И положу на них знамение, и пошлю из спасенных от них к народам: в Фарсис, в Пулу и Луду, к натягивающим лук, в Тубалу и Явану, на дальние острова, которые не слышали обо Мне и не видели славы Моей; и они возвестят народам славу Мою и представят всех братьев ваших от всех народов в дар Господу... Из них буду брать также в священники и левиты , говорит Господь». Данное пророчество, несомненно, говорит о Церкви, и вот как толкует эти стихи Димитрий Чуйков: « " Из них...», то есть – из всех братьев, от всех народов, представленных (братьев) в дар Господу (см. 20 стих) через Крещение. – «Из них буду брать», то есть – не всех их, обращенных, а некоторых из них. Эту мысль усиливает слово «также», то есть, кроме того, что они уже посвящены Господу в крещении (представлены в дар Господу), они еще будут взяты в священники, то есть составлять особое или сугубое Новозаветное священство. Итак, в Ис.66:21 Библия недвусмысленно говорит об особом Новозаветном священстве; и на основании Ис.66:21 всякий Православный священник, достойный своего звания, имеет полное право называться священником 423 , и именно не в общем, а в преимущественном смысле, какой, как уже было доказано, и заключает в себе 21 стих» . Хотя Христос буквально наделил учеников только властью прощать грехи, но за этими словами должно разуметь совершение всех Таинств, ибо все они самым тесным образом связанны с прощением грехов. Так, Таинство 1) покаяния (исповеди) установлено нарочито не для чего иного, как для прощения (отпущения) грехов. Далее, когда священник 2) крестит человека, то ему также прощаются грехи, как сказано: «да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов ; и получите дар Святаго Духа» ( Деян.2:38 ). Когда священник 3) миропомазывает крестившегося, то в его душу особым образом, Самой Своей Личностью входит Дух Святой, как о том было предсказано Богом через пророка: «Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом» ( Иер.31:33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

И там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: “Из Египта воззвал Я Сына Моего” ( Мф. 2:13 ). Коптская церковь празднует вступление Иисуса Христа на землю египетскую в день 24й коптского месяца вашанс, что соответствует 1 июня по нашему календарю. В этот день во всех церквах Египта торжественно звучат слова патриарха: “О Египет, о народ Египта, о дети Египта, и все, кто живет в его границах, возрадуйтесь, ибо пришел к нам Возлюбленный всего живого, существовавший до света всех веков!”. В Египте, передаваясь из поколения в поколение, сохраняются несколько чудесных сказаний о Марии, Иосифе и Младенце-Христе, неизвестных остальному миру. Они близки сердцу всех египтян – христиан и мусульман, потому что составляют часть души этого народа, ревностно хранящего предание о посещении его родины Святым Семейством почти 2000 лет тому назад. В Старом Каире беглецы побывали дважды – в начале путешествия и в конце, по пути домой. Первая их остановка была краткой: местный правитель, разгневанный тем, что при появлении Иисуса падали каменные идолы, вознамерился убить его. Святое Семейство укрылось в гроте, над которым в пятом веке была построена церковь в честь мученика Сергия (Абу Серга). Затем им пришлось двинуться дальше. В Новом Завете ничего не сказано о том, какие места посетило Святое семейство в Египте, как долго оно там находилось. У коптов же эта история описана довольно подробно. Общепризнанным источником считаются труды папы Теофилиуса, 23-го патриарха Александрийского (384–412 гг.). В них он рассказывает, как однажды, после долгой молитвы, Дева Мария явилась ему и поведала о путешествии Святого семейства в Египет. Четыре года спустя, по смерти Ирода, как повествует уже Евангелие от Матфея, “Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте. И говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву”. Но перед этим Святое Семейство еще раз побывало в Вавилоне Египетском, где по преданию, у Иосифа были дальние родственники, уговорившие его немного погостить у них.

http://azbyka.ru/krest-v-mire-polumesyac...

