Дом двухэтажный, кирпичный. Боковые части фасада подчеркиваются пилястрами и аттиками разной формы. Оконные проемы на первом этаже полуциркульные без наличников, на втором имеют сложное обрамление и завершаются сложными сандриками. С сайта Министерства культуры Республики Татарстан Во внутренней жизни монастыря случилось в 1756 году весьма важное событие.. Прошло уже более 200 лет со времени прославления мощей святителя Христова Германа, а Иоанно-Предтеченский монастырь, обязанный ему своим началом, все еще не пользовался даже частию этого священного и драгоценного сокровища, так как нетленные остатки святителя Германа, перенесенные из Москвы в 1592 году, почивали в Свияжском Богородицком монастыре. Не мало теряла от этого Иоанно-Предтеченская обитель, и вообще не выдававшиеся ничем особенным из ряда других. В 1756 году, вследствие ходатайства архимандрита монастыря Патрикия пред преосвященным Гавриилом, епископом Казанским и Свияжским, о дозволении перенести в Иоанно-Предтеченскую обитель из Свияжского Богородицкого монастыря часть св. мощей Германа, «яко перваго ктитора Ивановской обители», - Высочайшим указом на имя Казанской духовной консистории было дозволено снестись со Свияжским архимандритом о том, можно ли уделить часть св. мощей Германа Иоанно-Предтеченскому монастырю, и если можно, то перенести ее «с честию и благоговеинством». К великой радости Ивановской обители из Свияжска был получен утвердительный ответ, и церковное торжество перенесения мощей святителя Христова Германа было совершено 23 декабря 1756 года. Массы народа провожали святыню из Свияжска до самого Иоанно-Предтеченского монастыря, где святыня была помещена в помещении теплой монастырской церкви. Монастырь возвысился с этого времени и в глазах самих казанских граждан , чтущих своих первых трех святителей- Гурия, Варсонофия и Германа. Из книги «Описание Иоанно-Предтеченского мужского монастыря в городе Казани» составитель П.Азлецкий, Типография императорского университета, Казань, 1898 г. (Орфография приведена в соответствие современным нормам русского языка) Комментарии и обсуждение Иоанно-Предтеченский монастырь, в городе Казани построен во второй половине XVI века архиепископом Германом ( 6 ноября), икона которого с частью его мощей находится в монастыре. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=06086

Святыни: Рака с малой частицей мощей св. Германа Казанского (главная уцелевшая часть его мощей находится в Свияжске) Еще один действующий монастырь города тоже относится по времени основания к эпохе Ивана Грозного и Первосвятителей Казанских. Он раскинулся белокаменным ансамблем прямо напротив кремля, по другую сторону площади от Спасской башни. Когда-то, под пару к этой башне, возвышался великолепный трехшатровый собор монастыря. Он был почти такой же высоты: кремлевская башня – 47 метров, а центральный шатер храма – 45. Но Иоанно-Предтеченский собор – как раз то единственное, что не сохранилось от замечательного ансамбля этой маленькой, но очень красивой обители. Мы еще расскажем об этой трагической потере. А пока – история основания обители. Два монастыря обустроил в Казанской земле великий святой, архиепископ Герман: Свияжский Успенский – в 1555 г., еще будучи архимандритом (и его первым настоятелем в течение 9 лет), и Иоанно-Предтеченский в самом центре Казани – видимо, 10 лет спустя, когда уже занял, по смерти свт. Гурия, казанскую кафедру (1564-1566 гг.). Обитель в Казани изначально была учреждена, вероятно, как подворье Свияжского Успенского монастыря, но с конца XVI века стала самостоятельной. И все же Иоанно-Предтеченский монастырь всегда уступал Свияжскому и по знаменитости, и по богатству и по числу братии (особенно разительным был контраст в земельных владениях: в середине XVIII века в вотчинах Свияжского монастыря числилось более 7200 мужских крестьянских душ, а Казанского Иоанно-Предтеченского – 90). По-разному проявляется Божий промысел… Часто складывается так, что из монастырей, основанных одним и тем же святым, одна обитель после его кончины процветает, а другая веками пребывает в «скудном состоянии», как выражались в литературе XIX века. Можно проследить очень простую закономерность: где пребывают мощи святого-основателя – там и процветание. Мощи свт. Германа пребывают в Свияжской обители. И именно она в XVIII веке стала первоклассной, а Иоанно-Предтеченская Казанская – заштатной. В последней сохранялась как главная святыня лишь икона св. Германа с очень малой частичкой его мощей. Она была прислана из Свияжска в 1756 г. Заштатный монастырь, по условиям реформы 1764 года – это монастырь «на своем содержании», без денежного оклада, выделяемого государством, но также и без земли, ибо все вотчины Церкви были конфискованы в казну в том же году. То есть положение заштатных обителей России оказалось очень незавидным…

