Структура галерей, благодаря сохранившимся лопаткам и следам заделки сводов в стены четверика, наряду с остатками столбов галерей, обнаруженных в ходе археологических изысканий, читается достаточно полно. До XIX в. собор окружали открытые гульбища, перекрытые в двух уровнях крестовыми (или коробовыми на распалубках) сводами. Второй ярус был огорожен кирпичным парапетом. Скорее всего, галереи почти не имели декоративного убранства, за исключением импостов, аналогичных импостам лопаток, и “аттического” пояса под парапетом второго яруса, повторяющего пояс четверика. Было ли завершение полуциркульных закомар килевидным - вопрос сложный, однако на реконструкции 1990 г. мы ответили на него утвердительно, исходя из сведений о существовании килька на архивольтах порталов. Завершения нишек постамента на этой реконструкции также были представлены килевидными. Самой сложной проблемой в воссоздании первоначального облика в методическом плане является определение высот барабанов и формы их завершения. Фиксация 1969 г. показывает, что вершина купольного свода центрального барабана находится примерно на одной отметке с верхом карниза. Такое решение было характерно для храмов Пскова, Новгорода и северных областей, барабаны которых завершались широкими декоративными поясами, состоящими из бегунцов, поребриков, поясков и карнизов. В архитектуре средней полосы XV-XVI вв. столь низкое положение скуфьи купола относительно карниза практически не встречается. Решению этой загадки помогли фотографии памятника рубежа 1960-1970-х гг. На некоторых из них хорошо видно, что барабан сложен из двух типов кладки, неровная граница между которыми проходит несколько выше оконных проемов. Нижние две трети кладки выполнены в верстовой технике с обязательным чередованием тычков и ложков. Раствор светлый, почти белый. Верхняя треть барабана сложена на более темном растворе с произвольной перевязкой и имеет хаотичное чередование тычков и ложков. Темный (глинистый) раствор использовался во время устройства четырехскатной кровли при выкладке нового карниза и заполнений между закомарами. Такой же раствор применен и при перекрытии световых колодцев после разборки малых барабанов. Эти переделки являлись частью работ, связанных со сносом галерей и строительством первой трапезной в 1824-1825 гг. Скорее всего, удаление верхних рядов кладки центрального барабана и его надстройка произошли в те же годы.

http://sobory.ru/article/?object=01462

Главная особенность здания храма — его покрытие, важнейшими элементами которого являются купол и своды. В современном лексиконе под куполом часто понимается навершие храма, то есть его глава. Настоящее же определение следующее: купол — это пространственная несущая конструкция покрытия, по форме близкая к полусфере или другой поверхности вращения кривой (эллипса, параболы и т.п.). Купольные конструкции позволяют перекрывать значительные пространства без дополнительных промежуточных опор. Образующими формами служат различные кривые, выпуклые вверх. В кирпичных храмах кирпичные купола выкладываются по опалубке, опирающейся на кружала и стены или на пониженные по отношению к ним подпружные арки. В купольном покрытии можно прибегнуть и к бетонным конструкциям. При бетонировании тонкостенных куполов применяется торкретирование. Сущность его заключается в том, что мелкозернистая бетонная смесь подается снизу к месту укладки (два слоя металлической сетки по сварной металлоконструкции свода) под давлением сжатого воздуха. Купола и главы на барабанах можно выполнить на основе металлического каркаса, чтобы уменьшить таким образом вес и сделать более удобным монтаж. Необходимые элементы изготавливаются на специализированных предприятиях металлоконструкций, затем их собирают и обшивают на земле прямо на стройплощадке, потом устанавливают на место с помощью крана. При устройстве куполов и глав применяются также деревянные конструкции. Все изделия из дерева должны быть защищены от гниения, пожара и насекомых. Глава в храмовой архитектуре — это декоративное покрытие, которое располагается над куполом и устраивается на световом барабане. Главка же завершает только декоративный (глухой) барабан. В историко-архитектурном и реставрационном обиходе о главах часто говорят и в широком смысле — как о завершении храма, состоящем из барабана, купола и купольного покрытия. Главы храмов могут быть различной величины и формы в зависимости от размера, типа и конструкции покрытия храма. В древнерусском зодчестве они бывают шлемовидными или луковичными.

http://e-vestnik.ru/analytics/konstrukti...

