5 . Тиаго (Джеймс, Иаков), бывший архиепископ Коимбры и Авеиро (на покое) 632 . Путь исторического становления «Православной церкви Португалии» был омрачён частыми расколами её иерархов, которые и в настоящее время представляют альтернативные каноническому Православию организации. В частности, Португальским синодом были рукоположены следующие архиереи, ныне пребывающие в различных раскольнических группировках (в скобках первая дата соответствует архиерейской хиротонии, а вторая – переходу в другую юрисдикцию): 1 . Евлогий (Хесслер), епископ Миланский (9 сентября 1984–1990); 2 . Грегорио (Басолини), епископ Туринский (23 сентября 1984–1990); 3 . Вигилий (Морал), епископ Парижский (31 октября 1987–1996) 633 ; 4 . Виктрис, епископ Лозаннский (3 мая 1998 года – ?); 5 . Антонио (де Россо), епископ Априлиа и Латиума (30 сентября 1986–1991) 634 . IV.10.17. «Православная автономная митрополия Западной Европы и Америки» («Священный миланский синод») Основателем данной псевдоцерковной структуры является митрополит Миланский Евлогий (в миру Клаус Хесслер), бывший иерарх «Православной церкви Португалии» 635 . Не признав вхождения «Православной церкви Португалии» в состав Польской Православной Церкви, произошедшего 26 сентября 1990 года, архиепископ Евлогий (Хесслер) уже 27 сентября 1990 года заявил об образовании новой церковной юрисдикции, получившей наименование «Православная автономная митрополия Западной Европы» («Священный миланский синод»). Из состава Португальского синода, помимо самого митрополита Евлогия, в «Священный миланский синод» перешли следующие иерархи: 1 . Грегорио (Басолини), архиепископ Туринский 636 ; 2 . Вигилий (Морал), епископ Парижский. Претендуя на сохранение за собой правопреемства от «Православной церкви Португалии», «Священный миланский синод» продолжил «межцерковное» общение с «УПЦ США и Рассеяния», возглавлявшейся «митрополитом Филадельфийским» Мстиславом Скрыпником. Последний поддержал линию архиепископа Евлогия (Хесслера), поскольку не приветствовал решение португальских епископов о присоединении к каноническому Православию 637 . Помимо общения с украинскими схизматиками, «Священный миланский синод» поддерживал общение с отдельными иерархами «авксентьевского» синода церкви ИПХ Греции, что проявлялось в совместных епископских хиротониях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Революция «красных гвоздик» 25 апр. 1974 г. в Португалии ознаменовала начало последнего этапа национально-освободительной борьбы. 30 апр. 1974 г. руководство ПАИГК обратилось по радио к временному правительству метрополии с предложением о прекращении войны, о немедленном признании суверенитета Гвинеи-Бисау, провозгласившей независимость еще 24 сент. 1973 г., а также о признании права народа К.-В. на независимость. 1 мая 1974 г. в К.-В. произошли столкновения демонстрантов с полицией. Похороны убитого полицией рабочего, состоявшиеся 2 мая, переросли в мощную демонстрацию в поддержку ПАИГК с требованием немедленного предоставления независимости архипелагу. 19 мая вновь произошли ожесточенные столкновения между населением и полицией, начались погромы полицейских участков. После роспуска колониальной полиции 300 новобранцев-кабовердцев отказались присягать португ. флагу. В мае 1974 г. в Дакаре произошла встреча генерального секретаря ПАИГК Перейры с министром иностранных дел Португалии М. Суаришем. Стороны решили начать переговоры о прекращении огня и об урегулировании отношений. На 1-м этапе предполагалось решить вопрос о прекращении войны в Гвинее-Бисау, а на 2-м - рассмотреть проблему признания независимости Гвинеи-Бисау и права на самоопределение К.-В. В ходе начавшихся 25 мая 1974 г. в Лондоне переговоров ПАИГК поставила целью добиться предоставления независимости К.-В. в самое ближайшее время, но решение вопроса о будущем страны оказалось весьма сложным. Португ. делегация, ссылаясь на отсутствие в К.