274–276. Равноапостольный наш просветитель и его святые дети-мученики I Ровно 900 лет прошло с того дня, как в уединении своих княжеских хором, близ Киева, на Берестове, тихо почил славнодержавный просветитель земли Русской, ее красное солнышко – князь Владимир. Горько оплакивала его кончину родная ему Русь, которую он сделал православною, для которой он был отцом, заступником, наставником и кормильцем. Это был ее первый князь – носитель русского идеала государственной власти, человек с истинно русской душой; широкая, как говорится, русская натура, в высшей степени добрый, великодушный, не способный входить в сделки со своей совестью, кривить душою: он горячо любил свою Русь и умелою рукою поставил ее на назначенный Богом исторический путь. Весьма благовременно и поучительно вспомнить его жизнь и деяния, особенно в наши дни, когда наша Святая Русь всею мощью своего духа отстаивает свои вековые устои, заложенные святым ее просветителем, – напомнить его святые заветы родному народу на все роды родов. Как восходу солнца предшествует сияние зари, так в нашей истории князю Владимиру предшествовала его приснославная бабка, благоверная княгиня Ольга. Окриленная, по выражению церковной песни, крилами Богопознания, она взлетела духом превыше видимой твари, и, познав истинного Бога, всем сердцем желала просветить истинною верою не только своего воинственного сына Святослава, но и весь Русский народ. День и ночь молилась она, чтобы дал им Бог познать веру истинную. И услышал Господь молитву ее; правда, не слушал ее постоянно занятый походами сын, но добрым семенем пали на детское сердце внука ее, юного князя Владимира, ее рассказы о Христе Спасителе и в свое время вспомнились и принесли добрый плод. Князь Владимир был младший сын Святослава. По кончине матери, св. Ольги, Святослав, по своему обычаю, отправился в поход, а сыновей оставил княжить в особых для каждого уделах. Владимиру дал он Новгород, куда он и отправился с дядею по матери, Добрынею. И дядя, и новгородцы были суеверные и грубые язычники. В язычестве и возрастал Владимир; казалось, что святое семя веры, посеянное бабушкой, готово было совсем заглохнуть в нем, но Бог не допустил этому случиться. Его братья, по смерти отца, скоро поссорились, старший Ярополк убил второго – Олега; Владимир бежал за море к варягам, а Ярополк овладел Новгородом. Но Владимир собрал большую дружину из варягов и вместе с Добрынею пошел на Ярополка. На пути овладел Полоцком, здесь убил князя Рогвольда с двумя сыновьями, а дочь Рогнеду взял себе в жены. Оттуда двинулся он к Киеву на Ярополка, который и погиб в этой войне, а Владимир овладел Киевом и стал единодержавным властителем всей Руси. Это было в 980 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Отделение первое. Святые угодники, находящиеся в ближайших отношениях к Волыни со времени первоначального просвещения ее христианскою верою до смерти св. равноапостольного князя Владимира. I. Памяти св. и равноапостольных Кирилла и Мефодия на Волыни. История свидетельствует, что еще в первые времена славянской истории, когда свв. равноапостольные братья Кирилл и Мефодий начали посылать из Моравии проповедников в соседние страны, то вместе с этим, они посылали таковых в Силезию, Польшу и соседнюю Русь. 41 А это всего ближе указывает на древнюю Волынь, которая непосредственно граничила с Польшей и, таким образом, из всех западных окраин России издревле находилась, так сказать, в непосредственном, соседственном отношении к странам, получившим свет христианства от святых первоучителей славянских. 42 И действительно, в акте, составленном (около 973 года) по случаю присоединения моравского архиепископства к пражскому, восточные границы первого указаны по рекам – Бугу и Зтиру или Стыри, протекающие, как известно, в пределах Волынской губернии. 43 Основываясь на этом, равно как и на других богемских летописях, известный исследователь славянских древностей г. Мацеевский положительно свидетельствует, что страна, лежащая между Стырею и городом Луцком (близ которого протекает река Стырь) и рекою Бугом (который протекает близ Владимира-Волынского), некогда входила, в составе Мефодиевой епархии, из которой получала и свет христианской веры. 44 Нет нужды доказывать основательность этого мнения, особенно если вспомним, что в самом Киеве, еще до княжения св. Владимира, были христиане и даже находилась церковь во имя пророка Илии. А это само собою поставляет св. Кирилла и Мефодия в самые непосредственные отношения в земле Волынской, во имя которых оба эти святые, также, без сомнения, могут и должны быть признаны в числе ближайших старейших ее покровителей и заступников наравне со всеми остальными угодниками Волынскими и другими святыми, принимавшими ближайшее участие