Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. XVI-XIX вв. Памятник, не сохранившийся до наших дней и восстанавливаемый в настоящее время. Впервые упоминается под 1564 г. как небольшая шатровая каменная церковь при братской каменной трапезе. Построена на средства бояр Годуновых. В 1760-1764 гг. на месте храма, пришедшего в ветхость, устраивается новая каменная просторная церковь с пятью деревянными главами. В 1801 г. пять глав заменяются одной главой, а внутри храма ставятся деревянные колонны-крепления. Постройка дожила до 1859 г. В середине XIX в. по проекту архитектора К.А. Тона строится новый пятиглавый в византийско-русском стиле храм Рождества Пресвятой Богородицы с приделом во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста с южной стороны. Храм имел соединение с Троицким собором через паперть с юго-западной стороны. Украшением церкви являлся позолоченный иконостас с иконами, выполненными в мастерской палехского иконописца Сафонова. Усыпальница бояр Годуновых. XVI-XVII вв. Ипатьевский монастырь - единственное место в России, где на протяжении четырех столетий, начиная с конца XIII в., формировался некрополь одного из самых знаменитых боярских родов - Годуновых. Сохранившаяся усыпальница бояр Годуновых в подклете Троицкого собора является третьей годуновской усыпальницей. Ранее она включала 18 погребений представителей ветви Иосифа Дмитриевича Годунова - Асанова. Первая и вторая усыпальницы размещались в «каменной палатке» у алтаря церкви Рождества Богородицы. Вплоть до начала XVII в. в первой усыпальнице насчитывалось 22 погребения, в том числе: родителей царя Бориса и царицы Ирины – Федор и Стефания, брата Бориса и Ирины – Василия и их дяди Дмитрия Ивановича Годунова. Вторая усыпальница включала 16 погребений: в ней были захоронены представители ветви Василия Петровича Годунова, двоюродного брата Дмитрия Ивановича. В древности в усыпальницах находилось много икон, нагробных покровов с богатейшими украшениями из золота, серебра, жемчуга и драгоценных камней, горели неугасаемые лампады. Раз в неделю по пятницам здесь служили панихиду в память всех почивших Годуновых. Обе первые усыпальницы упразднены в 1756 г. по распоряжению Преосвященного Геннадия. Территория усыпальниц попала под фундаменты церкви Рождества Богородицы, перестроенной в 1760-е гг. В настоящее время усыпальница в подклете Троицкого собора продолжает именоваться «годуновской» не смотря на то, что только три надгробные плиты принадлежат представителям этого рода. Четыре надгробные плиты принадлежат лицам других фамилий.

http://sobory.ru/article/?object=00151

Успенский Вышенский женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Успенский Вышенский монастырь — женский (ранее мужской) монастырь в Рязанской области. Основан в XVI—XVII веках. Монастырь был закрыт советской властью в 1920-х гг., возвращен Церкви в 1990 году. Содержание История [ править править код ] Монастырь основан предположительно в XVI—XVII веках (в письменных источниках впервые упомянут в 1625 году в грамоте матери царя Михаила Фёдоровича — Марфы). Вышенская Успенская пустынь находилась на левом берегу реки Выши, которая весной угрожала затопить обитель. Монахи обратились к Михаилу Фёдоровичу с просьбой о новом месте. Марфа Иоанновна пожаловала пустыни отводную грамоту, указав новое (нынешнее) место. Со дня основания до революции монастырь был мужским. Судя по всему, изначально обитель не была именитой и богатой, поэтому уже в 1724 году она была приписана к Чернеевскому Никольскому монастырю. С 1764 года монастырь вновь обретает самостоятельность. Новая страница в жизни Вышенского монастыря связана с переходом в XIX веке в ведение Тамбовской епархии, которой в то время управлял архиепископ Феофил (Раев). Благодаря ему из Саровского монастыря был приглашен старец Тихон, под руководством которого Вышенский монастырь был отстроен практически заново. При игумене Тихоне (игуменство в 1800—1844 годах) возведены каменная четырёхъярусная колокольня с Троицким храмом (освящён в 1818), каменные кельи и каменная ограда с башнями. Святитель Феофан Затворник жил в монастыре в 1866—1894 годах. С 1872 года он проводил своё время в полном уединении, собственноручно устроив для молитв небольшой домовый храм Богоявления Господня. В 1920-х годах монастырь был закрыт, здания и все имущество бывшей обители национализированы, а монахи выселены. Единственным собором, где некоторое время (до 1938 года) продолжались богослужения, оставался Христорождественский. Территория обители использовалась как лесное хозяйство, совхоз по свиноводству, детский городок, а с 1938 года в строениях монастыря обосновалась областная психиатрическая больница. В 60-х годах была взорвана монастырская колокольня. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Успенский_Выше...

