феравиз, значит «оборка, бахрама»; оттого могли быть и ожерелья фараузные, т. е. сделанные с оборкой или с бахромой. ЦАРЬ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. в наряде Большой Казны. (Древности Рос. Гос. отд. IV. 7) БОРИС ФЕОДОРОВИЧ ГОДУНОВ И ЦАРИЦА НАТАЛИЯ КУРИЛЛОВНА (Древности Рос. Гос. отд. IV. 10 и 11) 1. 2. 3. Аламы – 4. Байдана. – 5. 6. 7. 8. Булавы. – 9. 10. Душегрейки. – 11. Еловец. 12. Запястье или Зарукавье. – 13. 14. Зерцало. – Кафтаны. – 15. Становой. – 16. Турской. 17. 18. 19. 20. Кики. – 21. 22. 23. 24. Копья. – 25. 26. Куяки. – 27. Литавры. – 28. 29. Наручи. 30. 31. 32. 33. Ножи. – 34. Однорядка. – 35. 36. Охабень. 37. Пансырь. – 38. Платно. – 39. Приволока. – 40. 41. 42. 43. Рогатины. 44. 45. Ряски. Саадак. – 46. 47. Колчан. – 48. Лук. – 49. Налучие. – 50. 51. Стрелы. – 52. Тохтуй. – 53. 54. Самопалы. – 55. 56. 57. 58. Самострелы. – 59. Тарч. – 60. Тафья. 61. Терлик. – 62. Телогрейка. – 63. Ферезь. – 64. Шапки. 65. 66. 67. 68. Чеканы – Шеломы. – 69. Ерихонка. – 70. Колпак. – 71. 72. Мисюрка. – 73. Шишак. – 74. 75. 76. Шлемы. – 77. Шапка бумажная. – 78. 79. 80. Шестоперы. – 81. 82. 83. 84. Щиты. – 85. 86. Юмшан. 87. Башмак. – 88. Кафтан. – 89. 90. Лапти. – 91. Наколенник. – 92. Рукавица. – 93. 94. Сапоги. – 95. Топор. 96. 97. Бердыши. – 98. Бутурлык. –99. Венец девичий. – 100. Икона. – 101. Перстень. – 102. 103. Серьги. – 104. Сорочка. – 105. Тельник. 106. Кончар. – 107. 108. Мечи. – 109. Палаш. – 110. Протозан. – 111. Сабля с елманью. – 112. Топор церемониальный. – 113. Шапка Владимира Мономаха . КОНСКИЙ УБОР XIV-XVIII ст. (Историч. опис. од. и вооруж. ч. I. рис. 21) УЗОРЫ ВЫШИВАНЬЯ ЗОЛОТОМ, СЕРЕБРОМ И ШЕЛКАМИ. Лит. К де Кастелли. СПБ. ягодка с черенком; 2. ягодка с рядками; 3. ягодка простая; 4. денежка с крестиком; 5. денежка с одним стежком; 6. денежка простая; 7. крестик; 8. клопчик тройной; 9. клопчик двойной; 10. клопчик одинокой; 11. копытечком в пять стежков; 12. копытечком в четыре стежка; 13. рядки. Читать далее Источник: Санкт-Петербург. Типография Императорской Академии Наук. Bac. 0стр., 9 лин., 12. 1896г. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Евангелие 74, л. 175; елисаветградское Евангелие, зач. 13. В гелатском Евангелии (л. 233) более торжественная сцена: Иисус Христос сидит на троне; перед Ним апостолы и царедворец, а в стороне больной, охраняемый слугой, лежит на постели. Исцеление бесноватых в византийской иконографии имеет довольно определенную схему: Спаситель в обычных одеждах, в сопровождении двух-трех апостолов, стоит и простирает благословляющую десницу к бесноватому, из уст которого вылетают черные демоны; бесноватые обнажены, волосы их подняты, руки иногда связаны. По этому шаблону составлены изображения, относящиеся ко всем евангельским чудесам исцеления бесноватых ( Мк. 1:23–26 ; Лк. 4:33–35; 8:3 ; Мф. 12:22–23 ; Мк. 3:22 ; Мф. 8:28–34 ; Мк. 5:1–16 ; Лк. 8:26–39 ; Мф. 9:32–34; 17:14–18 ; Мк. 9:17–27 ; Лк. 9:38–42; 11:14 ). О точности физиологических признаков болезненного состояния бесноватых здесь не может быть речи 1537 . В лицевых Евангелиях сюда относятся следующие миниатюры. Евангелие Раввулы, л. 282 1538 . Евангелие 74: л. 8, 15, 23 об., 34 об., 66, 83 (бесноватый в трех видах: подходит к Иисусу Христу; падает и опять встает), 114, 118 (те же миниатюры в елисаветгр. Евангелии). Афонопантелеймоновское Евангелие 2, л. 63; Евангелие нац. библ. 115, л. 49 об., 59 об. Лаврентиевское Евангелие, л. 15 об., 19, 24, 64, 70 об., 73, 80 об., 110 об., 125 об., 130. Гелатское Евангелие, 32 об., 36 об., 43, 56 об., 94 об., 117, 177 об., 182 об. Евангелие императорской публ. библ. 105, л. 24, 128 и 132. Армянское Евангелие нац. библ. 10 А, л. 179; Евангелие ахенское 1539 . 