Сильно выступающая апсида имеет сложную конфигурацию. Храм типа " восьмерик на четверике " завершен световым восьмигранным барабаном с ажурной коронообразной главкой на белокаменном восьмигранном основании. Примыкающий к четверику выступ апсиды равен ему по объему. Прямоугольная трапезная вытянута по оси " север-юг " , с запада примыкает колокольня. Колокольня трехярусная, причем нижний ярус квадратный, а два верхних имеют скошенные углы с колонками; завершает колокольню глухой граненый барабан с луковичной главкой. Наружное убранство храма решено в стиле петровского барокко, отличающегося скромностью и графичностью декоративных элементов. Простенки обработаны пилястрами - тосканского ордера в первом ярусе, и во втором ярусе - ионическими. Капители украшены растительным орнаментом. В венчающем фризе триглифы чередуются с розетками. Тимпан фронтона акцентирован круглым ложным окном. Восьмерик храма обработан по углам пилястрами, капители которых украшены розетками. Грани восьмирика расчленены окнами в прямоугольных рамках-наличниках, а по сторонам света сделаны ложные окна с полукруглым завершением. Антаблемент с гладким фризом имеет профилированный архитрав и карниз. Фасад апсиды решен, как продолжение фасада четверика нижнего яруса храма. Фасады северного придела решены в том же стиле, что и основной четверик. Архитектурное убранство колокольни выдержано в позднеклассических традициях. Внутреннее убранство храма типично для своего типа: переход от четверика к восьмиреку осуществляется при помощи ступенчатых ртомпов. Сомкнутый свод с отверстием, открывающемся в восьмигранный барабан. В юго-западном углу четверика лестница, ведущая на хоры. В целом храм хорошо сохранил первоначальную архитектуру и декор. Пристройки XIX в. также сохранились почти без изменений… " . Расположен храм в очень живописном месте, на высоком берегу пруда, возможно ста-рицы реки Моча. Вблизи располагалась усадьба, от которой остались фрагменты, некогда богатого парка и до 70-х годов XX в. оставались развалины флигеля.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

После внешнего осмотра я направился в штаб Северного флота, с тем, чтобы представиться командующему флотом, доложить о моем задании и высказать ряд просьб, с тем, чтобы можно было немедленно приступить к работе. Командующий сразу же принял меня. Мой спутник А.И. Карась не присутствовал на встрече, так как поселился отдельно от меня, и я еще не знал его адреса. Слева направо: командующий СФ адмирал А Г. Головко, помощник командира ПЛ З. М. Арванов,военком С. А. Лысов, командир ПЛ «К-21» Герой Советского Союза капитан 2 ранга Н. А. Лунин А.Г. Головко оказался очень интеллигентным и приятным человеком. Выслушав меня, он спросил, как я устроился и что мне нужно для начала работы. Я попросил на первое время предоставить в мое распоряжение пятерых краснофлотцев для вскрытия ящиков, листов 10 бумаги и карандаши для регистрации содержимого ящиков. Он сразу же распорядился выделить просимое. На следующее утро мы приступили к работе. День был прекрасный. Ярко светило солнце, а так как база подводных лодок находилась за Северным полярным кругом и уже был конец апреля, то светить ему предстояло непрерывно в течение нескольких месяцев. Значит, можно работать хоть 24 часа в сутки. Последующие пять дней каждое утро после завтрака я и мои краснофлотцы были на пирсе. Один за другим вскрывали ящики, а я регистрировал их содержимое (которое было довольно разнообразным) и думал о его назначении. Были обнаружены два электрогенератора с бензомоторами небольшой мощности, многочисленные принадлежности для фотолаборатории. Среди них несколько рулонов широкой ленты фотобумаги, большой барабан с приводом, очевидно для протягивания фотоленты, 15 флюксметров – приборов, предназначенных для регистрации величины магнитного поля. Также были вскрыты ящики с приспособлениями для образования тонких световых лучей и направления их на зеркальца флюксметров, которые должны отражать лучи на барабан с фотолентой и фиксировать на ней показания флюксметров. Помимо оборудования, перечисленного выше, было зарегистрировано много вспомогательного. К пятому дню мне стало ясно, что оборудование предназначалось для автономной контрольно-измерительной станции для определения магнитных полей кораблей.

http://pravmir.ru/komandirovka-so-specza...

