Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ЧАСТЬ II Право и Церковь Рецепция римского права в Византии. Понятие византийского права Правовая культура В. и. с начала ее истории вплоть до падения К-поля была основана на рецепции классического римского права . Источники рим. права подразделялись на законы (имп. конституции) (leges) и сочинения классиков рим. юридической мысли (iura). Попытки систематизации правового наследия ограничивались на первых порах только законами и были результатом частной инициативы. Так, в кон. III - нач. IV в. по Р. Х. были созданы сборники имп. конституций от имп. Адриана (117-138) до кон. III в. (Codex Gregorianus) и далее до имп. Константина I (306/324-337) (т. н. Codex Hermogenianus). Однако только с принятием христианства в качестве офиц. религии и созданием христ. империи начинается история гос. кодификации рим. права. При имп. Феодосии II был составлен и издан Кодекс Феодосия (Codex Theodosianus, 429-438), в к-ром были собраны и систематизированы имп. конституции начиная с Константина I. Кодекс включает 16 тематических книг, подразделяющихся на титулы, внутри к-рых отдельные конституции расположены в хронологическом порядке. Конституции, к-рые появились после издания Кодекса Феодосия, получили название «феодосиевых» новелл (leges novellae - новые законы). Императоры Юстиниан, Лев III и Константин V. Юридический сборник (Marc. gr. 172. Fol. 27v). XIII - XIV вв.) Императоры Юстиниан, Лев III и Константин V. Юридический сборник (Marc. gr. 172. Fol. 27v). XIII - XIV вв.) В 1-й пол. VI в., при имп. Юстиниане I, была реализована грандиозная программа кодификации всего рим. права, охватившая как законы, изданные при прежних императорах, так и теоретические сочинения. Новую кодификацию составили неск. книг: Кодекс Юстиниана (Codex Iustiniani), включивший в себя более 4600 имп. указов - от Адриана до Юстиниана; «Дигесты» , или «Пандекты» (лат. Digesta; греч. Πανδκται, 530-533),- сборник из 7 частей (50 книг, 150 тыс. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЛОВ Алексей Степанович (12.05.1832, Томская губ.- 16.08. 1898, Москва), рус. ученый-канонист, доктор церковного права, чл.-кор. имп. АН (с 1873). Сын причетника из Томской губ., по окончании семинарии, в 1854 г., поступил в КазДА. Окончив ее 1-м магистром богословия, в 1859 г. П. был назначен преподавателем Казанской ДС по общей и церковной истории, затем перешел на кафедру литургики и канонического права КазДА (с 10 янв. 1859). В 1864 г. преподавал в Казанском ун-те на кафедре церковного права. В 1865 г. командирован за границу на год; работал гл. обр. в Гейдельбергском ун-те, где познакомился с канонистом Цахарие фон Лингенталем . В 1867 г. П. стал экстраординарным профессором КазДА; в 1869-1875 гг. являлся ординарным профессором канонического права в Новороссийском ун-те (Одесса); с 1875 г. до своей кончины П. был профессором канонического права в Московском ун-те и преподавателем рим. права в лицее им. цесаревича Николая. А. С. Павлов. Фотография. 1889 г. А. С. Павлов. Фотография. 1889 г. В начале служебной деятельности П. написал неск. статей по литургике. Среди них - «Древние русские пасхалии на осьмую тысячу лет» (ПС. 1860. Ч. 3. С. 331-356), «Древние христианские праздники в честь мучеников» (Странник. 1860. 7. Отд. 2. С. 1-23), «Страстная неделя» (ДБ. 1860. 14. С. 409-428), «О празднике Пятидесятницы» (Там же. 1861. 