мира, во время великого входа, из скевофилакии, где оно приготовлялось, на престол в алтарь, для освящения, которое, по чину великой церкви, совершалось после возгласа: «И да будут милости великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Третий пример влияния Святогробского Типикона на Константинопольский – чин омовения ног также почти одинаков в обоих Типиконах ( νλεκτα, II, 108–115=ркп. Дрезд. кор. библ. 140, л. 129 об.). Затем в книге сопоставляются в подробном описании частностей или в параллельном изложении греческих текстов и следующие богослужебные чины церквей Сионской и Константинопольской: служба святых страстей, совершаемая ныне в ночь с четверга на пятницу (Peregrinatio ad loca sancta, 62–63 [в издании Гамуррини], νλεκτα II, 120 κτλ.=ркп. Дрезд. кор. библ. 140, л. 130 об.), вынос св. креста патриархом в конце службы святых страстей, а в Константинополе с VII века – вынос св. копья для поклонения народу ( νλεκτα, II, 146; Peregrinatio, 63–64=Tobler, Itinera hierosol., I, 233; ркп. Дрезд. кор. библ. 140, л. 129–130 об.), обряд входа после великого славословия на утрени и в великую субботу ( νλεκτα, II, 176–179=ркп. Дрезд. корол. библ. 140, л. 131 об.), каждение во время вечерни великой субботы, по прочтении паримий, всех святых мест храма Гроба Господня митрополитами, епископами и пресвитерами, а в Константинополе – каждение Софийского храма пред началом литургии ( νλεκτα, II, 183–184=ркп. Дрезд. корол. библ. 140, л. 132), раздача руги патриархом духовенству в великий четверг после утрени в Иерусалиме ( νλεκτα, II, 99) и императором клирикам Софийского храма – в Константинополе (ркп. Дрезд. корол. библ. 140, л. 132), службы пасхальной седмицы, в частности – пение ипакоя «Предварившия утро» ( νλεκτα, II, 192=ркп. Дрезд. корол. библ. 140, л. 174), чтение евангелия на пасхальной литургии ( νλεκτα, II, 201=ркп. Дрезд. корол. библ. 140, л. 1), каждение в понедельник пасхальной недели всех святых мест в храме Воскресения и такое же каждение в конце чина вечерни на первый день Пасхи в храме св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/r...

gr., t. 112, col. 425–428) и рукописи Дрезденской королевской библиотеки 140 (л. 131 об. – 132). В чине литургии великой субботы по Типикону Великой церкви дается много места обрядам крещения оглашенных, которые также подробно описаны нашим автором по Дрезденской рукописи 140 (л. 132–133), – тогда как Святогробский устав 1122 г. лишь кратко говорит о крещении оглашенных ( νλεκτα, II, 186), а Peregrinatio ad loca sancta (р. 66–67) содержит небольшие к нему дополнения. Святогробский Типикон 1122 г. кратко отметил и обряд христосования патриарха на утрени в первый день Пасхи ( νλεκτα, II, 200), но в Типиконе Великой церкви этот обряд описан очень подробно, как это и видно из представленного профессором Дмитриевским извлечения из Дрезденской рукописи, снабженного и русским переводом. Далее, в Типиконе Великой церкви содержится описание торжественного выхода императора к пасхальной литургии во св. Софию, имеющее большое сходство с описанием того же обряда в придворном уставе императора Константина Порфирородного (ркп. Дрезденской корол. библ. 140, л. 2=De cerimoniis, Migne, t. 112, c. 254). В константинопольском уставе имеется особенность и в чтении евангелия на пасхальной литургии патриархом и архидиаконом (ркп. Дрезд. корол. библ. 140, л. 2), неизвестная Святогробскому Типикону. Равным образом, в отличие от последнего, устав константинопольской церкви описывает торжественную патриаршую службу в понедельник пасхальной недели, совершавшуюся в храме Апостолов, с литанией на форум ко храму св. Константина и с выходом императора из дворца (ркп. Дрезденской корол. библ. 140, л. 2 об. – 3; сравн.: De cerimoniis, Migne, t. 119, c. 271–288), и богослужение в четверг на пасхальной неделе, происходившее в придворном храме апостола Иоанна Богослова и Иакова; по окончании этого богослужения патриарх шел с духовенством к императору для христосования и торжественного обеда (ркп. Дрезденской корол. библ. 140, л. 4). Отметив особенности Типикона Великой церкви сравнительно с Святогробским, автор кратко указывает свыше одиннадцати особенностей древнейшего Святогробского Типикона, которые, составляя его исключительную принадлежность, нашли потом некоторое отражение и в монастырском иерусалимском Типиконе обители св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/r...

