митр. Антоний (Мельников) Автор книги – крупный учёный, юрист, знаток римского права, много работавший по вопросам землевладения в Римской Африке. Св. Киприан привлёк его внимание ещё в 50-х годах; он посвятил ему две статьи 1 , мысли которых в разработанном и дополненном виде и легли в основу этой книги. Книга поражает новизной и оригинальностью своих построений и выводов. Новизна и оригинальность не всегда, однако, являются порукой правильности мыслей и серьёзного желания увидеть, разглядеть с наивозможнейшей точностью события, о которых идёт речь. Концепция Соманя, в основном, следующая. Римское государство не преследует христиан; оно хочет жить с ними в мире, охотно приходит им на помощь и склонно видеть в христианстве новую опору для своей власти. Эта тенденция государства оправдана настроенностью преобладающей части христианского общества: христиане хотят мирного и согласного жития и с окружающим их языческим миром, и с государственной властью, требования которой совершать «римские обряды» и приносить жертву богам они спокойно выполняют, не видя в том никакого ущерба своей вере. Всё шло бы тихо и гладко, не будь некоторых епископов, непримиримо враждебных государству. UI тут на первом месте стоит св. Киприан. Это вовсе не тот человек, с которым нас познакомили Бенсон и Монсо 2 : епископ, всецело поглощённый заботой о Церкви и о своей пастве; это – политический деятель, революционер, страстно ненавидящий Рим, мечтающий создать «град Божий» – Церковь , которая подорвёт основы Римского государства и займёт его место. Он идейный вдохновитель туземных мятежников, восставших против Рима, готовый подать им и материальную помощь, если в ней возникнет нужда. Опорой этим ошеломляюще новым воззрениям служат трактат св. Киприана «De catholicae ecclesiae unitate» и его 62-е письмо. Упомянутый трактат, по словам Соманя, направлен против государства и его намерения «включить африканское христианство в систему Римского государства» (с. 86). Государство предлагает Церкви мир, но это мир мнимый, и Церковь должна его отвергнуть, ибо его сулит «враг» – император Деций, инспирированный самим диаволом. «Слова Киприана ие позволяют сомневаться, что он имеет в виду именно Деция» (с. 85).

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Karfag...