23. С. 121-131). Дальнейшие его исследования посвящены проблемам церковного права. Основной темой его научных трудов стало развитие традиций канонического права в средневековой Руси и их истоки в Византии и в славянских балканских странах. Цель своих трудов П. видел в написании истории визант. права у южных славян и на Руси. В Казани П. издал неск. работ по каноническому праву: «О кормчей инока-князя Вассиана Патрикеева» (ПС. 1862. Ч. 3. С. 93-112), «Личные отношения супругов по греко-римскому праву» (УЗ Каз. ун-та. 1865. Ч. 1. С. 89-104), «Об участии мирян в делах Церкви с точки зрения православного» (речь, произнесенная на университетском акте; Там же. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЕКРЕТИСТЫ [лат. decretistae; нем. Dekretisten; англ. decretists; франц. dé-crétistes], канонисты, занимавшиеся толкованием Декрета Грациана . С деятельностью Д. связано оформление церковной юриспруденции как науки (во 2-й пол. XII в.). Расцвет декретистики как раздела канонистики, изучавшего Декрет Грациана, приходится на посл. треть XII - 1-ю треть XIII в. После появления ординарной глоссы Иоанна Тевтона на Декрет Грациана в 1216-1217 гг. деятельность Д. сводится к комментированию глоссы. С изданием Декреталий Григория IX (иначе «Liber Extra») усилия канонистов были направлены в основном на изучение декретального права . Определяющую роль в развитии декретистики и канонистики в целом сыграл процесс рецепции рим. права в XII-XIII вв. (особенно в Болонье). Канонисты заимствовали разработанные глоссаторами приемы и методы комментирования и цитирования правовых сводов. Изучение правовых сводов, в т. ч. Декрета Грациана, было вызвано потребностями преподавания права, что обусловило специфику жанров юридической лит-ры, заимствованных у глоссаторов. Помимо глосс Д. создавали и более пространные комментарии на Декрет (Summae, Commentum), а также трактаты, в к-рых рассматривались различные правовые проблемы и вопросы (Distinctiones, Casus, Notabilia, Quaestiones и др.), и эксцерпты, сокращенные варианты Декрета, подборки выдержек из него (Abbreviationes и др.). Разделение канонистов на Д. и декреталистов не было жестким, многие из канонистов комментировали и Декрет и своды декретального права. Сохранились, напр., отдельные глоссы и небольшие комментарии на Декрет декреталистов Бернарда Павийского, Петра Испанского, Алана Английского, Дамаса Венгерского, Раймунда Пеньяфортского , Гвидо де Баизио и др. Нек-рые глоссаторы кон. XII в. писали комментарии к Декрету Грациана (напр., Гвиберт из Борнадо), а часть Д.- к сводам рим. права ( Иоанн Фавентин , Бассиан (был 1-м д-ром канонического и рим. права), Меленд и Гугуччо Пизанский). |
2. Воплощение Бога в Иисусе Христе проявляет Божию любовь по отношению к созданному Им миру и людям (Ин. 3, 16). Через воплощение Христос соединил Свою Божественную природу с человеческой природой и тем сделал возможным спасение. Будучи образом Божиим, человек призван поступать соответственно Божией любви и милосердию. Следуя пострадавшему за людей Христу, воплотившемуся Богу, он должен жертвенно любить ближних (Фил. 2, 5-11). 3. Существование человека предусматривает как права, так и обязанности. Ко всем людям необходимо относиться по факту творения с уважением, в соответствии с их человеческой ценностью. Права человека не должны нарушаться, они принадлежат каждому человеку, и обеспечение их реализации является задачей общества. 4. Осуществляя права человека и свободы, христиане должны следовать примеру своего Господа и быть верными заповедям Божиим (Мк. 10, 29-31). Это предусматривает также ответственность перед ближними и обществом. 5. Свобода вероисповедания – основополагающее право человека. Государство имеет особую ответственность – создать условия как для индивидуального, так и для совместного исповедания веры. 6. Для христиан важно иметь возможность исповедовать свою веру в обществе и проявлять веру и любовь в различных областях общественной деятельности (Гал. 5, 6). 