Иер. 48 :17. Пожалейте 1093 его все, живущие 1094 вокруг его, и все знающие имя его, скажите: „как сокрушен жезл силы, посох славы!“ Иер. 48 :18. Сойди со славы 1095 и сядь в грязи, жительница — дочь Дивона, ибо опустошитель 1096 Моава придет к тебе разрушить укрепления твои. Иер. 48 :19. Стань на пути и посмотри, жительница Ароера, и спрашивай бегущого и спасающагося, и скажи: „что это сделалось“? Иер. 48 :20. Посрамлен Моав, ибо побежден 1097 , рыдайте и вопийте, возвестите в Арноне, что погиб Моав. Иер. 48 :21. И суд пришел на равнину 1098 , на Хелон, и на Рефас, и на Мофаф 1099 . Иер. 48 :22. И на Девон, и на Наво, и на дом Девлафаим, Иер. 48 :23. И на Кариафаим, и на Вефгамул, и на дом Маонов, Иер. 48 :24. И на Кариоф, и на Восор, и на все города Моавитские, дальние и ближние. Иер. 48 :25. Отсечен рог Моава и мышца его сокрушена, говорит Господь. Иер. 48 :26. Напойте пьяным 1100 его, ибо он стал величаться пред Господом, и ударит Моав рукою своею (о блевотину) 1101 и сам будет посмешищем. Иер. 48 :27. Не служил ли посмешищем и для тебя Израиль? или он захвачен был в краже у тебя, что ты воевал против него? В другое место переселишься 1102 . Иер. 48 :28. Оставьте города и живите 1103 на скалах, жители Моава, и будьте как голуби, устраивающие гнезда на скалах, при входе в пещеры 1104 . Иер. 48 :29. Слышали мы о гордости Моава, – весьма горд он был, — о надменности его и кичливости его, о превозношении и спеси сердца его 1105 . Иер. 48 :30. Но Я знаю дела его, говорит Господь, не благополучие 1106 -ли его к этому привело? Иер. 48 :31. Посему о Моаве всюду рыдайте, вопийте о мужах, остриженных 1107 в (знак) печали. Иер. 48 :32. Ибо плачем Иазировым буду плакать о тебе, виноградник Асерима: отрасли твои простирались за море, достигали городов Иазера; (но) хищник напал на жатву 1108 твою и на собирание винограда твоего. Иер. 48 :33. Радость и веселие отняты от Кармила 1109 и от земли Моавитской, и вино у точил Я отнял, и топчущий виноградную ягоду никогда не запоет, по обычаю, песни 1110 .

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Избавителем народа, его вождем-пастырем непосредственно будет именно Отрок Божий. Но кто этот Отрок? – Открывая, через Пророка, свое происхождение и лицо, определяя и свое призвание – назначение, Отрок Божий Сам о Себе говорит: «Слушайте Меня, острова, и внимайте, народы дальние: Господь призвал Меня от чрева, от утробы матери Моей называл имя Мое... И ныне говорит Господь, образовавший Меня от чрева в раба Себе, чтоб обратить к Нему Иакова и чтоб Израиль собрался к Нему; Я почтен в очах Господа, и Бог Мой – сила Моя. И Он сказал: мало того, что Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых, и для возвращения остатков Израиля; но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли» (гл.49:1,5–6). Итак, Отрок Божий есть Сын Божий, Спаситель мира (каковым не может быть признан ни один пророк, ни даже сам величайший из пророков Исаия). – И этот-то Отрок Господа уразумеет и вознесется: Он и в уничиженном образе человека-раба поймет Свое божественное назначение, с беспрекословной покорностью и неистощимым терпением пройдет Свое служение и совершит Свой величайший подвиг страдания за грешный мир. А за Свой великий подвиг Он и вознесется, или чрезвычайно прославится в мире над всеми царями. – И сколь сильно будут ужасаться многие из-за Него, потому что в крайней степени обезславлен, – обезображен будет Его вид, точнее – лик, и умалена слава, или наружная красота Его, именно от сынов человеческих, т.е., крайне грешных людей, совершенно чуждых всякого благоговения перед всем божественным; настолько потом, по совершении Им своего величайшего подвига, будут все изумляться величию Его лица и Его подвига. Тогда Он приведет в изумление многие народы, ибо ни в каком народе не было и не будет совершено дела, Его делу равновеликого, ни человеком-мудрецом, ни богом-идолом. Тогда и цари всех народов заградят свои уста: в изумлении перед подвигом Раба Господня, цари земные, прежде столь пристрастные к славе своих подвигов, умолкнут совершенно, как бы онемеют. В особенности цари Востока и преимущественно Ассирии и Вавилонии, любившие изображать и записывать на стенах своих дворцов и так передавать памяти будущих потомков не только свои битвы и победы, но и успехи праздной охоты, и они, сравнивая всякие свои деяния с делом спасения мира, чего прежде они никогда не видали и о чем ни из каких летописаний не слыхали, должны будут понять и признать, что дела их ничтожны, достойны забвения...