Библиографическая заметка (Тр. К. Д. А. 1900 11). 8) «К вопросу о всесвященстве христиан». Библиографическая заметка (Тр. К. Д. А. 1906 г. 9) Новая точка зрения в системе нравственного богословия и критическое рассмотрение книги проф. М. Олесникаго: «Из системы христианского нравоучения» (Тр. К. Д. А. 1897. 1898, 4). Перу почившего принадлежат и другие статьи, как в Академическом журнале, так и в других изданиях, (напр., «Воскресном Чтении», «Руководстве для сельских пастырей», каковы, напр., 1) «От Византии до Москвы. Путешествие Константинопольского Патриарха Иеремии II в Москву в 1588 году» (Тр. К. Д. А. 1880, 1), 2) «Димитрий Васильевич Поспехов (некролог)». (Тр, К. Д. А. 1899, 7). 3) «Происхождение литургии по свидетельствам книги Деяний и посланий ап. Павла» (Против отрицающих божественное происхождение литургии). Киев. 1897. Заключительный вывод этой брошюры, свидетельствующий м. пр. об отличном знании ее автором греческого языка, такой: «Евхаристия в апостольский век была не внебогослужебным вкушением хлеба и вина, а богослужением, на котором она священнодействовалась, как новозаветное бескровное жертвоприношение. Это богослужение совершалось в особенном, назначенном для этой цели, помещении, в котором отведено было особое место для мирян и особое для жертвенника и священнодействия, и состояло из благодарственной или евхаристической молитвы, представляющей собою средоточный, существеннейший и таинственнейший момент литургии. В заключение этой молитвы предстоящий народ произносил аминь. Раньше же совершались молитвы, пение псалмов, и духовных песней и делались назидания откровением и его истолкованием». М. Ф. принадлежат много церковных слов и надгробных речей. Наделенный отличными умственными способностями, владевший большими научными средствами и необыкновенно трудолюбивый и усидчивый, М. Ф. работал и над составлением докторской диссертации, но, снисходительный к другим, он был чересчур требователен к себе: написанное им его не удовлетворяло... Тем не менее, хотя он и не был увенчан докторскою степенью, высшею ученою степенью, его ученый авторитет ценился высоко, как в родной ему Академии, так и вне ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Yastr...

Преимущественно в этом смысле и Пресвятая Мария в церковных песнях именуется «небом», «небом» новым 15 (Ирмол. кан. гл. 6, п. ирм. 9), «земным» (кан.1 на Усп. п.4, тр. 1), «одушевленным» (кан.2 на Усп. п.1, тр.2), «словесным», т.е. духовным (окт. гл.2, кан. Богор., тр.1), – потому что и в Ней было особенное 16 присутствие Божие, и в Нее непостижимо для ангелов и человеков «вселися плотски исполнение Божества» (Ирмол. кан. гл.8, п.9, ирм.15), «един от Троицы» (Богор. во втор. утр., гл.6), – и Она «явилась престолом Божиим, на немже плотию седе Христос» (окт. гл.6 втор. утр. кан.2, п.3 Богород.). И как Пресвятая Мария вмещала в Своей утробе Того, Кому и «небо небесе не довлеют» ( 3Цар.8,27 ), Кого «не вместиша» и «горе небесная величествия» (Ирмол. гл.1 п.9. Ирм.25), то Она и называется в некоторых церковных песнях «вышшею» (канон молебный Пресвятой Богородице по дост. ест. Богород.) и «ширшею небес» (Ирмол. гл.8, п.9, ирм.23), а «чрево Ея – пространнейшим» их (Там же, ирм.1) – «Тебе небес вышшую и на земли небо и престол бывшую, Матерь Божию, вси роди ублажаем» (Ирмол. кан. гл.1, п.9, ирм.23). «И храм Божества». В храмах, так же как и на небе, есть особенное присутствие Божие, благодатно ощущаемое верующими. Особенное присутствие «Божества» было и во чреве Пресвятой Девы Марии, а потому и наименование «храмом Божества» усвояется Пресвятой Марии в том же смысле, как и наименование «небом», в высшем значении этого слова. «Троицы явилася еси честный храм, в немже Отец любовию, Сын плотию, Дух Святый