30 января 1860 года вышел указ Святейшего Синода, в котором сообщалось, что 19 декабря 1859 года император Александр II утвердил определение Синода о возведении Тихвинской женской общины в городе Бузулуке на степень штатного монастыря. В 1861 году был достроен и 10 октября освящён холодный трёхпрестольный каменный храм, освящённый во имя Тихвинского образа Божией Матери. Один из приделов храма был освящён во имя первомученика архидиакона Стефана во исполнение обета настоятельницы Евгении. В 1865 году был достроен двухэтажный корпус, крытый железом. В нём были устроены 41 келья для сестёр. В том же году деревянная монастырская ограда была заменена каменной, высотой в 1 сажень и шириной в 1 аршин с двумя крытыми железом башнями по углам на западной стороне. В сентябре был заложен третий храм, с примыкавшим к нему каменным одноэтажным корпусом. 6 сентября 1869 года был освящён каменный храм во имя Святой Троицы, достроен примыкающий к храму каменный корпус. Распоряжением Самарской духовной консистории в ноябре 1868 года при монастыре было открыто училище на правах школы грамоты. В мае 1877 года оно было преобразовано в церковно-приходскую школу. Школа находилась за монастырской оградой, деля здание со странноприимным домом. В 1882 году в ней обучалось 38 детей, в 1897 году — 83, а в 1902 году — 42 человека. Все они находились на полном содержании монастыря. Законоучителем при школе в 1872—1887 годах был священник П. Х. Добросердов, позднее его сменил протоиерей А. П. Благовидов. В монастырской библиотеке имелось до 150 названий в 250 томах книг духовно-нравственного содержания. 12 августа 1870 года игуменья Дорофея была уволена на покой по болезни. Следующей настоятельницей стала казначея монастыря, монахиня Мелетина, утверждённая в должности Синодом в феврале 1871 года. В 1870 году на берегу Самары у мельниц был посажен фруктовый сад, через 5 лет там устроили пчельник на 115 ульев, а в мае 1890 года там же был поставлен деревянный дом и был вырыт ледник со сводами, обложенными кирпичом — для молочного производства. Это место называлось монастырской дачей, сюда для отдыха привозили девочек — воспитанниц монастырской школы. В 1880 году на средства анонимного благотворителя был построен придел к Троицкому храму. В 1882 году была заложена каменная колокольня. В 1884 году был построен деревянный одноэтажный корпус.

http://azbyka.ru/palomnik/Тихвинский_Буз...

