Если ваше преосвященство согласны с этим моим предположением, то прошу уведомить меня о вашем распоряжении, для соответственного распоряжения с моей стороны. Литовской консистории, от 10 декабря за 4056, о несогласии на побуждение полицейскими мерами прихожан Бракской церкви к посещению храма Божия, со внушением побуждать их к тому посредством духовных увещаний На протоколе её, от 9 октября, о сообщении секретно на распоряжение начальника Гродненской губернии ходатайства Дрогичинского благочинного и священника Бракской Церкви, относительно побуждения прихожан посредством полиции посещать неупустительно по праздникам храмы Господни, – собственною его высокопреосвященства рукою записано: На то священство в церкви Христовой, чтобы наставляло паствы свои, чтобы возбуждало их ревность и усердие к вере, чтобы охлаждение их и чуждые внушения устраняло неленостным и благоразумным непосредственным влиянием, а не мерами полицейскими. Множество священников оказали уже благодетельную услугу прихожанам в обучении их молитвам, отправляясь для сего в отдалённые деревни и собирая в один дом по удобству малолетних, особенно в зимнее время. Ни из рапорта благочинного Барановского, ни священника Михневича не видно, чтобы они принимали деятельные меры к обучению прихожан нужным молитвам и возбуждению их усердия к церкви Христовой. Посему консистория предпишет благочинному, дабы он принял по сему предмету деятельные меры посредством подчинённого духовенства, возбуждая его ревность к спасительной деятельности и бескорыстному труду, и о распоряжениях своих, равно о последствиях оных доносил бы консистории. Меры полицейские в подобных случаях должны быть принимаемы уже после исчерпания всех средств, в духовной власти состоящих. Г. обер-прокурору Святейшего Синода графу Протасову, от 21 декабря за 4184, с мнением о секретаре Литовской консистории Митровском, представленном к перемене знака отличия беспорочной службы, и о замеченной за ним неисправности по службе По случаю представления секретаря Литовской консистории Митровского к перемене знака отличия беспорочной службы, ваше сиятельство отношением, от 28 октября за 7064, спрашиваете меня: не был ли Митровский замечен в каких-либо упущениях по возложенной на него должности, и находится ли делопроизводство в Литовской консистории в надлежащей исправности.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

558 С. Дюблер (Гарнати 1953. Р. 348) и О. Г. Большаков (Гарнати. С. 74. Примеч. 99) видят в этом термине передачу слова «куна», а И. Грбек (Hrbek 1955. S. 124) – слова «гривна». 559 Хабба (букв. «зерно», «зернышко») – мера веса, равная весу среднего ячменного зерна; как денежная единица равнялась 1/60 дирхема или 1/72 динара; как монета хабба не существовала. 560 С пломбами, скреплявшими пучки шкурок, исследователи сопоставляют пломбы «дрогичинского типа», повсеместно находимые на территории Древней Руси. 563 Отнесение Абу Хамидом византийцев и сакалиба (под которыми здесь имеются в виду жители Древней Руси) к несторианам связано с тем, что мусульмане обычно не слишком отчетливо представляли себе доктринальные различия среди христиан. По предположению Д. Е. Мишина, нельзя исключать того, что подобные представления о религии византийцев сформировались у Абу Хамида в Венгрии, где местные католики могли обвинить православных в ереси и приписать им несторианские взгляды (Мишин 2002. С. 40). 565 Название города читается как Гуркуман (все гласные долгие). С. Дюблер полагал, что топоним состоит из двух частей – гур (укрепление) и куман (половцы) (Gamati 1953. Р. 232–233). О. Г. Большаков также выделяет две составные части слова, но по-другому объясняет их: гур, по его мнению, «передает “гор[од]» с мягким (украинским) произношением “г " », а куман является искаженным вариантом распространенного в мусульманских источниках наименования Киева Куйав (Гарнати. С. 74. Примеч. 104). И. Л. Измайлов и Д. Е. Мишин сопоставляют Гуркуман с топонимом М.н.к.р.кан (Ман-Керман), упоминаемым Рашид ад-Дином в рассказе о походе монголов на Южную Русь в 1240 г. Топонимы Гуркуман и Ман-Керман рассматриваются ими как тюркское наименование Киева «Великий город». См.: Измайлов 2001. С. 87; Мишин 2002. С. 40–41. В пользу толкования топонима как тюркского названия со значением «Большой город» недавно высказался и О. Г. Большаков (Большаков 2006а. С. 799. Коммент. 758). 572 Возможен и иной вариант перевода: «Книга распространения Земли в долготу и широту», поскольку арабские слова тул и ард употребляются и в терминологическом смысле, для обозначения географических координат.