Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Мон-рь вмц. Екатерины в г. Видное. Фотография. 2006 г. Мон-рь вмц. Екатерины в г. Видное. Фотография. 2006 г. (пустынь) (Подольской епархии Московской митрополии), в г. Видное Ленинского р-на Московской обл. Основан не ранее 80-х гг. XVII в. (до 1690) в дворцовой Екатерининской роще недалеко от Москвы. По преданию, Е. м. основан царем Алексеем Михайловичем . По одной из версий, ок. 26 нояб. 1658 г. царь, охотясь с приближенными в этих местах, остановился на ночлег. Во сне ему явилась вмц. Екатерина, возвестившая о рождении дочери. По воле царя на месте чудного видения был основан монастырь, а дочь названа в честь явившейся ему святой. Из текста, записанного на столбе Екатерининского храма под фреской с изображением царя Алексея Михайловича, следует, что при патриархе Московском Питириме в 1660 г. царь «повелел заложить деревянную на оном месте часовню, а потом и церковь каменную построить во имя святой великомученицы Екатерины и определил, что в оном месте была дворцовая его царского величества комнатная пустыня» (Моск. листок. 1894. 30 сент.). Однако сохранившиеся документы дворцового ведомства XVII в. подтверждают существование в 1-й пол. 60-х гг. лишь деревянного храма во имя вмц. Екатерины, а не монастыря. Монашеская жизнь при церкви началась, вероятно, не ранее кон. 80-х гг. XVII в. В документах 1690 и 1692 гг. впервые упоминается строитель иером. Варлаам ( Строев. Списки иерархов. С. 237). В 1764 г. общежительная пустынь была причислена к заштатным монастырям. До сер. 70-х гг. XVIII в. она располагалась в дворцовой Домодедовской вол. Московского у., по церковно-адм. делению - в Пехрянской десятине, впосл., до 1917 г.,- в Подольском у. Московской губ. А. В. Маштафаров Храм во имя вмц. Екатерины в описании дворцовой Домодедовской вол. 1676 г. назван деревянным (РИБ. Т. 21. Стб. 249). Вместо обветшавшего храма был построен и 11 окт.

http://pravenc.ru/text/189639.html

Ольшаны. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1764 и 1767. Год утраты:1942 (разобрана немцами для мощения дороги) Адрес: Украина, Харьковская обл., Дергачёвский район, пгт. Ольшаны, ул. Центральная, д. 2А. На церковном месте ресторан «Тандем». На месте церковной часовни - автозаправка «Brent Oil» (на северо-запад от храма, через дорогу). Координаты: 50.053573, 35.882091 Проезд:до остановки «Центр», далее до ресторана «Тандем» (храмовое место). Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Ольшаны - бывшее сотенное местечко Харьковского казачьего - полка лежат примерно в 29 км к северо-западу от г. Харькова. Как писал Филарет Гумилевский, «население Ольшаной началось не позже 1650 г. и в начале XVIII ст. было так велико, что в 1724 г. существовало в Ольшаной 6 храмов: Рождества Богородицы, Покрова Богородицы, Воскресенский, Архангельский, Трехсвятительский и Николаевский. Главным храмом был храм Рождества Пресвятой Богородицы, называвшийся соборным. Каменный Рождественский храм встал на месте более раннего деревянного, 1736 г. постройки, в 1764-1767 гг. В настоящее время в Ольшанах сохранилась только деревянная Николаевская церковь 1753 г. постройки – одна из четырех древних деревянных храмов, чудом уцелевших в Харьковской области из более чем 200 памятников монументальной деревянной архитектуры, существовавших в начале XX ст. В 1913 г. к ней с юга, севера и запада пристроили три массивных кирпичных притвора и приземистую колокольню. Сохранился и снимок храма до перестройки, опубликованный С.А. Таранушенко, вместе с обмерами. Несохранившийся Рождественский храм в 1792 г. был переосвящен в Покровский, когда располагавшаяся по соседству церковь XVII ст. обветшала. Ктитором тогда был Иван Яковлевич Ковалевский. По объемно-пространственной композиции он принадлежал к редкому типу построек – одноглавому трехчастному храму, состоящему в плане из 3-х восьмигранников. Из сохранившихся памятников Левобережья только колокольня Воскресенской церкви в Чернигове с теплым храмом, ранее располагавшимся в первом ярусе, близка ему как по типу, так и по дате постройки.