Arhiva Predica Preafericitului Patriarh Kiril dup sfinirea bisericii pe lâng Centrul tiinifico-clinic federal de hematologie, oncologie i imunologie pentru copii în or. Moscova 2 septembrie 2012 15:41 La 2 septembrie 2012, Preafericitul Patriarh al Moscovei i al întregii Rusii Kiril a oficiat cinul sfinirii mari a bisericii în cinstea sfintelor mucenie Vera, Nadejda i Liubov i a maicii lor Sofia pe lâng Centrul tiinifico-clinic federal de hematologie, oncologie i imunologie pentru copii în or. Moscova i liturghia Dumnezeiasc în biserica nou sfinit. Dup terminarea serviciului divin Întâistttorul Bisericii Ruse s-a adresat ctre cei prezeni cu o predic. În numele Tatlui, al Fiului i al Sfântului Duh. Noi am început cu rugciunea în aceast biseric - biserica în cinstea sfintelor mucenie Vera, Nadejda i Liubov i a maicii lor Sofia, construit din jertfa oamenilor, în Centrul tiinifico-clinic federal de hematologie, oncologie i imunologie pentru copii al or. Moscova. Biserica este predestinat, în primul rând, celor care aici trateaz i sunt tratai. Puterea lui Dumnezeu, în combinare cu eforturile omeneti, când oamenii îmbin eforturile lor cu credina, de obicei duce la un succes deplin. Nu întotdeauna momentan, nu întotdeauna vdit, dar eforturile omului, întrite de credin, întotdeauna sunt susinute i sunt binecuvântate prin puterea lui Dumnezeu. De fapt, pentru o astfel de unire a Dumnezeiescului i a omenescului a i fost creat lumea. Citirea Evangheliei de azi povestete despre lucrtorii cei ri la vie (Mt. 21:33-42). Aceast pild este bine cunoscut: un oarecare stpân a transmis via celor, care a trebuit s o îngrijeasc i s restituie roadele. Când stpânul a trimis pe slugile sale, ca s ia strugurii, atunci lucrtorii de la vie pe una din slugi au btut-o, pe alta au omorât-o, iar pe alta au ucis-o cu pietre. Din nou, stpânul îi trimite slugile, ca s ia roadele ce îi aparin, i cu ele se procedeaz la fel. În sfârit, îi trimite feciorul su spunând: „Se vor ruina de fiul meu”. Iar lucrtorii viei, vzând pe fiul, au zis între ei: „Acesta este motenitorul, venii s-l omorâm i s avem noi motenirea lui”. Întreab Domnul pe cei, ctre care erau adresate cuvintele Lui: „Deci, când va veni stpânul viei, ce va face acestor lucrtori?” Rspunsul: „Pe aceti ri cu ru îi va pierde”. În sensul su direct, aceast pild era adresat ctre poporul iudeu de atunci, cruia Domnul a trimis pe proorocii Si, dar nu au fost primii proorocii – pe muli i-au izgonit, i-au btut, au aruncat pietre asupra lor; i chiar atunci când Fiul Omului, Fiul lui Dumnezeu a venit în lume, L-au ucis i pe El.

http://patriarchia.ru/md/db/text/2443116...

IV. Обстоятельства, по которым были получаемы от Архиерея освященные антиминсы Для более удобного указания обстоятельств, по которым были получаемы от Архиерея освященные антиминсы, рассмотрим эти обстоятельства особо, по отношению подвижных и неподвижных антиминсов. А. Подвижные антиминсы Подвижными антиминсами называются те, которые даются в походные или домовые церкви, устраняемые на определенное, известное время. Иногда на самых антиминсах было писано, что они подвижные. В Курске, в архиерейском доме, есть антиминс с надписью на нем: «для совершения службы на всяком месте 34 » В Минске, в домовой церкви при архиерейском доме, находятся антиминсы с надписями: «во храме на всяком месте владычестве его 35 »; «во храме святителя Христова Николая или на всяком месте 36 »; «при храме Сошествия Святого Духа, обители православной, Сурдецкой, подвижный 37 ». «Антиминс подвижной до церкви Стошаниной Заложения (?) Покрова Пресвятыя Богородицы 38 . В Могилеве, в ризнице кафедрального собора, есть антиминс с надписью: «во еже священнодействовати во всяком месте, идеже прилучится, также и во храме св. Богоявления обители Братской Полоцкой 39 ». В ризнице Александро-Невской Лавры находятся антиминсы, освященные Архиепископами Херсонскими, на которых в надписи сказано: «подвижно» 40 . Из таких надисей видно, что одни из антиминсов освящались во имя Господне, иные же во имя Святого или праздника Господня. Первоначальны антиминсы были подвижные. Такие антиминсы существовали во время гонений на Христову церковь от язычников и еретиков и в походных церквах Императора Константина Великого . Они употреблялись и в путешествиях на сухом пути и на кораблях 41 . Антиминсы переносились с места на место, говорит Симеон Солунский , подобно древней скинии, но имели большую, сравнительно с нею, силу; потому что на них священнодействуется живый небесный хлеб. Даются они, продолжает он, по усмотрению Архиерея и по нужде туда, где нет храма, также верным людям, отходящим в путь дальний и продолжительный, или самим царям, что бы на них можно было совершать жертву великую и таинство (гл. 126, Нов. Скр. ч. III, гл. VIII, § 10). Они водружаются на одном месте и не соединяются с храмом; потому что для них весь мир есть храм Божий (гл. 127, там же). В России поныне посылаются подвижные антиминсы в отдаленные места, где вовсе нет храмов. В 1858-м году ноября 16-го, Преосвященный Евсевий, Архиепископ Иркутский, просил у св. Синода для отдаленных мест Иркутской губернии переносных антиминсов 42 , и Святейший Синод разрешил (1858 г. декабря 22-го) «при отдаленном расстоянии некоторых селений от приходских церквей Иркутской епархии, выдавать сельским священникам подвижные антиминсы для совершения божественной литургии в молитвенных домах и часовнях» (Извлечен. из отчета по вед. дух. дел правосл. испов. за 1858 г., стр. 17). Не редко, подвижные антиминсы были даваемы и во время перестройки или поправки церкви для совершения богослужения в часовне 43 , иногда же и в доме 44 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

