На заседании 20 мая 1917 после зачтения соответствующих справок и обсуждения вопроса в степени магистра богословия были утверждены ранее защищавшие свои работы, но по разным причинам не утвержденные Св. Синодом, следующие три соискателя – Виктор Адрианович Беляев 48 , свящ. Петр Преображенский 49 и Алексей Никанорович Котович . Указ Св. Синода о принятии к сведению этого постановления совета академии последовал 14 июля 1917 г. за 50 . Скорее всего, именно данное дело стало причиной того, что А.Н.Котович не продолжил свое исследование по изучению духовной цензуры уже во второй половине XIX века. Хотя, как он сам признавался, к моменту защиты магистерской диссертации у него накопилось довольно много материала и по данному периоду. Тем не менее Алексей Никанорович является едва ли не единственным в отечественной науке исследователем духовной цензуры, а история последней во второй половине XIX – начале XX вв. остается неизученной вплоть до настоящего времени. 1 См. например: Григорьев С.И. Придворная цензура и образ верховной власти (1831–1917). СПб., 2007; Бурлакова Р.С. Правовое регулирование цензуры печати в России в XVIII – начале XX века: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2004. 2 См. например: Кондаков Ю.Е. Либеральные и консервативные направления в религиозных движениях в России первой четверти XIX века. СПб., 2005; Вишленкова Е.А. Заботясь о душах поданных: религиозная политика в России первой четверти XIX века. Саратов, 2002. 5 В отношении содержания работы рецензент деликатно сделал следующий вывод: «Вообще сочинение если и не отличается особенною разработкою вопроса, то не оставляет читателя в неизвестности относительно последовательного хода развития и учреждения цензуры в России преимущественно сочинений по богословским предметам. Находя сочинение в достаточной степени освоившим избранный предмет, признаю его автора заслуживающим степени кандидата». Барсов Т.В. , проф. Отзыв о сочинении студента Миляшкевича Феофана… С.226. 8 Т.В.Барсов вплоть до ухода на пенсию в 1902 г. являлся не только профессором СПбДА по кафедре канонического права, но и обер-секретарем Св. Синода. За первую должность он получал 3000 рублей в год, за вторую – 2000 руб. Кроме того, Т.В.Барсову полагалась казенная квартира. РГИА. Ф.797. Оп.72. I отд. 2 ст. Д.48. Л.3об., 4об. Учитывая только этот факт, в свете дальнейших событий, становится понятно, что Тимофею Васильевичу было что терять в случае написания максимально объективной работы и вообще в случае любой критики учреждения, в котором он работал уже не одно десятилетие.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kotovi...

