Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Владислав IV Ваза. Гравюра. XVII в. (9.06.1595, Краков - 20.05.1648, Мереч, ныне Мяркине, Литва), польск. король (1632-1648). В ходе польско-швед. интервенции часть рус. знати в февр. 1610 г. провозгласила королевича В. царем в Русском гос-ве, по Поляновскому миру 1634 г. В. отказался от претензий на рус. престол. Правление В. в Польше было осложнено множеством внешне- и внутриполитических конфликтов. Последние зачастую имели религ. характер и были следствием религ. политики, проводившейся отцом В. кор. Сигизмундом III Вазой и имевшей главной целью утверждение приоритета католичества на территории Речи Посполитой над Православием и протестантизмом. Сигизмунд III старался не давать важных гос. должностей протестантам и православным, активно содействовал заключению Брестской унии 1596 г. , не признавал правосл. иерархов, поставленных в 1620 г. Иерусалимским Патриархом Феофаном IV . В. имел др. политические цели. После смерти Сигизмунда III весной 1632 г. началась Смоленская война с Россией. Правящие круги Речи Посполитой нуждались в лояльности правосл. населения, прежде всего Запорожского казачьего войска, упорно выступавшего против религ. политики Сигизмунда III. В этих условиях В. был инициатором уступок правосл. населению страны. Он мог опираться на поддержку шляхты Волынского, Киевского и Брацлавского воеводств, выбравших правосл. послов на сейм, к-рый должен был определить порядок и условия выборов на польск. трон. На сейме была создана комиссия во главе с В. для урегулирования положения правосл. Церкви в Речи Посполитой, о чем были срочно уведомлены послы Запорожского казачьего войска. Однако никаких серьезных решений сейм не принял. На собравшемся 27 сент. 1632 г. элекционном сейме, еще до избрания В. на трон, участники поручили В. разработать документ, к-рый определял бы положение правосл. Церкви в Речи Посполитой. Проект соглашения - «Пункты успокоения»,- созданный В.

http://pravenc.ru/text/155001.html

83 Это отец Гамалиила I. См. The Jewish Encyclopedia XI, 347. Prof. W. Bacher, Die Agada der Tannaiten I, S. 12. † Prof. E. Schürer, Geschichte des jüdischen Volkes I, S. 555. II, S. 429. 84 Таннай 3-й генерации (II века). The Jewish Encyclopedia XI, 359–363. Dr. J. Hamburger, Real-Encyclopädie des Judentums II, S. 1124–1133. Prof. W. Bacher, Die Agada der Tannaiten II, S. 70–149 и по указателю S. 568. Prof. H. L. Strack, Einleitung in den Talmud, S. 93. 86 Палестинский аморай 2-й генерации (III века). Prof. W. Backer, Die Agada der palästinensischen Amoräer I, S. 552–566 и по указателю S. 579. Prof. H. L. Strack, Einleitung in den Talmud, S. 102. I. Abrahams, A Short History of Jewish Literature, p. 22. 88 Таннай 2-й генерации (I–II в.). The Jewish Encyclopedia XII, 56–7. Dr. J. Hamburger, Real-Encyelopädie des Judentums II, 1196–7. Prof. W. Bacher, Die Agada der Tannaiten I, S. 342–352 и по указателю S. 494. Prof. H. L. Strack, Einleitung in den Talmud, S. 89–90. † Prof. E. Schürer, Geschichte des jüdischen Volkes II, S. 444–5. 89 Ulla bar Ismael, вавилонский аморай 3-й генерации (III–IV века). The Jewish Encyclopedia XII, 340. Prof. W. Bacher, Die Agada der babylonischen Amoräer, S. 98–7. Prof. H. L. Strack, Einleitung in den Talmud, S. 107. 90 Филону в исследовании посвящен специальный, трактат (II, 213–425), а здесь выделяются частные пункты. См. еще диссертацию проф. В. Ф. Иваницкого, Филон Александрийский: жизнь и обзор литературной деятельности, Киев 1911. 91 Chananja b. Chizkija b. Garon, о котором см. у Prof. W. Bacher»Die Agada der Tamiaiten I, S. 18–19. 92 Ханина или Ханания, палестинский аморай 3-й генерации (III–IV века). The Jewish Encyclopedia VI, 206. Prof. W. Bacher, Die Agada der palästinensischen Amoräer III, S. 550–2. Prof. H. L. Strack, Einleitung in den Talmud, S. 105. 93 Таннай 1-й генерации (I века), для которого более правильным считается имя «Ханания». Prof. W. Bacher, Die Agada der Tannaiten I, S. 51–3. Prof. H. L. Strack, Einleitung in den Talmud, S. 85. † Prof. E. Schürer, Geschichte des jüdischen Volkes I, S. 119; II, S. 322. 434–5.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

