утро, 30 июля, в субботу служили литургию в Иоанно-Предтеченской церкви Бирской женской общины. Пение у монашек ещё не стройное не сложившееся. Церковь не велика, но хороша, благоприлично обставлена, даже с роскошью и строгой опрятностью, как и следовало ждать от женского монастыря. После литургии выходили на молебен с водосвятием и на закладку вокруг монастыря каменной стены, которую желает построить благотворитель монастыря, купец Балаев, почтенный старец. Эту стену мы и заложили. Затем посетили кельи настоятельницы, трапезу, кухню, кладбище, школу, швейную и т. д. Вечером с 30 на 31 июля, с субботы на воскресенье, слушали всенощную в Бирском соборе. Служба очень растягивалась. Диакон служит совсем хорошо, лёгким баритоном. Священник А-в служит отличным тенором, но не в тон, и слишком растягивает нараспев, несколько рисуясь певучестью своего голоса. Певчие пели совсем стройно, с редкой для провинции выдержанностью. Но растягивали непозволительно. Когда они пели: „Господи воззвах“ на второй глас, я послал протоиерея ключаря сказать им, чтоб не растягивали, – не послушались. Когда пели богородичен „Прейде сень“, – я послал другого протоиерея сказать им, чтоб не растягивали, – и тут не послушались. „Хвалите имя Господне“ – тянули так, что священник успел окадить весь весьма большой собор, с тремя приделами, а певчие ещё не кончили петь „Хвалите имя Господне“. На великом славословии нотном они делали не только на каждой полуфразе особый финал, но и на каждом главном слоге делали ударение и особую своеобразную растяжку. Видя, что уже 10 час, я послал сказать регенту, что я устал слушать их растягиванья и у меня есть другие дела. Тогда регент начал рвать так, что это вышло совсем неприлично, походило уже на насмешку и каприз. За первым часом регент смело подошёл ко мне под благословение, в алтаре, в расстёгнутом сюртуке, или, кажется, пиджаке. Я спрашиваю у о. Гуменского: „кто он такой“? Оказалось, – снявший сан, священник. О. протоиерей многократно выражал ему своё неудовольствие на его своеволие в церкви, но регент не обращал ни малейшего внимания на его замечания и

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Членов совета особенно заинтересовали различные механизмы повышения квалификации регентов и певчих, которые можно распространить на большинство российских регионов. В частности, семинарские базы в Коломне и в Сергиевом Посаде прекрасно подходят для организации ежегодных школ в формате вышеописанных курсов. Вряд ли принципиальные затруднения с их устроением возникнут и в других митрополиях Русской Православной Церкви — во всяком случае там, где соответствующий запрос со стороны профессионального сообщества уловит священноначалие. А как именно можно было бы проводить занятия в рамках подобных начинаний, Петр Фекула продемонстрировал лично — на вечернем мастер-классе для всех членов совета и музыкантов Молодежного синодального хора. Петр Алексеевич разобрал несколько сочинений композиторов-эмигрантов — Сергея Рахманинова, Бориса Ледковского, Николая Кедрова-отца (большинство из которых, справедливости ради, известны певчим, по крайней мере, московских приходов), и обе стороны, кажется, остались друг другом довольны! ПРИМЕЧАНИЯ 1 Подробнее см.: Единым сердцем и едиными усты //ЖМП. 2017. 1; О клиросе без фальши //ЖМП. 2017. 8. 2 Персональный состав совета утвержден Священным Синодом 9 марта 2017 г. (журнал 18), поименный список см. в справке. 3 О репетиционной подготовке сводного хора см.: Из Соборной палаты — на Соборную площадь//ЖМП. 2017. 8. Состав Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения протоиерей Александр Агейкин, настоятель Богоявленского кафедрального собора в Елохове города Москвы, — председатель; Пузаков Алексей Александрович, художественный руководитель и главный дирижер Московского синодального хора, — заместитель председателя; Волкова Варвара Андреевна, регент храма Преподобного Сергия Радонежского в Солнцево города Москвы, — ответственный секретарь; архимандрит Глеб (Кожевников), регент Братского хора имени архимандрита Матфея (Мормыля) Свято-Троицкой Сергиевой лавры; игумен Лазарь (Гнатив), заведующий Регентской школой при Мос­ковской духовной академии, регент 2-го академического хора МДА;

http://e-vestnik.ru/church/tserkovnoe_pe...