104. Мозаика в равеннской церкви Св. Аполлинария Нового (APOLL. NUOVO). Более определенные отличия представляет исцеление бесноватых в стране Гадаринской; к обычной схеме здесь присоединяется изображение гробниц, из которых выходят бесноватые; затем бесы садятся на свиней, которые устремляются в море; иногда в стороне стоят изумленные пастухи. Сюда относятся: мозаика в равеннской церкви Св. Аполлинария (Apoll. Nuovo) 1540 : бесноватый вышел из пещеры и стоит перед Иисусом Христом на коленях (рис.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Таблица 1 Распределение свай по сечению и диаметру исходных заготовок Диаметр заготовок, см Сечение свай Всего по диаметрам Целое бревно 1/2 бревна 1/3 бревна 1/4 бревна 1/6–1/8 бревна 12,0–14,0 20/10,8 20/10,8 16,0–18,0 16/8,6 11/6,0 31/16,7 20,0–22,0 32/17,3 13/7,0 50/27,0 24,0–26,0 18/9,7 17/9,2 44/23,8 28,0–30,0 19/10,3 29/15,7 32,0–36,0 более 36,0 Всего по сечению 40/21,6 63/34,1 11/5,9 60/32,4 11/5,9 185/100,0 Примечание: числитель – абсолютные значения, знаменатель – %. Как уже отмечалось, целыми из площади прокола под башней Водяных ворот удалось извлечь только 19 свай, т. е. примерно 1/10 от общего числа (рис. 2, В). Их длина составляла 0,94–1,74 м. При этом основная часть (14 экземпляров) имела длину от 1,50 до 1,62 м . Продольная ось стеса у нижних концов целых свай составляла 0,3–1,0 м при наиболее характерном варианте 0,5–0,7 м. Обратим внимание и на то, что остальные сваи, несмотря на неоднократные попытки, не удалось не только извлечь, но даже расшатать в глинистом слое, залегавшем ниже основания трубы-футляра. Вполне вероятно, что извлеченные сваи являлись не основными, а уплотняющими слой синевато-серой глины между более длинными сваями. Здесь нелишне будет напомнить, что длина свай под фундаментом Тверской башни Белого города в Москве достигала 2,3 м С. 18]. Завершая характеристику извлеченных свай, отметим еще один момент. Лишь на одной из них удалось зафиксировать незначительную разбитость верхнего края, все же остальные имели слабо подтесанную с краев ровную площадку. Последнее свидетельствует об отсутствии мощной ударной нагрузки при забивании свай в грунт. Зафиксированные в процессе работ на трассе ливневой канализации фактические данные и их анализ позволяют сделать ряд выводов относительно конструктивных особенностей фундамента башни Водяных ворот. Прежде всего обратим внимание на то, что участок фундамента и его свайное крепление были зафиксированы в проезде башни. Данный факт свидетельствует о том, что фундамент занимал всю площадь под основанием башни, а не только под ее стенами. Этот вывод, как нам представляется, может быть распространен и на все остальные проездные башни Тульского кремля. Сопоставление ширины башни на уровне стен выше контрфорса с наружной стороны (10,8 м) и протяженности фундамента (12,0 м) свидетельствует о том, что площадь последнего была больше площади самой башни. При этом, если с внутренней ее стороны, где стена вертикально поднимается вверх, фундамент выступает за ее пределы на 0,3–0,4 м, то со стороны реки эта разница достигает 0,8–0,9 м. Последнее вполне объяснимо, поскольку с этой стороны стена была усилена контрфорсом. Подобный факт был отмечен в ряде случаев и в процессе шурфовки в районе стен и башен кремля при подготовке комплексного проекта его реставрации.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Многие питомцы Академии, ознаменовавши свою деятельность священными изображениями, составили следующий, третий период русской церковной живописи. Таковы русские художники: Боровиковский (1758 – 1826) (рис. 94, л. 22), Шебуев (1777 – 1853) (рис. 213, л. 52 и 218, л. 54), Егоров (1776 – 1851), Басин (1793 – 1877) (рис. 189, л. 45), К. Брюллов (1799 – 1852) (рис. 182, л. 43 и 202, л. 49), Ф. Бруни (1800 – 1875) (рис. 199 и 201, л. 47 и 48) и многие др. Общие черты их художественной деятельности – тщательность отделки, задушевность тонов и стремление к реализму – сближают их с главными художниками итальянцами. Поэтому в тех исторических храмах, построенных в начале XIX в. как, напр. в С.