I 1) Сектант: Не должно покланяться ни Ангелам, ни святым, ибо поклонение им есть то же идолопоклонство, запрещенное Самим Богом, сказавшим: «Да не будет у тебя иных богов пред лицем Моим“ ( Исх. 20: 3 ). «Тогда говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему покланяйся и Ему единому служи“ ( Мф. 4: 10 . 1Тим. 1: 17 ). Объяснение православного: Только по грубому невежеству своему сектанты считают почитание Ангелов и святых идолопоклонством, прилагая к ним места св. Писания, говорящие о запрещении покланяться идолам. Почитание Ангелов и святых тогда было бы идолопоклонством, когда бы мы воздавали им божеское поклонение, т. е. считали их за богов. Но ведь всякий честный и здравомыслящий сектант знает, что ни Ангелов, ни святых православные за богов не считают, а веруют «во единого Бога, Отца Вседержителя, Творца неба и земли“, давшего бытие и жизнь самим Ангелам и святым божиим людям, которых христиане почитают, как старших братьев в великой Божией Семье, как «друзей Божиих“, «Церкви первенцев написанных на небесах“ ( Евр. 12: 23 ). Кто не чтит «друзей Божиих“, тот оскорбляет Самого Бога: «Кто принимает вас, сказал Христос св. Апостолам, тот принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшаго Меня. Кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника“ ( Мф. 10: 40–41 ). Блаженный Августин так пишет о почитании святых угодников Божиих: «наши чудеса совершает Сам Бог по молитве или при содействии мучеников... Мы своим мученикам, как богам, храмов не воздвигаем, а устрояем надгробные памятники, как умершим людям, души которых живут у Бога; и воздвигаем там алтари, на которых приносим жертвы не мученикам, а единому их и нашему Богу... Жертву приносит священник Богу, а не им, хотя приносит ее при их гробницах“ («О граде Божием“, кн. 22: гл. 10). 2) Сектант: Поклонение Ангелам и святым унижает Бога, сказавшего: «Я Господь, это – Мое имя; и не дам славы Моей иному“ (Исаии 42: 8).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