-В. прямых военных действий и ее особый статус в колониальной системе, настаивала на раздельном обсуждении вопроса о Гвинее-Бисау и К.-В., утверждая, что последняя тяготеет к автономии в составе Португалии. Одной из причин нежелания предоставить независимость К.-В. было то, что Португалия и ее союзники по НАТО рассматривали международный аэропорт на о-ве Сал и океанский порт на о-ве Сан-Висенти как стратегические военные объекты, притом что ПАИГК считалась «просоветской» орг-цией. После признания португальцами права К.-В. на самоопределение, подписания 26 авг. 1974 г. Декларации о прекращении колониальной войны в Гвинее-Бисау, о признании ее независимости и выводе с ее территории до 15 окт. 1974 г. португ. войск ПАИГК сняла требование о предоставлении независимости К.-В. одновременно с Гвинеей-Бисау. Был смещен португ. губернатор К.-В., к-рого сменил местный уроженец С. Фонсека. Он попытался создать правительство из представителей всех политических орг-ций колонии (в т. ч. и правых партий - Народного союза К.-В. и Демократического союза К.-В.), но потерпел неудачу.

http://pravenc.ru/text/1319740.html

По мнозех же иных ядей принесоша лопатку вельми велику, еже и поставиша пред ним. Вопроси португальский мудрец «У отца твоего сицевыя великия скотины бывали, якоже сия лопатка скотия?». Отвеща ему брандебургский мудрец, рече «Аз доброденствия великих богатств отца своего не помню, нечто похощеши слуги моего вопросить». Се и бысть. Рече слуга «У господина нашего, у его отца, бывал таков бык трех лет и того быка на единой лопатке селитвы 1314 было сорок пять дворов жильцов». Вопроси бранденбургский мудрец слуги, рече «Како толико превыше меры сказуши скотину быти – аще на единой лопатке толико селитвы, на всех же костех быка того колико может быти селитвы?». Отвеща слуга: «Веру ми ими, доброчестный господине, а я буду правду сказывати той бык всегда сам о себе, един пасящеся, и на 7 верстах около себе по вся лета траву подъял 1315 . Того быка вышелетний орел убил. И чрез годишное время 1316 зверие сходящеся ядяху его. Лопатка же быка того случися пасти на угодне месте и нарочисте 1317 , и поселишася на ней по совету господина нашего, его отца, сорок пять дворов со всем строением. По неколице же времени лисица зело малую некую той лопатки части мяса обрете, и той под некою храминою 1318 . И сего ради часто прихождаше, гложушее лопатку, и абие некако потрясе ею 1319 , и все дворовое строение падеся 1320 до основания». Слышав же сия, португальский мудрец рече «Всяк человек от своих словес осудится и оправдится. Се ты неправедными своими словесы и ложными сам ся осуди!». Рече ему слуга «Честнейший господине, весть твоя честность, яко Писание орлом называет самого Бога? Веси же, кто может ему противитися? Той бо порази быка того страхом своим. Человека лукава и льстива называет лисицею от лукавого бо и льстивого человека то селение разорися. Обадиво 1321 бранденбургскому королю, яко в том селении некий человек имеет в дому своем великия скарбы от давних лет сохранено и сего ради разорися селение то и ничтоже сему дивно». Сему же мудрец поверив и, по обычаю, отпусти его. По совершении же стола в последней яди принесоша, дыню вельми великую, яко едва мощно человеку подъяти. И, по обычаю, поставиша на столе. Вопроси португальский мудрец, глаголя «У отца твоего сицевы бывали ли дыни?».