нашествием обитель Себе сотвори» (Канон Пресвятой Троице п.1 и нын. Богород.). «Радуйся, Одигитрие, Христа Бога нашего жилище, и дом неизреченные и пребожественные, Дево, славы Его» (Канон Одиг. п.5, слав. тр.). Кроме такого общего сходства между рукотворенными храмами, посвященными Богу, и Пресвятой Марией – «храмом Божества» одушевленным, можно находить еще и некоторые частные черты этого сходства. В храмах обыкновенно нет такого явного обнаружения славы Божией, как на небе; но верующие благодатно могут и в них ощущать славу присутствия Божия по мере своей приемлемости.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

103 Св. Иоанн Дамаскин указывает еще нарочитую причину обручения Марии Иосифу (Точн. изл. прав, веры, кн. IV, XIV): «Так как враг нашего спасения наблюдал за девами по причине пророчества Исайи ( Ис. 7, 14 – о рождении от Девы)... отроковица обручается священниками Иосифу. Это обручение было охраной для Девы и ввело в заблуждение наблюдавшего за девами». 104 Правда и здесь католики (см. особенно Lepicier. Tractatusde sancto Ioseph, 190–8) утверждают, будто Иосиф сопровождал Марию в Ее путешествии к Елизавете, присутствовал при встрече двух матерей, слышал песнь Богородицы и, следов., узнал из нее о тайне боговоплощения (104) (чего не решается, однако, утверждать даже Lipicier ввиду явного несоответствия этого Мф. 1, 17–21 ). 105 На часах навечерия рождества Христова св. Иосифу посвящено три тропаря, из которых первый, на Славу, творение св. патр. Софрония, на первом часе изображает смятение и тревогу Иосифа по поводу непраздности Св. Девы. Во втором тропаре, также на Славу, на третьем часе, Иосиф, уже ссылаясь на пророков и весть архангела, свидетельствует, что он «уверихся, яко Бога родит Мария несказанно». Наконец, на девятом часе тропарь содержит в себе обращение к Иосифу Пресв. Девы с укором по поводу его смущения и откровением о тайне богорождения. Вообще, вопреки обычному правилу, почитание св. Иосифа мало раскрывается в православной литургике, и он как бы тонет в лучах рождества Христова (и эта литургическая сдержанность, конечно, не случайна). В службах св. праотцев и отцов упоминание об Иосифе даже вовсе отсутствует. Служба же дня памяти его (в неделю по Р. Хр.), соединяя в себе еще и память царя Давида и Иакова, брата Господня, дает также сравнительно мало материала, и эта количественная ограниченность соответствует и сравнительной бедности мотивов. Иосиф ублажается здесь как очевидец рождества Христова, и только. Тропарь: «Благовествуй, Иосифе, Давиду чудеса Богоотцу: Деву видел еси рожденную, с пастырями славословил еси, с волхвы поклонился еси, ангелом весть прием. Моли Христа Бога спасти души наши». Ср. также стихиру 2-ю на Гос. Воз., в каноне: п. 1, тр. 2, п. 4, тр. 1, п. 5, тр. 1, п. 7, гр. 1, п. 8, тр. 1, и, наконец, подобен: «со Иаковом воспоим, славным богобратом Давида Богоотца, Иосифа же божественнаго, Богородицы обручника: Христову бо божественному рождеству послужи во граде Вифлееме, боголепно со ангелы, волхвы же и пастырьми, тому песнь поюще, яко Богу и владыце». – Это и всё: Церковь как будто намеренно рассматривает Иосифа только в связи с рождеством Христовым, также, например, как и волхвов. Самостоятельной же службы Иосифу так и не дано. Вместе с тем, соединяя память «божественнаго Иосифа, Обручника Богородицы», с памятью двух других сродичей Господа, богобратом и богоотцем, Церковь тем самым высказывается против такого его выделения, какое произошло теперь в католичестве. Столь же мало проявлено почитание Иосифа в иконографии. Он изображается обычно на иконах Рождества Христова, обрезания Господня, сретения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Св. Иоанну Дамаскину принадлежит также один канон