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Империя при Соломоне уменьшилась в размерах. От нее отпало Дамасское царство. Но царь не желал вести войн. Чтобы обеспечить мир с наиболее сильным соседом, он заключил союз с фараоном (вероятно, Псусеннесом II) и женился на его дочери. Библия говорит о мудрости Соломона как даре Божием, который он испросил в молитве. Царь сознавал, что молодой возраст и неопытность препятствуют мудрому правлению. «Господи, Боже мой, Ты поставил раба Твоего царем вместо Давида, отца моего; но я отрок малый, не знаю ни моего выхода, ни входа… Даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло» (3 Цар 3,7,9). Мудростью (евр. в то время называлось умение вести дом, хозяйство, а главное — управлять страной. Тонкости этой светской мудрости были неведомы Израилю, который только начинал свое государственное существование. Считалось, что доселе хокма была монополией иноземных царей и народов. Желая ее получить, Соломон обращается к Богу. Здесь — истоки богословия Учительных книг Писания, которые видят в Творце источник мудрости. Господь одобряет желание Соломона. Дар будет ему дан, но при условии соблюдения Завета. «За то, что ты просил этого и не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства, не просил себе душ врагов твоих, но просил себе разума, чтобы уметь судить, вот, Я сделаю по слову твоему. Вот, Я даю тебе сердце мудрое и разумное так, что подобного тебе не было прежде тебя и после тебя не восстанет подобный тебе. И то, чего ты не просил, Я даю тебе, и богатство, и славу… И если будешь ходить путем Моим, сохраняя уставы Мои и заповеди Мои, как ходил отец твой Давид, Я продолжу дни твои» (3 Цар 3,11-14). В первый период правления Соломона, который считается золотым веком Израиля, молодой царь многообразно проявляет дарованную ему мудрость. В качестве примера Библия приводит решение, принятое Соломоном по делу двух женщин, споривших о ребенке (3 Цар 3,16-28). Писцы Соломона записывают его афоризмы и советы житейской мудрости. Этим полагается начало Учительной библейской письменности (см. ниже, 5). Но главным делом царя была административная реформа — создание обширного правительственного аппарата, который состоял из множества чиновников и специалистов, ведавших различными сферами двора, хозяйства, армии, продовольственных поставок. Соломон завел необходимую для обороны конницу (остатки его конюшен найдены в развалинах Мегиддона). Он заключал договора с соседними царями, отправлял торговые корабли в дальние страны, разрабатывал медные рудники на берегу Красного моря. При дворе его появились иностранные послы. Аравийская царица Савы прибыла в Иерусалим «испытать его загадками», на самом же деле — заключить торговый союз. Однако более всего слава Соломона связана с Храмом, построенным в Иерусалиме.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

Ис.57:12 . Я по­кажу правду твою и дела твои, – и они будут не в по­льзу тебе. Подводя итог всем историческим винам Израиля, этот стих в то же время как бы служит переходом к последующей речи пророка о помиловании Израиля. Ис.57:13–19 . С 13–19 идет мессианское пророчество о духовном Израиле, или о Церкви Христовой, в которую со временем войдут и ближние (евреи) и дальние (язычники). Ис.57:13 . Когда ты будешь вопить, спасет ли тебя сборище твое? – всех их унесет ветер, раз­веет дунове­ние; а надеющийся на Меня наследует землю и будет владеть святою горою Моею. Под «сборищем», о котором, как о негодном средстве самообороны и защиты, говорит здесь пророк, естественнее всего, на основании контекста, разуметь здесь тот пантеон божества, который существовал у евреев в эту эпоху религиозного синкретизма. По контрасту с целым сонмом этих пустых и ничтожных божеств, Господь один дает полное торжество всем надеющимся на Него. Ис.57:14 . И сказал: поднимайте, поднимайте, ровняйте путь, убирайте пре­граду с пути народа Моего. 14 ст. заключает в себе пророчественное приглашение членам новозаветной церкви всячески содействовать и обращению заблужденного Израиля, что еще яснее становится при сличении с новозаветными параллелями ( Рим.9:32–33 ; Рим.11:25 ). Ис.57:15 . Ибо так говорит Высокий и Превоз­несен­ный, вечно Живущий, – Святый имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушен­ными и смирен­ными духом, чтобы оживлять дух смирен­ных и оживлять сердца сокрушен­ных. В 15 ст. обращает на себя внимание целый ряд эпитетов, прилагаемых к Всевышнему и носящих черты высокого религиозно-нравственного монотеизма: «Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, Святый – имя Его.» Как бы по контрасту с этой своей абсолютной святостью и надмирной превознесенностью, Господь особенно любит смиренных и сокрушенных сердцем грешников, о чем, вообще, неоднократно говорит Библия, как Ветхого, так и Нового Завета ( Пс.33:19 ; Ис.66:2 ; Мф.11:29–30 ; Лк.4:18 ; Иак.4:16 ). Ис.57:16 . Ибо не вечно буду Я вести тяжбу и не до конца гне­ваться; иначе изнеможет пре­до­ Мною дух и всякое дыхание, Мною сотворен­ное.