Глава девятнадцатая Учение Евномия, что имена Божии выражают сущность Божию и чрез них приобретается ее познание. Учение св. отцов о непостижимости и неименуемости Божественного существа He может быть состоятельным пред лицом св. отцов Церкви и учение Евномия, что имена Божии, как Божественные действия, выражают сущность Божию, в силу чего мы, по его словам, можем иметь познание о самом существе Божием. Св. Григорий Нисский и Василий Великий показали нам, что имена Божии, как членораздельные слова, не суть Божественные действия, но суть действия человеческие. Из этого явствует, что имена Божии, как действия человеческие, не могут выражать сущности Божией и дать нам познание о Божественном существе. У св. отцов Церкви есть нарочитое учение о непостижимости существа Божиего и даже о неименуемости Бога в Его существе. Означенное святоотеческое учение еще раз показывает всю ложность еретической теории Евномия, что имена Божии суть действия Божии. Итак, остановимся своим вниманием на учении св. отцов Церкви о непостижимости существа Божиего. Св. Григорий Нисский приводит такие слова Евмомия: «тем не свойственно даже нарицаться христианами, которые утверждают, что естество Божие неведомо» 894 . А также, по свидетельству святителя Григория, Евномий говорит, «что познал существо Божие, и полагает, что собственным разумом понял непостижимое для нас» 895 . Такие заявление Евномий делал на том основании, что имена Божии будто выражают сущность Божию, и в особенности имя «нерожденность», которое является, по его словам, главнейшим выражением сущности Божией и с каковым именем связаны все прочие Божественные имена 896 . Это имя и считает Евномий средством для абсолютного познания существа Божиего. Ниспровергая такие заявления Евномия, св. Григорий Нисский говорит, что в человеческой тварной природе нет силы к познанию существа Божиего, и не только человеческая, но и ангельская природа не может вместить и обнять ведением бесконечное естество 897 . «Пусть, – говорит св. отец, – хвалящиеся знанием бесконечного существа Божиего прежде ответят относительно доступного: светил небесных, земли и воздуха, созданных Богом существ, которые мы видим» 898 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Бог открылся из сокровенностей, из таин Священного Писания . Пока Бог сидел на небе („Седяй в славе на престоле Божества“), дотоле никто не знал Его таин, даже ближайшие к Нему святые ангелы („От века утаенное и ангелом недоведомое таинство»). А как снизшел Он с неба на землю, и как скоро стал обитать с людьми, так о Его сокровенностях, тайнах не только набожные люди (как святой Иосиф, праведная Саломия), но только важные особы (как три восточных царя), но и простолюдины, пастыри беседуют: сказаша о глаголе, глаголанном им о Отрочати сем ( Лук. 2:17 )... Ныне Церковь воспевает: „Таинство странное вижу и преславное». Да и может ли быть равное сему таинство? Целое небо со всем величеством Божиим вместилось в один малый Вифлеемский вертеп: „Небо – вертеп». Целый хор херувимский, число которого несказанно (тьмы тем, на которых почивает Бог), уступили должность свою одной пречистой и преблагословенной Деве Марии: „престол херувимский, Дева». Все неисчисленные сокровища Божии, никаким местом невместимые, вмещены в одни тесные ясли: „Ясли вместилище». О, воистину великое, странное и преславное таинство явлено свету в нынешний праздник Рождества Христова, – явлено для того, чтобы люди не молчали, но говорили о нем: ибо только тайну царя земного добро таить, а тайны Царя Небесного, дела Божии проповедовать преславно. И дивное свойство таин Божиих! Тайну человеческую, когда скажешь одному, другому, уже все узнают оную, а тайны Божии, чем больше о них говорить, тем они сокровеннее, непостижимее: неиспытани судове и неизследовани путие Его ( Римл. 11:33 ); однако же должно проповедовать и прославлять тайны Божии странные и преславные. Оставляя, за краткостью времени, другие тайны Божии, содеянные при Рождестве Христовом, мы