15/28 июля Церковь чтит память равноапостольного князя Владимира – Крестителя Руси. О святом князе и его духовных уроках нам, о том, почему в день памяти равноапостольного Владимира логично праздновать День России, рассказывает протоиерей Андрей Ткачев . Дорогие и возлюбленные о Господе братья и сестры! Мы поговорим сегодня о нашем отце, о человеке, который встал у руля Руси и одним большим поворотом этого руля направил могучую ладью под именем Русь в сторону тихой гавани – в сторону Царства Небесного. Это князь Владимир . Имя его не замолкает в веках. Владимир«Владеющий миром». Слово «мир» в нашем языке имеет два значения: «мир» как вселенная и «мир» как внутреннее состояние. Владеющий миром по-язычески – это владеющий миром наружным, а владеющий миром внутренним – это уже христианское значение имени Владимир. Это тот мир, который внутри нас, который «мир тебе», «шалом» – на еврейском, «салям» – на арабском. Это мир, который мы потеряли, выпав из рая. Владимир – очень знаковое имя и для нашей истории, и для сегодняшнего дня. Для истории – той самой, которая началась на Киевских горах. Владимир развернул корабль русской жизни в сторону христианской цивилизации. Интересно, что до Владимира и при Владимире никто из европейских государей не брал в жены наших девушек – дочерей княжеских. А уже дети Владимира, Ярослав Мудрый например, отдавали своих дочерей за норвежского, венгерского, французского королей… Девушки красивее стали, что ли? Да нет! Как были красавицами, так и остались. Румянощекие, здоровые, умные, готовые рожать, помогать мужу в трудах. Просто они были вне истории, а теперь вошли в историю. История – это источники, предания, живая ткань. В эту живую ткань мы вошли из исторической тьмы при князе Владимире. Из слова «Владимир» пучком торчат смыслы, вырастают, как ростки из одного корня. Например, он был очень грешный человек. У нас в традиции впоследствии возникла идея, что святым надо быть с самого детства. Родился, мамкину сиську по средам не брал, в пятницу тоже не брал, молился с детства, с детьми не играл, не баловался. Потом лет в 10 в монастырь пошел, лет в 20 – на столп, потом в Царство Небесное. И мы привыкли к этому некоему стандарту святости, а на самом деле всё бывает по-другому. Вначале было иначе.

http://pravoslavie.ru/95635.html

24 декабря 2015 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Постоянными членами Священного Синода являются: митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий; митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир; митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан; митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, глава Среднеазиатского митрополичьего округа; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший экзарх всея Беларуси; митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Для участия в зимней сессии (сентябрь-февраль) приглашены: митрополит Смоленский и Рославльский Исидор; архиепископ Мукачевский и Ужгородский Феодор; епископ Бельцкий и Фэлештский Маркелл; епископ Магаданский и Синегорский Иоанн; епископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам. ЖУРНАЛ 87 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о праздновании 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира. Справка: В 2015 году Русская Православная Церковь торжественно отметила 1000-летие преставления святого равноапостольного князя Владимира. Распоряжением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 20 января 2014 года был образован организационный комитет Русской Православной Церкви, председателем которого назначен митрополит Волоколамский Иларион. Распоряжением Президента Российской Федерации была образована рабочая группа по подготовке мероприятий, посвященных памяти святого равноапостольного великого князя Владимира — Крестителя Руси, которую возглавил полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов.

http://pravmir.ru/zhurnalyi-zasedaniya-s...