http://sobory.ru/article/?object=56833

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПЕНЗЕНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Пензенской епархии Пензенской митрополии), расположен в г. Пензе. Предыстория создания обители В кон. 80-х гг. XVII в. 30 отшельниц стали хлопотать об открытии в Пензе жен. мон-ря. В дек. 1689 г. священник пензенской ц. в честь Рождества Христова Петр Иванов безвозмездно уступил «безместным старицам» Таисии и Феодосии свою усадьбу (49×88,5 м) на ул. Большой (позднее Троицкая, ныне ул. Кирова) ( Хвощёв. 1904. С. 352-353), к-рая располагалась к северовостоку от крепости, на покатом склоне, спускающемся к р. Пензе. 5 дек. 1689 г. сестры получили купчую на расположенную неподалеку усадьбу вдовы Ф. И. Кировой (матери дьячка ц. в честь Рождества Христова Ивана Иванова), приобретенную за 4 р. В том же году или в нач. 1690 г. вдова Агафья Осипова подарила старицам свою усадьбу, к-рая находилась между 2 ранее полученными. Т. о. сформировался участок размером ок. 1 га (Там же. С. 354). В кон. 1690 или в нач. 1691 г. от имени всех сестер 3 старицы - Таисия, Феодосия и Капитолина (по др. сведениям, Екатерина) подали челобитную на имя царей Иоанна V и Петра I Алексеевичей о создании мон-ря. После получения дозволения на строительство обители от гражданской власти свящ. Петр Иванов, а затем «пензенские градских всяких чинов жители» направили соответствующую челобитную патриарху Московскому и всея Руси Адриану (Там же. С. 356-357). 1692-1927 гг. 15 окт. 1692 г. патриарх подписал благословенную грамоту, согласно к-рой в Пензе дозволялось «построить девичь монастырь, да в нем две церкви, одну во имя Пресвятыя и Живоначальныя Троицы, да по сторону тоя церкви другую церковь во имя святыя апостол Петра и Павла, деревянные» (имелся в виду 2-престольный храм) (Там же. С. 357-358). С начала своего существования монастырь был особножительным. В кон. XVII в. причт обители включал священника и причетников, к 1738 г.- 3 священников и причетников, к 1764 г.- 2 священников, 2 диаконов, 3 дьячков и 2 пономарей (Там же. С. 375), к 1907 г.- 2 священников и 2 диаконов на псаломщических вакансиях (Пензенская епархия. 1907. С. 305). Уже с 10-х гг. XVIII в. в обители существовала больничная келья, а с сер. XVIII в. и вплоть до закрытия имелся отдельный больничный корпус (к 60-м гг. XIX в.- на 20-30 коек).