Митр. Макарий собирал два собора, – в 1547-м и 1549-м году, на которых за два раза или в два прием канонизовал, – как увидим ниже, наибольшею частью не совершенно вновь, целый сонм святых, представляющий собою число 39-ти отдельных лиц. На вопрос о побуждениях, которые заставили митр. Макария совершить такое необычное дело, как единовременно канонизовать очень многих святых, мы ответим здесь кратко, оставляя более подробный ответ для другого места. После взятия Турками Константинополя, который был вторым Римом (предполагаем известным читателю учение о переходящем с места на место христианском Риме), и после исчезновения царей Греческих, Русские начали смотреть на свою Москву как на третий Рим и на своих государей как на преемников царей Греческих. Очень нескоро великие князья Московские решились на то, чтобы венчаться царским венцом и воспринять титул царей, но наконец Иван Васильевич IV, руководимый главным образом именно митр. Макарием, решился на это (венчание Ивана Васильевича царским венцом имело место 16-го Января 1547-го года). Но когда Русское государство из великого княжества стало царством, т. е., сменив собою империю Византийскую в качестве единого на земле православного царства, вознеслось на самую высокую степень в христианском политическом мире: то и церковь Русская, возносясь вместе с государством, заняла, по представлениям предков наших, первенствующее место среди частных православных церквей. Заняв первенствующее место среди частных православных церквей, Русская церковь должна была позаботиться о том, чтобы по внутренним своим качествам привести себя в соответствие с занятым внешним высоким положением. Чтобы привести Русскую церковь по ее внутренним качествам в соответствие с занятым ею внешним высоким положением, митр. Макарий решился предпринять коренную ее реформу, ее великое обновление, что и совершил посредством собора 1551-го года или так называемого Стоглавого. Но прежде чем предпринимать дело обновления церкви Макарий счел за нужное позаботиться еще о другом. Стояние и славу всякой церкви составляют ее святые. Являя свое благоволение к Русской церкви, которой сужден был высокий жребий, Бог прославил ее многочисленным сонмом святых. Между тем весьма значительная часть этих ее светильников и этих молитвенников за нее оставалась дотоле не прославленною подобающим образом. Новое положение церкви требовало, чтобы она, доказывая свои права на него, украшалась всею духовною красотой, которая была ей дана, и чтобы она сохранялась на высоте своего стояния молитвами всего сонма своих чудотворцев. И вот, митр. Макарий, желая предпринять дело обновления церкви уже с готовою помощью себе всех Русских чудотворцев, и начал с этого общего торжественного прославления тех из них, которые оставались дотоле не прославленными или точнее, как увидим сейчас ниже, мало, недостаточно, прославленными.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Основой этой структуры стало территориальное деление Римской империи на провинции (греч. παρχα), такие как Македония, Лидия, Вифиния, Понт, Пафлагония, Ликия, Сирия. С сер. III в. Соборы стали созываться по преимуществу в столичных городах провинций под председательством епископов этих городов: в эпоху гонений христианство распространялось по провинциям из их центров, где христ. общины часто были устроены самими апостолами или мужами апостольскими, подобно Церквам Антиохии, Рима, Коринфа, Эфеса. Христ. общины, обязанные своим рождением епископам и проповедникам из Церквей провинциальных столиц, чтили эти Церкви как своих матерей. Их авторитет перерастал в юрисдикционные полномочия, сохранявшиеся в межсоборный период. Этот новый порядок соответствует 34-му Апостольскому правилу: «Епископам всякого народа подобает знать первого в них, и признавать его как главу, и ничего превышающего их власть не творить без его рассуждения». В этом каноне речь идет о первых епископах «всякого народа», но из основ христ. экклезиологии и общепринятых норм канонического права, из сопоставления содержания этого правила с позднейшими канонами с очевидностью вытекает, что слово «народ» употреблено здесь не в этническом значении, а для обозначения провинции,- дело в том, что в названии провинции воспроизводился этноним народности, заселявшей ее до завоевания соответствующего государства или племенного союза Римом, в одних случаях сохранившейся, в большинстве других - ассимилированной греками или латинянами. Иоанн Зонара в толковании на 34-е прав. называет первенствующих «епископов всякого народа» «архиереями митрополии». 9-е прав. Антиохийского Собора, содержательно почти идентичное 34-му Апостольскому, вместо «первого епископа» говорит уже о «епископе митрополии», т. е. М. Первое известное упоминание титула «митрополит» содержится в канонах Вселенского I Собора (325) (правила 4, 6), окончательно определившего его место в церковной иерархии. Поместные Церкви в границах рим. провинций, возглавляемые М., по-гречески именовались одинаково с соответствующими им адм. единицами, епархиями. Поскольку на территории такой «епархии» находилось неск. епископий (епархий), то значения греч. слова παρχα и аналогичного рус. термина расходятся. Греч. епархии соответствуют совр. митрополии или митрополичьему округу .

http://pravenc.ru/text/2563394.html

поиск:   разделы   рассылка Священник Георгий Рябых, и. о. секретаря по взаимоотношениям Церкви и общества ОВЦС МП Православный подход к правам человека Доклад был прочитан 23 февраля на двусторонних богословских собеседованиях между Русской Православной Церковью и Евангелической Церковью в Германии, которые проходили 22 – 28 февраля 2008 года, г. Лютерштадт – Виттенберг. В настоящем докладе предпринимается попытка обозначить возможные пути рассмотрения прав человека через призму христианской сотериологии. Главный вопрос этого исследования звучит следующим образом: что в теории и практике прав человека может содействовать спасению человека, а что создавать для него препятствия? На основе слов святого апостола Павла из послания к римлянам – " Не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю " (Рим. 7, 15) – можно заключить, что один из важных аспектов спасения состоит в том, чтобы, избавившись от греха, человек вновь мог жить согласно своей природе, сотворенной по образу и подобию Божию (Быт. 1, 29). Поэтому человеку так важно иметь правильные представления о своей природе и жизни, которая ей соответствует. Для европейской традиции политической и социальной мысли, зародившейся в системе координат христианского мировоззрения, тема природы человека и соответствующего ей общественного устройства практически всегда была и остается отправным пунктом рассуждений. Последнее замечание справедливо и в отношении концепции прав человека, которые отражают определенное представление о природе человека. Два основных положения, составляющие идейный фундамент политико-юридического механизма прав человека, не просто приемлемы для христианства, но являются аксиомами в христианском учении о спасении. Во-первых, не вызывает сомнения утверждение о том, что каждый человек обладает неотъемлемым достоинством, которое принадлежит его природе. Убежденность в правоте этого представления основывается на библейском учении о сотворении человека по образу и подобию Божию. Во-вторых, не вызывает сомнения признание свободы выбора человека как существенной характеристики его природы. Нельзя отрицать того, что человек в праве распоряжаться собой по собственному усмотрению. Святые Отцы единодушно считают человеческую свободу одним из проявлений Божьего образа. Однако определенное толкование этих аксиом и способы их реализации на практике, могут создавать серьезные трудности на пути спасения христианина, живущего в обществе, признающего и защищающего права человека.

