Большую роль в создании образа храмов " ранней Москвы " играет внешний декор. Он достаточно прост и скуп, находя своё выражение в нескольких декоративных поясах, но тут мы видим парадокс - эта скупость чуть ли не более выразительна и поразительна, нежели чрезмерность и некоторая " навязчивость " декорировки, например барочных церквей позднейшей эпохи. " Фасадный " фриз Рождественского собора почти повторяет соответствующий пояс Успенского собора на Городке, однако он становится более плоскостным, более плотным, более геометричным. Тут намечается некоторая функциональность и програмность - такой фриз легче повторять в других храмовых постройках. Переход от основного объёма к барабану осуществляется с помощью трёх рядов характерных килевидных кокошников (закомары в виде кокошников). Вероятнее всего, они должны были сформировать вертикальный " вектор " храма, но странным образом этого не произошло - основной объём собора всё равно остаётся " приземистым " . На протяжении почти 250-ти лет кокошники были скрыты под устроенной в 1735 году четырёхскатной кровлей. Как уже было сказано, что основной тип " раннемосковского зодчества " - это одноглавый четырёхстолпный храм. В данном случае глава опирается на световой барабан с высокими узкими окнами-бойницами, украшенный трёхрядным декоративным поясом. Этот пояс совпадает по исполнению с фризом, идущим в верхней части апсид, за исключением нижнего ряда, где на барабане появились сплетенные пучки растений. Апсиды Рождественского собора понижены относительно основного объёма, что вкупе с другими соответствующими элементами, формирует " приземистость " постройки. Характерная особенность апсид - лопатки, делящие их на части. Апсиды, подобно фасадам и барабану, украшены декоративным резным поясом. Средняя апсида в диаметре вдвое больше боковых и значительно дальше выступает на восток. Пристройки " обросли " храм в середине XVII века, при царе Алексее Михайловиче. Они в отличие от основного здания, построенного из белого камня, возводились из кирпича.

http://sobory.ru/article/?object=11788

Из четырёх проёмов яруса звона два (северный и южный) сделаны прямоугольными, а два (восточный и западный) - арочными. Венчает колокольню шпиль с крестом. В архитектуре собора прослеживается типичная " классика " : три шестиколонных портика коринфского ордера, коринфские полуколонны, украшаюшие стены трапезной и алтарной апсиды, выверенные пропорции, лёгкость, при всей огромности строения, большие окна, изысканный декор. Отметим кстати, что если сам собор выстроен из кирпича, то его декоративные элементы выполнены из знаменитого мячковского камня, добываемого в подмосковном Мячкове по меньшей мере с начала XIV века. Обращают на себя внимание величественные портики на мощных основаниях, с лестницами, шестью колоннами коринфского ордера и треугольными фронтонами. Устроенные с севера, юга и запада, они обозначают собой три входа в собор. Обычно главным входом является западный, однако в Знаменский собор основная масса людей попадает через северный, что вполне естественно - он находится со стороны Красной площади. Имеет смысл обратить внимание и на трапезную, в стенах которой прорезаны два ряда окон; нижние, прямоугольные, окна, имеющие большие размеры, относятся к первому этажу, а верхние, квадратные, - ко второму. Первый этаж украшен рустом, стена второго этажа - гладкая; тем самым обозначена межэтажная граница. Между окон поднимаются полуколонны коринфского ордера. Над основным четвериком собора поднимается мощный световой барабан, украшенный полуколоннами и увенчанный куполом параболической формы. Форма эта - плод перестройки храма в 1950-х годах; изначально купол был полусферическим. По бокам в 2000 году восстановлены четыре главки, разобранные в 1930-х годах. От дореволюционного внутреннего убранства Знаменского собора к моменту его передачи РПЦ ничего не сохранилось - всё пропало в ходе советских перестроек и в устроенном фашистами в 1943 году пожаре. А полюбоваться было чем - взять хотя бы сложнейший чугунный иконостас, над которыми петербургские литейщики трудились восемь лет: заказали его в 1824 году, а установили в соборе лишь в 1832-м году.

