Но внезапно густой дым изшел из-под отваленного камня, вслед за дымом показалось пламя и опалило стены церковные и внешние двери. Ужаснулся Иоанн со своими боярами; бросив жезл, которым сперва гневно ударял в помост, он только подавал знак рукою, чтобы перестали копать землю, и бежал из храма, а жезл его остался во свидетельство чуда. Таким образом, с четырьмя поколениями Великих князей Российских, от сына Донского и до отца Грозного, вступал в ближайшие отношения уже из мира невидимого Блаженный авва, а Василием оканчивается замечательная летопись его посмертных деяний. Она безмолвствует об Иоанне Грозном, хотя, быть может, и ему были от него некие страшные явления, во время бедственной эпохи казней новгородских. Живой обличал Грозного Царя вместо усопшего. Игумен Арсений заступил на место Варлаама, и на том же дворище Ярославовом-, где замер голос вечевого колокола, раздавался в слух Иоанна обличительный голос смиренного отшельника, поселившегося на развалинах опустевших палат. Но во время страшных мятежей междуцарствия опять пробудилась Хутынь; дух аввы Варлаама вселился в мужественную душу его преемника по настоятельству обители, Киприана, почтенного саном архимандрита. Когда в 1611 году полчища шведские, согласившись с изменниками русскими, подступили к Новгороду и вождь их Понтус Делагарди осадил древнюю столицу Рюрика, упало мужество ее граждан; только один пресвитер Аммос на Торговой стороне явил остаток древнего духа великого Новгорода, ибо он укрепился в своем доме против врагов и, осеняемый благословениями митрополита Исидора со стен Кремля, положил живот за веру и отечество. Сдался и самый Кремль, и обитель Хутынская сделалась становищем Делагарди. Тогда посыпались всякие истязания на доблестного архимандрита Киприана, в котором видел враждебный вождь неодолимую твердость; в течение трех лет подвергался он узам и мукам, ограблена была его обитель, ободраны святые иконы и самая рака Преподобного, весившая до 150 фунтов серебра. Разорены и ограблены были и все прочие монастыри и церкви Великого Новгорода, так что уже он не восстал никогда в прежнем блеске после сего вторичного опустошения, которое превзошло Иоанново. Но Киприан бодрствовал посреди обуревавших зол. Посланный к юному царю Михаилу от самих шведов, с опасностию для собственной жизни скрепил он союз между Новгородом и новым государем, который уже начинал сомневаться в верности покоренного неприятелем города. Когда же потом утихли мятежи государства и Киприан просветил христианством север Сибири, в которой долго святительствовал, вступил он на кафедру Софийскую, новым блеском осияв сию кафедру. Благословение преподобного Варлаама пролилось чрез него из Хутыня на всю паству Новгородскую и на дальние пределы России. Таковы были заслуги великого аввы отечественной Церкви. Теперь его древняя обитель, паче других уважаемая в Новгорде, с половины минувшего столетия служит жилищем для викариев митрополии Новгородской, коих кафедрою избрана Старая Руса Рюрика.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Помолившись напоследок с горячим усердием в св. обители Печерской, богомольцы спешат в так называемый Старый Киев. По пути, вправо, на северо-запад от Лавры, в недалеком от нее расстоянии, находится древнейшая в Киеве церковь – Спаса на Берестове. «Берестовым» названо это место от берестового леса, покрывавшего в древности всю ту местность. При св. Владимире здесь была церковь св. апостолов и загородный летний княжеский двор, в коем жил св. равноапостольный князь Владимир. Священник этой придворной церкви преп. Иларион, «муж добрый, книжный и постник», любя уединение, ходил по