Коренная задумка Ленина, любимый его поворот мысли — это начало как бытие. Осевая идея всего русского XIX века, у него она получила политическое приложение. Взять их спор с Бухариным в дни Брестского мира, дикий спор: начинать революционную войну с Германией немедля или не начинать? Под конец Бухарин говорит: я уже вообще не понимаю, о чем мы спорим — об отсрочке войны на одну-две недели?! А Ленин ему: и что же, пусть неделя! Бегущий с фронта мужик на неделю вернется домой и увидит, что земля стала его. А там поглядим, может, он тогда и на революционную войну согласится. И вторая идея Ленина, что после революции в Германии мы в России станем снова отсталыми — иными словами, успешно осознавшими реальное положение. Ленин боялся, что в коммунистическом авангарде с его мифом о великой мировой роли забудут про Россию и все погубят. Но отказаться от утопии ему самому уже было трудно. — Каким же образом интеллигент спасал целостность России, будучи лишен всей имперской культурной инфраструктуры? — Тайна того, что русское не распалось, в том, что русское удержалось советским. Откуда и взялось советское целое. Но держаться коммунизмом долго оно не могло, его с двух сторон взяли под сомнение — интеллигенция по-своему, мужик по-своему. 91. Чудо Брестского мира. Первый крах Бухарина с левым коммунизмом. Триумф военно-коммунистической практики — Наступает момент, когда всё, что вошло в орбиту партийных интересов, партийного сознания, раз партия правящая, — непосредственно включается в жизнь всех в России. Это важный перелом. Он имел ситуационное оправдание и очень дальние последствия. Любопытна у Троцкого ключевая фраза в выступлении на том знаменитом заседании о мире с Германией, где только его голос переломил в пользу Ленина позицию ЦК. Троцкий сказал примерно так: то, что мы должны были бы сделать как партия, мы не имеем права делать как государство. — РСДРП(б) партия, разрушающая государство, и вдруг такие государственники. — Но должен сказать, что государственничество Троцкого тогда еще даже не ленинское. Ленин начала 1918-го еще выступает как идеолог мировой революции, но решающий все капитально иначе.

http://predanie.ru/book/220783-tretego-t...

Комиссия не согласилась с такой установкой и считает, что нельзя валить в одну кучу Бухарина и Рыкова с троцкистами и зиновьевцами, так как между ними есть разница, причем разница эта говорит в пользу Бухарина и Рыкова. Одно дело — троцкисты и зиновьевцы, которые исключались уже раз из партии, потом восстанавливались, потом вновь исключались, и другое дело — Бухарин и Рыков, которые не исключались. Нельзя проводить знак равенства между троцкистами и зиновьевцами, которые, как вам известно, одно время устроили антисоветскую демонстрацию в 1927 г., и Рыковым и Бухариным, которые не имеют в прошлом за собой таких грехов. " Сталин. Материалы февральско-мартовского пленума ЦК ВКП(б) 1937 года Эх, Йосьсарионыч, я тут прямо сталинистом начинаю себя ощущать! Вообще, могу предложить некоторым " сталинистам больше самого Сталина " к изучению материалы того пленума, чтобы на всякий случай не возникало иллюзий касательно того, что там ИВС контролировал, а что не контролировал. http://www.memo.ru/history/1937/ 63. Ответ на 59., Сергей Швецов: И как это так получилось, интересно, у человека, который столь очевидным образом ввел царя в заблуждение? Я так понимаю, всё дело в родственных связях. А Вы хотели, чтобы Государь отправил на Сахалин или в сибирские рудники своего дядю? Это же не 30-е годы. 62. Ответ на 58., Русский Сталинист: Почитайте, например, Олега Платонова " История Русского народа в 20 веке " и " Эпоха Сталина " Специалистом в какой области является Олег Платонов? Он, если не ошибаюсь, экономист, даже д.э.н.? С какой радости, в таком случае, Вы рассматриваете его, как авторитетного историка? Историческим опытам блестящего (без иронии) математика А.Т.Фоменко Вы тоже доверяете? У него ведь тоже все " на пальцах разжевано и доказано " . Если историк напишет массу толстых книг о слепой кишке, позволите ему вырезать у себя аппендицит, случись такая нужда? Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник.(с) При нём, но не по его приказу строились заводы, электростанции, железные дороги, города, армия наполнялась кадрами и техникой.