http://sobory.ru/article/?object=05799

Лестничные пролёты располагаются в притворе, в двухэтажном пространстве под колоколенкой. Эта часть внутреннего объёма особо выделена и на фасаде храма - это крайний западный объём с одним окном на уровне второго этажа, ограниченный с обеих сторон двойными пилястрами. Далее попадаем в трапезную. Это достаточно просторное пространство с одним рядом окон и забелёнными стенами, имеющее три арочных проёма в помещении собственно церкви. Главный объём буквально пронизан естественным светом - это всемерно способствуют по два ряда больших окон на северном и южном фасадах, плюс раскрытые внутрь круглые окошки кровли - люкарны, и в центральный световой барабан. Стены, простенки, оконные проёмы, своды и потолок храма сплошь покрыты высокохудожественной росписью. Росписи были выполнены крепостными художниками графа Шереметева, главным образом Иваном Аргуновым. Известно, что как раз в те годы он много времени проводил в Вощажникове. Специалисты говорят, что альфресковое письмо, например, в Троицком храме, очень сложное и многослойное. Сначала делали прорези, потом готовили краски - " на яйце, да на пшеничной ареной воде " , с добавлением масла, скипидара и олифы. Готовые настенные картины покрывались олифой. Как оказалось, именно благодаря этим прорезям фрески уцелели, хотя время и условия внутри храмов, превращённых в скотобойню и тракторный цех, нанесли огромный ущерб краскам. Алтарную часть отделяет богато оформленный четырёхъярусный иконостас - один из самых роскошных барочных иконостасов во всей Ярославской губернии! В интерьере ведутся реставрационные работы. На постоянной основе службы проходят в нижнем, отапливаемом храме. Это помещение с низкими потолками и тяжеловесными сводами. О толщине капитальных стен можно составить представление по широченным подоконникам и глубоким оконным проёмам. Обе церкви были полностью разорены в советское время. Более того, из-за небрежного использования в безбожные годы, серьёзный ремонт требуется уже и самим несущим конструкциям. Из журнала " Православные Храмы.

http://sobory.ru/article/?object=15095

Обратимся к архитектуре первоначального храма. Он был сложен из местного плитняка и представлял собой значительный по размерам (14х11 м) для псковской архитектуры основной объем, вытянутый по оси восток-запад. К восточному фасаду примыкала округлая апсида. Стены храма были довольно толстыми (1,5 м). В 1913 г. при исследовании фундаментов были выявлены деревянные связи, которые соединяли столбы и стены. Своды храма покоились на четырех столбах. Столбы восточной пары — очень крупные, со округлением к востоку, западные — круглые на такую же, как скругление восточных, высоту (до 2 м), а выше — квадратные. Как показали исследования Покрышкина, скругление столбов первоначально. Апсида была сильно вдвинута в восточную часть храма и заканчивалась округлениями, отвечающими скруглениям восточных столбов. Над западной частью церкви возвышались хоры на деревянном настиле, соединявшие две палатки над угловыми компартиментами. Световой барабан с четырьмя окнами несли повышенные подпружные арки. Рукава креста и угловые компартименты былиперекрыты коробовыми сводами. Фасады церкви были разделены довольно широкими лопатками на три прясла. Лопатки стягивались двухуступчатыми лопастными арками. Такое решение фасадов при пологой линии лопастных арок предполагает пофронтонное восьмискатное покрытие. Первоначальные оконные проемы сохранились только в барабане, где они имели щелевидную форму и завершались остроугольной бровкой. В результате того, что западный рукав креста сильно увеличен относительно восточного, купол оказался сильно сдвинутым к востоку. В объемном решении церкви большую роль играла сильно выдвинутая и, благодаря резкому скруглению, очень пластичная апсида, возвышающаяся на 2/3 высоты основного объема. Она укращена по верху пояском из двух рядов поребрика и идущего между ними бегунка. Подобный же пояс был расположен по верху барабана, над ним шел пояс уступчатых полукруглых ниш. Глава храма близкой к шлемовидной формы, с великолепным кованым крестом и яблоком, относится к XVII в. но, видимо, близко следует форме первоначальной, так как соответствует пропорциям памятника.