http://religare.ru/2_51756.html

прот. Георгий Митрофанов Священномученик протоиерей Философ Орнатский – выпускник Санкт-Петербургской духовной академии Источник Доклад на Юбилейной богословской конференции, посвященной 285-летию со времени основания и 60-летию возрождения Санкт-Петербургских духовных школ. СПбДА, 10 октября 2006. «Плод ваш есть святость» ( Рим.6:22 ). Эти слова св. апостола Павла нельзя не вспомнить сегодня, когда, обозревая исторический путь Санкт-Петербургской духовной академии, мы размышляем о тех плодах, которые принесла она в ХХ веке. Ибо самым замечательным плодом деятельности нашей духовной школы явился сонм выпускников-новомучеников, занимающий весьма заметное место в насчитывающем около полутора тысяч имен Соборе новомучеников и исповедников Российских, которые были канонизированы в Русской Православной Церкви в последние годы. Одним из наиболее выдающихся среди них по праву является священномученик протоиерей Философ Орнатский . Протоиерей Философ Николаевич Орнатский родился 21 мая 1860 г. в семье сельского священника Новгородской епархии 1 . Первоначально его жизненный путь во многом воспроизводил основные этапы судеб многих сыновей провинциального приходского духовенства. По окончании Кирилловского духовного училища Философ Орнатский поступил в Новгородскую духовную семинарию, успешное окончание которой открыло ему путь в Санкт-Петербургскую духовную академию. Период обучения в являвшейся одной из лучших во всем православном мире духовной академии стал временем начала превращения скромного и благочестивого провинциального юноши в будущего высокообразованного и авторитетного столичного пастыря, свидетельством чего стало предоставление Философу Орнатскому по окончании академического курса в 1885 г. права написания без предварительных экзаменов магистерской диссертации 2 . Однако с детства мечтавший о пастырском служении юноша предпочел ученой академической карьере поприще приходского священника. Вступив 17 июля 1885 г. в брак с Еленой Николаевной Заозерской, Философ Орнатский 28 июля 1885 г. был рукоположен в сан пресвитера и направлен на должность священника и законоучителя в церковь детского приюта принца Петра Георгиевича Ольденбургского 3 . С этого времени и до конца его дней служение приходского пастыря и просветительская деятельность школьного учителя оказались нерасторжимо связаны для отца Философа в качестве важнейших аспектов его церковной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Filosof_Ornats...

протоиерей Владимир Рожков Предисловие Когда я по благословению церковных властей читал курс лекций в Академии, то не предполагал, что они когда-нибудь будут изданы. Первыми моими словами, обращенными к студентам, были следующие: «Забудьте все, что вы читали или слышали от кого-нибудь о Католической Церкви, причем и наши старые учебники тоже давно не соответствуют действительности». Стихия, если так ее можно называть, безграничный и многоликий океан Католической Церкви трудно описать даже в большой книге. Начинаю с главного предмета, разделяющего Православную и Католическую Церкви, с вопроса о примате Римского епископа (о полноте власти над всей Вселенской Церковью , хотя слова католический или кафолический имеют одинаковое значение). Мне нет необходимости доказывать вопрос о главенстве святого апостола Петра над другими апостолами. Вопрос должен стоять о том, насколько Римский папа воспринял это апостольское главенство и насколько он обладает юрисдикцией над всей Церковью . Мне приходилось слышать о моих католических «симпатиях». Не скрою, что многое нахожу полезным в практике канонического права, социального учения, а также разнообразия монашеского призвания, церковного образования и т. д. Нет спора, Апостольская столица – Рим, имеет первенство чести, но к историческому барьеру разделения, накопился тяжкий груз «психологического» барьера. Дай же, Господи, Церкви Твоей мир, и любовь, и согласие, чего так ожидает от Церкви наш секуляризованный мир Протоиерей Владимир Рожков Глава 1. Западная Церковь в первые три века (I–III вв. по Р. Х.) О пребывании святого апостола Петра в Риме Для обрисовки будущих епископов Рима, преемников святого апостола Петра, ставших защитниками и исповедниками веры, прежде всего, необходимо познакомиться с личным пребыванием самого апостола Петра в Риме. С этой точки зрения богословское значение его личного пребывания там, иногда, возможно, слишком переоценивается, как теми, кто это отрицает, так и теми, кто это утверждает. Тем не менее, следует отнести к исторической действительности то, что Петр наверняка был в Риме, претерпел там мученичество и был там похоронен. С исторической точки зрения, это не является спорным вопросом или проблемой, потому что все говорит за, и ничего – против.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/oche...