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таковы послания патриархов к новгородским владыкам Моисею (1354) и Алексею (1370) с именованием их епископами и указанием, что они должны оказывать каноническое повиновение митрополиту киевскому и всея Руси . 5. Епископское управление на местах Вскоре после формирования церковной организации на Руси она взяла на себя административные и судебные функции в политических центрах, где были учреждены епископии, распространяя эти функции и в ширину, на новые города, и в глубину, на те общественные явления, которые прежде не были в ведении публичной власти. Христианизация территории Руси — в первые столетия христианизация городов с пригородами, княжеских и боярских усадеб — наряду с постройкой церквей и увеличением числа священно- и церковнослужителей при них приводила к возникновению и распространению епископских чиновников, практически осуществлявших от имени епископов эти функции. Возможно, что вначале при формировании митрополии и епископии отсутствие или недостаток церковных чиновников восполнялись деятельностью княжеских людей, занимавшихся по поручению князя вместе с епископами не только проведением христианизации, организацией епархий, постройкой церквей, но и снабжением епископии десятиной, исполнением церковных наказаний по нормам нового церковного права, тесно связанного с традиционным княжеским правом Русской Правды. Об этом может говорить сохранение в текстах Устава Ярослава XII—XIII вв. указаний на участие княжеских чиновников в исполнении наказаний — слов «а князь казнить» в статьях об умыканиях, распу-стах (разводах), избиениях и пр. Такими княжескими чиновниками были, вероятно, емец и мечник, упоминаемые в 41-й статье Краткой Правды, а также (емец) на новгородских деревянных цилиндрах X в. Со временем, однако, с появлением у кафедр широкой юрисдикции, необходимых средств и нужного штата, складывается соответствующая церковная система управления и суда. Церкви и монастыри строились и функционировали во многих других городах Руси, где кафедр не было. Среди городов, где известны каменные церкви до середины XIII в., большая часть, такие, как Вышгород, Овруч, Лучин, Путивль, Новгород Север-ский, Трубчевск, Вщиж, Муром, Нижний Новгород, Ярославль, Переславль Залесский, Юрьев Польской, Дмитров, Старая Русса, Старая Ладога, Псков, Изборск, Дорогобуж, Вязьма, Рославль, Мстиславль, Витебск, Минск, Новогрудок, Гродно, Волковыск, Васильев, Звенигород, Вельск, Мельник, Дрогичин , не имея епископий, должна была в церковном отношении управляться постоянными или приезжими епископскими чиновниками.

http://sedmitza.ru/lib/text/438144/

Таким образом, к половине XVIII в. киевский митрополит по своим правам окончательно сошел на степень обыкновенного епархиального архиерея даже среди малороссийских архиереев, некогда подчиненных ему. Только обширная территория его митрополии-епархии напоминала о прежнем величии киевских иерархов. Помимо собственной епархии в пределах России за киевским митрополитом оставались монастыри и храмы в заграничной части его митрополии-епархии, т. е. в пределах польско-литовского государства. К сожалению, трудно даже приблизительно определить границы заграничной части Киевской епархии, представлявшей собой остатки обширной территории, которую занимала епархия Киевского митрополита в XVI – XVII вв. до присоединения её к Московскому патриархату, и другие православные епархии Киевской митрополии, обращенные в унию. Если тогда территория Киевской епархии была чрезвычайно черезполосной, то в конце XVII и в XVIII в. заграничная часть её сделалась еще более черезполосной. В течение XVII века и после в XVIII в. многие монастыри и приходские церкви, входившие в состав Киевской епархии, были отобраны в унию. Проф. Ф. И. Титов, находя совершенно невозможным точно и ясно определить внешние границы заграничной части Киевской епархии в XVII – XVIII вв., делает лишь попытки указать конечные пункты территории польско-литовского государства, между которыми находилась заграничная часть Киевской епархии в XVII – XVIII вв. На востоке эти пункты совпадали приблизительно с течением р. Днепра и вообще с границей русских владений русского и польско-литовского государства, за исключением небольшой территории на правом берегу р. Днепра, которая вместе с Киевом была уступлена Польшей России по вечному миру 1686 г. и принадлежала к собственной Киевской епархии. На запад заграничная часть Киевской епархии XVII – XVIII вв. простиралась до местечка Яблочня и городов Дрогичина, Бельска и Бреста- Литовского, подходя, таким образом, почти под самую столицу польско-литовского государства – Варшаву. На юг крайние пределы заграничной части Киевской епархии XVII – XVIII вв. совпадали приблизительно с южными границами Чигиринщины, а на северо-западе простирались до Вильны, Трок и Ковно (включительно), на северо-востоке до города Витебска и даже несколько северо-восточнее. При той необыкновенной черезполосности, которую создала уния в заграничной части Киевской митрополии-епархии XVII – XVIII вв., нужно было проехать целые сотни верст, чтобы переехать из одного православного прихода в другой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Католические ксендзы и помещики продолжали притеснять православных, почему в 1795 г. воспрещено обращать православных в иноверие, а в 1803 году запрещено переходить в католичество и униатам, составляющим господствующее население. В 1839 году, отторгнутые насилием униаты, любовью воссоединились с православием и тем обеспечили навеки свою народность. Честь воссоединения униатов с православием принадлежит митрополиту Иосифу Семашко . В 1817 году в Гродненской губернии было 3 679 938 десятин, или 33 326 кв. верст, а жителей 536 163, так что на каждого приходилось почти по 7 десятин. В 1807 году присоединена к России Белостокская область с 4-мя поветами: Белостокским, Бельским, Сокольским и Дрогичинским. В 1843 году эта область присоединена к Гродненской губернии. А Лидский уезд отошел к Вильне, Новогрудский к Минску. В 1859 году в Гродненской губернии числилось 3 512 806 кв. десят., жителей 862 851 чел., в том числе: православных 464 235, с 317 приходами и 29 благочиниями, а католиков 295 132 с 127 приходами. 14. Столетние страницы Орловские В одном почтенном и широко доверчивом обществе мне неожиданно привелось получить старые бумаги, для определения годности их к дальнейшему хранению. Немало полежали они у меня в укромном уголке. Но вот в свободную минуту вспомнились стихи старца Пимена: Когда-нибудь монах трудолюбивый... Пыль от хартий отряхнув, Мои сказанья перепишет. И я, отряхнув новую пыль с вековых бумаг, развернул их. И какая радость! Все бумаги оказались одного 1799 года, коим следовательно ровно сто лет. И все эти бумаги относятся так или иначе к г. Орлу, и притом к различным сферам его, начиная с наивысших, и потом к обстоятельствам жизни общей и весьма разнообразной, проливающей иногда исторический свет и на всю Орловскую жизнь того времени, невольно напрашивающуюся на сравнение в виду того, что с того времени протекло ровно сто лет. Вот существенное содержание этих бумаг. 1799 г. января 16/25. Рапорт Орловского Губернского Прокурора Маслова Г. Генерал-Прокурору П.В. Лопухину, которому он доносит, что 28 декабря в силу именного Его Величества указа об увольнении Орлова, губернатора д.с.с. Войкова от службы, он В. заявил в присутствии Губ. Правления, что он присутствовать уже не будет, почему за отъездом Вице-губернатора поручено отправлять дело Советнику.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

под 1038 годом – «иде Ярослав на Ятвяги» под 1040 – «Ярослав иде на Литву» под 1041 – «иде Ярослав на Мазовшаны в лодьях» (без сомнения по Бугу) под 1047: «Ярослав иде на мазовшаны и победи я и князя их уби». Ярослав раздробил Русь на уделы. Тогда восточная половина гродненских пределов принадлежала князьям Туровским, западная же с городами Брестом, Дорогичином и Мельником – Владимиро-Волынским. Сначала область Владимиро-Волынская отдана была младшему сыну Ярослава Игорю, в 1056 году Ростиславу Владимировичу, в 1077 году Олегу Святославичу. В 1113 году утвердился в западной Руси Владимир Мономах . Владимир Мономах отдал Гродно вместе с рукою дочери своей Агафии Всеволоду Давидовичу, отец которого – Давид Игоревич, был князем Владимиро-Волынским (1086 г.). В 1141 году Великий князь Всеволод Олегович отдал Брест своим шуринам Святополку и Владимиру Мстиславичам, а в 1142 г. родственникам своим Давидовичам, которые составили против него союз, чтобы овладеть уделами: Берестьем, Дрогичином, Брянском. В 1144 году Гродненские князья Борис и Глеб были в союзе Великого князя Всеволода Олеговича против Владимирка, князя Владимиро-Волынского. 