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

Разочарование в большевизме звучит и в поэме «Страна негодяев»: «…Пустая забава,/Одни разговоры./Ну что же,/Ну что же вы взяли взамен?/Пришли те же жулики,/Те же воры/И законом революции/Всех взяли в плен…» . О каком конформизме, приспособлении к власти может идти речь, коли большевистская власть люто ненавидела поэта, и у власти водились на то веские доводы; а посему, запретив издания стихов, власть долго и упорно вытравляла из читательского сознания имя поэта. Газеты и журналы захлёстывали статейки, порочащие творчество Есенина, которые о ту лихую годину уподоблялись доносам в ЧК. Кручёных: «До тех пор наша молодёжь не будет окончательно вытрезвлена от Есенинского запоя, пока в тугие мозги " есенистов от критики " не проникнет сознание глубочайшей общественной вредности творимого ими " чествования " и " обожествления памяти " великого развратителя юных умов – я не могу сложить пера». Луначарский: «Что такое Есенинщина? Это олицетворение хулиганства, унынья, пессимизма и наркомании. Все эти качества были и у Есенина...». Бухарин: «Есенинщина – самое вредное, заслуживающее настоящего бичевания явление нашего литературного дня. По Есенинщине нужно дать хорошенький залп». «...Идейно Есенин представляет самые отрицательные черты русской деревни: мордобой, внутреннюю величайшую недисциплинированность, обожествление самых отсталых форм общественной жизни вообще. (…) С мужицко-кулацким естеством прошел по полям революции Сергей Есенин. (…) Есенинщина – это самое вредное, заслуживающее настоящего бичевания явление нашего литературного дня. Есенинщина – это отвратительная, напудренная и нагло раскрашенная российская матерщина, обильно смоченная пьяными слезами и оттого еще более гнусная». «Причудливая смесь из " кобелей " , " икон " , " сисястых баб " , " жарких свечей " , березок, луны, сук. Господа Бога, некрофилии и т.д. – все это под юродствующего квазинародного националиста – вот что такое Есенинщина». С.А. Толстая–Есенина писала 6 мая 1927 года М. Горькому: « Вы не можете себе представить, что пишут в провинции и что говорят на диспутах. И все это с лёгкой руки Сосновского и Бухарина. Сергей уже стал " фашистом " , по отзыву особо ретивых» .

http://ruskline.ru/analitika/2021/11/15/...

– Не побоялись! Прямо ему в нос табаку пустили! Эта крошечная щепотка «табака» переживалась нами с корпоративной каторжной гордостью. Приезжие члены коллегии поняли это и учли при «разгрузке». Результаты ее были незначительны: были освобождены лишь двадцать-тридцать человек уголовников и хозяйственников, а двум-трем сотням уменьшены сроки. Но в числе этих последних были руководитель ХЛАМа Б. Глубоковский (с десяти на восемь лет) и куплетист Жорж Леон (с трех на два года). ХЛАМ нес на себе печать нэпического ренессанса, и ее клеймо рельефно проступило при встрече нового 1926 года. – Встреча нового года на каторге? – удивится читатель. Да. Во-первых, календарь и на ней сохраняет свою, хотя и неполную силу. Каторжане тоже хотят дней веселья и радости, остро и напряженно их жаждут. А во-вторых, НЭП в это время был в своем полном расцвете. «Обогащайтесь!» – воскликнул Бухарин, и многим показалось, что «построение социализма» уже растаяло пред лицом реальной жизни, отодвинуто ею на неопределенно далекий срок. Те же, кто не доверял отступлению «всерьез и надолго», обещанному Лениным, те, захваченные общим потоком, танцевали на вулкане. Свой собственный НЭП был и на Соловках, отражавших каждую вариацию жизни советского материка. Была открыта коммерческая столовая. В ней играл струнный квартет, и можно было прилично пообедать за пятьдесят копеек. Заведовал ею «Парижанин», Миша Егоров, и был очень ловким метрдотелем. По ночам в ней кутили СОП-овские командиры, вольнонаемные служащие и привилегированные ссыльные чекисты. Премьеры театра тоже стали платными и на них можно было сидеть рядом со своей дамой, а не раздельно с ней, как обычно. Присылаемые заключенным деньги на руки не выдавались, но были выпущены боны универмага, которые котировались наравне с деньгами. В универмаге было все, вплоть до шампанского и икры. У ссыльных валютчиков и хозяйственников деньги водились. Вот при такой «экономической базе» и соответствующем ей «духе времени» и была разрешена встреча нового года в театре, при условии необычайно высокой платы за вход – пять рублей. Ее организация была поручена тому же Мише Егорову, а декоративно-сценическая часть – ХЛАМу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