I. Высочайшая грамота, посланная Домну, святейшему папе древнего Рима, но врученная Агафону, святейшему и блаженнейшему папе того же древнего Рима, потому что Домн отшел из сей жизни 41 Надписание высочайшей грамоты. Во имя Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, самодержец Флавий Константин (Погонат), благоверный и великий император. Высочайшая грамота Домну, святейшему и блаженнейшему архиепископу древнего (нашего) Рима и вселенскому папе 42 . Ваше отеческое блаженство знает, как и большинство вашей святейшей церкви нашего древнего Рима, что с того самого времени, как Бог повелел нам самодержавно царствовать, много раз некоторые заявляли желание возбудить движение и прение между частями вашей святейшей церкви и затем между частями всей святейшей великой Церкви Божией, по поводу спорных выражений в одном из догматов благочестия; но мы препятствовали этому, почитая это неблаговременным, и зная, что из частного прения не только не может произойти согласия относительно спорного предмета, но зло только увеличится. И хотя мы чрезмерно скорбели душею, как ради порицания за это со стороны врагов, так и ради самой истины, потому что ваши архиереи и православный наш народ из-за некоторых новых слов впадали в раскол, также потому, что этим доставлялось удовольствие нечестивцам и еретикам: но мы поручили себя Богу нашему, провидящему лучшее о нас, в полной уверенности, что в то время, когда Его благость повелит быть исправлению самого существенного, Он дарует нам благоприятные обстоятельства для общего собрания обоих престолов, дабы, сообразуясь с определениями святых пяти соборов и объяснениями уважаемых святых отцов, они достигли непоколебимого убеждения и соединились во единые уста и единое сердце для прославления пречестного имени Бога нашего. Но пока мы питаем желание, как люди, Бог все совершает, как Ему угодно; ибо Он знает будущее и полезное нам и благоволил осуществить это дело таким образом. Извещаем ваше отеческое блаженство, что Феодор, святейший и блаженнейший патриарх богоспасаемого нашего царствующего города, по своем рукоположении внушил нашей светлости мысль послать вашему отеческому блаженству обычное приглашение на собор, как это бывало и при бывших прежде его патриархах, в надежде, что оно не будет отвергнуто.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Russian Liberals on the Road to Revolution and Power, 1914-1917//Russian Studies in History. 2003. Spring. Vol. 41. No 4. Pp. 1-94. К вопросу о характере русского радикального либерализма//Философия и будущее цивилизации./Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса (Москва, 24-28 мая 2005 г.). М., 2005. Т. 5. С. 628. [Рец.:] Блохин В.В. Историческая концепция Николая Михайловского. М., 2002//Отечественная история. 2005. 3. С. 195-196. Кадеты и власть: горе от ума?//Отечественная история. 2005. 4. С. 89-93. Что русского в русском либерализме?//История русской мысли./Вып. 3. М., 2005. С. 139-150. Кадеты и проблема парламентского большинства в IV Государственной думе//Политическая история России первой четверти ХХ века. Памяти профессора Виталия Ивановича Старцева. СПб., 2006. С. 95-105. [Выступление на круглом столе:] Обсуждаем энциклопедию «Общественная мысль России XVIII – начала XX вв.»//Отечественная история. 2006. 4. С. 96-97. [Рец.:] Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году. Материалы и архивные документы по истории Русской Православной Церкви./Сост., автор предисл. и комм. М.А. Бабкин. М.: Индрик, 2006. - 504 с., илл.//Отечественная история. 2007. 3. С. 195-196. [Рец.:] Николаев А.Б. Государственная Дума в Февральской революции: очерки истории/Предисл. С.М. Ляндрес. Рязань, 2002. 302 с.//Русский сборник: Исследования по истории России/Ред.-сост. О.Р. Айрапетов и др. Т. IV. М., 2007. С. 332-337. Русские либералы в восприятии правящей бюрократии в период кризиса Третьеиюньской системы (1911 – 1917)//Отечественная история. 2007. 4. С. 42-56. The Russian Government as Percieved by the Parliamentary Opposition (1911-1917)//Russian Studies in History. Summer 2007. V. 46, # 1. Pp. 76-86. [Рец.:] Карцов А.С. Русский консерватизм второй половины XIX - начала XX века (князь В.П. Мещерский). СПб. – Издательство С.-Петербургского университета, 2004//Русский сборник: Исследования по истории России/Ред.-сост. О.Р. Айрапетов и др. Т. V. М., 2008. С. 338-341.