http://pravenc.ru/text/2579948.html

Калязин. Троицкий Калязинский Макарьевский монастырь. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Основан не ранее 1434 года монахом Макарием, ставшим первым игуменом Троицкого монастыря. В 1655 году игумен Сергий был возведен в сан архимандрита. В 1764 году монастрырь получил чин первоклассного.  За 500 лет существования Троицкй Калязинский монастырь неоднократно перестраивался, обновлялся. Последнее капитальное строительство в монастыре произведено в первой половине-середине XVII в. после разорения его польскими захватчиками в 1610 году. Троицкий Калязинский монастырь просуществовал почти 500 лет. В 1920 году монастырь был закрыт, а в течение 1936-1939 г. он был разобран перед затоплением территории монастыря и всей Предмонастырской слободы водами Угличского водохранилища. В начале 1930-х г. в монастыре был размещен дом отдыха для рабочих и служащих Московского электрозавода. В кельях была размещена экспозиция Калязинского историко-краеведческого музея, основанного И.Ф. Никольским в 1920 году. По Постановлению Президиума ВЦИК и СНК РСФСР от 1 августа 1936 года началась разборка стен, башен, затем всех сооружений. ВЦИК и СНК РСФСР обязывали другие компетентные органы произвести замеры, фотофиксации и изготовление макета не только стены, но и всего памятника в целом за счет строительства Волга-Москва. Так же поручалось Комитету по охране памятников обеспечить сохранность фресок и ценного инвентаря. Все ценные материалы, документы о замерах, фотофиксации, изготовленные макеты Троицкого собора и Трапезной, фрески и др. памятники, инвентарь хранятся в Музее архитектуры РФ и в Тверском областном объединенном музее. Все, что будет сказано ниже о Троицком Калязинском монастыре, относится к существованию монастыря до 1917 года. Храмы монастыря: 1. Троицкий собор построен в 1654 г. на монастырские средства, каменный, строил " каменных дел подмастерье " Аверкий Мокеев, престолов 2: южный Нерукотворного образа Спасителя; северный Рождества Пресвятой Богородицы. В арке между Троицким храмом и Спасским приделом хранились нетленные мощи основателя обители препод. Макария, игумена Калязинского Чудотворца. Рака устроена в 1700 г. на монастырские средства.

http://sobory.ru/article/?object=24771

Кижи, остров. Музей-заповедник " Кижи " . Ансамбль Кижского погоста. Деревянный архитектурный ансамбль. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Год постройки:Между 1694 и 1874. Адрес: Россия, Республика Карелия, Медвежьегорский район, о. Кижи, на территории Государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника " Кижи " (сектор " Русские Заонежья " ) Координаты: 62.067383, 35.223343 Проезд:От Петрозаводска на теплоходе " Комета " на Великую Губу до пристани Кижи, от причала пешком на юг 1км Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Спасо-Кижский погост впервые упоминается в Писцовых книгах в 1563 г., но существовал ранее. В 1582 г. впервые упоминаются кижские храмы: " Погост Спасский в Кижах на Онеге озере, а на погосте церковь Преображение Спасово, а другая церковь Покров Святии Богородицы " . Однако эти храмы сгорели в конце XVII в. от удара молнии. Современный вид ансамбль погоста приобрёл не сразу. Он формировался на протяжении двух столетий. Летняя Преображенская 22-главая церковь построена в 1714 г.; зимняя Покровская 10-главая церковь - в 1694 г., перестроена в 1764 г.; колокольня построена в 1862 г. на месте своей предшественницы, пришедшей в ветхое состояние, перестроена в 1874 г. Ограда погоста, построенная в 1800 г. из валунов сохранилась частично В 1959 г. была реконструирована по проекту А. В. Ополовникова по аналогии оград Водлоозерско-Ильинского погоста Пудожского района республики Карелия и Почезерского погоста Плесецкого района Архангельской области (в 1917 г.- оба погоста находились в Пудожском уезде Олонецкой губернии). В 1990 г. ансамбль Спасо-Кижского погоста был включён в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. По материалам музея-заповедника " Кижи " Кижский погост — одно из древнейших русских поселений Заонежья — сохранил до наших дней две церкви, принадлежащие к числу наиболее значительных созданий русского деревянного зодчества. Первая из них, Преображенская, построенная в 1714 г., имеет вид восьмерика с четырьмя прирубами, увенчанного двадцатью двумя главами. Внутри интересен потолок «небом» с балками, украшенными росписью, и трёхстенный иконостас 18 в. Наружная тесовая обшивка стен и покрытие бочек и глав железом — поздние.