Столпы в центральном пространстве выглядят очень высокими и тонкими. Традиционные для романского зодчества и хорошо усвоенные в архитектуре времени князя Юрия демонстративная логичность, ясность прочтения конструктивного устройства оказались завуалированными некоей дополнительной эмоцией. Все конструктивные уровни отмечены капителями. Они здесь – новые по форме и, главное, разные. Это крупные полочки с резными фигурами львов, отвернувшихся друг от друга, в центральном пространстве, аканфовые капители в пространстве под хорами. Ширина арок соответствует ширине лопаток, но тщательно фиксируемая капителями разница уровней примыкания арок к опорам (а это не одна и та же высота), различие самих капителей (у них разная типология и обязательно различный рисунок) вызывают ощущение сложного нагромождения лишних форм, их меньшей чистоты и отчетливости. Тот же самый эффект создается в сопряжении купола с остальным пространством. Сравнительно большой двенадцатиоконный барабан (диаметр 6,2 м) тоже вытянут в высоту, а опорой ему служат не традиционные паруса, а особая конструкция: над четырьмя парусами поставлены в следующем ярусе восемь малых парусных перемычек, 580 образующих в основании купола острую геометризированную форму шестнадцатигранника. Ступенчатое повышение пространства, умножение мелких граненых форм в верхней части здания, в его традиционно наиболее гармоничной части, дает не только большую высоту, очевидно входившую в замысел постройки. Одновременно рождается эффект напряжения, а созерцательная гармония нарушена возникшими исподволь усилиями, беспокойством. К тому же значительная высота храма в совокупности с низким размещением оконных проемов в рукавах центрального креста не позволяла хорошо осветить центральные своды, не говоря уже о боковых пространствах. Не дает этой возможности и свет, идущий из центрального барабана: наоборот, освещенность барабана, поднятого на высоком постаменте, еще более подчеркивает сумрачность остального пространства вне зоны «светового колодца».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иоанно-Богословский храм, господствующий над местностью, сразу проектировался как сооружение доминантное, и в нем все подчинялось этой задаче. Основную часть здания составлял стройный четверик, лишенный приделов и завершенный шатровым перекрытием; на шатер неизвестные зодчие поставили один на другой два восьмерика – световой барабан и главку, увенчанную луковицей с крестом. В результате получилось нечто среднее между башней и церковью, при этом зодчие позаботились о том, чтобы незаметно, но эффектно скрасить однообразие конструкции. Во-первых, авторы этого выдающегося здания ушли от квадрата и заложили храм в виде несколько вытянутого прямоугольника: на восточном фасаде умещались в ряд три окна, на южном и северном – по четыре. Однако асимметрия не повлияла на ключевое значение парадного западного фасада с входной дверью, прорубленной над подклетью, и с крыльцом, имевшим большие размеры и фигурные формы. Чтобы сдержать излишнюю легкость уносящейся ввысь узкой стены, зодчие на западном фасаде убрали крупные окна первого света, подчеркнув таким образом фундаментальность и прочность сооружения. Второй и третий свет имели то же самое архитектурное оформление, как и окна на остальных фасадах. Общее осмысление всего здания сводилось к двум задачам – следовало «выбросить» храм в небо и в то же время удержать его на земле. С подобными проблемами сталкивались все зодчие, бравшиеся за возведение церквей, но из многочисленных и проверенных практикой методов в каждом конкретном случае архитекторы избирали наиболее приемлемые. Самыми распространенными приемами были следующие: чтобы зрительно увеличить высоту здания, его фасады членились по высоте на части пилястрами или полуколоннами, а чтобы удержать строение у земли, оно делилось по горизонтали карнизами. Именно это и применили авторы Иоанно-Богословского храма. При помощи ордерной системы они разбили западный фасад на три вертикальных сектора (интерколюмния), а северный и южный - на четыре. Каждому интерколюмнию соответствовало окно, а так как по горизонтали плоскость стен разбивалась на три части, то в каждом интерколюмнии имелось по три окна, расположенных одно над другим.