24 Комаров Виктор Степанович — регент хора Елоховского собора г.Москвы при Патриархе Алексии I и Патриархе Пимене. Сконч. 27 декабря 1974 г. 25 Иванов-Радкевич Павел Осипович (1904-1962) — церковный регент в Красноярске. 26 Горовосходный холм — изображение звукоряда древнего церковного пения из 12 звуков в виде холма: снизу вверх и, соответственно, — сверху вниз. 27 Подобен — песнопение, имеющее определенную структуру. По его образцу распеваются другие тексты молитвословий в строгом соответствии со структурой самого подобна. 28 Архиепископ Сергий (Голубцов) — сын известного литургика, профессора Московской Духовной Академии А.П.Голубцова. Жил в Троице-Сергиевой Лавре на покое. Сконч. 16 июня 1982 г. Похоронен в Лавре перед Духовской церковью. 29 Зосимова пустынь — находится во Владимирской области недалеко от ст. Арсаки. 30 Великий Пяток — то есть последование Страстей Христовых. Служится в страстную седмицу с четверга на пятницу. 31 Тропари Трипеснца — поются в Великую Пятницу на утрени на 5, 8, 9 песнях канона. 32 Гефсиманский сад — в нем находится женский монастырь Русской православной Зарубежной церкви. 33 Стихарь, орарь — форма одежды у диакона на богослужении. 34 Огицкий Дмитрий Петрович — профессор Московской Духовной Академии. Сконч. 5 октября 1995 г. 35 Евиц Евгений Иванович — регент храма св. Ал. Невского в Париже. 36 «Спутник псаломщика» — сборник всех необходимых для псаломщика песнопений, изменяемых и неизменяемых, вечерни и утрени, литургии. 37 Параклит — скит Троице-Сергиевой Лавры. 38 Великий канон — канон гимнографа свт. Андрея Критского. Название получил из-за размеров. Он включает 250 строф. Читается в первые дни Великого поста и в среду пятой недели того же поста. 39 Митрополит Антоний (Храповицкий) — сконч. в 1931 г. Лидер Русской Зарубежной церкви. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/na-chuzhom-osnovanii-n...

Речь о другом батюшке, но нетрудно представить, с какими чувствами Наталья Зубкова, матушка, восприняла бы это «хотя»… 7 мая Звонила бригадиру на Южное кладбище. Невозможность посетить детскую могилку – боль, сравнимая только с невозможностью посетить храм Божий… «Пока нельзя, – сказал он: – Через шлагбаум не пропустят, но можно поставить машину с другой стороны, у храма, а оттуда – пешком». Что, увы, для меня невозможно… Прибытие боевого корабля «Перекоп» к Набережной Лейтенанта Шмидта Прибытие малого противолодочного корабля «Казанец» к набережной Лейтенанта Шмидта . Всё тот же «Невский корреспондент». Молодец! Не дает забыть, в каком городе мы живем… 8 мая День начался хорошо: утром курьер принес заказ из О’Кея. Славный, улыбчивый молодой человек. На прощание захотелось сделать для него что-то хорошее: ребята всё молодые, а труд их рисковый… И я, когда он уже поворачивался к двери, перекрестила его. А он вдруг светло улыбнулся и сказал: «Ой, спасибо!..» Никогда этого не делала, а тут показалось: и можно, и нужно. И не ошиблась… А дальше пошли обычные «ковидные» будни. От В.К. пришло: « сергей миронов : Мне сегодня позвонил друг и просил уточнить, правда ли, что Димитрий Смирнов болеет вирусом? Я сделал пару звонков. Один был просто сброшен, второй — удачно. Человек на том конце провода сообщил, что все самые доверенные люди прихода Смирнова очень серьезно больны. Регент Илья Красовицкий в тяжелейшем состоянии, регент Татьяна Павловна — уже выздоравливает, регент Катя Грошева тоже больна, короче … все, кто праздновал Пасху и все дни до и после» . Елена Чистова сергей миронов : «Да, о. Димитрий болен ковидом, госпитализирован». Псково-Печерский монастырь, группа паломников ( http://vk.com/ppmonastery?w=wall-602544_142221 ): Просим молитв о здравии: тяж. бол. игум. Киприана тяж. бол. архим. Илии бол. архим. Мелхиседека тяж. бол. игум. Людмилы тяж. бол. мон. Наталии бол. иером. Варнавы тяж. бол. архим. Луки бол. прот. Александра тяж. бол. мон. Андрея бол. иер. Максима

http://azbyka.ru/parkhomenko/vesna-trevo...