IX. Итак дата «104 год» к св. Игнатию не относится, и запись в «хронике» Евсевия оказывается первоисточником всех других показаний. – К значению свидетельства Евсевия Гарнак отнесся скептически, и нельзя не признать, что в «церковной истории» III, 86 Евсевий говорит o св. Игнатие не в отделе o гонении и не утверждает explicite даже того, что он пострадал при Траяне, быть может потому, что ученый епископ не имеет документа, где бы это было сказано κατ λξιν, «текстуально»; c другой стороны, свидетельствами Игисиппа и Тертуллиана Евсевий доказал χατ λξιν, что св. Симеон пострадал при Траяне, что Плиний писал Траяну (III, 32.33); но все это не дает научного права – датировать эти факты определенным годом. В «хронике» пункты αβγ соответствуют «церковной истории» III, 32.36.33, т. e. вовсе недатированная кончина св. Игнатия вставлена в датированную оправу, и вся совокупность фактов траянова гонения записана под одним (10-м) годом. Почему выбор пал на этот год? Быть может, Евсевий руководствовался правилом o золотой средине: «medio tutissimus ibis!». A Траян царствовал (IV, 3) «ровно двадцать лет без 6 месяцев“ (25 янв. 98 † 9 авг. 117). Это наблюдение, если оно не ошибочно, имеет значение и для другого вопроса еще более сложного: о годе кончины св. Поликарпа. Против Ваддингтона упорно выдвигают авторитет «хроники» Евсевия, где факт записан под 2183 г. Авраама,=7 Марка Аврелия=167 по Р. Хр. Но эта запись тоже отзывается «золотою срединою». Дата ближайшим и главным образом относится к кончине св. Поликарпа; но под тем же годом значится и гонение в Галлии, которое в «церковной истории» V, 1 приурочено к 17 году М. Аврелия (=7 марта-177 – 6 марта 178 г.), когда на римскую кафедру вступил Елевфер, к которому лионские исповедники писали послание (V,4). Следовательно под 167 г. записан конгломерат фактов, из которых слагается все гонение, a такая хронология может быть только приблизительной. В «церковной истории» Евсевий указывает два хронологических пункта: при Аниките римском св. Поликарп был еще жив, τι περιντα τ βι, и приходил в Рим (IV, 14),–terminus a quo, который, по тону Евсевия, очень недалек от terminus ad quem; при Елевфере Ириней, бывший в молодости учеником Поликарпа, был уже епископом лионским (Т, 5, 8.9). Между Аникитой и Елевфером римской церковью восемь лет (V, 1, 1) правил Сотир: 167-й год, по «хронике», есть 4-й год Сотира.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Архив Пн Акт о каноническом общении между РПЦ и РПЦЗ (Часть I) 24 июня 2005 г. 17:56 21 июня опубликованы документы , в одном из которых, в частности, излагаются некоторые положения проекта «Акта о каноническом общении» между Русской Православной Церковью и Русской Православной Церковью за границей. В случае его принятия Синодами обеих юрисдикций и Всезарубежным собором РПЦЗ, который должен состоятся в мае 2006 года, акт вступит в силу и между двумя частями Русской Церкви будет полностью восстановлено евхаристическое общение и каноническое единство. Опубликованные документы — «О совместной работе комиссий Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви», «Об отношении Православной Церкви к инославным вероисповеданиям и межконфессиональным организациям», «Об отношении Церкви и государства», «Комментарий к совместному документу Комиссий Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви «Об отношении Церкви и государства» — касаются вопросов, которые на протяжении десятилетий рассматривались зарубежной Церковью как камень преткновения в отношениях с Московской Патриархией: «Декларации» митрополита Сергия (Страгородского) 1927 года, ознаменовавшей путь компромисса во взаимоотношениях с богоборческим государством ради сохранения иерархии и возможности преподания Таинств, а также участия в экуменическом движении. Собственно в изданных документах найдены формулировки, устраивающие обе стороны, и снимающие последние идейные препятствия для восстановления общерусского церковного единства. «Декларация» аттестуется в них как «болезненный, трагический компромисс, но не как свободный голос Христовой Церкви», а соблазн «сервильности» отметается ссылками на те пункты Социальной концепции Русской Православной Церкви, в которых РПЦ при определенных обстоятельствах оставляет за собой право призывать к гражданскому неповиновению (III.5, III.6, III.8, IV.3, IV.9, V.2). Что же касается экуменизма, то в документах отвергаются любые формы молитвенного и литургического общения с инославными, однако принимается возможность сотрудничества с ними в гуманитарных областях и совместного участия «в общественно значимых церемониях».

