В годы Первой мировой войны в монастыре часто служили молебны о даровании победы русской армии. Но жизнь обители становилась все труднее. В 1916 году преставился благотворитель монастыря Ф.Я. Рощин, погребенный у стен Преображенского храма. В 1918 году монастырь был закрыт. Игуменья Людмила уехала. Преображенский собор был превращен в клуб. В 1956 году здание храма было разобрано по кирпичику, а из кирпичей построили местный дом культуры. Некоторое время после закрытия монастыря службы совершались в Никольском храме над ключом. 22 мая 1998 года в здании, где до 1918 года размещалась трапезная монастыря, была совершена Божественная литургия. Святое место вновь наполняется Божественной благодатью. Куженерский Свято-Никольский женский монастырь образован указом Святейшего Синода от 17 мая 1910 года на основе женской монашеской общины, открытой в Куженере 31 декабря 1901 года с целью проповеди христианства среди местного населения и располагавшейся рядом с чудотворным источником, освященным в честь святителя Николая Чудотворца. Первыми насельницами общины стали послушницы Свияжского Иоанно-Предтеченского женского монастыря, немало потрудились в деле устроения обители монахиня Людмила (Холманских), ставшая затем настоятельницей в сане игумении, священник Сергий Громов, купец Феодор Яковлевич Рощин. 5 сентября 1898 года в общине была освящена церковь во имя святителя Николая Чудотворца, 30 мая 1910 года в монастыре — Спасо-Преображенский храм с приделами во имя Успения Пресвятой Богородицы и преподобного Серафима Саровского. В 1914 году в обители проживало около 200 насельниц. Они занимались земледелием и огородничеством, при монастыре действовали церковно-приходская школа, в которой обучалось около сорока учениц, приют для девочек, иконописная, рукодельная, позолотная мастерские. Обитель оказала значительное влияние на распространение грамотности, образования и культуры среди населения северо-восточной части Марийского края. В 1918 году монастырь был упразднен, на базе хозяйства обители в январе 1919 года создали Куженерский опытно-показательный городок им. III Интернационала. До настоящего времени сохранилось здание монастырской трапезной, в котором ныне расположилась церковь в честь святителя Николая Чудотворца. 22 мая 1998 года здесь была совершена первая Божественная литургия. Храмы: церковь во имя святителя Николая Чудотворца, церковь Преображения Господня. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=26315

В трех казанских монастырях молодых вдов и девок оказалось 428, и, не к малому удивлению, некоторые из них «в духовной консистории явились подозрительными, а другие и в беззаконнодействии уличены». Удивляться тут почти нечему. По 45 п. Прибавления к Регламенту на основании слов ап. Павла к Тимофею ( 1Тим. 5:9 ) можно было постригать в монахини не моложе 60 лет. Молодым вдовам и девицам, поступившим в монастыри, ждать такого возраста, когда могло последовать полное отречение от мира, было слишком долго, и во время долгого искуса легко могло случиться искушение. Чрез три года после ревизии последовало строгое предписание всем игуменьям по Казанской епархии выслать из монастырей белиц вдов и девок моложе 45 лет и впредь таковых не принимать. Предписание выполнено немедленно, по крайней мере, в Иоанно-Предтеченском свияжском монастыре. 105 Изгнание молодых вдов и девиц из женских монастырей вызывалось, конечно не тем только, что монастыри переполнялись белицами и белицы являлись подозрительными, но и тем, что еще в 1739 году 27 апреля был издан указ Анны Иоанновны о том, чтобы принимать в женские монастыри на праздные монашеские порции не моложе 50 лет и преимущественно вдов отставных обер-офицерских и солдатских жен. Указ Анны Иоанновны по Казанской епархии повторен в 1755 году. 106 Повторение указа ускорило изгнание вдовиц и девиц из казанских монастырей. VI Вопрос о размещении по мужским и женским монастырям отставных военных и их жен много занимал светское правительство и может быть назван не злобой дня, а злобой всей первой половины XVIII века. Он объединился с вопросами о благотворительном значении русских монастырей и искоренении нищенства на Руси. Нищенство было распространенным явлением в древней Руси. Оно усиливалось злоупотреблениями со стороны мнимых нищих. В одном указе конца XVII в. замечено, что «гулящие люди, подвязав руки и ноги, а иные глаза завеся и зажмуря, будто слепые и хромые», притворно просили милостыню «Христа ради»; по осмотру все они оказывались здоровыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

