7 . Дети! да не обольщает вас никто. Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен. Теперь прямо говорит св. Иоанн, что христиане не должны слушать лжеучителей, не должны верить им, будто можно спастись без добрых дел. Дети! да не обольщает вас никто. Кто делает правду; тот праведен, подобно как Он, Спаситель, праведен. Как бы так сказал: дети! не обольщайтесь мыслью, будто можно вам спастись только потому, что вы веруете во Христа и называетесь христианами; нет, только исполняющий заповеди Христовы поистине праведен, и уподобляется совершенному Праведнику Иисусу Христу. Или: только тот истинно праведен и угоден Богу, кто исполняет заповеди Божии, как исполнял их Иисус Христос. – Иисус Христос оставил нам совершеннейший пример на пути ко спасению: мы должны подражать сему примеру. Иисус Христос вполне исполнил заповеди Божии, или волю Отца Своего: и мы, веруя в Него, Спасителя нашего, также должны всеми силами исполнять волю Отца небесного, которую Иисус Христос возвестил нам, и которую предали нам ученики Его, Божественные Апостолы. Так апостол Иаков пишет: «Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?» ( Иак.2:24 ). Апостол Павел учит: «потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут» ( Рим.2:13 ). «Не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут». 8 . Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола. Кто делает грех, тот от диавола; потому что сначала диавол согрешил. Кто предан греху, или проводит жизнь греховную, тот подражает диаволу, а не Христу, принимает свойства диавола, а не свойства Иисуса Христа. Диавол грешит от начала; он согрешил до падения человеков; он вовлек в грех Адама и Еву; и доныне остается во грехах. Иисус Христос раскрывает это состояние грешников так: Ваш отец диавол; и вы хотите исполнят похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала, и не устоял в истине, ибо нет в нем истины, когда говорит он ложь, говорит свое; ибо он лжец и отец лжи ( Ин.8:44 ). – Как Иисус Христос, так и возлюбленный ученик Его, говорят о грешниках беспечных и нераскаянно предающихся грехам, или остающихся в нечестии, как выше об этом сказали мы; а не о тех грешниках, которые, уподобляясь юношам, нетверды и непостоянны на пути спасения, но, претыкаясь, или согрешая ныне и завтра, сознают свои грехи, сокрушаются о них, сокрушаясь, стараются заглаживать их искренними молитвами и ревностным исполнением нарушенных заповедей Божиих, и в чувствах покаянного смирения и самоосуждения взывают, подобно изображаемому в евангельской притче мытарю: Боже, милостив буди мне грешнику ( Лук.18:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

   В Священном Писании Святой Дух прямо называется Богом только один раз. Ап. Петр, обличая Ананию, утаившего часть от цены проданного имения, говорит: Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому?.. Ты солгал не человекам, а Богу (Деян.5:3-4).    Кроме этого, в Священном Писании имеются косвенные свидетельства о божественном достоинстве Духа Святого. Ап. Павел, говоря о человеческом теле как о храме, употребляет в качестве синонимов выражения «храм Божий» и «храм Духа Святого»: Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? (1 Кор.3:16).    Косвенным указанием на божественное достоинство Духа являются также заповедь о крещении (см.: Мф.28:20), апостольское приветствие у ап. Павла (см.: 2 Кор.13:13), рассмотренные выше слова евангелиста Иоанна (см.: 1 Ин.5:7).    Так же как и Сыну, Духу Святому в Священном Писании усвояются Божественные свойства, например всеведение: Дух все проницает, и глубины Божии (1 Кор.2:10). Причем из контекста очевидно, что слово проницает здесь употребляется в смысле «знает, постигает».    Святому Духу усвояется способность и власть отпущения грехов, что может совершать только Бог: Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин.20:22-23).    Духу Святому приписывается участие в творении мира: Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь (Иов.33:4).    В то же время, приписывая Святому Духу Божественные свойства, Священное Писание нигде не поставляет Святого Духа среди тварей.    Ап. Павел говорит, что все Писание богодухновенно (2 Тим.3:16). Ап. Петр, говоря о ветхозаветных пророчествах, замечает, что их изрекали святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Пет.1:21), т. е. Священное Писание богодухновенно, потому что его писали люди, движимые Духом Святым. В пятой книге «Против Евномия» в доказательство божественного достоинства Святого Духа приводится следующий аргумент: «Почему же Дух Святый не Бог, когда писание Его богодухновенно?»

