И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, – а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду…». На брачном пире в Кане Галилейской Иисус из воды сделал «хорошее вино». В римском мире в новозаветное время самые лучшие вина были те, в которых опьяняющее свойство устранялось кипячением. К примеру, Плиний в трактате «Естественная история» говорил, что «хорошее вино» – это вино, лишенное опьяняющего свойства. Подобным образом Плутарх указывает, что вино «намного более приятное, чтобы пить», когда оно «не воспламеняет мозг, и не влияет на ум или страсти». Протоиерей Илья Шугаев, кандидат богословия, настоятель храма Михаила Архангела, г. Талдом Московской области: «Поэтому, когда мы говорим о том, что Господь сотворил вино для тех, кто были на этом пиру, конечно же, однозначно, мы говорим, что это было не опьяняющее вино. Господь не мог находиться в собрании, где люди предаются греху. Думать так, что он оставался там, и, тем более, был причиной их опьянения – абсолютно кощунственная мысль». Ещё одним распространенным примером из Библии, якобы, оправдывающим употребление алкоголя, является совет апостола Павла апостолу Тимофею: «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина ради желудка твоего и частых твоих недугов». Для некоторых людей этот текст означает, что алкоголь сам по себе не представляет никакой опасности для здоровья. Другие же это место воспринимают прямой рекомендацией умеренного употребления алкоголя. Протоиерей Игорь Бачинин, кандидат педагогических наук, магистр богословия, член Церковно-Общественного совета по защите от алкогольной угрозы, председатель Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение»: «Иной раз говорят еще о том, что апостол Павел Тимофею говорит, что ради немощей своих телесных, ты пей немного вина. Здесь используется как раз то понятие, которое говорит о винограде не как о вине, опьяняющем человеческий ум, а именно говорится о винограде, как о целебном продукте, дающем человеку силу для жизни, являющимся лекарством для человеческой немощи».

http://pravoslavie.ru/101066.html

Прот.И.Сергиев”. См.: Беседы о.протоиерея Иоанна с настоятельницею Иоанно-Предтеченского Леушинского первоклассного монастыря игумениею Таисиею. 2-е изд. Пг., 1915. С.60–61. 90 Фридрих Ницше (1844–1900) – немецкий философ, разработал учение о “сверхчеловеке”, предпринял радикальную критику всех общечеловеческих ценностей, в том числе христианства. 93 Святитель Филарет (Дроздов, 1782–1867) – выдающийся проповедник и богослов, государственный деятель. Его многочисленные творения остаются душеполезным чтением и поныне. В 1994 г. переизданы проповеднические труды высокопреосвященного Филарета в 5 т. и его толкования на “Бытие” Ветхого Завета в 3 т. Причислен к лику святых. 94 Меньшиков Михаил Осипович (1859–1918) – русский публицист патриотического направления, постоянный сотрудник “Нового времени”. Расстрелян большевиками в городе Валдае. 98 “А.Ф–вна” – Анна Федоровна Аксакова, урожденная Тютчева (1829–1889) – фрейлина высочайшего двора (1853–1858), затем до 1866 г. воспитательница младших царских детей; мемуаристка, автор книги “При дворе двух императоров”. Жена И.С.Аксакова. 99 В Государственном Совете не одни мы отказались почтить Толстого вставанием: почти вся правая группа удалилась из зала, чтобы не участвовать в этом “почитании»... 105 Поселянин Евгений Николаевич, настоящая фамилия Погожее (1870–1931) – видный духовный писатель, автор многих книг на церковную тему. Расстрелян большевиками. 106 А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море. И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает. И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает. И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную,

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/duhovnaj...