Тем не менее умных, интересных и, главное, практически полезных сообщений оказалось великое множество. Перечислим лишь некоторые из них, не оставленные без внимания практически никем из присутствовавших в зале. С интересом аудитория выслушала редактора Издательства Московской Патриархии священника Иоанна Нефедова, поведавшего о серии перспективных проектов по выпуску полного круга богослужебных книг гражданским шрифтом и об их «первой ласточке» — новом издании Миней (речь идет не о переиздании версии 1988 года, а именно о томах с заново перенабранными текстами). Для максимального учета замечаний, предложений, корректировок и сообщений об ошибках в прежних изданиях в социальной сети «ВКонтакте» открыта общедоступная группа, которая так и называется — «Зеленые Минеи». В нее отец Иоанн и предложил вступать всем желающим. Регент столичного храма Трех святителей на Кулишках Евгений Кустовский посетовал на критическое состояние современного богослужебного нотопечатания. По его словам, появилось множество бесплатных интернет-ресурсов, предлагающих скачивать клиросные партитуры. Но качество продукта там оставляет желать лучшего. Регент майкопского Воскресенского храма доктор искусствоведения Светлана Хватова призвала церковное сообщество шире задействовать ресурс светских музыкальных учебных заведений для подготовки регентов: «Сейчас при массе бюджетных мест там недобор. При этом любой вуз может включить в образовательную программу 500-часовые курсы по специальным дисциплинам, в число которых вполне могут входить управление церковным хором, клиросное служение, церковный Устав и т. д. Ведь что такое сегодня хоровик на селе? Днем это педагог в детском саду или в школе, вечером — художественный руководитель хорового коллектива, в выходные дни — регент в храме! Комбинированная подготовка дирижера-хоровика на руку и государству, и Церкви — только надо помогать друг другу!» Руководитель анапской студии церковного пения «Камертон» Мария Осадчая отметила важную тему предотвращения ухода подростков из Церкви.

http://e-vestnik.ru/church/sezd_regentov...

Потом на нас всех посмотрел и говорит: «Вот вы постепенно входите в мое сердце. Вот уже почти все вошли. И вам не тесно. Ну вот. Уже все вошли вы в мое сердце. Ну, сейчас я вам молитву прочитаю о путешествующих. Я буду читать, а вы, каждый, молись за себя». Отец Иоанн стал читать молитву «Одигитрии» «о путешествующих» в широком смысле слова – по жизни. Про крест что-то говорил. Потом сказал, как хорошо ему было с нашими батюшками вчера. «И мы как будто не разлучались». Отец Владимир Воробьев стал подводить нас по одному к отцу Иоанну. Сначала отца Николая, потом Катю, потом детки отца Владимира… Потом батюшка посмотрел с некоторой нерешительностью на Сашу и на меня, кого из нас вперед взять. И взял сразу обоих, подтолкнул к отцу Иоанну. У меня сердце «ёкнуло». А батюшка говорит отцу Иоанну: «А вот это жених и невеста, про которых вчера мы с вами говорили». Отец Иоанн спрашивает: «Это которые в это воскресенье венчаются?» – он перепутал нас с другой парой, про которую ему батюшка тоже говорил. Отец Владимир: «Нет, эти еще не сейчас». Отец Иоанн: «Это хорошо, что не сейчас. Есть еще время, пусть они узнают друг друга получше». Обращаясь к нам: «Вы только разберитесь во всех своих разностях». Обращаясь ко мне и смотря мне в глаза: «Разберитесь в своих чувствах. Любовь – она крепка как смерть.  А увлечение – как пар. Было – и прошло». Отец Иоанн помазал нас и покропил водой. Мы вышли в тамбурчик, от неожиданности всего происходящего я была в оцепенении и ничего уже не слышала. Отец Иоанн сказал Поплее, это у нас такая девушка в приходе есть, из Парижа, но она сама из Ирана родом, персиянка. Она сейчас уже приняла российское гражданство, работает в Богословском институте. А тогда как раз решалось – оставаться ей здесь или нет. Она здесь училась, крестилась. Отец Иоанн сказал ей, что-то такое: «Персиянка, россиянка, христианка». Татьяне Ивановне, это наш регент, он сказал, что регент на клиросе – как солнышко. А певчие – как цветочки. Регент должен сиять и быть радостным, тогда цветочки-певчие будут тянуться к солнышку и петь радостно.

http://pravoslavie.ru/put/061127183613.h...