временам из Берестова на дальний холм (где ныне Дальние пещеры), ископал себе пещеру, отпевал в ней часы и молился Богу втайне. В 1051 году вел. князь Киевский Ярослав поставил пресвитера Илариона митрополитом Киеву, и пещера на холме осталась незанятою. Но вскоре после этого на Печерские горы пришел с Афона преп. Антоний и избрал пещеру Илариона местом молитвенных своих подвигов. Таково начало Печерской обители. Минуя Спасскую церковь , богомольцы идут по Большой Никольской улице, на правой стороне которой стоит Военный Никольский собор, а далее, рядом с ним, монастырь Малого Николая, или пустынного Николая. При этом последнем находится кладбище с церковью, издревле носящее название «Аскольдовой могилы», по имени Киевского князя Аскольда, княжившего вместе с Диром в Киеве, еще задолго до принятая русскими христианства, и вместе с ним же убитого Русским князем Олегом. Есть предание, что Аскольд был христианин, и в память его, получившего при крещении имя Николая, воздвигнута была церковь на его могиле. Продолжая путь, странники проходят Крещатик, самую большую и красивую улицу города, взбираются по крутому подъему на гору и, наконец, достигают ограды Михайловского Златоверхого монастыря, главный храм которого во имя св. архистратига Михаила построен в 1108 году вел. кн. Киевским Святополком-Михаилом. В левом приделе этого храма, пред иконостасом, стоит на большом амвоне, под серебряным балдахином, увенчанным св. крестом, сребропозлащенная рака с мощами св. великомученицы Варвары, принесенными из Царьграда в начале XII века. Гробница и балдахин устроены графиней Орловой-Чесменской. Св. великомученица Варвара не раз спасала Златоверхую обитель от губительной заразы. Посему, не только весь православный мир чествуете св. великомученицу, но и иноверцы прибегают к молитвенному ее заступничеству в опасностях своей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

В Киево-Печерской лавре почтили память священномученика Владимира (Богоявленского) 29 июня 2017 г. 11:14 27 июня 2017 года, в день 25-й годовщины обретения мощей священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого, в Киево-Печерской лавре молитвенно почтили память святого. Накануне вечером мощи священномученика были перенесены из Дальних пещер, где они покоятся, в Трапезный храм преподобных Антония и Феодосия Печерских. Всенощное бдение и Божественную литургию возглавил наместник обители митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел . Его Высокопреосвященству сослужили архиереи Украинской Православной Церкви , среди которых был митрополит Тернопольский и Кременецкий Сергий , принимавший участие в обретении мощей священномученика Владимира. За Литургией после чтения Евангелия митрополит Павел обратился к пастве с проповедью, в которой рассказал о жизненном подвиге священномученика и о том, как важен его пример для современных христиан. По завершении богослужения владыка наместник поблагодарил за молитвы и благословил всех присутствовавших. Митрополит Сергий рассказал об обретении мощей священномученика и значении этого события для Украинской Православной Церкви. В частности, он отметил, что во время переноса мощей на место их постоянного пребывания всех свидетелей этого события охватила большая радость. После молебна священномученику Владимиру рака с его святыми мощами была крестным ходом перенесена обратно в Дальние пещеры. На сайте Украинской Православной Церкви опубликована статья «Первый мученик революции. Священномученик Владимир (Богоявленский)», посвященная жизни и подвигу святого. Официальный сайт УПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4943755.ht...