http://sobory.ru/article/?object=06086

Святитель Герман был похоронен архимандритом Свияжского монастыря Иродионом и архимандритом московского Новоспасского монастыря Иеремией 6 ноября (по другим сведениям, 14 ноября) 1567 года согласно завещанию святителя в московской церкви во имя святителя Николая (Николы Мокрого) в Китай-городе в Зарядье. В 1591 году в результате перестройки храма были обретены мощи святителя Германа, от них начали совершаться чудотворения. По просьбе Казанского митрополита Ермогена, царь Феодор Иоаннович и патриарх Московский и всея Руси Иов разрешили перенести мощи архиерея в Свияжский монастырь. 25 сентября 1592 года мощи святителя были торжественно встречены жителями Свияжска. Много чудесных исцелений и знамений произошло при этом. Лишь только мощи святого Германа были внесены в Успенский храм Свияжской обители, великое благоухание распространилось по всему монастырю. При сем прозрели два слепца и совершилось много других чудес. Спустя более 100 лет, в 1696 году мощи святого были вновь освидетельствованы, и с сего времени началось всеобщее празднование памяти святителя по всей России. В 1704 году мощи святителя были перенесены из алтаря Успенского храма в самую церковь . Это перенесение произошло 23 июля 1704 года при митрополите Тихоне. Память о сем событии торжественно совершается и до сего дня. В 1918 году Свияжский монастырь был закрыт. Летом 1922 года состоялось вскрытие мощей святителя Германа. По местному преданию, во время вскрытия по Волге прошел смерч, из-за чего собравшиеся разбежались и мощи святителя остались в обители, монашеская жизнь в которой сохранялась до 1929 года. Впоследствии святыня была утрачена. Сохранилась частица мощей, перенесенная в 1849 году в казанский Иоанно-Предтеченский монастырь. По-видимому, с 30-х годов XX века (после окончательного упразднения Иоанно-Предтеченского монастыря в 1929 году) эта частица сохранялась под престолом кладбищенского казанского храма во имя Ярославских чудотворцев и была вновь обретена в 2000 году. Ныне эта частица разделена: одна часть хранится в Иоанно-Предтеченском монастыре, другая – в Успенском соборе Свияжского монастыря. Житие святителя Гурия Казанского