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ис.5:18 . Горе тем, которые влекут на себя беззаконие вервями суетности, и грех – как бы ремнями колесничными; «Влекут» – правильнее перевести: «навлекают на себя наказание Божие за свои преступления». В таком смысле понимают эти слова пророка святой Кирилл Александрийский , и святой Иоанн Златоуст , а также некоторые новейшие толкователи. Наказание, можно сказать, так крепко утверждено, прикреплено уже к нечестивым иудеям, как крепко привязывается телега к везущему ее животному. Ис.5:19 . которые говорят: «пусть Он по­спешит и ускорит дело Свое, чтобы мы видели, и пусть при­близит­ся и при­дет в исполне­ние совет Святаго Израилева, чтобы мы узнали!» «Дело Свое», т. е. суд Свой над нами. Ис.5:20 . Горе тем, которые зло называют добром, и добро – злом, тьму по­читают светом, и свет – тьмою, горькое по­читают сладким, и сладкое – горьким! Ис.5:21 . Горе тем, которые мудры в сво­их глазах и ра­зу­мны пред самими собою! «Мудрые в своих глазах» не хотят знать закона Божия. Ис.5:24–30 . За свои преступления все грешники понесут тяжелое наказание от Бога; трупы их будут валяться повсюду, – знак того, что начнется какая-то страшная эпидемия, но этого еще мало. Бог призовет против грешных иудеев из далекой стороны такого врага, который, как лев, бросится на избранный народ и множество иудеев захватит в плен. Ис.5:25 . За то воз­горит­ся гнев Го­с­по­да на народ Его, и про­стрет Он руку Свою на него и по­раз­ит его, так что содрогнут­ся горы, и трупы их будут как по­мет на улицах. И при всем этом гнев Его не отвратит­ся, и рука Его еще будет про­стерта. «Рука Его... будет простерта», – т. е. эта казнь будет для Иудеи только началом ее бедствий. Ис.5:26 . И поднимет знамя народам дальним, и даст знак живущему на краю земли, – и вот, он легко и скоро при­дет; «Поднимет знамя» – укажет место для собрания войск, идущих на Иудею. «Народы дальние» – вероятнее всего, здесь пророк разумеет ассириян и соседних с ними и им подвластных народов. Ис.5:27 . не будет у него ни усталого, ни изнемога­ю­щего; ни один не задремлет и не заснет, и не снимет­ся по­яс с чресл его, и не разо­рвет­ся ремень у обуви его;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Когда они пришли, туман почти рассеялся, солнце ещё не поднялось над горизонтом, но было уже светло. Женщины подошли к пещере. То, что они там увидели, привело их в трепет. Возле входа в гробницу, застыв, словно изваяния, стояли неподвижные стражники с перекошенными от страха лицами. Огромный камень, закрывавший вход, валялся в стороне. А на нём сидел… Ангел! Это он, сойдя с небес, отвалил камень от двери гроба. Вид его был как молния, и одежда его бела как снег. А застывшие от страха стражники смотрели на него и боялись пошевелиться. Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: — Не бойтесь, я знаю, что вы ищете Иисуса распятого. Его нет здесь — Он воскрес, как обещал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мёртвых и ожидает вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам. Женщины зашли в пещеру. Там было пусто. Выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью побежали назад в город. Но когда шли через сад, чтобы возвестить ученикам о случившемся, их встретил… Сам Иисус! И сказал: радуйтесь! Женщины сначала испугались, но потом ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: — Не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня. Вот такую новость рассказывала Мария ученикам в горнице, пока Пётр и Иоанн спешили к опустевшей гробнице. Но когда они прибежали, там уже никого не было — ни Ангела, ни окаменевших от ужаса стражников. Лишь отваленный камень снаружи и погребальные пелены внутри пещеры увидели они. Потом ученикам предстояло пережить ещё многое. Вечером этого же дня воскресший Иисус Сам придёт к ним в горницу. Он пройдёт прямо сквозь тяжёлую дверь, запертую на дубовый брус, чтобы сказать им Свое обычное приветствие: мир вам! Получив Духа Святого, ученики станут бесстрашными апостолами, пройдут по всему миру с проповедью учения Иисуса, бесстрашно будут нести свет Его истины в самые дальние уголки вселенной. И в конце с радостью примут за Него смерть, чтобы скорее встретиться с любимым Учителем.