В Киево-Печерской лавре почтили память священномученика Владимира (Богоявленского) 29 июня 2018 г. 18:05 27 июня 2018 года, в день 26-й годовщины обретения мощей священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого, в Успенской Киево-Печерской лавре молитвенно почтили память святого. По многолетней традиции, накануне вечером мощи священномученика были перенесены крестным ходом из Дальних пещер, где они покоятся, в Трапезный храм преподобных Антония и Феодосия Печерских. Всенощное бдение с литией перед ракой с мощами священномученика Владимира в Трапезном храме возглавил благочинный монастыря архимандрит Антоний (Олиферович). В день праздника были совершены две Божественных литургии: ранняя в Крестовоздвиженской церкви и поздняя — в Трапезном храме. Позднюю Литургию возглавил архиепископ Нежинский и Прилукский Климент . Его Высокопреосвященству сослужили преподаватели Киевских духовных школ , братия и гости обители в священном сане. За Литургией после чтения Евангелия архиепископ Климент обратился к присутствовавшим с проповедью и рассказал о жизненном пути священномученика Владимира, обстоятельствах его жизни до и после принятия монашества и архиерейского сана. По окончании богослужения рака со святыми мощами священномученика была крестным ходом перенесена обратно в Дальние пещеры, где перед храмом в честь Зачатия св. Анны был совершен молебен. По завершении молебного пения благочинный Лавры архимандрит Антоний рассказал об обретении мощей священномученика Владимира в 1992 году. Отец Антоний пожелал всем, чтобы по молитвам священномученика «Владимира Господь укрепил... в вере, и дал силы претерпеть те искушения, которые встретятся... на жизненном пути». В завершение присутствовавшие были окроплены освященной водой, всем участникам торжества было провозглашено многолетие. Синодальный отдел по монастырям и монашеству /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

«И в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем» (ст. 16). Все мы примирились с Богом, если мы подлинные христиане, посредством крестной жертвы Спасителя. И это была настолько действенная жертва, что вражда была не просто умалена или отменена, а, как сказал апостол Павел, убита, ее уже нет. «И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким» (ст. 17). Кто эти дальние и близкие? Конечно, с точки зрения апостола Павла, бывшего природным иудеем, с детства воспитанным в благочестии, близкими были прежде всего иудеи. Дальние были те, которые даже не мыслили о том, что есть истина, что она может быть им неожиданно проповедана и они когда-либо могут ее принять. И вот, дальние и близкие, все соединились. Но мы, применяя слова апостола к нашему времени, можем понимать их и более широко: дальние и близкие — это вообще все люди. Не только ближних нужно любить, но и дальних. Все соединены в одно, все представляют собой нечто единое, если только подлинно следуют Христу. «И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким, потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе» (ст. 17–18). Все мы получили возможность общаться с Богом в Духе Святом вне зависимости от того, какими мы были в прошлом: простыми или образованными, развратными или целомудренными. Какого бы пола, национальности и характера мы ни были, все мы имеем доступ к Богу. Но это не значит, что мы сохраняем то, что было в нашем прошлом. Эллины и иудеи (если мы возьмем этот конкретный пример, о котором говорит апостол Павел) не сохраняют своих прошлых заблуждений, но берут только то лучшее, что было в их жизни: эллины — чистую совесть и стремление ко всему возвышенному, евреи — Божественное Откровение, за исключением ритуальных предписаний и формальных требований. Так и мы, если берем что-то хорошее, а все дурное отметаем, можем сказать о себе, что имеем доступ к Богу. Напротив, мы не имеем к Нему доступа, если сейчас остаемся такими, какими мы были в прошлом, и при этом дерзновенно и необоснованно считаем, что имеем право на богообщение, и удивляемся, почему же в нас нет благодати Божией, почему Господь нам не является и не приближает нас к Себе. Потому что все то, что нужно было отмести, то, что Господь разрушил и даже убил, как сказал апостол Павел, мы вновь начинаем в себе культивировать, придавать этому значение и даже развивать. Таким образом, мы воздвигаем преграду не только между собой и другими людьми, но и между собой и Богом. Если человек чувствует, что он не имеет ничего общего с тем или другим человеком, то он должен понимать, что эта преграда одновременно не допускает его и к Господу.

http://azbyka.ru/propovedi/apostolskie-p...