Но не следует и таким присутствием накладывать даже малейшего пятна на великую нашу Русскую Церковь , ибо присутствие ее представителей в еретическом и масонском обществе, хотя бы в качестве наблюдателей, будет в известной мере, иметь характер общения с таким обществом. Между тем и к нашей Русской Церкви вполне применимы слова Апостола Павла: «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее... чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» ( Eфec. V, 25–27 ). Поэтому не будем иметь абсолютно никакого общения с экуменическим движением. Будем в данном случае руководствоваться словами Священного Писания : «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со тьмою? Какое согласие между Христом и велиаром? Или какое соучастие верного с неверными? (2 Коринф. VI, 14–15). «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых» ( Nc. I, 1 ). О новом и старом стиле 90 Один из ученых исследователей вопроса о новом и старом стиле, действительный член Русского астрономического общества Е.Предтеченский говорит, что лишь с эпохи Возрождения стали на Западе заниматься в числе других научных вопросов и пасхальным вычислением. «К несчастью, – заявляет он, – едва поняв устройство Александрийского канона, и поняв, может быть далеко не как следует, западные пасхалисты вскоре захотели быть реформаторами и самонадеянно взялись за исправление прекрасно исполненного труда». По словам Предтеченского, «если бы эпоха Возрождения началась одновременно как на Западе, так и на Древнем Востоке Европы, если бы несчастные обстоятельства не загубили в конец образованности в древних Христианских Церквах в Византии... если бы александрийские традиции и образованность первых веков не прерывались на Востоке, то едва ли бы возможно было и все преобразование, сделанное папою Григорием XIII» 91 . К этим словам Предтеченсксго мы должны добавить, что появление календарной реформы папы Григория XIII обусловливалось не только отсутствием должного понимания и усвоения западными пасхалистами Александрийского канона с его пасхальным вычислением и падением научности на Востоке, но главным образом их неверием в Святую Церковь , точнее в то, что в ней живет и действует Дух Святый, как источник всякой истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Н.Н. Вихрова, В.Л. Васильев Введение. Н.Н.Вихрова 1 , В.Л.Васильев 2 В статье представлены некоторые биографические сведения об Андрее Ивановиче Предтеченском (1832–1893), профессоре Санкт-Петербургской духовной академии, богослове, публицисте, издателе академических журналов «Христианское чтение» и «Церковный вестник». В основном, эти сведения почерпнуты из печатных источников XIX в. Малоизвестные биографические детали, собранные воедино, позволяют высветить живой, не чуждый неоднозначных трактовок, но довольно привлекательный облик А.И.Предтеченского – человека прекрасно образованного, деятельного, настроенного на широкое духовное просвещение и духовенства, и мирян, имевшего четкую общественно-церковную позицию и обладавшего горячей добродетельной душой. Особое внимание уделяется связям А.И.Предтеченского с Новгородской губернией – его малой родиной. Описывается современное состояние его захоронения в урочище Воскресенское в окрестностях города Старая Русса Новгородской области, а также прилагается снабженная нашими подробными комментариями (которые позволяют расширить представление о лицах из новгородского окружения Предтеченского) статья профессора А.П.Лопухина о перевозе тела профессора к месту упокоения. Ключевые слова профессор А.И.Предтеченский , Санкт-Петербургская духовная академия, журналы «Христианское чтение» и «Церковный вестник», некролог, село Воскресенское Старорусского уезда Новгородской губернии. Возвращение на родину: к биографии А.И.Предтеченского 3 Имя Андрея Ивановича Предтеченского , богослова, духовного писателя и публициста второй половины XIX в., редактора и сотрудника ряда газет и журналов, было достаточно хорошо известно и имело вес не только в церковной среде, но также и в светской, благодаря его активной общественной позиции. В связи с тем, что многие духовные, политические и общественные вопросы пореформенного времени оказываются созвучны тем вопросам, которые Россия решает сейчас, творческое наследие А.И.Предтеченского , возможно, еще не утратило актуальности. Во всяком случае, фигура многолетнего профессора Санкт-Петербургской духовной академии, редактора «Христианского чтения» и «Церковного вестника» имеет несомненное историческое значение.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Predtec...