В продольно-симметричной композиции церкви ведущую роль играет стройный трехсветный ротондальный объем храма, купольную кровлю которого венчает четырехгранный световой барабан с чешуйчатой маковичной главой, вознесенной на изящно изогнутой кровле. С востока к ротонде примыкает невысокая полукруглая апсида под полусферической кровлей с полицей, а с запада более широкая, чуть вытянутая по поперечной оси прямоугольная в плане трапезная со скругленными углами. С запада композицию замыкает ярусная колокольня, состоящая из трех четвериков с четырехгранным барабаном на кровле гуськовых очертаний. С трапезной колокольня связана маленьким узким поздним притвором. Все объемы церкви объединены невысоким чуть выступающим цоколем и несложным многоступенчатым карнизом, в ротонде и колокольне разделяющим два нижних яруса, а для алтаря и трапезной служащим венчанием фасадов. Стены ротонды разделены по вертикали на три яруса, близких по высоте. В первом по сторонам грубоватого двухколонного портика перед входом (на южном фасаде вход ложный) расположены два прямоугольных окна без обрамлений. Во втором – еще три прямоугольных окна: более высокое, с прямым двухполочным сандриком в центре и меньшие по размеру, с небольшой полуциркульной нишкой над сандриком по сторонам (оси боковых проемов в первом и втором ярусах не совпадают). Узкий профилированный карниз отделяет верхний третий ярус с чередующимися круглыми световыми и ложными окнами (с восточной стороны все окна ложные), связанными непрерывной профилированной кирпичной тягой, изгибающейся над проемами и горизонтальной в простенках. Венчающий карниз ротонды с расширяющимися кверху ступенчатыми консольками дополнен широким гладким фризом. Грани светового барабаны, прорезанные арочными окнами, выделены раскреповками, а карниз составлен из простых полочек. Фасадный декор апсиды и трехоконной трапезной идентичен: легкие раскреповки подчеркивают боковые стороны апсиды и фланкируют скругленные углы трапезной, прямоугольные окна, связанные на уровне подоконников узкой полочкой, завершены прямыми двухступенчатыми сандриками, а в завершении стен проходит многоступенчатый карниз. Все три яруса колокольни прорезаны высокими сквозными арками, оформленными двухколонными портиками с треугольными фронтонами. В портике нижнего четверика колонны прижаты к стене, а в верхних они трехчетвертные. В профилировки фронтона верхнего портика введен ряд ступенчатых консолек, аналогичных венчающему карнизу ротонды. Барабан в завершении колокольни идентичен барабану храма.

