Известно, что Лука писал позже Марка и Матфея. Своё Евангелие он так и начинает: «Как уже многие начали составлять повествование о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, – то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего начала, по порядку описать» всё важнейшее и достовернейшее. Каждое время ставит свои задачи. Сначала надо обратить, потом – углубить обращение. Всё, что мы читаем в Евангелии, сначала вмещалось в одно слово: «Покайтесь!..» Апостолы учитывали духовный возраст слушателя. Сначала – «не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы» (Кор. 2:4). А потом – «между совершенными» проповедовали духовную мудрость. Так и Матфей, и Марк, во-первых. Показывают силу слова Господа Иисуса Христа, а также, что Апостолы были сразу призваны и были свидетелями всего того, о чём возвещают миру. Поэтому эпизод у Геннисаретского озера у них сразу после искушения в пустыне. а Лука пишет уже несколько лет спустя: он обращается к некоему Феофилу, уже наставленному в учении Христа, и цель Луки – укрепить Феофила, дать ему «твёрдое основание» веры ( Лк.1:4 ). А основание тем твёрже, чем на большее количество вопросов «как?» и «почему?» даётся ответ. Так и на вопрос – почему Пётр сделал такой решительный выбор у Ганнисаретского озера, – пришло время дать предельно возможный ответ (равно, как пришло время рассказать некоторые притчи Христовы, более глубоко раскрывающие суть Его учения). Заметим, что Иоанн Богослов, который писал намного позже, счёл нужным сообщить и ещё один факт, предшествовавший окончательному призванию Симона-Петра. Сразу после крещения Христова, ещё в Иудее, первозванный Андрей «находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: «Христос», и приводит его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты – Симон, сын Ионин; ты наречёшься Кифа, что значит: «камень» (Пётр)» ( Ин.1:41–42 ). Так, ещё до прихода Христа в Галилею, Пётр увидел Его чудесную прозорливость и услышал пророчество о себе. Но время ещё не пришло, и они расстались. Когда же Иисус пришёл в Галилею, то Он зашёл в дом уже знакомого Ему Петра и исцелил его тёщу. И хотя Пётр и тут ещё не последовал за Ним, но уже у Ганисаретского озера он по слову Иисуса закидывает в море сеть в то время дня, когда по человеческим понятиям это делать бессмысленно. И только после чудесного улова Пётр припал к ногам Учителя и навсегда остался с Ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