Священный Синод назначил новую настоятельницу московского Иоанно-Предтеченского монастыря 30 августа, 2019. Новостная служба 30 августа. ПРАВМИР. Священный Синод Русской Православной Церкви назначил новую настоятельницу Иоанно-Предтеченского женского монастыря Москвы. Игумения Афанасия (Грошева) освобождена от занимаемой должности с благодарностью за понесенные труды. На должность настоятельницы Синод назначил монахиню Елисавету (Никишину), насельницу ставропигиального Иоанновского женского монастыря Санкт-Петербурга. В июле игумении Афанасии (Грошевой) исполнилось 80 лет. Должность настоятельницы Иоанно-Предтеченского монастыря она занимала с 2002 года. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 8 марта, 2020 26 октября, 2016 3 марта, 2017 28 декабря, 2023 11 октября, 2023 25 августа, 2022 7 июня, 2022 7 июня, 2022 17 июня, 2021 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/svyashhennyj-sinod-naz...

В Омске проходит практический семинар по утверждению трезвости 24 марта 2015 г. 17:07 Помощь алкоголезависимым и их родственникам, особенности приходской работы по утверждению трезвости и другие практические вопросы — темы трехдневного семинара «Утверждение трезвости. Роль Церкви в борьбе с зависимостями», который начался в Омске 23 марта 2015 года. В Омске семинар проходит по благословению главы Омской митрополии митрополита Омского и Таврического Владимира. Главным участником семинара по утверждению трезвости является протоиерей Игорь Бачинин — клирик Екатеринбургской епархии, кандидат педагогических наук, член Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы, председатель Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение». Отец Игорь имеет большой практический опыт реализации проектов и программ, направленных на формирование профилактического пространства. «Наша работа по утверждению трезвости опирается на существующие традиции, — рассказывает председатель Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение». — До революции существовало мощное трезвенное движение, в том числе и в Омске были приходские общества трезвости. К сожалению, та проблема, которой занимались до революции, сейчас стала намного актуальней. Сейчас появились люди, страдающие не только алкогольной зависимостью, но и другими формами аддикции, и очень важно опираться на святоотеческий опыт помощи зависимому человеку, на нашу христианскую антропологию, на аскетическую практику». «Я как председатель Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение», объединяющего сейчас 166 приходских обществ, расположенных в 54 епархиях Русской Православной Церкви, готов поделиться этим опытом, ради этого я и приехал в город Омск», — добавил протоиерей Игорь Бачинин. В течение трех дней отец Игорь будет выступать перед омской молодежью в главных вузах города: в Омском государственном университете путей сообщения, Омском техническом университете и Омском государственном педагогическом университете. Семинар «Утверждение трезвости. Роль Церкви в борьбе с зависимостями» организуется в епархиях в рамках выполнения принятой 25 июля 2014 года Священным Синодом Русской Православной Церкви Концепции по утверждению трезвости и профилактики алкоголизма, которая предполагает построение системы трезвенного просвещения на всех уровнях церковной жизни: уровнях епархии, благочиния, прихода. Диакония.ru /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4016629.ht...

Спустя несколько лет после постройки церкви, в 1694-1695 г.г., артелью мастеров под началом талантливого ярославского изографа Дмитрия Григорьевича Плеханова были выполнены фресковые картины, сплошным ковром покрывшие все стены, своды и паперть Предтеченской церкви. Практически одновременно с возведением церкви вокруг неё была выстроена кирпичная ограда со Святыми воротами, представлявшими собой четверик с богато декорированным фигурным камнем широким арочным проходом и увенчанный двумя постепенно сужающимися кверху восьмериками – более высоким нижним с арочными проёмами и более узким верхним, завершённым луковичной главкой и крестом на яблочке. Эти ворота хорошо сохранились до наших дней и входят в комплекс Предтеченской церкви. В 1690-х г.г. храмовый ансамбль пополнился высокой 45-метровой шестиярусной колокольней, выстроенной в стиле «барокко», два нижних яруса которой сделаны глухими, а верхние прорезаны высокими арочными ярусами звона и украшены изящными декоративными башенками с белокаменным узором. Вскоре после освящения Предтеченской церкви при ней на средства состоятельных прихожан был устроен приют для стариков и инвалидов, а уже к концу XIX в., в годы настоятельства священника Фёдора Успенского, при храме было учреждено приходское попечительство, в 1885 г. – открыта церковно-приходская школа для детей, в 1891 г. начали свою деятельность женский благотворительный кружок и первое в городе общество трезвости, для которого в 1892 г. выстроено специальное здание с залом для чтения, библиотекой и чайной. О жизни и новостях прихода повествовал журнал «Приходская жизнь», начавший издаваться в 1898 г., кстати, единственный журнал такого рода в провинции. Причт храма содержался на богатые пожертвования прихожан и на их же средства периодически проводились необходимые ремонтно-реставрационные работы. Так, в первой половине XIX столетия вместо кирпичного пола в храме были настланы чугунные плиты, вызолочен иконостас и поновлены фрески, но уже к концу века зданию из-за осадки фундамента, что повлекло за собой появление трещин в стенах, потребовался капитальный ремонт. Благодаря тогдашнему министру финансов Российской империи Сергею Юльевичу Витте, в 1894 г. посетившему Ярославль и увидевшему плачевное состояние здания, из казны на проведение масштабных ремонтных работ было выделено 64 000 руб. Правда, с началом работ стало понятно, что этих средств не хватит, поэтому сумму ещё несколько раз увеличивали, что позволило полностью отреставрировать здание храма. Ремонтно-реставрационные работы, включившие в себя полную замену фундамента, заделку трещин в стенах, промывку фресок, реставрацию иконостаса, золочение куполов и замену чугунного пола на плиточный, начались в 1903 г. и завершились в 1906 г.