http://sobory.ru/article/?object=48131

Глядя на архитектурные детали Спасо-Преображенского собора, нетрудно заметить, что окна собора имеют разную форму, что вообще характерно для барочных храмов, стремящихся к изобилию в оформлении экстерьера. Основные окна, частью ложные, представляют собой высокие прямоугольники с полуциркульным завершением, в основном четверике украшенные рельефными бровками. " Вспомогательные " - круглой формы. В верхней части фасадов прорезаны четырёхлепестковые люкарны, выделенные изгибом карниза. На гранёную крышу четверика установлен восьмигранный световой барабан с завершением в виде как бы распластанного восьмигранного колокола. На нём - ещё один барабан, глухой, гораздо меньшего объёма, с опять же восьмигранной главкой. Боковые главы с барабанами являются, с небольшими отличиями, уменьшенными копиями центральной главы. Вообще, в основе устройства пятиглавия - принцип геометрического повтора с уменьшением объёмов в высоту, позволяющий сообщить конструкции изящную лёгкость и устремлённость ввысь. Симметричные приделы трапезной весьма лаконичны в своей геометрии, равно как и в декоре, - привычного барочного изобилия мы здесь не встретим. На протяжении двух веков они не однажды перестраивались и расширялись. Внешне - это прямоугольные объёмы со стенами, украшенными пилястрами и прорезанными основными окнами с полуциркульными завершениями и " вспомогательными " , круглой формы. Портики, оформляющие главный вход в собор, восстановлены в новейшее время. Что касается первоначальных портиков, то само их наличие в барочном храме говорит об их позднем происхождении - появились они уже в эпоху классицизма, в пору " обустройства " ныне не существующей колокольни. В ходе реконструкции, проводившейся в начале ХХ века, портики были обращены в паперть, откуда осуществлялся вход на колокольню. Беспрестанные реконструкции трапезной части Спасо-Преображенского собора, проводившиеся до революции, имели своей целью увеличение " полезной площади " трапезного пространства, которое в зимнее время года, когда здесь совершались богослужения, не вмещало всех желающих помолиться. То есть причиной была теснота трапезной, разумеется, прихожан в Спасо-Преображенском приходе в те времена насчитывалось гораздо больше, нежели сейчас, и нам даже трудно представить, сколько их собиралось в соборе по большим церковным праздникам. Два мощных столпа, поддерживающие своды, позволили с севера и юга отделить два замкнутых помещения - в южном в наши дни устроена церковная лавка. Придельные храмы совершенно идентичны - как своими размерами, так и формой иконостасов. Почти полное совпадение деталей говорит о продуманности такого решения.

http://sobory.ru/article/?object=05910

Храм представляет собой обширную двухъярусную ротонду, соединенную трапезной с также двухъярусной колокольней. Стены нижней ротонды расчленены на 24 части пилястрами композитного ордера, между которыми размещены окна первого и второго света или повторяющие их ниши. Световой барабан-ротонда имеет в верхней части 16 окон, а в нижней - глубокие ниши, ранее закрытые конической кровлей. Купольное завершение и большая часть светового барабана, также как и верхний ярус колокольни, были разрушены предположительно во время Великой Отечественной войны. В настоящее время: лестницы на хоры в боковых стенах нижнего яруса колокольни разрушены. Помещение трапезной миниатюрное и узкое. Когда-то вдоль боковых стен стояли колонны, о которых ныне напоминают лишь торчащие связи. С низким и узким помещением трапезной контрастирует полное вертикальной динамики просторное ротондальное пространство основного объема храма. Световой барабан поддерживают мощные внутренние пилоны с перекинутыми между ними подрпужными арками. Ранее над арками проходила круговая галерея, один из выходов на которую можно увидеть над юго-восточным пилоном. Из центрального объема арки ведут в боковые приделы, последние в свою очередь отделены от восточного сегмента ротонды с алтарем. Ранее боковые и западный сегменты ротонды были двухэтажными, о чем сейчас напоминают лишь отверстия в стенах под балки перекрытий. Углы пилонов были оформлены пилястрами, а внутрение поверхности арок украшала лепнина, остатки которой ещё можно разглядеть со стороны южного придела. http://hislav.admin-smolensk.ru/ Проехав 70 км от Смоленска в сторону районного центра Хиславичи, оказываешься в селе со странным названием «Черепово». На некоторые старые карты оно нанесено с именем «Черепова», возможно, по фамилии первого владельца (в родительном падеже). Вариант нынешнего написания впервые встречается на карте 1792 года. Как это часто бывает, первоначальный смысл названия меняется под воздействием происходящих исторических событий. Таким событием для села стало возведение храма Покрова Пресвятой Богородицы - несомненно, великолепного памятника русской архитектуры эпохи «высокого» классицизма. Богослужения в нём начались в 1824 году (по другим данным - 1827 г.) Сегодня храм находится в полуразрушенном состоянии, но, несмотря на это, в его руинах просматриваются былое величие и необычная архитектура (храм-ротонда - круглый в плане). Почему этот храм, поражающий своим размером, появился в сельской глубинке? К сожалению, история почти не сохранила свидетельств о Череповской церкви. В архивах Смоленска, Москвы, Санкт-Петербурга, близлежащих Могилёва и Рославля найдена лишь скупая обрывочная информация.