в исторических судьбах Волыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Предисловие Помыслих дни первыя... и поучахся. Пс. 76, 6 Помянух судьбы твоя от века, Господи, и утешихся. Пс. 118, 52 Историю православной Церкви в нашем отечестве обыкновенно начинают с обращения к христианству великого князя Владимира, и начинают весьма справедливо. Церковь Русская действительно появилась не прежде, как со времен равноапостольного просветителя России: с этих только пор у нас начался ряд первосвятителей, без которых, в строгом смысле, нет и не может быть Церкви 1 ряд, непрерывно продолжающийся доныне; с этих только пор Церковь наша получила надлежащее внутреннее и внешнее благоустройство; с этих только пор она соделалась известною и во всеобщей истории как особая, определенная отрасль Церкви вселенской. Но столько же справедливо и то, что христианство существовало в России еще прежде великого князя Владимира, с самого основания Русского царства, хотя мы и не можем сказать, чтобы была уже тогда у нас постоянная высшая иерархия, а следовательно, была в строгом смысле и Русская Церковь . Не менее справедливо, что христианство существовало в пределах нынешней России даже до основания Русского царства, со времен самих святых апостолов, хотя и тогда не было у нас какой-либо одной определенной Церкви, а было несколько частных Церквей, или епархий, большею частию не имевших между собою никакой иерархической связи. Как же смотреть нам на все эти следы христианства в нашем отечестве до происхождения отечественной Церкви при равноапостольном просветителе России? Говорить о них в самом составе своем история Русской Церкви, без сомнения, не может, потому что история эта должна говорить только о Русской Церкви и начинаться с ее началом. Но и оставить без внимания означенные следы христианства также не может, потому что они имеют ближайшее отношение к Русской Церкви. Отношение к ней тех начатков христианства, какие появились в нашем отечестве со времени основания его до равноапостольного Владимира, очевидно: это было христианство в царстве Русском, в народе русском и имело непосредственное влияние на обращение к святой вере великого князя Владимира со многими из его подданных, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

     Отношение к Кирилло-Мефодиевскому наследству на Руси было не столь однозначным, как принято считать. Так, в «Слове о русской грамоте» утверждается, что русская грамота была вначале дарована через некоего русского Константину-Кириллу, затем везде исчезла и лишь в результате сверхъестественного откровения снова была дарована князю Владимиру . В этом контексте интересно сравнить произведения, созданные св. Кириллом и Мефодием, в том числе гимнографические, а именно: Канон на обретение мощей Климента Римского и Службу св. равноапостольному князю Владимиру . Древнейший список служебной Минеи, содержащей стихиры и канон св. кн. Владимиру, датируется концом XIII — началом XIV в. В историографии существуют несколько точек зрения относительно времени создания службы. Если Н.К. Никольский считает службу памятником начала XII в. , то Е.Е. Голубинский само начало почитания св. Владимира относит к 1240 году и связывает с Новгородом и Невской битвой (дата 15 июля) . Ю.К. Бегунов предполагает еще более позднюю датировку — строительство церкви св. кн. Владимира в Новгороде в 1311 году . Ключевым вопросом для датировки службы является рассмотрение свидетельства канона: Придете вси снидетеся къ честьней церкви Володимера святаго нареченаго Василия преблаженаго великаго кнзя угодника Христова преславнаго . Среди исследователей до сих пор ведутся споры: считать ли эту церковь новгородских храмом св Владимира (1311 г.) или киевским в честь св. Василия, построенным самим св. Владимиром в 988 г., где могла совершаться его память . На наш взгляд, проблема может быть решена методом широкого контекста. В гимнографических текстах службы мы не находим апелляции к новгородским реалиям. Напротив, многочисленны реминисценции, связанные с Киевом, который несколько раз именуется «материю всехъ градовъ» . Особенно характерно двукратное упоминание Десятинной Церкви Успения Пресвятой Богородицы: Да торжествуютъ весело память твою святолепно въ церкви Божия матерее богоизбрании людие юже любезно украсилъ еси

http://pravoslavie.ru/70960.html