http://sobory.ru/article/?object=00214

В общину должны приниматься преимущественно вдовы и девицы, проживающия в Соликамском и Чердынском уездах. Относясь сочувственно к благочестивому намерению купцов Рязанцевых, Ваше Преосвященство, согласно прошению их, ходатайствовали пред Святейшим Синодом об открытии при Красносельской, близ города Соликамска, церкви женской общины, на условиях, выясненных в прошении благотворителей – братьев Рязанцевых. Разсмотрев изложенное и руководствуясь Высочайшим повелением, воспоследовавшим в 9 день мая 1881 года, Святейший Синод 17октября/7 ноября 1890 г. определил учредить женскую общину при Красносельской Иоанно-Предтеченской близ города Соликамска церкви, на средства купцов Рязанцевых, согласно предложенным ими условиям, на такое число сестер, какое община в состоянии будет содержать по своим средствам, с наименованием сей общины Иоанно-Предтеченскою. Предварительно же приведения сего во исполнение, предоставить г. Синодальному Обер-Прокурору снестись с Министерством Внутренних Дел о том, не встречается ли с его стороны препятствий к учреждению поименованной общины. Приказали: об учреждении при Красносельской Иоанно-Предтеченской церкви, близ города Соликамска, женской общины, с наименованием оной Иоанно-Предтеченскою, уведомить Ваше Преосвященство указом, с возвращением представленных Вами прошения купцов Рязанцевых, выписки из журнала Соликамской городской думы 6 сентября 1885 г. 11 и плана. Июня 7 дня 1891 года. Во исполнение вышеизложенного указа Св. Синода, Пермская духовная консистория 25 минувшего июля определила: с прописанием указа Св. Синода от 7 июня 1891 г. за 3375, об открытии, вследствие ходатайством пред Св. Синодом Его Преосвященства, Преосвященнейшего Владимира, епископа Пермского и Соликамского, при Красносельской Иоанно-Предтеченской церкви близ города Соликамска женской общины 1). Послать указ благочинному всех монастырей Пермской епархии, игумену Тихону, чтобы он объявил означенный указ Соликамским купцам Василию и Иоанну Рязанцевым, по прошению и на средства коих учреждается сказанная община, и проживающим при Красносельской церкви сестрам, по соглашению с коими назначил день открытия, в который в сказанной церкви должен быть прочитан указ Св.

