Здание окружено невысоким чуть выступающим цоколем. Его нижний ярус завершен трехчастным антаблементом и невысоким аттиком, раскрепованным над пилястрами, делящими фасады приделов и паперти на три прясла: в среднем находится прямоугольный входной проем, обрамленный порталом с массивным разорванным фронтоном, в остальных – по прямоугольному окну в аналогичном наличнике. Такие же окна на апсидах освещают пространство алтаря. На боковых стенах приделов и паперти – по ложному окну. Четверик храма также разделен на прясла двухуступчатыми лопатками, на углах огибающими, которые крепуют трехчастный антаблемент. Крупные килевидные кокошники, по три на фасад в нижнем ярусе и по два в верхнем, имеют профилированные обводы и украшены круглыми филенками в плоских обрамлениях. Цилиндрический барабан главы, прорезанный арочными окошками, украшен аркатурой, опирающейся на пилястры и трехчастным антаблементом в завершении. Внутри восьмигранное, с более узкими гранями пространство храма перекрыто восьмилотковым сводом с барабаном световой главы в шелыге. Широкие арки соединяют основное пространство храма с алтарем, приделами и папертью. Алтарь перекрыт коробовым сводом, замкнутым на востоке тремя конхами, вытянутые с востока на запад приделы – поперечным коробовым сводом, с распалубками от подпружных арок, отделяющих скругленные торцовые части, перекрытые конхами, а паперть – крестовым сводом в центре и полулотковыми в торцовых частях, отделенных подпружными арками. Настенная масляная живопись в храме выполнена в позднеакадемических традициях на рубеже 19 – 20 вв. Восьмилотковый свод храма расчерчен вдоль ребер орнаментированными полосами. В угловых треугольных клеймах написаны образа Евангелистов с их крылатыми символами, в трех осевых клеймах размещены богородичные сюжеты, представляющие ее небесный образ. Это тезоименный храму «Покров», а также «Взятие Богородицы на небо» и «Богоматерь – Царица небесная». Тема продолжена на прилегающих к главной апсиде гранях восьмерика, где написаны «Благовещение» и «Введение во храм».

http://sobory.ru/article/?object=10782

композицию из собственно церкви (с нижним теплым Владимирским приделом) и колокольни, объединенных между собой высокой, прямоугольной в плане трапезной. Алтарная часть храма по высоте и ширине равна трапезной, в плане она также прямоугольная. Восьмигранный световой барабан с ребристым куполом у Никольской церкви обработан пилястрами с коринфскими капителями. В объемном построении алтарной части и в характере оформления фасадов церкви можно отметить черты, присущие архитектуре барокко. Аналогичными по типу постройками являются храмы XVIII века в подмосковных селах Киеве-Спасском и Свитине. В 1835 году архитектором Жилярди к Никольской церкви были пристроены два боковых придела. Их убранство созвучно облику всего сооружения. Нередкое для рубежа XVIII—XIX веков сочетание классицизма с псевдоготикой хозяйственных построек характерно и для Отрады: у самого шоссе, проходящего мимо усадьбы, обращает на себя внимание причудливое сооружение — бывшая кузница (конец XVIII в.). К центральной, прямоугольной в плане части ее примыкают с боков две восьмигранные пристройки. Мотив стрельчатых окон дополняется стрельчатыми завершениями прясел основных фасадов здания. В оформлении кузницы также применен прием контрастного сочетания белокаменных элементов декора с краснокирпичным фоном стен. Этот же прием применен в декоративной обработке других хозяйственных построек — амбара и Двух теплиц, расположенных, как и кузница, в стороне от основного ядра усадьбы. Подлинным произведением искусства стал отрадненский парк, разбитый на берегах Лопасни. В. Г. Орлов очень точно и кратко сформулировал принципы устройства пейзажных «английских» парков, примененные им в Отраде: «В расположении садов англичане стараются подражать природе и скрыть работу, которая необходима и часто много труднее бывает, чем в регулярных. В сих садах все разбросано — инде лесок, инде кустарник, инде лужок»90. Подражая английским лордам, Орлов попытался завести в своих лесах оленей, а из Москвы выписал соловьев, которых расселил в