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

После прихода к власти большевиков и отделения Церкви от гос-ва в кон. 1917 - нач. 1918 г. были закрыты все домовые церкви, прекращено преподавание Закона Божия в учебных заведениях, в нач. 1918 г. прекратили деятельность ДС (здания переданы Казанскому ун-ту) и миссионерские курсы, все духовные училища и епархиальное училище были преобразованы в советские школы. В КазДА занятия продолжались. В нач. 1918 г. при Правосл. церковном союзе Казанской епархии было образовано епархиальное братство защиты правосл. веры, к-рое организовывало массовые акции протеста, добиваясь от властей возвращения в школы преподавания Закона Божия за счет родителей. Так, 11 марта 1918 г. 200 представителей братства явились к комиссару просвещения Казанской республики А. Максимовичу, потребовав у него отменить декрет о запрещении преподавания Закона Божия и запрещении молитвы в школе (Там же. 1918. 7/8. С. 187). Впосл. члены братства были арестованы. 15 марта 1918 г. в Казани состоялся открытый суд над сщмч. Амвросием (Гудко) , бывшим еп. Сарапульским и управляющим Свияжским монастырем, к-рого обвинили в контрреволюционных действиях уволенные им насельники обители, архиерей был оправдан. В апр. 1918 г. в Казани убили свящ. Иоанна Богоявленского. Весной того же года были разорены Трехсвятительский крещено-татар. мон-рь в Лаишевском у. и Троицкий жен. мон-рь в с. Ромодан (Рамадан) Чистопольского у., принадлежавшие им земли были захвачены крестьянами, а имущество разграблено, обители закрылись окончательно в 1919 г. В июне 1918 г. в Раифском мон-ре местные крестьяне убили 5 чекистов, приняв их за грабителей, позже в этом обвинили монахов. Сергиевская трапезная ц. в бывш. свияжском Иоанно-Предтеченском мон-ре. 1604 г. Фотография. 2009 г. Сергиевская трапезная ц. в бывш. свияжском Иоанно-Предтеченском мон-ре. 1604 г. Фотография. 2009 г. 7-10 авг. 1918 г. Казань была занята белочехами и Народной армией Комитета членов Всероссийского Учредительного собрания (Комуч). В Свияжске в это время находился штаб Л. Д. Троцкого, по личному распоряжению к-рого были расстреляны еп. Амвросий (Гудко), свияжский свящ. Далматов Константин . В нач. сент. 1918 г. развернулись бои за Казань, 10 сент. город был взят Красной Армией, при штурме были расстреляны насельники Зилантова монастыря. Митр. Иаков (Пятницкий), еп. Борис (Шипулин) и часть духовенства ушли с отступавшими белыми войсками. Чистопольский еп. Анатолий (Грисюк) в то время находился в Москве на сессии Поместного Собора, вернулся в Казань 26 сент. и стал временно управляющим епархией. В сент.-окт. 1918 г. в городе шли массовые расстрелы, погибли более 30 священнослужителей. 22 сент. Казанский кремль был объявлен военным городком, были закрыты кафедральный Благовещенский собор, Спасо-Преображенский монастырь, конфискованы архиерейский дом и здание консистории. Кафедральным собором стал храм Казанского Богородицкого монастыря, епархиальное управление переехало в казанский во имя св. Иоанна Предтечи монастырь .

http://pravenc.ru/text/1319802.html

На восстановление Никольской трапезной церкви в 2010 - 2016 гг. было привлечено свыше 180 миллионов рублей (из которых около 150 миллионов составило бюджетное финансирование и более 30 миллионов - средства инвесторов). Во время своего пребывания в Богородице-Успенском мужском монастыре Предстоятель РПЦ также побеседовал с его настоятелем игуменом Силуаном (Г.Д. Хохиашвили) и монастырской братией, призвав, по сообщению патриаршей пресс-службы, насельников обители «к строгому следованию монашескому уставу, исполнению молитвенного правила, смирению и послушанию», и выразив надежду на то, «что и паломники, посещая монастырь, будут обретать подлинный опыт жизни в святоотеческом духе».(25) Вслед за этим Патриарх Московский и всея Руси Кирилл проследовал в собор во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», построенный в 1896 - 1906 гг. в неовизантийском («русско-византийском») стиле по проекту архитектора Ф.Н. Малиновского и входивший в комплекс Свияжского Иоанно-Предтеченского женского монастыря (ныне - подворье Свияжского Богородице-Успенского мужского монастыря). На его возрождение в 2010 - 2016 гг. было привлечено более 360 миллионов рублей (из которых более 223 миллионов составило бюджетное финансирование и более 137 миллионов - средства инвесторов). Поклонившись раке с мощами святых, Предстоятель РПЦ возглавил в храме утреню всенощного бдения, в силу состава участников богослужения носившую особенно торжественный характер. Патриарху сослужили: управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий (А.В. Судаков), митрополит Казанский и Татарстанский Феофан (И.А. Ашурков), митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава (В.В. Кедров), митрополит Уфимский и Стерлитамакский Никон (Н.Н. Васюков), митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий (В.Т. Данилов), архиепископ Берлинский и Германский, временный управляющий Великобританской и Ирландской епархией Марк (М. Арндт), архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн (И.И. Тимофеев), руководитель Административного секретариата Московской Патриархии, епископ Солнечногорский Сергий (Н.Н. Чашин), епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий (Д.А. Зайцев), епископ Чистопольский и Нижнекамский Пармен (В.И. Щипелев), настоятель Свияжского Богородице-Успенского мужского монастыря игумен Силуан (Г.Д. Хохиашвили), настоятель Свято-Введенского Кизического мужского монастыря г. Казани игумен Пимен (С.А. Ивентьев), секретарь Казанской епархии, настоятель храма Рождества Христова г. Казани, протоиерей В.М. Самойленко, настоятель домового храма святой мученицы Татианы при МГУ им. М.В. Ломоносова, протоиерей В.Н. Вигилянский, секретарь ОВЦС Московского Патриархата по межрелигиозным отношениям, исполнительный секретарь Межрелигиозного совета России, иерей Д.В. Сафонов и др.(26) Богослужебные песнопения исполнил сводный архиерейский хор Татарстанской митрополии РПЦ под управлением регента Д.А. Рогова.