А кого безоговорочно запишем в красные и советские? Конечно тех, кто, несмотря ни на что, оставался верным последователем идей Маркса – Ленина! Это тот же Иосиф Сталин и, к примеру, его оппоненты: Лейба Бронштейн (Троцкий), Николай Бухарин, Овсей-Гершон Аронович Радомысльский (он же Зиновьев), кстати, пассажир одного с Лениным пломбированного вагона; и другие релоканты, вернувшиеся с Ильичём в Россию после ликвидации ненавидимого ими Самодержавия. Это ничего, что они позже оказались смертельными врагами Иосифа Виссарионовича в его борьбе за власть и были исключены из коммунистической партии. Для нас главное, что никто из них не был и не стал ни сном ни духом до гробовой доски антисоветчиком! Они были кем угодно: уклонистами, оппортунистами, японскими шпионами, но только не белыми! К советчикам можно смело относить всё политбюро и партийных функционеров, для перечисления которых не хватит места. Все они в должной мере были марксистами и ленинцами. Вполне здесь место, сменивших на посту главы карательного органа партии Дзержинского: Генриху Ягоде, Николаю Ежову и их подчинённым. Они, также, даже будучи исключёнными из партии и арестованными, оставались красными и советскими. Ежов, по воспоминаниям свидетелей, идя к месту приведения смертного приговора в исполнение, пел «Интернационал» – партийный и государственный гимн, если что! Суворов или антихрист? Список советчиков лишком велик и каждый желающий может сам его составить. Оспорим лишь некоторые знаковые фигуры. Например, кем считать первого светского космонавта Юрия Алексеевича Гагарина? Фактом является то, что он был членом той же компартии. Но был ли он «истинным ленинцем, беззаветно преданным делу Ленина и его партии», как писали в партийных характеристиках? Ведь так же известно, что Юрий Гагарин был верующим человеком, что подтвердилось на практике его жизнью. Он, например, в одном из своих выступлений осмелился призвать власти к восстановлению разрушенный советчиками-богоборцами Храм Христа Спасителя, посвященного победе над Наполеоном! В то время это дорогого стоило! В компартии тогда по разным причинам было немало людей, скрывавших свою веру, к ним вполне можно отнести и нашего самого известного космонавта, использовавшего партбилет для проведения в жизнь вполне христианских, а значит – антисоветских дел, в чём он преуспел. Значит, Юрий Алексеевич вполне наш человек!

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/23/pe...