7. В случае, если общественное законодательство трактует основные права граждан вразрез со Словом Божиим или препятствует их реализации, Церкви и христианам необходимо, следуя совету Апостола, слушать больше Бога, нежели людей (Деян. 4, 19-20; 5, 29). 8. В права человека входят, кроме права на вероисповедание, также право на жизнь, основные социальные, политические и экономические права, в том числе свобода собраний и ассоциаций, свобода слова, а также право на труд и достойную жизнь. Перед Церковью стоит задача защищать права человека по отношению ко всем людям и, кроме того, подчеркивать важность выполнения обязанностей в соответствии с принципом взаимности (Мф. 7, 12; Рим. 13, 8). 9. Следует продолжать дискуссию о ценности человеческой личности, о правах и обязанностях человека между нашими Церквами. В ходе наших дискуссий возник также вопрос о власти и о применении силы. Нам необходимо изучать эту проблематику более подробно на последующих богословских собеседованиях. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН ТЕВТОН [Иоанн Немецкий; лат. Johannes Teutonicus] (ок. 1170 - 25.04.1245 или 1246, Хальберштадт, Саксония), средневек. канонист. Совр. исследователи, опираясь на косвенные свидетельства, вслед за И. Ф. фон Шульте ( Schulte. 1881) отождествляют И. Т. с магистром Иоанном Цемекой, или Земекой, настоятелем (пробстом) кафедрального собора г. Хальберштадт. В рукописи 2-й пол. XIII в. сохранилась копия заключения (consilium) по каноническому вопросу, написанного между 1223 и 1232 гг., его автор именует себя «Иоанном… магистром и хальберштадтским настоятелем». В стихотворной эпитафии на надгробии (кон. XV или в нач. XVI в.) настоятеля кафедрального собора Иоанна о нем говорится как о «светиле папского права». Сведений о происхождении И. Т. в источниках не сохранилось, однако есть упоминания о нем у историков права Нового времени, основанные, очевидно, на устной традиции. Исходя из сословного положения др. настоятелей кафедрального собора г. Хальберштадт и из социальной структуры соборного капитула, исследователи предполагают, что И. Т. происходил из достаточно знатного рода (по др. версии - из небогатых горожан). В кон. XII в. он слушал в Болонье лекции по рим. праву знаменитого юриста Ацо. Изучал каноническое право, к-рое стало затем его специальностью как преподавателя. Ок. 1214 г. И. Т. начал работу над аппаратом глосс к Декрету Грациана (закончил в кон. 1216 или 1217). В этом сочинении он сопоставил юридические теории Грациана с положениями более позднего декретального права и с доктринами канонистов. В работе он опирался на «Сумму» Гугуччо Пизанского, на «Glossa Palatina» Лаврентия Испанского, на труды Иоанна Фавентина , Бациана, Меленда, Гандульфа, Руфина, Петра Испанского, Паукапалеи, Этьена из Турне. Из сочинений цивилистов (юристов рим. права) И. Т. обращался к трудам Булгара, Мартина, Иоанна Базиана, Пиллия, Ацо; также он учитывал новейшее декретальное законодательство (Compilamio I, II и III), постановления Латеранского IV Собора (1215). В глоссах И. Т. нередко выражал свои взгляды в полемической форме. Широкий охват материала и вместе с тем краткость изложения, точность определений применительно к абстрактным формулировкам мн. положений права обеспечили аппарату глосс И. Т. известность на фак-тах права; впосл. этот аппарат глосс приобрел статус ординарного (см. Glossa ordinaria ). После обнародования папой Римским Григорием IX нового офиц. сборника декретального права (Liber Extra (1234) - см. Декреталии Григория IX ) аппарат глосс И. Т. оказался частично устаревшим. После 1245 г. канонист Бартоломео Брешианский отредактировал сочинение И. Т., приведя его форму и содержание в соответствие с материалами «Liber Extra». В обновленном виде аппарат глосс И. Т. сопровождал списки, а затем и печатные издания Декрета Грациана вплоть до кон. XVII в. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЛИМЕНТ XIII (7.03.1693, Венеция - 2.02.1769, Рим; до избрания папой - Карло делла Торре ди Реццонико), папа Римский (с 6 июля 1758). В 1640 г. его отец перебрался в Венецию из Комо, разбогател на торговле; в 1687 г. имя Реццонико было внесено в венецианскую «Золотую книгу» (за уплату 100 тыс. дукатов). В 1703-1711 гг. получил начальное образование в иезуитской коллегии в Болонье, затем продолжил обучение в ун-те Падуи; в 1713 г. получил степень д-ра гражданского и канонического права (in utroque iuro). В том же году приехал в Рим, где продолжил изучать право в Академии церковной знати под рук. известного адвоката Дж. Ланфредини. В 1716 г. рукоположен в сан пресвитера и поступил на службу в Римскую курию. 28 мая получил должность референдария (протонотария) трибунала Апостольской сигнатуры (см. ст. Трибуналы Римско-католической Церкви ). Вскоре папа Римский Климент XI назначил его наместником в Риети (Умбрия), а с 1721 г.- наместником в Фано (Марке). В 1723 г. папой Римским Иннокентием XIII возвращен в Рим и назначен юристом в конгрегацию Консульты. В 1728 г. папа Римский Бенедикт XIII перевел Реццонико на должность аудитора папского суда Римская Рота (см. Rota Romana ), где ему были доверены дела Венецианской республики. Климент XIII, папа Римский. 1758 г. Худож. А. Р. Менгс (Национальная пинакотека в Болонье) Климент XIII, папа Римский. 1758 г. Худож. А. Р. Менгс (Национальная пинакотека в Болонье) 20 дек. 1737 г. по представлению от Венецианской республики папа Римский Климент XII возвел Реццонико в достоинство кардинала; 27 янв. 1738 г. он получил титул кардинала-диакона рим. ц. Сан-Никола-ин-Карчере. Впосл. в ходе ротации в коллегии кардиналов получил титул кардинала-пресвитера рим. ц. Санта-Мария-ин-Арачели (15 мая 1747), затем титул кардинала-пресвитера рим. ц. Сан-Марко (17 февр. 1755). 11 марта 1743 г. папа Римский Бенедикт XIV назначил его епископом Падуи. Епископское рукоположение, состоявшееся 19 марта в рим. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание «ДИГЕСТЫ» ЮСТИНИАНА «Дигесты» Юстиниана [лат. Digesta Iustiniani; греч. Πανδκται; Пандекты], наиболее известный и крупный сборник фрагментов произведений рим. юристов I-III вв. Составлен по указанию визант. имп. св. Юстиниана I в 530-533 гг. комиссией во главе с юристом Трибонианом из Каппадокии в рамках крупномасштабной реформы законодательства и юридического образования в Византии. «Д.» Ю. составляют 2-ю, наиболее объемную часть Corpus juris civilis (Свод гражданского права - под этим общим названием части юстиниановской кодификации были соединены в средние века начиная с XII в.) имп. Юстиниана I. Составление «Д.» Ю. было обусловлено необходимостью упорядочить источники рим. права, произведения рим. юристов II-III вв. (ius) и имп. конституции (leges). Первые составляли обширный и неудобный в употреблении корпус лит-ры, которую не всегда понимали юристы, судьи, гос. деятели поздней античности. Кроме того, с течением времени сочинения юристов II-III вв. постепенно становились «древним правом» (ius vetus), к-рое не отражало изменений в действующем праве. По сравнению с имп. конституциями (с кон. III в. было составлено 3 кодекса: частные - Codex Gregorianus и Codex Hermogenianus и офиц.- Кодекс имп. Феодосия II Младшего (438)) упорядочение и обновление юридической лит-ры было менее успешным. В 321 г., чтобы облегчить работу с юридическими сочинениями, имп. равноап. Константин I Великий лишил силы замечания юристов Ульпиана и Павла к сочинениям Папиниана, который был признан величайшим авторитетом (CJ. 9. 