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Метод богословия, основанный на познании Бога по Его многообразным проявлениям, называется катафатическим (положительным). Апофатический и катафатический методы не только не отрицают друг друга, но напротив, взаимодополняют. Свт. Василий Великий пишет: «Из имен же сказуемых о Боге, одни показывают, что в Боге есть, а другие, напротив, чего в Нем нет. Ибо сими двумя способами, то есть, отрицанием того, чего нет, и исповеданием того, что есть, образуется в нас как бы некоторое отпечатление Бога» 156 . «Пространный Катихизис» перечисляет следующие свойства Божии: онтологические: вечность, вездесущие, неизменяемость; духовные: благость, праведность, всемогущество, всеблаженство или вседоволъство 157 . 2.3.3. Онтологические (апофатические) свойства Божии 2.3.3.1. ВЕЧНОСТЬ Этим свойством отрицается зависимость Бога от условий времени как формы изменчивого тварного бытия. Для Бога время не существует так, как, например, оно существует для нас. Будучи Сам Творцом времени, Бог пребывает вне времени. Такие понятия, как «прежде», «после», «теперь» и тому подобное к Богу неприменимы, поскольку все связанные с этими понятиями времени изменения для Бога не существуют, для Него – все настоящее, Бог всецело присутствует в каждом моменте времени. «От века и до века Ты – Бог» ( Пс. 89:3 ). «Ты, Господи, пребываешь, во веки» ( Плач. 5:19 ). «Свят, свят, свят Господь Вседержитель, Который был, есть и грядет» ( Откр. 4:8 ). Ап. Павел говорит, что Евангелие было возвещено по повелению вечного Бога ( Рим. 14:25 ). 2.3.3.2. ВЕЗДЕСУЩИЕ (ВЕЗДЕПРИСУТСТВИЕ) Этим свойством за Богом отрицается зависимость от пространства как формы существования изменчивого бытия. «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо, Ты там, сойду ли в преисподнюю, и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря» ( Пс. 138:7–10 ) Вездеприсутствие как свойство существа Божия означает, Бог проникает все существующее, ни с чем не смешиваясь; Его не проникает ничто. Божественное вездеприсутствие не означает, что Бог «разлит» в мире таким образом, что каждая частица Вселенной соответствует некой части Божества. Бог пребывает вне мира. Св. Иоанн Дамаскин говорит, что «Все отстоит от Бога не местом, а природой» 158 . «Ибо велико и непроходимо расстояние, отделяющее несозданное естество от всякой созданной сущности» 159 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Слово имя происходит от слова именовать, называть кого-либо или что-либо. Отсюда имена Божии суть слова, которыми именуется Бог. Священное Писание называет Бога многими именами, каковы: Господь, Бог, Господь Саваоф, Творец, Вседержитель. Равным образом означение каждого свойства Божия также может быть принимаемо как имя Божие. Так, Бог называется вечным, всемогущим и прочее. Но каждое из имен Божиих указывает нам на то или другое проявление существа Божия. Имя Господь, например, открывает нам, что Бог господствует над всем миром, и что все на небе и на земле покорно Ему. Имя Бог указывает на то, что всякое благо происходит от Господа, богатого милостью, и что Он есть источник всех благ. Именем Творец именуется Бог потому, что Он сотворил все. То же нужно сказать и обо всех остальных именах Божиих. Все они относятся к одному Высочайшему Существу и открывают нам Его. Отсюда под именем Божиим разумеется все, чем означается Божие существо, Божии совершенства и свойства, открытые людям для прославления их. К сказанному об имени Божием мы прибавим еще следующее. Нам известно уже изречение, в котором Сам Бог повелевает призывать Его: «и призови Меня в день скорби; Я избавлю Тебя, и Ты прославишь Меня». Между тем, апостол Павел говорит: «всякий, кто призовет имя Господне, спасется». Из сопоставления этих мест видно, что призывать Господа и призывать имя Господне, значит одно и то же. Равным образом в одних изречениях говорится: «хвалите имя Господне», а в других: «хвалите Господа», и изречения эти означают одно и то же. Вот почему если апостол Петр говорит: «Господа Бога святите в сердцах ваших», то этим он увещевает к тому же, о чем и мы молимся в словах: да святится имя Твое. Значит, верно то, что Божиим именем означается самое существо Божие, открываемое посредством слова. После этого легко ответить на вопрос: имя Божие не есть ли свято само по себе? Святить кого-либо, значит, делать его святым. Но если под именем Божиим в первом прошении разумеется Сам Бог, то очевидно, что слово святить в этом смысле нельзя понимать здесь, поскольку Бог свят, как Сам Он свидетельствует о Себе: «святы будьте, ибо свят Я, Господь Бог ваш». Посему-то и в катехизисе на указанный вопрос дается следующий ответ: «имя Божие без сомнения свято само по себе. Свято имя Его». «Но это имя, – говорится далее в катехизисе, – может святиться в человеках, то есть вечная святость Его (Бога) в них являться может». Что свято, того нельзя святить, но можно признавать святым и отображать в своем сердце. Святой Бог может посему святиться в нас самих или, как говорит апостол Петр, в наших сердцах. Это бывает тогда, когда правильно познают Бога или православно веруют в Него и когда жизнью своею достойно почитают Его. Объясним это точнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