388 В 1168году Великий князь Мстислав послал своего брата Романа княжить в Новгороде, а родственнику своему Владимиру Мстиславичу дал в удел Полонную и Дорогобуж (в Гродненских пределах), откуда он изгнал вдовствующую княгиню (вопреки клятвы). В Гродненском княжестве почти независимо княжил тогда потомок Всеволода Давидовича. Однако дружина Гродненская помогла Мстиславу взять Киев. В 1188 году Роман Мстиславич (Волынский) по единодушию избранный вступил на престол Галицкий. В 1200 году он ходил на Литву. В 1204 году Папа Иннокентий III предложил ему королевский венец, но Роман сказал: «Ценою своей крови я приобрел города, а не вероотступничеством; я следую старому обычаю предков, которые возвеличили мое отечество». В 1205 году он был убит коварно (на охоте). Малолетний Даниил в 1212 г. в виду гонения укрывался со своею матерью в Каменце, а в следующем году он получил Владимир-Волынский, и потом завладел Брестом и другими городами по обеим сторонам Зап. Буга (он был женат на Анне, дочери Мстислава Мстиславича Удалого), а в 1234 году он окончательно занял всю Галицию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Несмотря на все уверения со стороны легата великому князю, что папа намерен оказать ему свою помощь, причем легат, конечно, ссылался на то, что папа сделал воззвание к христианским народам о крестовом походе против Татар, Даниил Романович не соглашался принять королевского венца, который, может быть, уже успел потерять в его глазах свою прелесть. Но, наконец, убежденный своим другом, Польским королем, его боярами и своей матерью, которая, вероятно, была по происхождению католичкой 297 , он позволил сделать себя королем священной Римской империи. В конце 1253-го года или в 1254-м году папский легат миропомазал его на королевство и возложил на его главу королевскую диадему 298 в городе Дрогичине (находящемся на западном Буге, вниз от Брест-Литовска, – в настоящее время заштатном городе Гродненской губернии, Бельского уезда) 299 . Это принятие Даниилом Романовичем королевского венца не значит непременным образом того, что он формально признал над собою власть папы и римско-католической —253— церкви. Если бы он искал венца сам, то необходимо было бы это предполагать; но так как венец был ему навязан, то папа мог поступить и таким образом, чтобы сначала сделать его королем, а потом уже, как короля, убеждать его сделаться своим настоящим духовным сыном. Что было на самом деле, мы достоверным образом не знаем. Представляется нам вероятнейшим думать, что Даниил не приступал формально к союзу с Римскою церковью, а дал только обещание сделать это, если папа устроит соединение или унию с Греками 300 . Если же Даниил, принимая королевский венец, и действительно формальным образом присягал на послушание Римской церкви, как уверяет преемник Иннокентиев, Александр IV 301 , то во всяком случае весьма не на долгое время. Сейчас помянутый преемник Иннокентиев Александр в своей грамоте к Даниилу от Февраля месяца 1157-го года укоряет великого князя за нехранение им данной им папе присяги 302 . Изложенным окончились сношения Даниила Романовича с папой, имевшие своим единственным следствием то, что великие князья Галичские приобрели себе титул королевский.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

– О времени и месте его рождения сведений нет; при первом в о княжении отца в Киеве, получил Суздаль, в 1149 г.; во время войны отца с Изяславом II Мстиславичем, великим князем киевским 106), оставлен, с дружиной в 50 чел., для вспомоществования Святославу Олеговичу, князю черниговскому ), отстаивал, но не отстоял, Новгород-Северский и ушел в Суздаль, к отцу, в 1150 г.; получил от отца Поросье и, с Берендеями, отразил набежавших сюда Половцев, в 1152 г.: киевский двор его ограблен в день смерти Юрия, 15 мая 1157 г.; вместе с Рюриком Ростиславичем ), ходил, из Торческа, помогать Ростиславичу Мстиславичу, великому князю Киевскому 167), при чём соединился, у Котельницы, с Мстиславом Изяславичем 144), племянником первого, в 1160 г.; выгнан из суздальской области единокровным братом своим, св. Андреем Боголюбским 20), в 1162 г.: с матерью и двумя единоутробными братьями: старшим Мстиславом ) и младшим Всеволодом 58), удалился в Константинополь, где император дал ему «в Дунай 4 города», в 1163. – Из Греции он не возвращался и дальнейшая судьба его неизвестна. 517. Василько (Василий) Ярополкович 517. Василько (Василий) Ярополкович, князь брестско-дрогичинский, единственный сын Ярополка Изяславича, князя бужско-волынского ), от брака с дочерью Святослава Олеговича князя черниговского ), неизвестной по имени. – Род., по-видимому, в Луцке, в 1166 г.; потерял отца в 1167 г.; по свидетельству сказаний, приводимых Татищевым, подучил Брест и Дрогичин, в 1171 г.: сражался с Владимиром Володаревичем (Владимировичем), князем минским,. 533), в 1182 г. – Время смерти и место погребения тела его не указываются. – Был женат, по Татищеву, на княжне мазовецкой, известной только под этим названием, и от брака с ней (или с другой), по тексту родословной летописной – впрочем в этом именно месте, очевидно спутанному, имел сына Всеслава 591). – Примечание. Князь этот постоянно смешивается нашими историками с двумя соименными ему князьями: Васильком Ярополковичем изгоем 518) и Васильком Ярополковичем михайловским 519).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