В день 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя 28 июля 2015 г. 17:01 28 июля 2015 года, день памяти святого равноапостольного князя Владимира, стал кульминацией церковно-государственных торжеств по случаю 1000-летия преставления Крестителя Руси. В этот день Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. Его Святейшеству сослужили постоянные члены Священного Синода Русской Православной Церкви: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир; митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, глава Среднеазиатского митрополичьего округа; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший экзарх всея Беларуси; митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; главы делегаций Поместных Православных Церквей: от Константинопольской Православной Церкви — митрополит Милетский Апостол; от Александрийской Православной Церкви — митрополит Мемфисский Никодим; от Иерусалимской Православной Церкви — митрополит Вострский Тимофей; от Грузинской Православной Церкви — епископ Никорцминдский Вахтанг; от Сербской Православной Церкви — митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий; от Румынской Православной Церкви — митрополит Тырговиштский Нифон; от Болгарской Православной Церкви — митрополит Видинский Дометиан; от Кипрской Православной Церкви — епископ Арсинойский Нектарий; от Элладской Православной Церкви — митрополит Калавритский Амвросий; от Албанской Православной Церкви — епископ Амантийский Нафанаил; от Польской Православной Церкви — епископ Семятычский Георгий; от Православной Церкви Чешских земель и Словакии — архиепископ Михаловско-Кошицкий Георгий; от Православной Церкви в Америке — архиепископ Оттавский и Канадский Ириней; члены делегаций Поместных Православных Церквей в священном сане; иерархи и священнослужители Московского Патриархата.

http://vladimir.patriarchia.ru/db/text/4...