http://sobory.ru/article/?object=04079

Стройный двусветный четверик храма с полуглавиями по центрам фасадов имеет двухосевую композицию боковых фасадов. Углы объема оформлены огибающими лопатками, в верхней части украшенными рустом вперебежку, карниз, раскрепованный на углах, состоит из ряда полочек и каблучков. Окна с пологими лучковыми перемычками помещены в прямоугольные перспективные нишки и украшены рамочными наличниками, различными в первом и втором ярусах. Над двухступенчатой полочкой, завершающей рамку нижнего окна помещена профилированная лучковая бровка. Наличники верхних проемов, с узкими ушками на углах, развиты вниз лежачей подоконной филенкой с пло-скими балясинами и завершены профилированными щипцами, увенчанными маленькими фигурными пинаклями над центром и краями. В подвышении полуглавия расположена круглая филенка-киот, плоское обрамление которой образует по бокам небольшие свесы с кистями, а в вершине акцентировано миниатюрным замком. Ребра восьмерика подчеркнуты диагонально поставленными пилястрами, наложенными на огибающие лопатки. Над ними раскрепован трехчастный антаблемент с прямоугольными лежачими филенками во фризе и невысокий аттик, украшенный профилированными круглыми филенками. Арочные окна, световые на диагональных гранях и ложные на основных заключены в перспективные наличники, полувалик по внешнему обводу которых перебит бусинами и опирается на профилированные подоконники. Композиция наличника дополнена двумя треугольными накладками и миниатюрной круглой нишкой над верхней частью и лежачим щитом с уширенными углами под проемом. Кирпичная главка храма опирается на восьмигранный глухой барабан, декорированный тонкими полуколонками и арочными нишками. Изломы стен пятигранной апсиды подчеркнуты лопатками, крепующими профилированный карниз, окна, световое в восточной грани и ложные в диагональных, оформлены аналогично нижним окнам четверика. Плоскостный и сухой декор трапезной ограничен несложным трехчастным антаблементом и профилированными сандриками-полочками, поднятыми над прямоугольными окнами. Углы объема, чуть заглубленные относительно плоскостей стен, скруглены. Все яруса колокольни прорезаны высокими арочными проемами. Фасады нижнего четверика украшены четырехколонными портиками с чуть расширенным средним интерколумнием. Трехчетвертные тосканские колонны без энтазиса, поднятые на высоких постаментах, несут трехчастные антаблементы и пологие треугольные фронтоны. Такие же портики второго яруса состоят из полуколонн, поддерживающих неканонический двухчастный карниз, а в верхнем ярусе полуколонны поставлены у углов четверика.

http://sobory.ru/article/?object=21675

К северной стене северного придела пристроено небольшое крыльцо бокового входа, над папертью ранее возвышался объем трехъярусной колокольни, с двумя нижними четвериковыми ярусами, восьмигранным ярусом звона и завершением в виде восьмигранного купола со шпилем и крестом. Утрата колокольни существенно изменила характер объемно-пространственной композиции церкви. Фасадный декор церкви выполнен в манере эклектики с явным влиянием русско-византийского стиля. В нижней части стен выделен ступенчатый цоколь, на стенах алтарной части цоколь особенно высок и снабжен большими продухами. По верху стен всех объемов проходит широкий венчающий карниз с мелкой и сложной профилировкой. Световой барабан храма не имеет венчающего карниза; каждая из шестнадцати граней барабана завершена лопастной закомарой, обведенной тройным валиком. Вертикальные членения фасадов выражены слабо. На углах объемов приделов и центральной апсиды помещены неширокие лопатки, в верхней части стен, под валиком фриза, соединенные поясом такой же ширины. Стены прочих объемов гладкие, только на углах паперти помещены широкие пилястры. Арочные оконные проемы заглублены относительно плоскости стен. По верху они украшены широкими архивольтами, причем по два окна на западных стенах приделов и по три – на боковых стенах паперти объединены архивольтами, смыкающимися в пятах; узкие межоконные простенки украшены штукатурными тягами. Северный боковой вход украшен плоским арочным порталом; в круглой, обведенной пояском нише над входом помещена иконка. На углах крыльца – трехчетвертные колонны тосканского ордера с коническими уширениями на капителях. Грани восьмерикового полуяруса над основным объемом храма украшены тройными арочками. На углах светового барабана – пилястры с расширяющимися кверху капителями. Декор западного фасада паперти утрачен, по старым фотографиям видно, что арочный вход на паперть был оформлен порталом с треугольным фронтоном над ним. При входе с запада ныне восстановлено открытое крыльцо. Такое же крыльцо сохранилось на южном фасаде южного придела. По-видимому, крытого крыльца, подобно имеющемуся на северном фасаде, здесь не было. В интерьере помещения паперти и приделов перекрыты высокими коробовыми сводами. Эти помещения связаны с храмом широкими арками. Восемь больших окон барабана позволяют отлично осветить храм. Широкая арка связывает храм с алтарем, межалтарные притворы имеют плоские потолки. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение О храме --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=15234