http://bogoslov.ru/person/288437

This Great Lent let us be thankful as we serve joyfully without complaint. Jesus’ visit to the home of Martha and Mary in Bethany teaches us a great deal about joyful service and the power of our thoughts, whether positive or negative, to shape our day. In this Gospel account, we learn that we can give glory to God in the little things we do for one another. In this encounter, Jesus invites Martha to renew her mind (Ephesians 4:23-24), taxed with negative thinking, and illuminate her thoughts with the thought of Him by rejoicing, praying, and giving thanks to God for the opportunity to serve her Lord. Martha felt alone, unheard, and unappreciated. She was distracted with much serving and was worried and troubled about many things while her sister Mary sat at Christ’s feet and heard His word. Martha cried out to the Lord for help. The Gospel tells us that  Martha approached Jesus and asked Him if He didn’t care that her sister had left her alone to serve. She begged Jesus to tell Mary to get up from His feet and help her. Jesus answered, “Martha, Martha, you are worried and troubled about many things. But one thing is needed, and Mary has chosen the better part, which will not be taken away from her.” (Luke 10:41-42) What is this better part Mary chose? Was it wrong for Martha to be focused on completing her household responsibilities while Jesus was visiting? What do these two sisters and their encounter with Christ teach us? Jesus said that He came to serve and not to be served. (Matthew  20:28) Therefore, the wrong Martha committed could not have been with serving as such. Rather, as Martha was setting the table, pouring the water, mending the food, sweeping the floor, and welcoming guests- all beautiful and necessary things by the way- her mind was worried and her heart was troubled. Mary chose the better part because she was present to Christ, but Martha could have chosen the best part by being present to Christ whilst seeing her tasks as her divine calling and sacred service.

http://pravmir.com/joyful-service/

XII. О почитании святых угодников Божиих Священное Писание, внушая нам никому не воздавать божеского почитания, кроме Единого истинного Бога ( Исх.20:2–5 ), вместе с тем учит, что и святые Божии достойны нашего почитания: «в вечной памяти будет праведник» ( Пс.111:6 ); «Память праведного пребудет благословенна, а имя нечестивых омерзеет» ( Притч.10:7 ). Святые суть друзья Божии ( Пс.138:17 ; Ин.15:14 ), в которых Бог прославляется ( 2Фес.1:10–12 ), а потому в этом-то и заключается пример почитания их (святых людей). Так, ученики пророческие показали искреннее почтение и поклонение пророку Божию Елисею ( 4Цар.2:14–15 ). Существуют также в Ветхом Завете и многие другие примеры религиозного почитания как ангелов, так и святых людей ( Суд.13:20 ; 1Пар.21:16 ; 1Цар.28:14 и др.). В Новом Завете заповедь о почитании святых раскрывается в таком смысле. Сам Спаситель, подтвердивший закон: «Господу Богу твоему поклоняйся, Ему одному служи» ( Втор.6:13 ), говорил ученикам Своим: «вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедаю вам» ( Ин.15:14 ); и ещё прежде, когда посылал их на проповедь, засвидетельствовал пред ними: «слушающий вас, Меня слушает, и отвергающийся вас, Меня отвергается, а отвергающийся Меня, отвергается Пославшего Меня» ( Лк.10:16 ). «Кто принимает пророка, получит награду пророка, и кто принимает праведника во имя праведника, получит награду праведника» ( Мф.10:41–42 ). Наконец, религиозное почитание святых не только не противоречит и началам здравого разума, но оно (почитание) необходимо с точки зрения разума. Если мы почитаем земных наших благодетелей, то не тем ли более мы должны почитать святых небожителей, этих великих наших благодетелей. Почитание святых вполне сообразно с нашей природой и необходимо требуется ею: если мы прославляем героев за подвиги их, совершённые в той или другой области жизни, то не естественно ли нам прославлять также и святых, совершивших величайшие подвиги в области религиозно-нравственной жизни. Итак, с точки зрения Священного Писания и начал разума не подлежит сомнению, что должно почитать тех святых людей, которых Сам Бог прославил дивными чудесами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