Отец Матфей был той свечой, которая горела и зажигала сердца других любовью к пению, к молитве Но для этого регент должен уметь молиться, потому что пение – это неотъемлемая часть молитвы. И когда мы слышим молитвенное, спокойное пение, нам, конечно, приятно. Мы отдыхаем от всех житейских бурь, от суеты. Постоянно барахтаемся, барахтаемся в жизненном море и вдруг – заплываем в бухту. Заходим в Божий храм и пытаемся здесь отдохнуть от суеты. Но сегодня и в нем чаще всего мы слышим быстрое, торопливое пение. Никакой молитвы нет и в помине – лишь бы поскорее все «протараторить»… И, конечно, в этом случае не получаем утешения и успокоения. И уходим из храма тоже в суете. Поэтому хоровое пение – это тоже очень важно. В первую очередь оно должно быть спокойным. И это как раз чутье дирижера – как должно звучать то или иное песнопение, какой должен быть ритм, какая скорость. – Вспоминаются детские впечатления от хора отца Матфея. Было такое ощущение, что древняя пустыня, в которой жил преподобный Сергий, открывается тебе воочию. Когда во время богослужения в храм заходили иностранные делегации и слышали пение хора отца Матфея, они просто столбенели и не могли поверить, что группа людей может издавать такое звучание!.. У отца Матфея был абсолютный «молитвенный» слух. Наверное, и вправду молитва стояла для него на первом месте? – Конечно! Регент – это, можно сказать, апостол, который проповедует хоровым пением. И пусть даже иногда люди не понимают, что поет хор, зато понимает их сердце, понимает душа. Поэтому у них невольно накатываются слезы… Мне много рассказывали про регента Патриаршего хора Виктора Степановича Комарова, который нес послушание в Елоховском соборе Москвы. Туда тоже часто люди заходили просто ради любопытства: посмотреть, что там происходит. И когда слышали пение церковного хора, у них непроизвольно начинали течь слезы. И потом они становились постоянными прихожанами этого храма. То же самое бывало и в случае с отцом Матфеем. Таких личностей всегда было очень мало. Как правило, они не имели специального музыкального образования. Они учились, но ничего не заканчивали. Они просто впитывали в себя то, что им было необходимо. Это, в частности, Виктор Степанович Комаров, Александр Васильевич Свешников. Последний тоже не был профессионалом, но обладал огромным талантом, данным ему от Бога.

http://pravoslavie.ru/142627.html

Завязался разговор. Пока мы разговаривали, моя сестра тихонько сказала матери: «Я привезла Владимиру невесту». Я, конечно, ничего об этом «заговоре» не знал. Надо сказать, что у женщин иногда срабатывает интуиция. Во всяком случае, сестра угадала, потому что эта девушка запала мне в сердце. Мне всё в ней нравилось – улыбка, слова и особенно этот потрясающий голос. И вообще я видел, что она очень добрый, хороший, интересный человек. Жизнь продолжалась. Я начал учиться на богословском факультете, так как миссис Бартоу, американка, стала выплачивать мне стипендию. Очевидно, люди, которые следили за мной в Париже, дали ей обо мне хорошие отзывы. Однажды в патриаршем сербском соборе шло богослужение и пел хор. Руководил им известный регент Евгений Прохорович Маслов. Хор под его управлением пел в разных церквях – в Вознесенской сербской церкви, в патриаршем соборе, в других местах. В нашей русской церкви эти хористы не пели, потому что у нас был свой хор и регент, Павел Григорьевич Проскурников (впоследствии архимандрит Петр), очень хороший регент. Вообще русский хор был, конечно, чудом для Белграда, где во многом оставались порядки времён турецкого владычества. Тогда, в старые времена, и во время войны особенно, было не до хоров. А тут вдруг русские не только создали хоры, но и начали обучать сербов. Так возник сербский хор. Сейчас в Югославии очень хорошие сербские хоры, и не только в Белграде. Так вот, вхожу я в собор и вдруг слышу сольное пение. Это пела она, Маня Калюбаева. Поездка на Сербский Афон У сербов есть свой Афон, святая гора – Фрушка Гора. Там было около двадцати монастырей, расположенных в лесу. Вокруг – плодородная чернозёмная долина, житница Югославии. На эту святую гору была организована поездка студентов. Среди паломников была и Маня Калюбаева. По пути на святую гору мы заехали в Сремские Карловцы, побывали у митрополита Антония. Приём был трогательный. Его келейник, отец Феодосий, – бывший монах Киево-Печерской лавры, которого владыка привёз с собой, когда его обманом увезли из России в Константинополь, – устроил замечательный обед. И во время обеда владыка Антоний вдруг посмотрел на меня и спросил: «Ну, Володя, ты кому-нибудь уже сделал предложение?» Я растерялся и покраснел. Думаю, откуда он знает? Ну, все посмеялись.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rodzya...