http://sobory.ru/article/?object=03082

Мамонтово. Мамонтова Никольская пустынь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 2003. Адрес: Россия, Тамбовская область, Сосновский район, с. Мамонтово, д. 30 Координаты: 53.228633, 41.700947 Проезд:Из г.Тамбова можно добраться со Старого автовокзала на рейсовом автобусе «Тамбов-Моршанск» до остановки «Отъяссы» Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Мамонтова пустынь, расположенная в одноимённом селе Сосновского района Тамбовской области, возникла в 1629 году на месте молитвенных подвигов старца Мамонта (Маманта) по указу местной землевладелицы - матери первого царя династии Романовых инокини Марфы Ивановны. В первые десятилетия своего существования пустынь была бедной и убогой. В 1652 году ее приписали к Звенигородскому Саввино-Сторожевскому монастырю. Постепенное заселение территории переселенцами привело к укреплению края, и, как следствие и монастыря. В писцовых книгах 1677 года указывалось, что в Мамонтовской пустыни были две церкви с колокольней. Располагались они в одном здании; главная - во имя Николая Чудотворца, придельная - во имя Алексия, Божьего человека. Первым строителем церквей в пустыни был ее основатель старец Мамант. Придельная церковь не случайно была освящена во имя Алексия - ведь наибольшее число вкладов монастырь получил в царствование Алексея Михайловича. Монастырские владения быстро обогащались; к концу XVII века обитель владела многочисленными коровьими, птичьими, пчелиными дворами. В конце XVIII века в Мамонтовой пустыни возвели новый деревянный Никольский храм, действовавший до первой четверти ХХ столетия. В его рубленых приделах разместились ризница и Покровская церковь. Иконостасы с витыми колоннами были позолочены и украшены деревянной скульптурой, расписанной темперными красками. Главной реликвией храма был резной деревянный образ Николы Можайского в серебряной ризе, исполненный на липовой доске высотой в два аршина. Святитель. Николай был изображен во весь рост в архиерейском облачении, украшенном золотыми крестами. Главу его украшали венцы, подобные лубочным, в правой руке - стальной меч, в левой - дарохранительница. На обратной стороне иконы была четкая надпись «Никола Можайский». По преданию, основатель пустыни старец Мамонт нашёл образ у трёх лип, где и поставил первый монастырский храм. В 1764 году, в период Екатерининских реформ, Мамонтовский монастырь был упразднён, однако предания о чудесах, происходивших перед чудотворными образами в храмах обители, продолжали привлекать большое количество паломников. На месте монастыря стараниями священника с. Мамонтово Алексея Иоанновича Кринова была образована Алексеевская община сестёр, существовавшая до 1927 года.

http://sobory.ru/article/?object=32849

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АКАТОВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ АЛЕКСИЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Акатов мон-рь во имя свт. Алексия, митр. Московского Акатов мон-рь во имя свт. Алексия, митр. Московского (Воронежской и Липецкой епархии), первоначально мужской, основан в 1620 г. в Воронеже на правом берегу р. Воронеж, на Акатовой поляне. Обитель посвящена свт. Алексию Московскому : в день его памяти в 1620 г., по преданию, от города был отбит набег литов. и черкесских отрядов. Устроитель и первый настоятель А. м. игум. Кирилл (1621-1632) основал ранее воронежский Успенский муж. мон-рь . В А. м. трудами игум. Кирилла построены деревянный храм во имя свт. Алексия Московского, кельи для игумена и братии. С 1632 г. одновременно Успенским и Акатовым мон-рями управлял игум. Феодосий; в последующие годы А. м. управлялся своими настоятелями. В документах 20-30-х гг. XVII в. А. м. именовался пустынью. В 1700 г. в связи с устройством корабельных верфей на р. Воронеж указом царя Петра I Успенский мон-рь был упразднен, братия и имущество переведены в А. м., последний стал управляться архимандритами. По штатам 1764 г. А. м. отнесен ко 2-му классу. В 1780 г. в мон-ре подвизалось 16 монахов. В 1674 г. при игум. Корнилии в А. м. был возведен первый в Воронеже каменный храм с колокольней во имя свт. Алексия Московского, при архим. Ефреме (1744-1749; в схиме Евгений) к храму был надстроен 2-й этаж, в к-ром освящена ц. в честь Владимирской иконы Божией Матери с приделом во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. При архим. Сампсоне (1750-1762, 1767-1793) были построены каменные настоятельский корпус, трапезная, хлебная, кельи, ограда. В 1804-1819 гг. по проекту архит. И. И. Волкова на пожертвования купеческой вдовы А. В. Аникеевой возведен новый двухэтажный Алексиевский храм: верхний освящен в 1819 г. в честь Воскресения Христова, нижний - в 1812 г. во имя свт. Алексия. Старый Алексиевский храм, перестроенный при архим. Амвросии (1793-1796), существовал одновременно с новым до 1879 г. В 1879-1880 гг. была возведена надвратная четырехъярусная колокольня (высота 49 м), в нижнем этаже к-рой располагались зал, где начиная с 1896 г. по инициативе Острожского еп. Владимира (Соколовского) проводились воскресные просветительские чтения для народа, и крестовый храм - домовая ц. настоятеля во имя прп. Сергия Радонежского, освященная в 1903 г. В Алексиевском храме находились почитаемые в обители иконы Божией Матери «Троеручица», точный список Новоиерусалимского образа, принесенный в А. м. архим. Никанором, и «Живоносный Источник» с частицами мощей святых. Местонахождение святынь после 1931 г. неизвестно.