http://sobory.ru/article/?object=15030

На первом этаже Свято-Троицкого собора в настоящее время нет действующего храма. Из паперти можно попасть в трапезную, которая, что большая редкость для действующих храмов, часто используется как настоящая трапезная. Своды основного объёма опираются на четыре столба, закодированных под пары ионических полуколонн. В бывшей алтарной части находятся реставрационная и иконописная мастерские. Проходы между частями первого этажа декорированы глубокими порталами. На второй этаж, на паперть Свято-Троицкого храма ведёт старинная, красивая деревянная лестница, охватывающая столб из лиственницы. Высокие, прямоугольные окна трапезной утоплены в глубоких нишах, что даёт возможность почуствовать мощь соборных стен. Алтарная часть отделена стеной с тремя полукруглыми проходами, высокими - в центре и двумя пониже - по краям. В храме на втором этаже нет опорных столбов, а его стены служат опорой для крыши и относительно лёгкого деревянного купола. Купол храма " восьмипарусный " , на нём расположен восьмигранный световой барабан с позолоченной главкой и восьмигранным крестом. Купол имеет деревянный каркас, снаружи обшит современным кровельным материалом. Каркас был смонтирован на храме летом 2008 года, обшит черепицей летом 2009-го. В ноябре этого же года на куполе была установлена позолоченная главка и водружён крест. Апсида двухэтажная, как и четверик, правильной полукруглой формы, на втором этаже имеет высокие прямоугольные окна, на первом - высокие полукруглые. От некоторых окон остались только ниши. К храму с запада примыкает колокольня. Четырёхгранное основание колокольни визуально разделено на два этажа. Первый, являющийся также папертью нижнего тёплого храм, без архитектурных особенностей, отделён от второго небольшим фронтоном. Второй этаж выглядит выразительнее, он украшен десятью стилизованными колоннами тосканского ордера, имеет три высоких окна с круглыми завершениями, от двух из которых остались только ниши. Колонны как бы поддерживают шесть едва угадываемых капителей, являющихся частью фриза второго этажа, на который опираются четыре треугольных фронтона. Над фронтонами расположено четырёхугольное основание яруса звона, переходящее в восьмигранный барабан, отделённый небольшим фризом от звонницы с восемью световыми проёмами. Шпиль на колокольню был установлен летом 2005 года, а освящённый крест - 5 января 2006 года. 8 августа того же года на колокольню были подняты семь колоколов, отлитых в городе Тутаеве, самый большой из которых весит 230 килограммов. Длина колокольни - 6 метров, ширина - 7,5 метров, высота - около 30 метров.

http://sobory.ru/article/?object=15243

Официальный документ, составленный при оформлении храма памятником архитектуры и постановке на учёт, даёт следующее описание: " Храм представляет собой кирпичное неоштукатуренное здание с белокаменными деталями, состоит из разновременных и разностильных частей. Трёхчастная объёмно-пространственная композиция церкви характерная для вотчинных и усадебных храмов. Сильно выступающая апсида имеет сложную конфигурацию. Храм типа " восьмерик на четверике " завершён световым восьмигранным барабаном с ажурной коронообразной главкой на белокаменном восьмигранном основании. Примыкающий к четверику выступ апсиды равен ему по объёму. Прямоугольная трапезная вытянута по оси " север-юг " , с запада примыкает колокольня. Колокольня трёхъярусная, причём нижний ярус квадратный, а два верхних имеют скошенные углы с колоннами; завершает колокольню глухой гранёный барабан с луковичной главкой. Наружное убранство храма решено в стиле петровского барокко, отличающегося скромностью и графичностью декоративных элементов. Простенки обработаны пилястрами тосканского ордера в первом ярусе, и во втором ярусе - ионического ордера. Капители украшены растительным орнаментом. В венчающем фризе триглифы чередуются с розетками. Тимпан фронтона акцентирован круглым ложным окном. Восьмерик храма обработан по углам пилястрами, капители которых украшены розетками. Грани восьмерика расчленены окнами в прямоугольных рамках-наличниках, а по сторонам света сделаны ложные окна с полукруглым завершением. Антаблемент с гладким фризом имеет профилированный архитрав и карниз. Фасад апсиды решён, как продолжение фасада четверика нижнего яруса храма. Фасады северного придела решены в том же стиле, что и основной четверик. Архитектурное убранство колокольни выдержано в позднеклассических традициях. Внутреннее убранство храма типично для своего типа: переход от четверика к восьмерику осуществляется при помощи ступенчатых тромпов. Сомкнутый свод с отверстием, открывающийся в восьмигранный барабан. В юго-западном углу четверика лестница, ведущая на хоры. В целом храм хорошо сохранил первоначальную архитектуру и декор. Пристройки XIX в. также сохранились почти без изменений " .