213 См.: Записка Л.М. Кагановича, Н.С. Хрущёва и B.C. Абакумова И.В. Сталину о борьбе с подпольным движением в западных областях Украины от 28 октября 1947 г.//Политбюро ЦК ВКП(б) и Совет Министров СССР. 1945–1953. М, 2002. С. 248. 224 Бухарин Н.И. Экономика переходного периода//Он же. Проблемы теории и практики социализма. М, 1989. С. 139. 227 После подавления саботажа, в августе 1918 г. ВЧК стала именоваться Всероссийской чрезвычайной комиссией при СНК по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлением по должности. 235 Цит. по: Негретов Н.И. В.Г. Короленко. Летопись жизни и творчества. 1917–1921. М, 1990. С. 100, ПО. 240 Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР. 1917–1952 гг. М, 1953. С. 28. 242 История законодательства СССР и РСФСР по уголовному процессу и организации суда и прокуратуры. 1917–1954 гг.: сб. док. М, 1955. С. 112. 244 Троцкий Л.Д. По поводу военных трибуналов//Он же. Как вооружалась революция (на военной работе). М, 1924. Т. 2, кн. 1. С. 140, 142. 245 Собрание узаконений и распоряжений рабоче-крестьянского Правительства РСФСР. 1922. 16. Ст. 160. (Далее: СУ РСФСР). 252 Справки 1 спецотдела МВД СССР о количестве арестованных и осужденных в период 1921–1953 гг.//ГУЛАГ: Главное управление лагерей. 1918–1960. М„ 2000. С. 431–432. 253 Валентинов Н. (Вольский И.) Новая экономическая политика и кризис партии после смерти Ленина: годы работы в ВСНХ во время НЭП: восп. М, 1991. С. 163. 254 Цит. по: Шишкин В.А. Власть. Политика. Экономика. Послереволюционная Россия (1917–1928 гг.). СПб., 1997. С. 309–310. 255 Собрание законов и распоряжений рабоче-крестьянского правительства СССР. 1930. 9. Ст. 105. (Далее: СЗ СССР). 256 Сборник законодательных и нормативных актов о репрессиях и реабилитации жертв политических репрессий. М., 1993. С. 109. 257 См.: Письмо СВ. Косиора И.В. Сталину от 5 апреля 1934 г.//Советское руководство. Переписка. 1928–1941 гг. М, 1999. С. 269. 258 Сборник законодательных и нормативных актов о репрессиях... С. 110–111; Белади Л., Краус Т. Сталин. М, 1989. С. 169–170.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Не менее известна и другая ленинская дефиниция: «Диктатура есть власть, опирающаяся непосредственно на насилие, не связанная никакими законами» 222 . Такое понимание сущности государственной власти исключало в принципе любые апелляции к праву, закону, превращало произвол в норму государственной жизни, возводило насилие в ранг государственной политики. Марксистско-ленинские представления о государстве как орудии насилия разделяли и другие идеологи большевизма. Н.И. Бухарин, например, рассматривал пролетарскую диктатуру как «форму власти, наиболее резко выражающую классово-репрессивный характер этой власти» 223 . Его позицию определяла следующая принципиальная установка: «Государственное принуждение при пролетарской диктатуре есть метод строительства коммунистического общества» 224 . Широко известное бухаринское суждение о том, что «пролетарское принуждение во всех своих формах, начиная от расстрелов и кончая трудовой повинностью, является, как парадоксально это ни звучит, методом выработки коммунистического человечества из человеческого материала капиталистической эпохи» 225 , служило, по сути, теоретическим основанием для политики репрессий. Свое отношение к демократическим принципам, правам и свободам российская социал-демократия высказала задолго до того, как социальная революция в России стала реальностью. При выработке партийной программы в 1903 г. среди делегатов II съезда РСДРП возникли серьезные разногласия по целому ряду вопросов. Один из делегатов съезда, будущий меньшевик, сформулировал основной спорный вопрос следующим образом: «Нужно ли подчинить нашу будущую политику тем или другим основным демократическим принципам, признав за ними абсолютную ценность, или же все демократические принципы должны быть подчинены исключительно выгодам нашей партии?» Как марксист, он решительно высказался за последнее, заявив, что «нет ничего такого среди демократических принципов, чего мы не должны были бы подчинить выгодам нашей партии». После этих слов кто-то прервал выступление делегата восклицанием: «И неприкосновенность личности?» «Да! И неприкосновенность личности!» – не колеблясь, ответил социал-демократ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мы сегодня посмотрим несколько серий. Одна, я надеюсь, будет о коллективизации, а вторая будет уже о более поздней эпохе. Потом, я надеюсь, мы сумеем с вами поговорить, потому что у Кирилла Александровича есть совсем свежие документы, которые он привез из одного американского архива, о том, как проводилась коллективизация. Так что, надеюсь, что мы сможем и показать вам сейчас две серии, и потом поговорить, ответить на ваши вопросы. «Дело» Иосифа Сталина». Пятая серия «Лес и щепки» Виктор Правдюк Появление крепких, уверенных в себе собственников, особенно в деревне, не устраивало Сталина, потому что они являлись очевидным препятствием на пути к абсолютной власти. XV съезд генеральный секретарь провел с удивительным политическим мастерством. 2 декабря 1927 года съезд ВКПБ открыл Алексей Иванович Рыков, что если будет отсечено от партии левое крыло, то наступит черед и правого. Но ни Рыков, ни Бухарин его не услышали, тем более, что Рыков в стенограмме удостоился той же чести, что и Сталин. Ремарки на их избрание в президиум были одинаковые, бурные аплодисменты, крики «Ура», все стоя приветствовали Рыкова и Сталина. Остальным деятелям скупые аплодисменты. Зачем нужна была сталинская коллективизация, которая привела к таким страшным человеческим жертвам? Действительно, если посмотреть на ее результаты, то становится страшно. Всего в Советском Союзе за первые три года было раскулачено не менее одного миллиона крестьянских хозяйств с общим населением в 5-6 миллионов человек. За 10 предвоенных лет депортациям, принудительным выселкам из родных мест подверглись почти 4 миллиона человек, из них более 2,5 миллионов кулаков и членов их семей. От 1 миллиона до 1 миллиона 800 тысяч спецпереселенцев умерли в спецпоселках в условиях, которые были нечеловеческими для их возможного существования и проживания. Особенно очень много умирало детей раскулаченных в 1930-1932 гг. Кирилл Александров Александров: В марте этого года я работал 2,5 недели в архиве Стэндфордского университета, США, где довольно много хранится копированных документов из архива ЦК партии и политбюро.

http://pravmir.ru/prezentaciya-filma-del...