http://sobory.ru/article/?object=16250

В конце Толкучий рынок соединяется проходом с узким переулком, соединяющим Большую Проломную улицу с площадью Городской Думы. Переулок этот (безымянный), в данном случае был опасен тем, что он соединяется с Толкучим рынком под прямым углом и требует для въезда в него крутого поворота, невозможного для кареты без дышла. Если идти вниз с Толкучего рынка, то правую сторону переулка составляет каменная стена Иоанно-Предтеченского монастыря, непосредственно и по прямой линии примыкающая к теплой церкви Иоанно-Предтеченского монастыря; левую сторону составляет деревянный забор; в нем, на расстоянии сажен 3–4 от начала переулка, – ворота, около которых стоят лари; у конца забора – мелочная лавочка – ларь. В помещениях под теплою церковью Иоанно-Предтеченского монастыря живут шубных дел мастера, Озеров и Степанов. Большая Проломная улица в этом месте неширока. Против безымянного переулка – дом Е. Ф. Шевалиной, бывшей Мореплавцева; Во двор этого дома ведут ворота, вход в которые довольно узок. Лошади, совершенно разъяренные еще при беге чрез Толкучий рынок, налетели прямо на окна квартир Озерова и Степанова. Карета, по инерции, налетела на них и почти придавила к стене (по следам, осмотренным после, можно заключать, что для лошадей осталось не более аршина расстояния между стеною и каретою), вследствие чего лошади стали на дыбы, сделали полуоборот на задних копытах и затем отчаянный скачек вниз, по направлению к противолежащим воротам. Вследствие столь сильного толчка карета с невообразимою быстротою заворотилась боком к фасаду квартир Озерова и Степанова, прокатилась по крыльцу квартиры Степанова, глиняной насыпи (причем карета совершенно наклонилась набок) и погналась за лошадьми. Лошади, видимо, принимали карету за какое-то гнавшееся за ними чудовище, и вся цель их была как-нибудь убежать от него. Лишь только карета подкатилась к воротам, лошади ринулись от нее к стене монастыря, рванули карету и заставили ее, на всем лету, сделать полуоборот к этой стене; карета, накренившись совершенно на бок и грозя падением, по наклонной площади летит за ними; лошади бросаются в противоположную сторону, карета, все в том же положении, но только накренившись на другой бок, летит за ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Протоиерей Игорь Гагарин: Вопрос о частоте исповеди должен решаться индивидуально В продолжение обсуждения статьи протоиерея Павла Великанова «Покаяние нераскаянное» — комментирует протоиерей Игорь Гагарин, настоятель Иоанно-Предтеченского храма села Ивановское. 24 января, 2013 В продолжение обсуждения статьи протоиерея Павла Великанова «Покаяние нераскаянное» — комментирует протоиерей Игорь Гагарин, настоятель Иоанно-Предтеченского храма села Ивановское. В продолжение обсуждения статьи протоиерея Павла Великанова «Покаяние нераскаянное» — комментирует протоиерей Игорь Гагарин, настоятель Иоанно-Предтеченского храма села Ивановское.  В настоящее время таинства исповеди, причастия на практике очень тесно связаны друг с другом.  Для многих людей одно от другого отделить нельзя. В  древности такого не было — причастие и исповедь совершались отдельно. Исповедь была нужна человеку, когда были действительно реальные проблемы, что-то тяжелое было на совести, а причастие было регулярным, первые христиане и не мыслили участия в божественной Литургии без причастия. В настоящее время такая же практика осталась для священников. Мы, священники, не исповедуемся перед каждым причастием, а причащаемся на каждой литургии, на которой служим. Исповедуемся только тогда, когда действительно есть в этом реальная потребность. Для мирян исповедь перед причастием появилась тогда, когда причастие стало редким. Тогда было понятно, что если человек долго не причащался, то надо уж подготовиться к причастию, понятно, что накопилось что-то такое на совести, что препятствует его причащению. Но я думаю, что в связи с тем, что сейчас, слава Богу, у нас стали причащаться чаще, возникает вопрос о целесообразности требования исповеди перед каждым причастием. Я думаю, что здесь должен быть  индивидуальный подход. Если я как священник, вижу, что идет к Чаше человек, которого я не знаю, нужно понять, насколько он готов к причастию. Но если священник знает своих прихожан, которые еженедельно участвуют в Божественной литургии, то, на мой взгляд, вполне можно вернуться к практике исповеди по острой необходимости.

http://pravmir.ru/protoierej-igor-gagari...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010