http://sobory.ru/article/?object=06474

В подмокловском храме мы видим двусветную ротонду, окружённую в нижнем ярусе идеальной палладианской арочной галереей, а вверху увенчанную мощным куполом с люкарнами, на который поставлен световой барабан с ещё одним полусферическим куполом. Массивный купол оживляется рядом люкарн - с чередованием, как и на других уровнях, световых (квадратных) и ложных (круглых) проёмов; их наличники украшены резным кружевом, выше - лаконичный барабан с восемью высокими окнами и ещё один купол, полусферической формы. Декоративное убранство храма не чрезмерно, но " по-итальянски " гармонично. Верхний " небесный " ярус здания: фриз и пилястры восьмерика, наличники, постаменты статуй среди балюстрады украшены гирляндами плодов - образ изобильного, неувядающего райского сада, и в тоже время укреплённого, строго охраняемого града (херувимы над северным и южным входами и над сквозными и ложными окнами восьмерика - по сути своей, обереги) " . Удивительна система окон подмокловского храма. На трёх уровнях (за исключением барабана, где окна - световые) чередуются световые и ложные оконные проёмы, различающиеся меж собой по форме - это разнообразие складывается в неожиданную гармонию. Особенно хороши окна второго света с изысканными наличниками, завершёнными сандриками. " Цилиндр " храмового здания на уровне первого света окружает двенадцатипролётная ренессансная аркада безупречной формы, соединённая с основным объёмом крестовыми сводами. Арки выделены пилястрами с капителями. Вообще, арка и пилястра - основные архитектурные элементы храма, сообщающие ему необыкновенную воздушность. Арочную галерею венчает балюстрада: на её тумбах, по осям пилонов аркады, были установлены фигуры двенадцати апостолов и четырёх евангелистов. Разместить здесь скульптуры Г. Ф. Долгоруков успел вовремя - уже в 1722 году появился указ Синода, запрещающий " иметь в церквах иконы резные, или истесанные, издолбленные, изваянные " , ибо " в Россию сей обычай от иноверных, а наитаче от римлян и им последующих, порубежных нам поляков вкрался " . В начале 1980-х годов неизвестные злоумышленники сбросили пять фигур на землю. Те раскололись на части - впоследствии их удалось восстановить, до недавнего времени они находились в серпуховском Троицком соборе. Остальные одиннадцать скульптур в 1984 году, на время реставрационных работ, были сняты; в 1992 году их поставили обратно, но в достаточно произвольной последовательности. По окончании реставрации храма были изготовлены копии, котрые ныне украшают храм на Серпуховской земле.