633 Cp. ibid, и Εχολ., ркп. (XIV в.) Парижск. Нац. библ. fonds) 324, φ. 111–об.; л. 194; библ. Barberini φ. 18 об.–19; φ. 115–об.; библ. Vatican. (по исповеди), и др. 635 Служебн. и Требн., ркпп.: Соф. библ. л. 127 об.–128 об.; л.246–247; л. 184 об.; л. 267–268; л. 209–210; л. 207 об.–208 (гл. 52), л. 159 об.; л. 286 об.–288; л. 248 об.–249 об. (гл. 6); л. 217 об.–218 (гл.40); л. 160–161 (гл. 13); л. 231 об.–232 об. (гл. 12); л. 282 об.–284; л. 91–92; л. 151–152; л. 450–451 об.; л. 354–355; л. 93–об.; Кирилло-Белоз. библ. л. 192–193 об.; л. 202–об.; л. 217–218; л. 112–113; Импер. Публ. Библ. I.) 110, л. 144–об.; собр. Погодина л. 304; л. 171–172 об.; Общ. Древн. Письм. (Q) IX, л. 288–289. 641 Устав с требн., ркп. Импер. Публ. библ. I.) 100, л. 120 (гл. 92). Буквальный текст надписания: «Mo л на [#разлчение#] души, архиепископа Константина гр д кир Михаила томже» (т. е. глаголена попа). См. прилож. отд. III. 643 Εχολ., ркп. (Алляция) библ. Barberini φ.18 об.–19 – «Εχ τρα» (вообще ες ψυχορραγοντας (sic). Ερνη πσιν. Του Κυρου δεηϑμεν); библ, Афинск. Унив. ε».) 123; (σ. ε».) 110 (к концу). 646 Εχολ., ркп. той же библ. φ. 161–162 (конец рукописи); ркп. библ. Vatican. (просто «Εχ τρα το γου Εστρατιου»). 648 В параллель этой молитве, как молитве чисто субективной, в греческих рукописях встречается еще одна молитва с надписанием «Εχ το γου Νφωνος ες ψυχορραγοντας – Κριε Θες τν δυναμων, μγας κα φοβερς...». При субективном характере, данная молитва со вне отличается пространностью, а по происхождению, как связанная с именем Нифонта, (разумеется епископа Кипрского IV в.) она едва ли может быть отнесена к разряду молитв, признанных Церковью (Сбора., ркп. XV в., библ. Афонск. Пантелеим. мон. φ. 113–116). 651 Ср. Требнн.:ркп. Румянц. муз. 47–об., ркп. Соф. библ. л. 246–247; л. 184–об.; л. 267–268; л. 209–210; л. 248 об.–249; л. 160–161 (гл. 13); л. 450–451 об.; л. 355–об. (гл. 89), ркп. собр. Погод. л.171 об.–172; Кирилло-Белоз. библ. л. 111–112 (в обратном порядке с указываемою – сопутствующею); Постригальщик, ркп. той же библ. л. 194; Канонник, ркп. той же библ. л. 203–об.; л. 218 (во всех последних трех случаях в заглавии так – ...«[# отца во браз афесима сиречь поуста#]»); Устав с требн., ркп. Импер. Публ. библ. I.) 100, л. 144 об.–145. См. прилож. отд. III.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

232 Сборн., ркп. Парижск. Национ. библ. (du fonds) 393, 127–190; Номок., греч. ркп. Моск. Синод, библ 214, ср. 272–273 об. Впрочем, и в русских переводных списках мы также встречаем иногда отсутствие указываемой молитвы. См., напр. Псалтырь с возсл., ркп. Кирилло-Белозерск. библ. 43 / 300 , л. 467 об.–468. (Устав представляет нарочитое извлечение из псевдо-зонарина номоканона и надписан «Правило сты х ап с л. и сты х се д ми собор вселенскы х ») и Требн., ркп. Соф. Библ., 1080, л 14 об.–15 (также). 233 Известный сборн., ркп. 1482 г., Кирилло-Белоз. библ. 6 / 1083 , л. 165–166 об. Устав помещен изолированно от других, имеющихся здесь и относящихся к исповеди, статей и надписан: «Сие писано в никонове послании слов г7.-е». 243 Так в ркп. Афинск. универс. 14, он занимает гл. 249, в ркп. же Святогроб. библ. 667, – гл. 277–278. 244 В ркп. (Богослуж. сборн. XVI в.) Святогробской библ. 762 он составляет особую тетрадку, писанную другою рукою и очень бывшую в употреблении. 