г) названия праздников, посвящённых святым, без указания на событие или обстоятельства, связанные с установлением праздника: русск .: память пророка Илии, память священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси; укр .: пам’ять пророка Iллi, пам’ять священномученика Nampiapxa Московського i Pyci; д) названия празднований в честь иконы Божией Матери: русск .: «Нечаянная Радость»; е) названия рождественских праздников: русск .: Рождественский сочельник, Крещенский сочельник, Святки; укр .: Piздbяhuй cbяmbeчip, Водохресний cbяmbeчip, Святки; польск .: Wigilia; 3) названия католических праздников и событий: русск .: Благовещение Пресвятой Богородицы, Богоявление; Воскресение, Вознесение Господне, Тайная Вечеря; укр .: Блarobiщehhя Бoropoдuцi, Богоявлення; Bockpecihhя, Boзhecihhя Вечеря; польск .: Zwiastowanie Najswie’tszej Maryi Panny, Nowy Rok, Boze Narodzenie, Objawienie Panskie, Wielkanoc, Wniebowstapienie Panskie, Ostatnia Wiecierza; 4) названия мусульманских праздников: русск .: Байрам, Рамазан (Рамадан), Навруз укр .: Байрам, Рамазан (Рамадан), Навруз; польск .: Bajram, Ramadan, Nawruz; 5) названия иудейских праздников: русск .: Ханука, Шаббат; укр .: Ханука, Шаббат; польск .: Szabas; 6) названия международных или государственных религиозных праздников, придуманные их организаторами: польск .: Kongres Eucharystyczny we Wroclawiu, Tydzien modlitw o Jednosc Chrzescijan; 7) названия религиозных исторических событий: русск .: раскол, уния, крестовый поход, реформация; укр .: Piздbяhuй nicm, Piздbo, Святий beчip, м’ясниц (масляниця), Boдoxpeщi, Блarobiщehhя, Cmpimehhя, Великий nicm, Страсна (свята) п’ятниця, Великдень (Свято свят), Вербна heдiля; польск .: wielka schizma, unia, wyprawy krzyzowe, reformacja. 19 . Названия религиозные обычаев и традиций : русск .: субботки, славить Христа, коляда, колядовать, христосование; укр .: славити Христа, коляда, колядувати, польск .: swi’etopietrze, obchodzic dziesi’eciny, zapusty, andrzejki, mikolajki, pawelki, dyngus.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

De viris illustribus//PL. T. 23. Col. 604–631 (pyc. пер.: Иероним Стридонский , блж. Книга о знаменитых мужах//Там же. C. 258–314). Ер. Epistulae//PL. T. 22; CSEL. 56 (ed. I. Hilberg); (pyc. пер.: Иероним Стридонский , блж. [Письма]//Там же. 1893, 1894, 1903. Ч. 1–3). In Amos. Commentaria in Amos//PL. T. 25. Col. 989–1097 (Комментарий на кн. пророка Амоса). In Ep. ad Gal. Commentarii in Epistolam ad Galatam libritres//PL. T. 26. Col. 307–139 (pyc. пер.: Иероним Стридопский, блж. Три книги толкований на Послание к Галатам//Творения. Ч. 17. Киев. 1901). In Is. Commentaria in Isaiam//PL. T. 24. Col. 17–678; (pyc. пер.: Иероним Стридонский , блж. Толкование на пророка Исаию//Творения. Ч. 7. Киев. 1882). In Matth. Commentaria in Matthaeum//PL. T. 26. Col. 15–218 (pyc. пер.: Иероним Стридопский, блж. Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея к Евсевию//Творения. Ч. 16. Киев. 1901. С. 1–316). Quaest. Herb, in Gen. Quaestiones Hebraicae in Genesim//PL. T. 23. Col. 935–1010 (pyc. пер.: Иероним Стридонский , блж. Еврейские вопросы на книгу Бытия/Пер. С. Жуков. М. 2009). Hippolitus Romanus – Свт. Ипполит Римский Philos. Refutatio omnium haeresium (Philosophumena)//Refutatio omnium haeresium/Ed. M. Marcovich. B. 1968. S. 53–417. (PTS; 25) (Философумены или опровержение всех ересей). Ign. Ignatius Antiochenus – Свт. Игнатий Антиохийский (Богоносец) Ep. ad Magn. Ep. ad Magnesios//PG. T. 5. Col. 661–674; Ibid.//Ignatius Scr. Eccl. Epistulae vii genuinae (rec. media)/Ed. P.T. Camelot. Ignace d’Antioche. Polycarpe de Smyrne. Lettres. Martyre de Polycarpe. Paris. 1969. P. 80–92. (SC; 10) (pyc. пер.: Игнатий Богоносец , cem. Послание к магнезийцам/Пер.: прот. П. Преображенский //ПМА. С. 317–322). Ep. ad. Philad. Ep. ad Philadelphienses//PG. T. 5. Col. 697–708 (pyc. пер.: Игнатий Богоносец , свт. Послание к филадельфийцам/Пер.: прот. П. Преображенский //Там же. С. 334–339). Ep. ad Polyc. Ep. ad Polycarpon//PG. T. 5. Col. 717–728 (pyc. пер.: Игнатий Богопосец, свт. Послание Поликарпу/Пер.: прот. П. Преображенский //Там же. С. 346­–350).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

память святителя в первый раз была почтена празднованием при дворе, а десять лет спустя мощи его были перенесены в Константинополь и погребены в церкви Апостолов. Сын императрицы Евдоксии Феодосии II склонился перед ними, прося святителя о прощении своих родителей. В своих сочинениях вселенский учитель по-прежнему призывает верующих к жизни по Евангелию, к милосердию и нравственной свободе. Да будет же для нас священным его завет: сила и слава Церкви созидается не железным мечом императора, не пышностью культа, не привилегиями духовенства, не проклятиями иномыслящих, а единственно осуществлением евангельской любви во взаимных отношениях верующих. Примечания. 1. Печатается по изданию: Попов И. В. Святой Иоанн Златоуст и его враги. Сергиев Посад, 1908. 2. Joannes Chrysostomus. Ad viduam juniorem, PG 48,599. Рус. пер.: Творения/Пер. СПбДА-1895-1906. Т.1. С.371. 3. Idem. In epistulam ad Colossenses, PG 62,299. Рус. пер. Т.11. С.416. 4. Joannes Cbiysostomus. In epistulam I ad Corinthios, PG 61,9. Рус. пер. Т.10. С.263. 5. Idem. In epistulam ad Ephesios, PG 62,9. Рус. пер. Т.11. С.133-134. 6. Joannes Chrysostomus. De sacerdotio, PG 48,623. Рус. пер. Т.1. С.395-398. 7. Palladius Monachus. Dialogue historicus V//Joannis Chrysostomi Archiepiscopi Constantinopoli-tani opera omnia/Ed. D. Bern. De Montfaucon. Parisiis, 1718-1738. T.13. P.17. 8. Joannes Chrysostomus. Ad Demetrium de compunctione, PG 47,393. Рус. пер. Т.1. С.139. 9. Joannes Chrysostomus. Ad Demetrium de compunctione, PG 47,393. Рус. пер. Т.1. С.139. 10. Idem. Sermo antequam iret in exsilium, PG 52,427. Рус. пер. Т.3. С.444. 11. Joannes Chrysostomus. Expositiones in Psalmos, PG 55,495. Рус. пер. Т.5. С.566-568. Ср. Idem. In Joannem, PG 59,23. Рус. пер. Т.8. С.442-443. 12. PuecbA. St. Jean Chrysostome et les moeurs de son temps. Paris, 1891. P.23-25. 13. Joannes Chrysostomus. In epistulam ad Romanes, PG 60,391. Рус. пер. Т.9. С.507-508. 14. Idem. Contra Anomoeos, PG 48,801. Рус. пер. Т.1. С.603; In Genesim, PG 54, 586.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/412/...