http://patriarchia.ru/db/text/26569.html

2. ТУТМОС III, 1504–1450 гг. до Р.Х. Большой международный путь Военная кампания фараона Тутмоса III приблизительно в 1480 году до Р.Х. – хороший пример использования Большого международного пути, который соединяет Египет с Месопотамией. Важность этого пути нельзя переоценить, поскольку он является естественным мостом между тремя континентами: Европой, Азией и Африкой. Характерные особенности и населённые пункты этого пути отмечены вдоль чёрных стрелок, которыми обозначена на карте кампания Тутмоса III (ANET 234–244). Прибрежная равнина Большой международный путь обходит труднопроходимые районы Нагорной местности и пролегает вдоль Прибрежной равнины. Не считая немногих препятствий, путь Прибрежной равнины довольно несложный для путешествий. Тутмос завоевал прибрежный город Газу и направился на север, чтобы укрепить стратегический треугольник, состоящий из городов Лод, Иоппия и Афек. Иоппия является важным портом на скалистом побережье, во многих местах непригодном для стоянки судов или мореплавания. Естественным препятствием для путешествий здесь служит река Яркон, которая протекает через Афек и впадает в Средиземное море близ Иоппии. Всё передвижение на международном пути уходит вглубь суши и проходит через Афек, расположенный вдоль границы между Прибрежной равниной и Нагорной местностью. Таким образом, Афек служит стратегическим форпостом на международном пути. Тутмос также осадил Газер и Равву – сторожевые города на главной дороге от Прибрежной равнины в Нагорную местность, которая вела к Иерусалиму. Перевалы через Кармил Из Афека Большой международный путь пролегает на север по равнине Шарон в Сохо, Яхам и Геф, все из которых расположены близ подножия горы Кармил. Гора Кармил (высота 528 м) служит значительным препятствием для путешествия по Большому международному пути, заграждая проход в долину Изреель, где пересекаются все международные маршруты в регионе. Однако равнину Шарон с долиной Изреель соединяют три перевала через Кармил: 1) Иокнеам, 2) Мегиддо-Аруна и 3) Дофан. Эти перевалы будут подробно исследоваться при объяснении карты 2–5. Обратите внимание на расположение Мегиддо как стража, стерегущего центральный перевал через горную цепь Кармила.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Топографические даты апокрифа позволяют установить, по крайней мере, следующие пункты: ааа) „Пристань τι– εμρω, portus, лежит в значительном отдалении от „города кадаринов Рохона“. αα) Издали апостол принимает «город» за знакомый ему «город варваров». ββ) Когда корабельщик говорит, что это – город кадаринский, апостол не решается сам, собственными глазами, рассеять свое ошибочное представление; значит, путешествие от пристани до города представляет значительный труд. γγ) VIpuбыmue корабля, разговоры с корабельщиком, встреча с македанами и их возвращение с ап. Варфоломеем наполнили время от раннего утра почти до вечера: в Парфию собираются плыть лишь завтра поутру. ббб) „Пристань“ лежит „на пути“ из города Македана в город Рохон, следовательно, к югу и, вероятно, не к юго-западу, а к юго-востоку от города Рохона. ввв) Если предположить, что лежит в северной части катарского полуострова, то можно будет допустить, что „пристань“ лежала там, где ныне стоит городок у большого залива на восточном берегу полуострова. Становится понятно желание ап. Варфоломея и мужей македанских -„переправиться“ в Македан на корабле: воздушная дуга от аль-Хувайлы до Маклаба равна только 495 километрам, а сухой путь между этими пунктами – около 900 километров. Примечания к местам, отмеченным знаком не были, по-видимому, написаны † В. В. Болотовым . Примечания 455 и 456, также 441, 442, найдены на особых листках. 128 Именно в t. III, 1, рр. 611–620. Эти страницы в то же время служат ключом к труду Ассемани; здесь он делает ссылки на извлечения из первоисточников в томах II и III. Нумерация католиков (10–83), которую удерживаю и я, взята из этого III, 1 тома; в t. II, рр. 387–456, она имеет след. разности: аа) вместо 10–83 только 9–80, потому что бб) ошибочно повторены 6 (6bis=7), 71 (71bis=73) и 73 (73bis=76).– Сиглы, которыми я пользуюсь, следующие: s – Шлемон, несторианский митрополит прат-д-майшанский (басрский), ж. в 1222 г. по р. Хр. В его сочинении «Kt h b h â d h – d h e b bôrît h a», Книга пчелы, помещен нумерованный сирский список католиков (83­s74, и s75-s79 имена католикосов неканонических, исключенных поэтому из списка).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