Дунилово. Храмовый комплекс бывшего Благовещенского монастыря. Храмовый комплекс. Действует.   Год постройки:не ранее 1675. Адрес: Ивановская обл., Шуйский р-н, с. Дунилово, ул. Родниковская Координаты: 57.002774, 41.415932 Изменить описание объекта Храмы комплекса: Собор Благовещения Пресвятой Богородицы Церковь Казанской иконы Божией Матери Карта и ближайшие объекты Первое упоминание о Дунилово (Дубнилово) относится к 1535 году и связано оно с княжеским родом Горбатых-Шуйских. Потомки суздальских князей Дмитрий и Василий жили здесь c XVI веке на месте, называемой " Поляна " , где стоял деревянный терем, располагавшийся неподалёку от того места, где сейчас возвышаются строения Благовещенского монастыря. В дальнейшем история Дунилова переплетается с родом бояр Лопухиных. По случаю бракосочетания Петра I село было пожаловано боярину Ф. А. Лопухину, отцу Евдокии Лопухиной, первой супруги императора. По преданию, некоторое время, в этом монастыре проживала она в ссылке. Самая ранняя из сохранившихся кирпичных церквей монастыря, да и самого Дунилово, датируется 1675 годом. Это Благовещенская церковь, которая входит в монастырский комплекс, была построена на месте шатровой деревянной церкви артелью каменщиков под руководством Назара Борисова и Ивана Исаева из села Пчёлки Костромской губернии. Основной объём " летнего " храма - мощный, трёхсветный, кубообразный четверик с небольшим притвором у западного фасада и тремя сильно пониженными полукружиями апсид. В своей основе относится к типу пятиглавых двустолпных храмов с пониженными боковыми приделами, характерными для костромского зодчества 2-ой пол. XVII века. Западные пристройки приделов выполнены в формах позднего классицизма с типичной трёхчастной композицией окон на боковых фасадах. В 1764 году монастырь прекратил своё существование, обратившись в приход. А прихожане уже в 1888 году построили рядом с холодной Благовещенской церковью тёплую - в честь Казанской иконы Божией Матери. Согласно дореволюционным документам, в Благовещенской церкви хранились ценные реликвии - в частности, " медное с двуглавым орлом паникадило " , вклад Евдокии Лопухиной. Казанская церковь с колокольней, состоит из двух разновременных объёмов: стройной и высокой колокольни с ярусом звона у шатра, возведённой в 1685 году, над Святыми воротами монастыря, и пристроенной к ней с востока небольшой Казанской церкви, с традиционным расположением объёмов вдоль главной оси. Колокольня - хороший пример типичных для владимирской архитектуры XVII века сооружений такого рода. Её композиция традиционна и представляет собой стройный восьмигранный столп на четверике основания.