примем во внимание и для изъяснения одну только эту тайну: „Небо – вертеп“. Для чего и как небо – вертеп, и что за тайны – в оном небе? То – не малая тайна, как земля стала небом, небо стало землею. Два гостя ныне прибыли в вертеп: от земли и от неба; один гость – первый человек от земли, пришедший из Назарета, принесенный в утробе девической; другой гость – второй человек, Господь с неба, пришедший с неба. В первом – естество взятое от брения, это – земля; в другом – естество сошедшее с неба, это – небо; Бог становится человеком, а человек – Богом; небо становится землею, а земля – небом, и не так Бог становится человеком, чтобы перестал быть Богом, и человек не так становится Богом, чтобы перестал быть человеком, но то и другое соединяются между собою (как в том таинстве, о котором Апостол говорит: будета оба в плоть едину) в лицо одно, как хорошо говорит Дамаскин: „не во двое лицу разделяемый, но во двою естеству неслитно познаваемый». Где же совершается такое таинственное соединение неба с землею, Бога с человеком? – в вертепе Вифлеемском. Итак, вертеп стал небом, когда внутрь себя приял Небесного Бога и всех Небесных Сил.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Христианин Христианин по мере сил всеми способами должен смягчать того, кто огорчен против него (4). Христианин и угощение братьям должен делать нешумное и простое (4). Каковы, по требованию Божия слова, должны быть христиане. Как ученики Христовы, которые сообразуются единственно с тем, что во Христе видят или от Христа слышат... Как овцы Христовы, которые слушают единственно голоса собственного своего Пастыря и за Ним последуют... Как розги Христовы, которые во Христе укоренены, в Нем плодоносны, и делают и имеют все то, что Христу свойственно и Его достойно... Как члены Христовы, которые во всяком действии заповедей Господних или дарований Святого Духа совершенны соответственно достоинству Главы, которая есть Христос... Как невеста Христова, которая соблюдает чистоту, сообразуясь с единой волей Жениха... Как Божии храмы, которые святы, чисты и наполнены единственно тем, что принадлежит к служению Богу... Как жертва Богу нескверная и беспорочная, которая во всех членах и частях сохраняет здоровым Богочестие... Как чада Божии, которые преобразуются в образ Божий по мере, дарованной человеку... Как свет в мире, почему и сами не допускают в себя греха, и приближающихся к ним просвещают в познании истины, чтобы они стали, чем должны быть, или обличились, что они такое... Как соль в земле, почему вступающие с ними в общение обновляются Духом в нетление... Как слово жизни, почему мертвостью к настоящему уверяют в надежде истинной жизни (4). Что свойственно христианину? – Вера, действующая любовью ( Гал. 5:6 ). – Что свойственно вере? – Несомненная уверенность в истине богодухновенных глаголов, которая не колеблется никаким помыслом, наводит ли его естественная необходимость или прикрывается он видом благочестия. – Что свойственно верному? – Располагаться в таковой уверенности силой сказанного и не отваживаться что-нибудь отринуть или прибавить. Ибо ежели все, что не по вере, грех, как говорит апостол ( Рим. 14:23 ), а вера от слышания, а слышание от слова Божия ( Рим. 10:17 ), то все, чего нет в богодухновенном Писании, будучи не от веры, грех есть. – Что свойственно любви к Богу? – Соблюдать заповеди Его, имея целью славу Его. – Что свойственно любви к ближнему? – Искать не своих выгод, но выгод любимого к пользе душевной и телесной.