Удобства, которыми обставлена жизнь римских епископов, богатые подарки матрон, прекрасная одежда, великолепные коляски, обеды, превосходящие по роскоши даже императорские пиршества, – все это, естественно, соблазняло многих выступать кандидатами на Римскую кафедру. 54 Языческий префект Рима Претекстат, который сам был богачом и получал ежегодно со своих имений 900 тысяч руб. золотом, часто говаривал в шутку папе Дамасу: «Сделайте меня римским епископом, и я стану христианином». 55 Несмотря на все бедствия, постигшие Италию и Рим в V–VI вв., римские папы и в VII в. сохранили свое богатство и свои имения в различных странах, как это видно из писем папы Григория Великого . В этих письмах упоминается о 18 патримониях Римской церкви в Европе и Африке. 56 Патримонии эти состояли из множества имений. Насколько велик был Сицилийский патримоний, видно из того, что он имел около 400 кондукторов. 57 Нам известно также, какие доходы он приносил папам ежегодно. Когда между римскими папами и константинопольскими императорами возник конфликт из-за почитания икон, император Лев Исавр в 733 г. приказал конфисковать патримоний Римской церкви в Калабрии и Сицилии. Феофан указывает и размер понесенного при этом папами денежного убытка – З1/2 таланта (τ δ λεγοαενα πατριμνια των γιων κα κορυφαων αποστλων των ν τη πρεσβυτρα " Ρμη τιμωμνων τας εκκλησαις κ πλαι τελομενα χρυσου τλαντα τρα χμισυ των δημοσω ζγω τελεσ3αι προσταξεν) 58 . З1/2таланта составляют 350 литр золота или 25200 золотых солидов. Иными словами, этот патримоний давал папе почти столько же, сколько налогов императорское казначейство получало с провинции Великой Армении. 59 Патримоний Сицилии был одним из доходнейших папских владений, и неудивительно, что римские папы долго потом (хотя н безрезультатно) добивались возвращения отнятых у них владений; но, кроме потерянных, у них оставалось еще много других. Притом доходы пап, как и других патриархов, не ограничивались только земельными владениями. Римские епископы занимались церковным хозяйством с замечательной скрупулезностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Татищев Сергей Спиридонович (1846-1906) - российский дипломат, историк, публицист. С 1898 г. состоял агентом министерства финансов в Лондоне. Оль Павел Васильевич (нач. 1860-х - после 1925?) - экономист, публицист, общественный деятель, один из крупнейших в России рубежа XIX - ХХ вв. специалистов по вопросам промышленности (особенно топливно-энергетического комплекса), статистики и финансов. В «Русского Дела», в числе документов, приведенных в передовой статье, было помещено дополнение к этой записке, написанное в 1899 году. По просьбе некоторых из наших читателей воспроизводим полный текст записки. По слухам, в Министерстве финансов уже идут даже ночные заседания для обсуждения возможности закрытия размена. Прим. 1898 г. 42,5 млн. руб. нового чекана=старого чекана 28,3 старого. [iv] Видимо, в тексте С.Ф. Шарапова опечатка. Надо: 2488, 7 - А.К. [v] Предсказание это в точности исполняется.- Ред. [vi] a outrance (франц.) - до победного конца. - А.К. [vii] План этот изложен в брошюре П. Оля и С. Шарапова «Как ликвидировать золотую валюту?». СПб., 1899. [viii] Имеется ввиду доклад «Цифровой анализ расчетного баланса России за пятнадцатилетие. 1881-1895 : Докл. О-ву для содействия рус. пром. и торговле С.Ф. Шарапова на основании цифр. данных, собр. и сгруппир. П.В. Олем.- СПб.: Тип. инж. Г.А. Бернштейна, 1897. - 20, 58, 39 с. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 2. Ответ на 1., Владислав Кононов: Почему? Не понимали, не знали, не видели, боялись? Почему?Полагаю, что во многом это было следствием подрыва духовной ветви власти, отход от Господа. Это основная причина общей слабости элиты, Крепка и сильна узда мировых банкстеров над всем миром, а над ними - Князь мира сего. Ну что тут неясного? 1. Очень поучительно. Спасибо, очень хорошая статья. Также очень хорошо изложено сложившееся (во многом искусственно) предреволюционное положение в России начала XX века в труде А.Д.

http://ruskline.ru/analitika/2013/11/02/...

При самодержавной монархии Государь также будет обладать реальной политической властью. При этом существующие ныне паллиативные элементы самодержавия, такие полумеры, станут настоящими, рабочими: Прямая линия с Президентом и различные Советы при Президенте превратятся в Земский Собор или Народную Думу, Администрация Президента и институт полномочных представителей – в Сенат и Царский Суд. При подобной модели требуются не нововведения, а усовершенствования сложившейся системы власти, поэтому финансирование монархии будет сопоставимо с нынешними расходами на институт президентства, т.е. 0,18% государственного бюджета. При абсолютной монархии Государь обладает всей полнотой исполнительной, законодательной и судебной власти. Это похоже на монархию в России XVIII-XIX вв. В таком случае расходы на монархию могут достигнуть нескольких процентов бюджета. Вероятно, это будет 2%, как в Австро-Венгрии и Пруссии в середине позапрошлого столетия (табл. 3). Содержание современной абсолютной монархии в Саудовской Аравии стоит Саудовская Аравия 2 млрд. долл. (121,7 млрд. руб.). Таким образом, затраты на абсолютную монархию в России могут вырасти в 4-10 раз по сравнению с расходами на институт президентства. Сложно представить не только то, на что могли бы Государю действительно понадобиться такие суммы, но и чем такая монархия могла бы быть полезна России. Исторически именно абсолютные монархии впадали в разорительную роскошь и теряли в ней свое предназначение. Абсолютизм, как искажение монархии, является нежелательным будущим России. Мы не будем сейчас вдаваться в анализ преимуществ и недостатков этих монархических проектов, но заметим, что, на наш взгляд, наиболее реализуемыми являются дуалистическая монархия с парламентом и самодержавная с профессионально-корпоративным народным представительством. Важно, что в случае самодержавной монархии народное представительство будет формироваться по профессионально-корпоративной принадлежности, что удешевит и сам его созыв, и исключит партийную борьбу.

http://ruskline.ru/analitika/2021/06/23/...