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Король был убит на месте, а его старший сын, престолонаследник Луиш Филипе скончался через 20 минут, не приходя в сознание. Младший брат Луиша Филипе принц Мануэл был легко ранен в руку. Единственным членом семьи, который не получил ранений, была супруга Карлуша I, Амелия Орлеанская, отбивавшаяся от террористов с помощью большого букета, чтобы спасти жизнь младшему сыну. Убийцы короля и его наследника были убиты на месте: Кошта — растерзан толпой, а Буиса — застрелен гвардейским офицером. Как позднее выяснилось, они принадлежали к португальским карбонариям – тайной террористической организации, созданной в 1896 году для вооруженной борьбы с монархией. После этого трагического события монархическое правление в Португалии просуществовало еще почти три года. Вступивший на престол в 19-летнем возрасте Мануэл II оказался слабым и неспособным к правлению монархом. Он больше интересовался искусствами, чем политикой. Под нажимом республиканцев он уволил диктаторское правительство Жуау Франку и назначил демократические выборы, на которых победили социалисты и республиканцы. В ночь с 3 на 4 октября 1910 года республиканцы подняли восстание, которое поддержали военные, многие из которых были карбонариями. 5 октября войска, верные королю, капитулировали и было провозглашено временное правительство. Одними из первых его декретов стали декреты об отмене дворянских титулов и об отделении Церкви от государства. Король, находившийся в то время в нескольких десятках километров от Лиссабона, в Мафре, узнав о революции в столице, принял решение погрузиться на корабль и бежать в Великобританию . Заключение В 1919 году произошла безуспешная попытка реставрации в Португалии монархии. В дальнейшем монархические настроения резко теряют популярность. Прошло сто с лишним лет со времени провозглашения Португалии республикой. В наше время монархическая партия существует вполне легально и даже участвует в выборах в Ассамблею республики (AR, так теперь называется португальский парламент). Правда, сторонников у нее совсем немного: на последних парламентских выборах за нее отдали свои голоса лишь 0,27 процента избирателей.

http://pravmir.ru/tragicheskij-konec-por...

Мы могли бы указать очень много распоряжений, полученных иезуитами для господства над профессорами и привлечения к себе учащихся. Было бы скучно говорить о каждом из них, достаточно сказать, что иезуиты воспользовались своим положением, чтобы завладеть всеми преимуществами, обогатиться и вредить всем, кого они не любили. Кроме того, они издали от имени короля множество смешных законов, как, например, закон о том, как каждый должен тратить свои деньги и какие кушанья он может подавать к своему столу. Им хотелось обратить Португалию в новициат своего ордена. Они довели до подлости свои интриги, чтобы помешать королю заключить брак, который мог повредить их влиянию; они вбили ему в голову несбыточные планы и заставили его воевать с маврами в Африке. Так как у него не было денег, то они добыли у папы субсидии с духовенства и вовлекли короля в войну, разорительную и губительную для Португалии. Чтобы оправдаться во всех своих ошибках, они приписали их пылкому и упрямому характеру своего воспитанника и его страсти к битвам, и, таким образом, очернили память короля, над которым господствовали. После смерти Себастиана, старый кардинал инфант дон Генрих взошел на престол, но иезуиты вскоре заставили его отречься в пользу Филиппа II испанского и проложили путь новому государю целым рядом страшных убийств. Папа отпустил им эти грехи и прислал особенную индульгенцию. Иезуиты пытались отрицать эти факты и называли историков, в подтверждение своих слов, но архивы выдали правду после изгнания иезуитов из Португалии. В Италии иезуиты усиливались так же, как и в Испании, и в Португалии. Пий IV был им слепо предан, доказательством чего служит вышеупомянутая булла. Когда этот папа взошел на престол Св. Петра, Лайнес поспешил подать в отставку в качестве генерала ордена; это делалось, как бы, во исполнение воли Павла IV, решившего, что генерал сменяется каждое трехлетие. Лайнес ничем не рисковал, делая этот шаг, так как знал, что Пий IV держится совсем других взглядов, чем его предшественник.