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Отделение первое I. О Боге едином по существу Понятие о Боге Главная, или правильнее, первая истина откровения есть та, что есть Бог , т. е. самосущий и всесовершенный Дух, – единый по существу и троичный по лицам, Творец и Промыслитель мира видимого и невидимого. Бог есть Дух, то есть простое, имеющее самобытную личность, Существо, в котором нет никакой вещественности, ни сложности, ни деления, ни перемены. Бог есть Дух ( Ин.4:24 ); Господь Дух есть ( 2Кор.3:17 ); Божество не сложно; Оно все есть жизнь (Святой Иларий Пиктавийский ). Свойства или совершенства Божии и разделение оных Что есть Бог Сам в Себе, или в чем состоит Его существо, сего объяснить никто не может. Но приспособительно к разумению человеческому указываются в откровении совершенства или свойства Божии. Свойства Божии, рассматриваемые по отношению к бытию, суть: самобытность, вечность, неизменяемость, вездеприсутствие; по отношению к жизни Божией – по уму всеведение и премудрость, по воле – свобода, всемогущество, святость, благость и правда, по ощущению – блаженство. Неизменяемость Неизменяемость Божия есть такое свойство, по которому Бог пребывает всегда один и тот же, как по существу, так и по действиям. Ни Сам Он, как самосущий, не принимает никаких изменений в Своем бытии, и никто и ничто не может иметь влияния на изменение Его существа или действий. В Священном Писании ясно сказано: Аз Господь Бог ваш, и неизменяюся ( Мал.3:6 ); у Него же несть пременения или преложения стень ( Иак.1:17 ; Евр.6:16–17 ). Вездеприсутствие Вездеприсутствие есть такое свойство Божие, по которому Бог не ограничивается и не стесняется никаким пространством и временем, но находится везде, всегда и во всем, не разделяясь и не смешиваясь с тварями, но всегда оставаясь простым существом. Священное писание говорит, что негде скрыться от Бога. Камо пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего камо бежу? ( Пс.138:7,10 ; Ам.9:2,3 ). Еда небо и землю не Аз наполняю? ( Иер.23:23,24 ; слич. Прем.19:21 ). Св. Иоанн Дамаскин пишет: «Надобно знать, что Бог не имеет частей; весь находится везде и всецело – не частью какой в известной части пребывает, разделяясь подобно телам, но весь во всем и весь выше всего» (Точное изложение православной веры, кн. 1, гл. 13).

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Fivejsk...

Бог Образ и подобие Божии Мы, христиане, имеем долг идти вслед Спасителя. Взирая на страдания и смерть Его, должны всегда понуждать худшее покорить лучшему и плоть поработить духу, чтобы сделать себя по образу и по подобию Божию. Образ – в душе человеческой, подобие же – в добродетелях (13, с.41). Совершенство Божие Св. Иоанн Синайский в своей «Лествице» пишет: «Никто, видя или слыша что-либо сверхъестественное в монашеской жизни, да не впадает в неверие по неведению, ибо где пребывает преестественный Бог , там всегда много уже совершается сверхъестественного». Совершенный Бог не подлежит изменению. Всемогущество Его одинаково было, есть и будет во веки. Следовательно, и теперь истинные монахи по благодати Божией могут сподобляться тех же сверхъестественных явлений, знамений и чудес. Бог, идеже хощет, – побеждается естества чин, и Сам вещает нам, что у Него все возможно ( Лк.18,27 )(25, с.452). Бог троичен в Лицах. Бог в Троице явился миру в Крещении. Бог в Троице открылся в Крещении Христа. Бог троичен в Лицах, Творец неба и земли. Бог есть Вседержитель. Бог есть Господь всей твари, и все трепещут Его. Бог есть верховнейший Владыка. Бог есть Свет. Бог имеет красоту и великолепие, которыми насытиться не могут от начала АНГЕЛЫ. И. О СВОЙСТВАХ БОЖИИХ Свойства Божии познаются из СЛОВА БОЖИЯ. Бог и Его свойства; верить, что слово Божие говорит об этом. Бог, если все создал превосходным, то Сам гораздо превосходнее. Бог всесовершен и бесконечен в Своих свойствах. Бог вечен и присносущен. Бог вечен и бессмертен. Бог невидим, но познаваем. Бог, слово Его истинно и неложно. Бог – источник добра. Бог есть всемогущая Сила, творящая все, что хочет. Бог всемогущий управляет МИРОМ. Бог велик и непостижим, но благ и милостив. II. БОГ – ТВОРЕЦ МИРА И ЧЕЛОВЕКА Бог – Творец мира, верить истине Священного Писания . Бог – Творец человека. Премудрость и благость Божии в устроении мира и человека. Премудрость и благость Божии в судьбах народов. IUU. БЛАГОСТЬ БОЖИЯ Благость Божия никогда не перестает.