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Кончилась война, экспонаты вернулись в свои музеи, а Троицкий собор надолго опустел. В 1964 году в нем начались большие реставрационные работы, вернувшие храму его первозданный облик. Внутренне убранство, к сожалению, восстановить не удалось. В 1982 году его вновь передали музею, и спустя несколько лет, были открыты новые экспозиции: «Девятая пятница» и «Храмы Соликамска», рассказывающие о прошлом города. Описание [ править править код ] Собор — летний. Здание построено на высоком сводчатом подклете («рундуке»), который использовался как складские помещения. Конструкция здания в основном традиционная. Высокая центральная бесстолпная часть завершается пятью главами с одним световым и четырьмя глухими барабанами. Алтарь трехчастный, невысокий. Приделы ниже основного храма, имеет по одной главе. Храм имеет обширную обходную сводчатую галерею, по ширине равную храму с приделами. Своеобразие храму придают обширные крыльца, которых, вероятно, было три, но южное крыльцо не сохранилось. Ступени сохранившихся западного северного крылец выходят на склоны и как бы продолжают линию косогора. Центральное помещение освещается через центральный барабан и окна западного фасада, расположенные над галереей. Храм в целом очень пропорционален. Ниэкие кровли приделов и алтарей не заслоняют центрального объёма. Изящные сдвоенные пилястры расчленяют его плоскости на три равные доли, заканчиваются эти плоскости ложными полукруглыми закомарами. Это традиционное решение подчеркивает устремленность здания вверх. Завершаются стены плоским постаментом, на котором собственно и стоят барабаны. Этот, не бросающийся в глаза, постамент придает зданию еще большую устремленность вверх. Декоративная обработка барабанов органично подчеркивает их легкость. Наличники окон, разнообразные по рисунку смотрятся яркими декоративными пятнами на фоне белых стен. Необычными являются небольшая палатка в виде бочки, расположенная над алтарём и вход в подклет со стороны алтаря. Богато украшенные крыльца с лестницами связывают здание с окружающим ландшафтом. Северное крыльцо удивляет сочетанием шатровой кровли с перекрытием в виде массивного куба. В элементах оформления просматриваются черты деревянного зодчества, например, выполненные в кирпиче подобии деревянных балясин.Особенно украшают крыльцо двойные окна с висячими гирьками. Дополняют декоративный характер украшения из поливных полихромных изразцов, изображающих птиц. Они изготовлены в г. Орле на Каме.

http://azbyka.ru/palomnik/Троицкий_собор...

Причт в 1774 году состоял из священника и двух причетников; в настоящее время (1915 год) состоят в причте священник и псаломщик. В приходе в 1774 году было 40 дворов. В 1915 году прихожан в селе Драгочеве, в деревнях: Дранькове, Подсосонках, Костине, Мешках, Литвинове, Жаровне, Бондарях, Заборенке, Плоском, Амховицах - 151 двор (437 мужчин, 474 женщины). Церковное попечительство существует с 1895 года; оно изыскало средства на украшение храма и устройство новой ограды. Летопись ведется с 1889 года. По материалам издания: Редков Н.Н. Историко-статистическое описание церквей и приходов Смоленской епархии. Выпуск 1-й. Бельский уезд. - Смоленск, 1915. По состоянию на 1970 год сделано описание храма и составлен план на основании замеров сохранившейся части. Храм типа «восьмерик на двухсветном четверике», перекрыт высоким восьмидольным сомкнутым сводом, на который поставлен кирпичный восьмигранный световой барабан с небольшой главой на тонкой шейке. Конструктивный переход от четверика к восьмерику осуществлен при помощи двухступенчатых тромпов. Глава и шейка каркасной конструкции и обшиты железом. Апсида пониженная, уже четверика храма, пятигранная перекрыта граненым полусомкнутым сводом, с плавными распалубками над окнами. С храмовой частью соединена тремя прямыми арочными проходами, центральный шире боковых. Трапезная несимметричная относительно продольной оси здания с неразвитым южным приделом, по высоте равна апсиде, в плане прямоугольная, перекрыта лотковым сводом, ориентированным по оси север-юг, над световыми проёмами – плавные распалубки. Колокольня столпообразная, невысокая, трехъярусная. Ярусы в плане квадратные, по сторонам света прорезаны проёмами с перемычками коробового очертания. Лестница на ярус звона начинается в северо-восточном пилоне и выходит на чердак трапезной. Со второго на третий ярус вела деревянная на тетивах лестница. Архитектурное убранство фасадов – скромное. Углы закреплены лопатками и раскрепованы. Карнизы, венчающие четверик апсиду, трапезную и ярусы колокольни – невысокие, кирпичные, моделированы полочками и полувалом в различных сочетаниях. В карниз восьмерика добавлены «сухарики». Окна – со слабовыраженными лучковыми перемычками, обрамлены простенькими плоскими наличниками с замковыми камнями – «ушами» и подзорами. Решётки из металлических извилистых полос, образующих крестообразный рапорт. Дверные проёмы северного и южного фасадов – с перемычками коробового очертания, обрамление их также с замковым камнем, а в уровне арок нет пят арок, карниз – моделированный полочкой и полувалом с четвертью.