Еще год тому назад, характеризуя сталинский режим, можно было назвать его национал – социалистическим. Казалось, с отказом от международно-революционных задач, он становился неотличимым от фашизма, особенно германского. Но нет, в своем попятном движении он давно уже оставил за собой фашизм. Для фашизма необходимы три элемента: вождь, правящий активный отбор и революционная взволнованность масс. В России не только давно уже массы вернулись в состояние политической пассивности. В России, теперь уже можно сказать, нет и партии как организации активного меньшинства, имеющей свою волю, свои традиции. Муссолини и Гитлер (как и Ленин) должны постоянно дрессировать, воспитывать и вдохновлять ряды своих бойцов. Эта обязанность принадлежит к нелегкому политическому искусству фашистского вождя. Сталину давно уже удалось убить всякую политическую активность своей партии. Годами, исподволь, на посту Генерального секретаря, он развращал ее, приучая к рабству и безыдейной службе. Теперь эта задача окончена. Организация ВКП уже не партия, то есть не группа политических активистов. Ее Программа, ее прошлое уже не весят ничего на политических весах. Еще большинство эмиграции повторяет: в России царствуют коммунисты, или большевики; еще мечтают об избавлении России от этих большевиков, не замечая того, что большевиков уже нет, что не «они» правят Россией. Не они, а он. А если «они», возглавляемые «им», то совершенно не коммунисты, а новые люди, к которым нужно приглядеться. Это утверждение, вероятно, покажется весьма спорным. Происходящая в России ликвидация коммунизма окутана защитным покровом лжи. Марксистская символика революции еще не упразднена, и это мешает правильно видеть факты. А факты – вот они. Начиная с убийства Кирова (1 декабря 1934 г.), в России не прекращаются аресты, ссылки, а то и расстрелы членов коммунистической партии. Правда, происходит это под флагом борьбы с остатками троцкистов, зиновьевцев и других групп левой оппозиции. Но вряд ли кого-нибудь обманут эти официально пришиваемые ярлыки. Доказательства «троцкизма» обыкновенно шиты белыми нитками. Вглядываясь в них, видим, что под троцкизмом понимается вообще революционный, классовый или интернациональный социализм. То есть марксизм как таковой, – если угодно, ленинизм классического русского типа. В существование «зиновьевской» оппозиции в России трудно поверить. Если бы антикоммунистический террор был лишь выражением торжества правых тенденций в партии, то мы видели бы возвращение к власти правых уклонистов. Но ни Рыков, ни Бухарин, ни Томский влиянием не пользуются. У власти остаются личные приверженцы Сталина, проделавшие с ним не одну смену вех: справа налево и обратно.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Летом под лучами южного солнца каменная соль нагревается, и пребывание в этой тюрьме становится адом. Четыре года в Дафтану. Освободился. Поехал в родные Черновицы. Там его застало завоевание советскими войсками. Четыре года в армии, на передовых позициях. Но наконец войне пришел конец. 1946–1948 годы. И тут произошло нечто сверхнеожиданное. Советский строй оказался вовсе не таким, каким казался издалека, когда сидел в тюрьме Дафтану. Он пишет возмущенное письмо в «Советскую Украину». Начинает латинской цитатой: «Уихт а типа атептит гедаея» — «Справедливость — основа государств». А далее следует комментарий, что справедливость-то в Советском Союзе неважная, а следовательно… На беду обучили человека в румынской гимназии латинским классикам. Ответ МГБ не замедлил. Тотчас он был арестован. В ответ на протесты реплика прокурора: «Подумаешь, там сидели, а у нас не можете?» Он — специалист по латинским классикам, ну а здесь неплохо знали логику. Пять лет и Каргопольлаг. Чистейший человек. Никаких поблажек не искал и не хотел. Был на самых тяжелых работах. Ребята про него говорили: «Все бы жиды были такие, как Шолом, — жить было бы можно». Были с ним вместе несколько лет. Спорили друг с другом до хрипоты, но очень любили друг друга. Дружба наша продолжалась и после лагеря. Переписывались. Когда он бывал в Москве, заходил ко мне. Помню, однажды в его приезд зашел ко мне молодой тогда Глеб Якунин. Они понравились друг другу (столь полярные противоположности). Про Глеба было сказано: «Вероятно, таким был молодой Бухарин» (высшая похвала в устах Кривого). Одно из его писем с моим ответом я, с его разрешения, опубликовал в Самиздате под заглавием «Переписка с другом-коммунистом». Однако на этом дело не кончилось. В 1965 году, к моему пятидесятилетию, он прислал мне грубое письмо с упреками за мою деятельность. Я без комментариев отослал письмо обратно. С тех пор все отношения прервались. Да иначе и быть не могло. Коммунист (его восстановили в партии) в дружеской переписке с антисоветчиком — внутреннее противоречие.

http://azbyka.ru/fiction/ruk-tvoix-zhar-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010