245 Номокан., ркп. Святогробск. библ. 136 (XV в.), φ. 26–27, 30 об–36 об.; сборник, ркп. библ. Barberini 245, φ. 9–20. Оба списка почти без всяких вариантов друг от друга. (См. прилож. отд. I, 8) 247 А не применительно к порядку Десятословия, как говорит проф. Горчаков в своей книге «К истории епитимийных номоканонов» (См. отчет о XVI присужд. наград, гр. Уварова. Спб. 1874 г.). «И прочие, – читаем мы в конце этой статьи, – воспоминает грехи смертные. Гордость, лихоимание... и вся грехи седми матерей раждающияся, со всяким разсудным испытанием...» и пр. (См. в Больш. требнике последование о исповедании). 250 Посему-то она и заменялась иногда этою последнею (т. е.– πνευματικ! βλε...») См. номокан., ркп. библ. Пантелеимоновск. монастыря, 143, φ. 134–145 об. 251 Таковы ркпп. – υχολ . Румянцевск. музея (из собр. Севастьянова) и Номок. библ. мон. св. Пантелеимона, 149, σελ. 25–42. 252 Номоканон, – ркп. нач. XVII в., библ. Vaticanae 1545, φ. 1–18; ркп. библиот. Barberini 71, φ. 13–27 (номокан. в 235 гл.); библиот. Афинского университ. (σ. ε».) 118 (XVII в., без начала; номоканон при евхологии; чин написан другою рукою); (σ. ε».) 123 (XVII в.; при евхол. номоканон), (σ. θ».) 153 (1571 г.; среди ркп. номоканон; чин с незначительными вариантами); 242 (XVII в.; собственно типик, среди коего номоканон; чин исповеди на 15-ти листах); библиот. Афонского Пантелеимоновск. монаст. – 312 (XV–XVI в.), φ. 15–30 об.; 314 (пис. в 1782 г.), φ. 15–36 об.; 315 (XVII в.), φ. 7 об.–15; Святогробск. библ. 596 (XVI–XVII в.), φ. 1–14 (устав исповеди – только по тираду о женах); 603 (1628 г.), φ. 9–14 об.; 606 (XVII в.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

библ., XVI–XVII в., 369 и 370. Напечатана в Памятн. отреч. литер., II, 11–17). 7 . Сказание о статуе Спасителя, поставленной Вероникой в Панеаде (в август. Минеи Солов. библ., 636; в сборн. Солов. библ., 811; в Прологе Муз. Киев. Акад., XVII в., 178). 8 . Богомильские сказания об Иисусе Христе, обозначаемые в индексах под именем болгарских басней попа Иеремии: об иерействе Иисуса Христа; как Христос плугом орал; как Пров Иисуса Христа другом назвал (в сборн. Солов. библ., 889. Напечатаны Ягичем в Starine, кн. V, 79–95). 9 . Слово Иоанна Богослова на успение Божией Матери (в ркп. Рум. Муз., 434–435; в ркп. Синод. библ., 213; в ркп. Сергиевой лавры, в Торжественнике XV–XVI в., Солов. библ., 369–370. Напечатано в Чтен. общ. истор. и древностей, 1880 г., кн. 3). 10. Слово на успение Божией Матери Иоанна Селунского (в ркп. Рум. Муз., 436; в ркп. Синод. библ., 213; в ркп. XVII в., Импер. публ. библ., LXXXIII; в Торжественнике Сол. библ., XVI–XVII в., 370; в сборн. Солов. библ., 805 и 811. Напечатано в Чтен. общ. ист. и древн., 1880 г., кн. 3). 11. Слово Епифания, иеромонаха обители Каллистратовы, о рождении и воспитании пречистыя и преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии (в ркп. Синод. библ., III, 198; в Лествице Сергиевской лавры, XV в., 175; в сборн. Солов. библ., 811, 854 и 882; в Торжественнике Солов. библ., XVI–XVII в., 370. Напечатано в Макар. Четь-минеях, вып. 1, под 8 сентября). 12. Возношение Пилата к Тиверию Кесарю (в сборн. Солов. библ., 854; напечатано в Памятн. стар. русск. литерат., III, 106–108). 13. Сказание о приходе в Рим сестер Лазаря, Марфы и Марии (в сборн. XVII в., Импер. публ. библ., LXXXIII; в сборн. Солов. библ., 854). 14. Повесть о хитоне Спасителя (в сборн. публ. библ., XVII в., 16; в Шестодневе Солов. библ., 117. Напечатано в Дворц. разрядах, том II, столб. 767–796). 15. Слово похвальное (31 августа) на положение честнаго пояса Богоматери (в ркп. XVI в., Сергиевой лавры, 199). 