51. 13 pr.). В 426 г. императоры Феодосий II и Валентиниан III издали конституцию (т. н. закон о цитировании - Lex Allegatoria: CTh. 1. 4. 3) об обязательности правовых позиций 5 корифеев рим. юриспруденции - Папиниана, Павла, Ульпиана, Гая и Модестина. В IV-V вв. появились небольшие частные сборники сочинений юристов (в т. ч. Сирийско-Римский судебник V в., Fragmenta Vaticana нач. V в., Сентенции Павла). Однако в целом задача по упорядочению и обновлению «древнего права» вплоть до составления «Д.» Ю. оставалась нерешенной. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОЛЛЕГИИ ПАПСКИЕ в Риме, духовные учебно-воспитательные и образовательные учреждения Римско-католической Церкви, находящиеся в ведении Папского престола, представляют собой общежития буд. клириков - студентов различных римских университетов папских или институтов и факультетов папских , организованные по национально-языковому или обрядовому (для студентов, принадлежащих к Восточным католическим Церквам ) принципу; при некоторых К. п. для проживающих в них студентов организуется преподавание отдельных курсов. Внутренний распорядок К. п. подразумевает участие в общих богослужениях в домовом храме, совместную трапезу, работу в б-ке и др. элементы жизни духовных семинарий, что позволяет совместить подготовку (формацию) буд. клириков с их обучением в католич. учебных заведениях в Риме. Старейшей из К. п. в Риме является коллегия Капраника (Almo Collegio Capranica), основанная 5 янв. 1457 г. кард. Доменико Капраникой для юношей из рим. семей, к-рые после изучения курсов богословия и канонического права в рим. ун-те Сапиенца могли принять священнический сан и поступить на работу в ведомства Папского престола. С 1459 г. попечение о коллегии взяло на себя рим. братство Святейшего Спасителя. В 1478 г. с разрешения папы Сикста IV кард. Анджело Капраника построил для коллегии здание рядом с Палаццо-Капраника и рим. ц. Санта-Мария-ин-Акуиро. С сер. XVI в. студенты коллегии Капраника стали посещать занятия в Римской коллегии (впосл. преобразована в папский Григорианский университет ). С сер. XIX в. часть студентов коллегии Капраника также обучается в Папской академии церковной знати (ныне Папская церковная академия), где ведется подготовка буд. сотрудников Государственного секретариата Папского престола. В 1917 г. папа Римский Бенедикт XV, выпускник коллегии Капраника, поручил ее студентам, имеющим священнический сан, попечение о совершении богослужений в рим. базилике Санта-Мария-Маджоре. В наст. время в коллегию принимаются также студенты из Поместных Православных Церквей, в т. ч. из РПЦ. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЕРДНИКОВ Илья Степанович (13.07.1839, Вятская губ.- 30.09. 1915, Казань), канонист, проф. КазДА. Сын сельского причетника Вятской епархии. В 1860 г. окончил Вятскую ДС, в 1864 г.- КазДА (первым магистром), оставлен при академии в звании бакалавра по кафедре каноники и литургики вместо ушедшего из КазДА А. С. Павлова . Знал франц., греч., араб., татар., монг. и калм. языки. Возведен в звание экстраординарного профессора 3 мая 1869 г. Помимо церковного права Б. с 4 окт. 1871 по 18 марта 1872 г. преподавал в КазДА литургику. С 1871 по 1876 г. и в 1877/78 уч. г. читал курс церковного права в Казанском имп. ун-те. 7 июня 1881 г. Б. защитил дис. «Государственное положение религии в Римско-византийской империи. Том 1: Государственное положение религии в Римской империи (до Константина Великого)» на степень д-ра богословия (утвержден Святейшим Синодом 25 нояб. 1881). Значительная часть диссертации Б. отводилась