-Петербурге Александро-Невская Лавра, Казанский, Исаакиевский и Смольный соборы, в росписи которых наиболее потрудились художники-академисты, живопись носит облик итальянской живописи. По характеру образования главных исполнителей этой живописи, она носит название «академической». Немалое значение в истории церковно-религиозной живописи в России имела личность и жизнь известного художника, друга писателя Н. В. Гоголя, Александра Иванова (1806 – 1856). Чутко относившийся вообще к религиозным вопросам, мучительно стремившийся к художественному изображению высших идеалов, этот художник в течение почти 30 лет работал над собиранием материалов и составлением предварительных рисунков (или этюдов), относящихся к земной жизни Иисуса Христа. В результате появилась знаменитая картина его: «Явление Христа» своевременно и теперь производящая сильное впечатление. Хотя Иванов не оставил церковно-храмовых изображений, но своим примером он побудил многих из последующих художников глубже и вдумчивее относиться к священным сюжетам, не забывая однако же жизненных основ, благоговейных форм и правильных технических приемов для художественного творчества. И действительно, во второй половине XIX века образовалось то направление русского иконографического искусства, которое, оставаясь верным византизму и исторической действительности, вместе с тем остается верным законам художественной перспективы и законам анатомии человеческого тела.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Сооружение, принятое первоначально за «погреб» жилого здания, было обнаружено в 1883 г. и расчищено в 1884 г. под наблюдением представителей Одесского общества истории и древностей – учителя реального училища в Севастополе Г.Н. Доброва, отставного штабс-капитана артиллерии Д. С. Григорьева, а также иеродиакона Владимирского монастыря отца Дионисия, оставившими несовершенные чертежи, скорее напоминающие схемы, и крайне поверхностное описание работ (Отчет императорского ООИД с 14-го ноября 1883 г. по 14-е ноября 1884 г. – Одесса, 1885. – С. 18–21). Все прочие изыскания строились преимущественно на интерпретации этих скудных данных, а также на визуальных исследованиях, иногда сопровождавшихся новыми расчистками и обмерами подземелья. Тем не менее, даже размеры подземного сооружения, приводимые исследователями, отличаются друг от друга (представители ООИД: длина – 6,8 м или 22,5 фута, ширина – 4,5 м или 15 футов; А. Л. Якобсон: длина – 8,26 м, ширина – 4,4 м, глубина – 6,8 м; С. А. Беляев : приведенные выше; А. И. Романчук: 12, 46 х 4,6 м, включая длину лестницы; Ежи Розпендовски – 13,16 х 4 м). См: Айналов Д. В. Развалины храмов. – Вып.1. – С. 121–122; Гриневич К. Э. Херсонес Таврический. История. Руины. Музей. – Севастополь, 1928. – С. 47; Гриневич К. Э. Северо-восточные кварталы Херсонеса Таврического по данным раскопок P. X. Лепера//X. сб. – 1930. – Вып.З. – С. 76–77,102, рис. 21; Якобсон А. Л. Средневековый Херсонес (XII–XIV вв.)//МИА. – 1950. – 17. – С. 74, рис. 24–25; Якобсон А. Л. Раннесредневековый Херсонес. – С. 191–193, рис. 94–96; Беляев С. А. Пещерный храм на главной улице Херсонеса (опыт интепретации и реконструкции)//Византия и Русь/Под ред. Г. К. Вагнера. – М., 1989. – С. 26–55; Могаричев Ю. М. Пещерные церкви Таврики. – Симферополь, 1997. – С. 95–97; Могаричев Ю. М. К вопросу о «пещерном храме» на Главной улице Херсонеса//ПИФК. – М.; Магнитогорск, 1999. – Вып.8. – С. 229–238; Романчук А. И. Очерки... – С. 235; Сорочан С. Б., Зубарь В. М., Марченко Л. В. Жизнь и гибель Херсонеса. – С. 565–569; Сорочан С. Б., Зубарь В. М., Марченко Л. В. Херсонес... – С. 104–110; Ранневизантийские сакральные постройки Херсонеса... – С. 89–91, 181–186.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