Закрыть Русская интеллигенция и воинствующая смердяковщина Заседание Палаты попечителей Патриаршей литературной премии и вручение «Ники» отразили глубокий раскол в интеллигенции 31.03.2017 2262 Время на чтение 6 минут В Красном зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил заседание Палаты попечителей Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, на котором заявил, что в первую очередь интеллигенция несла ответственность за страшные события 100-летней давности. В это же время в Первопрестольной проходила церемония вручения премии «Ника», в ходе которой прозвучали антигосударственные заявления. Общественный резонанс вызвало выступление либерального режиссера Александра Сокурова. События комментирует в интервью «Русской народной линии» лауреат Патриаршей литературной премии святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, известный поэт и главный редактор журнала «Наш современник» Станислав Юрьевич Куняев , принявший участие в заседании Палаты попечителей Патриаршей литературной премии: Заседание Патриаршей литературной премии святых равноапостольных Кирилла и Мефодия и церемония вручения премии «Ника» отразили страшный глубокий раскол в интеллигенции, который существует еще со времен А.С. Пушкина . Патриаршая премия по литературе молодая, она вручалась последние три года. Её лауреаты явились сторонники, писатели русского национального направления, которые думают о государстве, народе, русской культурной традиции. Напомню те имена, которые за эти три года стали лауреатами Патриаршей премии: замечательный писатель Владимир Крупин, один из молодых писателей Александр Сегень, из старшего поколения писателей – Юрий Бондарев, Валерий Ганичев, критик и литературовед Валентин Курбатов, Борис Якимов, проживающий в Волгоградской области. Я сподобился получить эту премию как писатель, поэт и главный редактор журнала «Наш современник». На следующий год мы выдвинули прекрасного русского писателя из Краснодара Виктора Лихоносова, священника Ярослава Шипова, который начинал свою жизнь как писатель. Я хорошо помню, как мы печатали его произведения в 90-е годы. Когда он стал служить священником в ярославской деревне, удивительно глубоко, тонко и с любовью писал о русском простонародье, обретающим веру. Также в список кандидатов мы внесли имена нескольких священников-писателей.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/03/31/ru...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Жития Святых Благоверных Князей-страстотерпцев Бориса и Глеба Жития Святых Благоверных Князей-страстотерпцев Бориса и Глеба (во святом крещении Романа и Давида) (1015 год) День памяти: 24 июля/6 августа Содержание аудиокниги отличается от текстовой версии Жития Бориса и Глеба Святые Благоверные Князья-страстотерпцы Борис и Глеб Краткое Житие  Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в Святом Крещении – Роман и Давид) – первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира († 15 июля 1015). Родившиеся незадолго до Крещения Руси святые братья были воспитаны в христианском благочестии. Старший из братьев – Борис получил хорошее образование. Он любил читать Священное Писание, творения святых отцов и особенно жития святых. Под их влиянием святой Борис возымел горячее желание подражать подвигу угодников Божиих и часто молился, чтобы Господь удостоил его такой чести. Святой Глеб с раннего детства воспитывался вместе с братом и разделял его стремление посвятить жизнь исключительно служению Богу. Оба брата отличались милосердием и сердечной добротой, подражая примеру святого равноапостольного великого князя Владимира, милостивого и отзывчивого к бедным, больным, обездоленным. Еще при жизни отца святой Борис получил в удел Ростов. Управляя своим княжеством, он проявил мудрость и кротость, заботясь прежде всего о насаждении православной веры и утверждении благочестивого образа жизни среди подданных. Молодой князь прославился также как храбрый и искусный воин. Незадолго до своей смерти великий князь Владимир призвал Бориса в Киев и направил его с войском против печенегов. Когда последовала кончина равноапостольного князя Владимира, старший сын его Святополк, бывший в то время в Киеве, объявил себя великим князем Киевским. Святой Борис в это время возвращался из похода, так и не встретив печенегов, вероятно, испугавшихся его и ушедших в степи. Узнав о смерти отца, он сильно огорчился. Дружина уговаривала его пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но святой князь Борис, не желая междоусобной распри, распустил свое войско: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Святая равноапостольная княгиня Ольга. Копия иконы выполнена Михаилом Нестеровым ЖМП 7 июль 2019 /  5 августа 2019 г. 12:42 Первая, равноапостольная В июле исполнилось 1050 лет со дня преставления святой равноапостольной княгини Ольги, первой женщины-правительницы на Руси, одной из создательниц российской государственности. Княгиня Ольга — одна из первых русских христианок, которая начала строить храмы в своей стране и свое наследие передала внуку — великому князю Владимиру, позже крестившему Русь.   PDF-bepcuя.  После революции память о том, что сделала княгиня Ольга, целенаправленно стиралась. Имя святой вымарывалось из городской топонимики, храмы и часовни в ее честь закрывались или вовсе уничтожались. Был забыт орден святой княгини Ольги, перестало существовать Ольгинское общество. Лишь в 1990-е годы ее имя стало постепенно возвращаться и в Москве, и на ее родине — в Пскове и в селе Выбуты. В начале 1990-х годов в Москве не было ни одного Ольгинского храма. Сегодня их несколько. Один открыт в 2003 году при Паломническом центре Московской Патриархии, второй — в районе Останкино, построен и освящен в феврале этого года. Есть и храм-крестильня Святой княгини Ольги при Вознесенском храме за Серпуховскими воротами. Построенный и освященый в 1995 году, он стал первым храмом в честь святой равноапостольной княгини Ольги в истории столицы. Храм должен жить Настоятель Вознесенского храма и храма-крестильни протоиерей Константин Татаринцев рассказывает, что его построили по просьбе прихожанок, носящих имя Ольга: «Они обратились с этой просьбой к Патриарху Алексию II. А когда-то здесь стояла часовня при кладбище, и на основании этого исторического факта Святейший благословил построить часовню, а затем она стала крестильным храмом». В 2005 году при храме организуется Общество святой равноапостольной княгини Ольги и отец Константин становится его духовником. «Общество решили создать женщины, награжденные орденом святой княгини Ольги, который был учрежден Священным Синодом Русской Православной Церкви в 1988 году.

http://e-vestnik.ru/reports/pervaya_ravn...