Расторжение брака Протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право Канонические основания, для расторжения брака Брачный союз прекращается смертью одного из супругов. Идеал христианского брака - абсолютная моногамия, исключающая второй брак. Тем не менее, снисходя к немощи человеческой, христианский закон дозволяет вдовцу или вдовице вступать в новый брак: по слову апостола Павла, «Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти за кого хочет, только в Господе» (1 Кор. 7:39). Христианский брак нерасторжим при жизни супругов, за исключением случаев прелюбодеяния. Господь отвечал фарисеям, искушавшим Его вопросом о том, по всякой ли причине позволительно разводиться с женою: «Но Я говорю вам: кто разводится с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф. 19:9). Апостол Павел в Послании к Римлянам учит: «Замужняя женщина привязана законом к живому мужу... посему если при живом муже выходит за другого, называется прелюбодейцею.» (Рим. 7:2). Христианское учение о нерасторжимости брака при жизни супругов противоречило римской правовой практике, допускавшей как развод по обоюдному согласию (divortium ex consensu), так и развод по требованию одного из супругов, основанному на законном основании (divortium ex rationabile causa). Осуждая свободный развод, Древняя Церковь всячески стремилась отвратить от него своих членов и не принимала в клир второбрачных. Византийские императоры, считаясь, с одной стороны, с укоренившейся в обществе древней практикой, а с другой, с христианским учением о браке, в своих брачных законах не раз запрещали и вновь разрешали свободный развод. В последний раз в византийском праве развод по свободному согласию супругов был разрешен на основании 566-й новеллы Юстина II, отменившего запрет таких разводов, сформулированный в 117-й новелле его предшественника Юстиниана I. Позднейшие сборники гражданского права: «Прохирон,» «Эпанагога» и «Василики» - содержат нормы, запрещающие расторжение брака по свободному согласию супругов, без законной на то причины.

http://sedmitza.ru/lib/text/432461/

Руске архитекте су осмислиле велики зграда, и данас: зграду поште у улици, зграду Владе Министарство иностраних послова, стари Генералштаб, Белог двора, Руски дом и цркву Свете за су прилоге дали и србски званичници, се истицао Никола стари русофил.   У данас има мало потомака руских емиграната, око 2500. Разлози су како сеобе тако и природна са становништвом, тако да се многи од данас као Срби. Рецимо, Виктор Троицки српски тенисер руског порекла. деда био чувени професор права на Универзитету у Суботици, Троицки, великим канонолог Православне Цркве.     ЦРКВЕНА У масом  избеглица су се, због новог поретка Рим претворити у средиште Интернационале, нашло се поприлично црквених делатника – свештенства, монаштва и сабор Србске Православне Цркве 31. августа 1921, донео одлуку да прими под заштиту избегле руске епископе, и да им самосталну над руским свештенством и у СХС и Европи. У знак нарочите и наклоности, су избегли пред црвеним терором су и дворца у Сремским Карловцима.   Сабор заграничних започет на 1921, створио нову црквену на челу се нашао Синод с митрополитом ( Храповицким ).     До 1921. у СХС пристигло око 75 000 ( племства 15%, и радника 20%, чак 65% интелектуалаца, су, како смо рекли,много утицали на два светска рата). Штаб команданта белих, Врангела ( се гроб налази у руском храму Свете у Београду ), смештен у Сремске Карловце. Сви ови жртве трагичних околности, али одани руски нашли су се под духовним Руске Заграничне Цркве. Она у имала осам црквених општина: у Београду, Земуну, Новом Саду, Панчеву, Кикинди, Цркви, и Загребу. Године 1924, по архитекте Сташевског, подигнут поменути храм Свете на београдском У се обрела чудотворна икона Богородице заштитнице руског као и преко двеста руских застава, од су неке биле из доба Наполеонових ратова. Када у Москви од стране комуниста срушена Иверска капела руски су 1931.  подигли Иверску капелу на свом делу Новог у Београду ( то посмртни остаци митрополита Руски храм подигнут у Цркви, а у друга места су стизали свештеници су требе за их и духовно

