Какие выводы можно сделать из канонов, процитированных здесь, применительно к современной практике? Очевидно, и ныне должно оставаться недопустимым молитвенное общение с еретиками в том смысле, в каком этот термин употребляет Василий Великий в своем 1 правиле (то есть иеговистами, приверженцами Богородичного центра, и подобными им), а также с лицами, подвергшимися отлучению лично, что, вероятно, целесообразно распространить и на всех схизматиков, персонально участвовавших в учении расколов. Евхаристическое общение недопустимо со всеми вообще, кто не принадлежит к канонической Православной Церкви, потому что евхаристическое общение собственно и является самым полным выражением единства церковного, при наличии которого разногласия по вопросам церковно-административным и даже частичным богословским не в состоянии повредить единство церковное, пока они не приведут к разрыву общения. Что же касается молитвенного общения с инославными, которые присоединяются к Православной Церкви по 2 и 3 чину, то есть теми, кто принадлежит Католической, Старокатолической, протестантским, нехалкидонским, старообрядческим Церквам; то, по мысли, лежащей в основе канонов, молитвенное общение с ними предосудительно в той мере, в какой оно способно породить или питать религиозный индифферентизм или, добавим, вводить в соблазн верных. При этом следует учитывать и такие обстоятельства. В условиях современной жизни, когда Православная Церковь , с одной стороны, существует не в катакомбах, а вполне легально и в то же время в большинстве государств от государства отделена, нет ни возможности, ни, очевидно, большого смысла в том, чтобы заграждать вхождение в православный храм, даже во время богослужения каким бы то ни было лицам, в том числе неверующим, иноверцам. Было бы противоестественно и неразумно искусственным образом не впускать в храм инославных христиан или препятствовать им молиться в храме вместе с православными. Православные паломники с древних пор посещали неправославные, в частности, католические храмы, где хранятся православные святыни – храм святителя Николая в Бари, собор св. Петра в Риме и множество других католических церквей Рима. Присутствие православных в таких храмах во время католического богослужения при этом не представляется чем-то скандальным и выявляющим религиозный индифферентизм.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Разобщение с западом Русские по началу своей истории были народом вполне европейским, ничем роковым образом неотделенным от своих западных собратьев. Напротив, они находились в постоянных и самых деятельных торговых сношениях почти со всеми странами и народностями Европы, как и соседней Азии. Эти постоянные житейские сношения не затруднялись никакими препятствиями принципиального, идейного характера. Стихийные экономические и политические интересы и выгоды играли тут единственную роль. Идейные соображения для разъединения и вражды с чужестранными народами у русских явились только с водворением у них христианства. То было время разделения церквей и разгара страстной религиозной полемики Востока и Запада. Русским, принявшим греческую веру, также предстояло определить свое религиозное отношение, не только к восточным иноверцам, но и к христианским народам латинского обряда. Оставалось: или усвоить греческий взгляд на римскую веру, или выработать свой собственный. Русские «младенцы в вере» – естественным образом в теории примкнули к грекам. У самих греков отношения к латинам не имели строгого однообразия. Там существовали на этот счет две точки зрения; одна умеренная, согласная с канонами, воспрещавшая лишь богослужебное и брачное общение с латинянами, как с еретиками, и другая преобладающая – крайняя, фанатичная, видевшая осквернение во всяком даже малейшем житейском общении с ними. Русские под влиянием митрополитов греков, представлявших все римское в черном свете, в частности по мотивам соперничества из-за церковной власти над Русью, должны были постепенно усвоить эту крайнюю греческую точку зрения. Учителя наши в этом случае были строги. Самое милостивое по отношению к латинянам наставление митр Uoahha II выражается так: «есть вместе с ними, в случае нужды, ради любви Христовой, не совсем предосудительно». Большинство же голосов было безусловно – отрицательных. Митр. Георгий говорит: «не подобает у латыни камкати, ни молитвы взимати и пития из единыя чаши ни ясти, ни дати им».