22 сентября 415 года в Барциноне (совр. Барселона ) был убит король вестготов Атаульф, что привело к кризису внутри вестготского сообщества. В 416 году вестготы, возглавляемые новым королем Валлией , заключили мир с империей, затем в Испании успешно вели войну против вандалов, свевов и алан и получили земли для расселения как союзники Рима в Аквитании. Валлия возвратил в Равенну вдову Атаульфа Галлу Плацидию , а также утратившего для вестготов значение Аттала . Вскоре состоялась свадьба Галлы Плацидии с патрикием Констанцием , наиболее влиятельным военачальником Гонория, Констанций был возведен в ранг цезаря; 3 июля 419 года у четы родился сын, будущий император Валентиниан III , а 8 февраля 421 года Констанций и его супруга были провозглашены августами. Однако уже 2 сентября того же года Констанций III умер (так и не получив признания со стороны правившего Востоком Феодосия II). Между Гонорием и Галлой Плацидией произошел разрыв, и в 423 году сестра императора уехала с детьми в Константинополь. Гонорий умер 15 августа 423 года в Равенне . После смерти Гонория власть в Равенне захватил придворный протонотарий Иоанн . Однако вскоре он был побежден войском, отправленным в Италию восточным императором Феодосием II , и на престол был возведен племянник Гонория Валентиниан III . Основным направлением имперской политики Гонория была борьба с вторжениями варваров. Катастрофическая нехватка финансовых и военных средств привела к падению Рима и распаду Западной Римской империи как единой административной системы. К концу правления Гонория под его контролем оставались диоцезы Италия и Африка , Южная Галлия и Далмация , сохранялись отдельные разрозненные укрепленные пункты на верхнем Дунае. Религиозная политика Гонория отличалась решительным наступлением на язычество . В начале V века в Риме были запрещены гладиаторские бои (впервые осуждены в 325, при имп. Константине Великом). 15 ноября 408 года на Западе и Востоке империи вступил в действие совместный эдикт Гонория и Феодосия II, окончательно лишавший языческие храмы права иметь имущество. Языческие алтари и изображения богов подлежали уничтожению. Храмы разрушать запрещалось и рекомендовалось использовать их в качестве общественных зданий. Аттал , в 408 - 409 годы управлявший Римом, был язычником, но, став императором, принял крещение. Тем не менее при нем языческие храмы в Риме были вновь открыты. На своих монетах он поместил изображение богини Победы вместо монограммы Христа. Однако эта попытка возрождения язычества пресеклась после низложения Аттала.

http://drevo-info.ru/articles/13679792.h...