“Восхотеть спасти, говорит, например, святой Григорий Нисский , есть знак благости; ме­ной искупить пленника – знак правды; а недоступное для врага сделать доступным есть дело высочайшей премудрости”. 325 Мысль о всеведении Божием и взгляд на мир – дело рук Божиих, совершенно достаточны для убеждения естественного разума человеческого в высочайшей премудрости Вседержителя, которую признавали даже и язычники. 326 § 21. Свойства воли Божией. Волю Божию можно рассматривать с двух сторон: саму в себе и в отношении к тварям. В первом случае она пред­ставляется нам: а) по естеству своему высочайше свободной, а – б) по свободной деятельности всесвятой. В последнем – являет­ся: а) прежде всего всеблагой: так как благость есть первая и главнейшая причина всех действий Божиих по отношению ко всем тварям, разумным и неразумным; б) потом, в частности, по отношению к одним тварям разумным – истинной и верной: поскольку открывает себя им в качестве нравственного закона для их воли и в качестве обетований или нравственных побуждений к исполнению этого закона; в) наконец – право­судной: поскольку следит за нравственными действиями этих существ и воздает им по заслугам. Таким образом главные свойства воли Божией, или точнее, главные свойства Божии по воле суть: 1) высочайшая свобода, 2) совершеннейшая святость, 3) бесконечная благость, 4) совершеннейшая истинность и вер­ность и 5) бесконечное правосудие. 1. Высочайшая свобода. Бог называется высочайше-свободным ( λεθερος, υτεξοσιος, liberrimus), потому что Он определяет Себя к деятельности совершенно независимо от всякой необходимости или принуждения, как внешнего, так и внутреннего, а единственно на основании представлений (идей) своего совершеннейшего разума и все по изволению воли Своей ( Еф. 1:11 ): Он и избирает, что хочет, и осуществляет избранное, как хочет. 327 Священное Писание приписывает Богу высочайшую свободу: а) вообще во всех Его действиях, утверждая, что Он совершает все по изволению воли ( Еф. 1:11 ), и в частности – б) в сотворении мира: Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено ( Апок. 4:11 ). Бог наш на небесах [и на земле]; творит все, что хочет ( Пс. 113:11 ). Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах ( Пс. 134:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Божество Духа Святого . Дух Святой есть такой же истинный Бог, как и Бог Отец и Бог Сын. Божество духа Святого и Его равенство с Отцом и Сыном Священное Писание показывает тем, что усвояет Духу Святому имя истиннаго Бога, свойства и действия Божия, а также и том, что заповедует воздавать Ему такое же божеское почитание, как Отцу и Сыну. Дух Святой называется Богом. Апостол Петр, обличая солгавшего Ананию, говорил: «для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому ? И утаить из цены земли? Ты солгал не человекам, а Богу» ( Деян. 5:3–4 ). Апостол Павел называет верующих то храмом Божиим, то храмом Духа Святого, и этим показывает, что Дух Святой есть Бог. «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас»? ( 1Кор. 3:16 ). Духу Святому приписываются божеские свойства: а) всеведение : «Дух все испытует, и глубины Божии» ( 1Кор. 2:10 ). То же свойство усвояется Святым Духом Спасителем, когда Он говорит апостолам «Дух истины наставит вас на всякую истину... и будущее возвестит вам» ( Ин. 16:13 ); б) вездеприсутствие: это свойства Святого Духа предполагается во всех тех свидетельствах Священного Писания, в которых говорится, что Он обитает и действует в одно и то же время в душах всех верующих христиан, рассеянных по всему лицу земли; в) всемогущество : оно открывается преимущественно в самостоятельном, полновластном раздаянии Духом Святым чудесных и чрезвычайных дарований верующим. Перечислив эти дарования, апостол говорит: «но каждому дается проявление Духа на пользу: одному дается Духом слово мудрости, другому слово знание тем же Духом; иному вера, тем же духом, иному дары исцелений; иному чудотворения, иному пророчества, иному различение Духов, иному разные языки, иному истолкование языков – все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо как Ему угодно» ( 1Кор. 12:7–11 ). Усвояются Духу Святому и Божественные действия, например, творение : «Дух Божий носился над водою». Быт. 1:2 ); «Дух Божий создал меня, и дыхание вседержителя дало мне жизнь» ( Иов. 33:4 ), а также

