Церковь поручает христианина особенному покровительству того святого, именем которого нарекает его при крещении. Вместе с тем, это наречение напоминает о некотором особенном обязательстве со стороны нарекаемого, как и вообще имя знаменательно ( Ис.65:15 ). Отсюда обязанность каждого христианина – знать жизнь своего святого преимущественно пред другими святыми. Знать ее можно в главных только, или и в частных чертах, например, по четь-минеи, прологу или по особенному историческому сказанию. Знать ее нужно сколько из уважения к тезоименитому святому, столько же для того, чтоб по возможности подражать сему святому, и через подражание тем более остаться верным Христу. Чтение книг или рукописей, написанных против святого Православия, и дружество с людьми неверующими и вольномыслящими «Еретика... отрицайся» ( 1Кор.2:14 ); «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых» ( Пс.1:1–2 ). Читать книги или рукописи, которые прямо написаны с целью поколебать православие (например, сочинения Ренана) или только заключают в себе погрешности против святого православия, – читать такие сочинения могут одни христианские и церковные учители, и то с тем лишь намерением, чтоб успешнее поражать врагов истины собственным оружием последних. Но всем прочим, и особенно людям, которые не изучали последовательно истин веры (богословия), чтение таких книг или рукописей опасно для целости их веры, и поставляется в грех . А также, не следует дружиться или без особенной дружбы часто спорить о вере с иноверцами и вольнодумцами, хоть бы (как иной говорит) этим дружеством и спорами (равно, как и чтением еретических или раскольнических книг) нисколько не тревожилась его совесть. Нет, – дружба с вольнодумцем похитит и остатки веры, в ком мало было религиозных убеждений; а речь иноверца, который ненавидит русскую православную веру, не может не обеспокоить духа даже в искренне верующем. Грехи против трезвенности ума и духа пред Богом Рассеянная молитва «Егда молишися, вниди в клеть твою (внутрь себя) и затворив двери твоя…» (закрой сердце от посторонних мыслей) ( Мф.6:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Popov/...

Общеизвестно, что любая концепция религиозного плюрализма была совершенно чужда св. Юстиниану. Но нередко упускается из виду, что религиозный ригоризм царя никогда не выливался в масштабное административное преследование всех иноверцев. В практической политике св. Юстиниан действовал очень осторожно, чутко реагируя на любые изменения ситуации, и если совершал ошибки – неизбежное следствие любой человеческой деятельности, то сам же старательно и оперативно их исправлял. Его отношение к иноверцам существенно разнилось: если к умеренным монофизитам он относился с мудрой осторожностью, действуя в основном убеждением, то к уже «признанным», закоренелым еретикам (арианам, гностикам, монтанистам и проч.) применял сильно действующие средства. Это было вполне естественно, поскольку ни одна из «малых» ересей не была в состоянии существенно повлиять на церковное и политическое единство Империи. Их ложь настолько уже стала общеизвестной, что адептами таких направлений являлись в основном не римляне, а варвары. И административно преследуя, например, ариан, император тем самым попутно превентивно ликвидировал политическую и военную угрозу Империи. Представители старых языческих культов также составляли крайне незначительную долю населения, и поэтому св. Юстиниан считал вполне возможным и оправданным попросту их запретить. Его меры в отношении язычников были тем более уместны, что к таковым относились, главным образом, не сторонники отеческих культов, как раньше, а адепты самых крайних, сатанистских сект. Однако в отношении древних национальных религий, например иудеев, велась довольно умеренная политика. Как всегда, мотивация императора предельно конкретна и последовательна. В 82-й новелле, изданной в 544 г., царь пишет: «Что касается еретиков, не почитающих ни Бога, ни наказаний, которыми угрожают им наши суровые законы, с радостью выполняющих диавольскую работу, отвлекающих от истинной Церкви простых людей, тайно сходящихся на сборища и устраивающих свои крещения, то я считаю благочестивым деянием принудить их этим эдиктом оставить своё еретическое безумие и прекратить разрушение душ других людей своими обманами и поспешить примкнуть к Святой Божией Церкви, в которой исповедуется истинное учение и проклинаются все ереси вместе с их защитниками. И пусть все знают, что отныне мы не будем терпеть этих преступлений, и если будет задержан кто-то созывающий или посещающий эти сборища, то дома, где они проводятся, будут переданы Святой Церкви, а сами преступники понесут законное наказание» 209 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