http://ruskline.ru/analitika/2018/02/13/...

Формы и рисунок главного купола и малых полукуполов, граненые объемы алтарных апсид, красный кирпич и выложенные им узоры на фасадах напоминали визант. храм, собор Св. Софии в К-поле. Высота здания подчеркнула его как новую доминанту в пределах города и округи ( Куприянов, Копсова, Агишева. 2005. С. 134-151). Храм был украшен иконами и стенными росписями, в которых повторялись сюжеты и композиции лучших мастеров АХ, созданные для московского собора Христа Спасителя. Посвящение нового собора свияжского Иоанно-Предтеченского монастыря отразило почитание икон этого извода в обширном Свияжском у. Такое же посвящение имел храм в с. Егидереве (Вознесенское) (1906-1916, архит. П. М. Тюфилин), сменивший старинную деревянную ц. Вознесения Господня с приделом свт. Николая Чудотворца, известную с 1740 г. Почитаемая в значительной части Свияжского у. икона подобного извода стала его храмовым образом (Республика Татарстан: Правосл. памятники. 1998. С. 109; Айдарова-Волкова. 1997. С. 95). Примером неоклассического столичного стиля следует признать часовню в окрестностях дер. Н. Вязовые Свияжского у., поставленную близ Романовского моста через Волгу (1913) (проект архит. А. В. Щусева, 1914): тип античного периптера, увенчанного шпилем, ассоциируется с петербургской архитектурой. На протяжении веков для архитектуры К. и Т. е. основными образцами были не только собственные древние храмы, такие как 5-главые соборы эпохи московских царей, но и те, что отразили новые тенденции, обогатили местную художественную традицию. Изобразительное искусство и художественная культура Кафедральный Благовещенский собор (1562) и колокольня (нач. XVII в.) в Казанской крепости. Литография по рис. Э. Турнерелли. 1839 г. (ГПИБ) Храмы К. и Т. е. в XVII-XIX вв. страдали от пожаров, были утрачены мн. первоначальные иконы и предметы утвари. Помешали изучению наследия и военные действия в Поволжье 1918 г., хотя уже в 1919 г. к древнерусскому искусству на территории Казанского края проявила интерес Комиссия по раскрытию и сохранению памятников древней живописи.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