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

«Восхотеть спасти, говорит, например, святой Григорий Нисский, есть знак благости; меной искупить пленника — знак правды; а недоступное для врага сделать доступным есть дело высочайшей премудрости.» . Мысль о всеведении Божием и взгляд на мир — дело рук Божиих, совершенно достаточны для убеждения естественного разума человеческого в высочайшей премудрости Вседержителя, которую признавали даже и язычники. §21. Свойства воли Божией Волю Божию можно рассматривать с двух сторон: саму в себе и в отношении к тварям. В первом случае она представляется нам: а) по естеству своему высочайше свободной , а — б) по свободной деятельности всесвятой . В последнем — является: а) прежде всего всеблагой : так как благость есть первая и главнейшая причина всех действий Божиих по отношению ко всем тварям, разумным и неразумным; б) потом, в частности, по отношение к одним тварям разумным — истинной и верной : поскольку открывает себя им в качестве нравственного закона для их воли и в качестве обетований или нравственных побуждений к исполнению этого закона; в) наконец — правосудной : поскольку следит за нравственными действиями этих существ и воздает им по заслугам. Таким образом главные свойства воли Божией, или точнее, главные свойства Божии по воле суть: 1) высочайшая свобода, 2) совершеннейшая святость, 3) бесконечная благость, 4) совершеннейшая истинность и верность и 5) бесконечное правосудие. . Высочайшая свобода Бог называется высочайше-свободным ( λεθερος , αυτεξοσιος , liberrimus), потому что Он определяет Себя к деятельности совершенно независимо от всякой необходимости или принуждения, как внешнего, так и внутреннего, а единственно на основании представлений (идей) своего совершеннейшего разума и все по изволению воли Своей (Еф. 1:11): Он и избирает, что хочет, и осуществляет избранное, как хочет. Священное Писание приписывает Богу высочайшую свободу: а) вообще во всех Его действиях, утверждая, что Он совершает все по изволению воли (Еф. 1:11), и в частности - б) в сотворении мира: Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено (Апок. 4:11). Бог наш на небесах [и на земле]; творит все, что хочет (Пс. 113:11). Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах (Пс. 134:6).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

Знайте, что всякий, делающий правду, рожден от Него. Кто делает добрые дела, по заповедям Божиим, тот пребывает в Боге: добрые дела, совершаемые по учению Христову, свидетельствуют, что делающий их от Бога рожден, и, в Нем пребывая, при помощи Духа Его, творит правду. Быть рожденным от Бога то же значит, что быть сыном Божиим, как видно из слов послания ( 1Ин.3:1 ), которые рассмотрим в следующей беседе. Как естественные дети обыкновенно удерживают свойства своих родителей, которым потому часто бывают подобны по своим поступкам, обнаруживающим их свойства: так и дети Божии, возрождённые чрез веру в Иисуса Христа, благодатью Святого Духа делаясь причастниками Божественного естества ( 2Пет.1:4 ), получают богоподобные свойства, и выражают их своими, делами. Нося в себе семя Божественной Благодати, они приносят от сего святого семени спасительные плоды в своих мыслях, желаниях и делах: и внутренние и внешние действия их, силою возрождающей и освящающей Благодати, совершенствуются по образу совершенств Божеских, как учит Господь: Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный. ( Мф.5:48 ). Братия! предложенные ныне наставления Апостола приложим к самим себе: и для нас они столько же поучительны и назидательны, как были и для тех христиан, для коих первоначально написано было послание Иоанна. Апостол учит: «помазание», «которое вы получили от Него», Господа Спасителя, «в вас пребывает; и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно; то, чему оно научило вас, в том пребывайте. »Все это идет и к нам. Все мы, христиане, возрожденные в купели св. крещения, приняли помазание от Святого, будучи запечатлены благодатью Св. Духа, и наставлены истинам спасения чрез слово Божие, преданное нам св. Апостолами и преемниками их, пастырями и учителями. Это помазание не оставляет нас: благодать Св. Духа всегда присуща Христовой Церкви и действует чрез Слово Божие и чрез спасительные таинства; присуща и каждому члену Церкви, запечатленному печатью спасительных даров её.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