Батюшку увели после пострига в храм Иоанна Богослова, все разошлись и про батюшку, может быть, и забыли. Но где-то там внутри: «А как он там?» Все ушли, а его оставили одного. А потом регент мужского хора прибегает: «Ребята, без пятнадцати двенадцать. Надо «Се Жених...» пропеть постриженнику». – А храм же закрыт. – Ключи найдем, откроем. Все комнаты обежал регент, будущий архиепископ Ионафан. Он был в конце 1980-х первым наместником возрожденной Киево-Печерской лавры. Открыли хоры верхние. Зашли мы туда. А интересно, чем там монах у нас занимается? А он там на клиросе где-то молился. Услышал, – дверь скрипнула, выходит в мантии, свечой лампады у местных икон зажигает, встает на амвон в этой мантии. В этот момент регент задает тон. Поем мы «Се Жених грядет в полунощи...» Пропели мы, батюшка повернулся к нам: «Спаси Господи, братья, что не забыли, посетили». А оттуда сверху: «Спасайся о Господе!», а кто-то не знал или пошутил так: «Спасайся как можешь!» Батюшка остался на всю ночь, а мы ушли. Владыка Никодим нас рукоположил. И в день выпуска, после литургии, дал нам награды. Владыка тогда сказал: «Кто уже покидает епархию, мне уже никогда не придется вас наградить за вашу службу. Поэтому, пользуясь случаем, в выпускной день тех кто получил уже священный сан, я представляю к наградам. Когда приедете на свои приходы, сразу наградами будете отмечены. А следующие награды уже там заслужите». И мы тогда стояли как раз рядом, я это хорошо запомнил. Ему, как выпускнику академии, владыка дал золотой крест, а мне набедренник». Научным итогом обучения отца Савватия в академии явилась написанная им кандидатская работа на тему: «Валаамский монастырь и его церковноисторическое значение». Конечно же, не случайно областью его научного интереса оказалась история русского монашества. Именно здесь он стремился найти живые примеры для подражания, образцы для своей дальнейшей жизни. Таким образом, кандидатская работа отца Савватия оказывается не чем-то отвлеченным от реальности, а важным теоретическим фундаментом для его будущей пастырской деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Регент Виталий Степанович был не просто регент, а регент с такой жизненной историей, что по ней можно отследить всю послевоенную судьбу всей православной Церкви на территории Советского Союза находящейся. Не было такой государственной деятельности в отношении тех, кто в храм ходит и лоб крестит, которая бы его не коснулась. 22 марта, 2011 Виталий Степанович был не просто регент, а регент с такой жизненной историей, что по ней можно отследить всю послевоенную судьбу всей православной Церкви на территории Советского Союза находящейся. Не было такой государственной деятельности в отношении тех, кто в храм ходит и лоб крестит, которая бы его не коснулась. Виталий Степанович сидел на ступеньках приходского домика, «караулки» по местному, так как на этом месте будка сторожа когда то стояла. Сидел и строгал немецким ножиком длинную палку, на конце которой была укреплена металлическая загогулина, чем то напоминающая головной убор Дровосека из мультика об изумрудном городе. Ножик был точно немецким, так как взял его наш регент у Харитоныча, стоявшего рядом. Харитоныч, как всем известно, был из тех дедов у которых ничего и никогда не пропадает, а так же не меняется с тех пор, как он с войны вернулся. Дед ножик этот трофейный берег, внукам и правнукам в руки не давал, а вот Виталию Степановичу попользоваться разрешил, так как тот тоже воевал. И хотя, по мнению Харитоныча, музыкальная рота, в которой последний год войны провел регент и не войска вовсе, но все же к ветеранам дед Степановича причислил. На мой вопрос, что это за сачок с железякой, Харитоныч отмахнулся, мол, не мешай, а Виталий Степанович диаконовским распевом выдал: «и заключиша врата храма, и погасиша светильники, и фимиамом не кадиша, и всесожжений не принесо-о-о-ша…» Я сделал вид, что все понял и отправился в свою келью, располагающуюся в этой же караулке, не с намерением подумать и узнать, чего мои деды мастерят, а поспать часика два перед вечерней субботней службой. Нужно сказать, что Виталий Степанович был не просто регент , а регент с такой жизненной историей, что по ней можно отследить всю послевоенную судьбу всей православной Церкви на территории Советского Союза находящейся. Не было такой государственной деятельности в отношении тех, кто в храм ходит и лоб крестит, которая бы его не коснулась. Да и практически всех церковных событий он был или свидетелем, или участником.

http://pravmir.ru/regent/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010