http://foma.ru/mironosicy-pashalnaja-ist...

Коптская Церковь празднует вступление Иисуса Христа на землю египетскую в день 24-й коптского месяца вашанс, что соответствует 1 июня по нашему календарю. В этот день во всех церквях Египта торжественно звучат слова патриарха: " О Египет, о народ Египта, о дети Египта, и все, кто живет в его границах, возрадуйтесь, ибо пришел к нам Возлюбленный всего живого, существовавший до света всех веков! " . В Египте, передаваясь из поколения в поколение, сохраняются несколько чудесных сказаний о Марии, Иосифе и Младенце Христе, не известных остальному миру. Они близки сердцу всех египтян - христиан и мусульман, потому что составляют часть души этого народа, ревностно хранящего предание о посещении его родины Святым семейством почти 2000 лет тому назад. В Старом Каире беглецы побывали дважды - в начале путешествия и в конце, по пути домой. Первая их остановка была краткой: местный правитель, разгневанный тем, что при появлении Иисуса падали каменные идолы, вознамерился убить его. Святое семейство укрылось в гроте, над которым в пятом веке была построена церковь в честь мученика Сергия (Абу Серга). Затем им пришлось двинуться дальше. В Новом Завете ничего не сказано о том, какие места посетило Святое семейство в Египте, как долго оно там находилось. У коптов же эта история описана довольно подробно. Общепризнанным источником считаются труды папы Феофила, 23-го патриарха Александрийского (384-412 гг.). В них он рассказывает, как однажды, после долгой молитвы, Дева Мария явилась ему и поведала о путешествии Святого семейства в Египет. Четыре года спустя, по смерти Ирода, как повествует уже Евангелие от Матфея, " Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте. И говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву " . Но перед этим Святое семейство еще раз побывало в Вавилоне Египетском, где по преданию, у Иосифа были дальние родственники, уговорившие его немного погостить у них.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/1...

Любящему недостаточно иметь возлюбленного духом и сердцем, любовь не может утолиться иначе, как присутствием любимого. Иакову было недостаточно слышать о том, что его сын жив и царствует в Египте. Но он сказал, что пойдет и увидит его, и, увидев, горячими слезами омыл свое лицо и говорил: Пойду и увижу его, пока умру ( Быт. 45, 28 ). Как же нам утешиться нашим возлюбленным Иосифом, когда нам говорят противники, что Он царствует на Небесах и сидит там, и чтобы мы Его не трогали, а взлетали к Нему мыслями и верой. Если Его здесь не обнимем и не насладимся Его присутствием, мала наша радость, скудна наша утеха. Кто дерзнет сказать так другу: «Мне достаточно слышать о твоем здравии и благополучии, твое присутствие мне не нужно». Кто же его желает, тот с радостью любую весть об этом принимает и верит. Поскольку мы всеми силами желаем присущия Спасителя нашего, мы тотчас веруем, когда Он говорит: Сие есть Тело Мое. Противники же не желают и не веруют, они подобны тем мятежникам в Евангелии, которые послали следом царю, отошедшему от них в дальние страны, чтобы получить царство, говоря: «Не возвращайся к нам, будь там и царствуй в своем царствии» ( Лк. 19 ). Вот какова эта любовь подданных к своему владыке, и за это они получили достойное наказание. Так говорят и противники: «Взошел Христос на Небо и сел одесную Отца, и пускай там сидит, здесь Он нам не нужен, нам достаточно воздыхать к нему верой». Это ли любовь ваша ко Господу своему! И как не боитесь наказания, подобного тому, которое они получили. Вы уподобляетесь и тем бесноватым Гергесинянам, которые из-за страха потерять своих свиней говорили Господу: «Отыди от нас и от наших земель, не хотим иметь Тебя здесь» ( Мф. 8 ). Так и противники гонят из Евхаристии Господне присущие. Но зачем? Можно ответить, что из-за свиней, то есть из-за своих звероподобных чувств, которыми Христа в Евхаристии не видят и не ощущают на вкус. Разве это не скотское мудрование? ГОВОРЯТ противники: Присущие Христово по Плоти было препятствием Апостолам к вере, неприсущие же было более полезным. Ибо Христос говорит: Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам ( Ин. 16, 7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010