http://sobory.ru/article/?object=38980

Попытка мастера Протопоповской церкви включить в традиционную народную схему характерные формы каменных церквей «классицистического» стиля не принесла ему успеха. В церквях «классицистического стиля световой барабан, перекрытый сферическим куполом, воздействует на зрителя простотой, мощью и величавым размахом архитектурных форм. У мастера Протопоповской церкви первый восьмерик вместе со вторым заломом не придает строению этой простоты и величавости. Формой и пропорциями восьмерик неспособен выполнять функцию подбанного барабана, ибо он вырастает из первого залома, а не опирается непосредственно на стены. Второй зал также не приобрел строгой чистоты сферической бани, а в то же время он в значительной степени утратил традиционные черты залома. Первый восьмерик приобрел ничем не оправданную весомость, которая «гнетет» сруб стен. Второй восьмерик с третьим заломом, с точки зрения требований «классицистического стиля архитектуры, излишни. Это свидетельствует о том, что силе традиционных привычек и непобедимому влечению к высокому, расчлененного на восьмерик и заломы верха, как к высшему проявлению красоты архитектурной формы, мастер не имел силы противиться. Модные же архитектурные новинки он неспособен был творчески переделать, не сумел их органично совместить с традиционной народной схемой. Эта двойственность художественной позиции мастера сказалась и на пропорциях, обнаруженных в обмерных чертежах. Анализ обмерных чертежников церкви Екатерины с. Протопоповки Исходный размер в построении плана – длина центрального участка. Центр в плане-квадрат. Бабинец в плане тоже квадрат; его сторона определяется тем, что сумма длины бабинца и ½ длины центра равны диагонали прямоугольника, что составляет половину центрального квадрата. Алтарь-шестигранник; его длина равняется длине Бабинца и ширина равна ширине Бабинца. Южная и северная грани алтаря равны ½ стороны центральной части, а восточная равняется ¼ суммы длины плана центра и алтаря. Размеры срубов стен, заломов и восьмериков определяются размерами плана. Высота сруба стен центральной части равна полусумме длины плана центра и бабинца, или равна апофеме равностороннего треугольника со стороной равной длине плана центра. Высота сруба стен до начала перехода их в восьмигранник равна высоте сруба стен Бабинца.

http://sobory.ru/article/?object=32029

Все фасады церкви выразительны своими строгими и монументальными формами. Их объединяет проходящий по всему периметру полный антаблемент с профилированным карнизом, включающим ленты сухариков и мутул. Со всех сторон основной объем акцентирован массивными портиками с шестью колоннами тосканского ордера и с треугольным фронтоном. Колонны восточного портика, занимающего всю ширину алтаря, отступают от стены, на которой им соответствуют пилястры. С юга и севера портики, акцентирующие восточную половину каждого фасада, образованы полуколоннами. Западный портик в средней части составляет единый массив со стенами притвора, а крайние колонны являются отдельно стоящими. Проемы, расположенные в интерколумниях, устроены в два света: нижние – высокие и арочные, верхние – квадратные. Остальные окна основного объема также имеют арочную форму. Они декорированы профилированными архивольтами с клинчатыми замками и на уровне импостов объединены полочкой. Помимо западного входа, дверные проемы находятся на средней оси южного и северного портиков. Над ними помещены двускатные металлические зонты с ажурными кронштейнами, в рисунке которых использован мотив волют. Барабан-ротонда прорезан 12 арочными окнами и расчленен в простенках тосканскими пилястрами, капители которых поддерживают архитрав полного антаблемента. Окна снабжены профилированными архивольтами, опирающимися на капители малых пилястр, фланкирующих проемы. Центральное пространство храма образуют четыре массивных пилона со срезанными углами, на которые опираются подпружные арки и паруса, служащие переходом к световому барабану-ротонде, перекрытому куполом. Три узких проема ведут из храма в алтарь, перекрытый полулотковым сводом. Три широкие арки связывают подкупольное пространство с трапезной и боковыми приделами. Среднюю часть трапезной составляет помещение частично сохранившегося первоначального западного притвора, перекрытого полулотковым сводом. Над западной частью трапезной и в боковых приделах выложены коробовые и полулотковые своды с распалубками. Полы в церкви выложены метлахской плиткой с ковровой дорожкой по оси храма и с фризами вдоль стен.