123, л. 32). Иконы высоких иконостасов располагаются в следующем порядке: В первом ярусе на Царских вратах икона Благовещения и четырех Евангелистов (см. рис. 94 – 97, л. 22); на боковых дверях – икона Архангела или одного из архидиаконов. По сторонам Царских врат: справа – образ Спасителя и храмового праздника, а слева – Божией Матери и особо чтимого святого. Во втором ярусе над Царскими вратами Тайная Вечеря, а по сторонам – иконы двунадесятых праздников. В третьем ярусе над Тайной Вечерей икона «Деисис» 17 или моление, а по сторонам иконы Св. Апостолов. В четвертом ярусе (над «Деисисом») Матерь Божия с Предвечным Младенцем, а по сторонам иконы ветхозаветных праведников – Св. пророков и патриархов. В пятом ярусе – Бог Саваоф с Божественным Сыном, а по сторонам иконы новозаветных праведников. На самой вершине иконостаса ставится крест со стоящими по сторонам Божией Матерью и Св. Иоанном Богословом. В иконостасе трое дверей, ведущих в алтарь. Средние двери называются – Царскими, а боковые – северными и южными. Алтарем храмы обыкновенно обращаются к востоку, в ознаменование мысли, что Церковь и молящиеся устремлены к «Востоку свыше», т.е. Христу. Алтарь 18 составляет главнейшую часть храма, предназначаемую для священнослужителей и лиц, которые им прислуживают во время богослужения. Алтарь знаменует небо, жилище Самого Господа. Ввиду особенно священного значения алтаря, он всегда внушает таинственное благоговение и при входе в него верующие должны делать земной поклон, а лица воинского звания – снимать оружие. Главнейшие предметы в алтаре: Св. Престол, Жертвенник и Горнее место. 30. Престол и его принадлежности Св. Престолом называется стол, находящийся в алтаре против Царских врат. Называется он Престолом потому, что на нем, как на троне, таинственно присутствует Господь, Царь, Владыка Церкви. Престол большею частью делается из дерева, но иногда бывает сделан из мрамора, золота или серебра. В Престол полагается в особом ковчежце частица Св. мощей в память обычая совершать Евхаристию 19 во время гонений в катакомбах и даже после прекращения гонений, на гробах мучеников, и в знак мысли, что Церковь утверждена на Крови Христовой, а через Него и на крови мучеников ( Апок. 6:9 ). Св. Престол покрывается двумя одеждами. Нижняя одежда – льняная, называемая «катасаркием» или срачицей (сорочкой), напоминающая погребальные пелены Иисуса Христа, и верхняя – парчовая, называемая «индитионом» и напоминающая собою торжественное одеяние Господа, как Царя Славы. На Престоле находятся следующие священные предметы (рис. 126, л. 33):

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

33 Как в византийских, так и в древних храмах, расположение священных изображений (в период VI – XVI в.) было таково. В алтарной апсиде – а) Богоматерь с Младенцем или без Него; б) Евхаристия в виде раздаяния Спасителем апостолам Св. Хлеба и Св. Чаши, в соприсутствии ангелов, святителей и диаконов (ср. рисунки 221 и 222, л. 55 и 56). На столбах , отделяющих алтарь от средней части, – Благовещение, на арках – Деисис. (Ср. рис. 121, 33 м 94, л. 22). В куполе – Господь Вседержитель, Ангелы, Апостолы, пророки и праотцы. На столбах храма – Св. мученики, преподобные. На западной стене – Страшный Суд. Такое расположение священных изображений обусловливалось символическими взглядами на храм и составные его части. Алтарь – обозначает небо и святилище с животворящею трапезою – почему в Алтаре и изображается Евхаристия с ангелами и апостолами. Средняя часть обозначает земную церковь – предвозвещенную пророками, проповеданную апостолами и освященную мучениками с главою Иисусом Христом. Посему в куполе изображается Иисус Христос, его апостолы, пророки, а в средине и прочие святые. На стенах – изображения Евангельских событий (и особенно праздников). Конец храма, западная сторона украшалась символом конца жизни и мира – изображением Страшного Суда. – В храмах с многоярусными иконостасами произошло сосредоточение большинства этих священных изображений на самих иконостасах, причем типичное изображение «Евхаристии» из алтаря было перенесено поближе к зрителям (над царскими вратами). – Преимущество нового вида иконостасов то, что вся главнейшая живопись находилась пред взором молящихся; недостаток тот, что изображения сделались мелкими и не вполне доступными для созерцания. (Ср. здесь § 29.; рис. 123, л. 32). 34 Для приготовления образованных иконописцев в настоящее время существует несколько училищ и классов живописи, а именно: 1) в обозначенных селах Владим. губернии – Палехе, Мстере и Холуе; 2) в женском Дивеевском монастыре недалеко от Саровской пустыни; 3) в Москве, в Училище живописи и в мастерских г. Тюлина и Гурьянова; 4) в С.-Петерб. Императорском Обществе поощрения Художествам и др. м.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