мета исследования, автор делает историческое обозрение принципов, идей и истории внешнего положения христианства в римской империи, определивших собой отношение отцов церкви IV века к еретикам и иноверцам. Он устанавливает основные начала христианского отношения к заблуждающимся, данные в евангелии Иисуса Христа, в учении и миссионерской деятельности Его апостолов. Затем он показывает, как заветы Основателя христианства преломились в сознании мужей апостольских и древних христианских апологетов. Вместе с объявлением христианства сначала дозволенной, а потом и господствующей религией, вместе с обращением ко Христу римских императоров в церковную действительность, а затем и в самое религиозное сознание известной части клира и народа врывается новая струя. Государство в лице императоров, стремящееся воспользоваться обнаружившейся силой новой религии, как цементом для скрепления распадающихся частей империи, и по самой природе своей не способное к иным мерам воздействия, кроме устрашения и принуждения, становится то на сторону православия, то на сторону той или другой ереси и направляет свой меч против тех религиозных общин, которые отказываются подчиниться политике данного исторического момента. Под влиянием императоров и их наместников, нередко по их прямому поручению, иногда в расчете на их тайное сочувствие и открытую поддержку к насильственным мерам против иномыслящих переходят и епископы, близкие ко двору, преимущественно предстоятели еретических общин. Но заветы Христа и апостолов свято хранят лучшие представители иерархии – отцы церкви IV в. Это схематическое изложение сочинения г. Рождественского достаточно говорит об его содержательности. Для его составления автор хорошо ознакомился с литературой своего предмета и первоисточниками. Им в достаточной мере использованы важнейшие исследования о свободе совести и об отношении между церковью и государством в первые четыре века христианства. Но главное внимание автор отдает первоисточникам, обнаруживая большую начитанность в патристической литературе. Сочинения церковных историков, творения Василия Великого , Григория Богослова ,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Если они и исследуют вопросы догматические, то лишь с одной целью – найти способ как-нибудь обойти различия в их понимании. Так это было недавно, при попытке воссоединения с монофизитами, когда принципиально различное изъяснение догмата о Божественной и Человеческой природах Господа Иисуса Христа экуменисты пытались представить как недоразумение, возникшее из-за «несколько различной богословской терминологии». Иного же, по-настоящему серьезного, необходимого разговора о догматах не слышно ни на экуменистических собраниях, ни на частных встречах, ни во время совместного путешествия на конференции, ни на вечеринках и банкетах во время встреч и после собраний. Почему?! Ведь мы знаем, мы верим, что их еретическое вероисповедание имеет пагубный изъян, их вера искажает учение о спасении, они потеряли источник жизни, путь спасения ускользнул от их взоров, и они стоят на ложном пути, и мы молчим? Весело пьем кофе, шампанское, с приветливыми лицами ведем приятную беседу о том, о сем, угощаем друг друга шоколадом и молчим о самом главном, о вопросе жизни и смерти? Или мы просто уже не считаем этот вопрос вопросом жизни и смерти? Скорее всего нам ответят, что это своего рода «дипломатия», что внешнее дружелюбие может привлечь еретиков к нам и потом уже им откроется глубина Православия. Нам будут приводить в пример Апостола Павла, который для Иудеев был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона, как чуждый закона, – не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, – чтобы приобрести чуждых закона. Для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых ( 1Кор. 9, 20–22 ). Будут вспоминать преподобного Макария Египетского , который приветливым обращением обратил языческого жреца к истинной вере. Укажут и на слово Самого Господа: Кто не против вас, тот за вас ( Мк. 9, 40 ). Приведут на память и увещание св. Иоанна Златоустог о о «мягком» отношении к еретикам с целью их спасения, и многое, многое скажут в свое оправдание. Но тот же Апостол Павел говорит: Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден ( Тит. 3, 10–11 ). Апостольские Правила категорически запрещают молиться с еретиками, принимать от них благословение, праздновать с ними, принимать от них праздничные дары, позволять им входить в дом Божий (Правила Апостольские – 10, 11, 45, 46; Лаодикийского собора правила – 32, 33, 37, 6). Можно привести бесчисленное множество предостережений отеческих, научающих нас крайне осторожно относиться к иноверцам, всячески остерегаться яда их ересей.