Кроме того, земледельцы использовали верблюдов как тягло на пахоте и для подъема воды из колодцев. Верблюд обеспечивал хозяев молоком, шерстью, кожей и мясом. Правда, рядовым бедуинам нечасто приходилось забивать их на мясо, так как, судя по современным аналогиям, количество их в одной семье в среднем не превышало десятка. Больше было поголовье овец и коз 94 . Из этого скромного количества скота часть приходилось продавать для приобретения зерна или муки у земледельцев, а чтобы обеспечить семью в самых скромных пределах хотя бы ячменем, нужно было продать 4–5 полугодовалых баранов 95 . По-настоящему сыты бедуины были только весной, когда на зеленых пастбищах скот давал много молока, после весенних дождей появлялись трюфели, их жарили свежими и сушили впрок. Большим подспорьем была охота, так как живности в степи было еще немало. Впрочем, бедуины не брезговали и саранчой и ящерицами. Определить численность кочевого населения чрезвычайно трудно, даже сейчас численность его в Аравии известна с некоторой долей приближения, а в первые десятилетия нашего века счет велся вообще на «шатры», количество людей в которых определялось приблизительно. Если исходить из современного состояния, то в большей части Аравии плотность населения не превышает 1 чел/.км2, только в более обеспеченных районах доходя до 4 чел/.км2 (исключение составляют оазисы). По данным М. Оппенхайма, в начале нашего века на территории кочевания племен фад " ан, сбаа и амарат из Северной Сирии в Верхнюю Месопотамию, составлявшей примерно 36 тыс. км2, обитало 12245 «шатров», т. е. около 70 тыс. человек, в зоне кочевания племени сулайм (32 тыс. км2) – приблизительно 50 тыс. человек 96 . Это дает примерно 1,6–1,9 чел/.км2. Исходя из этих данных, можно с большой долей вероятия считать, что средняя плотность кочевого населения в Аравии VI-VII вв. была около 1,5 чел/.км2, т. е. на всей территории степной Аравии (исключая Руб-эль-Хали) могло быть около 3 млн. бедуинов. Все же население Северной и Центральной Аравии не было сплошь кочевым.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Воззрения Ильина очень далеки не только от святоотеческой концепции, но и от «умеренной доктрины». По сути дела он призывает к национальному варианту «протестантской этики». Контрольные вопросы 3.14. Тема 14. Развитие капитализма и общинная жизнь в России Промышленное развитие России в конце XIX – начале XX в. Крестьянская община на Руси. Столыпинская реформа, различные взгляды общества и церковных деятелей на эту реформу. Трудовое Братство Н.Н. Неплюева. Старообрядцы. Промышленное развитие России в конце XIX – начале XX в. Социальный строй России конца XIX – начала XX вв. нельзя назвать капитализмом в западном смысле. На Западе в основе развития экономики лежит частной предпринимательство, под нужды которого подстроен весь западный социум. В России же развитие промышленности началось сверху, по приказу Петра I, под полным контролем государства. И в дальнейшем вес государственного сектора в России был очень велик. Так, в 1913г. из 14 млрд. руб. отечественных инвестиций в промышленность только 3.6 млрд. – частные/107:180/. Казенными в России были железные дороги, практически вся горная и военная промышленность, 4 ⁄ 5 всех лесов. Государственный Банк России был крупнейшим в мире/108:297/. Огромные государственные заказы (половина бюджета), а не рыночный спрос, определяли приоритеты в развитии промышленности. Все это скорее напоминает не Запад, а Византию, но с поправкой на эпоху индустриализации. Проблематичным является вопрос о темпах экономического развития России. Некоторые исследователи приводят данные, из которых явствует, что за пореформенный период (1861–1913гг.) наблюдался чуть ли не 5% годовой рост/108:290/, а темпы прироста промышленности в 1908–1913г – около 10%, что говорит о самых высоких в мире темпах экономического роста. Но в/109:10/показано, что с 1901 по 1913гг доля российской промышленности в общемировом производстве даже снизилась. Действительно, два экономических кризиса 1900–1903гг. и 1904–1907гг. здорово подпортили с темпами роста, который в целом с 1883 по 1913 г составил 3.25% в год/117:61/.

http://azbyka.ru/jekonomicheskie-kategor...

