменку называют Землей Богородицы и «местом радости», о том, как он пришел к Богу и построил храм страстотерпца Цесаревича Алексия, и о том, как в 2018 году наследник Российского престола побудил оперного певца из Италии Элвиса Фантона и его учеников горячо полюбить святую Царскую семью и через нее – всю Россию. Храм страстотерпца царевича Алексия в Знаменке – 12 августа 2024 года мы отметим 120-летие со дня рождения святого Цесаревича Алексия, а 18 октября в честь его именин пройдет третий детско-юношеский крестный ход «От Цесаревича к Цесаревичу». Почему он так называется? – Крестный ход начинается от нашего храма святого Царевича Алексия в Знаменке, а заканчивается в храме святого Царевича Алексия в деревне Разбегаево, настоятелем которого является иерей Олег Нечаев. Надеюсь, что в нашем детском крестном ходе примут участие и учащиеся воскресной школы Цесаревича Алексия Петропавловского собора Петергофа, прихожанином которого мы с Владимиром Знахуром были ранее. В октябре 2017 года я передал в дар школе стенды с фотографиями Царской семьи, потому что считаю, что дети должны знать о ней и видеть прекрасные лица, глядя на которые не захочется ни выругаться, ни сделать что-то плохое. Летом во время каникул директор школы Елена Владимировна Репина гостеприимно приняла наших крестоходцев на ночлег и выразила готовность сотрудничать с храмом Цесаревича Алексия в Знаменке, ведь у нас со школой один и тот же небесный покровитель.

http://ruskline.ru/analitika/2023/10/15/...

( < < back) был скорее опустошительный набег Грозного на Новгород, о жителях которого было донесено царю, что они готовы передаться польскому королю. В продолжение шести недель царь совершал в Новгороде страшные казни, от которых погибло несколько тысяч новгородцев и окрестных поселян; ограблены были не только жилища граждан, особенно богатых, но и все монастыри и церкви. ( < < back) было 23-го декабря 1569-го года. ( < < back) Новгородский Пимен сведен был с кафедры спустя только две недели после кончины святого Филиппа и подвергся крайнему надруганию, после чего заточен был в Веневский монастырь, где вскоре и скончался. Любимец царский Малюта Скуратов вскоре после своего злодейства был убит при городе Торжке пленными крымцами, причем сам царь едва избежал смерти. Игумен Паисий заточен был на остров Валаамский и там скончался; монах Зосима и еще десять иноков, тоже клеветавших на святого Филиппа, были разосланы по разным монастырям. Такая же кара Божия постигла некоторых других врагов святителя. ( < < back) Иоаннович царствовал с 1584–1598 г. ( < < back) было в 1591-м году. Тело святого Филиппа сначала было поставлено под папертью созданного им храма, где, в бытность свою игуменом Соловецким, он сам выкопал себе могилу рядом с могилою наставника своего старца Ионы, а в 1646-м году оно было перенесено в самый храм. ( < < back) Алексий Михайлович царствовал с 1645–1676 г. ( < < back) знаменитый патриарх Всероссийский, исправитель богослужебных книг и обрядов. ( < < back) мощей св. митрополита Филиппа было совершено в 1652-м году. Память перенесения установлено праздновать 3-го июля. Кроме того, память святого Филиппа празднуется еще 5-го октября совместно с памятью святителей Московских: Петра, Алексия и Ионы. ( < < back) Память преподобного Евстратия Тарсийской областью здесь разумеется Киликия — юго-восточная провинция Малой Азии. Название Тарсийской дано ей от главного города области — Тарса, находившегося в южной части ее, в плодоносной равнине, при р. Кидне, недалеко от города впадающей в Средиземное море. Это был большой и населенный торговый город, сохранивший свое торговое значение и до настоящего времени.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

1 декабря 1860 года Нижегородский епископ Нектарий (1860-1869) освятил главный престол храма в честь Петра, Алексия и Ионы, Московских чудотворцев, 14 декабря - правый придел в честь апостола Иасона и Николая Чудотворца, 16 декабря - левый придел в честь евангелиста Луки. В ХХ веке Трехсвятскую церковь постигла судьба большинства храмов России. После революции 1917 года храм был разорен, а в молельном зале устроено общежитие. В 1998 году на средства Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря началась реставрация храма. 11 июня 2004 года епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил чин освящения главного придела во имя святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, Московских и всея России чудотворцев, день памяти которых празднуется 18 октября. Престолы: главный - в честь святителей Московских Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена; правый - в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, и в честь апостола от 70-ти Иасона; левый - в честь святого апостола и евангелиста Луки и преподобномученика Андрея Критского. Источник: сайт Нижегородской митрополии http://www.nne.ru/parish.php?id=300 Трехсвятительская церковь по своему построению принадлежит к числу новых церквей города: она построена в 1860 г. тщанием нижегородского купца Коптева, в византийском стиле, с пятью большими куполами или главами. В ней три расположенные в ряд престола: главный или средний – во имя Трех Святителей российской церкви Петра, Алексия и Ионы, митрополитов Московских; правый придельный – во имя св. апостола Иасона и св. Николая, а левый – во имя св. еванг. Луки и преп. Андрея Критского. М. Добровольский «Краткое описание Нижегородских церквей, монастырей и часовен», Нижний Новгород. Типография Губернского Правления, 1895 г. К середине XIX века район Нижнего Новгорода, расположенный южнее улицы Полевой (ныне улица Горького) между Петропавловским кладбищем (ныне парк им. И.П. Кулибина) и Крестовоздвиженским монастырем (вблизи современной площади Лядова), осваивавшийся с 1836 года, всё еще оставался новозаселенной окраиной. Газета «Нижегородские губернские ведомости» писала в 1859 году: «В особенности Нижний раздвинул свои пределы к юго-востоку. В краткое время там явилось более 200 домов. Тишина, растворенный воздух, ровная обширная местность, не лишенная и воды – всё благоприятствует новому населению». Правда, прежде чем это произошло, пришлось ликвидировать располагавшиеся здесь канатные заводы и наладить по дамбам через овраги связь этого «завражного выселка» с другими частями города.

http://sobory.ru/article/?object=01818

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010