http://sobory.ru/article/?object=11970

При близости планировки нового храма к романским базиликам в нем отсутствует традиционная для этих храмов длинная зап. ветвь, так что зап. пара подкупольных столбов «срослась» с древними пилонами центрального прохода в ротонду. По сути трансепт стал поперечной осью подкупольного квадрата, т. к. его края не выходят за пределы боковых стен базилики. Т. о., вместе с боковыми компартиментами 4-столпный храм представляет собой скорее единое пространство с композицией, близкой к крестово-купольной. Местное влияние проявляется и в решении купола: он имеет высокий световой барабан, переход к к-рому осуществлен через сферические паруса, что редко для зап. традиции и характерно скорее для визант. и особенно арм. и груз. храмов. Единственным полностью открытым фасадом храма является южный, выдержанный в раннеготическом духе. В храм ведет торжественно оформленный двойной вход, слева от к-рого находится колокольня, справа - крыльцо, через к-рое первоначально осуществлялся вход на Голгофу. Двойной перспективный портал со ступенчатыми стрельчатыми арками и с цветными мраморными колоннами оформляет входы в храм. Расположенные над ними 2 окна с многопрофильными перспективными наличниками вписаны в 2-арочную композицию, идентичную двойному порталу входа. Каждый из ярусов фасада завершен роскошным резным карнизом. Считается, что декор отражает влияние разных западноевроп. традиций, хотя профили, орнаментальные мотивы и др. значительно отличаются как от западноевроп. образцов, так и от др. произведений крестоносцев на Св. земле. Часть форм и орнаментов, напр. стрельчатые арки, перспективные порталы и ниши, орнаментация арок рядом «подушек», характерна для позднероманского и раннеготического зодчества, тогда как близкие к коринфским капители, карнизы, архитравы, профилированные арки, резные орнаменты с мотивами аканфа перекликаются с позднеантичными образцами. По-видимому, мастера крестоносцев воспроизводили те формы IV или VII в., фрагменты к-рых они могли видеть при разборке старого храма; при этом древние мотивы были органично соединены с западноевропейскими.

http://pravenc.ru/text/293782.html

Оба этажа трапезной, по ширине равной храму, имеют в западной части притворы. Центральный барабан пятиглавия - световой и более крупный, чем глухие угловые. Отличительной чертой фасадной композиции здания является усложнение и нарастающее обилие декоративных форм снизу вверх. Профилированные карнизы с поребриком делят четверик на три яруса. Если стены нижнего храма, прорезанные небольшими окнами (с лучковыми перемычками), украшенными рамочными наличниками, расчленены гладкими лопатками, чуть отступающими на углах, то во втором ярусе лопатки сменяют двойные, а в третьем - тройные полуколонки. Окна двух ярусов верхней церкви - более крупные, арочные и обрамлены наборными наличниками с разорванными фронтонами в духе нарышкинского барокко. Своеобразный широкий фриз под венчающим карнизом включает пучки полуколонок, образующих подобие крупных триглифов. Фасадное убранство дополняют оригинальная аркатура на барабанах глав в виде стрельчатых арочек с тонкими колонками и наборный перспективный портал западного входа. Первый этаж храма перекрыт коробовым сводом, второй - лотковым. Оригинальной особенностью верхнего храма являются поддерживающие центральную световую главу две подпружные арки, переброшенные от северной к южной стене. Они опираются на объединенные, попарно вытянутые полуколонны, помещенные в простенках между окнами. Верхний храм расписан клеевыми красками в 1-й пол. 19 в., поновлен масляными красками в кон. 19 в. Живопись почти полностью утрачена в алтаре, на стенах и в трапезной. Сохранившаяся роспись свода - замечательный образец монументальной живописи, сочетающей барочные и классицистические черты. Гризайльная декорация выявляет необычную структуру интерьера. Арки, покрытые орнаментом из стилизованного меандра и картушей с барочной сеткой, делят свод на три пространственные зоны. Ребра свода подчеркнуты растительным орнаментом в виде изгибающихся стеблей и листьев. Композиция на восточном лотке " Слава в Вышних Богу " , очевидно, первоначально служила фоном для скульптурного изображения Христа, венчавшего иконостас, от которого остались незначительные фрагменты.