4-я, 8-я и 9-я; пяток 5-я, 8-я и 9-я. В четверопеснцы входят песни 6-я, 7 я, 8-я и 9-я. 94 Таких песней десять первая песнь Моисея Поил Господеви, воспевает переход израильтян чрез Чермное море. Вторая песнь обличительная песнь Моисея народу израильскому: Вонми небо. Третия песнь Анны, матери Самуила: Утвердися сердце те е Господе, которую она воспела после разрешения неплодства своего. Четвертая песнь пророка Аввакума, со страхом провидевшего таинство пришествия Сына Божия на землю: Господи, услышах слух твой и убояхся. 95 Порядок службы изучается по Богослужебным книгам в классе под руководством преподавателя. При этом очень полезно разделять учеников на группы, и каждую группу снабдить потребными книгаит, по коим ученики и будут следить за порядком службы и повторять несколько раз по числу групп. После этих классных упражнений они легко могут отправлять службы и в храме Божием. В настоящем издании книги порядок служб подробно изложен, так что она одна может служить руководством для учеников. 96 Тропарь 3-го гласа: Господи иже Пресвятого Твоего Духа в третий час Апостолом твоим ниспославый, Того, Благий, не от ими от нас, но обнови нас молящихтися. 98 Тропарь 9-го часа: Еже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивши, умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, и спаси иас. 99 В пяток тоже полагается великое повечерие, но по 1-м и 2-м трисвятом положены–тропарь и кондак святому, и Господи сил. . не поется. 101 Это чтение канона на повечерии называется ефимонами от греч Εφυμνομαι буквально эн славлю с припевом. Производит же ефимоны от μεθ т.-е. от чтения на повечерии: с нами Бог ! неправильно и не верно. Во весь Великий пост поется повечерие с песнью: с нами Бог, и на праздники Р X. и Крещения; однако это повечерие никем никогда не называлось ефимонами. 102 При облачении в священных одежды иерей творит крест над каждою из них, целует ее и говорит только: «Господу помолимся». При поставлении над Св. Дарами звездицы и покрытии их покровами священник говорит только: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас». 103 На вечерни к этому дню – в среду – на Господи возвах, кроме стихир триоди на 6, поются еще 24 стихиры из великого канона. Стихи к 22-м стихирам берутся из псалмов 140, 148 и 142 от стиха: падут во мрежу свою, а когда пропоются все стихи псалмов; тогда к прочим стихирам припевают слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Читать далее Источник: Изъяснение богослужения с церковным уставом : Определением Святейшего синода введено в духовных училищах в учеб. руководство/[Соч.] Свящ. Александра Свирелина. - Москва : тип. Т. Рис, 1872. - XII, 146 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

В каноне приглашаются небо и земля и все живые существа видеть, как Единородный Сын Всевышнего, сидящий на херувимах превыше всех небес, во храме является сыном земной Матери в возрасте слабого Младенца и, не имеющий ни малейшего греха, подчиняется закону, данному для грешных смертных. Затем изображается принятие Праведным Симеоном из рук Пречистой Девы Марии Младенца Христа и повторяются сказанные им при этом пророческие слова об Иисусе Христе, как Свете для язычников и славы Израиля. В прокимне «Величит душа моя Господа» высказывается похвала Матери Божией. В Апостоле ( Евр. 7:7–17 ) сначала говорится о превосходстве первосвященнического служения и смерти Спасителя перед ветхозаветными жертвами, а затем об отмене закона Моисеева с пришествием