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Глава восьмая. Имя Божие От Хорива, от неопалимой купины любовь Божия воспламенилась в явлении славы Ягве. И там же на Хориве у неопалимой купины мир приобщился тайне имени Божия. Дарование людям Своего имени явилось дарованием им Своей любви. Бог возлюбил – и открыл Свое имя. Бог возлюбил – и нарек имя Свое на возлюбленных. Как славу Ягве, так и имя Его принял для людей великий Моисей. Моисей – пророк славы Господней и имени его. Итак – богословско-экзегетический этюд о имени Господнем. 8.1. Философия и богословие имени Божия Вопрос об имени и имени Божием в особенности обсуждался многими философами и богословами. Что есть имя? Можно указать на три восходящие ступени в понимании имени. – Имя обозначает именуемого, оно является его знаком, или даже значком, иногда оно его кличка. Это напоминает условные знаки в математике или физике. Обозначим буквой «а» одну из сторон треугольника, или буквой «v» скорость движущегося объекта. В таком случае имя – это некоторое слово, служащее условным знаком для определения того или иного человека и обращения к нему. Грубо говоря – кличка. Чтобы говорить о Боге и обращаться к Нему, необходим тоже некоторый знак, имя. – Имя выражает существо именуемого, является его образом, качеством, типом. В таком случае человек через имя не только обозначает именуемого, но познает его. Так в Эдемском саду нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым ( Быт. 2:20 ). Здесь явно речь идет не о том, что Адам дал имена животным в смысле простого их обозначения, не клички же он давал им. Речь идет именно о выражении существа именуемых. Нарекая имена животным, человек познавал их природу. Сегодня бы сказали, что Адам осуществил грандиозное зоологическое исследование. Так и имена Божии не просто обозначают для человека Бога, позволяя ему обращаться к Нему, но свидетельствуют о Божественной природе, а также о человеческих представлениях о Боге. Имена Божии выражают сущность и свойства Божии. – Имя не только выражает, но и являет существо именуемого, онтологически связано с ним. Имя как эманация, энергия, сила и явление именуемого. Это наиболее глубокое значение имени. В таком случае произносящий имя Божие не только обозначает Того, к Кому обращается, не только выражает Его свойства, но и приобщается и таинственно соединяется с Ним. В таком случае имя Божие есть сила Божия и, соответственно учению св. Григория Паламы (XIV в.) и афонских исихастов, есть энергия Божия. Св. Григорий, помимо сущности и ипостасей Божиих, говорит и об энергии Божией, о нетварном Фаворском свете. Непостижимая тварным миром сущность Божия постигается через нетварные Божественные энергии. К нетварной Божественной энергии относится слава Ягве, к ней же относится и само имя Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

2. Притча о званных на вечерю (Лк.14:16–24; зач. 76) Человек некий сотвори вечерю велию и зва многи ( Лк.14:16 ). Кто это человек некоторый? – Бог Отец. Хотя Бог есть Дух, но в свящ. откровении Он и представляется нам часто человекообразно и вот даже именуется человеком. Конечно, дух ни плоти, ни костей, ни форм не имеет. Но, по снисхождении к человеку, Сам Бог Свои совершеннейшие свойства благоволил обозначить доступными и ясными для человека формами. Так Бог приписывает Себе руки, очи, сердце и др. Не думайте, что Бог Дух может иметь таковые члены. Значит, под ними только нужно разуметь свойства Божии. Руки означают всемогущество Бога, очи – всеведение, сердце – благость и любовь Его к тварям. Мы часто говорим: десница Всевышнего хранит человека. Толкуй это так: Господь, по Своему благому всемогуществу, сохраняет и спасает человека от бед. Вот и в притче Господь наш Иисус Христос Своего единосущного Отца назвал человеком. Но по действию сего человека мы сейчас приметим, что не человек это делает. Он устрояет великую вечерю и зовет многих. Нередкое явление составляют званные вечери. Как будто и нет ничего в этом достойного удивления. Да для притчи и требовался образ близко знакомый