Введение  Глава 1. Древнейшие произведения о св. Владимире  1. Этапы сложения летописного рассказа о князе Владимире 2. Равноапостольный князь в «Слове о Законе и Благодати... и похвале кагану нашему Владимиру» митрополита Илариона 3. Прижизненное сочинение о князе Владимире – источник летописей и «Памяти и похвалы Владимиру» Иакова Мниха Вокняжение Владимира. Походы 979–984 гг. Походы на болгар и на хазар. Крещение. Поход на Корсунь и свадьба Владимира. Основание Десятинной церкви Богородицы. Основание Белгорода и Переяславля. Дарование десятины церкви Богородицы. События после 995–996 гг. 4. Композиция и замысел «Памяти и похвалы» Иакова Мниха 5. Возможные фрагменты прижизненного сочинения о Владимире в Древнейшем своде и памятниках XI в. Глава 2. Биография св. Владимира от рождения до поисков веры  1. Основные источники 2. Св. Владимир от рождения до захвата Киева 3. Первые девять лет правления Глава 3. Развитие житийной традиции о св. Владимире и крещении Руси  1. Особенности житий святого князя 2. Рукописная традиция «Памяти и похвалы» Иакова Мниха и цикла чтений на 15 июля по рукописи 1414 г. (сборник Матвея Кусова) 3. Два старших вида Проложного жития св. князя Владимира 4. Младшие виды и редакции Проложного жития 5. Обычное житие св. Владимира 6. Распространенные жития св. Владимира 7. Особое (Легендарное) житие 8. Похвальные слова 9. Службы св. Владимиру Глава 4. Крещение Руси: летопись, Проложное и Обычное жития св. Владимира  1. Когда Русь была впервые крещена? 2. Исторический контекст крещения Руси св. Владимиром 3. Летописный рассказ о выборе веры 4. Крещение киевлян 5. Состав летописной статьи 6496 (988) г. Глава 5. Корсунский поход  1. Хронология восстания Варды Фоки и Корсунской войны 2. Письменные источники об осаде Корсуня 3. Ход боевых действий 4. Цели Корсунского похода 5. Сказание о русской грамоте или Корсунская легенда-2? Глава 6. Церковь и государство при св. Владимире 1. Распространение христианства: первые десятилетия Русской церкви 2. Род Рюриковичей при св. Владимире 3. Военно-политическая ситуация Руси после крещения 4. Государство в последние десятилетия правления св. Владимира Глава 7. Скандинавы и крещение Руси  1. Дохристианские связи Руси и Скандинавии в сагах и русских летописях 2. Олав сын Трюггви 3. Бьёрн-исландец на службе у князя Владимира Заключение. Когда князь Владимир был причислен к лику святых Тексты Введение Приложения Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Фрагменты жития  

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава 1. Появление христианства на Руси. Святой равноапостольный великий князь Владимир. Начало Русской Церкви. 1988 году русский народ праздновал тысячелетие Крещения Руси святым равноапостольным великим князем Киевским Владимиром, но о христианстве наши предки знали гораздо раньше. Проникновение христианства на Русь. В IV в. св. Иоанн Златоуст писал о Христианской Церкви на берегах Азовского моря, а в IX в. там уже была митрополия, то есть большой и хорошо организованный церковный округ, связанный с Константинополем. Христианство было проповедано и в греческих колониях в Крыму. Эти колонии вели живую торговлю со славянскими племенами, расселенными по «великому водному пути из варяг в греки», который проходил от Балтийского моря до Днепра и по Днепру к Черному морю. Среди варягов и восточных славян (россов – как их называли греки, отсюда и нынешнее название нашей страны) некоторые, оказавшись в Византии по торговым делам или даже попав в плен во время войн Руси с Византией (в 860, 909 и 911 гг.), становились христианами. Затем они приносили христианскую веру на Русь. Христианкой стала и бабушка князя Владимира – святая великая княгиня Ольга (правила в 945–957 гг., ум. 969). К этому времени в Киеве была своя христианская церковь во имя Пророка Ильи. Княгиня Ольга, смелая и решительная, верная языческому закону, жестоко отомстила за смерть своего мужа, великого князя Игоря, убитого древлянами за непомерное обложение их налогами. Мы не знаем, как и когда тронула ее душу христианская проповедь. Сохранились летописные сказания о ее мудром и справедливом правлении родной землей и о том, как она поехала в Константинополь, была торжественно принята императором и там крестилась. Вернувшись в Киев, княгиня Ольга пыталась обратить в христианскую веру своего сына, великого князя Святослава (942–972, самостоятельно правил с 957 г.) но он, воинственный и суровый, отказался креститься, говоря матери: – Если я приму твою веру, моя дружина меня засмеет... Принятие христианства великим князем Владимиром . Внук княгини Ольги и сын Святослава, Владимир , стал Киевским великим князем в 979 г. после долгой и упорной борьбы со старшим братом Ярополком. Известно, что после своей победы он торжественно благодарил языческих богов и поставил их деревянные изображения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Закрыть itemscope itemtype="" > В Киеве прошло собрание православной общественности Украины Православные обсудили празднование 1000-летия преставления св.