свт. Николаю. В 60-х или 70-х годах IX столетия св. Иосиф песнописец и творец канонов (умер в 883 г.) составляет не менее 8 канонов в честь свт. Николая, которые и помещает в Параклитике, то есть в богослужебной книге, соответствующей нашему Октоиху. Возможно, что каноны 1-го и 2-го гласов, находящиеся в Октоихе, а также 1-й канон, помещенный в службе 6 декабря с надписью «творение Феофаново», представляют собой лишь переработку канонов, незадолго до св. Иосифа составленных св. Феофаном Начертанным, еп. Никейским, исповедником (умер в 843 г.). По содержанию они очень сходны с рассмотренной выше древнейшей группой песнопений, но содержат в себе отдельные выражения, приближающие их к похвальному слову св. Андрея Критского и к стихирам св. Иоанна Дамаскина («светозарная звезда», «лучами чудес просвещаеши подсолнечную всю», «светильник благочестия», «Владыки искренний ученик», «священства правило», «украшение святителем честное» и т.п.). В них не находим ничего, относящегося к противоеретической деятельности свт. Николая. Зато в остальных 6 канонах Октоиха слышна громозвучная проповедь о борьбе свт. Николая с Арием и арианством: «Изощрен меч духовный явился еси, мудре, лукавыя плевелы еретичествующих посекая и добродетелей стези спасительныя верным углаждая, отче Николае» (канон 3 гласа, песнь 3, тропарь 1). «Витийствуя божественная, Николае, беззаконнующих незатворенная уста явственно заградил еси и от Ариева губительства многия избавил еси...» (канон 4 гл., п. 8, тр. 1). «Силою Божиею, преблаженне, еретичествующих полки попрал еси, и от тех прелести стадо твое спасл еси, Николае» (канон 6 гл., п. 7, тр. 1). «Пажить горькую злочестия Ариева потребил еси, Николае, растворением (собств.: целительным питьем) словес твоих...» (канон 7 гл., п. 6, тр. 3). «Губящаго древле Господни люди безумнаго Ария удавил еси жилами словес твоих...» (Арий представлен здесь под образом хищного волка, в приступе бешеной ярости бросающегося на пастуха, защищающего стадо; пастух душит его при помощи тетивы своего лука, закручиваемой вокруг головы зверя) (канон 3 гл., п. 7, тр. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Долгие годы земной жизни суждено было Ей претерпеть в разлуке с Сыном, будучи “принятой” в дом Иоаннов, с тем, чтобы быть живым свидетельством боговоплощения, живым человечеством Богочеловека на земле, стать утешением, средоточием радостью и вдохновением Церкви, до Гефсиманскаго упокоения. Но ныне, у креста, Ее матерински-человеческое сердце пронзается орудием, оно может только чувствовать агонию умирания без смерти самой, одного хотеть: умереть вместе с Ним, чтобы не жить без Него. “Хотела бых с Тобою умрети, Пречистая глаголаше: не терплю бо без дыхания мертва Тя видети” (Плач Богоматери, п. 6, тр. 1). “Ныне приими Мя с Тобою, Сыне Мой и Боже, да сниду, Владыко, с Тобою и Аз: не остави Мене едину, уже бо жити не терплю, не видящи Тебе, сладкаго Моего света” (п. 7, тр. 2). “Ни от гроба Твоего возстану, чадо Мое, ни слезы точащи престану раба Твоя, дóндеже и Аз сниду во ад: не могу бо терпети разлучения от Тебе, Сыне Мой” (п. 8, тр. 4). “Радость Мне николиже прикоснется, рыдающе глаголаше Непорочная: свет Мой и радость Моя во гроб зайде: но не оставлю Тебе единаго, зде же умру и погребуся с Тобою” (п. 9, тр. 1). Это же выражается и в службе Вел. Субботы. 9 Но скорбь умирания и мрак смерти не могут ввергнуть Пречистую во тьму отчаяния, ибо она прорезается светоносными молниями воскресения, и заря его уже возгорается в сердце Ее. “Создание бо Твое хотя спасти, смерть подял еси, рече Пречистая. 10 И слышит вещее сердце Матери: “не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе... возстану бо и прославлюся”... 