В 1930 году на престольный праздник преподобных отцов, в Синае и Раифе избиенных (14 января ст. ст.), в пустынь собралось из Казани и Свияжска много паломников, в основном монашки закрытых к тому времени монастырей (Богородицкого и Феодоровского в Казани и Свияжского). Монахи, служившие в этот день, знали, что недавно арестовали многих иноков из тех, кто не входил в зарегистрированную общину, и поэтому догадывались о своей будущей участи. Вслед за литургией служили молебен мученикам раифским; к этому времени храм уже окружили чекисты. После службы, когда все приехавшие вышли из церкви, они были арестованы, допрошены и увезены в Казань, в тюрьму. В феврале 1931 года расстреляли шестерых монахов обители: игумена Сергия (Гуськова), иеромонаха Антония (Чиркова), иеромонаха Иова (Протопопова), иеромонаха Варлаама (Похилюка), иеромонаха Иосифа (Гаврилова), послушника Петра (Тупицина), а также двух мирян – «церковников» – Василия Гаврилова и Степана Абрамова. Шесть других раифских монахов были заключены в концлагерь. В ссылку 198 было отправлено около двадцати монахинь и около десяти мирян. В стенах Раифы больше чем на полвека расположилась колония для малолетних преступников. Схиархимандрит Гавриил и его ученики: архимандрит Симеон (Холмогоров), протоиерей Алексей Воробьев монахиня Мария (Анисимова), Ольга Константиновна Воробьева игумен Евфросин епископ Варнава (Беляев) архиепископ Феодор (Поздеевский) архимандрит Александр (Орудов) епископ Иона Ханькоусский (Покровский) Ил.37. Учитель и ученик. Схиархимандрит Гавриил и Алеша Воробьев. Казань. Снимок сделан после 1906 г. предположительно в Иоанно-Предтеченском мужском монастыре. Принятию христианства в России сопутствовало активное храмостроительство, возведение большого числа монастырей. Тогда же, у самых истоков своего религиозного самосознания, церковные русские люди обобщили важный жизненный опыт: земное строительство само по себе ничто, благолепные здания мертвы, если в них не бьется пульс напряженного осмысленного делания; поэтому обители возводятся, прежде всего, молитвами и нелицемерной любовью, а не богатством и рукотворством человеческим: «Много ведь монастырей цесарями, и боярами, и богачами поставлено, –  писал преподобный Нестор в «Повести временных лет» (12 в.), – но не такие они, как те, которые поставлены слезами, постом, молитвою, бдением».

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Адрес монастыря: Россия, Республика Северная Осетия-Алания, г. Алагир, ул. Кирова, д. 185 Телефоны: +7 (962) 746-98-00 , +7 (86731) 3-22-70 Электронная почта: alanbogmon@yandex.ru Сайт: Аланский Богоявленский женский монастырь Республика Татарстан [ править править код ] Дом паломника при Раифском Богородицком мужском монастыре, п. Раифа «Дом паломника» — двухэтажное комфортабельное современное здание с летней террасой и видом на Раифское озеро. Предусмотрена бесплатная парковка, ведется видеонаблюдение. Около «Дома паломника» располагаются частные кафе, для детей обустроена детская площадка. Всем гостям «Дома паломника» предоставляется возможность проведения экскурсии по Раифскому монастырю, которую можно заказать у администратора. Заселение с детьми возможно (дети до 7 лет проживают бесплатно), при заселении необходимо предъявить свидетельство о рождении ребёнка. Адрес: Россия, Республика Татарстан, Зеленодольский р-он, п. Раифа Телефоны: Вопросы по проживанию в «Доме паломника»: +7 (84371) 348-78 , +7 (962) 565-01-70 , +7 (906) 110-77-92 (WhatsApp) Электронная почта: palomnik@raifa.ru Сайт: Раифский Богородицкий мужской монастырь Монастырский дом паломника при Свияжском Богородице-Успенском монастыре, с. Свияжск Гостиница имеет номера вместимостью от 2-х человек и более, удобства (душ, туалет, умывальник) расположены в номерах. В гостинице имеется отдельная комната для принятия пищи. В монастыре действует трапезная для паломников и туристов. Она находится на первом этаже храма в честь прп. Сергия Радонежского что расположен на территории бывшего Иоанно-Предтеченского монастыря. Заказать трапезу: +7 (960) 080-37-44 . Адрес: Россия, Республика Татарстан, Зеленодольский р-он, с. Свияжск, Успенская площадь, ул. Успенская, д. 1 Телефоны: +7 (917) 919-03-95 (заказ номеров в монастырской гостинице), +7(987) 401-33-22 (заказ экскурсий, справочная информация для паломников) Электронная почта: sviyazhsk-monastery-palomnik@yandex.ru (заказ экскурсий, справочная информация для паломников) Сайт: Свияжский Богородице-Успенский Монастырь, с.

http://azbyka.ru/palomnik/Где_остановить...