http://pravenc.ru/text/63812.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЕВКИЕВ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Левкиев (Левкеев) в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь (в ряде документов XVI-XVII вв.- пустынь), находился на юго-зап. окраине Волоцкого княжества, на р. Омутня (Мутня), левом притоке в верховьях р. Москвы, близ торгового с. Середа (Стратилатское), в 35 верстах от Волоколамска (ныне Шаховской р-н Московской обл.). Основан, вероятно, в период с посл. четв. XV в. до 1503 г. прп. Левкием Волоколамским. Возможно, устроение Л. м. связано с передачей в удел в 1462 г. Волока Ламского, Рузы и Ржевы (Ржева) с волостями по завещанию сыну вел. кн. Московского Василия II Васильевича Тёмного кн. Борису Васильевичу (21 июля 1449 - 26 мая 1494). Учитывая юный возраст князя и то, что, хотя и номинально Волок Ламский считался совместным московско-новгородским владением, Л. м., вероятно, мог быть основан прп. Левкием Волоколамским не ранее 2-й пол. 60-70-х гг. XV в. ( Леонид (Кавелин). Св. Русь. 590; Рус. провинциальный некрополь. 1914. С. 479). Косвенно версии не противоречат духовные грамоты - 1503 г. кн. Рузского Ивана Борисовича и ок. 1506 г. кн. Волоцкого Федора Борисовича, завещавших в Л. м. поминальные вклады (ДДГ. С. 352, 407). Существование в это время мон-ря с таким названием свидетельствует, что до нач. XVI в. прп. Левкий не только скончался, но и был прославлен и почитался как местночтимый святой. В Смутное время, в 1609 и 1612 гг., Л. м., очевидно, пострадал от «литовских людей» ( Леонид (Кавелин). 1870. С. 85). Разорен был не только мон-рь, но и находившиеся в его окрестностях вотчины. По указу 1679/80 г. царя Феодора Алексеевича вместе с др. обителями Л. м. был приписан к Новоиерусалимскому в честь Воскресения Господня монастырю . В 1764 г. при учреждении штатов Л. м. упразднен и обращен в приходскую церковь с. Левкиева. В церковно-адм. отношении до XVIII в. мон-рь подчинялся властям Волоцкой десятины Митрополичьей, Патриаршей и Синодальной областей, хотя и не исключено в XV - нач. XVI в. вмешательство в дела церковного управления Новгородских архиереев. С 1744 г. входил в состав Переславской и Дмитровской епархии. По указам от 6 мая 1788 г., 12 дек. 1796 г. и Высочайше утвержденному докладу Синода от 16 окт. 1799 г. вплоть до XX в. приход с. Левкиева перешел в ведение Московской епархии. Братия монастыря