К.А. Аверьянов Глава 1. Начало пути Вопрос о дате рождения Сергия Радонежского. Определение времени рождения преподобного. Переезд семейства Кирилла в Радонеж. Различные версии датировок этого события. Соотнесение его с началом княжения Семена Гордого. Получил ли Кирилл земли в Радонеже? Их правовой статус. Устройство выходцами из Ростова родового богомолья – Покровского монастыря в Хотькове. Пострижение родителей Сергия в этой обители. Их кончина. Желание Сергия удалиться из мира. Основание Сергием вместе с братом Стефаном Троице-Сергиева монастыря. Уход Стефана в Москву. Пострижение Сергия игуменом Митрофаном. Выяснение даты этого события. Жизнь Сергия в одиночестве. Определение продолжительности этого периода. Приход первых монахов. Характер Троице-Сергиева монастыря в это время. Смерть Митрофана В своем рассказе Епифаний Премудрый сообщает, что будущий святой, получивший при рождении имя Варфоломей, родился в семье ростовского боярина Кирилла и его жены Марии 37 . В сочинениях, посвященных основателю Троицкого монастыря, встречается несколько дат его появления на свет. В старой литературе фигурировала дата 3 мая 1319 г. 38 Высказывалось также мнение, что Сергий появился на свет или в 1313, либо в 1318 г. 39 Среди современных исследователей бытуют, по крайней мере, три даты появления на свет преподобного. По мнению Н. С. Борисова, это событие произошло 3 мая 1314 г., по данным В. А. Кучкина – 3 мая 1322 г., а на взгляд Б. М. Клосса – в конце мая того же 1322 г. 40 Датой рождения Сергия также называлось или 11 июня, либо 25 августа 1322 г. 41 Этот разнобой мнений дал основание известному писателю Валентину Распутину с горечью утверждать, что «год рождения отрока Варфоломея потерян» 42 . Действительно, в «Житии» Сергия нет указания точного времени его рождения. Но его можно выяснить из текста Епифания Премудрого . Дело заключается в том, что уточняя время появления преподобного на свет, он определил, что это произошло «в лета благочестиваго преславнаго дръжавного царя Андроника, самодръжьца гречьскаго, иже въ Цариграде царствовавшаго, при архиепископе Коньстантина града Калисте, патриарсе вселеньскомъ, въ земли же Русстей въ княжение великое тферьское при великом князе Димитрии Михайловиче, при архиепископе пресвященнем Петре, митрополите всеа Руси, егда (когда была. – Авт.) рать Ахмулова» 43 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Добавлено на опознание: 2014-08-21 20:51:42 Владелец: alstel Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: [Добавлено 2014-08-21 21:54:39]: Здравствуйте! Помогите опознать икону (картину). Икона двусторонняя, написана на холсте, холст или грунт красный. Вроде бы других знаков, надписей нет... Сторона 2 Ответов: 2. Последний ответ: Николай ЧЧудотворец Добавлено на опознание: 2014-08-21 20:51:32 Владелец: alstel Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Здравствуйте! Помогите опознать икону (картину). Икона двусторонняя, написана на холсте, холст или грунт красный. Вроде бы других знаков, надписей нет... [Добавлено 2014-08-21 21:54:19]: Здравствуйте! Помогите опознать икону (картину). Икона двусторонняя, написана на холсте, холст или грунт красный. Вроде бы других знаков, надписей нет... Сторона 1 Ответов: 1. Последний ответ: Воскресение Христово Добавлено на опознание: 2014-08-12 19:23:07 Владелец: dim Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов нет. Добавлено на опознание: 2014-08-12 19:22:11 Владелец: dim Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Здравствуйте! что это за образ? кем такие образы рисовались? Ответов: 2. Последний ответ: Полностью согласна с предыдущим ответом, добавлю только, что при увеличении можно без труда прочитать и имена всех святых. Добавлено на опознание: 2014-08-12 17:19:41 Владелец: astash Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Помогите пожалуйста опознать икону. Подарок от бабушки в Тамбове. Сзади есть какая то фамилия Шор... и не видно из за гнилой доски. [Добавлено 2014-08-13 18:52:23]: Примерно Какого века эта картина. Ответов: 5. Последний ответ: Спасибо большое!!! Добавлено на опознание: 2014-08-09 22:21:54 Владелец: Chyz Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: [Добавлено 2014-08-09 23:35:12]: Помогите пожалуйста опознать икону которая досталась по наследству

http://pravicon.com/unknown/54

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Добавлено на опознание: 2015-09-23 13:41:55 Владелец: Swedaria Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Описание владельца: Икона - семейная реликвия. В начале 20 века, по рассказам, была разделена между братьями при разделе другого имущества. Хотелось узнать какая эта икона Богородицы и, если возможно, что было изображено на второй иконе. [Добавлено 2015-09-24 11:54:23]: БОГОМАТЕРЬ АГИОСОРИТИССА [Добавлено 2015-09-24 11:54:31]: БОГОМАТЕРЬ АГИОСОРИТИССА [Добавлено 2015-09-24 11:54:42]: БОГОМАТЕРЬ АГИОСОРИТИССА Ответов: 2. Последний ответ: спасибо за информацию! Добавлено на опознание: 2015-09-14 09:59:28 Владелец: Romzess Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Описание владельца: Осталась от деда, отец говорит сверху был крест(отломился) недостающей части нету к сожалению. Хочу узнать немного об этой иконе. расскажите о ней что сможете, заранее спасибо. Ответов: 1. Последний ответ: Икона " Святитель Николай Можайский " . Меднолитая пластика. 18 век. В навершии был образ Спаса Нерукотворного. Если не ошиблась, то вот такая же иконка в каталоге " Меднолит " : [...] Добавлено на опознание: 2015-09-02 15:47:52 Владелец: babanya Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Описание владельца: найдена где-то в 77-79 годах в Запорожской области. Ответов: 1. Последний ответ: Похоже на Казанскую икону Божьей Матери Добавлено на опознание: 2015-09-01 14:15:10 Владелец: nat Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Описание владельца: Икона осталась от бабушки. Хотелось бы узнать чей лик изображен на иконе Ответов: 3. Последний ответ: Свя­той апо­стол и еван­ге­лист Иоанн Бо­го­слов. Фрагмент иконы «Распятие Иисуса Христа» с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом Добавлено на опознание: 2015-08-15 16:31:49 Владелец: Dedushkaau Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Описание владельца: Икона нарисована на цельном куске дерева. Пролежала на чердаке у близкой знакомой. По слухам ей около 400 лет но точно ничего сказать не может.