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

Разделы портала «Азбука веры» Популярное Сейчас в разделе 3  чел. Всего просмотров 549 тыс. Всего Правил 783 ©2024 Церковное право к содержанию Ап. 45 О том, что клирик, молящийся вместе с еретиками отлучается; а кто клириками их признает, извергается. Ап. 46 Об извержении тех епископов и священников, которые принимают крещения и жертвы еретиков. Ап. 47 Об извержении тех епископов и священников, которые повторно крестят истинно крещёных, и которые не перекрещивают крещёных еретиками. Ап. 62 О том, что отрекшийся Христа подлежит и отлучению; а кто отречется от клира, тот, в случае обращения, принимается как мирянин. Ап. 65 О том, что молящийся с иудеями или еретиками клирик извергается, а мирянин отлучается. Ап. 68 О том, что клирик дважды рукоположенный извергается вместе с рукополагающим, если первая рука не была еретическая. Ап. 70 О том, что постящийся или празднующий с иудеями или еретиками клирик извергается, а мирянин отлучается. Ап. 71 О том, что подлежит отлучению тот христианин, который празднует вместе с иудеями или язычниками, или возжигает елей, или светильник при их ложном богослужении. Ап. 75 О том, что обвинение на епископа принимать только от 2х или 3х свидетелей из верных. Анкир. 14 О необходимости клирикам, воздерживающихся от вкушения мяса, отведывать его во времена собраний. Неповинующийся этому и гнушающийся мяса должен быть извержен из сана. IIBc. 7 О 2х способах принятия еретиков (миропомазание и крещение). (В Кормчей это 7 и 8 правила). Гангр. 6 Об анафеме внецерковным молитвенным собраниям и дерзающим священнодействовать в молитвенном доме без ведома епископа. Гангр. 12 Об анафеме кичащимся своей грубой одеждой в противовес носящим шелка или общепринятое одеяние. Вас. 20 Об обете девства данном женщиной, принадлежащей к еретическому обществу и потом выходом замуж его нарушившей, впоследствии же пожелавшей принять православие. Лаод. 31 О запрете заключать смешанные браки с иноверцами, за исключением случаев, когда иноверец даёт обещание принять православную веру.

http://azbyka.ru/pravo/metka/eres/

Первая половина правила в переводе Никодима Милаша гласит: «Аще который епископ еретиков, или язычников, сродников, или не принадлежащих к сродству, оставит наследниками своими, и предпочитает их церкви: таковому и по смерти да будет изречена анафема». Смысл этой половины полностью ясен и у комментатора не вызывает никаких сомнений. Правило исходит из предпосылки, утверждённой предшествующими канонами (Апост. 40, Карф. 24), что епископ имеет право завещать своё частное имущество и в духе Карф. 22 запрещает это делать в пользу еретика и иноверца, родственники они ему или нет, а за нарушение этого запрета полагается наистрожайшая церковная санкция — анафема, даже после смерти. Так понимают смысл этой части правила и комментаторы канонов, причём Вальсамон прибавляет, что такое завещание незаконно и не имеет силы и наследники епископа еретики ничего не получают, а Аристин указывает и судьбу такого имущества: такое имущество взымает (т. е. конфискует) государственная казна 12 . Также нужно отметить, что само правило не содержит такой мысли и вообще не говорит о завещании в пользу еретика и иноверца как не имеющем силы, а византийские гражданские законы были изданы позже Карф. 81 (401 г.). Между тем смысл второй половины правила, ясный сам пот себе, вызывает споры у комментаторов, которых вводят в заблуждение новые византийские законы. Латинский текст этой половины гласит: Nec excusari posit, si intestatus decesserit, quia utique debuit, factus episcopus, rei suae ordinationem, congruam suae professioni, nequaquam differre . Точный перевод должен быть таким: Да не может быти ему в оправдание и то, аще без завещания отъидет. Понеже быв поставлен епископом, по приличию, должен был учинити назначение 13 своего имущества, сообразное своему званию . Другими словами, должен быть наказан анафемой и епископ, умерший без завещания, вследствие чего его имущество перешло ab inmesmamo 14 его родственникам — еретикам или иноверцам; должен быть наказан потому, что он виноват в такой судьбе своего имущества, не написав завещания, будучи поставлен епископом.

http://azbyka.ru/nasledstvo-episkopa-v-p...