http://sobory.ru/article/?object=01602

Оконные проемы с очень пологими перемычками заключены в рамочные наличники с ушами и сережками, увенчанными лучковыми сандриками. В наличниках нижних окон под профилированными подоконниками помещены прямоугольные щиты, в верхние наличники включены лежачие надоконные нишки, а подоконники опираются на изящные ступенчатые кронштейны. Исключительно пластичны порталы арочных входов, где опирающийся на двухслойные пилястры полуциркульный архивольт с замком объединен с высоко поднятым профилированным полуциркульным сандриком с заплечиками. В образованной между ними фигурной нише находится небольшой киот-ниша для иконы. Обрамления окон апсиды и трапезной повторяют убранство нижних проемов четверика, но здесь вместо подоконников выложен плоский ступенчатый фартук с парными слезками по краям. В простенках проемов апсиды поставлены пилястры, крепующие профилированный карниз, а трехоконные фасады трапезной, как и четверик, отмечены пилястрами на краях и легкой раскреповкой по центру. Цилиндрический барабан главы прорезан четырьмя арочными окнами в наличниках, а простенки между ними декорированы филенчатыми пилястрами, крепующими несложный карниз. Все четверики колокольни прорезаны арками и украшены двухпилястровыми портиками с развитыми карнизами, композиция которых от яруса к ярусу варьируется. В нижнем четверике пилястры, поставленные с выпуском углов, несут пологий фронтон, наложенный на высокий глухой аттик-полуярус; в среднем пилястры портика, также увенчанного фронтоном, оставляют открытыми скругленные углы четверика, а в верхнем в углы врезаны трехчетвертные колонны, пилоны арок украшены вертикальными филенками. Роль венчающего элемента в верхнем ярусе играют круглые люкарны, включенные в фигурные фронтоны. Четырехгранный барабан под шпилем, прорезанный арочными окошками, украшен пилястрами, акцентирующими срезанные углы. Внутри четверик храма перекрыт четврехлотковым сводом с круглым отверстием световой главы в шелыге. Алтарная апсида с конхой, усложненной распалубками над окнами, на всю высоту открыта в храм.

http://sobory.ru/article/?object=13167

Приземистый четверик храмовой части Крестовоздвиженской церкви с невысокими трехлопастными полуглавиями над каждой из его сторон, был покрыт довольно крутым восьмигранным куполом, по-видимому, повторявшим форму скрытого под ним кирпичного свода, и увенчивался барабаном с небольшой декоративной главкой. Полуглавия четверика Крестовоздвиженской церкви получили свою форму по аналогии с енисейской Троицкой церковью (1772-1776 гг.) и надвратной церковью Захарии и Елизаветы Спасского монастыря, выстроенной в 1785-1796 годах. Объем трехоконной алтарной апсиды Крестовоздвиженской церкви был увенчан близким по форме, но меньшим по размеру барабаном и главкой. Венчание храмовой части Крестовоздвиженской церкви обладало примечательными чертами: её зодчие, скорее всего, руководствуясь композиционными соображениями и необходимостью экономии средств, отказались от «малого» светового восьмерика, взамен которого на купол храма установили конструктивно простой и относительно недорогой «глухой» барабан. Аналогию такому типу завершения мы находим в енисейской Воскресенской церкви, получившей новый облик храмового верха в процессе ремонта после городского пожара 1778 года, а также в архитектуре придельных храмов ряда енисейских городских церквей. Благодаря хорошему художественному вкусу мастеров, при низких пропорциях четверика, барабан храмовой главы Крестовоздвиженской церкви получил значительный вертикальный размер. Особую изящность силуэту барабана придавали оформлявшие его ребра волюты, прихотливо изогнутый куполок и необычной формы главка, больше напоминающая декоративный вазон. Несколько тяжеловатых пропорций колокольня Крестовоздвиженской церкви представляла собой невысокий столп из двухъярусного восьмерика, установленного на низкий (в один уровень с трапезной) четвериковый объем. Восьмерик яруса «звона» покрывался восьмигранным куполом и увенчивался декоративной главкой на барабане, повторявшем форму подглавных барабанов храма и алтаря. Маловыразительная форма купола, отсутствие у восьмерика «звона» характерного для енисейских храмов 80-90-х годов XVIII века развитого венчающего карниза, даже, с учетом не лишенной изящности формы барабана, заставляют предполагать позднее происхождение верхнего яруса колокольни.

http://sobory.ru/article/?object=36407

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010