http://pravicon.com/unknown/98

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Добавлено на опознание: 2017-01-27 10:30:03 Владелец: justklayt Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Извините за качество и обработанное изображение, но больно интересно, что за икона. Спасибо. Ответов: 1. Последний ответ: Похоже на образ из католического костёла.Более конкретно, по тому населённому пункту, где находится костёл. Добавлено на опознание: 2017-01-27 10:13:16 Владелец: Samanta Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Икона на дереве.С обратной стороны дерево поточил короед.Изображение смытое.Помогите определить пожалуйста. [Добавлено 2017-01-29 21:08:23]: Каких годов и Владимирская или Феодоровская не могу понять чем они отличаются? [Добавлено 2017-02-22 19:43:00]: Какая именно богородица.И. как определить русская или украинская икона? Ответов: 2. Последний ответ: Отсвечивает, где ножки Спасителя. Скорее, это образ Владимирской ик. и Средняя Россия, а не Малороссия. 19в. (Отличаются написанием ножек, их положением; Малороссия или Россия - более грамотно ответят специалисты, но часто это видно по написанию ликов. Добавлено на опознание: 2017-01-23 09:49:42 Владелец: Andrey2017 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Икона моей прабабушки, она говорила, что эта икона была привезена из Израиля в начале 18в. Нарисована на дереве. Всего икон было пять, эта одна из них. Еще говорила, что " изображенные святые, не относятся к нашим " . Подскажите может кто знает? И приблизительную стоимость этой картины, так как я хочу выкупить ее у моего отца, который хочет ее продать, а я хочу, чтобы эта икона осталась в семье, ведь это семейная реликвия. [Добавлено 2017-01-24 10:02:52]: Не одной буквы не разобрать, написано на иврите. Ответов: 6. Последний ответ: Я МОГУ ПРОЧИТАТЬ ТОЖЕ САМОЕ , ЧТО И ВЫ, ТО ЕСТЬ, НИЧЕГО. ПРОЧИТАЙТЕ, ПОЖ-СТА, ПРЕДЫДУЩЕЕ СООБЩЕНИЕ. Добавлено на опознание: 2017-01-15 21:46:41 Владелец: gans