Подобных статей в тексте привилея Владислава III не было. Анализ отдельных норм и привилегий показывает, что на практике права, предоставлявшиеся православной Церкви под властью папы, были более скромными. Владислав III подтверждал права православных епископов судить подчиненное им духовенство и вести бракоразводные дела. В данном положении не было ничего нового, поскольку такое право было предоставлено, например, Ягайлом Перемышльскому епископу грамотой 1407 г. Новым был запрет государственным чиновникам разных рангов вмешиваться в церковный суд или присваивать себе его функции. Заслуживает внимания и содержащееся в этой части привилея предписание не устранять существующие обычаи, даже если они и не соответствуют принятым (очевидно, в католическом мире) порядкам. Указанные пункты привилея, характеризуя размеры полученных православной Церковью прав, дают представление и об условиях, в которых протекала ее деятельность, и заставляют вспомнить о жесткой позиции польского епископата по отношению к Флорентийской унии. В заключительной части грамоты содержалось подтверждение прав Церкви на все «издавна принадлежащие ей земли». Здесь также не было ничего нового по сравнению с привилеем Ягайла. Но в грамоте эта норма была дополнена и подтверждением прав Церкви на земли, к настоящему моменту ею утраченные, «во владении каких бы лиц и на какой бы из земель и поветов они ни находились». В привилее не шла речь ни о включении православных епископов в состав сената, ни о предоставлении православному духовенству «privilegium fori», ни о праве выбора епископов клиросами — капитулами. Таким образом, реальное содержание грамоты было более скромным, чем вступительная декларация, но определенные выгоды православным этот документ давал и мог бы привлечь на сторону унии какую-то часть православного общества. Вопрос состоял в том, в какой мере удастся провести положения рассмотренного документа в жизнь. Одной письменно выраженной воли короля было недостаточно. Молодой монарх, находившийся за пределами Польского королевства, имел ограниченные возможности для воздействия на происходившее в стране. Заинтересованный в поддержке папского престола Владислав III в 1-й половине 40-х гг. неоднократно призывал польское духовенство признать Евгения IV, но его обращения не были услышаны . Что же касается позиции тех групп, которые содействовали выдаче документа, то они отнюдь не занимали господствующего положения в государстве: среди польского епископата люди, вроде Бискупца, были исключением и после смерти Ягайла он был фактически отстранен правящей группировкой от участия в большой политике. «Русские» феодалы, даже принявшие католичество, как Грицко из рода Кирдеев, также не были главными политическими фигурами в жизни населения «русских» земель в Польском королевстве.