4 ноября 2015 года, в день народного единства, был подписан указ о воссоздании собора Казанской иконы Божией Матери. 21 июля 2016 года, в праздник явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл заложил  камень в основание храма. На 2016-й год в Татарстанской митрополии действовало 493 храма, 47 молитвенных дома, 98 часовен и 12 молитвенных комнат. В стадии строительства находились 44 храма, еще в 35 проводилась реставрация. Отыкрыты десять монастырей, духовная семинария, образовательное учреждение «Православная гимназия имени святителя Гурия Казанского». Первым в Татарстане верующим был передан основанный в XVII веке Раифский Богородицкий монастырь. Ныне обитель приобрела широкую известность, став местом паломничества верующих со всей России. В 1992 году началась передача комплекса Иоанно-Предтеченского мужского монастыря XVII века, расположенного в центре Казани в непосредственной близости от кремля. В настоящее время монастырь известен своей благотворительной деятельностью, социальным служением. В 1994 году началась передача Церкви зданий комплекса бывшего Казанского Богородицкого женского монастыря, основанного на месте обретения в 1579 году чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Во время визита в Казань 21 июля 2005 года Патриарха Московского и всея Руси Алексия II епархии был торжественно передан так называемый «Ватиканский» список Казанской иконы Божией Матери, подаренный Папой Римским Иоанном Павлом II, который разместили в Крестовоздвиженском соборе монастыря. Этот чудотворный образ Богородицы является одной из наиболее почитаемых святынь Казани, на поклонение которой стекаются паломники со всей России и из зарубежья. В 1996 году епархии был передан полуразрушенный Вознесенский Макарьевский мужской монастырь, построенный в XVII-XVIII вв. и связанный с именем преподобного Макария Желтоводского, Унженского и Свияжского чудотворца, выбравшего место для обители еще в XV веке. 13 марта 2013 года в монастыре был освящен памятник основателю обители преподобному Макарию Желтоводскому.

http://patriarchia.ru/db/text/5830133.ht...

В 1998 году началось возрождение Успенского Зилантова монастыря в Казани, основанного в XVI веке и разоренного в советское время почти до основания. Были восстановлены Успенский собор, настоятельский и сестринский корпуса с домовой церковью Адриана и Наталии, построены колокольня, Троицкий собор и крестильный храм святого равноапостольного князя Владимира. С декабря 2001 года началась передача комплекса Кизического Введенского мужского монастыря в Казани, основанного в конце XVII века. В 2006 году сохранившиеся строения были полностью освобождены и возвращены Казанской епархии. В 2007 году в Альметьевске был построен и освящен один из самых больших храмов в Поволжье — собор во имя Казанской иконы Божией Матери. Его звонница состоит из одиннадцати колоколов, самый большой из которых весит 1350 килограммов. Одним из наиболее значимых проектов стало проведение в 1996-2005 гг. реставрационных работ в комплексе Благовещенского кафедрального собора Казанского кремля постройки 1555-1562 гг. Полностью восстановлен интерьер храма, значительно пострадавший в советское время. В 2005-2012 гг. были проведены ремонтно-реставрационные работы комплекса бывшего духовного училища. С 2013 года здесь размещается управление Казанской епархии и Татарстанской митрополии. Возрождаются к жизни уникальные храмы острова-града Свияжск. С 2010 года отреставрированы церковь Константина и Елены (XVII век), Архимандричий корпус (XVII век), Братский корпус (XVII-XVIII вв.), воссоздана Германовская церковь, Монастырское училище (XVII-XVIII вв.), восстановлена Надвратная церковь Свияжского Успенского монастыря. В Иоанно-Предтеченском монастыре Свияжска отреставрированы Сергиевская церковь (1604 год), собор в честь иконы «Всех скорбящих радость» XIX века с росписями и иконостасом, часовня XIX века с росписями в интерьере. Тесно связанным в историческом отношении с островом-градом Свияжском является храм-памятник воинам, павшим при взятии Казани в 1552 году. В 2001 году был создан приход храма-памятника, в нем начали совершаться богослужения. В подземной части памятника освящен уникальный в своем роде храм во имя преподобного Илии Муромца (по образу усыпальницы Киево-Печерской лавры , где покоятся мощи этого святого). В настоящее время в храме-памятнике в честь Нерукотворенного образа Спасителя ведутся ремонтно-реставрационные работы.

http://patriarchia.ru/db/text/5830133.ht...