Передслава, ж. волынского кн. Романа Мстиславича, д. киевского кн. Рюрика Ростиславича (ум. после 1203/4 г.) IXb, 319 «Перенесение св. Годехарда Хильдесхаймского» (вскоре после 1132 г.) 191–192 «Перенесение руки св. Стефана Первомученика» (ок. 1141 г.) 197–200 «Песнь об Анноне» (ок. 1080 г.) 152–153 Петер (Петр) Орсеоло, кор. венгерский (1038–1041, 1044–1046, ум. в 1059 г.) V, 118, 137, 223–224, 223, 230, 350–352, 350–352, 355–356, 355–356 Петр, св., апостол 52, 52, 58–60, 59–60, 112–114, 156, 177, 185, 252, 252, 273, 279, 285, 347, 372, 372 Петр, архиеп. гнезненский (до 1191–1199) 317 Петр, архиеп. равеннский (третья четв. X в.) 277 Петр, венгерский воин (кон. XI в.) 362, 362 Петр Влостович, палатин силезский (ум. в 1153 г.) IXa, 197–199, 204, 204, 256–257, 256–257, 303–305, 304–305, 307 Петр Дамиани, кардинал, церковный писатель (ум. в 1072 г.) 88, 90–92 Петр Делян, предводитель антивизантийского восстания в Болгарии (1040 г.) 139 Петр Диакон, итальянский историограф, библиотекарь м-ря Монтекассино (ум. после 1159 г.) 163 Петр (Пьетро) II Орсеоло, дож венецианский (991–1009) 53 Петр (Пьетро) Традонико, дож венецианский (836–864) 53 Петров А. 254 Петрухин В. Я. 23 Пирошка, см. Ирина (Пирошка) Плантагенеты (Анжуйская династия), династия английских кор. (втор. пол. XII – втор, пол. XV в.) VII, 239 Плезя М., см. Plezia М. Плетнева С. А. 58 Плиний Старший Гай, римский полигистор (23/4–79) 146 Плодель, с. гуннского вождя Аттилы-Этцеля (в эпосе) 222, 222 «Повесть временных лет» (нач. XII в.) 23, 27–28, 36, 39–40, 54, 73, 78–81, 99, 107, 121, 144, 146, 168–169, 171, 173–174, 187, 209, 268, 301, 349, 361–363 «Повесть об ослеплении Василька Теребовльского» (руб. XI–XII вв.) 361 Помпей Трог, римский историограф (I в.) 45 Поппон, гр. ваймарский (втор. четв. XI в.) 230, 230 Поп(п)он I, еп. вюрцбургский (941–961) 47 Поп(п)он II, еп. вюрцбургский (961–983) 47 Поппэ А., см. Poppe А. Пракседа, св. 162 Пракседа, см. Евпраксия (Адельхайд, Пракседа) Пржемысл, легендарный прародитель чешских кн. 27

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Несмотря на различие версий, в Житии выделяются 4 ключевых момента: приход Л. в Эфиопию из Египта по благословению св. Пахомия, подчеркивающий связь эфиопского монашества с египетским; обличение симонии и последующая ссылка Л., к-рые с сюжетной т. зр. оправдывают удаление Л. из Аксума; перевод Евангелия от Матфея на геэз; строительство храмов и монастырей при Габра Маскале (мотив выполняет этиологическую функцию, приписывая создание мон-рей древнему подвижнику и тем самым утверждая их авторитет). Наиболее активные дискуссии вызвал сюжет с переводом Л. Евангелия от Матфея, упоминаемый в 3-й версии Жития Л., в описании одного из чудес Л., а также в позднейших источниках, напр. во фрагментах сб. «Берхана Маскаль»: «Затем он записал и перевел Евангелие от Матфея, за что и получил имя Мата, что на еврейском языке означает Матфей (La «Vita» e i «Miracoli». 2003. T. 2. P. XXXIV). Хотя ряд исследователей признает вероятной связь между прозвищем Мата и именем евангелиста Матфея в его сир. форме (Маттай), вопрос об историчности приписываемого Л. перевода остается открытым. Согласно краткой версии Жития Л., право хранить его мощи оспаривали жители 3 деревень, но по завещанию Л. его похоронили там, где он совершал свои иноческие подвиги. Древнейшее иконографическое изображение Л.- миниатюра в рукописи EMML 7602, содержащей краткую версию Жития Л. (XIV в.). Л. посвящены храмы в Сэрае, Тигре (в 8 км от Аксума; сохр. фрагменты надписи аксумского периода), Лалибэле (единственный храм комплекса, посвященный эфиоп. святому). В сер. XV в. в честь Л., возможно, был переименован один из крупнейших эфиоп. мон-рей Дэбрэ-Асбо, основанный на руб. XIII и XIV вв. св. Такла Хайманотом (см. ст. Дэбрэ-Либанос ). Ист.: La «Vita» e i «Miracoli» di Liba  nos/Ed., trad. A. Bausi. Louvain, 2003. 2 t. (CSCO; 595-596. Aethiop.; 105-106); Il Gadla Libbnos// Conti Rossini C. Ricordi di un soggiorno in Eritrea. Asmara, 1903. Fasc. 1. P. 23-41; Haile G. The Homily of Abba El « yas, Bishop of Aksum, on Мдтта‘//AnBoll. 1990. Vol. 108. P. 29-47; Le synaxaire йmhiopien: Mois de heda  r/Йd., trad. G. Colin. Turnhout, 1988. P. 242-243. (PO; T. 44. Fasc. 3); Idem: Mois de terr/Йd., trad. G. Colin. Turnhout, 1990. P. 26-27. (PO; T. 45. Fasc. 1); The Book of the Saints of the Ethiopian Church/Ed. E. A. W. Budge. Camb., 1928. T. 1. P. 205; T. 2. P. 445.