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

К этому добавим лишь, что Определением Св. Синода 19–23 дек. – 18 марта 1885 и 1886 гг. за 2899, предоставлено епархиальным преосвященным, в особенных случаях, разрешать миссионерам и приходским священникам совершать литургию на переносных антиминсах и престолах, как в молитвенных домах и часовнях, так и в других приспособленных к сему зданиях, а равно и в открытом месте. О религиозном общении с иноверцами и еретиками (Из книги проф. М. Красножена «Иноверцы на Руси», Юрьев, 1903, стр. 58–66, 139–145) Древние христиане не прерывали со своими согражданами иноверцами обыкновенного житейского общения. Это правило устанавливалось частию неизбежностию житейских связей при совместном гражданском общежитии, а с другой стороны, оно вытекало из свойственного христианам уважения к порядку общественной жизни и заповеданной им любви ко всем людям, а не к одним единоверцам. Христиане вели со своими согражданами иноверцами как деловые сношения, так и частные знакомства. Они ходили к своим знакомым и друзьям среди язычников по приглашению на домашние празднества, устроявшиеся, например, по случаю сговора, свадьбы, наречения имени младенцу, первого надевания сыном мужской тоги, разделяли с ними в этих случаях пищу и удовольствия, были даже невольными зрителями языческих жертвоприношений и обрядов, при этом совершавшихся. Они не имели предубеждения против того, что продавалось на торгу язычниками, и без стеснения покупали и употребляли, что было нужно. Они были чужды чувству нерасположения к иноверцам. По заповеди апостольской, они молились за язычников, подавали им милостыню, изгоняли из них бесов, исцеляли их больных посредством помазания елеем, во время народных бедствий ухаживали за больными, хоронили умерших, вообще, благотворили, чем могли. Но христиане отделялись от язычников по своей вере и по своему образу жизни. Различие это было так резко, что не допускало никакого религиозного общения между последователями того и другого культа. Уже апостол Павел не позволил иметь религиозного общения с людьми, не последующими истинному учению Христову 257 и заветам апостольским 258 . Заповедь апостола, запрещающая православным иметь религиозное общение с еретиками, повторяется во многих церковных правилах.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Помимо опубликованных отзывов Леонтьева о Соловьеве существует тезисный план, который мог послужить наброском для статьи и был послан о. И. Фуделю в последние годы жизни Леонтьева. Учитывая его несомненный интерес для объективной характеристики отношений Леонтьева и Соловьева, публикуем его целиком по леонтьевской рукописи (РГАЛИ, ф. 290, оп. 2, ед. хр. 28, л. 1–1об.). «Разные стороны учения Влад. Соловьева; их надо различать. 1. Его же догматические взгляды (специальные), которые нашим духовенством отвергаются. Напр : особенное значение ап Петра и гор Рима; filioque и т. д. Сюда же можно отнести историческ его взгляды на разделение Церквей. 2. Его недоброжелательное отношение к Патриархатам Русскому и Восточным. Его грубое презрение к Св. Синоду и т. п. не доказывает; грешно и грубо 3. Теория развития Церкви... (Весьма верно и неоспоримо, но в Рим еще не ведет.) 4. Отрицание Русск культуры. Возражение двояко: 1) весьма даже особые нравы и, в особ , государств строй – не исключают религиозн единства (Испания и Польша); 2) Русск культуры нет – один вопрос; Русск культуры особой не нужно и в будущем: другое дело. Что ее почти нет – можно согласиться, что ее не будет и по разреш вост вопроса – еще неизвестно. А нужна ли она или нет – дело опять другое. 5. Гуманитарность его пресности и пошлости. Евреи. Польша; глупые просто нападки на великих государств деятелей, кроме тех, которые ежу нужны для его теории (Петр – хорош, а лорд Клейн – позор и Муравьев) против войн и завоеваний. А если Царь и Папа согласились бы лоском положить всю рациональную демократию, он бы или должен признать Папу погрешимым, или возрадоваться?.. 6. Религиозн основы прекрасны и, кажется, вовсе правильны... Впрочем, не решаю последнего. 7. Объясн Ветхого Завета. Удивительно хороши. Гениальны! О согласии же с учением св. отцов не берусь судить. В Оптиной судьи невнимательны и спросить не у кого... Мнения высших богословов не знаю. 8. В спорах недобросовестен... (Ярош). 9. Видимо, не богобоязнен и в самом деле вообразил себя помазанником каким-то!