слушателям. Но раскройте покров приточный. Что же будет означать велия вечеря? Царство Божие от начала мира предопределенное или святая Церковь . Велико это царство и необычайно. Царем в нем Сам Бог . Члены его суть тьмы ангелов и спасающиеся люди ( Евр.12:22–24 ). Да и уготована эта вечеря на все времена. Она уже открылась в раю для безгрешных прародителей. Преслушание праотцев лишило их блаженства на вечери Божией до времени. Вход был закрыт. Но неложно было слово Бога о том счастливом времени, когда настанет год вечери. Во весь ветхозаветный период времени вечеря как бы уготовлялась. Избранный Богом народ еврейский получал звание на вечерю. Приходили посланники Божии и возвещали людям о сем. Прошли тысячи лет после печального события падения прародителей. Когда исполнилось предопределенное время, явился на землю Бог Сын во плоти, Господь наш Иисус Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Введение. Откровение Божие, устное Предание и Священное Писание Часть I. Исповедание, или Символ Веры О первом члене Символа Веры а) О Боге и Его свойствах б) О Пресвятой Троице в) О невидимом и видимом мирах г) Об Ангелах д) О человеке Второй член Символа Веры. О Боге Сыне, Господе Иисусе Христе Третий член Символа Веры а) Как Сын Божий стал человеком б) Молодость и служение Христа в) Вера в Господа Иисуса Христа г) О Пресвятой Богородице Четвертый член Символа Веры. О страданиях и смерти Господа Иисуса Христа Пятый член Символа Веры. О Воскресении Господа Иисуса Христа Шестой член Символа Веры. О Вознесении Господа Иисуса Христа Седьмой член Символа Веры. О втором пришествии Господа Иисуса Христа Восьмой член Символа Веры а) О Духе Святом б) О милости Божией Девятый член Символа Веры а) О Церкви вообще б) Господь Иисус Христос является единым главою Церкви в) О свойствах Церкви 1. Церковь есть только одна 2. Святая Церковь 3. Соборная Церковь 4. Апостольская Церковь Десятый член Символа Веры. О Святых Таинствах Одиннадцатый член Символа Веры. О воскресении мертвых Двенадцатый член Символа Веры. О жизни вечной Часть II. Заповеди Божии А) Десять заповедей Божиих 1. Первая заповедь Божия а) О вере б) О надежде в) О любви г) О богопочитании д) О почитании Ангелов и святых 2. Вторая заповедь Божия 3. Третья заповедь Божия 4. Четвертая заповедь Божия 5. Пятая заповедь Божия 6. Шестая заповедь Божия 7. Седьмая заповедь Божия 8. Восьмая заповедь Божия 9. Девятая заповедь Божия 10. Десятая заповедь Божия Б) Две наибольшие и главные заповеди Божии 1. О любви к Богу 2. О любви к ближнему В) Заповеди блаженства Часть III. О Святых Таинствах 1. О Таинстве Крещения 2. О Таинстве Миропомазания 3. О Таинстве Причащения 4. О Таинстве Покаяния 5. О Таинстве Священства 6. О Таинстве Брака 7. О Таинстве Елеосвящения Часть IV. О грехе, добродетели, милостыне и монашеских обетах 1. О грехе 2. О добродетелях 3. О молитве Господней 4. О посте 5. О милостыне 6. Об обетах Часть V. О богослужениях 1. Введение 2. О храме 3. Действия при богослужениях 4. О лицах, совершающих богослужения 5. О богослужебных облачениях 6. Богослужебные книги 7. Богослужения Православной Церкви а) О Божественной Литургии б) О вечерне, утрене и всенощном бдении Часть VI. О праздниках  

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

Свойства Божии Бог... не имеет ни начала, ни конца, так же как и Его совершенства, ибо Он никогда не был без них, но всегда был и есть преблагий и праведный, всепремудрый, непобедимый, бесстрастный, неописанный, беспредельный, неисследимый, непостижимый, бесконечный, присносущий, несозданный, неизменный, непреложный, истинный, несложный, невидимый, неосязаемый, необъятный, совершенный, превысший всего существующего, неизъяснимый, неудоборазумеваемый, многомилостивый, всещедрый, многоблагоутробный, вседержитель, всевидящий. И, как говорит великий Дионисий, Он, имея добродетели, не понуждает Себя к исполнению каждой, как добродетельные люди, но производит благое, желая его, и употребляет добродетели, как