http://pravenc.ru/text/2110454.html

Штаты 1764 г. охватывали все 26 епархиальных управлений империи и первоначально предполагали выплаты из казенных сумм в размере 150 586 руб. 65 коп. Справедливости ради следует сказать, что реформа церковной собственности 1764 г. отнюдь не была в ущерб епархиальным властям  Гораздо более неблагоприятным во многих случаях оказался переход на бюджетное финансирование для штатных монастырей с их разделением на три класса (обе лавры имели особый бюджет) и разверсткой персональных окладов монашествующих в соответствии с их рангом; в целом казенные расходы составили 197 680 руб. (позже 207 750 руб.). Секуляризация малороссийских монастырей в 1786 г. привела к увеличению этой суммы. Кроме того, в 1765 г. в бюджетную смету были включены расходы в размере более чем 16 000 руб. на содержание 27 соборов и небольшого количества приходских церквей, конфискованные земельные владения которых были невелики. Огромное большинство белого духовенства осталось за штатами  . Смета 1764 г. положила начало постоянной церковной позиции в государственном бюджете, которая в XIX и XX вв. проходила под названием «Ведомство православного исповедания». В XVIII в. был введен ряд дополнительных расходных статей: на содержание церквей за границей, полковых священников и др. В 1799 г. церковный бюджет составлял 1 400 000 руб.  В связи с реформой духовных училищ в 1808–1814 гг. они были переведены на государственное финансирование, что привело к увеличению бюджета, который продолжал расти и далее вследствие открытия новых епархий, выделения казенных окладов приходскому духовенству и пр. (в 1867 г. — 6 683 900 руб.). Впрочем, это увеличение происходило пропорционально росту всего государственного бюджета, и расходы на Церковь никогда (за редкими отклонениями на доли процента) не выходили за пределы полутора процентов  (см. таблицу 3). Вот как менялись расходы по двум главнейшим статьям — на учебные заведения и духовенство  : Духовные училища Городское и сельское Общий бюджет духовенство 1 239 225 5 365 678

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Штаты 1764 г. охватывали все 26 епархиальных управлений империи и первоначально предполагали выплаты из казенных сумм в размере 150 586 руб. 65 коп. Справедливости ради следует сказать, что реформа церковной собственности 1764 г. отнюдь не была в ущерб епархиальным властям 396 Гораздо более неблагоприятным во многих случаях оказался переход на бюджетное финансирование для штатных монастырей с их разделением на три класса (обе лавры имели особый бюджет) и разверсткой персональных окладов монашествующих в соответствии с их рангом; в целом казенные расходы составили 197 680 руб. (позже 207 750 руб.). Секуляризация малороссийских монастырей в 1786 г. привела к увеличению этой суммы. Кроме того, в 1765 г. в бюджетную смету были включены расходы в размере более чем 16 000 руб. на содержание 27 соборов и небольшого количества приходских церквей, конфискованные земельные владения которых были невелики. Огромное большинство белого духовенства осталось за штатами 397 . Смета 1764 г. положила начало постоянной церковной позиции в государственном бюджете, которая в XIX и XX вв. проходила под названием «Ведомство православного исповедания». В XVIII в. был введен ряд дополнительных расходных статей: на содержание церквей за границей, полковых священников и др. В 1799 г. церковный бюджет составлял 1 400 000 руб. 398 В связи с реформой духовных училищ в 1808–1814 гг. они были переведены на государственное финансирование, что привело к увеличению бюджета, который продолжал расти и далее вследствие открытия новых епархий, выделения казенных окладов приходскому духовенству и пр. (в 1867 г. – 6 683 900 руб.). Впрочем, это увеличение происходило пропорционально росту всего государственного бюджета, и расходы на Церковь никогда (за редкими отклонениями на доли процента) не выходили за пределы полутора процентов 399 (см. таблицу 3). Вот как менялись расходы по двум главнейшим статьям – на учебные заведения и духовенство 400 : Духовные училища Городское и сельское Общий бюджет духовенство 1 239 225

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/i...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010