http://pravenc.ru/text/2463331.html

Троица, остров. Муезерский Троицкий монастырь. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь в честь Свт. Николая на острове, на озере Муя (24 версты от приходского храма 1866 года постройки в д. Маслозерской) построена в 1573 (по другим данным 1602) году на средства Соловецкого монастыря, принадлежала Муезерскому Троицкому монастырю. Источник: Православные приходы и монастыри Севера Церковь Николая Чудотворца была построена в 1602 году на острове Троица на одном из многочисленных живописных озер Северной Карелии. Озеро Муер, на котором и располагается церковь, находится всего в 70 километрах западнее города Беломорска. Основателем церкви Николая Чудотворца принято считать преподобного Кассиана, мощи которого, по преданию, до сих пор находятся в небольшой деревянной часовне на западной стороне церкви. Сама часовня представляет собой небольшой деревянный сруб высотой 3 метра. К церкви примыкают маленький алтарь и трапезная, построенные без единого гвоздя, но, несмотря на это, полностью сохранившиеся. Монастырь пережил многие природные невзгоды, обрушившиеся на эти земли, но не пережил человеческого произвола. По указу Екатерины II в 1764 г. сам монастырь закрыли, а заброшенные монастырские здания с каждым годом ветшали и разрушались. Совершенно случайно уцелели только часовня и сама церковь Николая Чудотворца. / Нельзя сказать, чтобы о Никольской церкви длительное время ничего не было известно: о храме писали ещё до революции. Но по-настоящему открыли её научному сообществу и всем неравнодушным к истории древнерусского здчества людям архитекторы-реставраторы А.В. Ополовников и И.Н. Шургин. Из огромного множества деревянных построек Московской Руси очень малая часть дошла до наших дней. Среди уцелевших лишь единицы сооружены ранее середины XVII века. К числу наиболее древних сохранившихся до нашего времени деревянных построек принадлежит и Никольская церковь на Муезере. Это последняя крупная постройка, оставшаяся от Троицкого Муезерского монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=09386

В. А. Федоров Глава 5. Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви началась со времени присоединения к Руси северных земель с нерусским населением – примерно с XIV в. Наиболее известным миссионером того времени был Стефан Пермский, крестивший коми-пермяков. Она существенно активизировалась с конца XV в. – времени образования русского многонационального государства, включившего в свой состав ряд нерусских народов, исповедовавших мусульманство, буддизм, язычество. С конца XVII в., точнее, со времени церковного раскола, православное миссионерство поставило также своей целью и возвращение старообрядцев в «лоно православия». Существовали внутренняя и внешняя миссии. Внутренняя миссия вела работу среди народов крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, за возвращение в православие русских старообрядцев и сектантов, проживавших в пределах России католиков, униатов, протестантов, мусульман, буддистов. Внешняя миссия действовала преимущественно вне пределов России: в Северной Америке, Корее, Японии, Китае, на Среднем и Ближнем Востоке. Св. Синодом ассигновывались для этого денежные средства; в духовных академиях и семинариях готовились кадры, разрабатывались «правила», «положения» и «уставы» отдельных миссий и миссионерских организаций, издавалась необходимая для миссионеров литература, миссионерские журналы («Православный благовестник», «Миссионерское обозрение» и др.), проводились миссионерские съезды (с 80-х годов XIX в.). Ранее руководство миссионерскими делами было возложено на епархиальных архиереев. Впоследствии (в национальных регионах) стали создаваться особые миссионерские учреждения: в Казанской епархии – Свияжская контора новокрещенских дел (1731–1740) и сменившая ее Казанская новокрещенская контора (1740–1764), на Кавказе – Осетинская духовная миссия (1814–1862) и Общество восстановления православного христианства на Кавказе (с 1860 г.). 1. Внутренняя миссия Важным центром миссионерской деятельности Русской Православной Церкви среди нерусских народов Поволжья, Урала и Сибири, а также для возвращения в православие старообрядцев, была Казань. Восстановленная в 1842 г. в Казани духовная академия ставила своей главной задачей подготовку миссионеров и специалистов по «расколу». Крещеным татарам и башкирам давалась трехлетняя льгота в освобождении их от податей и рекрутской повинности, прощалось им участие в местных восстаниях. Местная национальная знать получала все права российских дворян, в том числе и право иметь крепостных из русских крестьян. Несмотря на льготы, предоставляемые новокрещеным, в середине XIX в. официально было признано, что удалось «обратить в православие» не более 10% татар и лишь 2% башкир.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010