58 По Высочайшему повелению Императора Николая I, во время холеры Казань посетил бывший тогда министр Внутренних дел граф Закревский; приезд его послужил к успокоению волнения в городе и восстановлению порядка в санитарном отношении. См. Историч. Зап. о 1-й каз. гимназии, В. Владимирова. Отд. 2. ч. 2. стр. 166. 59 Казанская епархия состояла тогда из двух губерний: казанской и симбирской, а в последнюю входила тогда и нынешняя самарская губерния. 60 Миссионерами тогда были Седмиозерской пустыни игумен Самуил, архиерейского дома эконом, иеромонах Гурий и Раифской пустыни игумен Амвросий. По утверждении их св. Синодом в должности миссионеров, их велено было возвести их в сан архимандрита. 61 Профессор казанского университета Городчанинов, по случаю Всемилостивейшего пожалования креста на клобук Преосвященнейшему Филарету, архиепископу казанскому и симбирскому, написал следующие стихи: Сей крест, что на челе Святителя блистает, Апостольский его нам подвиг представляет, Неведущих креста привел он ко кресту, И чад погибели усыновил Христу. Се Архипастыря за подвиг сей отличный Премудрый Царь почтил наградой, столь приличной. (См. Сочинения и переводы в прозе и стихах Григория Городчанинова Казань 1831. г. стр. 542). 62 Разумеется, ход с храмовой, чудотворной иконой преподобного Сергия радонежского чудотворца, находящейся в свияжском девичьем Иоанно-Предтеченском монастыре. С незапамятных времен икона сия ежегодно в мае месяце поднимается с места и носится по разным уездным городам в селениях казанской епархии. Ход сей продолжается около двух месяцев и более. См. Чудотворн. в особенно местно чтимые иконы и крестные ходы в казанской епархии. Казань 1872 г. стр. 3. 63 Раифский игумен Амвросий, чебоксарский архимандрит Самуил, бывший до миссионерства игуменом Седмиозерской пустыни; Кизический архимандрит Гурий, прежде эконом архиерейского дома. 64 Петр Исаевич Депрейс – помещик села Шапши (верстах в 30 от Казани). Он был очень близок к Преосвященнейшему Филарету и другим монашествующим.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Amfite...

Я. Агафонова известно о совместных с Пуховым посещениях заседаний Об-ва археологии, истории и этнографии при Казанском ун-те. Собрания икон во 2-й пол. XIX в. стали появляться не только у частных лиц, прежде всего старообрядцев-купцов, но и при образовательных учреждениях, напр. в Музее древностей и искусств Казанского имп. ун-та (создан в 1886; см.: Сыченкова. 2002. С. 131). Из этого собрания, вошедшего в 20-30-х гг. XX в. в состав Центрального городского музея ТАССР (ныне НМРТ), происходит икона «Рождество прор. Иоанна Предтечи, с деяниями» (XVIII в.), исполненная в традициях палатного письма и в стиле иконописных центров В. Поволжья. Иконописные мастерские и школы существовали в 6 жен. мон-рях: казанском Богородицком, свияжском Иоанно-Предтеченском, козмодемьянском Троицком (основан в 1877) и Богородице-Сергиевском (основан в 1886, ныне территория Йошкар-Олы), Введенском Вершино-Сумском в Козмодемьянском у. (основан в 1898, ныне в Горномарийском р-не Республики Марий Эл), Куженерском Свято-Никольском (основан в 1901, на территории совр. пос. Куженер Республики Марий Эл). Школы при мон-рях создавались не только для нужд обители (написание раздаточных икон богомольцам и паломникам, подарки высоким особам, посетившим монастырь), но и для церквей, гл. обр. сельских, а также для создания богослужебных предметов. Во 2-й пол. XIX в. крупнейшая школа существовала при казанском Богородицком мон-ре: живописная с чеканным отделением, золотошвейная, ризошвейная, белошвейная (открыта в 1867; см.: Малов. 1879; Ключевская Е. П. Рукодельная школа Казанского Богородицкого жен. мон-ря//ПС. 2010. Вып. 2(20). С. 154-158). В 1878 г. здесь было 50 учениц; мастерские выполняли заказы для храмов и монастырей К. и Т. е. В 1876 г. руководившей живописным классом Е. З. Мандрыке была объявлена признательность епархиального начальства «за усердие» (единственное сохранившееся произведение Е. З. Мандрыки - полотно «Монахиня» (1871, ГМИИРТ - см.: Рус. искусство. 2005. С. 43). В разные годы живописной мастерской мон-ря заведовали: рясофорная послушница из дворян Н.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