517 488 В отношении применения к делу сего Высочайшего повеления пр. Иосиф находил полезным, чтобы, при производстве дел о совращенных в латинство бывших униатах, не допускать участия депутатов со стороны католического духовенства, которое должно было только доставлять все нужные по сим делам сведения, по требованию гражданских чиновников, производивших сии дела, и чтобы депутат со стороны римского духовенства был приглашаем только тогда, когда, при розыске, оказалось бы, что местный ксендз обвиняется в совращении кого-либо в латинство или в противодействии возвращению в православие, т. с. когда преступление падало уже на само римское духовенство, а не лично ни прихожан. Это свое мнение пр. Иосиф в отношении к графу Протасову от 14 мая 1840 году мотивировал отсутствием беспристрастия в депутатах со стороны латинского духовенства. Записки митрополита Иосифа, т. 3, 519. И действительно, в 1842 году состоялось Высочайшее повеление, согласно с мнением пр. Иосифа, об освобождении ксендзов от обязанности, при разбирательстве прихожан, отмечать по спискам лиц, подлежавших возврату в православии, о чем пр. Иосиф уведомил секретно Литовскую консисторию только в 1850 году. 495 Между тем, в 1868 году Гродненский губернатор, жалуясь на священников, просил пр. Макария, чтобы он предписал священникам Дрогичиииского благочиния о скорейшем доставлении ими сведений судебному следователю относительно дела, начавшегося еще в 1836 году, о лицах, перешедших из унии в православие и католичество.  496 Наша брошюра «Печальная страница из истории православия в северо-западном крае», Москва, 1894 год, стр. 3. 497 Что некоторые священники поступались иногда в пользу ксендзов интересами и правами православной церкви, открыла, например, ревизия церквей в 1849 году, когда ревизорами было указано на несколько примеров «небрежности или недобросовестности» (как выражался сам пр. Иосиф) священников, состоявшей в том, что дети, рожденные от смешанных браков с лицами римско-католического исповедания, крестились ксендзами и записывались в их метрические книги, Записки митрополита Иосифа, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Опиза пришёл с королевским венцом в Польшу, в которую он был назначен от папы специальным легатом 147 , и здесь встретил Даниила Романовича, только что возвратившегося из одного похода, предпринятого им вместе с польским королём 148 . Не смотря на все уверения со стороны легата великому князю, что лапа намерен оказать ему свою помощь, причём легат, конечно, ссылался на то, что папа сделал воззвание к христианским народам о крестовом походе против Татар, Даниил Романович не соглашался принять королевского венца, который, может быть, уже успел потерять в его глазах свою прелесть. Но наконец, убеждённый своим другом польским королём, его боярами и своей матерью, которая, вероятно, была по происхождению католичкой 149 , он позволил сделать себя королём священной римской империи. В конце 1253 года или в 1254 году папский легат миропомазал его на королевство и возложил на его главу королевскую диадему 150 в городе Дрогичине (находящемся на западном Буге, вниз от Брест-Литовска, – в настоящее время заштатном городе гродненской губернии, бельского уезда 151 . Это принятие Даниилом Романовичем королевского венца не значит непременным образом того, что он формально признал над собой власть папы и римско-католической церкви. Если бы он искал венца сам, то необходимо было бы это предполагать; но так как венец был ему навязан, то папа мог поступить и таким образом, чтобы сначала сделать его королём, а потом уже, как короля, убеждать его сделаться своим настоящим духовным сыном. Что было на самом деле, мы достоверным образом не знаем. Представляется нам вероятнейшим думать, что Даниил не приступал формально к союзу с Римской церковью, а дал только обещание сделать это, если папа устроит соединение или унию с Греками 152 . Если же Даниил, принимая королевский венец, и действительно формальным образом присягал на послушание римской церкви, как уверяет преемник Иннокентиев Александр IV 153 , то, во всяком случае, весьма не на долгое время. Сейчас помянутый преемник Иннокентиев Александр в своей грамоте к Даниилу от Февраля месяца 1257 года укоряет великого князя за нехранение им данной им папе присяги 154 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010