«На небесах», – говорит священный [Иоанн] Дамаскин, – «потому что там Ангелы, творящие волю Его и всегда Его прославляющие. На земле: ибо на ней во плоти обитал с человеками. В Святой Церкви: поскольку в ней преимущественным образом дается благодать Его верным, и проповедуется слава Его. Подобным образом и всякое место, в котором каким-нибудь образом открывается благодать Божия, называется местом Его» 10 . Вопрос 16. Если, по твоим словам, одному только Богу свойственно знать все, тайное и явное, то каким же образом это знают ангелы и, среди людей, пророки? Ответ. Бог знает все тайны и глубины людей и Ангелов Сам Собой, и не только тогда, когда они мыслят, но и прежде создания мира, как говорит Писание: «Очи Господа в десять тысяч крат светлее солнца и взирают на все пути человеческие, и проникают в места сокровенные» ( Сир. 23:27–28 ). И еще: «Ибо Господь знает всякое ведение и прозирает в знамения века, возвещая прошедшее и будущее и открывая следы сокровенного» ( Сир. 42:18–19 ). И Иоанн в Откровении: «Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим» (2:23). Но Ангелы и люди, если и узнают иногда сокровенное будущее, то узнают его по Божественному откровению, как свидетельствует Писание: «[Бог] открывает глубокое и сокровенное» ( Дан. 2:22 ). Как Он открыл Елисею, что раб его Гиезий тайно взял на пути у Неемана ( 4Цар. 5:26 ), и апостол Петр узнал, что сделали Анания и Сапфира ( Деян. 5:11 ). Такое знание было и у всех пророков. Вопрос 17. Есть ли еще другие свойства Бога? Ответ. Свойства Божии неисчислимы; но и тех, о которых, как необходимых для спасения, мы до сих пор говорили, достаточно, чтобы научить нас, как мы должны думать о Боге. Итак, оставив другие [свойства], верь твердо и несомненно, что Бог един в трех Лицах, всемогущ, вездесущ и всеведущ, неизменяем по существу и вечен. Вопрос 18. В этом члене использовано слово «Творец». Значит, Бог является Творцом всего? Ответ. Ангелы – это духи, которых Бог сотворил из ничего, чтобы они служили Ему и прославляли Его, а в этом мире служили людям и приводили их в Царство Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

Проблема внешнего поведения человека разрешается тут сама собой: человек, охваченный любовью к Богу и к людям (а любовь едина, нераздельна и цельна; кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец ( 1Ин.4:20 ), неизбежно, можно сказать, естественно, творит добро. Внешнее добротворение так же свойственно любящему, как хорошему дереву свойственно приносить хорошие плоды, а совершение зла столь же для него противоестественно, как хорошему дереву не свойственно приносить худые плоды ( Мф.7:17–18 ). Внешнее принуждение, угрозы и даже обещания наград становятся излишними, ибо любящий делает добро по внутреннему неодолимому побуждению в точном соответствии со словами св. Григория Богослова: «Истинно любомудрые и братолюбивые... любят общение с добром ради самого добра, не ради почестей, уготованных за гробом». Не думал ведь о вечном воздаянии милосердный самарянин, оказывая помощь израненному ( Лк.10:30–37 ). Скорее он действовал в соответствии со словом Божиим: «Милости хочу, а не жертвы» ( Ос.6:6 ). Ветхозаветные пророки предчувствовали и предсказывали эту поистине блаженную настроенность христианской души, когда от Имени Божьего обещали: «Вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата и говорить: «Познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня« ( Иер. 31:33–34 ) При этом закон не утрачивает своей силы и своего значения; он только из внешнего закона превращается во внутренний, пишется в сердцах, становиться имманентным человеку и непреодолимо, с много большей силой, чем внешнее принуждение, побуждает к добру и отвращает от зла. Любящий Бога и людей пребывает в Боге, а всякий, пребывающий в Нем, не согрешает ( 1Ин.3:6 ; ср. 4:16). С другой стороны, наличие добра свидетельствует о пребывании человека в Боге, т.е. в любви, а совершение зла, порочная, эгоистическая жизнь – об отсутствии любви, об удаленности от Бога, о незнании Его. »Всякий согрешающий не видел Его и не познал Его, – пишет далее св. апостол Иоанн. – ...Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен. Кто делает грех, тот от дьявола, потому что сначала диавол согрешил... Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога. Дети Божии и дети дьявола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего» ( 1Ин.3:6–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010