А. Черногоров (ГМИИРТ) Об активном развитии местного почитания Казанской иконы Божией Матери свидетельствуют несколько памятников: небольшая лицевая пелена, вероятнее всего сделанная местными мастерицами (кон. XVI - нач. XVII в., НМРТ; Завьялова, Каргалова. 1995. С. 76, 78. Ил. 4; см. Казанская икона Божией Матери ), а также местный образ из Троицкой ц. Троице-Сергиева (позднее жен. Иоанно-Предтеченского) монастыря в Свияжске, представлявший собой раму с композициями праздников и сценой обретения Казанской иконы (1-я пол. XVII в., ГМИИРТ) и вставленную в ее центр икону-пядницу, список Казанского чудотворного образа (не сохр.). Рама от образа Божией Матери «Казанская» сменила древнюю икону Божией Матери «Одигитрия» (1-я треть XVI в., ГМИИРТ). Сведения об этом содержатся в трудах историков ( Покровский. 1905. С. 19); на картине А. Черногорова «В церкви» (1875, ГМИИРТ), воспроизводящей внутренний вид наоса деревянной церкви с иконостасом и клиросными иконами, можно видеть эту икону. По принципу житийной иконы на раме расположено 12 клейм. Это Богородичные праздники; заключительная композиция, согласно надписи, изображает «явление Пр(е)с(вя)т(ой) Б(огоро)д(и)цы иже в Казани». Стиль исполнения провинциальный, близкий к стилю икон поволжских центров (Кострома, Ярославль) с резкими белильными высветлениями на ликах и лещадках горок, многоцветными и уплощенными зданиями, композициями, плотно заполненными фигурами, узорами и постройками. Возможно, рама была выполнена по образцу почитаемого оригинала Казанской иконы, поскольку др. списки, напр. в Казанском соборе на Красной пл. в Москве, также имели раму с изображениями 12 Богородичных праздников ( Чугреева. 2003. С. 41). Явление Казанской иконы Божией Матери в Казани. Клеймо иконной рамы. 1-я пол. XVII в. (ГМИИРТ) Явление Казанской иконы Божией Матери в Казани. Клеймо иконной рамы. 1-я пол. XVII в. (ГМИИРТ) К нач. XVII в. списки Казанской иконы Божией Матери появляются и в других крупных храмах Свияжска. В описи свияжского Успенского монастыря, составленной в сент.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

Глава Татарстанской митрополии встретился с премьер-министром Венгрии 10 августа 2015 г. 19:35 9 августа 2015 года глава Татарстанской митрополии митрополит Казанский и Татарстанский Феофан провел встречу с премьер-министром Венгрии Виктором Орбаном. Беседа состоялась на территории Свияжского Иоанно-Предтеченского монастыря в Троицкой церкви, расположенной в государственном историко-архитектурном заповеднике «Остров-град Свияжск». Митрополит Феофан приветствовал венгерского премьера от лица Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. «Во все времена Русская Православная Церковь старалась найти баланс дружбы с Венгерской Республикой, — сказал архиерей, обращаясь к В. Орбану. — И Ваш визит на казанскую землю, в древний Свияжск, с берегов Дуная является символичным. Я очень люблю Венгрию и лично знал практически всех венгерских послов, работающих в Москве. Надеюсь, что наши встречи не будут носить разовый характер». В ответ премьер-министр Венгрии поблагодарил митрополита Феофана за приглашение: «Мы очень рады, что Русская Церковь стремится к дружбе с Венгрией, и считаем, что сегодня нет никаких преград, чтобы наладить добрые отношения. Мы уважаем работу, которую вы выполняете, и будем проводить поддерживающую политику. Передайте Святейшему Патриарху наилучшие пожелания от имени венгерских христиан». Далее наместник Богородице-Успенского мужского монастыря игумен Силуан провел для высокого гостя экскурсию по святой обители. Татарстанская митрополия /Патриархия.ru Календарь ← 8 мая 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010