http://pravicon.com/unknown/32

Киприан (Керн) ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ Глава Первая КУЛЬТУРНЫЙ ФОН ЭПОХИ A. ОБЩИЕ БЫТОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ B. БОГОСЛОВСКАЯ ТРАДИЦИЯ С. ФИЛОСОФСКАЯ ТРАДИЦИЯ D. МИСТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ Глава Вторая СВЯТООТЕЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ АПОСТОЛ ПАВЕЛ МУЖИ АПОСТОЛЬСКИЕ АПОЛОГЕТЫ Св. Юстин Философ Татиан Ассириец Ермий Философ Афинагор Св. Феофил Антиохийский Тертуллиан Св. Ириней Лионский АЛЕКСАНДРИЙСКОЕ БОГОСЛОВИЕ Климент Александрийский Ориген Св. Мефодий Олимпийский Глава Третья СВЯТООТЕЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ. ЭПОХА ТРИНИТАРНЫХ СПОРОВ Св. Афанасий Александрийский Св. Василий Великий Св. Григорий Богослов Св. Григорий Нисский Св. Иоанн Златоуст Немезий Емесский АНТРОПОЛОГИЯ ХРИСТОЛОГИЧЕСКИХ СПОРОВ Св. Кирилл Александрийский Антиохийское Богословие Василий Селевкийский Леонтий Византийский Преп. Анастасий Синаит Глава Четвертая СВЯТООТЕЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ АНТРОПОЛОГИЯ ПУСТЫНИ Преп. Макарий Египетский Преп. Исаак Сирин АНТРОПОЛОГИЯ МИСТИКОВ Ареопагитики Св. Максим Исповедник Преп. Симеон Новый Богослов АНТРОПОЛОГИЯ БОГОСЛОВСКИХ СИНТЕЗОВ Св. Иоанн Дамаскин Св. Фотий, патриарх Константинопольский († 891) ЧАСТЬ ВТОРАЯ СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ Глава Пятая БОГОСЛОВСКОЕ УЧЕНИЕ СВ. ГРИГОРИЯ ПАЛАМЫ АПОФАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ РАЗЛИЧИЯ В БОЖЕСТВЕННОЙ ТРОИЦЕ ЧИСЛО ЭНЕРГИЙ ЭНЕРГИИ И ИПОСТАСИ ЭНЕРГИЯ И СУЩНОСТЬ КОСМОЛОГИЯ МИРОВАЯ ДУША ХРИСТОЛОГИЯ Глава Шестая ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА И СТРОЕНИЕ ЕГО Глава Седьмая ОБРАЗ И ПОДОБИЕ БОЖИЕ Глава Восьмая ОБÓЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ЧТО ЕСТЬ ГРЕХ, КАК ФЕНОМЕН ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ? ПЕРВОИСТОЧНИК ГРЕХА УЧЕНИЕ О СТРАСТЯХ УЧЕНИЕ О МИРЕ, КАК СРЕДОТОЧИИ СТРАСТЕЙ ПОДВИГ МОЛИТВА ВОСХОЖДЕНИЕ К ФАВОРСКОМУ СВЕТУ Библиография Сокращения notes 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2445...

Личное бытие, самосознание и личные свойства Лиц Троицы Согласно Муретову, «представление об абсолютной личности Божества» необходимо предполагает безусловные отношения любви между Личностями Троицы, составляющие «содержание» и «полноту субъективно-личной жизни» 35 Божества. Личное бытие Ипостасей Святой Троицы связывается в мысли русских богословов с определенной самостоятельностью 36 , самосознанием каждой из Них 37 и Их взаимным знанием – «ведением» 38 , естественно, при неприкосновенности единства по сущности и тождества воли 39 . Лица в Боге признаются имеющими «личные различия», различающимися по Своим личным свойствам 40 и именам или названиям 41 . Однако личности Троицы отнюдь не определяются этими различиями, Их «содержание не увеличивается» 42 личными свойствами Каждого. Они лишь различаются нами с помощью «идиом», указывающих на их взаимные личные отношения 43 . Таким же образом само-сознание не определяет личность и не отождествляется с понятием «личности» как в Боге, так и в человеке, но увязывается с личностью, как одно из ее свойств 44 . В Боге при субъектно-объектном тождестве Бог является одновременно «самосознанием и объектом самосознания». Согласно Грибановскому, «личность есть созерцающий субъект, природа – созерцаемый объект», причем различие между личностями-ипостасями «заключается в том, что они различным образом созерцают Божественную природу» 45 . «Отношение между Лицами Божества» должно быть понимаемо, по мысли Болотова, как «форма личной жизни», связанная с «самосознанием» каждого из Лиц 46 . Осмысление противоречия между кажущейся ограниченностью личности и неограниченностью Бога Рассуждая о кажущейся несовместимости с бесконеч­ностью Бога наших представлений о личности, как о чем-то по определению ограниченном, условном, относительном 47 , еп. Сильвестр и Малиновский поясняют, что ошибочной является попытка проводить прямое отождествление между понятиями «личности» в Боге и «личности» в ограниченных творениях, для которых наблюдается «тождество существа с личностью» в каждом конкретном индивидууме 48 . Поэтому Бог описывается как обладающий парадоксальными «трансцедентно-личной» субъектностью и «безусловной» личностностью 49 . Более того, Грибановский, указывая на свойство целостности и единства, присущее понятию «личности», подчеркивает, что «признак личности не только не противоречит Божеству, но даже необходимо предполагается» в Нем. Только в синтетическом понятии «личности» «может быть мыслима вся совокупность всех других определений. Без этого понятия все остальные признаки были бы ничем не связаны и не составляли бы того единства, которое необходимо должно мыслить в понятии Абсолютной субстанции, или Божества». Поэтому Бог , как одновременно целостное и «бесконечно положительное содержание, есть непременно личность» 50 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