16. О спутнике, распятом со Христом (в Солов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Таким образом составными частями паннихид здесь являются кондак, (его приводит Симеон Солунский) и какая-то полунощница. — Дрезденская рукопись устава Великой Церкви указывает паннихиду на великие праздники (так под Пасху, на 29 июня, 1 сент.), упоминая на ней тропарь, 50-й псалом и кондак [ 23 ]. Подробнее состав ее неизвестен. — От этой паннихиды, по-видимому, значительно разнилась паннихида 1-й седмицы Великого поста и первых трех дней Страстной недели. Чин ее дает Дрезденская рукопись Типикона Великой Церкви, Святогробский типикон 1122 года по ркп. Иерусалимской патриаршей библ. рукопись Александрийской патриарший библ. XIV b. и св. Симеон Солунский все с небольшими вариантами. Молитвы ее даются Евхологиями Синайск. библ. 958, Х в., 962 XI–XII b. и упомянутым Требником. Паннихида начиналась по заамвонной молитве Преждеосвященной литургии возгласом: «Благословено царство» (Дрезд. ркп.) и пение от певца (Симеон) 90 пс. с заключением: «Вышнего положи» трижды, Слава и ныне (Дрезд. ркп.). При пении псалма иерей, произнося молитву, относит в скевофиликию священные сосуды. После псалма ектения συναπτ (Симеон) первой паннихидной молитвы: «Иже во время» (Дрезд. ркп.), выражающей словами «Яко возвеличишася дела Твоя…» удивление благости и мудрости Божией в установлении дня и ночи и просящей благодатного просвещения против ярости греховной; возглас: «Яко подобает Тебе…» (Этой начальной части паннихиды не указывают Алекс. ркп. и Святогр. Тип.). Затем пелись три антифона, состоящие из псалмов 119 «Ко Господу внегда скорбети…» с припевом (πψαλμος — Симеон), т. е. тропарем (ркп.) «Яко щедр» (ς οκτι ρμων), пс. 24 «К Тебе Господи воздвигох душу мою…» (по Святогр. тип. пс. 120: «Возведох очи мои…») с тропарем «Милосердия двери…» и пс. 121: «Возвеселися о рекших мне…» с тропарем «Помилуй нас Господи» (по Святогр. тип. ко 2 ант. троп. «Помилуй нас…», к 3-му «Множества содеянных…»). Псалмы поются (по св. Симеону) обоими ликами по стихам, но Александр. и Дрезд ркп. из каждого псалма указывают для пения только по 4 стиха со Слава и ныне в заключении (περισσν — Симеон); начинается псалом певцом (Симеон) или доместиком (ркп.) чередного хора.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

и Дрезд ркп. из каждого псалма указывают для пения только по 4 стиха со Слава и ныне в заключении ( περισσν – Сим.); начинается псалом певцом (Сим.) или доместиком (ркп.) чередного хора. На антифонах читались 3 молитвы; кроме вышеприведенной, перенесенной ко времени Симеона Сол. на начало панихиды, но указываемой рукописями на 1 антиф., на 2 антифоне молитва «Тебе невидимый и невечерний Свете».... просящая бодрости, наряду с телесными очами, и мыслям нашим в созерцании славы Божией и в ночном пении; возглас «Яко святися и прославися»; на 3 антифоне молитва «Иже неусыпное и непрестанное славословие»..., просящая у Бога принять наше ночное пение, возносимое по подобию небесных умов; возглас: «Яко Твоя держава».... При св. Симеоне две последние молитвы с молитвою отпуста «Владыко Вседержителю непостижиме»...., просящей у Бога помощи провести всю ночь жития нашего в бодрости и достигнуть в добродетели дня Христа, Бога и Судии нашего и радости .