http://pravoslavie.ru/109702.html

Скачать epub pdf ГРЕХ ОСУЖДЕНИЯ «Мы знаем Того, Кто сказал: «У Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь». И еще: «Господь будет судить народ Свой» ( Евр. 10:30 ). Одним из самых распространенных в нашей жизни грехов является грех осуждения. Для иных осуждение кажется чем-то маловажным. Но по сознанию Церкви Божией – это великий грех , омрачающий, мучающий нашу душу и влекуший за собою тяжелые наказания от Бога. Я не буду говорить об осуждении и понимании на верующих со стороны безбожия и расколов современных. Насмешки и издевательства над православными со стороны неверующих и современных многочисленных раскольников понятны: мы различных религиозных мировоззрений. «Если мир вас ненавидит, – говорит Спаситель о всех верующих в Него, – знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» ( Ин. 15:18–19 ). Я хочу сказать об осуждении в кругу православных. Очень нередко услышишь среди нас осуждения друг друга, а теперь даже решаются осуждать и своих пастырей и святителей. Господь сказал всем нам: «не судите, да не судимы будете» ( Мф. 7:1 ). Ты осуждаешь своего брата: а кто дал тебе право на сие? Разве не знаешь, что у всех нас есть судья – Господь, ты восхищаешь Божии права. «Кто ты, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он или падает... Все мы предстанем на суд Христов... Итак, каждый из нас за себя даст отчет Богу» ( Рим. 14:4, 10, 12 ). Тем более тяжкий грех осуждать своих пастырей. Осуждая служителей Божиих, ты идешь против самого Бога. Представь, что ты осудил чиновника внешней власти, ты пошел не против личности, а против власти и понесешь наказание. Так и здесь, понося служителей Христовых, ты отдашь за сие пред Богом, как и говорит Сам Спаситель о всех православных святителях и пастырях: «Слушающий вас, Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается» ( Лк. 10:16 ). Наши суждения о ближнем редко бывают правильны. Мы судим по своему масштабу: по внешним проявлениям ближнего, а душевного настроения, его сокровенных дум – не знаем.

http://azbyka.ru/otechnik/Onufrij_Gagalu...

Слово в день Тезоименитства Благочестивейшего Государя Императора АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВИЧА, 1884 г. О повиновении властям Всяка душа властем предержащымъ да повинуется: несть бо власть, аще не от Бога. – Темже потреба повиноватися не токмо за гнев, о и за совесть. ( Рим. 13,1, 5 ). Апостольская заповедь о повиновении властям всем так известна, что, по-видимому, излишне и говорить о ней. Но бывают времена, когда оказывается необходимым не только напоминать, но даже и изъяснять самые известные заповеди Закона Божия, так как они по духу разных времен различно понимаются и толкуются, а потому и исполняются не как должно, или вовсе остаются без исполнения. Наше время именно относится к такому роду времен. Какие заповеди Божии у нас ныне, по духу современного просвещения, не толкуются превратно, или не признаются лишними для нас, людей образованных? Такой же участи подвергается ныне и заповедь о повиновении властям. По современному убеждению образование должно само по себе сделать совершенными всех людей, и потому чуть не каждый, вкусивший образования, ныне почитает себя более или менее свободным от влияния власти, так как он сам знает, что ему надобно делать, и сам может управить собою. Это право самоуправления, расширенное до крайней степени поборниками новых учений, распространяется не только на отдельные личности и частные учреждения, но и на целые народы. Поэтому власть ныне одними признается совсем лишнею, другими – нужною только на время для грубых масс, неспособных управлять собою. Этот взгляд разделяют, к сожалению, и многие властные люди, и как будто стыдятся своей власти и спрашивают себя: уж нужны ли мы в самом деле? Не пора ли нам отказаться от присвоенных нам прав и преимуществ? A многие, если еще не доходят до подобного убеждения, то уже непременно стараются смягчить свою власть, так сказать, припрятать свои права, спеша слиться со всеми, даже подвластными им людьми, чтобы не оскорбить кого-нибудь проявлением своего высокого общественного положения. Это взгляд далекий от смысла заповеди апостольской.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010