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Весной и летом 1539 г. после длительного обсуждения Лойола и его сторонники решили основать Об-во Иисуса, целью к-рого было служение Богу и католич. Церкви проповедью и совершением добрых дел, и определили основные принципы его организации. Папа Павел III одобрил проект устава, представленный ему кард. Гаспаро Контарини (Monumenta Ignatiana. Ser. 3: Constitutiones Societatis Iesu. R., 1934. T. 1. P. 14-21). Однако в Римской курии были и противники нового ордена, прежде всего папский секретарь кард. Джироламо Гинуччи и авторитетный канонист кард. Бартоломео Гвидиччони. Поддержку Лойоле и его последователям оказал Педру Машкареньяш, представитель португ. кор. Жуана III при папском дворе. В авг. 1539 г. король поручил ему подобрать способных проповедников для работы в португ. колониях в Азии и указал на кружок Лойолы, членов к-рого рекомендовал ему Дьогу ди Говея. Машкареньяш должен был заручиться согласием папы Римского и пригласить их в Португалию (Documenta Indica. 1948. T. 1. P. 748-754). В февр. 1540 г. он получил согласие папы Павла III забрать в Португалию неск. учеников Лойолы. Однако Лойола согласился послать только 2 чел., Родригиша и Бобадилью. 4 марта присутствовавшие в Риме Лойола, К., Ле Же, Кодюр, Родригиш и Сальмерон подписали соглашение о том, что члены Об-ва Иисуса, где бы они ни находились, должны были выполнять решения, принятые их коллегами в Риме (Epistolae. 1944. T. 1. P. 21-23). После этого Родригиш отправился в Португалию морем. Но Бобадилья, вернувшийся в Рим из Неаполитанского королевства, был тяжело болен, и посланник потребовал назначить ему замену. 14 марта Лойола заявил К., что намерен поручить ему миссию в Азии (Esta es vuestra empresa), и тот ответил: «Что ж, вот я!» (Pues, sus! Héme aquíí) (Monumenta Ignatiana. Ser. 4: Fontes Narrativi. R., 1951. T. 2. Р. 381). В тот же день К. получил благословение папы и попрощался со знакомыми. Утром 15 марта он подписал документы, в к-рых подтвердил данные им обеты бедности, целомудрия и послушания (perpetua obedientia, pobreza y castidad), одобрил любые решения руководителей Об-ва Иисуса, принятые в его отсутствие, и заявил, что на выборах настоятеля отдаст голос за Лойолу, а в случае его кончины - за Фавра (Epistolae. 1944. T. 1. P. 23-27). В тот же день К. вместе с Машкареньяшом покинул Рим (см.: Schurhammer. 1973. Vol. 1. P. 556).

http://pravenc.ru/text/2462095.html

Когда в Берлине (в начале 1887 года) поднят был вопрос, нужно ли военную службу ограничить тремя годами или, как желало того правительство, продлить ее на семь лет, и центр, во главе с Виндгорстом, выступил за первое мнение, то Бисмарк обратился к помощи папы, чтобы принудить центр к согласию на желание правительства. Лев был достаточно слаб, чтобы унизить свой авторитет, принося его на службу этому делу (с целью, как думали, достигнуть при помощи Бисмарка восстановления своей светской власти). На это ясно намекал ему Бисмарк, когда за два года пред тем (1885 г.) дал ему возможность в давно небывалой степени проявить папский авторитет. Именно Бисмарк попросил его принять на себя решение спора между Германией и Испанией по вопросу о Каролинских островах. С полною радостью согласился на это папа, потому что в таком положении папам не приводилось быть со времени средних веков, причем и тогда уже такие папские претензии часто отвергались с пренебрежением. В Риме опять внезапно воскресло воспоминание о XV веке, когда Евгений IV, Николай V, Сикс IV могли самовластно предоставить королю Португалии все новооткрытые земли между Капом и Ост-Индией, Николай V (1454 г.) присоединил к этому западный африканский берег, Александр VI (1493 г.), проведя по глобусу меридиан, все к востоку лежащие земли предоставил Португалии, а к западу лежащие – Испании, а Лев Х (1514 г.) изготовил для короля Португалии три дарственных грамоты на все еще подлежавшие к открытию земли. Уж не хотел ли, в самом деле, Бисмарк возвратить эти времена и опять восстановить в полной силе титул «правителя земного круга», который при короновании дан был и Льву XIII? Лев, по-видимому, по крайней мере, не прочь был мечтать об этом. Дело он решил в пользу Испании, но самого Бисмарка, которого столь часто прежний папа проклинал как «антихриста», наградил орденом Христа с бриллиантами и в воспоминание об этом совершившемся в конце XIX века средневековом событии, велел отчеканить особую медаль. Уладив свои отношения с Пруссией, Лeb XIII затем уже без особого труда мог восстановить добрые отношения и с другими правительствами.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Новообращенный, не покидавший своего набожного намерения, воспользовавшись сном миссионеров, взял у них две пары башмаков и поспешил удалиться, чтобы не быть застигнутым на месте. Принявшись за чистку, он услышал, что в каблуке башмака что-то шевелится. На него тотчас же напал страх. Он вообразил, что совершил великое преступление, и что черт схватит его за шиворот за то, что он посмел прикоснуться своими грешными руками к святым башмакам этих апостолов. Тогда он стал кричать и звать на помощь, словно черт и в самом деле схватил его. Проходивший мимо португалец, спросил, чего он так кричит. Негр рассказал ему свое приключение с такими слезами и вздохами, как будто, он совершил уголовное преступление. Менее совестливый португалец вскрыл каблук башмака и нашел в нем шесть крупных, неотделанных бриллиантов. Проделав то же и с тремя остальными каблуками, он и в них нашел драгоценные камни, которые забрал себе, не дозволив негру выкинуть их вон, каково было намерение негра, думавшего, что это простые камешки, спрятанные в каблуки нечистым духом. Невозможно описать ярость этих миролюбивых монахов, с которой они напали на негра и на его неуместное смирение. Весь этот день, а также и следующий, провели они в размышлении о том, что делать: потерять ли драгоценности и сохранить репутацию, или потерять репутацию и разыскать драгоценности. Наконец, они решились; полезное восторжествовало над честным. Они отправились к португальцу и предложили ему на выбор: или подарок и свое покровительство, или гнев и преследование ордена, и даже суд инквизиции в Гоа, гораздо более страшный чем в Лиссабоне. Запуганный этими угрозами, португалец возвратил им их 24 брильянта, которые они приняли, заставив его поклясться в вечном молчании. Он клятву сдержал и никому ни слова не сказал о происшедшем; но негр стал жаловаться всем на дурное обращение с ним иезуитов за то, что он нашел 24 камешка в каблуках их обуви, которые были не такие, как вообще, а железные и полые, чем и возбудил подозрение. Кроме того, посещение иезуитами португальца и тюк алой материи, присланной ему от них, превратили в уверенность возникшую догадку.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

1 . Евлогий (Хесслер), епископ Миланский (9 сентября 1984–1990 гг.); 2 . Грегорио (Басолини), епископ Туринский (23 сентября 1984 г.); 3 . Вигилий (Морал), епископ Парижский (31 октября 1987–1996 гг.) 685 ; 4 . Виктрис, епископ Лозаннский (3 мая 1998 г.); 5 . Антонио (де Россо), епископ Априлиа и Латиума (30 сентября 1986 г.) 686 .   