11 Символическое тридневие во гробе, покой божественного субботствования, исполнено молчания и тайны. О нем ничего не говорится ни в Евангелиях, ни в богослужебных книгах, да и может ли быть что-либо сказано на человеческом языке о том, что совершилось за горизонтом, за линию которого сокрылось Солнце для “сошествия во ад”. И эта же слышная тишина, исполняющаяся уже воскресного света, сходит и в сораспинавшияся Христу любящие сердца. О мироносицах сказано только (у одного лишь евангелиста Луки): “и в субботу оставались в покое по заповеди” (23–56).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Эта любовь к Богу и к себе и к ближнему, т. е. к человечеству в себе и вне себя, возможна лишь силою того единения божеского и человеческого естества, которое утверждено в боговоплощении. 187 Служба бесплотным, гл. 1, подобен. «Безсмертнии ангели, живот воистину негиблемый от перваго приемши живота, всебогатии присносущныя славы и честнии зрителие Премудрости вечныя бысте, света исполняеми и свещи сообращаеми, привычно показуеми» (там же). 188 Канон бесплотным, гл. 1, п. 1 тр. 2: «На небесех престолу предстоя трисол–нечнаго Божества и богатно осияваеши божественными светлостьми, испу–щаемыми непрестаннооттуду»… (служба Михаилу архистр. 8 ноября, ст. на Г. В. на мал. веч., слава). 189 «Трисолнечнаго Божества предстатель светлейший Михаиле являяся ар–хистратиже, с горними силами всеми радуяся» (служба 8 ноября, ст. на Г. Воз.) «Бесплотных ангелов первый еси и служитель божественнаго светозарения она–го» (ст. на ст.), «Небесных начальницы и первостоятели высокопрестольных и страшных божественный славы, Михаиле и Гаврииле архистратизи, ангелов чи–ноначальницы» (седал.), «Начальник ангелов бысть Михаил архангел, во славится с ним светлее таинник благодати Девы Обручитель, честный воевода бесплотных… Гавриил», (Канон 2 п. 8), тр. 1). О Гаврииле же поет Церковь: «по рождестве твоем, Богоневесто, Владычице, пришла еси в храм Господеньвоспи–татися во святыя святых, яко освяшенна. Тогда и Гавриил послан бысть к Тебе Всенепорочней, пищу к Тебе принося: небесная вся удивишася, зряше Духа Святаго в Тя всельшася» (служба Введению во Храм, ст. на Г. Воз.). 190 Это в начале может быть понимаемо не только как наречие, выражающее обстоятельство времени, но и как существительное: начало творения, т. е. Божественная София, «начало пути» Божия (Притч. 8,22). 191 Канон архангелам, гл. 1, п. 9, тр. 1 192 В свете этого сопоставления получает новый смысл и то обстоятельство, что немедленно после крещения, когда Господьявил Себя Своему Крестителю и был познан им, Его ведет Дух (Мф. 4, 1) для искушения в пустыню.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

«Лоза Божественная, нетленный грозд узреливши, ближащися, идет родити веселия вино точащаго, и напояющаго нас, Ему вопиющих: отцев наших Боже, благословен еси. Божественная Мироположница, благовонное Миро внутрь носящи, в вертепе Вифлеемли истощити сие грядет, благовония таинственнаго исполняющее поющия: отцев Боже благословен еси» (нед. свв. отцов перед Рождеством, кан., п. 7). 2:2. «Якоже крин в тернии, тако искренняя моя посреде дщерей». Цветом (цветком) и крином (лилией) именуется в молитвах Пречистая Дева. «Яко шипок, яко чистейший крин, яко благоуханное обоняние от красных удолий мирских, Творец избрав Тя, Отроковице, вселився во утробу Твою и родився, благоухания всяческая исполнил есть». Приснодева – «сладкоуханный крин», так как «светится блистанием чистоты и светом девства». Она же – «цвет неувядаемый» и «цвете нетления» (акаф. Пресв. Богородице, ик. 7). Неувядаемый цветок – образ нетленного рождения Девой Божественного Сына. «Радуйся, сладкоуханный крине Владычице, верных благоухаяй, кадило благовонное, и миро многоценное» (Тр. пост., суб. акаф., утр., кан., п. 1) – воспевает