http://sobory.ru/article/?object=22474

Наконец, можно задаться вопросом, почему упрек царя монахам прозвучал именно в 1573 году. За пять лет до этого царь посетил монастырь вместе со своими сыновьями и, насколько известно, не проявил по этому поводу особого гнева. Тогда в монастырь был сделан вклад, записанный на царевичей Иоанна и Феодора Иоанновичей , на который вслед за тем была возведена соименная святым - покровителям вкладчиков - церковь Иоанна Лествичника с приделом Федора Стратилата. О каком-либо вкладе этого времени на храм над гробом Кирилла ничего не известно, и похоже, что отсутствие такого храма в тот момент царя не очень беспокоило. Очевидно, яростная филиппика царя была вызвана не столько отсутствием храма над могилой Кирилла, сколько его наличием над могилой князя Владимира Ивановича Воротынского, тоже, впрочем, выстроенного двадцатью годами ранее. Об этом в послании говорится недвусмысленно: " ...сие зазор не мал, что мимо чюдотворца над ним церковь " . Текст послания следует воспринимать прежде всего в контексте бурных политических страстей своего времени. Вспомним, что к тому же 1573 году относятся вторая опала и гибель брата князя Владимира - знаменитого воеводы Михаила Ивановича Воротынского. В свете всего сказанного относительно поздняя дата строительства Кирилловского храма не должна восприниматься как что-то особенное. Именно к концу XVI века возведение храмов над гробом основателя монастыря стало приобретать значение обычая, что привело к появлению в Кирилло-Белозерском монастыре второй посвященной Кириллу церкви. Что же представлял собой Кирилловский храм 1585-1587 годов? Данные о нем содержатся в монастырских описях XVII-XVIII веков. Основные выдержки из них опубликованы Никольским6, и вкратце их содержание может быть сведено к следующему. Церковь примыкала к собору с правой стороны и была бесстолпной, одноглавой. Она имела две двери - западную и южную, помимо которых была еще " невеликая " железная дверь, " что ходят от чюдотворцова гробу в соборную церковь " . Крыта была церковь, как и другие в Кириллове, тесом, а глава - белым железом. Крест и яблоко на ней были позолочены. Опись 1601 года насчитывает в ней более двухсот пятидесяти икон, часть которых входила в высокий пятиярусный иконостас, часть стояла в тяблах на северной стене, над могилой Кирилла, часть находилась в алтаре, остальные размещались в киотах и без них по всему храму. В середине XVII века на вклад Федора Ивановича Шереметева церковь была расписана, а над гробницей поставлена серебряная чеканная золоченая рака. Последняя из фиксирующих здание описей, составленная в 1773 году, приводит основные размеры церкви в плане. В это время у церкви была также западная паперть, впервые упоминаемая в 1764 году, а в описи 1770 года названная " вновь сделанной " . Здание, включая паперть, к 1773 году сильно обветшало, имело трещины и было подперто контрфорсами. Это и послужило основанием для разборки храма и возведения на его месте новой церкви.

http://sobory.ru/article/?object=05138

В настоящее время стараниями иеромонаха Феофана и прихожанами возрождается духовная традиция прошедших столетий. Богослужения на месте Никитиной пустыни стали регулярными, заросшая дорога, ведущая сюда, приняла вид тропинки, по которой часто ходят люди. На открытой поляне под вековыми елями стоит рубленый храм-часовня. Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVII в., выпуск 5. Радонежская десятина (Московского уезда)В. и Г. Холмогоровы. Издано Императорским обществом Истории и Древностей Российских при Московском Университете. - Москва, 1887 г. стр.187. В 7 километрах к северо-западу от Муранова расположена деревня Горенки. По народному преданию, недалеко от деревни в лесу было явление великомученика Никиты. (Святой великомученик Никита родился и жил на берегах Дуная. Постадал за Христа в 372 году. Тогда христианская вера уже широко распространялась в стране готов. Святой Никита уверовал во Христа и принял крещение от готского епископа Феофила, участника первого Вселенского Собора. Распространению христианства стали противиться язычники-готы, в результате чего возникла междоусобная брань. О святом великомученики Никите существовало предание, что он имеет особую силу прогонять бесов, поэтому его ещё называют Никита-бесогон). Со временем, не ранее XV века, на этом месте был основан небольшой монастырь, вернее скит, названный его именем. Небольшая обитель была разорена в Смутное время и окончательно упразднена при секуляризации монастырских земель в 1764 году. По сложившейся на Руси традиции, при упразднении храма на месте алтаря ставилась часовня. Небольшая деревянная часовня великомученика Никиты стояла и здесь, поставленная благодарными потомками. О ней хорошо знали последние владельцы Муранова - Тютчевы. Они следили за её состоянием. Место это называлось Никитина пустынь. Сохранились упоминания, что в предреволюционный период, служили в часовне только раз в году - 15 сентября (по новому стилю 28 сентября) в престольный праздник - день памяти великомученика Никиты. В 1930-е годы часовня была разобрана и перевезена в деревню Горенки, где из неё сделали жилой дом для мастера молочного завода.