2005. С. 339). Кроме того, в сборнике встречаются правила, идентичные или близкие по содержанию, напр. 10-е («Не должно церковным, без разбора, совокупляти детей своих брачным союзом с еретиками») и 31-е («Не подобает со всяким еретиком заключати брачный союз, или отдавати таковым сынов или дщерей, но паче брати от них, аще обещаются христианами быти»), а также 9-е («На кладбища всяких еретиков, или в так именуемые у них мученические места, да не будет позволено церковным ходити для молитвы...») и 34-е («Всякому христианину не подобает оставляти мучеников Христовых, и отходити к лжемученикам, которые, то есть, у еретиков находятся, или сами еретиками были...»). Близки по содержанию правила 22 («Не должно низшему служителю церковному орарь носити, ни двери оставляти») и 43 («Не подобает слугам церковным и на малое время оставляти двери, дабы в молитвословии упражнятися»). Наиболее вероятным объяснением наличия дублей в сборнике канонов Л. С. является предположение о его составном характере. Подобная ситуация была характерна для периода становления канонического права правосл. Церкви Востока. Компиляцией, напр., является сборник канонов, приписываемых Карфагенскому Собору 419 г.: в действительности в сборник вошли каноны большого числа Карфагенских Соборов III-VI вв. Не исключено, что подобным образом и правила Л. С. являются обобщением фригийского церковного законодательства ( Петр (Л " Юилье). 2005. С. 339). Вместе с тем в отличие от Карфагенских Соборов сведений о др. Соборах в Лаодикии не сохранилось. Каноны Л. С. охватывают широкий круг тем, среди к-рых преобладает тема взаимоотношения правосл. христиан с инаковерующими. Правила 6, 31-34, 37-39 содержат запреты евхаристического, молитвенного и даже бытового общения с иноверцами (иудеями и язычниками), еретиками и раскольниками. 7-е и 8-е правила посвящены присоединению к Церкви крещенных в еретических или раскольнических общинах. 7-е правило предусматривает присоединение через Миропомазание (впосл. 2-й чин присоединения к Православию ) новациан, фотиниан, тетрадитов (четыредесятников), а 8-е правило предписывает перекрещивать (впосл.

http://pravenc.ru/text/2463109.html

Патриарху выпало очень непростое служение при трех царях, хотя он застал самый конец правления Алексея Михайловича. Равно трудно Иоакиму приходилось и при молодом Федоре Алексеевиче, и при регентстве Софьи, и при взрослеющем Петре. На патриарха ложилась ответственность за государственные дела в стране и за начинания юных самодержцев. На время его служения выпали удачные Чигиринские и затем неудачные Крымские походы (в которые отправились и близкие родственники патриарха), предпринятые против планов агрессии Османской империи на Украину и ради защиты южных рубежей России. Патриарх Иоаким всецело поддержал царя Федора в сборе чрезвычайных налогов для содержания армии, но, благословляя воинство, весьма старался не допустить новых полков иноземного строя и в особенности командования иностранцев, «чтобы еретикам-иноверцам над христианами в полках начальниками не быть». Неудачи Крымских походов патриарх объяснял именно этим фактом. По той же причине патриарх возражал против выдачи иноверцам, в том числе и мусульманам, находившимся на государевой службе, земельных владений (вместе с прикрепленными русскими крестьянами), если они не принимают крещения, и советовал у таких конфисковать уже пожалованные. Важнейшим государственным деянием, которое совершилось с участием патриарха Иоакима, была отмена местничества в 1682 году – старинного правила назначать на государственные посты в зависимости от знатности рода. Царь Федор Алексеевич указал «всем чинам у всяких дел быть без мест», а патриарх под страхом церковной епитимьи запретил «воспоминать старый обычай». А вот по поводу реформы государственного управления и введения взамен местничества своеобразной «табели о рангах» патриарх категорически возразил царю Федору, усмотрев в ней разделение страну на уделы и угрозу самодержавию в будущем. Зато одобрил беспрецедентную меру по снятию «с городов и весей» казенных недоимок после военных походов, уменьшение суммы налогов и главное – справедливое изменение самого принципа налогообложения в зависимости от экономических возможностей регионов: жители Москвы и Новгорода платили по высшей ставке, а отсталые провинции – меньшую сумму.