     Апостольское чтение 5-й Недели по Пасхе рассказывает нам об одном событии в жизни древней Церкви, которое имело огромные последствия для всего мира. Речь идет о появлении первой церковной общины, состоящей из уверовавших язычников. «Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев. Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса. И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу» (Деян. 11:19–21). Чтобы лучше понять слова апостола Луки, необходимо прояснить их исторический контекст. Давайте вспомним главные события в жизни Церкви, начиная с момента ее основания. Христова Церковь родилась в день Пятидесятницы, вместе со схождением Святого Духа на общину учеников. Эта Церковь должна была возвестить во всех народах об Иисусе Христе, Мессии евреев и Спасителе мира (см. Ин. 1:41 и Ин. 4:42). Проповедь распространялась в определенном порядке. Первыми ее услышали палестинские евреи и эллинисты – евреи из разных стран Римской империи. Потом Благая Весть достигла ушей самарян, потомков нееврейских поселенцев из Месопотамии и Сирии. После был крещен первый прозелит, евнух-ефиоплянин. Следующими христианскую проповедь должны были услышать язычники – и здесь евангельское благовестие встретилось с большой проблемой. Эта проблема обитала в сознании самих проповедников. Дело в том, что между палестинским иудеем и иностранцем-язычником в то время существовала такая культурная пропасть, которую нам, жильцам современных городов, трудно себе представить. Евреи не считали язычников полноценными людьми, и общение с ними строго запрещалось ветхозаветным законом. Иудей, прикоснувшийся к язычнику, или евший с ним, или даже зашедший к нему в дом, считался оскверненным. Для иноплеменников у евреев имелось короткое и емкое определение: «пес». И вот представьте себе, что этим «псам» нужно было проповедовать, а потом и причащаться с ними из одной чаши! Сознание добропорядочного иудея, пусть даже и уверовавшего во Христа, не было способно вынести такого потрясения.

http://pravoslavie.ru/112739.html

     «Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц»,— читаем мы в православном календаре. Иногда этот праздник называют «церковным женским днем», но это всё же не совсем верно. День жен-мироносиц — это воспоминание о первой христианской проповеди, в которой мир — пусть в виде очень ограниченного круга лиц — впервые услышал пасхальное приветствие: «Христос воскрес!». Давайте поиграем в игру! Смысл простой: назвать выдающихся женщин. В памяти сразу же всплывают имена героинь Великой Отечественной, первая женщина-космонавт, несколько женщин-ученых, писательниц, кто-то вспомнит императриц и так далее. Десятка два-три, я думаю, наберется. А теперь называем героев-мужчин… В разы больше, даже в десятки раз. Почему так? Потому что во многие эпохи и во многих странах отношение общества к женщине было, скажем так, снисходительным. Это отношение ярче всего иллюстрирует известное немецкое выражение «киндер, кюхе, кирхе», то есть «дети, кухня, церковь». К сожалению, в современном обществе до сих пор бытует мнение, что и Православная Церковь относится к женщине как к субъекту второго сорта, принижая ее достоинство, не уделяя должного внимания ее развитию. Так ли это? Нет, потому что когда в христианском обществе женщины не имеют тех же прав, что и мужчины, это положение дел не проистекает из христианства. А если внимательно почитать Новый Завет, то мы увидим в нем как раз принципиальный отход от «традиционной» нормы и отношение к женщине как к совершенно равному мужчине в ценности перед Богом творению. Из Евангелия мы знаем об одной семье — близких друзьях Христа. Это две сестры и брат — Марфа, Мария и Лазарь. Однажды Христос приходит в их дом, и Марфа уходит на кухню готовить угощение. Это не просто желание угодить дорогому гостю, а обычный порядок вещей для женщины того времени — заниматься трапезой, пока мужчины беседуют. Мария же, вопреки этому порядку, садится у ног Иисуса и слушает Его слово. Марфа вполне законно возмущается: «Господи, почему Ты не отправишь Марию на кухню?». Но Христос отвечает: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее (Лк. 10, 41–42). Господь как бы говорит: «Марфа, твое место не на кухне, а здесь, со Мной. Забудь про вековой жизненный уклад, потому что Я пришел в твой дом и обращаюсь и к тебе, наравне с другими».

http://pravoslavie.ru/103065.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010