http://sobory.ru/article/?object=44749

Фасады четверика храма между ярусами окон первого и второго света четко делятся антаблементом с гладким фризом и профилированным карнизом. Такой же антаблемент опоясывает объем поверху. Три оси южного и северного фасадов выявлены прямоугольными проемами, заглубленными в крупные прямоугольные ниши. Среднюю часть фасадов с входом выделяет легкий ризалит. Над боковыми окнами первого света помещены прямоугольные накладные доски, а над входными проемами – такой же формы филенки. Барабаны, расчлененные прямоугольными вертикальными филенками, завершены карнизами с сухариками. Центральный барабан прорезан арочными окнами. Промежуточный антаблемент храма продолжен на фасадах апсиды и трапезной в качестве венчающего. Стену апсиды расчленяют пять прямоугольных ниш, в которые заглублены два ложных и три световых окна, аналогичные нижним окнам храма. Фасады трапезной с симметричной композицией в три окна акцентированы в средней части ризалитом с треугольным фронтоном, расположенным ниже венчающего антаблемента. Стены по сторонам ризалита обработаны ленточным рустом. Прямоугольные проемы оконтурены четвертями, боковые окна отмечены белокаменными клинчатыми замками. Ярусы колокольни, со всех сторон прорезанные арочными проемами, завершены антаблементами, причем во втором ярусе фриз украшен триглифами. Стены нижнего четверика целиком покрыты ленточным рустом. Второй ярус на углах оформлен пучками из трех тосканских колонн, третий ярус – двумя колоннами по сторонам арок звона. Оба яруса с каждой стороны завершены треугольными фронтонами. Свод над третьим ярусом прорезан круглыми люкарнами, а срезанные углы яруса-резонатора закрыты волютами. Бесстолпный храм перекрыт сомкнутым четырехлотковым сводом с круглым отверстием светового барабана. В апсиде, на всю ширину открывающейся в храм арочным проемом, выложена конха. Более узкий арочный проем ведет в трапезную. Ее помещение перекрыто тремя коробовыми сводами, разделенными поперечными подпружными арками, с распалубками на торцах. В северо-восточном пилоне первого яруса колокольни устроена внутристенная лестница (вход на нее с западной стороны заложен).

http://sobory.ru/article/?object=13235

Площадки крылец были вымощены природным камнем. Высокие порталы входов были оформлены полукруглыми профилированными архивольтами и колоннами с капителями. Боковые фасады главного объема Рождественского собора были расчленены на пять прясел спаренными высокими на пьедесталах полукруглыми колоннами с развитыми капителями композитного ордера. Три центральных прясла южного и северного фасадов (среднее из них более широкое) завершались треугольными щипцами. Эти же архитектурные элементы были использованы в завершении стен восточной и западной части здания. Поверхности стен щипцов были украшены живописными изображениями христианских святых, помещенными в круглые клейма. Высоко расположенные крупные оконные проемы с полуциркульными перемычками имели колончатые наличники с завершениями в виде разорванного треугольного фронтончика. На центральных осях северного и южного фасадов над входами в здание находились крупного размера оконные проемы венецианского типа. Окно такой же формы располагалось в колокольне над западным входом в здание. Внутреннее пространство главного объема собора было разделено четырьмя парами крестообразных столбов на три продольных нефа. Основной продольный неф и трансепт былизначительно шире боковых нефов. Подпружные арки, перекинутые между столбами, несли кирпичные крестовые своды (в основном нефе и трансепте) и световые кольца барабанов периферийных глав храмового пятиглавия. Конструктивный переход от подпружных арок столбов к стенам барабана центральной главы храма осуществлялся при помощи парусов.При устройстве стен основания барабана центральной храмовой главы был использован редкий прием, усиливавший эффект вертикального развития подкупольного пространства: стены барабана над парусами имели наклон внутрь здания. Барабан перекрывался сомкнутым восьмигранным сводом,в связи с чем, шатер центральной главы имел декоративное значение. Помещения нижнего этажа собора, судя по аналогичным церковным постройкам К.А.Тона, могли иметь плоские перекрытия по балкам.