http://sobory.ru/article/?object=34685

Богоявленский-Анастасиин женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Ранее это было три монастыря: Богоявленский мужской, Крестовоздвиженский и Анастасиинский женский. Основателем первого считается старец Никита, ученик Преподобного Сергия. После пожара в 1847 г. мужской монастырь был упразднен и передан в ведение женского Крестовоздвиженского. Анастасиин монастырь был основан в XV веке первой женой Ивана Грозного Анастасией Романовной. В 1764 г. был упразднен, а монахини переведены в Крестовоздвиженский монастырь. Через десять лет Анастасиин монастырь был восстановлен на прежнем своем месте под названием Крестовоздвиженского Анастасиина. Ныне монастырь является действующим. Годом основания Богоявленского монастыря считают 1426 г., когда был освящён первый храм – в честь Богоявления Господня. В нём под спудом покоятся мощи прп. Никиты. Содержание История [ править править код ] Храмы монастыря Костромы стали одними из первых каменных храмов Костромы: новый Богоявленский собор был освящён в 1565 г. В 1569 г. Иоанн Грозный перебил братию монастыря во главе с игуменом за то, что они радушно встретили проезжего князя Старицкого Владимира Андреевича, не ведая, что тому суждено попасть в царскую немилость. В 1608 г. за стенами монастыря мужественно отбивались монахи вместе с горожанами и монастырскими крестьянами. Осада длилась больше полумесяца. Поляки убили 38 крестьян. 11 монахов заперлись в монастыре, желая скорее умереть, чем сдаться врагу. Память преподобных Трифиллия, Макария, Савватия, Финогена, Варлаама, Дионисия, Иова, Кирилла, Максима, Иоасафа, Гурия, убитых поляками, празднуется 15 (29) сентября, в один день с памятью прп. Никиты. В 1612 г. в Богоявленском монастыре молились князь Димитрий Пожарский и воины русского ополчения, шедшие из Нижнего Новгорода освобождать Москву. Богоявленский Анастасиев монастырь в Костроме, после 1865 г С XVII в. обители помогал боярский род Салтыковых, которые устроили в монастыре фамильный некрополь. Во многом благодаря им в 1610 г. освятили новую каменную церковь Иоанна Богослова, около 1618 г. – Трёхсвятительскую церковь, к Богоявленскому собору пристроили Никольский храм, в 1620-е гг. возвели звонницу. В 1642-1648 гг. деревянная стена была заменена каменной.

http://azbyka.ru/palomnik/Богоявленский-...

В славянской традиции известно пространное Житие П., а также 2 кратких в составе обычного и Стишного Прологов в день его памяти 27 июля. Пространное Житие встречается в сборниках и Четьих-Минеях не ранее XV в. (см.: Творогов О. В. Переводные жития в рус. книжности XI-XV вв. Кат. М.; СПб., 2008. С. 94), оно включено также в ВМЧ под 27 июля ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 330-332, 2-я паг.). Слав. перевод наиболее близок к греческой версии BHG, N 1413b, в которой имеется эпилог составителей, выполненный, вероятно, при создании годового комплекта Четьих-Миней, в ранний период слав. письменности. Он содержит весьма архаическую лексику южнослав. происхождения, в частности, в нем встречается слово «балии» - врач и однокоренные «баловати», «лечить» и т. п. Житие, возможно, редактировалось (в ВМЧ указанная лексика встречается только в начале Жития, а в сб. РГБ. Троиц. 751 «балии» везде заменено словом «врачь» и т. д.). Пространное Житие П. пересказано свт. Димитрием Ростовским в «Книге житий» с небольшой стилистической правкой ( Димитрий (Туптало), свт. Ростовский. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 4. Л. 419-425 об.). В кратком Житии в составе обычного Пролога, переведенного в XI-XII вв., повторяются содержащиеся в Житии чудеса: о воскрешении ребенка и об исцелении слепого, в конце говорится, что при усечении головы святого из тела вместо крови истекло молоко, а оливковое дерево дало плоды; наиболее близкий греч. текст содержится в рукописи Vat. gr. 2046 (Л. 262b-d), а также в Минологии имп. Василия II (PG. 117. Col. 561). Чуть более расширенный вариант находится в Стишном Прологе, переведенном в Болгарии в XIV в. (его оригинал см.: SynCP. Col. 847-848), этот текст вошел и в состав печатного Пролога в XVII в. Л. В. Прокопенко Почитание и мощи П. Вмч. Пантелеимон. Мозаика в капелле ап. Петра собора Сан-Марко в Венеции. XII в. Вмч. Пантелеимон. Мозаика в капелле ап. Петра собора Сан-Марко в Венеции. XII в. В Иеронимовом Мартирологе день памяти П. указан под 28 июля (MartHieron.