19 августа 1860 г. был рассмотрен и утвержден в Департаменте проектов и смет ПСиПЗ. После этого 28 сентября 1860г. последовал всеподданнейший доклад императору Александру II, который 29 сентября 1860г. и утвердил проект Тихвинского собора. После этого 11 ноября 1860г. в Рязанскую духовную консисторию был направлен указ о разрешении строительства в Данкове нового соборного храма. В январе 1861 г. жители Данкова запросили в консистории шнуровую книгу для сбора средств на строительство нового собора, а 26 августа 1861 г. он был начат постройкой. В январе 1871 г. в Москве заказаны придельные иконостасы в нижний храм, где шли штукатурные работы. К июню 1872г. в нижнем этаже завершились работы по отделке и установка придельных иконостасов. Двухэтажный, одноапсидный, крестовокупольный пятиглавый храм выстроен из кирпича на белокаменном цоколе. Стены оштукатурены и окрашены в голубой цвет, который выразительно оттеняет белые архитектурные детали. Фасады имеют трехчастное деление. На восточном фасаде средняя часть — массивная апсида, на северном, южном и западном — ризалит в три оси окон. Каждая часть фасада фланкируется широкими плоскими лопатками. По вертикали фасады храма расчленены горизонталями тонких межэтажных белокаменных карнизов и завершаются килевидными закомарами. Все оконные проемы арочные, на втором этаже — богато декорированы: широкие профилированные архивольты поддерживаются полуколонками. Центральный, цилиндрический световой барабан главенствует над композицией. Узкие полуколонки, которыми обработаны его межоконные простенки, и вытянутые полуциркульные окна придают крупному объему легкость. Построенный в псевдорусском стиле и являющийся характерным образцом культового зодчества второй пололовины XIX века, органично вписывается в ансамбль центральной площади и является главной доминантой в застройке города Данкова. Отдельно стоящая каменная пятиярусная колокольня Тихвинского собора высотой 42 м была завершена строительством к 1885г. В 1905г. соборная колокольня, а также иконостасы были отремонтированы. По воспоминаниям старожилов, на колокольне могло быть около 40 колоколов. Говорят, что их звук был слышан в с.Тёплое, до которого от Данкова более 20 км. В 1916г. на соборную звонницу был поднят 425-пудовый колокол, отлитый в Саратове на колокольном заводе.

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_Тихвинск...

Сооружена она из кирпича и была оштукатурена, с лепными деталями. В объемной композиции традиционно трехчастного здания с подклетом господствует высокий четверик в два света. С каждой из сторон он завершен четырьмя кокошниками, над которыми поставлены фронтоны, а в центре восьмигранный барабан с луковичной главкой (утрачены). Полукруглый алтарь и квадратная в плане трапезная с узкой папертью понижены и увенчаны на торцах фронтонами. Отдельный объем образует ризница на подклете, расположенная к югу от алтаря и соединенная с ним еще одним помещением. В декоре фасадов характерные " нарышкинские " формы (наличники проемов с полуколонками по сторонам и полукруглыми и разорванными фронтонами, пилястры с отступом от углов, широкие карнизы с зубчиками) соединены с архаичными деталями 17 века (традиционный пояс кокошников в завершении куба, перехваченные дыньками колонки порталов и барабана и др.). Надстроенные части стен с триглифными фризами (алтарь и трапезная), профилированными карнизами и фронтонами выполнены в барочном стиле. Этот стиль особенно ярко проявился в архитектуре паперти, фасад которой с арочным порталом в центре и лестницей перед ним (не сохранился) украшают две пары пилястр с ложными окнами между ними, живописный фигурный щипец украинского типа (прежде с обильной лепниной) и колонны на постаментах, как бы стоящие в неглубоких лоджиях по бокам паперти (сохранилась лишь одна из них на северо-западном углу). Центральное помещение церкви, высокое и светлое, перекрыто сомкнутым сводом, прорезанным в центре цилиндрическим внутри барабаном. Трапезная, соединенная с храмом двумя проемами (широким средним и узким северным), имеет полусомкнутый свод с распалубками, узкая паперть, так же как и ризница, - коробовый свод, апсида - конху. В храме сохранилась богатая штукатурная отделка в стиле барокко: откосы окон обработаны филенчатыми рамками с кругами, а сами проемы заключены в арочные обрамления с картушами над ними; основание свода отмечено тянутым карнизом, а грани его украшены двойными тягами, дополненными в углах и вокруг светового кольца картушами. Населенные пункты Брянского края: энцикл. слов./[сост. О. Р. Вязьмитин]. — Изд. 2-е, доп. и испр. — Брянск: Белобережье, 2012 Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=09682