…CAM БОГ приходил ради нас, ничтожных, злобных, гордецов, страстных… Притом пришел, когда мы Его ненавидели: ибо грехи есть борьба против Бога, презрение к Нему, ненависть практическая, но корни ее были в сердце. А потом и распяли… И иудеи, и язычники распяли. Каиафа и Пилат… Еврейский народ и воины римские. Все виноваты: весь мир… виновен пред Богом ( Рим. 3:19 ). Все согрешили (ст. 23)… Не только в дохристианский период и в распятии Христа, но и теперь… Как так? Не нужно думать, что это сделали «отцы " … Даже если бы и «отцы» (по языческому нашему происхождению), – и тогда: мы-то ведь от отцов произошли – они в нас «живут», а мы в них уже тогда «жили», как «возможность», лежащая в недрах их. …Да, если бы и мы были иудеями и воинами, – не говорю уже каиафами и пилатами, – и жили тогда, то большой вопрос (и скорее всего не в нашу пользу разрешающийся): не сделали ли бы и мы того же на их месте? Очень вероятно! А и еще подумать: за всеобщие грехи страдал Господь… И за наши… Значит, и мы виноваты (в возможности, в будущем) были тогда. Да и сейчас, впрочем, творя грех, мы не иное что делаем, как восстаем против Господа, «оскорбляем» «Духа Божия». И своего Главу, – «второе распинаем Христа» ( Евр. 6:6 ). Это есть тоже нелюбовь к Нему… Следовательно, как же мы все виноваты! И какая связь между людьми всех времен! И вот за таких пришел Господь еще и страдать! И хотя мы не всегда сознаем эту вину в распятии Сына Божия, но это несомненно так! Значит, в грехах наших прародителей и мы виноваты… В них (предках) мы делаем… А в нас – наши родители… Доведите их до Христа (допустим)… И вот какие-то наши предки или «родственники» распяли Его… Дальние, очень, очень дальние – но родственники. «Мои» родственники… «Мы», и я, следовательно… Это и Господь сказал евреям: вы говорите: если бы мы были в дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков. Таким образом, вы сами против себя свидетельствуете, что вы – сыновья тех, которые избили пророков. Дополняйте же меру отцов ваших! ( Мф. 23:30–33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Вселенское распространение истинного богопочитания и богослужения среди всех народов, истинное поклонение Ягве Богу видел пророк Исаия. Богослужение мессианской эпохи святой пророк видит обновленным и очищенным. О самом мессианском Первосвященнике при этом не говорится. Образы грядущего литургического строя пророк видит в форме известного и понятного тогда левитского служения. Ягве возвещает Исаии-пророку, и на этом обрывается цепь его видений и откровений, пророческая книга завершается: И вот, приду собрать все народы и языки, и они придут, и увидят славу Мою. И положу на них знамение, и пошлю из спасенных от них к народам: в Фарсис, к Пулу и Дуду, к натягивающим лук, к Тубалу и Явану на дальние острова, которые не слышали обо Мне и не видели славы Моей; и они возвестят славу Мою. И представят всех братьев ваших и от всех народов в дар Ягве на конях и колесницах, и на носилках, и на мулах, и на быстрых верблюдах, на святую гору Мою, в Иерусалим, говорит Ягве, подобно тому, как сыны Израилевы приносят дар в дом Ягве в чистом сосуде. Из них буду брать также в священники и левиты, говорит Ягве ( Ис. 66:18–21 ). Ягве Бог соберет все народы и языки ( – гойим), всех гоев-язычников, и они увидят славу Его, которая в то время пребывала над ковчегом Завета, а в мессианские времена, как свет Фаворский, станет доступной всем народам, просвещая их сердца. На уверовавших язычников Ягве положит знамение креста и печати дара Духа Святого. Фарсис, Пул, Луд, Тубал и Яван, дальние острова – вся эйкумена, вся населенная часть земли, с которой имели дело израильтяне. В домессианские времена все они не слышали о Ягве, об истинном Боге, и не видели славы Его. Но настанет время, и они, апостолы Мессии, возвестят народам славу Мою. И тогда от иудеев, всех братьев ваших, и от всех народов языческих