Церковь словами Песни Песней Пречистую. Слова 2:1 «Аз цвет польный и крин удольный» в Ок. гл. 1, вт. утр., кан. покаянен, п. 8 отнесены к Деве Марии. Христос-Царь говорит Ей: «Яко цвет во удолиих жития Тя обрет, в Тя вселися, иже всех садитель, вонями добродетелей и чистоты ныне благоухаяй нас, Богородительнице». Жених-царь в 2:3 сравнивается с яблонью. И вот дивное сравнение, как Дева (цвет, крин) рождает Сына (яблоко). «Цвете неувядаемый, радуйся едина прозябшая яблоко благовонное. Радуйся, рождшая благоухание единого Царя. Радуйся неискусобрачная, мирови спасение» (Тр. пост., суб. акаф., утр., кан., п. 1). В 2:14 голубицею именуется Невеста. И Церковь взывает: «Голубице милостиваго рождшая, радуйся Приснодева...» (Тр. пост., суб. акаф., утр., кан., п. 9). 3:6. Царица-Невеста, восходящая от пустыни («Кто сия восходящая от пустыни?»), прообразует Деву-Матерь, на руках Своих спасающую Сына бегством в Египет через пустыню. «Тебе яко сущую в женах красну и пречестну, яко из пустыни восходящу, и отрасль Христа на руку носящу, Мати Божия, проображаше мироначальник вопия: слава силе Твоей, Господи» (Окт., гл. 1, суб. повеч., кан. Богор., п. 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

пришлось бы петь канон пр. Богородицы и недельного святаго: в остальные дни до четверга включительно один канон пр. Богородицы. В тех храмах, в которых накануне недели отправляется всенощное бдение, – если следовать указанию Триоди Постной относительно канона на повечерии 4 недели, – могло бы быть такое распределение канонов: в понедельник – пр. Богородицы и 14 (предполагая, что он находится на очереди); во вторник – пр. Богородицы и 15; в среду – пр. Богородицы и 16; в четверток – пр. Богородицы один. Если же следовать указанию Типикона относительно канона во вторник 5 седм., то такое: в понедельник – пр. Богородицы и недельного святаго; во вторник – пр. Богородицы и 15; в среду – пр. Богородицы и 16; в четверток – пр. Богородицы один. На 6 седм. возможны следующие случаи и перемены в канонах: 1) Накануне Благовещения, которое может случиться на этой седмице, как и на предыдущих, великое повечерие поется без канона; малое повечерие в самый праздник до четверга, включительно также без канона. 2) Если в Лазареву субботу случится предпразднство Благовещения, то служба его поется в четверток 6 седм. (Тип., л. 202 на об.). Канон четвергового святаго должен быть пропет на повечерии в среду. 3) Если в Лазареву субботу, а равно в нед. Ваий или в один из дней Страстной или Светлой седмиц случится отдание Благовещения, то на повечерии мимошедших дней 6 седмицы поются стихиры и канон попразднства и Архангела (Тип., л. 220). В пяток 6 седм., или седм. Ваий, на повечерии положено петь канон Андрея Критского : Песнь победную поим вси Богу... (Типик., послед. в пят. седм. Ваий, л. 331 на об. Чит. его в Тр. Постн., л. 364). В неделю Ваий накануне понедельника Страстной седмицы „на повечерии поем трипеснец, гл. 8, Великого понедельника, творение кир Андрея Критского “ (Тип. л. 335 на об. Чит. его в Тр. Постн., л. 385 на об.). Во св. и Вел. понедельник „на повечерии поем трипеснец, гл. 8, творение кир Андрея Критского “ (Тип. л. 336 на об. Чит. его в Тр. Постн.. л. 395 на об.). Во св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Церковь с любовью ублажает пустыннолюбие и подвиг пустынножительства Иоанна, 18 как и весь его подвиг: «на земли яко ангел жизнь совершил еси всеблаженне» (7 янв. кан. п. 6, тр. 2), «бестелесным подобное житие показав со ангельскими лики веселишися» (п. 9, тр. 3); «тя же на земли равноангельна явльшася премененным житием и всех вышша, Иоанне всеблаженне, радостно почитаем» (п. 8, т. 1). Заслуживает внимания, что ни в Ветхом, ни в Новом Завете не отмечается подвига