http://pravenc.ru/text/2578844.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АКАТОВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ АЛЕКСИЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Акатов мон-рь во имя свт. Алексия, митр. Московского Акатов мон-рь во имя свт. Алексия, митр. Московского (Воронежской и Липецкой епархии), первоначально мужской, основан в 1620 г. в Воронеже на правом берегу р. Воронеж, на Акатовой поляне. Обитель посвящена свт. Алексию Московскому : в день его памяти в 1620 г., по преданию, от города был отбит набег литов. и черкесских отрядов. Устроитель и первый настоятель А. м. игум. Кирилл (1621-1632) основал ранее воронежский Успенский муж. мон-рь . В А. м. трудами игум. Кирилла построены деревянный храм во имя свт. Алексия Московского, кельи для игумена и братии. С 1632 г. одновременно Успенским и Акатовым мон-рями управлял игум. Феодосий; в последующие годы А. м. управлялся своими настоятелями. В документах 20-30-х гг. XVII в. А. м. именовался пустынью. В 1700 г. в связи с устройством корабельных верфей на р. Воронеж указом царя Петра I Успенский мон-рь был упразднен, братия и имущество переведены в А. м., последний стал управляться архимандритами. По штатам 1764 г. А. м. отнесен ко 2-му классу. В 1780 г. в мон-ре подвизалось 16 монахов. В 1674 г. при игум. Корнилии в А. м. был возведен первый в Воронеже каменный храм с колокольней во имя свт. Алексия Московского, при архим. Ефреме (1744-1749; в схиме Евгений) к храму был надстроен 2-й этаж, в к-ром освящена ц. в честь Владимирской иконы Божией Матери с приделом во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. При архим. Сампсоне (1750-1762, 1767-1793) были построены каменные настоятельский корпус, трапезная, хлебная, кельи, ограда. В 1804-1819 гг. по проекту архит. И. И. Волкова на пожертвования купеческой вдовы А. В. Аникеевой возведен новый двухэтажный Алексиевский храм: верхний освящен в 1819 г. в честь Воскресения Христова, нижний - в 1812 г. во имя свт. Алексия. Старый Алексиевский храм, перестроенный при архим. Амвросии (1793-1796), существовал одновременно с новым до 1879 г. В 1879-1880 гг. была возведена надвратная четырехъярусная колокольня (высота 49 м), в нижнем этаже к-рой располагались зал, где начиная с 1896 г. по инициативе Острожского еп. Владимира (Соколовского) проводились воскресные просветительские чтения для народа, и крестовый храм - домовая ц. настоятеля во имя прп. Сергия Радонежского, освященная в 1903 г. В Алексиевском храме находились почитаемые в обители иконы Божией Матери «Троеручица», точный список Новоиерусалимского образа, принесенный в А. м. архим. Никанором, и «Живоносный Источник» с частицами мощей святых. Местонахождение святынь после 1931 г. неизвестно.