http://sedmitza.ru/lib/text/443009/

Памятник Александру III в Иркутске, впоследствии переименованный в памятник первооткрывателям Сибири И дело сдвинулось с места. Строили по 500–700 километров пути ежегодно – таких темпов строительства железных дорог история не знала, хотя механизировать труд в те годы практически не удавалось, в основном работали вручную. В 1896 году была сдана в эксплуатацию Западно-Сибирская железная дорога от Челябинска до Новониколаевска (Новосибирск) протяжённостью 1422 км. Руководителем экспедиции и строительства на подходах к реке Обь и мостового перехода через неё был инженер и замечательный писатель Николай Гарин-Михайловский. Этот великий проект значительно повлиял на развитие сразу нескольких отраслей: ведь строили не только чугунку, но и вокзалы, мосты и тоннели и, разумеется, населённые пункты. Тут уж как в песне: «И на Тихом океане свой окончили поход». В Сибири оседали тысячи семей, строивших магистраль. Сотни тысяч крестьян, рабочих, служащих переезжали в новые города и посёлки, поднявшиеся за Уралом. После смерти царя был создан Фонд императора Александра III, помогавший сибирским новосёлам-переселенцам. Расчёт царя оправдался: сын продолжил дело отца. Несколько лет назад в Иркутске, на набережной Ангары, на средства железнодорожников был воссоздан памятник Александру III. Это справедливо: уникальная дорога, которая оживила этот край, строилась по воле царя. Забывать об этом нельзя. Транссибирская магистраль – без преувеличений – спасла страну в годы Великой Отечественной. Сибирь тогда служила пристанищем для эвакуированных и в чрезвычайные сроки проросла десятками новых промышленных центров, необходимых армии. Транссиб строился и будет строиться всегда. Сплошная электрификация дороги началась в 1956 году по решению знаменитого ХХ съезда КПСС, ровно 65 лет назад. Тогда Дальний Восток стал ещё ближе к столицам. Возросла и экономическая роль Сибири, а значит – и железной дороги, которая проходит через всю страну. Дорого стоил для России путь во Владивосток, но оправдал он себя многократно.

http://ruskline.ru/opp/2021/02/22/po_vol...

60 Евр. Энциклопедия IX, 404–5; The Jewish Encyclopedia X, 287. † Prof. E. Schürer, Geschichte des jüdischen Volkes I, S. 657. 666–670. Prof. Jos. Felten, Neutestamentliche Zeitgeschichte I, S. 277 ff. 61 Маймонид или Моисей бен-Маймон (Рамбам) род. в Кордове 30 марта 1135 г., умер в Каире 13 декабря 1204 г. Еврейская Энциклопедия X, 507–526; The Jewish Encyclopedia IX, 73–87. Dr. J. Hamburger, Real-Encyclopädie des Judentums III: Suppl. V (Lpzg 1900), S. 115–127; III Suppl. VI (Lpzg 1901), S. 86–98. † Prof. E. Schürer, Geschichte des jüdischen Volkes I, S. 128. 209. 754; II, S. 410. 497. Prof.H. L. StracJc, Einleitung in den Talmud, S. 140. 146–7. 159. I. Abrahams, A Short History of Jewish Literature, p. 81 sqq. 62 Таннай 3-й генерации, род. ок. 110 г., † в Лидии ок. 165 г. Еврейская Энциклопедия X, 790–5; The Jewish Encyclopedia VIII, 432–5. Dr. J. Hamburger, Real-Encyclopädie des Judentums II, S. 705–715. Prof. W. Bacher, Die Agada der Tannaiten I по указателю S. 494; II, S. 1–69 и по указат. S. 568. † Prof. E. Schürer, Geschichte des jüdischen Volkes I, S. 120. 123; II, S. 55. Prof. H. L. Strack, Einleitung in den Talmud, S. 93. I. Abrahams. А Short History of Jewish Literature, p. 7. 34. 63 Menachem ben Benjamin Recanati, итальянский раввин конца XIII-ro и начала XIV века: The Jewish Encyclopedia X, 340. 64 Hoschajah Rabba, Berabbi или Beribbi, Ошайя Рабба, палестинский аморай 1-й генерации (ок. 200 г.). Еврейская Энциклопедия XII, 177–9; The Jewish Encyclopedia VI, 475–6– Prof. W. Bacher, De Agada der palästinensischen Amoräer I, S. 89–108 и по указателю S. 576; III, S. 565. Prof. H. L. Strack, Einleitung in den Talmud, S. 99. 65 Общие вопросы, специально обсуждаемые в исследовании, отмечены в заглавиях трактатов, а здесь в систематическом порядке указываются частные пункты, рассеянные по двум томам книги. 66 Ср. к сему и Dr. Hermann Fischer, Professor der Chirurgie, Geh. Medizinalrat (Breslau–Berlin), Die Krankheit des Apostels Paulus в «Biblische Zeit-nnd Streitfragen zur Aufklärung der Gebildeten», herausg. von Prof. D. Friedrich Kropatscheck, VII. Serie 4. Heft (Gr. Lichterfelde–Berlin 1911).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010