http://pravoslavie.ru/29531.html

С другой стороны, было бы слишком категорично заявлять, будто принудительность является неизменным свойством государственного закона. Совершенно очевидно, что государство не могло бы существовать, да и право было бы низвергнуто со своего высокого пьедестала, если бы исполнение закона со стороны граждан мотивировалось исключительно боязнью уголовного и административного преследования. По одному несколько ироничному высказыванию, навязывание праву качества принуждения напоминает ситуацию, при которой органичным элементом науки признали бы измерительную технику. Спору нет, приборы необходимы для научного исследования, но едва ли кто-то станет утверждать, что они и есть наука или что без них она существовать не может 19 . Утверждение, будто каноны не касаются внешней стороны деятельности Церкви, также вызывает обоснованные сомнения. Можно привести немало правил, содержащих запретительные меры относительно общения христиан с еретиками и иноверцами. А это как раз нормы, регулирующие внешние отношения между различными социальными организациями внутри одного политического общества. Например, 11-й канон Трулльского Собора, категорически запрещающий христианам общение с иудеями, включая прием от них врачебной помощи; 39-е правило Лаодикийского Собора, не допускающее участия христиан в праздниках вместе с язычниками; 21-е (30) правило Карфагенского Собора, не разрешающее браки детей клириков с язычниками или еретиками; 72-е правило Трулльского Собора, вообще не допускающее браки христиан с иноверцами. Очевидно, все они имеют весьма отдаленное отношение к вопросам церковного устройства, полномочий духовной иерархии и покаянной дисциплине. Католиков эти противоречия не пугают, поскольку, как указывалось выше, по их учению (пусть и весьма сомнительному в части истинности) Римский Папа способен не просто восполнять образовавшиеся канонические лакуны, но и корректировать сами нормы jusdivinum. Нет проблем и для протестантов, поскольку для них само понятие jusdivinum – искусственное образование. Но для Восточно-православной Церкви, доктринально не допускающей вторжение священноначалия в jusdivinum и его корректировку, эти вопросы остаются актуальными и открытыми. III

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/bozhes...

Тимофей Щербацкий, бывший в то время архимандритом лавры, медлил делом, отзываясь разными предлогами, но главным образом тем, что не имеет ни достаточного числа способных людей, которым бы можно было поручить это дело, ни всех древних книг, с которыми нужно сверять жития Святых; потому что во время пожара, случившегося в 1718 г., библиотека Киевопечерской лавры сгорала вся без остатка. Св. Синод, не желая остановить этого дела, не удовлетворился означенным ответом и поручил архимандриту Тимофею составить и прислать реестр книг, которые принадлежат к свидетельству Четьих-Миней, в надежде, не отыщутся ли они в библиотеках синодальной и типографской (ук. 30 июля 1753 г.). Но, между тем как это дело производилось, архимандрит Тимофей посвящен был в митрополита Киевского и за епархиальными делами и частыми болезнями не мог быть особенно внимательным к делу, совершенно для него постороннему. Преемник его архимандрит Иосиф Оранский не долго управлял Печерским монастырем. Новый архимандрит Лука Белоусович весьма озабочен был изданием Четьих-Миней, но не мог подвинуть его вперед; потому что был неученый. Из прежних сподручников Тимофея, которые занимались, под его руководством, пересмотром Четьих-Миней, проповедник иеромонах Фома Гирчич выбыл в Троицкую Сергиеву лавру в префекты Московской академии; другой – архидиакон Манассия Максимович, за неимением времени и средств, отказался от этого труда; только немногие замечания их пересланы в св. Синод для соображений при дальнейшем производстве дела. Между тем нужда в издании Четьих-Миней оказывалась все более и более настоятельной. Митрополит Черногорский, Скендерский и Морского Берега, экзарх Сербского престола, Василий Петрович прислал доношения в св. Синод и Государственную коллегию иностранных дел с просьбой, об ускорении этого издания: «понеже славенского нашего языка сербский, болгарский, далмацкий и кроацкий народы, из которых (кроме нашей Черной Горы) под игом турецким между магометанами, а другие в Римской империи и Венецианской республике промеж папежцами и прочих ересей иноверцами иноверцами состоят, все душевно желают таковых книг достать, только не имеют откуда, a эти книги оным славенским нашим народам весьма на пользу есть, по той причине – как выше явствует, что у них, за жительством их в протекциях иноверцев, никаких училищных школ не имеется и только из оных бы житий святых Отец себе утверждать наивыше могли: того ради прошу для пользы благочестивого нашего народа и особенно меж неверными и еретиками пребывающими, ради сильнейшего их к православию подвига и утверждения, о печати учительных книг против папежцов и жития святых Отец».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010