IV.10.16. «Православная Автономная Митрополия Западной Европы и Америки» («Священный Миланский Синод») Основателем данной псевдоцерковной структуры является митрополит Миланский Евлогий (Хесслер), бывший иерарх «Православной Церкви Португалии» 687 . Не разрывая связей со своей группировкой, епископ Евлогий частным порядком вступил в евхаристическое общение с «Синодом Противостоящих» Церкви ИПХ Греции 688 . Не признав вхождения «Православной Церкви Португалии» в состав Польской Православной Церкви, произошедшего 26 сентября 1990 г., архиепископ Евлогий (Хесслер) уже 27 сентября 1990 г. провозгласил новую юрисдикцию, известную под названием «Православная Автономная Митрополия Западной Европы» («Священный Миланский Синод»). Из состава Португальского Синода в «Миланский Синод» вошли следующие иерархи: 1 . Грегорио (Басолини), архиепископ Туринский; 2 . Вигилий (Морал), епископ Парижский. Претендуя на сохранение за собой правопреемства от «Православной Церкви Португалии», «Миланский Синод» продолжил «межцерковное» общение с «УПЦ США и Рассеяния», возглавляемой митрополитом Мстиславом (Скрыпником). Последний поддержал линию архиепископа Евлогия (Хесслера), поскольку не приветствовал решение португальских епископов о присоединении к каноническому Православию 689 . Впоследствии Синод митрополита Евлогия продолжил совершение епископских поставлений, тем самым содействуя умножению многоликости псевдоправославного мира. От иерархов «Миланского Синода» получили епископские хиротонии следующие архиереи (первые два являлись клириками «УПЦ США и Рассеяния»): 1 . Лазарь (Пухало), епископ Ванкуверский 690 ; 2 . Варлаам (Новокшонов), епископ Ванкуверский 691 ;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Португалия православная Бытует устойчивое представление: православие в Европе – это её восток, а католичество – её запад. На примере Португалии мы видим, как этот взгляд стремительно устаревает. Православная ойкумена в эпоху нынешнего «переселения народов» начинает распространяться за свои привычные пределы. 25 ноября, 2010 Бытует устойчивое представление: православие в Европе – это её восток, а католичество – её запад. На примере Португалии мы видим, как этот взгляд стремительно устаревает. Православная ойкумена в эпоху нынешнего «переселения народов» начинает распространяться за свои привычные пределы. Для сегодняшних португальцев знакомство с православием – это знакомство с верой их далёких предков. Оно происходит прежде всего через общение с иммигрантами из Восточной Европы. Для Юго-Западной Европы (Испания и Португалия) иммиграция из Восточной Европы – явление совершенно новое. Экономическая отсталость этих стран в XX веке, их политическая изоляция, длившаяся до середины 70-х годов, не способствовали русской эмиграции в эти страны. Если в дореволюционный период в Испании существовал все же один православный храм (при посольстве Российской империи), то в Португалии и того не было. Массовая миграция жителей Восточной Европы в Португалию, начавшаяся на рубеже XX и XXI веков, была неожиданна для жителей этой небольшой страны. До этого Португалия научилась справляться с иммиграционными потоками из бывших своих колоний – из Бразилии, из пяти лузофонных стран Африки (Мозамбик, Ангола, Гвинея-Бисау, Кабо-Верде и Сан-Томе и Принсипи) и из Восточного Тимора. И вдруг, в 2000-2003 годах в страну хлынули сразу десятки, сотни тысяч восточноевропейцев. Не постепенно, а сразу, и причём — нелегально. Это не были спокойные волны: учитывая малые размеры страны и небольшое собственное её население, это можно было сравнить с цунами. В 2005 году украинская иммиграция превысила даже традиционно лидирующую бразильскую и вышла по годовому притоку на первое место. Следует отдать должное, Португалия приняла этот вызов достойно. Очень быстро по всей стране были созданы центры помощи новым иммигрантам, бесплатные курсы португальского языка, центры юридической помощи, бюро по легализации и трудоустройству. Органы государственной власти, общественные организации, католические епархии и ордена совместными усилиями помогли, да и до сих пор помогают, интегрироваться в португальское общество русским, украинцам, белорусам, молдаванам, грузинам, болгарам, сербам, румынам.

http://pravmir.ru/portugaliya-pravoslavn...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010