кн. Владимира и последние острые события в мире и стране 06.07.2015 704 Время на чтение 4 минуты 4 июля в Киеве состоялось собрание православной общественности, в котором приняли участие представители различных регионов Украины . Главной темой собрания было участие православных активистов в праздничных мероприятиях нашей Церкви в честь 1000-летия преставления Святого Равноапостольного Великого Князя Владимира в Киеве, запланированных на 27-28 июля. Вторым важнейшим вопросом повестки дня собрания стало обсуждение организации и проведения многодневного Крестного хода, посвященного этой же дате, по всем районам столицы Украины. Участники собрания, прежде всего, заявили о своей активной поддержке Священноначалия Украинской Православной Церкви (УПЦ МП) во главе с ее Предстоятелем Блаженнейшим Митрополитом Онуфрием, в нынешней сложной межконфессиональной и социально-экономической ситуации на Украине. Участники собрания в своих выступлениях выразили полное согласие с шагами нашего Священноначалия по внутрицерковному оздоровлению, а также постоянными миротворческими усилиями нашей Церкви, в частности, по прекращению военных действий на Донбассе и оказанию гуманитарной помощи всем пострадавшим мирным жителям. Участники всеукраинского собрания призвали всех православных активистов Украины принять самое деятельное участие в организации и проведении церковных мероприятий, посвященных памяти Святого Равноапостольного Великого Князя Владимира. Это, в первую очередь, молебен на Владимирской горке и Крестный ход после него в Киево-Печерскую Лавру 27 июля, а также Божественная Литургия и Крестный ход в Киево-Печерской Лавре 28 июля. Было также предложено просить Священноначалие УПЦ МП благословить для участие в этих мероприятиях чудотворные иконы, частицы мощей и другие святыни из каждой епархии, в том числе, святыни Киева. Собрание также обращается к православным активистам-киевлянам с призывом принять участие в многодневном Крестном ходе, который пройдет по всем районам Киева по благословению Священноначалия нашей Церкви в честь 1000-летия преставления Крестителя Руси. Крестный ход будет проходить по воскресным дням от центрального храма одного района к центральному храму другого района с несением святых икон и хоругвей.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/07/06/v_...

Закрыть itemscope itemtype="" > В Крестном ходе в Киеве приняло участие 100 тысяч человек Шествие верующих от Владимирской горки в Киево-Печерскую Лавру завершилось торжественным молебном 27.07.2016 1714 27 июля, в преддверии празднования Крещения Руси, в Киеве, на Владимирской горке у памятника равноапостольному князю Владимиру, в 12.30 встретились два крыла (западное и восточное) Всеукраинского Крестного хода за мир, сообщает сайт « Украина Православная». После чего был отслужен молебен равноапостольному князю Владимиру. Соединение двух колонн, насчитывающих около полутора тысяч паломников, состоялось на Европейской площади, отмечает РИА Новости. Ранее большинство верующих привезли на Владимирскую горку на автобусах. По данным полиции, там собрались около 10 тысяч человек. Богослужение возглавил Предстоятель Украинской Православной Церкви Московского Патриархата Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий в сослужении епископата и духовенства УПЦ МП. Во время богослужения были вознесены особые молитвы о даровании мира на украинскую землю. В честь праздника в ходе Всеукраинского Крестного хода встолицу были пренсены чудотворные образы Божьей Матери: «Почаевская», «Святогорская» и «Межирическая». В завершении Его Блаженство сердечно поздравил всех верующих с предстоящим праздником, обратил внимание на содержание особых молитв, в которых Церковь просит Господа даровать мир на нашу землю и братолюбие, после чего Крестный ход возглавленный священноначалием успешно проследовал в Успенскую Киево-Печерскую Лавру, куда прибыл в 14.15. Процессия растянулась более чем на три километра. По центральным улицам в Крестном ходу от Владимирской горки к стенам Лавры приняло участие около 100 тысяч верующих. Как передает корреспондент РИА Новости, в центре города усилена охрана, участникам молебна пришлось проходить через рамки-металлоискатели. Движение транспорта по центральным улицам украинской столицы ограничено. Порядок обеспечивают около шести тысяч правоохранителей. В полиции заявили, что все проходит в штатном режиме, никаких провокаций нет.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/07/27/v_...