орудия, самопроизвольно. Ангелы же и добродетельные люди получили от Него, по благодати, вместе с бытием и добродетели, которыми, подражая Ему, сделались праведными, благими и премудрыми. И они, как творения, имеют нужду в помощи и снисхождении Вседержителя, без которой не могут иметь ни добродетели, ни премудрости; потому что творения склонны к изменению, и, как совокупленные из различного, называются сложными, а Бог бесплотен, прост, безначален, Единый Бог во Отце и Сыне и Святом Духе поклоняемый и прославляемый всем творением (сщмч. Петр Дамаскин , 75, 85–86). Бог видит всех сынов человеческих. Ни один не избегает Его зрения; не закрывают ни тьма, ни стены; нет никакого препятствия очам Божиим. Он не только видит каждого, но видит и сердца, которые создал Сам, не примешав к ним ничего худого (свт. Василий Великий , 5, 241). Источник. ...Примечаю, что как, простираясь мыслию в века будущие, называем нескончаемою жизнь, никаким пределом не ограничиваемую, так, восходя помышлением, в века давние и, как в необъятное какое море, погружая взор в бесконечность Божией жизни, поскольку не можем найти никакого начала, от которого бы она произошла, но представляем жизнь Божию простирающеюся далее и далее вне всего мыслимого, то эту безначальность жизни именуем нерожденностию (свт. Василий Великий , 7, 37).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. О БОГЕ В САМОМ СЕБЕ РАЗДЕЛ I. БЫТИЕ, СУЩНОСТЬ И СВОЙСТВА БОЖИИ Истина бытия Божия – это первая и основная религиозная истина. Ап. Павел говорит: Надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает ( Евр.11:6 ). Идея о Боге является «врожденной» идеей для человека: история не знает безрелигиозных народов, у которых не было бы никаких религиозных верований, никаких представлений о сверхъестественном. Само по себе стремление к бесконечному, потребность и способность познавать Бога – все это заложено в человеке, укоренено в его природе. Свидетельствует об этом и внутренний религиозный опыт человечества. Особенно это касается свидетельства христианской души, очищенной от греха и приблизившейся таким образом к Богу. Помимо этого внутреннего свидетельства христианство дает еще и внешнее, историческое основание для уверенности в бытии Божием, а именно явление Бога во плоти в Лице Господа нашего Иисуса Христа. Священное Писание прямо называет неверие в Бога, отрицание Божественного бытия безумием (см.: Пс.52:2 ). Впрочем, следует иметь в виду, что отрицание бытия Божия достаточно редко бывает основанным на искреннем заблуждении и обусловленным чисто теоретическими причинами, – вопрос о бытии Бога всегда имеет прямое отношение к жизни человека. Чаще всего люди отрицают бытие Бога не потому, что их к этому приводят какие-то рациональные доводы, а прежде всего потому, что утверждать небытие Бога им так или иначе выгодно. Поскольку сущность Божия для человеческого познания недоступна, содержанием учения о Боге в Себе является не сама Божественная сущность, а свойства Его сущности. Эти свойства именуются существенными (греч. τ ο σι δη δι ματα, лат. proprietates essentiales), они принадлежат самой сущности Бога и отличают Его от всех прочих существ; эти свойства являются общими для всех Лиц Святой Троицы. Существенные свойства следует отличать от личных, или ипостасных, свойств, принадлежащих тому или другому из Лиц Святой Троицы 208 . В Книге Исход Господь открывает Свое имя как Сущий (греч. ν) ( Исх.3:14 ). Свят. Григорий Богослов толкует значение этого имени следующим образом: «Сим именем именует Он (Бог) Сам Себя, беседуя с Моисеем на горе, потому что сосредоточивает в Себе Самом всецелое бытие, которое не начиналось и не прекратится» 209 . Из этих слов свят. Григория можно заключить, что Бог, во-первых, является свободно-разумным Существом (Личностью) и, во-вторых, заключает в Себе безграничную полноту бытия. Эти две истины обусловливают деление Божественных свойств на две группы:

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010