http://sobory.ru/article/?object=03710

В XIX веке храм был обезображен пристройкой к нему с запада совершенно не гармонирующей с церковью колокольни и устройством четырёхскатной крыши, скрывшей под собой закомары основного объёма, но в ХХ столетии реставраторы вернули храму первоначальный облик. Своды апсид, закомары, барабаны и шлемовидные купола - в отличие от собственно " тела " храма, которое возводилось из белого камня, доставляемого по государеву указу из села Мячково, - выполнены из большеразмерного кирпича. Обратим внимание на пилястровую аркатуру, опоясывающую барабаны, - это примета годуновского стиля. Изначально световым был только центральный барабан, боковые же оставались глухими; окна-бойницы в них прорезали позже. Два придела абсолютно симметричны относительно основного четверика храма. Необыкновенно выразительно смотрятся горки кокошников, на которые поставлены барабаны, являющиеся уменьшенными копиями барабанов пятиглавия. Окна приделов (как, впрочем, все окна храма) в древности имели меньшие размеры; впоследствии их растесали. Характерные перспективные порталы, украшающие входные двери в храм и в приделы, - черта древнерусской архитектуры. Их оформление - тоже эхо древности: тут и уступчатое их устройство, и полуциркульное завершение, и любимые русскими зодчими дыньки. С трёх сторон храм окружён просторным гульбищем. Первый его ярус - " закрытый " , второй, на который ведёт восстановленная в 1960-х годах широкая лестница и с которой устроены входы в основное помещение церкви и в приделы, - " открытый " . По некоторым данным, изначально второй ярус не имел крыши; исследователи, занимавшиеся реставрацией здания в 1950-1960-х годов, выяснили, что столбы и арки этого яруса сложены из того же кирпича, который использовался при постройке главного усадебного дома (вторая половина XVIII века). Здание до основания закомар выстроено из белого камня (высота блоков - 19-25 см); всё, что выше, - из кирпича размерами примерно 30х14х8 см). Ныне основная богослужебная жизнь Спасо-Преображенского храма происходит в Никольском приделе, занимающем подклет церкви. Небольшая площадь, низкие своды, массивные арки, невысокая алтарная преграда и очень просторная галерея - вот основные особенности этого придела.

http://sobory.ru/article/?object=00606

Стройным аккордом воспринимается завершение главного четверика. Его купол на очень низком барабане не имеет самодовлеющего значения - его роль в объединении пятиглавия. Он виден лишь частями между глухих барабанов на двухступенчатых прямоугольных пьедесталах угловых глав. Сам он подчинён несомому им центральному барабану, возвышенному им и завершающему пятиглавие. Все пять барабанов покрыты полусферическими куполами с цилиндрическими трибунками, увенчанными некрупными луковичными главками и крестами. Какое замечательное единство в композиции главного объема! Двухъярусный параллелепипед главного зала повторяется в двухступенчатых параллелепипедах оснований угловых глав, цилиндрические барабаны их и центральной главы повторяют низкий барабан купола, а его маленькие «братья» служат основаниями пяти глав. Полусферы пяти куполов повторяют в уменьшенном виде форму основного купола. Форма всех пяти глав одинакова. Композиция завершения основана на гармоническом подобии и геометрическом родстве форм. Иначе, но «по-родственному» решено завершение колокольни. Оно сделано в ключе, составляющем основное содержание колокольни - ее устремленности вверх. Поэтому купол здесь не полусферический, а возвышенный. Его силуэт плавно переходит в декоративный восьмерик и через малый куполокего крыши «растворяется» в ажурном кресте. В ответ четырём главам церкви в основании купола колокольни сделаны четыре световых люкарни. Таким образом, завершения двух основных объёмов композиции и многообразны и едины. Известно, что красота произведения деревянного зодчества зависит от красоты их покрытия, завершения. Справедливость такого мнения легко подтверждается в данном случае. Второй ведущий мотив архитектуры памятника - мотив четырех-колонных портиков. Эти портики выполнены в переосмысленном классическом тосканском ордере: сохранён рисунок деталей, но сильно облегчён весь пропорциональный строй - придана лёгкость и изящество колоннам и антаблементам, широкий средний портик более соответствует конструктивному материалу - дереву, чем камню. Весьма логичная переработка классических канонов для дерева. Всего на фасадах памятника четырнадцать портиков. Они объединяют композицию и по горизонтали и по вертикали. Портики выделяют главный и боковой входы, они украшают алтарную апсиду и нижний ярус колокольни. Их антаблемент, продлённый на боковые фасады, членит по высоте второй храмовый зал, завершает уступ его стены, опоясывает весь нижний ярус сложной композиции церкви, соединяет все объемы в одно целое.