http://pravenc.ru/text/63812.html

Донецкий монастырь возник в самом конце XVII в. (одновременно с Троицким Битюцким). Строителем его был иеромонах Иоанн. В 1698 году, по благословению Св. Митрофана началась в пустыни постройка Успенской церкви. Но так как в след. 1699 г. местность, занимаемая пустынью, отошла в Тамбовскую Епархию, то освящение новой церкви произошло по благословению Тамбовского епископа Игнатия 268 . Почти одновременно с Донецкою пустынью возник монастырь в Азове. Еще ранее, в 1593 г., была попытка устроить некоторое подобие монастыря в Черкасске, для воинов-инвалидов. Теперь естественно было ожидать, что и в ново завоеванном Азове явятся русские люди, для которых монастырь есть традиционное обнаружение благочестия. А правительство сочтет нужным поощрить это дело и в религиозных, и в политических соображениях. «Монастырь основан был в 1696 году во взятой у Турок Петром В. 1696 г. июля 19 крепости Азове, при находившейся там издавна церкви Иоанна Предтечи, или достовернее сказать, во имя найденного там по взятии сей крепости образа Иоанна Предтечи; ибо по сему образу заключено, что там исстари были христиане и имели церковь 269 . Е. Болховитинов утверждает, что монастырь был «построен Петром Великим». Это наводит на сопоставление Азовского монастыря с Воронежским Успенским – «строением царя Бориса». «На одном большом колоколе, находившемся в сем монастыре до 1747 года, была след. надпись: «колокол лит 7204 года ноября в 1 день, во славу Всемогущего в Троице Святей славимого Бога повелением Благочестивейшего Великого Государя Царя и Великого князя Петра Алексеевича всея великия и малыя и белыя России Самодержца и многих Государств и земель восточных и западных и северных Отчина и Дедича и Наследника и Государя и Обладателя, вылит сей колокол и при нем прочие шесть колоколов в завоеванной Его Великого Государя города Азова, которой от войск Его Великого Государя взят из под владения Салтана Турецкого Мустафы в прошлом 7204 году июля 19. В монастырь Честного Славного Предтечи и Крестителя Иоанна, в честь имени Его Святого, во благочестие же и радость православным христианам, а на посрамление нечестивым Магометанам» (Болховитинов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolski...

На место Сергия братия избрала постриженика Толшевского монастыря, иеромонаха архиерейского дома Михаила, из Воронежского купеческого рода Аносовых. Новый игумен не походил на своего предшественника. Он явился в монастырь с желанием бесконтрольной власти. Братия, привыкшая участвовать в управлении монастырем, дававшая ранее советы своим настоятелям, была поражена, когда новый игумен все стал делать «сам собою, без общего братского совета». В монастырь на игуменство Михаил явился с гостями и отпраздновал вступление в должность пиром. Узнавши, что прежний игумен сохранил в песке вино для церковного употребления, он приказал его принести, и, решивши, что оно «к службе Божией неспособно», выставил его для угощения гостей и братии. И все вино, которым « церковь Божия весь год удовольствовалась бы, он игумен в один день с гостями стаканами и бокалами все до капли выпил, а бокалы покупает пару по сорока алтын и пьет на колокольне с звоном и бокал с пойлом нарочно мечет с колокольни на землю». За таким необычным вступлением последовал ряд распоряжений, еще более нарушавших мирное течение монастырской жизни. Новый игумен решил обращать монастырское имущество на наличные деньги, чтобы пользоваться ими. Он стал распродавать монастырский скот, бить пчелу, продавать воск и мед и бесконтрольно распоряжаться выручкой. Протест братии не смутил его. На их заявление, что от такой бесхозяйственности ухудшится их содержание, он говаривал им, «что монаху не подобает сладко брашно имейти, но подобает хлеб с водою ясти». «А сам, жаловались монахи, в трапезе и в своей келии что ни лучшее брашно отбирает и един съедает» 363 . Как чувствовал себя в это время иеросхимонах Серафим? Игумен Михаил, не слушавший никого, не думал чтить и бывшего настоятеля. Возможно даже, что к нему он относился с особенным недоброжелательством, слыша от монахов нелестное для себя сравнение со своим предшественником. И вот Серафим задумал бежать из монастыря. Но куда бежать? Это было не в XVII веке, когда легко было найти пустыню по всему течению Дона: теперь прежняя пустыня уже прочно была связана с правительственным центром, и о каждом беглеце, монахе и крестьянине, рассылались подробные запросы в монастыри и присутственные места государства, с подробным описанием их примет 364 . Нужно было миновать всю населенную придонскую область и искать пустыни дальше, к югу, за Доном. Серафим впоследствии показывал, что он «для избрания на уединение к пустынному житию места бежал за Дон». Товарищами его были монах Иоаким и трудник Евтихий Пономарев. Первый был нужен Серафиму, как человек опытный в такого рода деле; второй для услужения, в качестве работника.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolski...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010