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

В Русской Православной Церкви Святейший Синод впервые разрешил в 1797 году православным священникам при сопровождении в известных случаях тела усопшего неправославного ограничиваться только пением Трисвятого. В «Настольной книге священно-церковнослужителей» указывается: « Запрещается погребение иноверцев по обряду Православной Церкви; но если умрет иноверец христианского исповедания и " не будет священника или пастора ни того исповедания, к которому умерший принадлежал, ни иного, то проводить труп с места до кладбища обязан священник православного исповедания по правилам, в своде церковных законов означенным " , согласно которым священнику следует усопшего " провождать с места до кладбища в ризах и епитрахили и опускать в землю при пении стиха: Святый Боже " (Указ Святейшего Синода от 24 августа 1797 г.)» с. 1346]. Святитель Филарет Московский в этой связи замечает: «По правилам церковным было бы справедливо, если бы Св. Синод и сего не разрешил. Разрешая сие, он употребил снисхождение и оказал уважение душе, имеющей на себе печать крещения во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Более требовать нет права» с. 1347]. Настольная книга поясняет также следующее: « Обязательность для православного священника погребения иноверца христианского исповедания обусловливается отсутствием духовнаго лица других христианских исповеданий, в чем православный священник и должен убедиться, прежде чем исполнит просьбу о погребении им иноверца (Церковный вестник. 1906, 20). Святейшим Синодом в определении от 10-15 марта 1847 года было постановлено: 1) при погребении военных чинов римско-католическаго, лютеранскаго и реформатскаго исповеданий православное духовенство может, по приглашению, исполнять только то, что сказано в указе Св. Синода 24 авг. 1797 г. (провожать до кладбища с пением Трисвятого. - свящ. К.Б.); 2) православное духовенство не имеет права отпевать таковых умерших по чиноположению Православной Церкви; 3) тело умершаго иноверца христианскаго исповедания не может быть вносимо пред погребением в православную церковь; 4) полковое православное духовенство по таковым чинам не может совершать домовых панихид и включать их в церковное поминовение (Дело Архива Св. Синода 1847 г., 2513)» с. 1346].

http://ruskline.ru/opp/2017/noyabr/01/o_...

СЛОВО ПРОТИВ ЕРЕСИ НОВГОРОДСКИХ ЕРЕТИКОВ, УТВЕРЖДАЮЩИХ, ЧТО НЕ СЛЕДУЕТ ОСУЖДАТЬ НИ ЕРЕТИКА, НИ ВЕРООТСТУПНИКА. ЗДЕСЬ ЖЕ ДАНО РАССУЖДЕНИЕ ПО БОЖЕСТВЕННОМУ ПИСАНИЮ О ТОМ, ЧТО ЕРЕТИКА И ВЕРООТСТУПНИКА НЕ ТОЛЬКО ОСУЖДАТЬ, НО И ПРОКЛИНАТЬ СЛЕДУЕТ, А ЦАРЯМ, КНЯЗЬЯМ И СУДЬЯМ СЛЕДУЕТ ОТПРАВЛЯТЬ ИХ В ЗАТОЧЕНИЕ И ПОДВЕРГАТЬ ЖЕСТОКИМ КАЗНЯМ Поскольку теперь новоявленные новгородские еретики – протопоп Алексей, поп Денис, Федор Курицын и многие другие, рассуждающие подобным образом, – сотворили много зла, которого ни высказать устами, ни описать словом, ни объять умом, такую хулу изрекли они на святую животворную Троицу, на Пречистую Богородицу, на великого Иоанна Предтечу и на все святыни и столько осквернений нанесли они святым Божьим церквам, честному и животворящему кресту, всечестным иконам, – и, сотворив столько такого зла, устрашились