Спасителя. В Евангелии ( Луки. 2:23–40 ) содержится Евангельский рассказ о Сретении Господнем. Задостойник: Богородице Дево, Упование христианом, покрый, соблюди и спаси на Тя уповающих. Богородица Дева, Ты, надежда христиан, покрой, сохрани и спаси на Тебя надеющихся. В законе сени и писаний образ видим вернии: всяк мужеский пол, ложесна разверзаяй, свят Богу; тем Перворожденное Слово Отца безначальна, Сына первородящася Материю неискусомужно, величаем. В законе – тени и письмени мы верные, видим прообраз: каждый младенец мужского пола, перворождающийся, посвящается Богу; посему мы прославляем Слово – Сына Божия, безначально рожденного от Бога Отца и перворожденного Матерью, пречистою Девою. Причастен : «Чашу спасения прииму и имя Господне призову». 128. Богослужение Благовещения Пресвятой Богородицы Этот праздник установлен в воспоминание Благовещения Пресвятой Деве Марии Архангелом о рождении Ею Еммануила, Господа Иисуса Христа. Начало торжественного празднования относится к IV – V векам, установление же празднования приписывается Апостолам. (Крайние сроки праздника – четверг 3 недели Вел Поста и среда пасхальной недели). (Рис. 94 – 98, л. 22). Если праздник Благовещение Пресвятой Девы Марии случится во вторник, среду, четверг, пятницу или субботу какой-нибудь недели Великого Поста, то Всенощное бдение начинается Великим повечерием. Если же Благовещение случится в воскресение или в понедельник, тогда Всенощное бдение совершается обыкновенным порядком. Когда Благовещение случится в Пасху, то полиелея не бывает, но канон Благовещения соединяется с пасхальным каноном, и после шестой песни читается Евангелие.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

СОХРАННОСТЬ Нити шитья потемнели, ткани местами секутся, утрачен жемчуг, которым были зашиты все бармы, а также дробницы, на которые указывают обрывки нитей. С правой стороны в косом разрезе часть ткани фона заходит на подкладку и пришита небрежно. Ткани сильно выцвели. ИКОНОГРАФИЯ В отличие от более ранних сохранившихся шитых барм (кат. 51) на этих бармах кроме традиционного Деисуса, тезоименных святых и вселенских святителей изображены и московские митрополиты. Иконография святых традиционная. АТРИБУЦИЯ Изображение среди фигур Деисуса преподобного, очевидно, Михаила Малеина – патронального святого царя Михаила Федоровича, а также в круглом клейме Алексия Человека Божия – небесного покровителя Алексея Михайловича – дают возможность отнести изготовление барм ко времени после рождения у Михаила Федоровича наследника царевича Алексея (1629), что подтверждает запись в делах Царицыной мастерской палаты под 10 декабря 1639 г. «иконники Марко Матвеев да Сидорко Осипов знаменовали (7 дней) государеву деадиму» 706 . Надо думать, что работа была закончена в следующем году. Эти бармы («деадима» или «диадима») упоминаются после четырех роскошных «диадим» («первого» и «в торого» наряда, «причастной» и «золотой греческого дела») в описи царской утвари и платья царя Федора Алексеевича: «Диадима, шиты образы всемилостивого Спаса и пресвятыя Богородицы и Предтечи и Архангельские и Апостольские и святительские и иных святых золотом и серебром с розными толки, по таусинному отласу, травы и меж святых каймы низаны жемчугом, подложена отласом червчатым» 707 . ВЫСТАВКИ 1991 Бремен; 1995 Санкт-Петербург – Топика (США). Р. 45. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Опись Оружейной палаты 1884–1893. Ч. 1, 77, ил.; Древности 1849. Отд. 2. Рис. 32; Савваитов 1896.-Отд. V. С. 79; Забелин 1901. С. 725. Регалии российских государей 1997. Ил. нас. 22. 94. ПЕЛЕНА БОГОМАТЕРЬ ВЛАДИМИРСКАЯ С ПРАЗДНИКАМИ Москва, мастерская царицы Евдокии Лукьяновны, знаменщики Марк Матвеев и Третьяк Гаврилов, 1639–1640 Камка (XVII в., Италия), тесьма (XVII в., Восток), шелковые, пряденые и сканые серебряные и золотные нити, жемчуг, изумруды, серебро; ткачество, шитье, низание, позолота, резьба, чернь.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010