461–610. Homilia in sanctam Christi generationem//PG 31, 1457–1476. – Пер. заглавия: Василий Великий, свт. Беседа на святое Рождество Христово. Enarratio in prophetam Isaiam//PG 30, 117–668. – Pyc. пер.: Василий Великий, свт. Толкование на пророка Исаию//Творения: в 2 т. – Т. 1. – С. 611–864. Moralia//PG 31, 699–888. – Pyc. пер.: Василий Великий, свт. Нравственные правила//Там же. – Т. 2. – С. 19–101. Poenae in monachos delinquentes//PG 31, 1305–1314. – Пер. заглавия: Василий Великий, свт. Епитимии провинившимся монахам. Sermo asceticus//PG 31, 881–888. – Pyc. пер.: Василий Великий, свт. Слово о подвижничестве//Творения: в 2 т. – Т. 2. – С. 144–148. Sermo ob sacerdotum instructionem//PG 31, 1685D-1688. Пер. заглавия: Василий Великий, свт. Слово о душевном устроении иереев. Callist . et Ign. Xanthopul. Op. ascet. Callistus et Ignatius Xanthopuli Monachi Opuscula ascetica//PG 147, 635–812. – Pyc. пер.: Каллист и Игнатий Ксанфопулы, прпп. Наставление безмолвствующим, в сотое глав//Добротолюбие: в 5 т. – М.: Паломник, 1998. – Т. 5. – С. 331–456. Clem . Rom. Ep. I ad Cor. Clemens episcopus Romae Epistola ad Corinthios I//PG 1, 199–328. – Pyc. пер.: Святого Климента, en. Римского, первое послание к Коринфянам//Писания мужей апостольских. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2003. – С. 135–172. Clemens Alexandrinus Paedagogus//PG 8,247–682. – Pyc. пер.: Климент Александрийский . Педагог. – М.: Учебно-информационный экуменический центр ап. Павла, 1996. Stromata//PG 8, 685–1382; PG 9, 9–602. – Pyc. пер.: l) Климент Александрийский . Строматы/пер. Н. Корсунского. – Ярославль, 1892; 2) Климент Александрийский . Строматы: в 3 т./пер. E. В. Афонасина. – СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2003. Constitutiones apostolicae//PG 1,509–1156. – Pyc. пер.: Постановления апостольские, чрез св. Климента епископа Римского преданные. – СПб., 2002. Cyr. Alex. Glaph. in Ex. De adorat. Ep. Explic. 12 capit. In Is. In Matth. Pro 12 capit, contr. orient. Pro 12 capit, contr. Theodoret. Cyrillus Alexandrinus episcopus Glaphyrae in Exodum//PG 69, 385–538.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Аристид. Апология ­ Апология св. Аристида/Сочинения древних христианских апологетов/Введ., пер. с др. греч., лат., примеч. П. Преображенский ; Доп.: Сост., общ. ред., пер. с др. греч., коммент., библиограф., указ. А.Г. Дунаев; Пер. с др. груз. И. Затеишвили; пер. др. арм. В.А. Арутюнова-Фиданян; пер. с др. сир. И. Крестников, А.В. Муравьев. – СПб.: Благовест; Алетейя, 1999. – (Античное христианство. Источники). Афинагор. Прош. ­ Афинагора Афинянина , философа христианского, прошение о христианах./Сочинения древних христианских апологетов/Введ., пер. с др. греч., лат., примеч. П. Преображенский ; Доп.: Сост., общ. ред., пер. с др. греч., коммент., библиограф., указ. А.Г. Дунаев; Пер. с др. груз. И. Затеишвили; пер. др. арм. В.А. Арутюнова-Фиданян; пер. с др. сир. И. Крестников, А.В. Муравьев. – СПб.: Благовест; Алетейя, 1999. – (Античное христианство. Источники). Гераклит. О природе (фрагм.) ­ Гераклит Ефесский. Фрагменты/Перевод В. Нилендера. М., 1910; Досократики. Первые греческие мыслители в их творениях, в свидетельствах древности и в свете новейших исследований. Историко-критический обзор и перевод фрагментов, доксографического и биографического материала Александра Маковельского. Ч. I (Доэлеатовский период). Казань, 1914; Кессиди Ф.