М. В. Шкаровский Скачать epub pdf 2. Православные общины в Германии и попытки их унификации в 1933–1941 гг. А. Предоставление Германской епархии РПЦЗ статуса корпорации публичного права. 28 октября 1935 – 14 марта 1936 г. Образованное в июле 1935 г. Рейхсминистерство церковных дел вскоре начало активно пытаться унифицировать русские приходы и включить их, несмотря на принадлежность к различным юрисдикциям, в Германскую епархию РПЦЗ, которой было отдано предпочтение, как наиболее консервативной в церковном и политическом плане. Цели этой кампании ясно высказаны в публикуемом письме министра церковных дел Г. Керла министру–президенту Пруссии Г. Герингу. 14 марта 1936 г. последний подписал постановление о присвоении епархии РПЦЗ предоставленного в 1933 г. Католической и Лютеранской Церквам статуса корпорации публичного права, одновременно был принят ее устав. Этот устав, в окончательном виде отредактированный чиновниками РКМ и утвержденный архиерейским собором РПЦЗ еще 23 октября 1935 г., ставил под контроль государственного аппарата многие важнейшие вопросы жизни епархии и ее отношения с Синодом. Правда, в дальнейшем на практике вмешательство германских чиновников во внутриепархиальную жизнь оказалось относительно небольшим. 8 июня благодарственное письмо Керлу написал председатель архиерейского синода митр. Антоний (Храповицкий) , а 13 ноября 1936 г. подобное благодарственное послание министру отправил митр. Анастасий (Грибановский) , ставший после смерти Владыки Антония главой РПЦЗ. 6 41 . Положение (устав) о православной епархии в Германии Срсмские Карловцы, 15/28 октября 1935 г. § 1. Основанная Заграничным Русским Православным Архиерейским Собором православная епархия епископа Берлинского и Германского охватывает следующие приходы: 1. Православный приход собора Воскресения Христова в Берлине. 2. Православный приход в Бреслау. 3. Православный приход в Дюссельдорфе. 42 Община в Дюссельдорфе в 1935 г. находилась в стадии формирования и в конце концов так и не была создана. До 1945 г. в этом городе имелось только постоянное место для православных богослужений.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИМИР (ДИМИТРИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ (25.10.1193 - 6.01.1228), блгв. кн. (пам. 4 февр., 23 июня - в Соборе Владимирских святых). 6-й сын вел. кн. владимирского Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо и блгв. вел. кнг. Марии (в иночестве Марфы), брат блгв. князей Константина , Георгия , Святослава (Гавриила) и Ярослава (Феодора) . Родился в канун именин отца, к-рый «веле оучинити сынови своемоу во свое имя Дмитреи в святом Кресщении, а княжее имя оучини емоу Володимир - деда своего имя, Мономаха Володимера» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 674-675). В кон. лета 1207 г. В. В. сопровождал отца в походе на Чернигов, зимой 1208/9 г. в войске брата кн. Константина участвовал в походе на Торжок. Согласно устному завещанию вел. кн. Всеволода, по сведениям поздних источников, В. В. должен был стать обладателем Москвы (ПСРЛ. Т. 7. С. 102; Татищев. Т. 3. С. 186; Рапов. С. 171-172). Однако более авторитетный «Летописец Переяславля-Суздальского» сообщает, что В. В. получил Юрьев-Польской (ПСРЛ. Т. 41. С. 129). Не исключено, что разногласие источников отражает разные этапы составления завещания вел. кн. Всеволодом. После кончины отца ( 15 апр. 1212) В. В. принял участие в междоусобной войне старших братьев - Константина и Георгия - сначала на стороне последнего, затем зимой 1212/13 г. признал старшинство Константина Всеволодовича, к-рый дал В. В. в держание Москву. В ответ Георгий передал Юрьевское княжество, принадлежавшее ранее В. В., кн. Святославу. В 1213 г., узнав о новом походе братьев против Константина на Ростов, В. В. вместе с москвичами и своей дружиной отправился осаждать Дмитров, принадлежавший Ярославу Всеволодовичу. Поход не был удачным. После заключенного в 1213 г. мира между князьями Константином и Георгием, последний, «извед... из Москвы Володимера», послал его на княжение в Переяславль Русский. В 1215 г. В. В. женился на дочери черниговского кн. Глеба Святославича. Летом того же года, узнав о движении половцев на свой стольный город, князь отправился с дружиной навстречу противнику. Во время кровопролитного сражения В. В. потерпел поражение и попал в плен. Во 2-й выборке Новгородской Карамзиновской летописи под 1216 г. среди союзников вел. кн. Георгия и его брата Ярослава упоминается некий кн. Владимир (ПСРЛ. Т. 42. СПб., 2002. С. 108). Однако его отождествление с В. В. сомнительно, т. к. В. В. вернулся «ис Половець к братье», как утверждают все летописи, в 1217 г.