http://sobory.ru/article/?object=33431

Объем трапезной усложнён двумя боковыми приделами 1863 года. В результате эксплуатации в советское время памятник утратил купольную главу и верхние ярусы колокольни. Колокольня состояла из трех последовательно убывающих четвериков. Объем среднего четверика оживляли срезанные углы, подчеркнутые плоскими лопатками. Углы верхнего четверика - украшали S-oбpaзhыe волюты. Выше находилась восьмигранная шатровая кровля с люкарнами. Кровля завершалась шпилем - непременным атрибутом церквей горнозаводских поселений Урала. Фасады храмового четверика решены как единая плоскость без членения на ярусы карнизами. Двусветный кубический объем закреплен лопатками, акцентирующими углы четверика. Прямоугольные окна первого света обрамлены плоскими «ушастыми» наличниками, увенчанными классицистическими треугольными фронтонами. Арочные окна второго света и пропущенные под ними подоконные филенки имеют простое, непрофилированное обрамление. Стены завершает по барочному массивный антаблемент, включающий фриз с аркатурой. Храм перекрыт крутой коробовой кровлей. Цо центральным осям ее граней прорезаны окна-люкарны, обрамленные криволинейными фронтончиками. Кровлю венчал восьмигранный барабан-фонарь с узкими диагональными гранями, декорированными волютами. До разрушения живописность силуэту храма придавала венчавшая фонарь массивная луковичная главка. Схему восточного фасада определяет круглая апсида, расчлененная пилястрами и пилонами. В интерьере храмовую часть освещает два яруса окон. Четверик перекрыт сомкнутым лотковым сводом с открытым в пространство световым фонарем. Широкая арка в восточной стене объединяет алтарь с храмом в единое целое. Помещение трапезной с севера на юг перекрывает цилиндрический свод. Дверной проем ведет из трапезной в храм. В целом облик Преображенской церкви представляет угасающий стиль барокко. Ремонтно-восстановительные работы, проведенные в 1990-е годы без привлечения архитекторов-реставраторов, исказили исторический облик церкви. По материалам: «Свод памятников истории и культуры Свердловской области». Том 1. - Екатеринбург: Сократ, 2007. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение В послевоенные советские годы в здании размещался кинотеатр. В 60-е годы и я смотрел там фильмы: Синдбад-мореход, Фантомас... Колокольня отсутствовала, но центральный купол был (без надстройки с маковкой). --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=01221

Объемная композиция здания традиционна и симметрична относительно продольной оси. Основной объем представляет собой купольную световую ротонду на кубическом четверике, обработанном на боковых фасадах четырехколонными тосканскими портиками с деревянными оштукатуренными фронтонами. Ротонду венчает цилиндрический световой барабан с главой. Апсида со скругленными в раскреповках восточными углами чуть уступает по ширине и высоте четверику храма, трапезная — несколько шире. Трехъярусная колокольня состоит из убывающих по объему кверху четвериков, покрытых пучинистой крышей с высоким шпилем на цилиндрическом барабане. Интересной, не типичной для этого времени особенностью здания является широкое крыльцо с лестницей, покрытое тесовой кровлей на кирпичных столбах, устроенное перед входом на западном фасаде. Обработка фасадов четверика храма, апсиды и трапезной высокими плоскими нишами, в которых размещены оконные проемы, — прием широко распространенный в архитектуре классицизма — сочетается с барочными по форме “ушастыми” наличниками на окнах ротонды, завершенными однако вполне классицистическими профилированными сандриками. Барочные ассоциации вызывают также фигурные накладные панели, расположенные над квадратными нишами, имитирующими окна второго света четверика храма. Убранство фасадов дополняют широкие, с поясами сухариков, венчающие карнизы, обладающие несколько графичной моделировкой. Ярусы колокольни, прорезанные высокими арочными проемами, оформлены пилястровыми портиками. Ротонда храма, покоящаяся на парусах, перекрыта куполом, открывающимся в световое отверстие венчающего ее барабана. Апсида перекрыта конхой с распалубками над окнами, трапезная — плоским потолком, опирающимся на два кирпичных столба. Библиография: Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб., 1863. С. 45-46; Церкви Костромской епархии по данным архива Императорской археологической комиссии. СПб., 1909. С. 54; Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 2: Костромской и Красносельский районы. Кострома, 2000. С. 223-224.

http://sobory.ru/article/?object=04211

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010