представят в дар Ягве в Иерусалим – уверовавшие, как дар Богу от земли, присоединяются к церкви. Иерусалим – образ церкви и место начала проповеди евангельской. И далее самое разительное – из них буду брать также в священники и левиты, говорит Ягве. Не только от иудеев, но и от уверовавших гоев-язычников будут Богу священники и левиты! Это радикальное изменение всех устоев, всего, к чему привыкли израильтяне, это новый литургический строй мессианского царства. Богослужение истинное выходит за рамки левитского колена, распространяясь на людей всей эйкумены, всей вселенной. Левитское священство переходит в царственное священство... народа святого, людей, взятых в удел из всякого рода и племени ( 1Пет. 2:9 ). Священническая харизма христианина, как и иерархическое служение епископов и диаконов, теперь во всей вселенной, во всей Кафолической церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

И к самим иудеям делает обращение: вы зачнете огонь, и родите солому и дыхание ваше произведет у вас пожар, чтобы зачатое и рожденное было истреблено пожирающим пламенем. И будут, говорит, народы иудейские как пепел от пожара, чрез остаток пепла показывая величину несчастия. Ибо терния их, собранные множеством грехов, будут пожраны пожаром, который большею частию относят к последнему пленению и разрушению Иерусалима. Другие же утверждают, что более полно и совершенно осуществится это во время суда. Ст. 13 и след. Слушайте, дальние, что сделал Я, и вы, ближние, познайте силу Мою. Устрашились грешники в Сионе, трепет овладел лицемерами. Кто из вас будет в состоянии жить с огнем пожирающим? Кто из вас будет жить с вечным пламенем? Тот, кто ходит в правдах и говорит истины, кто презирает корысть от притеснения и отрясает руки свои от всякого дара, кто затыкает уши свои, чтобы не слышать о крови, и закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла. Он будет обитать на высотах; укрепленные скалы, – высота его; хлеб дан ему, воды его – надежные. Глаза его увидят Царя в красоте Его: узрят землю отдаленную. Сердце твое будет поучаться страху. Где книжник? Где взвешивающий, слова, закона? Где учитель детей? Не увидишь народа неразумного [или бесстыдного], народа с высокою речью, так что ты не мог бы понять красноречия языка его, в котором нет мудрости. Семьдесят : Услышат дальние, что они сделали; узнают приближающиеся о силе Моей. Отступили бывшие в Сионе беззаконные; трепет объял нечестивых. Кто возвестит вам, что горит огонь? Кто возвестит вам о месте вечном! Ходящий в правде, и говорящий о правом пути, и ненавидящий нечестие и беззаконие, и отрясающий руки от даров, и затыкающий уши, чтобы не слышать суда крови, и закрывающий глаза, чтобы не видеть беззакония: сей будет обитать в высокой пещере весьма крепкой скалы. Ему дастся хлеб, и вода у него верная. Глаза ваши увидят Царя со славою, увидят землю издали; душа ваша будет поучаться страху. Где книжники? Где дающие советы! Где исчисляющий питающих 42 и малый и великий народ, которому не дал совета: и не знал он низкого голоса его, так что презиравшийся народ не слышал, и у слушающего нет понимания.Так как дороги опустели, не стало ходящего по путям, нарушен договор с народом иудейским, разрушил Бог города их, не причислил их к людям: то вы, отдаленные, послушайте о том, что Я сделал, и приблизьтесь, чтобы познать силу Мою.