Сколько здесь надежд, сколько здесь святых! Именно здесь неоднократно, будучи митрополитом Казанским, совершал богослужения великий светильник земли Русской — будущий Патриарх Гермоген, святитель Герман Казанский, священномученики XX века. Сегодняшнее освящение собора — это возвращение к самому главному, к духовной жизни. Вновь затеплилась лампада, вновь совершена Божественная литургия, на престоле приносится Бескровная Жертва за всю землю Русскую. Освящение собора имеет значение для всей Русской Православной Церкви. Пусть Господь хранит землю Русскую, наш край Казанский и Татарстанский в мире и согласии. Успенский собор — это новый светильник на небосклоне православном. Всех поздравляю с этим великим событием в жизни Русской Православной Церкви». Затем глава митрополии вручил благодарственные письма председателю Комитета РТ по охране объектов культурного наследия И.Н. Гущину, генеральному директору АО «Межобластное научно-реставрационное художественное управление» А.В. Меньшову и реставратору этой же организации В.Ф. Косушкину. Архиерейских грамот были удостоены генеральный директор АО «Татарстанское специальное научно-реставрационное управление» (ТСНРУ) Ю.А. Егорушкин, генеральный директор АО «Связьинвестнефтехим» В.Ю. Сорокин, управляющий директор ОАО «Казанькомпрессормаш» И.И. Сагдиев, директор музея-заповедника «Остров-град Свияжск» А.Н. Силкин, главный архитектор ТСНРУ Р.Р. Раимова, производитель работ ТСНРУ А.И. Гарипов и инженер Свияжского Успенского монастыря А.Н. Нестеров. С ответным словом к владыке Феофану обратился игумен Симеон (Кулагин). На память о знаменательном событии наместник обители преподнес Его Высокопреосвященству архиерейскую панагию с изображением Успения Пресвятой Богородицы. Отец Симеон также поблагодарил за участие в торжествах епископа Мефодия и епископа Игнатия и преподнес им памятные подарки. Депутат Государственного Совета РТ, председатель Совета директоров АО «Казанский жировой комбинат» Д.А. Самаренкин передал Свияжскому монастырю икону Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Этот образ, написанный в первой половине XIX века, ранее принадлежал Свияжскому Иоанно-Предтеченскому женскому монастырю. В 1917 году икона была вывезена заграницу, находилась во Франции. Позднее икону приобрели на аукционе и вернули в Россию. Д.А. Самаренкин, стараниями которого была возвращена икона, пожелал, чтобы святыня находилась в Свияжской обители. По благословению митрополита Феофана образ будет храниться в соборе «Всех скорбящих Радость» бывшего Иоанно-Предтеченского женского монастыря — подворье Успенской обители.

http://patriarchia.ru/db/text/5491711.ht...

Работы живописной мастерской Казанского монастыря экспонировались на Казанской научно-промышленной выставке и были отмечены наградами Знакомство с баронессой Прасковьей Григорьевной Розен, в монашестве Митрофанией Смерть в Свияжском монастыре монахини Эсфирь (Е.Н. Мандрыки) 1898, 25 сентября Торжественная встреча в монастыре редкостной Святыни Иерусалимской - точной копии с Голгофского Распятия с Предстоящими, присланную от маститого палестинского старца игумена Вениамина (ум. 10 сентября 1897) 1903, 21 марта - 1912, 17 января Сщмч, епископ Гермоген (Долганёв) на Саратовской и Астраханской кафедре 1903, 27 - 30 июня; 1905, 30 апреля - 4 мая Посещения архиепископом Саратовским и Астраханским Гермогеном Балашовского монастыря 1910, 24 февраля и 5 апреля Монахиня Мария дважды была принята Государыней Императрицей Александрой Феодоровной 1912, 17 января - 1914, 30 июля Епископ Алексий (Дородницын) на Саратовской и Астраханской кафедре 1912, 13 - 16 октября; 1913, 24 мая Посещения архиепископом Саратовским и Астраханским Алексием Балашовского монастыря 1914, 30 июля - 1917, 25 августа Епископ Палладий (Добронравов) на Саратовской и Астраханской кафедре 1915, ноябрь; 1916, июнь, ноябрь Посещения архиепископом Саратовским и Астраханским Палладием Балашовского монастыря В Казанском монастыре подвизалось: монахинь - 65; рясофорных послушниц - 238; послушниц - белиц - 176. Всего - 479 человек. В Балашовском Покровском женском монастыре подвизалось: монахинь - 96; рясофорных послушниц - 264. Всего: 360 человек. 1919, март Последнее упоминание о монахине Марии в епархиальной печати В Свияжском Иоанно-Предтеченском женском монастыре подвизалось: монахинь - 41; рясофорных послушниц - 230; проживающих по письменным разрешениям - 57. Всего - 328 человек. В живописной мастерской Свияжского монастыря работало: рясофорных послушниц - 2; белиц - 5. Всего 7 человек. В Свияжском Иоанно-Предтеченском женском монастыре подвизалось: монахинь - 38; рясофорных послушниц - 206; проживающих по письменным разрешениям - 36. Всего - 280 человек.

http://ruskline.ru/analitika/2013/11/29/...