http://sobory.ru/article/?object=01639

Собор отличается свойственной русско-византийскому стилю тяжеловесностью форм и строгой сдержанностью убранства. Это пятиглавый храм, основная часть которого представляет собой кубический объём с пятичастным членением фасадов. Главный объём имеет в плане вид слегка вытянутого прямоугольника, к коротким сторонам которого примыкают три массивные полукруглые апсиды (средняя из них больнее по размеру) и трапезная. За трапезной следует суженый притвор, одновременно являющийся нижним ярусом четырёхъярусной колокольни. Второй её ярус представляет собой кубический объём, на который поставлены два уменьшающихся к верху восьмерика с неравными сторонами (диагональные грани более узкие). Четверик храма завершён пятью луковичными главами на барабанах (крупный световой под центральной главой и глухие меньшего размера под угловыми). Каждый барабан имеет развитое основание — квадратные в плане объёмы с восьмериками на них. Ещё одной луковичной главой завершена колокольня. Северный и южный фасады четверика акцентированы слабо выступающими ризалитами, в которых расположены арочные дверные проёмы, фланкированные такими же по форме окнами. Над каждым из двух ризалитов - аттик, образованный тремя крупными килевидными кокошниками. Ещё один аттик, декорированный прямоугольными филёнками, венчает притвор. Поверху все основные объёмы объединены двумя профилированными карнизами, разделёнными гладким фризом. По вертикали плоскости стен расчленены пилястрами. Основание здания, поставленного на невысоком фундаменте зрительно усиливают сильно выступающий профилированный карниз и пояс квадратных и прямоугольных филёнок проходящие под крупными окнами апсид, четверика, трапезной и притвора. Основным лейтмотивом фасадного убранства Казанского собора служат килевидные архивольты на импостах над окнами основных объёмов и центрального барабана, а также над арочными нишами глухих угловых барабанов. Другим часто повторяющимся аритектурно-декоративным мотивом являются филёнки прямоугольной и круглой (в кокошниках ризалитов) формы. Узкие простенки барабанов декорированы полуколонками с консолями под базами. Убранство колокольни включает тянутые профили и карнизы, расположенные по граням сухо трактованные треугольные кокошники, обеспечивающие переход от нижнего восьмерика к верхнему, небольшие перспективные окна, лопатки и килевидные профилированные архивольты покоящиеся на угловых пилястрах второго яруса. В просторном интерьере четырёхстолпного храма — два трёхъярусных иконостаса на девять и семь осей.

http://sobory.ru/article/?object=07126

В суховато-графичном декоре колокольни оригинальна обработка устоев нижнего яруса прямоугольными выступами с нишами и филенчатые пилястры на флангах второго яруса. Интересна также трактовка основания второго яруса - своеобразный полуярус с овальными лежачими проемами в гранях. Ротонда, перекрытая куполом со световым кольцом в центре, покоится на мощных угловых устоях четверика и узких подпружных арках с парусами между ними. Своеобразно перекрытие алтаря и притвора: их прямоугольные части имеют коробовые своды с распалубками в торцах, апсида и закругленная часть притвора - конхи. Первый ярус колокольни с винтовой лестницей внутри северо-восточного устоя перекрыт крестовым сводом. Клеевая роспись 1-й трети 19 в. прописана маслом во 2-й пол. 19 в. Частично утрачена в своде, барабане, на стенах и полностью - в западном и южном люнетах, в конхах алтаря и притвора. Значительное для области произведение в стиле классицизма, отличающееся ясностью и уравновешенностью композиций, не лишенных некоторой наивности, и благородством колорита. Декоративная живопись исполнена охрой на интенсивно бирюзовом либо на темно-розовом фоне. В композициях гармонично сочетаются красные и оливковые, зеленые и охристые, голубые и белые цвета. В куполе написана многофигурная сцена " Похвала Троице " . В барабане живопись расположена в два яруса: в верхнем - библейские сцены Сотворения мира и одна - " Да святится имя твое " на слова " Отче наш " ; в нижнем - сюжеты на тему евангельских блаженств. Чередование крупных композиций в арочных обрамлениях, расположенных по сторонам света, и узких вертикальных придают росписи своеобразную ритмичность. Барабан отделен от купола скромным рисованным карнизом, а от стен - пышным гризайльным антаблементом, раскрепованным над пилонами и поддерживаемым кронштейнами. Выразителен фриз, в который включены раковины и листья аканта. В четверике живопись также выполнена в два яруса. Три большие евангельские композиции были написаны в люнетах (в северном сохр. " Нагорная проповедь " ).

http://sobory.ru/article/?object=04636

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010