К. Гераклит. – М.: Мысль, 1982; Муравьев, С.Н. Тит Лукреций Кар. О природе вещей. – М.: Худож. лит., 1983. – С. 237–268 [перевод и реконструкция фрагментов Гераклита]; Материалисты Древней Греции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура/Общ. ред. и вступ. статья М.А. Дыник. – М.: Госполитиздат, 1955. Евсевий. Ц.И. ­ Евсевий Памфил . Церковная история. – М.: ПСТБИ, 2001. Иероним. О знам. муж. ­ Иероним Стридонский . Книга знаменитых мужах./Церковные историки IV – V веков./Сост. М.Ф. Высокий, М.А. Тимофеев; Пер. с лат. М.Ф. Высокий, М.А. Тимофеев; Пер. с греч. В.А. Дорофеева; Вступ. ст., коммент. М.А. Тимофеев; Коммент., указ. М.Ф. Высокий. – М.: РОССПЭН, 2007. Иустин. Апол. I ­ Святой Иустин, философ и мученик. Первая апология./Св. Иустин, философ и мученик. Творения./Пер. с древнегеч. прот. П. Преображенский . – М.: Паломник, Благовест, 1995. – (Б-ка Отцов и учителей Церкви. Т.1).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/apo...

Письма иеромонаха Серафима (Роуза) //Православная Русь. Начиная с за 2001 г. Православие и религия будущего//Православие и «новая духовность». Рига: Центральный совет Древнеправославной Поморской Церкви Латвии, 1992. Православие и религия будущего//Православное обозрение. 1982. Православие в Америке: Прошлое и настоящее//Русский пастырь. 2000. Православное мировоззрение//Русский паломник. 1990. Протопресвитер Михаил Помазанский : Богослов в древней традиции//Русский пастырь. 1998. Святые отцы: Верный путь христианства//Русский паломник. 1991. Работы о.Серафима (Роуза), изданные на иных языках «γιος οννης Μαξμοβιτς» (Св. Иоанн Максимович) /Пер. на греч. Trikorfo, Doridos (Greece): Holy Monastery of St.Nektarios. L’Ame apres la mort (Душа после смерти)/Пер. на фр. Lavardac (France): Orthodox Monastery of the Archangel Michael, 1999. L’Anima dopo la Morte (Душа после смерти)/Пер. на ит. Sotto il Monte and Schio (Italy): Servitum Interlogos, 1999. αποκλυψη το Θεο στν νθρπινη καρδι (Божие откровение человеческому сердцу)/Пер. на греч. Athens: Egregorse, 1999. Божието откровение за човешкото серце (Божие откровение человеческому сердцу)/Пер. на болг. София (Болгария): Кирил Маринов, 1997. Cartea Facerii, Crearea Lumii, si omul inceputurilor (Книга Бытия, творение и первый человек)/Пер. на рум. Bucharest (Romania): Editura Sophia, 2001. Човекет против Бога (Человек против Бога [Нигилизм])/Пер. на болт. София (Болгария): Щеди, 1998. Cilvks pret Dievu: Nihilisms (Человек против Бога: Нигилизм)/Пер..на латв. ArNo Riga: Labvests. 1995. Човек против Бога (Человек против Бога [Нигилизм])/Пер. на серб. Ниш (Сербия): Огледало. Descoperirea lui Dumnezeu in inima omului (Божие откровение человеческому сердцу)/Пер. на рум. Бухарест (Румыния): Christiana, 1996. Душа после смрти/Пер. на серб. Драган Ранкови и Родоуб Лазин. Цетие: Светигора, 1995. Душа после смрти/Пер. на серб. Сремски Карловци (Югославия): Српски Сион, 1995. Душата след смертта (Душа после смерти)/Пер. на болт. Трново (Болгария): Православен кошер.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