http://pravenc.ru/text/159120.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФО-ВОЛОКОЛАМСКИЙ ПАТЕРИК (Волоколамский патерик), сб. рассказов о святых и нравоучительных повестей, созданный в 1-й пол. XVI в., предположительно в 40-х гг., в Иосифовом Волоколамском в честь Успения Пресв.ятой Богородицы монастыре . В восточнослав. книжности И.-В. п. является 2-м опытом создания такого рода свода после Киево-Печерского патерика . Автор И.-В. п.- Досифей (Топорков) , инок Волоколамского монастыря, племянник и ученик прп. Иосифа Волоцкого, один из наиболее известных книжников 1-й пол. XVI в., составитель первоначальной редакции Русского Хронографа, «Надгробного слова» прп. Иосифу и одной из редакций перевода Синайского патерика, изограф. Работа Досифея над Хронографом и Синайским патериком оказала влияние на И.-В. п. Патерик создан по образцу более ранних патериков (предисловие имеет текстуальные совпадения с послесловием к Синайскому патерику), включает некоторые сведения, вошедшие в Хронограф; труд Досифея организован по хронологическому принципу, в целом характерному для рус. патериков, типично для них и включение в состав преимущественно повествовательных сюжетов. Принятое название памятника не является авторским. Первоначальная редакция И.-В. п. содержалась в авторском списке, который до 1941 г. хранился сначала в Иосифовом Волоцком монастыре, затем в музее, созданном в зданиях упраздненной обители, позднее был утрачен (см.: Строев П. М. Описание рукописей мон-рей Волоколамского, Новый Иерусалим, Саввина Сторожевского и Пафнутиева Боровского. СПб., 1891. С. 201. 29). Наиболее полно повести, составляющие И.-В. п., представлены в рукописи ГИМ. Син. 927. Л. 2-42, 60-е гг. XVI в., фрагментарно - в рукописи РГБ. Ф. 178. 1257, сер. XVI в. Входящие в И.-В. п. «Повести отца Пафнутия» (записи рассказов прп. Пафнутия Боровского) известны также в рукописи РГБ. Ф. 113. 530. Указанные 3 кодекса были переписаны волоколамским иноком Вассианом Кошкой (это обстоятельство стало причиной того, что авторство И.-В. п. иногда приписывается Вассиану; см.: Строев. Словарь. С. 44). И.-В. п. не получил распространения в древнерусской книжности в отличие от близкой к нему по стилю Повести о видении инока Павлова Обнорского монастыря Антония Галичанина («О преставлении старца Антония Галичанина»), возможно также составленной иноком Досифеем (Топорковым) ( Пигин. 2006. С. 15, 41).

http://pravenc.ru/text/673723.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010