они ревности православных о благочестии, чтобы, увидев такое зло, не осудили те их на соборе в согласии с божественными установлениями на окончательную гибель в этой жизни и в будущей, – поэтому-то и приложили они все силы к тому, чтобы ввести в заблуждение православных, и в намерении запугать истинно верующих изрекали такие речи, что, дескать, не нужно осуждать ни вероотступника, ни еретика, ссылаясь в качестве свидетельства на слово Господа, который сказал: «Не осуждайте, чтобы и вас не осуждали», и святого Иоанна Златоуста , который говорит, что никого не нужно ни ненавидеть, ни осуждать – ни неверного, ни еретика, и не нужно также еретика убивать, но если необходимо судить еретика или вероотступника, то пусть его судят по царским и гражданским законам, и не монахи, да и не миряне, если не имеют они отношения к суду. Кто хочет точно уяснить себе слова Господа: «Не осуждайте, чтобы и вас не осуждали», путь прочтет свидетельства божественных сочинений, что об этом написали святые, преподобные и богоносные отцы наши – святой Иоанн Златоуст , Василий Великий , божественный Афанасий Великий и многие другие святые отцы наши. А достойнейший и превосходный преподобный отец наш Никон из этих сочинений сделал выборки и изложил в своей большой книге, в тридцать девятом слове.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таким образом, князья и военачальники, частные лица – мужчины и женщины – и каждый православный, осуждая вместе с архиереями и священниками еретиков, составили божественные правила, наставляемые живым и животворящим Духом. К тому же и гражданские законы прибавили они к божественным правилам, по которым еретиков не только осуждают, но подвергают проклятиям и жестоким казням. СЛОВО НА ЕРЕСЬ НОВГОРОДЦКИХ ЕРЕТИКОВЪ, ГЛАГОЛЮЩИХ, ЯКО НЕ ПОДОБАЕТЪ ОСУЖАТИ НИ ЕРЕТИКА, НИЖЕ ОТСТУПЪНИКА. ЗД ЖЕ ИМАТЬ СКАЗАНИЕ ОТ БОЖЕСТВЕННЫХ ПИСАНИЙ, ЯКО ПОДОБАЕТЪ ЕРЕТИКА И ОТСТУПНИКА НЕ ТОКМО ОСУЖАТИ, НО И ПРОКЛИНАТИ, ЦАРЕМЪ ЖЕ, И КНЯЗЕМЪ, И СУДИЯМЪ ПОДОБАЕТ СИХ И В ЗАТОЧЕНИЕ ПОСЫЛАТИ, И КАЗНЕМЪ ЛЮТЫМ ПРЕДАВАТИ Понеже убо нын новоявльшиися новогородцкие еретицы, Алексй протопоп, и Денис поп, и Феодоръ Курицынъ, и инии мнози, иже таяже мудръствующеи, много зла содаша, яко язык не может изърещи, ниже слово сказати, ниже ум вмстити, елико хуление изрекоша на святую и животворящую Троицу, и на пречистую Богородицу, и на великаго Иоанна Предтечю, и на вся святыя, и колико сквернения содлаша на святыя Божия церкви, и на честныя и животворящия кресты, и на всячестныя иконы, и толика и такова зла сотворше, убояшася и православъных еже о благочестии ревности, яко да не увидвше толикая их зла, соборне осудят ихъ по божественнымъ правилом в конечьную погибель в нынешнем вце и в будущемъ, сего ради вседушьно подщашася, еже утаитися от православных и сими глаголы хотяще устрашити правовръныя, глаголаху, яко не подобает осужати не еретика, 266 ниже отступника, на свидтелъство же приносяще Господня глаголы, еже рече: «Не осужайте, да не осужени будете», 267 – и святаго Иоана Златаустаго, 268 еже глаголетъ, яко не достоит никогоже ненавидти, или осужати, ниже неврнаго, ниже еретика, и не убо достоит убивати еретика, – аще ли же и судити подобаетъ еретика или отступника, от царьских и градских закон судитися, а не от инокъ, ниже от миръских человекъ, иже не присдящимъ судищным двором. И о семь убо, еже рече Господь: «Не осужайте, да не осужени будете», хотяй извстно разумти, да прочтетъ свидтельство божественных писаний, еже о семь написаша святии и преподобнии и богоноснии отцы наши, святый Иоанн Златаустый, и Великий Василие, 269 и божественный Афонасие Великий, 270 и инии мнози святии отцы наши. И от сих убо писаний сбора добрйши же и высочайший преподобный отець нашь Никонъ во своей велицей книзе, въ тридесять и девятомъ слов, 271 положи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Наталья 24 мая 2020, 17:59 Катерина 23 мая 2020, 09:32 - Спасибо за информацию, интересно. Сегодня узнала, что Франция тоже открыла церкви, правда, с кучей оговорок. Страна прав человека - спохватились, что право на свободу вероисповедания попирается. Олег 24 мая 2020, 17:22 Татьяна(24мая,13:17). У нас в храме батюшка если есть нужда, то после богослужения просит прихожан помочь. И это правильно. А вот на счет прихода, здесь есть две опасности. Первая, люди начинают постепенно забывать про главное - молитву в храме. А больше желают поговорить, причем даже во время богослужения. И считают себя уже хозяевами. И вторая, когда священнослужитель начинает учить тому, чему не учит Церковь. И здесь если священноначалие начинает вразумлять священнослужителя, прихожане наоборот встают на сторону любимого батюшки, недавая ему осознать свой проступок. И после уходят (не все конечно) в раскол. Пример ныне уже есть. Должна быть золотая середина, но мало кто умеет держать её. Дмитрий 24 мая 2020, 16:52 Ты не скорби, что здесь, мой друг Бывает грустно, и бывает тесно. Все для того, чтоб эту Землю вдруг Не перепутать с Царствием Небесным... Вадим К. 24 мая 2020, 16:25 Касаемо церковной десятины, думается, что не просто так она похоже не была узаконена ни в одной православной стране. Вспомним эпизод из Евангелия, когда к Петру подошли ее собиратели, а он пошел ко Христу. Что сказал Господь? Сыны свободны от податей, но чтобы не соблазнить, заплати им. Что это значит? То, что храм для нас должен быть домом нашего Отца, а не объектом, на который хочешь-не-хочешь собирается налог. Отец ничего не требует от своего сына, но ждет его добровольного и посильного участия. Если его не будет, горе и позор нам, и Царство отнимется у нас и найдут других, которые станут приносить достойные плоды. За несозданный приход спросят со священника, а за разорение храма со всех. Олег 24 мая 2020, 16:11 Елена (24 мая 2020, 12:26). Знаете, недавно встретился на просторах интернета человек - иноверец и захотелось мне поговорить с ним. Да только не тут-то было. К нашему спокойному разговору примкнул мой брат по вере - фанатично настроенный (т.е. воспринимая любого иноверца, как врага). И конечно начал " кидать камни " в адрес иноверца и испортил весь разговор. У вас же, подобная ситуация. Зачем же вы так грубо? Зачем осуждать, обзывать - " кидать камни " ? Все совершают ошибки, никто не застрахован от этого. Но ведь главное чтобы человек осознал свою неправоту - исправился. Важно донести правду, а не добивать ею.