Так как старая и новая церкви явились единым домовладением, то и земли, им принадлежащие, считались общей церковной территорией в количестве 2-х десятин и 55 саж. На этих землях, кроме перечисленных построек, находился дом - приходская школа и сарай при нем. Остальная земля была свободной. Вся эта площадь земли была обнесена каменной изгородью. Не случайно новый храм по желанию жителей был устроен неподалеку от старой церкви Седьми священномученников, столь привычном для прихожан месте. Обе церкви находились почти на перекрестье оживленной в прошлом торговой дороги. Сюда устремлялись и движущиеся через село торговцы, и паломники, и прихожане пяти окрестных деревень, не имевших своих церквей. Петровский пятикупольный храм с высокой колокольней, благодаря своему местоположению, был виден издалека, хорошо «работал» его силуэт на просторной площади, не затесненной жилыми домами. Звон колоколов с трехъярусной колокольни разносился далеко в степном пространстве. Архитектурный образ церкви отличался компактностью, стройностью пропорций, гармоничным соотношением всех частей. Надо полагать, что именно эти качества делали храм настолько привлекательным, что видевшие его заказывали архитектору точно такой же для своих прихожан. Конструктивная схема этого типа храма крестово-купольная. В плане - строго симметричный, крестообразный. С востока - выступающая трехгранная алтарная апсида, с запада - притвор с главным входом, по бокам - неглубокие приделы со ступенчатыми входами. Центральное внутреннее пространство образовано сомкнутым сводом, переходящим в световой барабан, снаружи увенчанный луковичной главой. Своды от центрального пространства развернуты крестообразно. Эта серединная, основная часть композиции храма - молельный зал. К нему с востока примыкает алтарная часть с престолом, двумя «карманами» служебного назначения и алтарная преграда с иконостасом. С запада молельный зал перетекает в квадратную в плане трапезную, покрытую сводом. Входная часть, притвор, также несла на себе несколько функций: главного входа, оформленного маршем ступеней и парадной дверью, а также служила основанием для колокольни и с двух сторон имела небольшие «карманы», в одном из которых располагалась лестница, ведущая сначала на хоры, а затем на колокольню.

http://sobory.ru/article/?object=04803

Трехсветная купольная ротонда храма, увенчанная восьмигранным световым барабаном и луковичной главкой, составляет ядро продольно-осевой композиции церкви. К храму примыкают апсида, в плане имеющая три четверти окружности, и более широкая прямоугольная в плане трапезная со скругленными и раскрепованными восточными углами. Трехъярусная колокольня состоит из четвериков почти одинаковых размеров, создающих стройную столпообразную вертикальную композицию, завершенную «вспученной» кровлей с восьмигранным барабаном и шпилем. Стены ротонды разделены на два яруса массивным антаблементом, продолжающимся также в завершении фасадов апсиды и трапезной. С юга и севера нижний ярус ротонды прорезан тремя прямоугольными проемами (в центре входным), над которыми подняты сандрики-полочки. Простенки расчленены парами трехчетвертных колонн (отдаленно напоминающих композитный ордер) с капителями, украшенными лепными волютами и растительными гирляндами. Опирающийся на них неполный антаблемент включает гладкий фриз и профилированный карниз с сухариками. Второй ярус ротонды расчленен сдвоенными пилястрами тосканского ордера на 12 прясел; четыре из них, расположенные по главным осям, шире остальных. В каждом прясле в два света размещено по одному прямоугольному и одному круглому окну. Над нижними проемами выложены сандрики-полочки. В завершении стены проходит полный антаблемент со ступенчатыми консолями в профилированном карнизе. Барабан по странам света прорезан прямоугольными окнами, а узкие диагональные грани обработаны сдвоенными пилястрами. Стены апсиды и трапезной равномерно расчленены тосканскими пилястрами, чередующимися с прямоугольными окнами (тремя в апсиде и шестью на южном и на северном фасадах трапезной, в том числе по одному ложному). Как и в ротонде, проемы здесь акцентированы сандриками-полочками. Нижний ярус колокольни имеет на западном фасаде прямоугольный входной проем и полукруглое окно над ним, а выше расположена прямоугольная ниша, в которую вписано ложное полукруглое окно с трехчастным клинчатым замком. Выступающие по краям фасада трехчетвертные колонны, аналогичные ордеру нижнего яруса храма, несут треугольный фронтон с двухступенчатыми консолями в профилированном карнизе. Такой же композицией обладают северный и южный фасады первого яруса колокольни, но вместо входа там выложена ниша. Два верхних яруса со всех сторон прорезаны высокими арочными проемами. Во втором ярусе их фланкируют трехчетвертные колонны, несущие треугольный фронтон, в третьем – полуколонны, на которые опирается неполный антаблемент. В кровле с четырех сторон устроены круглые люкарны.

http://sobory.ru/article/?object=39046

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010