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Святой князь Владимир определил весь ход нашей истории» Алексей Светозарский подчеркивает, что Креститель Руси заложил основу нашей русской православной цивилизации 28.07.2015 798 О личности и духовном подвиге св. князя Владимира рассуждает в интервью «Русской народной линии» известный церковный историк, кандидат богословия, заведующий кафедрой церковной истории Московской духовной академии и семинарии Алексей Светозарский . Очень хорошо по этому поводу говорил отец Иоанн (Крестьянкин), что у каждого русского и православного человека в доме должны быть иконы равноапостольных князя Владимира и княгини Ольги. Креститель Руси святой князь Владимир определил весь ход нашей истории, заложив основу нашей русской православной, христианской цивилизации, положив начало преемственности византийского наследия, к которому Русь довольно быстро приобщилась. Стоит отметить, что принятие православной веры святым князем Владимиром было глубоко личным и глубоко искренним. Об этом свидетельствуют исторические источники и памятники того времени. Также в исторических хрониках упоминается и изменение образа жизни князя, что не всегда случалось с правителями. К примеру, европейские правители не все так близко воспринимали христианскую религию, вводя ее среди своих народов в основном из политических соображений. Помимо того, что святых князя Владимира и княгиню Ольгу народ и духовенство поставили на одну ступень с главными учениками Христа, очень важно отметить и глубоко личное обращение святых равноапостольных князей к христианскому учению. А зная то, что святому князю Владимиру к моменту принятия православной веры было 28 лет, этот факт нельзя назвать ошибкой молодости или оправдать политической неопытностью. Наоборот, это лишнее подтверждение того, что решение было мудрым, взвешенным и осознанным. Так как, когда человеку под тридцать лет, довольно трудно изменить привычные представления о жизни и религии, а уж тем более свой образ жизни. Замечу, что такое эпохальное событие, как Крещение Руси, не могло не сопровождаться разными псевдоисторическими трактовками и мифами. В частности, бытует миф о том, что Святая Русь была крещена огнем и мечом. Согласно Иоакимовской летописи, скажу заранее, что это не самый надежный исторический источник, повествуется о политическом конфликте, который сопровождал массовое крещение в Новгороде. Но даже там, если верить летописи, производилась минимальная катехизация, то есть людей наставляли в вере, а только потом крестили. В других древних летописях было упоминание о волхвах, которые пытались «мутить воду» и использовать народные суеверия. Иногда им это очень хорошо удавалось, но упоминания об этом в летописях были довольно редки, а века с XII о них вообще практически ничего не упоминается.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/07/28/sv...

К.Н. Бестужев-Рюмин Что заключается в повести Откуда произошел Русский народ. – Про предков наших – Славян. – Кто у них враги были. – Как наши предки жили. – Про веру языческую. Какие боги водились у Славян, и как они назывались. – Кому платили подать наши предки и зачем они призвали первых князей. – Про Киев. – Про первоучителей славянских. – Первые князья русские. – Про Олега вещего. Про Игоря. Про воеводу Свенельда. Про Св. Ольгу – Премудрую. Ее крещение во св. веру. Про Святослава и битвы его. Свидание его с Цимисхием. Смерть Святослава. Битвы между сыновьями его. – Про князя Владимира – красное солнышко. – Про Рогнеду. – Про первых русских мучеников за святую веру. – Владимир вознамерился принять святую веру. Его беседы с послами от разных вер. Собирает совет. Посылает послов. Вера греческая пленяет князя. – О том, как крестился Владимир, и как крестил он народ русский в реке Днепре. – Бунты народа русского против новой веры. – Про волхвов на Волге, в Новгороде. – Как распространялась вера Христова в Ростовской земле, в Муромской земле, у Вятичей. – Про церковь Св. Богородицы в Киеве. – Про Печенегов и про битвы с ними. – Смерть Владимира Святого и Равноапостольного. – Святополк Окаянный. Убиение св. князей Бориса и Глеба. – Ярослав мстит за смерть братьев. – Про Мстислава Удалого. – Ярослав издает первые русские законы. Ставит первого митрополита русского. Заводит первые училища. Перед смертью пишет завещание детям. – Св. преподобный Антоний Печерский. – Св. преподобный Феодосий Печерский . Житие его. – Про святые пещеры киевские и про святых подвижников их. – Св. Варлаам. – Св. Никон. – Св. Ефрем. – Про Печерскую обитель и строгость общежития. О крещении Руси, о Владимире святом, сыновьях его и монастыре Печерском 15-го июля празднуем мы память святого равноапостольного князя Владимира, а равноапостольным он назван за то, что крестил русскую землю и стали с той поры русские люди христиане, а прежде были идолопоклонниками: идолам поклонялись, а в истинного Бога не веровали. Как же жили люди русские до крещения, как крестил их Владимир, и как вера православная принялась в русской земле – обо всем этом мы и поговорим теперь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010