Oecum . In Acta Apost. In I Ep. Ioan. Oecumenius Triccae episcopus Commentarium in Acta Apostolorum//PG 118, 43–308. – Пер. заглавия: Икумений Триккский , свт. Комментарии на Деяния святых апостолов. Commentarium in I Epistola Ioannis//PG 119, 617–684. – Пер. заглавия: Икумений Триккский , свт. Комментарии на Первое послание Иоанна. Olympiod . Alex. In Job. Olympiodorus Alexandrinus diaconus Commentarium in beatum Job//PG 93, 11–470. – Пер. заглавия: Олимпиодор Александрийский. Комментарии на книгу блаженного Иова. Orig. In Deut. In Ioan. Contra Cels. Origenes Alexandrinus Selecta in Deuteronomium//PG 12, 805–818. – Пер. заглавия: Ориген. Отрывки толкования на книгу Второзакония. Commentaria in Evangelium Ioannis//PG 14, 21–830. – Рус. пер.: Ориген. Комментарии на Евангелие от Иоанна/пер. и предисл. А. Г. Дунаева//Богословские труды. – М., 2003. – Сб. 38. – С. 97–119. Contra Celsum//PG 11, 641–1632. – Pyc. пер.: Ориген. Против Цельса//Ориген. О началах. Против Цельса. – СПб.: Библиополис, 2008. – С. 404–790. Pallad . Hist. laus. Paul . Emes. In nativ. Paulus Emesenus episcopus Ejusdem Pauli homilia in magna Alexandriae ecclesia, Tibi sexta die, In Christi Domini et Salvatoris nostri nativitatem, et in Cyrilli archiepis- copi laudem dicta//PG 77, 1437–1444. – Pyc. пер.: Павел Эмесский, en. Беседа того же (епископа Павла), сказанная в великой александрийской церкви, 1-го января, о воплощении Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, и в похвалу архиепископу Кириллу//Деяния Вселенских Соборов: в 4 т. – Т. 1. – С. 537 _ 539. Petr . Antioch. Ep. Petrus Antiochiae patriarcha Epistola//PG 120, 756–782. – Пер. заглавия: Петр, namp. Антиохийский. Письмо. Philo . De special. legibus Legatio ad Gaium Philo Alexandrinus De specialibus legibus//TLG 0018/024. – Пер. заглавия: Филон Александрийский. О частных законах. Legatio ad Gaium//TLG 0018/031. – Пер. заглавия: Филон Александрийский. О посольство к Гаю. Phot . Bibl. Ep. Photius Constantinopolitanus patriarcha Myriobiblon sive Bibliotheca//PG 103, 41–1588; 104, 9–356. – Пер. заглавия: Фотий, namp. Константинопольский. Множество книг, или Библиотека (Мириобиблион). Epistolae//PG 102, 585–990. – Пер. заглавия: Фотий, патр. Константинопольский. Письма.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Амвросий Медиоланский . Полные творения. Киев, 1875. Амвросий Медиоланский . Песнопения/Пер. П.И. Цветкова . Сергиев Посад, 1891. Св. Амвросий, епископ Медиоланский. Творения по вопросу о девстве и браке/Пер. А. Вознесенского. Казань, 1901. Амвросий. Об обязанностях священнослужителей/Пер. Гр. Прохорова. Казань, 1908 (репринт: М.; Рига, 1970). Амвросий Медиоланский . Две книги о покаянии и другие творения. М., 1997. Свт. Амвросий Медиоланский . О девстве и браке. М., 1997. Арнобий. Семь книг «Против язычников»/Пер. Н.М. Дроздова . Киев, 1917. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в русском переводе с примечаниями. 2-е изд. Брюссель, 1983. Викторин Марий. Против Ария. Книга 2/Пер. О.Е. Нестеровой//Памятники средневековой латинской литературы IV–VII веков/Под ред. С.С. Аверинцева и М.Л. Гаспарова. М., 1998. С. 38–54. Дамас. Послания и стихотворения/Пер. В.