http://pravoslavie.ru/131211.html

После того священник выслушивает от присоединяющегося признание во грехах протекшей его жизни и, не читая над ним ещё разрешительной молитвы, составляющей существенную принадлежность таинства покаяния, недоступного для неправославного ещё, – совершает над ним таинство миропомазания. (См. Чин присоед. Инов. К правосл. Стр. 2). И уже после этого действия, вводящаго иноверца в Церковь Православную, священник сподобляет его отпущения грехов его в таинстве покаяния и затем уже присоединённый к православию допускается к причащению св. даров в тот же день, если миропомазание над ним совершено пред литургиею. Присоединение иноверца вносится в метрическую книгу по особой форме. (Указ 1840 г. февр. 20). Выписка из метрической книги, вместе с письменным вышеупомянутым обязательством присоединённого к православию, священнослужителями за их подписью представляется епархиальному архиерею однажды в год; именно: в начале января следующего года. (Указ Св. Синода 25 авг. 1865 г.). 14 См. Чин действия, каким образом совершилось священнейшее коронование Его Императорского Величества Государя Императора Александра Николаевича Самодержца Всероссийского, по церковному чиноположению. Спб.1856 г. 15 При опущении воска с волосами в купель не редко случается видеть, как свидетели и даже кум или кума, из-за плеча священника, наблюдают над воском с волосами, потонет он, или нет, и при этом суемудренно умозаключают, что если потонет воск, то младенец скоро умрёт, а если не потонет, то будет жить. Особенно предосудительна такая примета в восприемниках, только что обязавшихся воспитывать крещённого в Православной вере, в совершенной чистоте от всяких предрассудков. 16 См. моё сочинение: Объяснение Правосл. Богослужения с 6-ю приложениями: 1) святцев; 2) указателя Евангельских чтений на литургии во все воскресные дни года; 3) Словаря не совсем понятных слов, встречающихся на богослужении: 4) Уяснения выражений Псалтири, каждодневно слышимых во время Богослужения; 5) краткой славян. Грамматики и 6) каждодневных молитв. Изд. 3-е. (С 1864 года). Спб. 1866 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

«Аз навожду злая на дом Иеровоамов» ( 3Цар.14:10 ). Это за то, что царь Иеровоам, из своих личных видов желая отвлечь израильский народ от храма в Иерусалиме истинному Богу, сделал двух золотых юниц и назвал их богами. Так же, вот, и тот, кто выдает простую икону за чудодейственную (с полным сознанием или только увлекаясь суеверием), принимает на себя весьма тяжкую вину. Прежде всего, этот человек бесславит славу Божию. Затем – оскорбляет религиозные чувства других напрасною тревогою в них этих чувств. Как стыдно будет самому себя, когда разуверишься, что икона, пред которой ты просил отслужить молебен и от которой получил для хранения у себя масло, – окажется простою! А сколько возникает говора-недоумений во всем народе, когда узнают, что та икона, которая будто бы в частном доме источала из себя капли елея, – после принесения в церковь и тщательного наблюдения там за ней, ничем не проявляет себя! (Известно, каким горьким несчастьем окончился случай в нашей Москве, когда некоторые обманщики во время моровой язвы провозгласили икону Божией Матери чудотворною). – Ты, послушный сын Церкви, – следуй на этот раз удостоверению и примеру самой Церкви, а не уверению только тех, в доме которых была бы или еще остается икона, расславляемая чудотворною! Отказ в каком-либо содействии и пособии по делу обращения иноверца или раскольника «Лена внемшася (льна курящегося) не угасит», сказано ( Мф.12:20 ). А кто не хочет помочь желающему присоединиться к православию, например, чтоб ускорить для него этим делом или оказать ему возможное снисхождение в чем-либо, – не хочет, когда имел бы даже на это поручение или влияние своею властью, тот и «угашает лен курящийся». Это значит, что он охлаждает духовную ревность как в иноверце, пожелавшем присоединиться, так и в тех, которые просят за этого иноверца. – Православный христианин! Не опускай и одного случая, когда можешь чем-либо содействовать присоединению другого православию. Это покроет часть твоих собственных прегрешений пред Господом Богом ( Иак.5:20 ). А как же не пользоваться случаем к скорому прощению грехов, которыми обременен каждый из нас? Непринятие возможного участия в православном миссионерском обществе или в христианском каком братстве

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Popov/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010