его, в которой несть печали и воздыхания, с возгласом «Яко благ»... – все эти 3 молитвы читались на втором антифоне. антифоны разделялись малыми ектениями, возгласами которых служили, конечно, возгласы молитв, пока они читались на своих местах; но при Симеоне возгласом 1-й малой ектении был возглас 2 молитвы, а возглас 2-й ектении – возглас 4-й молитвы (отпуста). (с. 388) По 3-м антифоне ектении не было, но непосредственно 50 пс. на оба лика по стихам с припевом (по Сим.): «Милостиве Господи, помилуй нас»... На 1-м антифоне (по Дрезд ркп.), или 3-м (по Сим.), или по 50 пс. (по Святогр. Тип.) патриарх или иерей со свечею в руке или в предшествии свечи кадит алтарь и храм, произнося (по Дрезд. ркп.) «Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвала»... По 50 пс. прокимен «Господь крепость людем своим даст»..., стих: «Принесите Господеви»... (по Дрезд. ркп.) или гл. 4: «Услыши ны Боже Спасителю наш»... ст. «Тебе подобает песнь Боже в Сионе» (по Святогр. Тип.), «Господу помолимся»..., «Яко свят еси», «Всякое дыхание» и Евангелие (по Дрезд. ркп на 1-й неделе поста – Лк.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

41) Страдание Христово (на польском языке). 42) Служба и житие св. Филиппа, митрополита московского. Ркп. XVII в., в 4-ку. 43) Книга св. Феодора Авукара, епископа Карийского. Ркп. XVII в., в 4-ку, на 119 лл. 44) Служба пресвятой Богородице на Толге и др. статьи. Ркп. Х1и1 в., в 4-ку, на 110 лл. 45) Чудеса образа пресвятыя Богородицы Знамение в Новегороде. Ркп. XVII в., в 4-ку, на 99 лл. 46) Тропник папы Иннокентия. Перевод Гозвинского 1609 г. Ркп. XVII в., в 4-ку. 47) Врачевание, противополагаемое ядовитым угрызением змиевым (Лихудов). Ркп. XVII в., в 4-ку, на 116 лл. 48) Хлеб животный. Ркп. XVII в., в 4-ку, на 40 лл. 49) Выписки из сочинений Григория Назианзина . Ркп. ХЦ в., в 4-ку, на 134 лл. 50) Беседа Белоцерковская Иоанникия Голятовского с иезуитом Пекарским. Ркп. XVII в., в 4-ку, на 27 лл. 51) Служба преподобному Александру Свирскому . Ркп. XVII в., в 4-ку. 52) О чудотворном образе Богородицы Донской. Ркп. XVII в., в 4-ку, на 15 лл. 53) Служба и житие св. Корнилия Комельского нового чудотворца. Ркп. XVII в., в 4-ку. 54) Житие преподобного Савватия пустынностяжателя. (Патерик Соловецкий). Ркп. XVII в., в 4-ку. 55) Служебник (Святцы). Ркп. XVII в., в 4-ку. 56) Житие и подвиги святого блаженного Андрея Христа ради юродивого. Ркп. XII в., в 4-ку. 57) Толкование на евангелия Матфея и Марка. Ркп. XV в., в 4-ку. 58) Избрание Кирилова на Иулияна (богословское сочинение, толкующее разные места Библии). Ркп. XVI в. в 4-ку. 59) Житие и страдание св. великомученицы Екатерины. Ркп. XVII в., в 4-ку, на 74 лл. 60) История о Московском патриархе Никоне . («Не оказалось в библиотеке» в 1832 г.). 61) Хронограф, 107 глав, без конца. Ркп. XVII в., в 4-ку. 62) Служба и житие Филиппа, митрополита московского и всея России чудотворца. Ркп. XVII в., в 4-ку. 63) Приклады нравоучительные. Ркп. в 4-ку продолговатую, на 94 лл. 64) Книга, глаголемая Соборник, 54 главы. Ркп. XVII в., в 4-ку. 65) Феофилакта, архиепископа Болгарского предисловие, еже от Матфея евангелия (выписки из четвероевангелия).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Первую из новообразовавшихся групп молитв воспроизводят рукописи Синайской библ. 988, 978, рукоп. Святогробской библ. в Константинополе 615, рукоп. Афоно-Пантелеймоновского монастыря 805, рукоп., иерусалимской патриаршей библ. 875 и отчасти рукоп. Синайской библ. 981 (иная третья молитва) 36 . Вторая группа молитв встречается в первый раз в рукоп. XIV ст. Синайской библ. 994 37 . Семь молитв этой последней: 1-я «Безначально, вечне, святе святых, 2-я «Благоутробне Господи, едине ми­лостивый и человеколюбивый»; 3-я «Владыко Господи, Боже Вседержителю, св. царю славы»; 4-я «Благий и человеколю­бивый, благоутробный и многомилостивый Господи»: 5-я «Господи Боже, наказуяй и снова исцеляй»; 6-я «Благода­рим Тебя, Господи Боже наш, врачу душ и телес наших»; 7-я «Владыко Господи Боже наш, врачу душ и те­лес, временныя страсти уврачевавый», повторяются без всяких изменений в рукой. XIV ст. Ватопедской Афонской библ. Да 183 (744), в рукописях XV в. – Афоно-Иверской библ. 780, Афоно-Дионисиатской библ. 450, Синайской библ. 980, 972, Лавры препод. Афанасия Афонского 88, Афоно-Костамонидской 19, библ. архимандрита Антонина (Импер. публ. библ.), библ. лавры преподобного Афанасия Афонского I, 103, Московской Синодальной библ. 280, 281, Севастьяновского собрания 472, 473, и, наконец, в рукописях XVI в. – Афоно-Есфигменской библ. 208, 214, Афоно-Ватопедской 134, Синайской библ. 975 и Александрийской патриаршей библ. в Каире 455 38 . Совер­шенно особую группу образуют далее молитвы рукоп. XV в Афоно-Пандократорской библ. 149, Святогробской библ. в Константинополе 8 и рукоп. XVI в. Синайской библ. 978, 985 и 989 39 . За исключением двух первых молитв и пятой: с ними совпадают молитвы рукой. XV в., Синай­ской библ. 968 и рукой. XVI в. той же библиотеки 977 и 979 40 . Совсем одиноко стоят, наконец, молитвы рукой. XIV ст.: Московской Синодальной библ. 279 и XV в. 498 41 . Как видно из только что сделанного обзора, наибольшею устойчивостью и распространенностью отли­чается вторая группа молитв, встречающаяся в первый раз в рукой.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Petr...

213 Самая старая русская рукопись, заключающая в себе рассматриваемую молитву, это служ. XIV в. Син. биб 601 (т. н. Киприановский), л. 122 об. 214 С таким надписанием (или подобным) эта молитва встречается в следующих рукописях XV–XVI в: Ркп. служ. Солов. библ. 1019, л. 95 об.; служ. Синод. б. 612, л. 94 об.; требн. Синод. библ. 895, л. 549 об.; требн. Кир.-Белоз. мон. (библ. СПБ. д. Акад.) 528 (723); ркп. требн. Соф. б. 1063, л. 12. 215 Ркп. треб. Синод. библ. 898, л. 549; ркп. служ. той же библ. 624, л. 94 об.; ркп. требн. Кирил.-Бел. мон. (библ. СПБ дух. Акад.) 528 (785), л. 287. 216 Иногда, вместо совершения августовского освящения воды, предписывалось окроплять храм св. богоявленской водою. Требн. ркп. Солов. библ. 1107, л. 33 об.; Синод. библ. 898. л. 549; Кир.-Бел. мон. (библ. СПБ Дух. Акад.) 528 (785), л. 287. 217 См. ркп. Синод. библ. 616, л. 197; требн. ркп. Кир.-Бел. м. (библ. СПБ Дух. Акад.) 528 (785), л. 286 об. 218 Русск. Истор. Библ., т. VI, стр. 922. Случаи закрытия оскверненного храма и даже на большее количество времени известны нам и из древнегреческой богослужебной практики. Так, если в церкви умирал человек, или рожала женщина, или животное, то таковая церковь пребывала закрытою, и в ней нельзя было совершать литургии в течении 40 дней. 221 Это предположенье подтверждается одним рукописным требником XVI в, где означенная молитва надписывается так: «на истертие церкви от пожара». Требн. рукоп. Соф. библ. 1062, л. 251 об. 222 Отсутствие рассматриваемой молитвы в южнорусских богослужебных памятниках о. прот. Никольский объясняет тем, что южнорусцы более терпимо относились к иноверцам и инославным. В подтверждение этого, автор ссылается на отзывы путешественников по России XI-XVII в. С мнением о. протоиерея вполне можно согласиться. См. его «О службах, бывших…», стр. 304. 223 Русское происхождение этой молитвы может быть подтверждено еще и следующим аналогичным фактом: в наших требниках существовала еще особая молитва «егда сука ощенится в храме» (См. ниже). Та собака почиталась нечистым животным и для обыкновенных жилищ.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010