Л. Задворного//История римских Пап. T. 1. М., 1995. С. 178–190. Драконтий. Стихотворения/Пер. 3. Морозкиной и М. Гаспарова//Поздняя латинская поэзия/Пер. с латин. М., 1982. С. 572–593. Иероним Стридонский . Творения. Т. 1–5. Киев, 1894–1903. Иероним. О сохранении девственности/Пер., вступит, статья и примеч. В.С. Дурова. СПб., 1997. Иероним Стридонский . Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея/Пер. с латин. М., 1998 (Киев, 1901). Иларий Пиктавийский . Изъяснение тайн. Книга 1/Пер. О.Е. Нестеровой//Памятники средневековой латинской литературы веков/Под ред. С.С. Аверинцева и М.Л. Гаспарова М., 1998. С. 21–35. Ипполит Римский . Творения. Т. 1–2. Казань, 1898–1899. Ипполит Римский . Апостольское предание/Пер. с латин. П. Бубуруза//Богословские труды. 1970. 5. Кассиан Иоанн. Собеседования Отцов: Первая и вторая беседы/Пер. О.Е. Нестеровой//Памятники средневековой латинской литературы веков/Под ред. С.С. Аверинцева и М.Л. Гаспарова М., 1998. С. 236–269. Киприан Карфагенский . О суете идолов. О падших. О единстве Церкви. О молитве Господней. О ревности и зависти. Письмо к Фортунату об увещании и мученичестве. Письма//Отцы и Учители Церкви III века: Антология. В 2 т. Т. 2. М., 1996. С. 274–381.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1128 . Софроний (Сахаров) , иером. Святое молчание//ВРЗПЭ 1950. 1. 10–16. 1129 . Софроний (Сахаров) , иером. Единство Церкви по образу Единства Святой Троицы//ВРЗПЭ 1950. 2–3. 8–32. пер.: Unité de l’Église à l’image de la Sainte Trinité. Triadologie orthodoxe comme principe de l’ecclésiologie//Contacts. 1958. 20, 21, 23, 24. 19–26, 37–41, 73–77, 91–98. 1130 . Софроний (Сахаров) , иером. Учитель жизни//ВРЗПЭ 1951. 6. 38–39. [Из кн. «Старец Силуан " ]. 1131 . Софроний (Сахаров) , иером. Об основах православного подвижничества. Париж 1953. 30. же://ЖМП 1992. 6. 45–53; 7. 58–63. же://Он же. Старец Силуан. М. 1994. 473–510. же: Он же. Старец Силуан.//Старец Силуан Афонский . М. 1996. 423–461. же: Он же. Старец Силуан.//Преподобный Силуан Афонский . М. 1998. 423–461. пер.: Sophrony, hiérom. Des fondements de l’ascèse orthodoxe//ВРЗПЭ 1954. 17. 30–42; 18. 66–74. изд.: P. 1954. 47. пер.: Sophrony, archim. Principles of Orthodox asceticism//The Orthodox Ethos. Studies in Orthodoxy/Ed. Philippou A. J. Oxford 1964. 1. 259–286. пер.: Софроний (Сахаров) , архим. За основите на православното подвижничество. София 1998. 51. 1132 . Софроний (Сахаров) , иером. Заметка к новому переводу Божественных гимнов Симеона Нового Богослова //ВРЗПЭ 1954. 17. 20–24. 1133 . Софроний (Сахаров) , иером. Слово на Преображение Господне (О Фаворском свете)//ВРЗПЭ 1954. 19. 125–135. 1134 . Софроний (Сахаров) , архим. Видеть Бога как он есть. Эссекс 1985. 255; 2 М. 1995. 253; 3 М. 2000. 254. пер.: Sofronije, arhim. Videnje lica Boeg. Beograd 1987. 314. Др. пер.: Videti Boga kao što jeste. Sveta Gora Atonska, Manastir Hilandar 1998. 170. пер.: Sophrony, archim. We shall see Him as He is. Essex 1988. 237. пер.: Sophronie (archim). Voir Dieu tel qu’il est/Trad. hiérom. Syméon. 2 Ed. corrigée. Genève 1988. 199. (Perspective orthodoxe. 5). на 1 изд. франц. перевода: Franquesa А.//Questiones de Vida Christiana. 1984. 124. 130–131; Gimenez M.//Sobornost. 1985. 7(1). 72–73; Halleux A. de//Rev. théol. de Louvain. 