Севастополь. Собор Владимира равноапостольного в Херсонесе. Собор Святого Владимира в Херсонесе Карта и ближайшие объекты Владимирский собор был возведен в 1891 году по проекту архитектора Давида Грима на месте предполагаемого крещения князя Киевской Руси Владимира, которое находилось на территории Херсонесского Святовладимирского монастыря, основанного в 1850 году. Проект собора был утвержден 2 июля 1859 года. Торжественная закладка нижнего храма императором Александром II и императрицей Марией Александровной состоялась 23 августа 1861 года. Строительство собора продолжалось в течение тридцати лет и было закончено только к 1891 году. Внутренняя отделка была произведена академиком Чагиным и Тихообразовым. Иконы нижнего храма были написаны известными художниками И.А. Майковым, В.И. Неффом, А. И. Корзухиным и П.Т. Риссом. 15 июля 1888 года, в юбилейный день 900-летия Крещения Руси, был освящен нижний храм в честь Рождества Богородицы, середину которого занимали остатки древней церкви, в которой крестился князь Владимир. Главный престол верхнего храма освящен 14 августа 1867 года во имя святого равноапостольного князя Владимира. Южный престол освящен 12 июля 1892 года во имя святого благоверного князя Александра Невского, северный престол освящен во имя святого апостола Андрея Первозванного. Размеры собора 32.7 х 41.6 м; высота сооружения – 34.6 м. 2 октября 1924 года собор был закрыт. Во время Великой Отечественной войны сильно разрушен попавшей в него бомбой. После войны храм фактически превратили в карьер по добыче камня. Богослужения возобновились в 1992 году. В 1997 году правительством Украины было принято решение о восстановлении собора. Первый этап был завершен 28 июля 2001 года торжественной церемонией установки освященного креста на купол в присутствии президентов Украины и России. Ещё информация: www.sevportal.com/our_town/khersoneses/; Очерк об истории строительства Владимирского собора из книги И.А. Антоновой " Боги Тавриды. История религий народов Крыма " , Севастополь, 1997. С. 138-158). www.chersonesos.org/

http://sobory.ru/article/?object=01502

Состоялся торжественный прием от имени Святейшего Патриарха Кирилла в честь делегаций Поместных Православных Церквей, прибывших на торжества, посвященные 1000-летию преставления равноапостольного князя Владимира 28 июля 2015 г. 08:30 Вечером 27 июля 2015 года, по окончании встречи  в Патриаршей резиденции в московском Даниловом монастыре Предстоятеля Русской Православной Церкви с представителями Поместных Православных Церквей, прибывшими в Москву на торжества по случаю 1000-летия  преставления святого равноапостольного князя Владимира, состоялся торжественный прием от имени Святейшего Патриарха Кирилла в честь делегаций Поместных Православных Церквей. В своем выступлении на приеме глава делегации Александрийского Патриархата митрополит Мемфисский Никодим вспомнил о том, как называли на Руси великого князя Владимира, и об исторической роли, которую он сыграл в судьбах русского народа. «Беды современного человечества — от отсутствия просвещенных властителей, таких как святой Владимир Красное Солнышко», — полагает иерарх. Представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси митрополит Филиппопольский Нифон передал Святейшему Владыке братское приветствие и поздравление Предстоятеля Антиохийской Православной Церкви   Блаженнейшего Патриарха Иоанна Х . «Мы очень счастливы быть на этом торжестве, зная, что Русская Церковь несет пламя мира и любви ко всем Православным Церквам», — отметил архипастырь. От имени делегации Антиохийской Православной Церкви он поблагодарил Святейшего Патриарха Кирилла за теплое гостеприимство и сопереживание, за поддержку христиан Ближнего Востока, находящихся сейчас в тяжелом положении, за усилия по разрешению существующих в регионе проблем Православной Церкви путем мира и любви. «Да умножит Господь годы Вашей жизни во славу не только Русской Православной Церкви, но и всего Православия!» — завершил свою речь митрополит Нифон. «Я с членами нашей делегации принес Вам любовь и благодарение от нашего Предстоятеля Патриарха Иерусалимского и всей Палестины Фeoфuлa III , который послал нас сюда с добрыми пожеланиями и с поздравлениями по случаю 1000-летия преставления великого святого князя Владимира, Крестителя Руси», — сказал митрополит Вострский Тимофей.

http://patriarchia.ru/db/text/4177761.ht...