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Ибо пасха наша, Христос заклан за нас ( 1Кор. 5:7 ), который вкушается не извне, но в одном доме и внутри [его]. Ст. 18–19. Но Я иду, чтобы дела их и помышления их собрать вместе со всеми народами и языками, и они приидут и увидят славу Мою. И положу на них знамение и пошлю из тех, которые спаслись, к народам в море, в Африку, в Лидию, к натягивающим лук, в Италию и Грецию, на дальние острова, к тем, которые не слышали обо Мне и не видели славы Моей . LXX: И Я знаю дела их и помышления их, и иду собрать все народы и все языки, и приидут и увидят славу Мою, и оставлю на них знамение, и пошлю из тех, которые спаслись, к народам, в Фарсис и Фуд, и Луд и Мосох, и Фовел, и в Грецию и на дальние острова, к тем, которые не слышали имени Моего и не видели славы Моей . Прежде нежели изложить, что означает перечисление весьма многих народов, нужно вкратце сказать о разнообразии перевода. Фарсисом на еврейском языке называется море и (как говорят) страна в Индии, хотя Иосиф, изменив букву, полагает, что вместо Фарсиса называется Тарс, город в Киликии, в который хотел отправиться Иона, когда бежал из Иоппии ( Ион. 1 ). Фудом же или Фулом [называются] Ливийцы и вся Африка до Мавританского моря, в которой теперь [есть] река, называющаяся Фудом, и вся окрестная страна называется Футскою. А Лудом называют Лидийцев, поселенцы которых этруски, теперь называющиеся тусками, некогда бывшие весьма искусными в метании стрел, и теперь называются натягивающими стрелу . Вместо этого в еврейском читается mosche cesemh , что все, кроме Семидесяти, одинаково перевели: натягивающие лук ; Семьдесят же поставили Μoσχ, переведши именем вместо глагола. Если принять это, то он указывает на каппадокийцев, главным городом которых служит Мазака, впоследствии получившая от Цезаря Августа название Кесарии. Они также и в Бытии (гл. 10), – не знаю, с какою целью, – последнего сына Арамова, то есть Дамаска сирийцев, называющегося Мес , перевели Μοδχ, вместо чего мы правильнее переводим меонийцы , Атубал или Фовел означает или Италию, или Иберию, то есть Испанию [называющуюся] от реки Ибера, отчего и теперь страна испанская называется Кельтибериею. О них прекрасно [говорит] Лукан 76 :

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Ис.66:19 . И по­ложу на них знаме­ние, и по­шлю из спасен­ных от них к народам: в Фарсис, к Пулу и Луду, к натягива­ю­щим лук, к Тубалу и Явану, на дальние острова, которые не слы­шали обо Мне и не видели славы Моей: и они воз­вестят народам славу Мою: «И положу на них знамение, и пошлю из спасенных от них к народам». Судя по началу стиха, можно, пожалуй, подумать, что речь идет о всех народах; но дальнейшие слова текста, в особенности, противопоставление лиц, о которых говорится, «народам», т. е. язычникам, почти не оставляют сомнения в том, что под «спасенными от них» разумеются уверовавшие в Мессию иудеи, и ближайшим образом – апостолы и ученики Господа, на долю которых, главным образом, выпал жребий благовестничества ближним и дальним, т. е. как иудеям, так и язычникам. В таком случае и под «знамением» или знаком их отличительного служения недостаточно разуметь лишь «знамение Креста» – признак общий всем христианам, а должно понимать нарочитую «печать апостольского служения», т. е. те сугубые дары Святого Духа, которыми в день Святой Троицы наделены были апостолы (в частности, напр., дар языков, особенно поражавший многих и заставлявший их уверовать во Христа – Деян.2:12–13, 37 ). «И пошлю... к народам, в Фарсис, к Пулу и Луду, к натягивающим лук, к Тубалу и Явану, на дальние острова». Целый ряд данных географических и этнографических терминов. Так как этими терминами пророк хотел показать пределы распространения миссионерской проповеди спасенных, то и местности, или народности, обозначаемые ими, должно искать, так сказать, на самом горизонте пророческого поля зрения. «Фарсис» – в нынешней Испании – крайний пункт на Западе ( Ион.1:3 ; Ис.23:6 ; Ис.60:9 ). «Пул и Луд» – по-видимому, крайние пункты на Юге, и «Тубал и Яван» – границы на Севере. В частности, следует заметить, что этнографический термин «Пул», по-видимому, несколько искажен в современном еврейско-русском тексте 82 . Более правильной следует считать форму «Фут», которая имеется в греко-славянском переводе, 83 а также и в разных других местах еврейской Библии ( Быт.10:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010