1985. 16(3); Luis P. de//Estudio Agustiniano. 1984.3. 49. 361–363; Miguel J. de//Comunidades. 1985. 48. 93. пер.: Бейрут 1989. 371. пер.: Essex 1993. 4 26; Именной и предм. указатели к новогреч. пер.: Essex 1993. 169 пер.: Sofronio, archim. «Vedremo Dio com’è». Autobiografia spirituale. Schio 1998. [Наряду с кн. «Старец Силуан», гл. соч. архим. Софрония, рассматриваемое как его духовная автобиография и одно из важнейших свидетельств правосл. мистич. опыта в наши дни].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

В «обращении» к лютеранам, находящемся в конце ответа говорится: «всё это нами сказанное, возлюбленные, как и вы хорошо знаете, утверждается (кроме св. Писания) на толковании св. богословов наших, на здравом учении, ибо нам не позволено полагаться на собственное изъяснение» (pag. 142. Пер. 155), разумеется, – догматов. И действительно, в «ответе» почти всегда речь ведется во имя авторитетных церковных постановлений, от лица св. отцов и других писателей церковных позднейшего времени. Так «ответ» ссылается на правила апостольские (pag. 127. Пер. 130), на Василия Великого , Златоуста – на того и другого бесчисленное число раз (наприм. на Василия: р. 64, пер. 23; р. 66, пер. 26; pag. 85, пер. 60; pag. 78, пер. 63 и дал.; на Златоуста: pag. 68, пер. 30; р. 87, пер. 35; р. 82, пер. 53). Изредка есть указания на учение Дионисия Ареопагита (р. 80, перев. 50) и других древних церковных писателей. – Из более новых церковных писателей в «ответе» довольно многое заимствуется из сочинений следующих лиц: Симеона Фессалоникийского , греческого бого- —271— слова начала XV-ro века (наприм., pag. 64, пер. 21; р. 78–79, пер. 46–48; и др.), Николая Кавасилы , митрополита Фессалоникийского века (наприм. см. 13 главу), Иосифа Вриенния , греческого писателя века (наприм., р. 90–93, перев. 68 и дал.), Гавриила Севера, архиепископа филадельфийского XVI в. (см. гл. 7) и вероятно других 346 . Для характеристики содержания, заключающегося в первом «ответе», представим несколько образчиков, отличающихся известного рода оригинальностью. Так о таинствах в ответе говорится: «каждое из таинств имеет определенную материю и форму, а ровно орудную определенную причину. Так, в крещении материею служит вода, а формою слова священника: «крещается раб Божий» и проч.; орудная же причина есть священник». В частности о таинстве священства здесь сказано: «рукоположение сообщает власть и силу Творца. Без священника ничто не свято. Апостолам и их преемникам Христос предал ключи неба». А относительно таинства брака здесь выражена такая мысль: «Бог дозволил нам совершать преемство рода так же, как и бессловесным; дабы мы знали, в каком находимся состоянии и это только дотоле» и пр. (Acta. 77–78. Пер. 45–47). Вот еще несколько мыслей по вопросу о почитании святых: «говорим, что (молитвенное) призывание прилично главным образом только в отношении к одному Богу и к Нему преимущественно и собственно относится; а то, которое совершается к святым, бывает не в собственном смысле и обращается к ним так сказать случайно и по благодати. Ибо не Петр или Павел слышит тех, которые призывают их, но благодать, которую они имеют. Посредниками мы делаем всех

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010