Херсонес и Херсонесский монастырь во имя святого равноапостольного князя Владимира. Часть 1 В ноябре 1849 года архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий (Борисов, † 1857), «усмотрев потребность упрочить религиозное благосостояние Крыма, наводненного исламизмом» , разработал концепцию «русского Афона», согласно которой он предполагал воскресить бытие чтимых по христианским воспоминаниям старейших обителей России. Архипастырь в 4-м параграфе своей «Записки о восстановлении древних святых мест по горам Крымским», поданной в Святейший Правительственный Синод, проницательно отметил значение легендарного Херсонеса, основанного за 500 лет до Рождества Христова греками и вошедшего в 1783 году в состав заложенного императрицей Екатериной II города Севастополя. «Между этими развалинами, – отмечал преосвященный Иннокентий, – доселе приметны основания четырех церквей – трех меньших и одной большей, которую не без причины признают за соборную, в коей крестился святой Владимир. Поелику основания древней церкви на развалинах Херсонеса целы доселе и даже сохранились части колонн и орнаментов ее… то новейшая архитектура в состоянии по сим данным восстановить ее в том древнем виде, как она была при Владимире, что и составит самый приличный памятник на месте его крещения» . Близко знавший прославленного владыку И.У. Полимпсестов приводит его слова о Херсонесе, или Корсуни, как называли город русские летописи: «Здесь были стопы Первозванного апостола Андрея; здесь пролилась за Христа и освятила будущую христианскую Россию первая для нее мученическая кровь Климента – ученика апостола Петра и кровь других мучеников из первых веков христианства; здесь проповедовали слово Евангелия наши словенские апостолы Кирилл и Мефодий; здесь купель, из которой излился благодатный и истинно благотворный свет на всю Русскую землю» . Все это побудило архиепископа Иннокентия на руинах овеянного священными преданиями Гераклейского полуострова «приняться с жаром» за основание Херсонесского скита во имя равноапостольного крестителя Руси, благо на то последовали 15 апреля 1850 года высочайшее согласие императора Николая I и немного позднее, 4 мая, Синодальный указ.

http://pravoslavie.ru/4374.html

Послы Владимира у царевны Анны. Воскресенский собор в Тутаеве, фреска 1679-80 гг. ЖМП 7 июль 2016 /  5 августа 2016 г. 14:30 Десять веков святого Владимира. Родъ правыхъ благословится Тысячелетие с момента земной кончины крестителя Руси, широко отмечавшееся в прошлом году, вызвало живой интерес верующих к духовному наследию святого равноапостольного князя Владимира. Важная годовщина также придала новый импульс глубоким искусствоведческим, агиографическим и историографическим исследованиям, связанным с этим святым. Юбилей миновал, но тема влияния Крещения Руси на последующее развитие восточноевропейской цивилизации, на историю этносов восточных славян по-прежнему не закрыта. Вниманию читателей «Журнала Московской Патриархии» предлагает  новую работу из этой серии — московского ученого, культурологически исследующего различные аспекты осмысления святости великого князя — Красна Солнышка в середине XVII столетия. Образ святого князя Владимира и киевская тема в русском искусстве второй половины XVII века С середины XVII века в русской культуре наблюдается особый интерес к киевской теме, к образам истории и искусству Киевской земли. Великую Русь с этим регионом объединяло общее прошлое, общие моменты славы и скорби, общие предки, в том числе герои и святые. Память о богоспасаемом Киеве, о «первопрестольной матери градам» (как называли его уже древнейшие источники времени Киевской Руси — Повесть временных лет, Слово на обновление Десятинной церкви середины XII века, тропарь святому равноапостольному князю Владимиру и др.) навсегда сохранилась в русской истории. Открытие мощей митрополитом Петром (Могилой) На протяжении нескольких веков непрерывная преемственность с Киевом традиционно подчеркивалась в письменных источниках и в изобразительном искусстве Великой Руси. В московской культуре образы святых князей — равноапостольного Владимира, его мученически погибших сыновей Бориса и Глеба — оказываются своеобразными архетипами, собирательными образами великого киевского прошлого. В русском искусстве середины — второй половины XVII века в иконографии этих святых возникают новые акценты и новые варианты, связанные со ставшей вновь актуальной киевской темой.

http://e-vestnik.ru/history/desyat_vekov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010