исследованию происхождения, фактического и правового положения гос. религии в Римской империи до Р. Х., участия рим. религии в гос. делах, обязательности для рим. гражданина исповедания гос. культа. Последняя глава посвящена Церкви Христовой как самостоятельному, не зависящему от гос-ва религ. обществу и положению христианства в Римской империи до Константина Великого. Б. усматривал социально-правовое различие в характере, статусе и положении рим. языческой религии и христианства в том, что рим. гос. культ «не нес в себе задатков к самостоятельному существованию помимо государства» (Государственное положение религии в Римско-византийской империи. С. 564). Церковь же Христова, напротив, с первых веков христианства явилась в мир как самостоятельное общество, по своему происхождению, средствам, задачам, внутренним законам и управлению не зависящее от гос-ва. Церковь зависит от гос-ва только по своему внешнему положению в нем, в остальном же достигает своей цели самостоятельно, без помощи светской власти, что и доказали уже первые 3 века христианства (Там же. С. 565). |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАРДИНАЛ [лат. cardinalis], высшее после папы Римского достоинство в иерархии Римско-католической Церкви. Действующий Кодекс канонического права 1983 г. (см. Codex juris canonici ) в разд. «Кардиналы святой Римской Церкви» (De Sanctae Romanae Ecclesiae Cardinalibus; CIC. 349-359) указывает 2 главные функции К.- избрание папы Римского на особой коллегии (см. Конклав ) и помощь папе Римскому в управлении католич. Церковью как в составе коллегии (см. Консистория папская ), так и при исполнении различных должностей (CIC. 349). К. условно делятся на 2 группы: куриальных, т. е. служащих на разных должностях в Римской курии , и возведенных в кардинальское достоинство иерархов, возглавляющих крупные архиеп-ства; иногда достоинство К. может присваиваться лицам, не имеющим значительных церковных должностей, напр. выдающимся богословам. После Ватиканского II Собора на деятельность К. как правящих епископов и руководителей дикастерий Римской курии действует возрастное ограничение: по достижении 75 лет К., сохраняя все права и привилегии, обязан подать прошение об отставке с должности папе Римскому, к-рый, «взвесив все обстоятельства, примет свое решение» (CIC. 354; 401 § 1). Все К. составляют коллегию кардиналов во главе с деканом (в Кодексе канонического права 1917 г. она именовалась «сенатом Римского понтифика» (Senatus Romani Pontificis) - CIC (1917). 230). Коллегия К. делится на 3 чина: К.-епископов, К.-пресвитеров и К.-диаконов. Это деление носит исторический характер, являясь символом принадлежности К. к рим. клиру, а не степенью священства каждого из К., и не сказывается на правах и привилегиях К., к-рыми они наделяются в равном объеме. После издания папой Римским Павлом VI motu proprio «Ad Purpuratorum Patrum» (11 февр. 1965) в число К.-епископов включаются патриархи Восточных католических Церквей , возведенные в достоинство К. (CIC. 350 § 1). Согласно наиболее распространенной версии, в Римской Церкви термин «кардинал» связан с глаголом incardinare - «назначать на церковные должности», прежде всего на должность настоятеля рим. прихода, т. н. титульных церквей Рима (tituli cardinales), т. е. закреплять пресвитера за конкретным римским храмом, титулом (intitulatus, incardinatus). Одно из первых употреблений глагола incardinare в этом смысле встречается в посланиях папы Римского свт. Григория I Великого (см. ст. Инкардинация ). До XII в. термин «кардинал» иногда употреблялся в этом смысле и в отношении священнослужителей иных диоцезов, но со временем сохранился только в отношении рим. клира. |
| |