пустынножительства и постничества, кроме как относительно Иоанна, который в этом смысле является родоначальником «равноангельского» подвижнического жития. Подвиг умерщвления плоти всегда отмечается и в иконографии, ибо изображение аскетического облика Иоанна Предтечи стало одной из самых излюбленных тем православной и особенно русской иконописи. Однако, в этом сообщении Евангелия Луки имеет значение не только подвиг пустынножительства, но и сама пустыня как таковая. «От самых пелен в пустыню вселился еси», свидетельствует св. Церковь , «удалился еси бегаяй, пророче, водворился же еси в пустыню непроходную» (Служба Предт. гл. I, канон, п. 8, тр. 3). Иоанну Предтече, от чрева матернего осененному св. Духом и приуготовляющемуся встретить и крестить Господа, надлежало сохраниться от дыхания греха и греховного приражения. Пустыня, как место, где не живет человек и соприсущий ему грех , была тем чистым местом, где естественно было сохраняться от грехопадений тому, кто призван был к свободе от личного греха. Правда, и пустыня не свободна от духов злобы поднебесной. Однако не следует преувеличивать их ведения. Они могли не знать, кто соблюдается в пустынях Израилевых до явления своего народу, ибо они не знали и не постигали тайны боговоплощения, как это явствует из того, что лишь после крещения Господня и богоявления приступает к Нему в пустыне искуситель с неуверенными и испытующими словами: «аще ты еси сын Божий». Поэтому Иоанн мог быть особым промышлением Божиим охранен от злобы сатанинской, и уж во всяком случае он не подвергался ей как предтеча, ибо эта тайна была тогда сатане еще не ведома.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

л. 55. Кондак на священие церкви (тропарь сент. 13), кондак мольбен к святей Богородици. л. 57 об. Праздничные кондаки от средокрестья до недели всех Святых. л. 77. Кондаци воскреснии. л. 85. Ипакои 8 гласов. л. 93. Катавасии (ипакои) на праздники. л. 105 об,–114. Отрывки с надписями: Тр на воздвнижение честнаго креста. Тр На Рожество Христово. Тр на Богоявление. Под первым заглавием помещены седальны на Воздвижение сначала по 2, потом по 1-м стихологии, далее стихи пред чтением апостола: Кресту твоему поклоняемся Владыко, Елико в Христа крьстистеся, и обычное входное, а под последними заглавиями припевные тропарь со стихами после первых паремий в навечерие Р. Хр. и Крещения. л. 115. Два кондака: Олексию человеку Божию и святителю Николе. Почерк поздний. 24. (2010). Каноны пресв. Троице (числ. два, 7 и 4 гл.) устав. тщательный, в четверть, напис. 1625 года, 14 листов, конечный утрачен. На обор. первого порожнего листа: Тетрать Троицкаго Ссргиева монастыря написана в лето 7133 (1625) повелением обители тоя архимарита Дионисия. Подпись эта повторена и внизу по листам рукописи, но, по причине частого употребления, стерлась, так что читать можно только некоторые слова. 25. (2002). Триодь постная, устав. и два столбца, исх. XIV века, и лист, 215 листов. Заглавие: Трео с Богом починаем от недели мытаря (и фарисея) до всех Святых. Одна Триодь постная, оканч. службой в пяток цветной недели. На лицевой странице первого листа другим почерком: Триодь Богоявления Господа нашего Ис. Христа и препод. отца Сергия на Москве у царева двора и патриарха. Сверху заглавия: Господи помози рабу своему Пахомию Левоно... (не докончено). 26. (2000). Триодь постная, устав. в два столбца, нач. XV века, в лист, 150 листов. Заглавие: Трипеснец, надежду имуще на Бога, начинаем в неделю о мытари и фарисеи. Содержит службы до понедельника 3 недели поста. С л. 138 приложены в св. великий пост седалны на 1-м стихологии, крестобогородичны и на 7-й песни мученичны на 8 гласов, а потом, троична 8 гласов.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010