В конце XVIII века, после опустошительного для Свияжска пожара 1795 года, женская Иоанно-Предтеченская обитель переводится на место упразднённой Троице-Сергиевской. Расцвет монастыря начинается с 1820-х годов, что находит зримое отражение в строительных работах, которые преображают монастырскую территорию и создают здесь замечательный архитектурный ансамбль. Самой внушительной постройкой обители и одновременно архитектурной Свияжской доминантой является Скорбященский собор. Храм построен по типовому проекту, а архитектором этого величественного сооружения стал Ф.Н. Малиновский из Казани. Возводился собор с 1898 по 1906 год. Его высота составляет 32 метра. Кроме главного престола, собор имеет ещё два придела: во имя преподобного Серафима Саровского и пророчицы Анны. За сто с лишним лет истории внешний облик храма не претерпел существенных изменений, а вот интерьеры сильно пострадали. Сделанная в 1914 году роспись утрачена, от пятиярусного иконостаса дошёл лишь один ряд. Не менее примечателен и Сергиевский храм. О времени его возведения сообщает закладная надпись: " В лета 7113 (1604) году сентября в 25 день поставлен и освящён бысть сей храм во имя преподобного отца нашего игумена Сергия, Чудотворца Радонежского " . Его нижний этаж предназначался под склад, молитвенное пространство располагалось на втором этаже. На западной внешней части стены этой церкви частично сохраняются фрески. Когда-то здесь находилась важнейшая свияжская святыня - икона преподобного Сергия. Журнал " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2016 г. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Подробная история обители изложена в книге А. Рощектаева " История свияжского Иоанно-Предтеченского монастыря " . Книга доступна на странице автора в проекте " Самиздат " по адресу http://zhurnal.lib.ru/r/roshektaew_a_w/sipm.shtml --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=07032

Информация с сайта Татарстанской митрополии РПЦ Свияжский Иоанно-Предтеченский монастырь, 2 класса, в городе Свияжске. Основан в XVI веке царем Иоанном Грозным. В конце XVIII века после пожара монастырь был закрыт, затем был восстановлен на новом месте, при Троицкой церкви, где ранее был мужской монастырь, построенный при основании города в 1551 году и упраздненный в 1764 году. В монастыре находится чудотворная икона преподобного Сергия Радонежского, которая, начиная с Фоминой недели, в течении 2 месяцев носится по городу и селам Казанской епархии. В монастыре свято оберегается, как редкий памятник древности, первоначальная деревянная Троицкая церковь, привезенная сюда по повелению царя Иоанна Грозного. В Сергиевском храме находится замечательная икона святого Николая чудотворца, высеченная из черного камня, величиною в 1 вершок. Она найдена была в поле и вделана в серебряный крест; по древности относится к XII-XIII векам. При монастыре странноприимный дом. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» История монашеского поселения на месте Иоанно-Предтеченской обители начинается одновременно с самим Свияжском. В 1551 году здесь был основан Троице-Сергиев монастырь - первый на Казанской земле. Он просуществовал до 1764 года и был упразднён в связи с секуляризационными мероприятиями Екатерины II. От тех давних времён сохранился уникальный памятник архитектуры - деревянная Троицкая церковь. Считается, что строительный материал для неё, как и для других первоначальных свияжских построек, привезли из Углича непосредственно по приказу Ивана Грозного, а потом собрали на месте из заранее подготовленных и размеченных брёвен. Сохранились сведения, что Троицкая церковь была заложена в память высадки на полуострове (тогда он ещё соединялся с коренным берегом) передового русского отряда 17 мая 1551 года. Сложно сказать, насколько всё это соответствует действительности. По крайней мере, несомненно, что храм старинный. И даже со всеми неизбежными поновлениями и заменами сгнивших частей он справедливо называется древнейшим сохранившимся деревянным храмом в Среднем Поволжье. Неподалёку от мужского Троице-Сергиева монастыря позднее возникает женская обитель. Видимо, изначально она существовала при свияжской Рождественской церкви, а название в честь Иоанна Предтечи получила после возведения одноимённого храма. Долгое время оба монастыря существовали независимо друг от друга.

http://sobory.ru/article/?object=07032

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010